Дополнительная специальность 050402 – «Юриспруденция» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дополнительная специальность 050402 – «Юриспруденция»



№ п/п Название темы Лк. Сем. ЛПЗ КСРС С/Р  
РАЗДЕЛ «ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» Всего 25 часов: лк – 4 ч.; СЗ, ЛПЗ – 6ч.; с/р – 15 ч.    
  Профессионально-педагогическая деятельность учителя современной школы.            
  Профессионально-личностные качества современного учителя.            
  Особенности учебно-познавательной деятельности и подготовки студента педагогического вуза.            
  Техника личной работы студента педагогического вуза.            
  Итого:            
РАЗДЕЛ «ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА» Всего 88 часов: лк – 28 ч.; СЗ, ЛПЗ – 26ч.; с/р – 30 ч. КСР – 4ч.  
  Общие основы педагогики Педагогика как наука. Ее объект и категориальный аппарат.            
  Ребенок как объект и субъект педагогического процесса. Развитие личности и воспитание.            
  Теория обучения Процесс обучения, его сущность, функции, виды.            
  Содержание образования.            
  Методы обучения. Формирование мотивов учения и активизации познавательной деятельности школьников.            
  Модель как виды и формы организации обучения. Современные модели организации обучения.            
  Индивидуально-дифференцированный подход к обучению.            
  Типология и многообразие образовательных учреждений. Дополнительное образование.            
  Контрольная работа            
  Теория и методика воспитания Воспитание как общественное явление и педагогический процесс.            
  Содержание воспитательного процесса.            
  Педагогика межнационального общения.            
  Методы воспитания.            
  Коллектив учащихся как объект и субъект воспитательного процесса.            
  Воспитательная система школы.            
  Педагогические проблемы взаимодействия школьного и семейного воспитания. Классный руководитель: функции и основные направления деятельности.            
  Целостный педагогический процесс. Формирование готовности школьников к самовоспитанию как результат целостного педагогического процесса.            
  Социальная педагогика.            
  Контрольная работа            
  Итого:            
РАЗДЕЛ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ» Всего 41 час: лк – 8 ч.; СЗ, ЛПЗ – 16ч.; с/р – 15 ч. КСР - 2    
  Предмет, задачи, основные понятия курса. Различные подходы к типизации педагогических технологий. Общие сведения о педагогических технологиях. Обусловленность технологий характером педагогических задач. Репродуктивные, продуктивные алгоритмические педагогические технологии. Взаимосвязь курса с другими науками.            
  Сущность педагогической деятельности, ее структура. Педагогическое мышление учителя. Педагогическая ситуация и задача в структуре деятельности учителя. Виды педагогических задач, стратегические, тактические, оперативные. Проектирование и процесс решения педагогических задач. Алгоритм анализа педагогических ситуаций.     2+2 (лаб)      
  Технология диагностической деятельности педагога. Особенности педагогической диагностики, виды, методы, условия ее эффективного применения. Использование результатов диагностики в деятельности учителя-предметника, классного руководителя.     2+2 (лаб)      
  Технология проектировочной деятельности педагога. Особенности проектировочной деятельности учителя, классного руководителя. Целеполагание. Планирование, его сущность, научные основы. Виды планов, их специфические особенности. Характеристика основных форм планирования.       2+2 (лаб)      
  Технология организаторской деятельности. Педагогическое общение в деятельности учителей, классных руководителей. Структура, уровни общения. Педагогическая техника.            
  Потенциальные возможности различных технологий (компьютерных, коммуникативно-информационных, диалоговых, игровых, проблемных, репродуктивных и др.), границы их применения.            
  Контроль самостоятельной работы студентов            
  Итого:            
РАЗДЕЛ «ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ» Всего 41 час: лк – 14 ч.; СЗ, ЛПЗ – 10ч.; с/р – 15 ч. КСР – 2ч.  
  Предмет и задачи курса «История педагогики и образования». Теоретико-методологические основы изучения мирового и отечественного историко-педагогического процесса. Генезис воспитания. Особенности развития воспитания и образования в Восточной цивилизации            
  Становление систем образования в Западно-Европейской цивилизации. Зарождение педагогических знаний. Вопросы воспитания в наследии античных мыслителей          
  Развитие образования и педагогической мысли в средневековой Западной Европе          
  Образование и воспитание к началу нового времени. Зарождение педагогики как науки (кон. XVI - нач. XVII вв.). В.Ратке, Я.А.Коменский            
  Основные тенденции развития педагогической теории и практики образования в странах Западной Европы и США в эпоху нового времени (сер. ХVII - 90-е гг.XIX в.)            
  Реформаторская педагогика и инновационные процессы в зарубежной школе (CIC - 90-е гг.CC вв.)            
  Становление и развитие педагогических традиций России как локальной цивилизации (до конца CUIII в.)            
  Особенности развития образования и педагогической мысли в России в CICв. К.Д.Ушинский, Л.Н. Толстой, Н.И. Пирогов и др.            
  Основные тенденции развития образования в России в начале CC в. (до 1917 г.)            
  Развитие образования и педагогической мысли в СССР в 1917 - 1940 гг.            
  Развитие образования и педагогики в России в кон. 40-х - 90-х гг. ХХ века. Реформаторские мероприятия 80-х годов - модернизация общего среднего образования в связи с задачами научно-технического прогресса. Образовательные концепции 80-х -90-х гг. Национальная доктрина, Федеральная программа развития образования в России            
  Контроль самостоятельной работы студентов            
  Итого:            
  РАЗДЕЛ «УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ» Всего 75 часов: лк – 6 ч.; СЗ, ЛПЗ – 6ч.; с/р – 61 ч. КСР – 2ч.  
    Законодательство, регулирующее отношения в области образования. Государственно-общественная система управления образованием. Система образования в РФ.            
    Понятие управления и педагогического менеджмента. Технология управленческой деятельности. Основные функции и принципы управления педагогическими системами.            
    Школа как педагогическая система и объект управления. Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных учреждений.              
    Особенности правового обеспечения профессиональной педагогической деятельности. Повышение квалификации и аттестация работников образовательного учреждения.            
    Контроль самостоятельной работы студентов          
    Итого:          
                             

