Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 27. Урок как основная форма организации педагогического процесса↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
План: 1) Формы обучения (фронтальная, групповая, индивидуальная). 2) Урок как основная форма обучения. 3) Дополнительные формы организации обучения. Литература: 1) Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Москва, 2004. 2) Педагогика. / под ред. Бабанского Ю.К. – Москва, 1983. 3) Харламов И.Ф. Педагогика. 2-е изд. – Москва, 1990. 4) Кукушин В.С. Дидактика (теория обучения). - Москва / Ростов- на- Дону, 2003. 5) Кукушин В.С. Теория и методика воспитательной работы. - Ростов- на- Дону, 2002. 6) Методика воспитательной работы. Под редакцией В. А. Сластенина - Москва, 2002. 7) Сластенин В.А. Педагогика - Москва, 2002. 8) Харламов И.Ф. Педагогика - Москва, 2004. Учебная мотивация как необходимое условие эффективности обучения План: 1) Понятие и сущность учебных мотивов, их источники. 2) Классификация учебных мотивов (мотивационные модели А. Маслоу, Ф. Герцберга). 3) Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности. 4) Интерес в мотивационной сфере. 5) Развитие мотивов учения. Литература: 1) Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - Москва, 1986. 2) Занков Л.В. Дидактика и жизнь. Избранные труды. - Москва, 1990. 3) Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Москва, 2004. 4) Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - Москва, 1981. 5) Батаршев А.В. Учебно-профессиональная мотивация молодежи. – Академия, 2009. 6) Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. - Москва, 1995. Тема 29. История развития института семьи в России План: 1) Общее понятие об институте семьи. 2) Исторические типы семейных отношений в России. 3) Современная российская семья. Противоречия процесса ее модернизации. Литература: 1) Афанасьева Т.М. Семья. Учебное пособие. – Москва, 1988. 2) Вишневский А.Г. Эволюция российской семьи // «Экология и жизнь» - М., 2008. - № 7-9. 3) Гавров С.Н. Историческое изменение институтов семьи и брака. Учебное пособие. – Москва, 2009. 4) Голод С.И. Будущая семья: какова она? Социально-нравственный аспект. – Москва, 1990. 5) Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. – СПб., 1998. 6) Карцева Л.В. Российская семья на рубеже двух веков. Монография. – Казань, 2001. Тема 30. Стиль семейного воспитания как фактор формирования личности План: 1) Семья как социальный институт формирования личности ребенка. 2) Роль семьи в воспитании ребенка. Родительские стили воспитания и установки. 3) Социально-психологические типы личности ребенка, которые соответствуют определенному типу семейного воспитания. 4) Психолого - педагогическая работа по изучению и коррекции детско - родительских отношений. 5) Диагностика детско - родительских отношений в семье. Литература: 1) Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? - Москва, 2000. 2) Гозман Л.Я., Шлягина Е.И. Психологические проблемы семьи // Вопросы психологии - 1985. - №2. 3) Голод С.И. Стабильность семьи. – СПб., 1984. 4) Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет. / Под ред. Е. О. Смирновой. - Москва, 2001. 5) Минияров В. М. Психология семейного воспитания. - Воронеж, 2000. 6) Петровский А. В. Дети и тактика семейного воспитания. – Москва, 1981. 7) Луковцева А.К. Психология и педагогика: Курс рекций. - Москва, 2008. 8) Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология: Учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений. – Москва, 2003. ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1. Словарь основных психологических терминов Абстракция – мысленное выделение какого-либо признака или свойства предмета, явления с целью его более детального изучения. Адаптация – приспособление органов чувств к особенностям действующих на них стимулов с целью их наилучшего восприятия. Аксиология — философское учение о ценностях; аксиологический —имеющий ценностное значение. Активность — деятельностное состояние живых существ, являющееся важнейшим условием их существования. Акцентуация – выделение какого-либо свойства или признака на фоне других, его особенное развитие. Алгоритм — предписание о выполнении в определенной последовательности элементарных операций для решения любой задачи, принадлежащей к некоторому классу. Амбивалентность чувств — двойственность, противоречивость нескольких, одновременно испытываемых эмоциональных состояний. Антропологизм — концепция, утверждающая взгляд на человека как на высшее и совершеннейшее произведение природы, познание которого дает ключ к ее тайнам. Антропология — наука, всесторонне изучающая биологическую природу человека. Апперцепция — зависимость восприятия от прошлого опыта и от содержания деятельности человека. Архетип — центральное понятие аналитической психологии Юнга. Представляет собой образы, отражающие содержание культуры данного общества, которые передаются от поколения к поколению и скрыты в коллективном бессознательном. Ассоциация – соединение, связь психических явлений друг с другом. Аттракция – привлекательность, влечение одного человека к другому, сопровождающееся положительными эмоциями. Аффект – кратковременное, бурно протекающее состояние сильного эмоционального возбуждения.
