Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема: педагогика как наука. Ее объект и категориальный аппаратСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
® Цели изучения: - знакомство с понятийным аппаратом педагогики как целостной системой; анализ основных логических характеристик понятий; анализ разных трактовок содержания категорий «образование», «воспитание», «обучение», «развитие личности»; выделение содержательного ядра категорий. - сформировать у студентов представление о педагогике как антропологической науке, ее структуре и месте среди других наук о человеке. - сформировать понятие о методологии педагогической науки; первоначальные представления об исследовании в педагогике, его специфике, инструментарии, этапах. - сформировать интерес к исследовательской проблематике в педагогике; позитивное отношение к гуманитарному, антропологическому знанию; понимание его особенностей, а также проблем и сложностей, с которыми сталкивается педагог-исследователь. ® Основные понятия темы: Педагогика; воспитание, образование, обучение; структура педагогики; индивид, индивидуальность, личность, структура личности; социализация личности, развитие личности. Антропология, отрасли педагогической науки, ребенок с проблемами в развитии, дифференциация, реабилитация, коррекция, сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика, логопедия. Методология педагогики, методологическая культура. Методы педагогического исследования. ® Рекомендуемая форма изучения: лекция, семинарское занятие, самостоятельная работа. ® Основное содержание темы: Чтобы определить педагогику как науку, необходимо вначале определить, что такое наука. Наука (научная деятельность) – это сфера человеческой деятельности, в которой добываются, осмысливаются, систематизируются объективные (достоверные) знания о действительности. Научное познание происходит в форме научного исследования, целенаправленного и систематического изучения объектов реальности с помощью специальных научных методов, процедур. Педагогику как науку следует отличать от образовательной и воспитательной практики. Принято различать объект и предмет науки. Объект – это область (сфера) действительности, которую изучает данная наука. Предмет – способ видения объекта с позиций этой науки. Объект педагогики – воспитание, а ее предмет – это система отношений, возникающих в деятельности, являющейся объектом. Однако, есть и другая точка зрения, которая объектом педагогической науки считает образование (определяемое, как в Законе РФ «Об образовании» как «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства»). Категориальный аппарат любой науки – это система понятий, которые используются для описания, анализа исследуемых явлений, процессов, феноменов. В педагогике используются межнаучные понятия (процесс, система и др.). Основными понятиями педагогики (категориями) являются «воспитание», «образование», «обучение». Педагогика как наука и как социальная практика. У науки как таковой есть научно-теоретическая и конструктивно-техническая функции. В большинстве областей научного знания эти функции поделены между разными дисциплинами (например, теоретическая механика и инженерное дело). В педагогике эти функции совмещены: она и описывает явление, устанавливая взаимосвязи в цепочке “причина - следствие”; и указывает, как поступать, определяя связи в цепочке “цель - средство”. Чистое знание ищет применения, практика основывается на знании – их взаимосвязь неразрывна. Таким образом, педагогика – “практическая наука о должном”, “наука об искусстве деятельности”. (С.И. Гессен). В педагогической науке принято выделять ряд отраслей, классифицируя их по разным основаниям: 1. возрастная классификация отраслей: ясельная педагогика, дошкольная педагогика, педагогика школы, педагогика специального образования, педагогика высшей школы, педагогика “третьего возраста”; 2. отраслевая классификация отраслей: военная педагогика, социальная педагогика, пенитенциарная педагогика, специальная педагогика, лечебная педагогика и т.д. 3. дисциплинарная классификация: общая педагогика, дидактика, теория воспитания, педагогическая технология, специальная педагогика, история педагогики, школоведение, частные предметные методики. Специальная педагогика – раздел педагогики общей. Существует определенная специфика ее целей, задач, предмета исследования, связанные с понятием нормы и отклонения в развитии ребенка. Здесь рассматриваются консультационно-диагностическая и коррекционно-педагогическая работа, реабилитация ребенка с проблемами в развитии. Педагогика относится к группе антропологических наук. Ее общетеоретической базой являются такие науки, как физиология, психология и философия. Особое значение сегодня приобретает связь педагогики с такими науками, как культурология, экология, кибернетика. Понятие «методология» используется в науке в двух основных смыслах: а) методология как «знание о знании» – анализ понятия «научное знание», путей познания, сущности научного факта, закономерности, концепции; б) методология как система методов и исследовательских процедур, позволяющих получить научное знание. Различают несколько уровней методологии. Содержание первого их них – философские знания.Второй уровень – общенаучная методология. (системный подход, деятельностный подход, характеристика разных типов научных исследований, их этапы и элементы: гипотеза, объект и предмет исследования, цель, задачи и т.д.). Третий уровень – конкретно-научная методология, т.е. совокупность методов, принципов исследования и процедур, применяемых в той или иной специальной научной дисциплине, например, в педагогике. Методология педагогики – это система знаний об основаниях и структуре педагогической теории, о принципах, подходах и способах добывания знаний о педагогической действительности, а также деятельность по получению таких знаний. Методологическая культура – особая культура научного мышления, базой которого являются методологические знания и опыт рефлексии (самосознания профессионала, который пытается понять свою деятельность). Методологическая культура ученого и учителя, по мысли В.В. Краевского, отличается тем, что первый получает, «производит» научные педагогические знания, а второй использует их в своей педагогической практике: при проектировании педагогического процесса, формулировании и решении педагогических задач и т.д. Методы педагогического исследования – это способы сбора информации о педагогических фактах, а также анализа теоретических понятий, т.е., в целом, это способы решения научно-исследовательских задач. Различают общенаучные и собственно педагогические методы, теоретические и эмпирические. В педагогическом исследовании используются собственно педагогические, психологические, социологические методы. Одним из основных методов педагогического исследования является эксперимент, в ходе которого широко используются как теоретические методы (моделирование, теоретический анализ), так и эмпирические (наблюдение, анкетирование, интервьюирование, тестирование и др.). Логика педагогического исследования – это движение от цели, через эмпирическое описание (в котором отражаются факты), к построению модели (теоретическое представление об объекте) и проекта будущей, усовершенствованной, педагогической деятельности.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 591; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.17.193 (0.007 с.) |