 

Примечание.

В данном учебно-методическом комплексе организация освоения представленного учебного содержания (в разделе «Методические указания студентам») может быть реализована в разных формах (семинарское занятие, лабораторно-практическое занятие, самостоятельная работа студентов и др.), выбор которых определяется преподавателем в зависимости от учебно-тематического плана.

3. Методические рекомендации преподавателю

При изучении курса «Педагогика» в процессе лекций студенты будут знакомиться с основными идеями, понятиями, альтернативными теориями и подходами к анализу педагогических явлений и процессов. Проблемность, сопоставимость альтернативных позиций, характеристика стохастичности педагогического процесса, обоснование креативности педагогической деятельности, проблемное изложение актуальных задач отечественной школы и педагогики, - вот основные требования к лекции по педагогике, реализация которых позволит преподавателю учить студентов размышлять и фиксировать основные идеи, важнейшие характеристики понятий, теорий и их авторов, наиболее значимые факты, типичные педагогические ситуации и др. Таким образом, в процессе лекции можно реализовать все элементы содержания педагогических дисциплин: информационно-познавательный, эмоционально-ценностный, операционально-деятельностный, потребностно-мотивационный.

Семинар, в отличие от лекции, является диалогичной формой организации занятий. Беседа, учебная дискуссия, «мозговой штурм», мини-конференции и др., - вот основные формы проведения семинаров. Индивидуально-дифференцированный подход к их организации позволит, создав «ситуацию успеха», эффективно формировать позитивную мотивацию учения, развивать познавательную активность и самостоятельность студентов.

Проведение семинара предполагает формирование у студентов умений: 1) внимательного ознакомления с планом и методическими указаниями к семинару; 2) изучения конспекта лекций по данной теме; 3) самостоятельного изучения литературы к каждому из вопросов плана; 4) выполнения заданий для самостоятельной работы с целью добывания реальных педагогических фактов, иллюстрирующих те или иные положения теории. При чтении литературы и выполнении самостоятельных заданий целесообразно научить студентов делать краткие выписки, отражающие или основные идеи, или важнейшие факты, что поможет им при ответах на вопрос выстроить логическую систему аргументов.