Бессознательное – характеристика психологических свойств, процессов и состояний человека, находящихся вне сферы его сознания, но оказывающих такое же влияние на его поведение, как и сознание. Биогенетический закон — закон, описывающий открытое немецкими естествоиспытателями Ф. Мюллером и Э. Геккелем соотношение между эта- пами внутриутробного развития ребенка и этапами развития биологического вида. Бихевиоризм – учение, в котором в качестве предмета психологических исследований рассматривается только поведение человека.
Валидность – качество метода психологического исследования, выражающееся в его соответствии тому, для изучения и оценки чего он изначально был предназначен. Вербальное научение – приобретение человеком жизненного опыта, знаний, умений и навыков через словесные инструкции и разъяснения. Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо реальном или идеальном объекте, предполагающая повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида. Воля – свойство человека, проявляющееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками. Воображение – способность представлять отсутствующий или реально не существующий объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им. Воспоминание – воспроизведение по памяти какой-либо ранее воспринятой информации. Восприятие – процесс приема и переработки человеком различной информации, поступающей в мозг через органы чувств.
Гештальтпсихология – направление психологических исследований, возникшее в Германии в начале XX в., выдвинувшее программу изучения психики с точки зрения ее организации и динамики в виде особых целостностей – «гештальтов». Глубинная психология (психоанализ) — ряд психологических школ, прида- ющих решающее значение в организации человеческого поведения бес- сознательным, расположенным в слоях психики мотивам (влечениям, же- ланиям). Гомеостаз – нормальное состояние равновесия органических и других процессов в живой системе. Гуманистическая психология — психологическое направление, признаю- щее главным предметом исследования личность человека, рассматриваемую как уникальную целостную систему, стремящуюся к самоактуализации и постоянному личностному росту.
Действие – одна из единиц деятельности человека, побуждаемая ее мотивом и соотносимая с определенной целью. Депрессия – состояние душевного расстройства, подавленности, характеризующееся упадком сил и снижением активности. Детерминизм – философско-гносеологическое учение, утверждающее наличие и возможность установления объективных причин всех явлений, существующих в мире. Деятельность – процесс активного отношения человека к действительности, в ходе которого происходит достижение субъектом поставленных ранее целей, удовлетворение разнообразных потребностей и освоение общественного опыта. Дуализм – учение о независимом, самостоятельном существовании души и тела.
Запоминание – один из процессов памяти, обозначающий введение в память вновь поступающей информации. Защитные механизмы – психоаналитическое понятие, обозначающее совокупность бессознательных приемов, с помощью которых человек оберегает себя от психологических травм.
Индивид – человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, единства врожденного и приобретенного, носитель индивидуальных своеобразных черт. Индивидуальный стиль деятельности — устойчивая, индивидуально-спе- цифическая система психологических средств и способов выполнения деятельности. Интеллект — относительно устойчивая система умственных действий, операций и способностей, определяющая когнитивный стиль субъекта, направленная на формирование адекватной схемы окружающего мира и образа-Я. Интеракция – взаимодействие. Интериоризация — формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению внешнего опыта, переданного другими в виде сообщения или формы поведения. Интроспекция – способность быстро находить верное решение задачи и ориентироваться в сложных жизненных ситуациях, а также предвидеть ход событий.
Когнитивная психология — психологическое направление, рассматриваю- щее психику как систему, предназначенную для переработки информации. Коллектив – это группа, где межличностные отношения опосредуются общественно-ценным и личностно-значимым содержанием совместной деятельности. Конформность – податливость человека реальному или воображаемому давлению со стороны окружающих, проявляющаяся в изменении поведения и установок в соответствии с позицией большинства, первоначально не разделяемой человеком. Креативность — творческие способности человека, проявляющиеся в разных сферах деятельности и характеризующие его личность.
