Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 27. Урок как основная форма организации педагогического процесса

Поиск

План:

1) Формы обучения (фронтальная, групповая, индивидуальная).

2) Урок как основная форма обучения.

3) Дополнительные формы организации обучения.

Литература:

1) Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Москва, 2004.

2) Педагогика. / под ред. Бабанского Ю.К. – Москва, 1983.

3) Харламов И.Ф. Педагогика. 2-е изд. – Москва, 1990.

4) Кукушин В.С. Дидактика (теория обучения). - Москва / Ростов- на- Дону, 2003.

5) Кукушин В.С. Теория и методика воспитательной работы. - Ростов- на- Дону, 2002.

6) Методика воспитательной работы. Под редакцией В. А. Сластенина - Москва, 2002.

7) Сластенин В.А. Педагогика - Москва, 2002.

8) Харламов И.Ф. Педагогика - Москва, 2004.

Учебная мотивация как необходимое условие эффективности обучения

План:

1) Понятие и сущность учебных мотивов, их источники.

2) Классификация учебных мотивов (мотивационные модели А. Маслоу, Ф. Герцберга).

3) Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности.

4) Интерес в мотивационной сфере.

5) Развитие мотивов учения.

Литература:

1) Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - Москва, 1986.

2) Занков Л.В. Дидактика и жизнь. Избранные труды. - Москва, 1990.

3) Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Москва, 2004.

4) Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - Москва, 1981.

5) Батаршев А.В. Учебно-профессиональная мотивация молодежи. – Академия, 2009.

6) Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. - Москва, 1995.

Тема 29. История развития института семьи в России

План:

1) Общее понятие об институте семьи.

2) Исторические типы семейных отношений в России.

3) Современная российская семья. Противоречия процесса ее модернизации.

Литература:

1) Афанасьева Т.М. Семья. Учебное пособие. – Москва, 1988.

2) Вишневский А.Г. Эволюция российской семьи // «Экология и жизнь» - М., 2008. - № 7-9.

3) Гавров С.Н. Историческое изменение институтов семьи и брака. Учебное пособие. – Москва, 2009.

4) Голод С.И. Будущая семья: какова она? Социально-нравственный аспект. – Москва, 1990.

5) Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. – СПб., 1998.

6) Карцева Л.В. Российская семья на рубеже двух веков. Монография. – Казань, 2001.

Тема 30. Стиль семейного воспитания как фактор формирования личности

План:

1) Семья как социальный институт формирования личности ребенка.

2) Роль семьи в воспитании ребенка. Родительские стили воспитания и установки.

3) Социально-психологические типы личности ребенка, которые соответствуют определенному типу семейного воспитания.

4) Психолого - педагогическая работа по изучению и коррекции детско - родительских отношений.

5) Диагностика детско - родительских отношений в семье.

Литература:

1) Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? - Москва, 2000.

2) Гозман Л.Я., Шлягина Е.И. Психологические проблемы семьи // Вопросы психологии - 1985. - №2.

3) Голод С.И. Стабильность семьи. – СПб., 1984.

4) Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет. / Под ред. Е. О. Смирновой. - Москва, 2001.

5) Минияров В. М. Психология семейного воспитания. - Воронеж, 2000.

6) Петровский А. В. Дети и тактика семейного воспитания. – Москва, 1981.

7) Луковцева А.К. Психология и педагогика: Курс рекций. - Москва, 2008.

8) Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология: Учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений. – Москва, 2003.


ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Словарь основных психологических терминов

Абстракция – мысленное выделение какого-либо признака или свойства предмета, явления с целью его более детального изучения.

Адаптация – приспособление органов чувств к особенностям действующих на них стимулов с целью их наилучшего восприятия.

Аксиология — философское учение о ценностях; аксиологический —имеющий ценностное значение.

Активность деятельностное состояние живых существ, являющееся

важнейшим условием их существования.

Акцентуация – выделение какого-либо свойства или признака на фоне других, его особенное развитие.

Алгоритм предписание о выполнении в определенной последовательности элементарных операций для решения любой задачи, принадлежащей к некоторому классу.

Амбивалентность чувств двойственность, противоречивость нескольких, одновременно испытываемых эмоциональных состояний.

Антропологизм — концепция, утверждающая взгляд на человека как на

высшее и совершеннейшее произведение природы, познание которого дает ключ к ее тайнам.

Антропология — наука, всесторонне изучающая биологическую природу

человека.

Апперцепция — зависимость восприятия от прошлого опыта и от содержания деятельности человека.