Важнейшая цель семинаров: 1) формировать основные педагогические понятия; 2) научить на их основе осмысливать актуальные педагогические идеи и теории; 3) научить узнавать их в научной литературе и школьной практике; 4) научить опираться на теорию при описании и анализе педагогических фактов и явлений.

Таким образом, на семинарах у студентов формируется профессиональная направленность мышления, развиваются и закрепляются мотивы учения, важнейшие общеучебные педагогические знания, умения и навыки, основы профессиональной рефлексии.

На лабораторно-пракических занятиях (ЛПЗ) отрабатывается применение теоретических положений педагогики на пракике; осуществляется теоретический анализ школьной жизнедеятельности путем обсуждения педагогических ситуаций, выявления и решения педагогических задач; проводится работа с научными, художественными и публицистическими текстами, отрабатываются умения и навыки педагогического проектирования. Операционально-деятельностная доминанта ЛПЗ обусловливает необходимость не только вербальных методов обучения, но и деловых и ролевых игр, педагогических тренингов, «мозгового штурма», защиты проектов, компьютерных технологийи т.д.

Именно на семинарах и ЛПЗ в основном реализуется иерархия целей обучения:

1-й уровень - знание - узнавание, запоминание и воспроиз­ведение педагогической информации:

2-й - понимание, проявляется в умении описывать, интерп­ретировать педагогическую ситуацию или совокупность педагоги­ческих факторов, обнаружить их связи, зависимости и т.д;

3-й - применение, обнаруживается в умении без подсказки преподавателя проанализировать педагогическую ситуацию, осно­вываясь на. профессиональном понятийном аппарате;

4-й - анализ, проявляется в умении самостоятельно вычле­нить педагогическую задачу в предложенной ситуации и описать ее условия;

5-й - синтез, рассматривается как умение обобщить инфор­мацию, получаемую из разных источников и на этой основе самос­тоятельно спроектировать программу и процедуру решения выяв­ленной педагогической задачи;

6-й - оценка - творческое овладение профессиональными знаниями и рефлексией, показывающими способность студента определить ценность и практическую значимость педагогических идей, теорий, концеп­ций для решения перспективных и повседневных учебно-воспита­тельных задач, направленных на развитие личности школьника.

При проведении семинаров и ЛПЗ продуктивность проведенных занятий целесообразно оценивать по следующим направлениям:

Содержание занятий: соответствие тематики и плана занятия УМК, учет специфики учебного занятия (семинар, ЛПЗ), работа над понятийным аппаратом учебного курса, использование междисциплинарных знаний, опора на внутрипредметные связи, связь теории с образовательной практикой, реализация задачного подхода, реализация культурологического подхода, воспитательный потенциал занятия.

Технология проведения занятий анализируется и оценивается по следующим направлениям: реализация индивидуально-дифференцированного подхода в обучении, учет форм довузовской подготовки студентов, использование диалоговых технологий, использование тренинговых технологий, работа по формированию учебной деятельности студентов, связь аудиторной и самостоятельной работы студентов, аудиовизуальные средства на занятии, технология оценки учебно-познавательной деятельности студента.

Основное назначение самостоятельной работы студентов – углубленное самостоятельное ознакомление с альтернативными педагогическими идеями, теориями и концепциями, что позволит студентам аргументированно отстаивать свои профессиональные позиции на семинарах, ЛПЗ, зачете или экзамене.

Психолого-педагогическая практика является профессиональным источником реальной педагогической информации. На основе ознакомления с урочной и внеурочной работой школы студенты: 1) анализируют, как различные педагогические идеи, концепции, теории реализуются в реальной образовательной практике, выявляя при этом основные причины несоответствия между педагогической теорией и школьной практикой; 2)теоретически обоснованно отбирают факты жизнедеятельности реальной школы для последующего анализа на семинарах и лабораторно-практических занятиях; 3) принимают посильное участие в учебно-воспитательной работе школы с целью формирования первичных умений профессионального общения с учениками и учителями и элементов организаторской деятельности; 4) выполняют под руководством преподавателей несложные исследовательские задания; 5) изучают инновационные процессы в региональном образовании.

