Тематика рефератов, докладов, курсовых работ по историко-педагогическим проблемам.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тематика рефератов, докладов, курсовых работ по историко-педагогическим проблемам.



1. Античные философы о воспитании (Сократ, Платон, Аристотель, Демокрит).

2. Воспитание и обучение в древнем Риме.

3. Воспитание и школа в древнейших государствах Ближнего Востока (Египет, Иудея, Индия, Китай и др.)

4. Просвещение и педагогическая мысль в Византии.

5. Школьная политика на Ближнем и Среднем Востоке в Новое время (Османская империя).

6. Конфуцианско-синтоистская мораль – основа японской системы образования.

7. Новые подходы к образованию и педагогическая мораль в период Возрождения.

8. Философско-педагогическое обоснование Я.А. Коменским цели и задач воспитания.

9. Концепция естественного воспитания Ж.-Ж. Руссо

10. Влияние идей классической немецкой философии на разработку проблем образования (И. Кант, Рихте).

11. Педагогические взгляды Г.Спенсера.

12. Свободная вольдорфская школа и педагогика Р. Штейнера.

13. Нетрадиционные подходы к методам обучения и реализация их в школьной практике к. ХIХ – н. ХХ вв. («метод проектов», Говард-план, «Центры интересов» О. Декроли ).

14. Экспериментальные учебные заведения: «дикие школы», «школы без стен», лицеи -пилоты в Западной Европе в первой половине ХХ в.

15. Педагогические идеи в памятниках древнерусской литературы («Изборник» Святослава, «Поучение князя Владимира Мономаха детям»).

16. «Домострой» как свод взглядов на воспитание.

17. Развитие школы в Русском централизованном государстве XVII в.

18. Просветительские реформы и педагогическая мысль в России XVIII в.

19. М.В. Ломоносов и развитие просвещения в России в XVIII в.

20. Педагогическая мысль в России в к. ХIХ – н. ХХ вв.: а) «педагогическая антропология» (П.Ф. Лесгафт, М.И. Демаков, П.Ф. Каптерев и др.); б) «школа труда» (П.П. Блонский, С.А. Левитин, С.Т. Шацкий); в) «свободная школа» (А.У.Зеленко, С.Т. Шацкий, К.Н. Ветцель).

21. Проблема воспитания и образования в трудах русских философов (В.С. Соловьев, В.В. Розанов, Н.А. Бердяев и др.)

22. Развитие просвещения и педагогической мысли в России во 2-й половине XIX в.

23. Законодательные акты по народному образованию в России в XVIII-XIX вв. и их реализация в школьной практике.

24. Законодательные акты по народному образованию в России в XIX-XX вв. и их реализация в школьной практике.

25. Реформы образования в России во второй половине XIX - начале XX вв. и их оценка современниками.

26. Проблема соединения, обучения с производительным трудом в отечественной педагогике и школе.

27. Идея «свободного воспитания» в педагогическом наследии Л.Н. Толстого, К.Н. Вентцеля.

28. Проблема связи воспитания и религии в истории русской педагогики и школы.

29. Идея общечеловеческого воспитания в педагогических сочинениях Н.И. Пирогова и Л.Н. Толстого.

30. К.Д. Ушинский и Н.И. Пирогов о принципах обучения.

31. К.Д. Ушинский и Л.Н. Толстой о целях и средствах нравственного воспитания.

32. История развития русской гимназии.

33. Вальдорфская педагогика, ее основные положения и примеры реализации.

34. Развитие просвещения и педагогической мысли в Тульской губернии во второй половине XIX - начале ХХ века.

35. Альтернативные школы: история и современность.

36. Педагогическая система А.С. Макаренко и современность.

37. А.С. Макаренко о воспитании детей в семье и современные проблемы семейного воспитания.

38. Опытно-показательные станции и школа Наркомпроса РСФСР (школы-коммуны, « школа жизни» Н.И. Поповой и др.)

39. Проблема формирования интереса у детей в процессе обучения в истории отечественной педагогики.

40. Проблема индивидуализации обучения в истории педагогической мысли (отечественной или зарубежной).

41. Проблема личности ребенка, факторов ее формирования педагогической мысли (отечественной или зарубежной).

42. Проблема гуманизации воспитания в истории педагогической мысли (отечественной или зарубежной).

43. Подготовка учителя в истории отечественного педагогического образования (II-я половина XIX - начало ХХ вв.).