Архетип — центральное понятие аналитической психологии Юнга. Представляет собой образы, отражающие содержание культуры данного

общества, которые передаются от поколения к поколению и скрыты в коллективном бессознательном.

Ассоциация – соединение, связь психических явлений друг с другом.

Аттракция – привлекательность, влечение одного человека к другому, сопровождающееся положительными эмоциями.

Аффект – кратковременное, бурно протекающее состояние сильного эмоционального возбуждения.

 

Бессознательное – характеристика психологических свойств, процессов и состояний человека, находящихся вне сферы его сознания, но оказывающих такое же влияние на его поведение, как и сознание.

Биогенетический закон — закон, описывающий открытое немецкими естествоиспытателями Ф. Мюллером и Э. Геккелем соотношение между эта-

пами внутриутробного развития ребенка и этапами развития биологического вида.

Бихевиоризм – учение, в котором в качестве предмета психологических исследований рассматривается только поведение человека.

 

Валидность – качество метода психологического исследования, выражающееся в его соответствии тому, для изучения и оценки чего он изначально был предназначен.

Вербальное научение – приобретение человеком жизненного опыта, знаний, умений и навыков через словесные инструкции и разъяснения.

Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо реальном или идеальном объекте, предполагающая повышение уровня

сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида.

Воля – свойство человека, проявляющееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками.

Воображение – способность представлять отсутствующий или реально не существующий объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им.

Воспоминание – воспроизведение по памяти какой-либо ранее воспринятой информации.

Восприятие – процесс приема и переработки человеком различной информации, поступающей в мозг через органы чувств.

 

Гештальтпсихология – направление психологических исследований, возникшее в Германии в начале XX в., выдвинувшее программу изучения психики с точки зрения ее организации и динамики в виде особых целостностей – «гештальтов».

Глубинная психология (психоанализ) ряд психологических школ, прида-

ющих решающее значение в организации человеческого поведения бес-

сознательным, расположенным в слоях психики мотивам (влечениям, же-

ланиям).

Гомеостаз – нормальное состояние равновесия органических и других процессов в живой системе.

Гуманистическая психология — психологическое направление, признаю-

щее главным предметом исследования личность человека, рассматриваемую как уникальную целостную систему, стремящуюся к самоактуализации и постоянному личностному росту.

 

Действие – одна из единиц деятельности человека, побуждаемая ее мотивом и соотносимая с определенной целью.

Депрессия – состояние душевного расстройства, подавленности, характеризующееся упадком сил и снижением активности.

Детерминизм – философско-гносеологическое учение, утверждающее наличие и возможность установления объективных причин всех явлений, существующих в мире.

Деятельность – процесс активного отношения человека к действительности, в ходе которого происходит достижение субъектом поставленных ранее целей, удовлетворение разнообразных потребностей и

освоение общественного опыта.

Дуализм – учение о независимом, самостоятельном существовании души и тела.

 

Запоминание – один из процессов памяти, обозначающий введение в память вновь поступающей информации.

Защитные механизмы – психоаналитическое понятие, обозначающее совокупность бессознательных приемов, с помощью которых человек оберегает себя от психологических травм.

 

Индивид – человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития,

единства врожденного и приобретенного, носитель индивидуальных своеобразных черт.

Индивидуальный стиль деятельности — устойчивая, индивидуально-спе-

цифическая система психологических средств и способов выполнения деятельности.

Интеллект — относительно устойчивая система умственных действий, операций и способностей, определяющая когнитивный стиль субъекта, направленная на формирование адекватной схемы окружающего мира и образа-Я.

Интеракция – взаимодействие.

Интериоризация — формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению внешнего опыта, переданного другими в виде сообщения или формы поведения.

Интроспекция – способность быстро находить верное решение задачи и ориентироваться в сложных жизненных ситуациях, а также предвидеть ход событий.

 

Когнитивная психология — психологическое направление, рассматриваю-

щее психику как систему, предназначенную для переработки информации.

Коллектив – это группа, где межличностные отношения опосредуются общественно-ценным и личностно-значимым содержанием совместной деятельности.

Конформность – податливость человека реальному или воображаемому давлению со стороны окружающих, проявляющаяся в изменении поведения и установок в соответствии с позицией большинства, первоначально не разделяемой человеком.

Креативность творческие способности человека, проявляющиеся в разных сферах деятельности и характеризующие его личность.