Педагогические кружки, проблемные группы и олимпиада по педагогике, в отличие от перечисленных выше форм организации обучения, не требуют обязательного участия всех студентов. Если они хотят углубить знания в области теории педагогики, приобрести навыки исследовательской работы, перейти в дальнейшем на индивидуальный план изучения педагогических дисциплин и выполнить курсовую, а в дальнейшем и дипломную работу по педагогике, то целесообразно уже на втором курсе стимулировать их включение в индивидуальную научно-исследовательскую работу в кружке или проблемной группе.

Именно в описанных формах организации и реализуются основные компоненты содержания педагогических дисциплин.

Формирование учебной деятельности студентов в процессе изучения курса «Педагогика» предполагает как развитие их познавательных процессов, так и становление мотивов и смыслов учения, а также дальнейшее развитие общеучебных умений и навыков. Иными словами, в ситуации учения будут происходить два процесса: собственно учение (усвоение системы знаний, умений и навыков) и действие, усваиваемое в учении, в процессе которого студент из субъекта, не владеющего данным действием, трансформируется в субъект, овладевший им.

В процессе получения теоретических знаний у студентов будут развиваться все элементы функциональной структуры учебной деятельности: мотивы, цели, ориентировка, контроль, исполнение, оценка.

При этом следует исходить из определения деятельности учения как деятельности по самоизменению, саморазвитию, в качестве предмета которой рассматривается опыт самих студентов, который преобразуется в учение путем присвоения элементов социального опыта (И.И. Ильясов).

Являясь важным элементом системы педагогической подготовки студентов, изучение дисциплины «Педагогика» также носит системный характер. В процессе познавательной и прак­тической деятельности студентов создаются условия для раз­вития профессиональных аспектов их сознания, деятельности и этических позиций.

В процессе изучения педагогики рекомендуется использовать такие учебные формы, в которых связываются в одно целое как образовательный процесс (собственная учебная деятельность), так и его осмысление и исследовательская работа, в которой и происходит становление личностной педагогической позиции будущего учителя; Деятельность преподавателей также меняется: от "транслятора" знаний, педагогических технологий, через работу "мастера", организующего совместную деятельность с целью формирования у студентов педагогических способностей, к позиции "консультантов".

Применение активных методов обучения побуждает обучающихся к самостоятельному добыванию знаний, активизирует их познавательную деятельность, развитие мышления, формирование практических умений и навыков.

Для активизации познавательной деятельности студентов рекомендуется использовать такие приемы, как постановка вопроса при изложении материала, включение в него отдельных практических упражнений, ситуационных задач, обращение к наглядным и техническим средствам обучения, побуждение к ведению записей, созданию опорных конспектов.

Желательно применять как неимитационные, так и имитационные методы обучения. Имитационные предполагают, как правило, обучение профессиональным умениям и навыкам и связаны с моделированием профессиональной деятельности. При их применении имитируются как ситуации профессиональной деятельности, так и сама профессиональная деятельность. Среди имитационных методов целесообразно применять игровые и неигровые в зависимости от принимаемых студентами условий, выполняемых ими ролей, взаимоотношений между ролями, устанавливаемых правил, наличия элементов состязательности при выполнении заданий.

Из неимитационных методов обучения рекомендуется использовать такие как: проблемная лекция, эвристическая беседа, учебная дискуссия, поисковая лабораторная работа, исследовательский метод, самостоятельная работа с обучающей программой (программированное обучение), самостоятельная работа с книгой. В процесс обучения следует включать и имитационные, в частности, неигровые методы обучения: анализ педагогических ситуаций разных видов и уровней проблемности, решение педагогических задач, упражнения-действия по инструкции на лабораторно-практических занятиях по педагогических дисциплинам, выполнение индивидуальных заданий в процессе педагогической практики; игровые: разыгрывание ролей (элементы деловой игры), деловая игра.