Лабильность – свойство нервных процессов, проявляющееся в способности проводить определенное количество нервных импульсов за единицу времени. Либидо (от лат. libido – влечение, желание, страсть, стремление) – одно из основных понятий психоанализа, специфическая психическая энергия, лежащая в основе всех сексуальных проявлений. Личность – человеческий индивид как субъект общественных отношений и сознательной деятельности. Лонгитюдный метод – это многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного времени.
Малая группа – небольшая по численности совокупность людей. Модальность – понятие, обозначающее качество ощущений, возникающих под действием определенных раздражителей. Мотивация – внутреннее состояние организма, побуждающее его к определенным действиям, динамический процесс управления поведением.
Навык - образующиеся в результате упражнения, тренировки, выучки, автоматически выполняемые компоненты сознательной деятельности человека. Надсознателъное — не поддающийся сознательному контролю и регуляции уровень психики, связанный с решением творческих задач. Научение — процесс и результат приобретения индивидуального опыта, независимо от мотивации и способа этого приобретения — целенаправлен- ного или стихийного.
Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам. Общение – это многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми порождаемый мотивами совместной деятельности. Одаренность — качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешное выполнение деятельности. Онтогенез – процесс индивидуального развития организма или личности. Ощущение – элементарный психический процесс, представляющий собой субъективное отражение живым существом в виде психических явлений простейших свойств мира.
Память – это сложный психический процесс, состоящий из запечатления, сохранения и последующего узнавания и воспроизведения следов прошлого опыта, позволяющее накапливать информацию, не теряя при этом прежних знаний, сведений, навыков. Персонализм — направление в психологии, созданное В. Штерном, считающее предметом исследования целостную личность как особую первичную реальность. Перцептивный – относящийся к восприятию. Поведение – присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, опосредованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью. Позитивизм — научное направление, доказывавшее, что источником истинного знания являются эмпирические, конкретные науки, имеющие объективные методы, а не умозрительные рассуждения. Основатель — О. Конт, а также Д.С. Милль и Г. Спенсер. Познавательные (когнитивные процессы) — психические процессы, отражающие различные стороны действительности в виде образов или представлений (восприятие, память), которые впоследствии преобразуются при помощи мышления и воображения. Эти процессы являются инструментами познания окружающего мира, картина которого создается на основе полученных познавательными процессами данных. Потребность – субъективное, эмоциональное состояние нужды в чем- либо. Проприоцептивный – связанный с мышечной системой. Психика – свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении неотчуждаемой от него картины этого мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности Психическое отражение – свойство высокоорганизованной материи воспроизводить в форме субъективных образов (ощущений, восприятий, представлений, мыслей и чувств) с различной степенью адекватности признаки, структурные характеристики и отношения других объектов в процессе активной деятельности. Психоанализ – учение, созданное 3. Фрейдом. Содержит систему идей и методов интерпретации сновидений и других бессознательных психических явлений, а также диагностики и лечения различных душевных заболеваний. Психология — наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.
Развитие психики — закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях. Референтная группа -группа, чем-то привлекающая человека, норм и ценностей которой он придерживается, или стремится к ним приспособиться, членом которой он охотно бы стал. Рефлекс — закономерная ответная реакция организма на раздражитель, опосредованная деятельностью мозга. Рефлексия (интроспекция, самонаблюдение) — процесс самопознания человеком своих внутренних психических состояний и переживаний. Рефлексия является одним из первых методов исследования психики. Речь – форма и способ использования языка, система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые для общения.
Самонаблюдение – наблюдение человека за внутренним планом собственной психической жизни, позволяющее фиксировать ее проявления (переживания, мысли, чувства и др.). Сенсорика (ощущения) — непосредственное и активное отражение отдельных свойств и качеств предметов. Сенсуализм — концепция, объясняющая происхождение всех видов знания из данных, полученных органами чувств. При этом ощущение, восприятие и память являются основой знаний о частном (единичных предметах или ситуациях). Обобщение этого первичного знания с помощью мыслительных операций приводит к формированию понятий, знания о всеобщем. Сознание – высший уровень психического отражения действительности, присущий только человеку как общественно-историческому существу. Социализация — процесс и результат активного присвоения человеком норм, идеалов, ценностных ориентации, установок и правил поведения, значимых для его социального окружения. Способности — индивидуально-психологические особенности, обусловливающие легкость и быстроту обучения.