 

Лабильность – свойство нервных процессов, проявляющееся в способности проводить определенное количество нервных импульсов за единицу времени.

Либидо (от лат. libido – влечение, желание, страсть, стремление) – одно из основных понятий психоанализа, специфическая психическая энергия, лежащая в основе всех сексуальных проявлений.

Личность – человеческий индивид как субъект общественных отношений и сознательной деятельности.

Лонгитюдный метод – это многократные обследования одних и тех же

лиц на протяжении длительного времени.

 

Малая группа – небольшая по численности совокупность людей.

Модальность – понятие, обозначающее качество ощущений, возникающих под действием определенных раздражителей.

Мотивация – внутреннее состояние организма, побуждающее его к определенным действиям, динамический процесс управления поведением.

 

Навык - образующиеся в результате упражнения, тренировки, выучки, автоматически выполняемые компоненты сознательной деятельности человека.

Надсознателъное не поддающийся сознательному контролю и регуляции уровень психики, связанный с решением творческих задач.

Научение процесс и результат приобретения индивидуального опыта, независимо от мотивации и способа этого приобретения — целенаправлен-

ного или стихийного.

 

Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.

Общение – это многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми порождаемый мотивами совместной деятельности.

Одаренность — качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешное выполнение деятельности.

Онтогенез – процесс индивидуального развития организма или личности.

Ощущение – элементарный психический процесс, представляющий собой субъективное отражение живым существом в виде психических явлений простейших свойств мира.

 

Память – это сложный психический процесс, состоящий из запечатления, сохранения и последующего узнавания и воспроизведения следов прошлого опыта, позволяющее накапливать информацию, не теряя при этом прежних знаний, сведений, навыков.

Персонализм направление в психологии, созданное В. Штерном, считающее предметом исследования целостную личность как особую первичную реальность.

Перцептивный – относящийся к восприятию.

Поведение – присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, опосредованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью.

Позитивизм научное направление, доказывавшее, что источником истинного знания являются эмпирические, конкретные науки, имеющие объективные методы, а не умозрительные рассуждения. Основатель — О. Конт, а также Д.С. Милль и Г. Спенсер.

Познавательные (когнитивные процессы) психические процессы, отражающие различные стороны действительности в виде образов или представлений (восприятие, память), которые впоследствии преобразуются

при помощи мышления и воображения. Эти процессы являются инструментами познания окружающего мира, картина которого создается на

основе полученных познавательными процессами данных.

Потребность – субъективное, эмоциональное состояние нужды в чем-

либо.

Проприоцептивный – связанный с мышечной системой.

Психика – свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении неотчуждаемой от него картины этого мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности

Психическое отражение – свойство высокоорганизованной материи воспроизводить в форме субъективных образов (ощущений, восприятий, представлений, мыслей и чувств) с различной степенью адекватности признаки, структурные характеристики и отношения других объектов в процессе активной деятельности.

Психоанализ – учение, созданное 3. Фрейдом. Содержит систему идей и методов интерпретации сновидений и других бессознательных психических явлений, а также диагностики и лечения различных душевных заболеваний.

Психология — наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.

 

Развитие психики закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.

Референтная группа -группа, чем-то привлекающая человека, норм и ценностей которой он придерживается, или стремится к ним приспособиться, членом которой он охотно бы стал.

Рефлекс — закономерная ответная реакция организма на раздражитель, опосредованная деятельностью мозга.

Рефлексия (интроспекция, самонаблюдение) процесс самопознания человеком своих внутренних психических состояний и переживаний. Рефлексия является одним из первых методов исследования психики.

Речь – форма и способ использования языка, система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые для общения.

 

Самонаблюдение – наблюдение человека за внутренним планом собственной психической жизни, позволяющее фиксировать ее проявления (переживания, мысли, чувства и др.).

Сенсорика (ощущения) непосредственное и активное отражение отдельных свойств и качеств предметов.

Сенсуализм — концепция, объясняющая происхождение всех видов знания из данных, полученных органами чувств. При этом ощущение, восприятие и память являются основой знаний о частном (единичных предметах или ситуациях). Обобщение этого первичного знания с помощью мыслительных операций приводит к формированию понятий, знания о всеобщем.

Сознание – высший уровень психического отражения действительности, присущий только человеку как общественно-историческому существу.

Социализация процесс и результат активного присвоения человеком норм, идеалов, ценностных ориентации, установок и правил поведения, значимых для его социального окружения.