Полезно практиковать приемы, создающие эмоциональное отношение к педагогическому знанию: чтение и анализ художественных и публицистических текстов.

При организации учебной деятельности студентов следует применять приемы, формирующие опыт учебной деятельности, самостоятельной работы с книгой: учебной, дополнительной справочной, нормативной и др. Такая работа формирует у студентов общеучебные умения и навыки. Можно рекомендовать разнообразные задания по работе с книгой: комментированное чтение, выполнение практических упражнений на основе прочитанной литературы, составление плана прочитанного текста; подбор выписок по заданным вопросам; конспектирование текста; составление рефератов по нескольким литературным источникам; составление плана положений, сформулированных в литературном источнике; поиск объяснения отдельных терминов в словарях, справочниках, энциклопедиях; выполнение практических заданий с использованием нормативной, справочной литературы.

При организации учебной дискуссии преподаватель может излагать две различные точки зрения, касающиеся одной и той же проблемы, и предлагает студентам выбрать и обосновать свою позицию. Преподаватель поддерживает дискуссию, раскрывая, уточняя аргументы спора, вводя дополнительные вопросы, поскольку задача участников дискуссии состоит не только в том, чтобы отстоять свою точку зрения, но и опровергнуть противоположную. Выявление позиций студентов, их правильных и ошибочных суждений дает возможность более обоснованно и убедительно утвердить в их сознании основные теоретические положения и выводы.

На занятиях необходимо использовать метод кейсов (обучение методом ситуаций или прецедентов). Такое обучение развивает, зачастую бессознательно, понимание и способность мыслить на языке основных проблем, с которыми сталкиваются специалисты в профессиональной деятельности. Метод кейсов способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление. Студентам нужно предлагать для анализа отрывки из художественных произведений, описывающих педагогические ситуации, учителей.

При изучении рекомендуется использовать проектную методику. Целью проектного метода является: овладение студентами умениями проектирования, конструирования, организации и анализа педагогической деятельности; создание условий для формирования личностно-значимого опыта индивидуальной и совместной деятельности при решении педагогических задач.

Помимо указанных методов, при изучении курса рекомендуется применять мультимедийные технологии (банк видеофрагментов).

4. Методические указания студентам

Уважаемые юные коллеги!

Цель изучения курса "Педагогика" - формирование у вас педагогической направленности вашего мышления. Иными словами, овладевая базовым элементом педагогического знания, вы должны научиться: выявлять, описывать и объяснять педагогические факты, явления и процессы в реальной жизни; самостоятельно пополнять педагогические знания; формировать первичные навыки исследовательской работы и профессиональной рефлексии (самооценки). Достигнуть данную цель можно, если вы выполните следующие задачи: усвоите на междисциплинарной основе важнейшие педагогические понятия: воспитание, образование, обучение, личность, развитие и др.; ознакомитесь с наиболее значительными современными педагогическими идеями и теориями; научитесь теоретически обоснованно описывать и объяснять реальные педагогические ситуации, вычленяя в них педагогические задачи; овладеете алгоритмом решения педагогических задач; приобретете навыки самостоятельной работы с педагогической литературой; ознакомитесь с важнейшими нормативными документами о школе и образовании; приобретете первоначальные навыки профессиональной рефлексии (самооценки). Вы будете усваивать категориальный аппарат и методы педагогики как науки. Сложность решения этой задачи заключается в том, что вы должны впервые на профессиональном уровне начинать разговор на языке новой для вас науки. При этом предстоит преодолеть парадокс иллюзорной легкости этого процесса, т.к. все вы более или менее успешно учились в школе, у большинства из вас на житейском уровне имеются довольно устойчивые представления об основных понятиях педагогики "воспитание", "образование", "обучение", которые ни по объему, ни по полноте не отражают сущностных характеристик. А это, в свою очередь, затрудняет профессиональное восприятие вами как будущими учителями педагогической реальности и усложняет процесс постановки и решения учебно-воспитательных задач.