Темперамент – индивидуально-своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые, одинаково проявляясь в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и во взаимосвязи характеризуют тип темперамента. Тест — стандартизированная система заданий, позволяющая быстро и объективно измерить уровень развития определенного психологического качества. Выделяют тесты интеллекта, тесты одаренности (креативности), тесты достижений и личностные тесты.
Умственное развитие - совокупность знаний, умений, а также умственных действий, сформировавшихся в процессе приобретения этих умений и знаний. Установка — бессознательная готовность человека действовать определенным образом и в определенном направлении.
Филогенез — процесс возникновения и исторического развития психики животных и человека. Фрустрация — психическое состояние человека, вызванное трудностями (объективными или субъективными), возникающими в процессе достижения цели.
Характер -это совокупность устойчивых индивидуальных свойств человека, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обусловливающая типичные для него способы поведения и жизнедеятельности в конкретных ситуациях.
Эго-состояние - актуальный способ существования «Я» человека. Экстраверсия – обращенность сознания и внимания человека в основном на то, что происходит вокруг него. Эмоции – это непосредственное, временное переживание какого-либо чувства. Эмпиризм — концепция, доказывающая, что истинная картина мира формируется на основе опытного знания. Эмпирический — основанный на опыте. Этология — наука об общебиологических основах и закономерностях поведения животных.
Язык – система кодов (символов), с помощью которых обозначаются предметы внешнего мира, их действия, качества, отношения между ними. Я-концепция — относительно устойчивая, дифференцированная и более или менее осознанная система представлений о самом себе. Приложение 2. Словарь основных педагогических терминов
Авторитарное воспитание – воспитательная концепция, предусматривающая подчинение воспитанника воле воспитателя, основанная на подавлении инициативы и самостоятельности, препятствующая развитию активности и индивидуальности ребенка. Авторская школа – образовательное учреждение, работающее по собственной оригинальной программе, отличной от программ массовой школы. Авторитет воспитателя – завоеванное признание, позволяющее оказывать благотворное влияние на детей, важнейшее средство и решающее условие эффективности педагогической деятельности. Авторитет ученика – признание его личности, права на собственное мнение и самостоятельность поступка, признание его субъектом воспитания себя и других. Адаптивность – приспособительность, одно из основных требований к системе образования взрослых. Обозначает способность гибкой переориентации содержания, форм и методов обучения, создает большие возможности для оперативного перепрофилирования и переподготовки кадров для работы в рыночных структурах и ориентации образовательных услуг на индивидуальные запросы личности.Акмеология – наука, исследующая закономерности и факты достижения вершин профессионализма, творческого долголетия человека. Альтернативное образование – совокупность новоутвержденных (негосударственных) образовательных учреждений, работающих по экспериментальным программам, созданным в порядке альтернативы ранее существующим.Анализ – метод научного исследования путем разложения предмета на составные части или мысленного расчленения объекта путем логической абстракции. Аспирант – лицо, готовящееся к научной и педагогической деятельности в учреждениях высшего профессионального образования и научноисследовательских институтах. Аспирантура – форма планомерной подготовки научно-педагогических и научных кадров для учреждений высшего профессионального образования и научноисследовательских институтов.Базовое образование – совокупность способностей, установок, знаний и уме-ний, составляющих основу для их дальнейшего приращения и обогащения. Беседа (в дидактике) – диалогический метод обучения, при котором педагогпутем постановки тщательного продуманной системы вопросов подводит учащегося к пониманию нового материала или проверяет усвоение им уже изученного. Брейнсторминг (мозговая атака) – метод стимуляции творческой активности и продуктивности. Вид образования – разновидность обучения, организованная в соответствии с тем или иным основным типологическим принципом (например, степень организованности, способ организации индивидуальной работы обучающегося, способ взаимодействия обучающегося и обучающего). Воспитание – целенаправленная, специально организованная деятельность воспитателей и воспитанников по созданию условий (материальных, духовных, организационных) для развития личности. Воспитательный процесс – социально-педагогический феномен, который конструируется, осуществляется и развивается во вполне определенном социуме, имеющем свои пространственные и временные рамки. Воспитывающее обучение – обучение, при котором достигается органическая связь между приобретением учащимися знаний, умений, навыков и формированием у них эмоционально-целостного отношения к миру, друг к другу, к усваиваемому учебному материалу.