Способности — индивидуально-психологические особенности, обусловливающие легкость и быстроту обучения.

 

Темперамент – индивидуально-своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые, одинаково проявляясь в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и во взаимосвязи характеризуют тип темперамента.

Тест стандартизированная система заданий, позволяющая быстро и объективно измерить уровень развития определенного психологического

качества. Выделяют тесты интеллекта, тесты одаренности (креативности), тесты достижений и личностные тесты.

 

Умственное развитие - совокупность знаний, умений, а также умственных действий, сформировавшихся в процессе приобретения этих умений и знаний.

Установка — бессознательная готовность человека действовать определенным образом и в определенном направлении.

 

Филогенез — процесс возникновения и исторического развития психики животных и человека.

Фрустрация психическое состояние человека, вызванное трудностями (объективными или субъективными), возникающими в процессе достижения цели.

 

Характер -это совокупность устойчивых индивидуальных свойств человека, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обусловливающая типичные для него способы поведения и жизнедеятельности в конкретных ситуациях.

 

Эго-состояние - актуальный способ существования «Я» человека.

Экстраверсия – обращенность сознания и внимания человека в основном на то, что происходит вокруг него.

Эмоции – это непосредственное, временное переживание какого-либо чувства.

Эмпиризм концепция, доказывающая, что истинная картина мира формируется на основе опытного знания.

Эмпирический основанный на опыте.

Этология — наука об общебиологических основах и закономерностях

поведения животных.

 

Язык – система кодов (символов), с помощью которых обозначаются предметы внешнего мира, их действия, качества, отношения между ними.

Я-концепция относительно устойчивая, дифференцированная и более или менее осознанная система представлений о самом себе.


Приложение 2. Словарь основных педагогических терминов

 

Авторитарное воспитание – воспитательная концепция, предусматривающая подчинение воспитанника воле воспитателя, основанная на подавлении инициативы и самостоятельности, препятствующая развитию активности и индивидуальности ребенка.

Авторская школа – образовательное учреждение, работающее по собственной оригинальной программе, отличной от программ массовой школы. Авторитет воспитателя – завоеванное признание, позволяющее оказывать благотворное влияние на детей, важнейшее средство и решающее условие эффективности педагогической деятельности. Авторитет ученика – признание его личности, права на собственное мнение и самостоятельность поступка, признание его субъектом воспитания себя и других. Адаптивность – приспособительность, одно из основных требований к системе образования взрослых. Обозначает способность гибкой переориентации содержания, форм и методов обучения, создает большие возможности для оперативного перепрофилирования и переподготовки кадров для работы в рыночных структурах и ориентации образовательных услуг на индивидуальные запросы личности.

Акмеология – наука, исследующая закономерности и факты достижения вершин профессионализма, творческого долголетия человека.

Альтернативное образование – совокупность новоутвержденных (негосударственных) образовательных учреждений, работающих по экспериментальным программам, созданным в порядке альтернативы ранее существующим.

Анализ – метод научного исследования путем разложения предмета на составные части или мысленного расчленения объекта путем логической абстракции.

Аспирант – лицо, готовящееся к научной и педагогической деятельности в учреждениях высшего профессионального образования и научноисследовательских институтах. Аспирантура – форма планомерной подготовки научно-педагогических и научных кадров для учреждений высшего профессионального образования и научноисследовательских институтов.

 

Базовое образование – совокупность способностей, установок, знаний и уме-ний, составляющих основу для их дальнейшего приращения и обогащения. Беседа (в дидактике) – диалогический метод обучения, при котором педагогпутем постановки тщательного продуманной системы вопросов подводит учащегося к пониманию нового материала или проверяет усвоение им уже изученного. Брейнсторминг (мозговая атака) – метод стимуляции творческой активности и продуктивности.

 

Вид образования – разновидность обучения, организованная в соответствии с тем или иным основным типологическим принципом (например, степень организованности, способ организации индивидуальной работы обучающегося, способ взаимодействия обучающегося и обучающего).

Воспитание – целенаправленная, специально организованная деятельность воспитателей и воспитанников по созданию условий (материальных, духовных, организационных) для развития личности.

Воспитательный процесс – социально-педагогический феномен, который конструируется, осуществляется и развивается во вполне определенном социуме, имеющем свои пространственные и временные рамки. Воспитывающее обучение – обучение, при котором достигается органическая связь между приобретением учащимися знаний, умений, навыков и формированием у них эмоционально-целостного отношения к миру, друг к другу, к усваиваемому учебному материалу.