Таким образом, необходимо обратить внимание не только на информационный аспект программного материала, но и уделить время формированию специальных логических операций, необходимых при работе с понятиями. Вам необходимо на основе понятий "педагогика" и "целостный педагогический процесс", осмыслить роль и место теории образования и обучения в теории педагогики и в процессе становления личности школьника. Здесь важна роль междисциплинарных и предметных связей. Курс дидактики служит основанием для будущего изучения вами курсов частных методик, поэтому важно обратить внимание на то, что дидактический процесс - это только лишь средство развития личности ребенка. Очень важно, усвоив основные понятия, четко представлять себе главные идеи и теории процесса обучения, динамику и тенденции их развития. Необходимо также осмысление механизма влияния процесса обучения (а следовательно, его содержания, форм, методов и средств) на интеллектуальное, духовное, волевое и физическое становление личности ребенка, формирование его познавательных сил, потребностей, стремления к самообразованию.

Разные научные школы имеют различные подходы к описанию этого механизма. Ваша задача заключается в ознакомлении с основными научно-педагогическими теориями и идеями и выбор тех из них, которые наиболее полно отвечают вашему мироощущению. Решение данной проблемы позволит вам еще на студенческой скамье начать формирование собственной педагогической позиции, основанной на фундаментальных научных теориях.

У вас должно появиться четкое представление о социальной и педагогических сторонах такого сложного общественного явления, каким является процесс воспитания.

Что есть цель воспитания, его содержание, формы и методы в современной школе, взаимодействие с процессом обучения, его возможности и пределы, результаты и показатели результативности - вот основные вопросы, на которые вы должны будете ответить себе. Ответы на эти вопросы также лягут в основание вашего собственного педагогического кредо.

Изучение курса "Педагогика" будет проходить в рамках разных форм организации вашей учебной деятельности. Основными среди них являются: лекции, семинары, лабораторно-практические занятия, самостоятельная работа с литературой, зачет, экзамен.

Каждая из названных форм обучения имеет свое назначение: в процессе лекций вы будете ознакомлены с основными идеями, понятиями, альтернативными теориями и подходами к анализу педагогических явлений и процессов. Лекции по педагогике - это не предметный диктант, а информация об актуальных проблемах современной педагогики и школы. Поэтому ваша задача во время лекций размышлять и фиксировать основные идеи, важнейшие характеристики понятий, теорий, наиболее значимые факты и т.п.

Подготовка к семинару предполагает: 1) внимательное ознакомление с планом и методическими указаниями к семинару; 2) изучение конспекта лекции по данной теме; 3) самостоятельное изучение литературы к каждому из вопросов плана; 4) выполнение заданий для самостоятельной работы с целью добывания реальных педагогических фактов, иллюстрирующих те или иные положения теории. При чтении литературы и выполнении самостоятельных заданий целесообразно делать краткие выписки, отражающие или основные идеи, или важнейшие факты, что поможет вам при ответах на вопрос выстроить логическую систему аргументов.

Важнейшая цель семинаров: 1) формировать у вас важнейшие педагогические понятия; 2) научить на их основе осмысливать важнейшие педагогические идеи и теории; 3) научить узнавать их в научной литературе и школьной практике; 4) научить вас опираться на теории при описании и анализе педагогических фактов и явлений. Таким образом, на семинарах у вас формируются и закрепляются важнейшие педагогические и общеучебные знания и умения.

Именно на семинарах в основном реализуется иерархия целей обучения:

1) уровень - знание-узнавание, запоминание и воспроизведение педагогической информации;

2) понимание- проявляется в вашем умении описывать, интерпретировать педагогическую ситуацию или совокупность педагогических фактов, обнаруживать их связи, зависимости и т.д.

3) применение обнаруживается в умении без подсказки преподавателя проанализировать педагогическую ситуацию, основываясь на профессиональном понятийном аппарате;

4) анализ проявляется в умении самостоятельно вычленить педагогическую задачу в предложенной ситуации и описать ее условия;

5) синтез рассматривается как ваше умение обобщить информацию, получаемую из разных источников и на этой основе самостоятельно сконструировать программу и процедуру решения выявленной педагогической задачи;

6) оценка - творческое овладение профессиональными знаниями, показывающая вашу способность оценить ценность и практическую значимость педагогических идей, теорий, концепций для решения перспективных и повседневных учебно-воспитательных задач, направленных на развитие личности школьника.