Гуманизм – целостная концепция человека как наивысшей ценности в мире. Гуманистическая педагогика -направление в педагогике, ориентирующее на свободный выбор и учет индивидуально-личностных интересов и возможностей субъектов педагогического процесса в обучении, воспитании и образовании. Гуманитаризация образования – ориентация на освоение содержания образования независимо от его уровня и типа, позволяющего с готовностью решать главные социальные проблемы на благо человека: свободно общаться с людьми разных национальностей и народов, любых профессий и специальностей; хорошо знать родной язык и культуру; свободно владеть иностранными языками.
Девиантное поведение – поведение, отклоняющееся от нормы. Дедуктивные методы – логические методы обобщения полученных эмпирическим путем данных, предполагающие движение мысли от общего суждения к частному выводу. Демократический стиль – стиль общения педагога с учащимися, ориентированный на повышение субъективной роли учащегося во взаимодействии, на привлечение каждого к решению общих дел. Для педагогов, придерживающихся этого стиля, характерны активно-положительное отношение к учащимся, адекватная оценка их возможностей, успехов и неудач, им свойственно глубокое понимание школьника, целей и мотивов его поведения, умение прогнозировать развитие его личности. Деонтология педагогическая – это профессиональная этика, гарантирующаяотношения доверия между участниками деятельности и общения. Означает педагогическую компетенцию, терпимость по отношению к другим людям и их идеям, моральную ответственность за принятые учебной и воспитательной деятельностью решения.Деятельность – специфическая форма общественно-исторического бытия людей, внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознаваемой целью. Дидактика – отрасль педагогики, теория образования и обучения. Дидактические задачи – задачи управления учебно-познавательной деятельностью. Дидактический материал – система объектов, каждый из которых предназначен для использования в процессе обучения в качестве материальной или материализованной модели той или иной системы, выделенной в рамках общественного знания и опыта, и служит средством решения некоторой дидактической задачи. Диспут – метод формирования суждений, оценок и убеждений в процессе познавательной и ценностно-ориентационной деятельности, не требующий определенных и окончательных решений. Единая школа – принцип организации системы образования, обеспечивающий преемственность и открытость всех ступеней – от низшей до высшей. Задача педагогическая – осмысление сложившейся социально-педагогической ситуации и принятие на этой основе решения и плана необходимых действий. Зачёт – форма проверки успешного выполнения учащимся, студентом лабораторных и практических работ, усвоения программного материала семинарских занятий, учебных заданий производственной (профессиональной) практики, выполнения курсовой работы. Идентификация – установление тождественности какого-либо объекта образцу. Индуктивные методы – логические методы обобщения полученных эмпирическим путем данных, предполагающие движение мысли от частных суждений к общему выводу. Инновация – целенаправленное изменение, которое вносит в определенную социальную единицу – организацию, поселение, общество, группу – новые, относительно стабильные элементы. Инновационное обучение – обучение, ориентированное на воспитание готовности личности к быстро наступающим переменам в обществе – готовности к активному строительству будущего за счет нового, творческого и мобильного мышления, способности к созданию нового материального продукта, духовного обновления личности и коллектива. История педагогики – отрасль педагогической науки, изучающая состояние и развитие теории и практики воспитания и обучения подрастающего поколения на разных ступенях развития человеческого общества.Коллоквиум – вид учебно-теоретических занятий, представляющий собой групповое обсуждение под руководством преподавателя относительно самостоятельного раздела лекционного курса. Консультация – одна из форм организации учебной деятельности, которая проводится с отдельными учащимися с целью восполнения пробелов в знаниях, выработки умений и навыков, удовлетворения повышенного интереса к учебному предмету. В отличие от дополнительных занятий консультации, как правило, носят эпизодический характер, поскольку организуются по мере необходимости. Различают текущие, тематические и обобщающие (например, при подготовке к экзаменам или зачетам) консультации. Контекстное обучение – обучение, в котором динамически моделируются предметное и социальное содержание профессионального труда, тем самым обеспечиваются условия трансформации учебной деятельности студента в профессиональную деятельность специалиста.