44. Содержание образования в развитых странах (Франция, Англия, Германия и др.) или США, Японии.

45. История развития образования в Тульской области.

Раздел «Управление образовательными системами и нормативно-правовое обеспечение образования»

Тема №1.

Законодательство, регулирующее отношения в области образования. Государственно-общественная система управления образованием. Система образования в РФ.

Цель: добиться знания студентами сущностных характеристик понятий «социально – педагогическая система» и «система образования РФ»; понимания взаимосвязей между отдельными структурными элементами системы образования; понимания детерминированности кардинальных изменений в системе образования РФ условиями современного социально – экономического, политического и культурного развития общества.

Формы изучения: лекции, семинары, самостоятельная работа.

План:

1. Теоретические аспекты понятия «система образования».

2. Основные этапы и сущность реформирования образования в России в 80-90 –е годы. Закон РФ «Об образовании».

3. Современное состояние системы образования в РФ, ее структурные элементы и основные особенности.

4. Перспективы развития образования в России.

5. Тульская региональная система образования.

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Сластенин, В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2011.

СПИСОК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бордовская, Н.В. Педагогика: Учеб. пособ. для вузов /Н. В. Бордовская, А.А.Реан. - СПб: Питер, 2011.

2. Воробьева, С.В. Основы управления образовательными системами: Учебное пособие / С.В. Воробьева. – М.: Академия, 2008.

3. Костюченко, И. Ю. Государственная политика и управление в сфере народного образования Российской Федерации (1990-е гг.) / И. Ю. Костюченко: Монография. - М, 2008.

4. Образование в России: Федеральный справочник. – М., 2010.

5. Шамова, Т.И. Управление образовательными системами / Т. М. Давыденко, Г. Н. Шибанова, Т.И. Шамова. – Изд-е 5-е. - М.: Академия, 2008. – 384 с.

 

Методические указания

1. Следует отметить, что образование все чаще рассматривается как разновидность сложной и динамичной социальной системы. Этот взгляд нашел отражение в социологической трактовке понятия «система образования». В тоже время, это понятие можно рассматривать с точки зрения гносеологии как совокупность различных видов познавательной деятельности человека, представленную чувственно – эмоциональным отражением реальности, понятийным мышлением на уровне обыденного сознания и научным мышлением. Социологический и гносеологический подходы к пониманию системы образования сложились исторически. В связи с этим желательно дать краткую характеристику основных этапов становления и развития системы образования в России, привлекая для этого уже имеющиеся у вас знания по истории педагогики. На конкретных примерах покажите: чем было обусловлено развитие системы образования, какие особенности она имела на разных этапах исторического развития России. Из списка основной рекомендованной литературы используйте № 1 и №2.

2. Второй вопрос предусматривает краткую характеристику основных изменений в социально – экономической, политической, культурной жизни России в 90 –е годы XX в. Документы: Национальная доктрина образования, Федеральная программа развития образования. Наибольшее внимание уделите рассмотрению основных разделов Закона РФ «Об образовании». Из рекомендованной литературы используйте №1.

3. Современную систему образования в РФ следует охарактеризовать как совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений и органов управления образованием. Обязательно начертите схему структура системы образования РФ.

4. Данный пункт плана ориентирует вас на рассмотрение и анализ нормативных документов, характеризующих перспективы развития российской системы образования («Национальный проект «Образование», «Наша Новая школа», «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»).

 

5. Покажите особенности Тульской региональной системы образования, расскажите о перспективах ее развития. Приведите статистические данные об образовательных учреждениях города Тулы. В подготовке воспользуйтесь информацией интернет –ресурса - http://education.tula.ru/.

 

Обратить внимание на то, что современную систему образования в РФ следует рассматривать как совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений и органов управления образованием.

Задания:

1. Групповая форма работы. В рамках подтемы «Состояние и развитие Тульской региональной системы образования» подберите материал и сделайте презентацию, отражающую структуру Тульской региональной системы образования.

2. В школах происходит внедрение электронных дневников. Проведите миниисследование, которое позволит выяснить отношение учеников, родителей и учителей к данному виду электронной документации.

Для выполнения задания необходимо использовать интернет-ресурсы Тульской региональной системы образования - http://www.uotula.ru/ и http://education.tula.ru/.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.99.243 (0.008 с.)