Как пользоваться планом семинарского занятия

Готовясь к семинару, работайте в такой последовательности:

а) познакомьтесь с изложением темы в учебнике, лекционных записях, т.е. с теми источниками информации, где тема раскрыта целостно, системно и завершенно;

б) теперь, когда у Вас сложилось некоторое общее представление о теме, обратитесь к перечню понятий и умений и попытайтесь распределить их по подтемам плана темы; помните: перечень понятий - это совокупность ключевых элементов содержания темы и - соответственно - подтем, и Вы должны обязательно включить эти понятия в свое сообщение по подтеме, уделить именно им основное внимание при изложении материала; чтобы убедиться в том, что понятия определены вами правильно, полезно вновь, хотя бы бегло, просмотреть материал в учебнике и лекциях - после второго обращения к этим источникам Ваше понимание материала наполовину достигнуто; перечисленные умения тоже следует "разнести" по подтемам, памятуя, что умения делятся на познавательные (умение рассуждать, опираясь на усвоенные понятия) и практические (умение формулировать цели учебно-воспитательной деятельности,, анализировать исходное состояние работы, а также результаты ее и отдельные ситуации учебно-воспитательного процесса, планировать его); такое распределение умений поможет Вам расширить и уточнить Ваши представления о сущности понятий темы и подготовиться к выполнению заданий по теме.

Знайте: осуществленная Вами своеобразная классификация понятий и умений темы - это серьезная аналитическая работа, способствующая развитию педагогического мышления.

Работа с научной литературой теснейшим образом связана со всеми разделами плана семинара, поэтому к ней целесообразно приступить лишь после той предварительной работы, о которой говорилось ранее; важно при этом помнить, что, хотя в рекомендованных для чтения, конспектирования научных трудах рассматриваются те же проблемы, что входят в тему семинара, данные исследовательской работы не учебник, в них может не быть последовательного изложения материала в соответствии с планом темы, может иметься материал, не относящийся к конкретной теме семинара, и студенту, следовательно, приходится осуществлять отбор, находить в тексте книги, статьи то, что непосредственно относится к теме семинара. При этом важно так расположить выписки, чтобы их было удобно использовать при ответе на семинаре; для этого можно перед чтением работы перенести в тетрадь для записей к семинарам план темы (по одной - две страницы на каждую подтему), выписывать под каждым заголовком соответствующие понятия и умения, а после этого помещать тематически отобранные выписки, тезисы, замечания по разным работам, по разным частям одной работы; в результате получится концентрированный материал для выступления на занятии по подтеме (не беда, если какая-то часть отведенной тетрадной площади окажется незаполненной до конца - свободное место всегда пригодится для внесения сопутствующих записей: собственных размышлений по теме, новых сведений из числа прозвучавших в ходе семинара и др.).

Последний этап подготовки к семинару - обдумывание ответов на проблемные задания; после всей предшествующей работы Вы при этом будете уже действовать не вслепую, не наугад, не "методом проб и ошибок", а целенаправленно, опираясь на теоретические положения, требования педагогической логики (что вовсе не исключает свободы выбора собственной точки зрения, позиции, предполагает проявление теоретического подхода, критического мышления). Отвечая на занятии, введите в свое сообщение по подтеме ответы на соответствующие вопросы, материал выполненных заданий - это придаст Вашему изложению творческий характер: не унылое и пресное воспроизведение чужого текста, а выражение самостоятельно найденной позиции, решение педагогических задач, сопоставление фактов и идей, оценочные суждения. Все это приблизит Вас к реалиям Вашей будущей профессии.

Самостоятельная работа студентов предполагает выбор вами источников для изучения и конспектирования или написания рефератов по педагогике.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 485; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.88.249 (0.054 с.)