Лабораторные работы – самостоятельная группа практических методов, которые сочетают практические действия с организованными наблюдениями учащихся. Лекция – метод обучения и воспитания, последовательное монологическое изложение системы идей в определённой области.Меры воспитания – совокупность действий, направленных на достижение определенной цели воспитания. К мерам воспитания можно отнести меры поощрения, наказания, организации деятельности. Метод – это способ, посредством которого познается предмет науки. Метод упражнения – создание воспитателем таких условий, в которых учащийся должен будет поступать в соответствии с нормами и правилами поведения. Методические приемы – составляющие элементы (части, детали) метода, которые по отношению к методу носят частный подчиненный характер, не имеют самостоятельной педагогической задачи, а подчиняются той задаче, которую преследует данный метод. Методы воспитания – это способы воздействия воспитателя на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников, с целью выработки у них убеждений и навыков поведения. Методы контроля – способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной и других видов деятельности воспитанников и педагогической работы учителя. Методы обучения – способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач. Методы педагогического исследования – способы изучения педагогических явлений, получения научной информации с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий.
Наблюдение – целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, в его процессе исследователь получает конкретный фактический материал. Навык – умение, доведенное до автоматизма; компонент практической деятельности, проявляющийся в автоматизированном выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем многократного повторения.Образование – единый процесс физического и духовного формирования личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически обусловленные, более или менее четко зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны. Образовательная система – комплекс институтов образования. Образовательный процесс – целенаправленный и организованный процесс получения знаний, умений и навыков в соответствии с целями и задачами образования.Обучение – совместная целенаправленная деятельность учителя и учащихся, в процессе которой осуществляются развитие личности, ее образование и воспитание. Объект педагогики – явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества.
Педагогика — наука о воспитании и обучении человека, раскрывающая цели и закономерности этих процессов. Педагогическая деятельность – особый вид социальной (профессиональной) деятельности, направленный на реализацию целей образования. Педагогическая задача – это желаемый образ, модель конечного состояния, предполагаемый результат взаимодействия педагога и учащегося, в соответствии с которым осуществляется педагогический процесс. В качестве предмета педагогической задачи выступают знания учащихся, их личностно-деловые качества, отношения и т.д. Педагогическая система – множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных единой образовательной целью развития личности и функционирующих в целостном образовательном процессе. Педагогическая технология – последовательная, взаимообусловленная система действий педагога, связанных с применением той или иной совокупности методов воспитания и обучения и осуществляемых в педагогическом процессе с целью решения различных педагогических задач. Педагогический процесс – специально организованное (с системной точки зрения) взаимодействие педагогов и воспитанников (педагогическое взаимодействие) по поводу содержания образования с использованием средств обучения и воспитания (педагогических средств) с целью решения задач образования, направленных на удовлетворение потребностей как общества, так и самой личности в ее развитии и саморазвитии. Педагогическое взаимодействие – процесс, происходящий между воспитателем и воспитанником в ходе учебно-воспитательной работы и направленный на развитие личности ребенка. Педология — комплексная наука о ребенке, имеющая практико-ориентированный характер и ставящая задачу всестороннего изучения ребенка и составления целостного представления о его жизни и психическом развитии. Поощрение – способ выражения положительной общественной оценки поведения и деятельности отдельного учащегося или коллектива. Практические занятия – одна из форм организации учебной деятельности; применяются при изучении дисциплин естественно-научного цикла, а также в процессе трудовой и профессиональной подготовки; проводятся в лабораториях и мастерских, в учебных кабинетах и на учебно-опытных участках и т.д. Предмет педагогики – образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях).
Рабочие учебные программы – учебные программы, разработанные с учетом требований государственного стандарта к образовательным областям, но дополнительно учитывающие национально-региональный компонент, возможности методического, информационного, технического обеспечения учебного процесса, уровень подготовленности учащихся. Репродуктивные методы – методы организации деятельности учащихся, которые предполагают воспроизведение и повторение способа деятельности по заданиям учителя. Реферат – краткое изложение содержания источника с лаконичной оценкой;раскрытие состояния какой-либо проблемы на основе обзорного сопоставления и анализа нескольких источников.
Самовоспитание – систематическая и сознательная деятельность человека, направленная на саморазвитие и формирование базовой культуры личности. Самовоспитание призвано укреплять и развивать способность к добровольному выполнению обязательств – как личных, так и основанных на требованиях коллектива, формировать моральные и волевые качества, необходимые привычки поведения. Самообразование – специально организованная, самодеятельная, систематическая познавательная деятельност
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 712; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.81.255 (0.02 с.) |