Схема характеристики воспитательной системы школы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Схема характеристики воспитательной системы школы



I. Общие данные о школе

1. Официальное название школы, ее тип (общеобразовательная, средняя, неполная средняя, начальная, гимназия, лицей, колледж, школа-интернат, авторская, школа-комплекс, экспериментальная площадка, государственная, частная).

2. Микрорайон школы, ее ближайшее окружение: социальный и этнический состав семей, преобладание профессии и занятия родителей, источники положительного и отрицательного влияния, молодежная среда, статус школы среди населения.

3. Взаимодействие с другими школами, с дошкольными, внешкольными, культурно-просветительными учреждениями, с трудовым коллективом и т. д.

4. Количественные характеристики (количество классов, групп продленного дня, учителей, организаторов внеклассной работы).

5. Фамилия, имя, отчество директора школы. Почтовый адрес школы, номер телефона.

II. Особенности воспитательной системы

1. Педагогические идеи, лежащие в основе построения воспитательной системы.

2. Цели воспитания; особенности целеполагания в воспитательной системе, участие в этом процессе учителей, учащихся, родителей.

3. Системообразующие виды деятельности, их организация.

2. Изучите различные воспитательные системы, используя различные источники информации.

Заполните таблицу:

Название воспитательной системы школы Цели и задачи
   

3. Из художественных произведений, таких например, как «Педагогическая поэма», «Флаги на башнях» А. С. Макаренко, «Республика Шкид» Л. Пантелеева и Г. Белых подберите отрывки, характеризующие особенности воспитательных систем А. С. Макаренко, В. Н. Сороки-Росинского.

 

® Блок самоконтроля

1. Подумайте, в каком соотношении находятся понятия дидактическая система, воспитательная система и целостный педагогический процесс.

2. Перечислите известные вам отечественные и зарубежные воспитательные системы, назовите их авторов, вычлените основные концептуальные особенности?

3. Расскажите, как в конкретной воспитательной системе используются новые технологии воспитания.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Сластенин, В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2011.

Пидкасистый, П. И. Педагогика. Учебник для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / П.И. Пидкасистый. - М.: Педагогическое общество России, 2008. http://www.biblioclub.ru/book/93280/

 

СПИСОК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бордовская, Н.В. Педагогика: Учеб. пособ. для вузов / Н. В. Бордовская, А.А. Реан. - СПб: Питер, 2011.

2. Воспитательная деятельность педагога: Учеб. пособ. для студ. вузов. - 4-е изд., стер. - М: Академия, 2008. 3. Ямбург, Е. А. Школа и ее окрестности / Е. А. Ямбург. – М.: Центр книги Рудомино, 2011.4. Ямбург, Е. А. Педагогический декамерон / Е. А. Ямбург. - М: Дрофа, 2008. 5. Александрова, Е. Создаем систему воспитательной работы в школе / Е. Александрова // Народное образование. – 2009. - № 7. – С. 227 – 235.

 

 

Модуль 15.

Тема: Педагогические проблемы взаимодействия школьного и семейного воспитания. Классный руководитель: функции и основные направления деятельности.

® Цели изучения

Выявить специфику семьи как социального института и малой группы.

Проанализировать основания семейного воспитания.

Сформулировать понятие о деятельности классного руководителя, ее функциях.

Раскрыть содержание и особенности организации совместной работы школы и семьи в воспитании детей.

® Основные понятия темы

Воспитательные функции семьи; виды семьи; народная педагогика; формы взаимодействия школы и семьи; социальная педагогика; классный руководитель, его основные функции, важнейшие направления деятельности.

® Рекомендуемая форма изучения: л екция, семинарское занятие, самостоятельная работа.

 

® Что записать в ваш педагогический словарь

Воспитательные функции семьи – назначение, роль семьи в воспитании подрастающего поколения; в широком смысле это функция социализации, но с ней связаны и функции социального контроля, духовного общения, досуговая. Реализуя воспитательные функции, семья создает условия для формирования личности детей, воздействуя на членов семейного коллектива; передает социальный, трудовой, нравственный опыт от родителей к детям.
Виды семьи выделяют по разным основаниям. По характеру распределения семейных обязанностей и лидерства – традиционная семья (патриархальная), семья равных; по составу – однопоколенная (только супруги), двухпоколенная (родители и дети), межпоколенная (прародители, родители и дети); по количеству детей – бездетная, однодетная, малодетная, многодетная; по структуре – полная, неполная и др.
Народная педагогика – объект одной из частей педагогики, т. е. этнопедагогики; совокупность воспитательного опыта, отраженного в устном народном творчестве (пословицах, поговорках, сказках, песнях и т. д.), обрядах, традициях, играх той или иной этнической общности.
Формы взаимодействия школы и семьи – способ осуществления контактов семьи, с образовательными и культурными учреждениями в воспитании детей; это педагогические лектории, родительские собрания, конференции, индивидуальные беседы с родителями и др.
Социальная педагогика – отрасль педагогики, исследующая воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемое как в организациях, специально для этого созданных, так и в организациях, для которых воспитание не является основной функцией (предприятия, общественные объединения и др.).
Классный руководитель – педагогический работник, в чьи должностные обязанности входит: создание благоприятных условий для индивидуального развития и формирования личности учащегося; создание благоприятной микросреды и морально-психологического климата в классе; внесение (при необходимости) корректив в систему воспитания учащихся; помощь в решении проблем, возникающих у учащихся при общении между собой, с родителями, учителями.

 

® Основное содержание темы

Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания являются формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении выполняют все педагогические работники. Однако ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит педагогическому работнику, на которого возложены функции классного руководителя.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 517; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.252.87 (0.007 с.)