 

Гуманизм – целостная концепция человека как наивысшей ценности в мире.

Гуманистическая педагогика -направление в педагогике, ориентирующее на свободный выбор и учет индивидуально-личностных интересов и возможностей субъектов педагогического процесса в обучении, воспитании и образовании.

Гуманитаризация образования – ориентация на освоение содержания образования независимо от его уровня и типа, позволяющего с готовностью решать главные социальные проблемы на благо человека: свободно общаться с людьми разных национальностей и народов, любых профессий и специальностей; хорошо знать родной язык и культуру; свободно владеть иностранными языками.

 

Девиантное поведение – поведение, отклоняющееся от нормы.

Дедуктивные методы – логические методы обобщения полученных эмпирическим путем данных, предполагающие движение мысли от общего суждения к частному выводу.

Демократический стиль – стиль общения педагога с учащимися, ориентированный на повышение субъективной роли учащегося во взаимодействии, на привлечение каждого к решению общих дел. Для педагогов, придерживающихся этого стиля, характерны активно-положительное отношение к учащимся, адекватная оценка их возможностей, успехов и неудач, им свойственно глубокое понимание школьника, целей и мотивов его поведения, умение прогнозировать развитие его личности.

Деонтология педагогическая – это профессиональная этика, гарантирующаяотношения доверия между участниками деятельности и общения. Означает педагогическую компетенцию, терпимость по отношению к другим людям и их идеям, моральную ответственность за принятые учебной и воспитательной деятельностью решения.

Деятельность – специфическая форма общественно-исторического бытия людей, внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознаваемой целью.

Дидактика – отрасль педагогики, теория образования и обучения.

Дидактические задачи – задачи управления учебно-познавательной деятельностью.

Дидактический материал – система объектов, каждый из которых предназначен для использования в процессе обучения в качестве материальной или материализованной модели той или иной системы, выделенной в рамках общественного знания и опыта, и служит средством решения некоторой дидактической задачи.

Диспут – метод формирования суждений, оценок и убеждений в процессе познавательной и ценностно-ориентационной деятельности, не требующий определенных и окончательных решений.

 

Единая школа – принцип организации системы образования, обеспечивающий преемственность и открытость всех ступеней – от низшей до высшей. Задача педагогическая – осмысление сложившейся социально-педагогической ситуации и принятие на этой основе решения и плана необходимых действий. Зачёт – форма проверки успешного выполнения учащимся, студентом лабораторных и практических работ, усвоения программного материала семинарских занятий, учебных заданий производственной (профессиональной) практики, выполнения курсовой работы.

Идентификация – установление тождественности какого-либо объекта образцу.

Индуктивные методы – логические методы обобщения полученных эмпирическим путем данных, предполагающие движение мысли от частных суждений к общему выводу.

Инновация – целенаправленное изменение, которое вносит в определенную социальную единицу – организацию, поселение, общество, группу – новые, относительно стабильные элементы.

Инновационное обучение – обучение, ориентированное на воспитание готовности личности к быстро наступающим переменам в обществе – готовности к активному строительству будущего за счет нового, творческого и мобильного мышления, способности к созданию нового материального продукта, духовного обновления личности и коллектива. История педагогики – отрасль педагогической науки, изучающая состояние и развитие теории и практики воспитания и обучения подрастающего поколения на разных ступенях развития человеческого общества.

 

Коллоквиум – вид учебно-теоретических занятий, представляющий собой групповое обсуждение под руководством преподавателя относительно самостоятельного раздела лекционного курса.

Консультация – одна из форм организации учебной деятельности, которая проводится с отдельными учащимися с целью восполнения пробелов в знаниях, выработки умений и навыков, удовлетворения повышенного интереса к учебному предмету. В отличие от дополнительных занятий консультации, как правило, носят эпизодический характер, поскольку организуются по мере необходимости. Различают текущие, тематические и обобщающие (например, при подготовке к экзаменам или зачетам) консультации.

Контекстное обучение – обучение, в котором динамически моделируются предметное и социальное содержание профессионального труда, тем самым обеспечиваются условия трансформации учебной деятельности студента в профессиональную деятельность специалиста.

 

Лабораторные работы – самостоятельная группа практических методов, которые сочетают практические действия с организованными наблюдениями учащихся.

Лекция – метод обучения и воспитания, последовательное монологическое изложение системы идей в определённой области.

 

Меры воспитания – совокупность действий, направленных на достижение определенной цели воспитания. К мерам воспитания можно отнести меры поощрения, наказания, организации деятельности.

Метод – это способ, посредством которого познается предмет науки.

Метод упражнения – создание воспитателем таких условий, в которых учащийся должен будет поступать в соответствии с нормами и правилами поведения.

Методические приемы – составляющие элементы (части, детали) метода, которые по отношению к методу носят частный подчиненный характер, не имеют самостоятельной педагогической задачи, а подчиняются той задаче, которую преследует данный метод.

Методы воспитания – это способы воздействия воспитателя на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников, с целью выработки у них убеждений и навыков поведения.

Методы контроля – способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной и других видов деятельности воспитанников и педагогической работы учителя.

Методы обучения – способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач.

Методы педагогического исследования – способы изучения педагогических явлений, получения научной информации с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий.

 

Наблюдение – целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, в его процессе исследователь получает конкретный фактический материал.

Навык – умение, доведенное до автоматизма; компонент практической деятельности, проявляющийся в автоматизированном выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем многократного повторения.

Образование – единый процесс физического и духовного формирования личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически обусловленные, более или менее четко зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны.

Образовательная система – комплекс институтов образования.

Образовательный процесс – целенаправленный и организованный процесс получения знаний, умений и навыков в соответствии с целями и задачами образования.

Обучение – совместная целенаправленная деятельность учителя и учащихся, в процессе которой осуществляются развитие личности, ее образование и воспитание.

Объект педагогики – явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества.

 

Педагогика — наука о воспитании и обучении человека, раскрывающая цели и закономерности этих процессов.

Педагогическая деятельность – особый вид социальной (профессиональной) деятельности, направленный на реализацию целей образования.

Педагогическая задача – это желаемый образ, модель конечного состояния, предполагаемый результат взаимодействия педагога и учащегося, в соответствии с которым осуществляется педагогический процесс. В качестве предмета педагогической задачи выступают знания учащихся, их личностно-деловые качества, отношения и т.д.

Педагогическая система – множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных единой образовательной целью развития личности и функционирующих в целостном образовательном процессе.

Педагогическая технология – последовательная, взаимообусловленная система действий педагога, связанных с применением той или иной совокупности методов воспитания и обучения и осуществляемых в педагогическом процессе с целью решения различных педагогических задач.

Педагогический процесс – специально организованное (с системной точки зрения) взаимодействие педагогов и воспитанников (педагогическое взаимодействие) по поводу содержания образования с использованием средств обучения и воспитания (педагогических средств) с целью решения задач образования, направленных на удовлетворение потребностей как общества, так и самой личности в ее развитии и саморазвитии.

Педагогическое взаимодействие – процесс, происходящий между воспитателем и воспитанником в ходе учебно-воспитательной работы и направленный на развитие личности ребенка.

Педология комплексная наука о ребенке, имеющая практико-ориентированный характер и ставящая задачу всестороннего изучения ребенка и составления целостного представления о его жизни и психическом развитии.

Поощрение – способ выражения положительной общественной оценки поведения и деятельности отдельного учащегося или коллектива.

Практические занятия – одна из форм организации учебной деятельности; применяются при изучении дисциплин естественно-научного цикла, а также в процессе трудовой и профессиональной подготовки; проводятся в лабораториях и мастерских, в учебных кабинетах и на учебно-опытных участках и т.д.

Предмет педагогики – образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях).

 

Рабочие учебные программы – учебные программы, разработанные с учетом требований государственного стандарта к образовательным областям, но дополнительно учитывающие национально-региональный компонент, возможности методического, информационного, технического обеспечения учебного процесса, уровень подготовленности учащихся.

Репродуктивные методы – методы организации деятельности учащихся, которые предполагают воспроизведение и повторение способа деятельности по заданиям учителя.

Реферат – краткое изложение содержания источника с лаконичной оценкой;раскрытие состояния какой-либо проблемы на основе обзорного сопоставления и анализа нескольких источников.

 

Самовоспитание – систематическая и сознательная деятельность человека, направленная на саморазвитие и формирование базовой культуры личности. Самовоспитание призвано укреплять и развивать способность к добровольному выполнению обязательств – как личных, так и основанных на требованиях коллектива, формировать моральные и волевые качества, необходимые привычки поведения.

Самообразование – специально организованная, самодеятельная, систематическая познавательная деятельност


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 712; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.81.255 (0.02 с.)