Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Порядок выполнения контрольных работ↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
Психология и педагогика Методические указания для студентов бакалавриата экономических направлений
Ухта 2012
Родионова, А.Г. Психология и педагогика. Методические указания для студентов бакалавриата экономических направлений [Текст]: метод. указания / А.Г. Родионова. – Ухта: УГТУ, 2012. – 43с.
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся на бакалавриате по направлениям «Экономика» и «Менеджмент». Работа содержит общие методические указания по дисциплине «Психология и педагогика» и тематику контрольных работ. Содержание предложенных вариантов контрольных работ соответствует формированию компетенций по требованиям федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
Рецензент: О. А. Сотникова, зав. кафедрой образовательных технологий Ухтинского государственного технического университета, кандидат педагогических наук, доцент.
Ó Ухтинский государственный технический университет, 2012 169300, Республика Коми, г. Ухта, ул. Первомайская, 13
Отдел оперативной полиграфии УГТУ 169300, Республика Коми, г. Ухта, ул. Октябрьская, 13
Содержание 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ кУРСА ………………………………………………............4 2. ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по изучению курса «Психология и педагогика». ………………..………………….........4 2.1. Основное содержание курса……………..……………………………...........4 2.2. Порядок выполнения контрольных работ..………………………………….7 2.3. Аттестация………………………………………………………………........12 2.4. Список литературы…………………………………………………………..12
3. Темы контрольных работ ……………………………………….........12
4. ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………………. ….. 26 4.1. Приложение 1. Словарь основных психологических терминов……......... 26 4.2. Приложение 2. Словарь основных педагогических терминов…………....34
Цели и задачи курса
Целью освоения дисциплины «Психология и педагогика» является формирование психолого-педагогических основ к выработке личностных компетенций: способностей, связанных с умениями корректно выражать чувства и отношения: критическое осмысление и способность к самокритике, способность работы в команде, способность к межличностному взаимодействию, приверженность к этическим ценностям. Достижение указанной цели определяется решением следующих задач: - обеспечение студентов возможностью формирования необходимого объема знаний о предмете психологии и педагогики, задачах и методах психологии и педагогики, - оказание помощи в выработке целостного представления о психологии человека, - знакомство с основными направлениями и достижениями в области научной психологии и педагогики. Решение задач направлено на повышение общей и психолого-педагогической культуры, приобретение опыта учета индивидуально-психологических и личностных особенностей людей, стилей их познавательной и профессиональной деятельности, усвоение теоретических основ проектирования, организации и осуществления психолого-педагогического процесса, диагностики его хода и результатов.
Общие методические указания
2.1. Основное содержание курса
1. Предмет психологии, ее методология и методы. Предмет психологии. Связь психологии с другими науками. Основные факторы и принципы, определяющие развитие психологической науки (принцип детерминизма, принцип системности и принцип развития). Ведущие категории психологии: категории мотива, образа, деятельности, личности, общения, переживания. Методы психологии: наблюдение, эксперимент, анкеты, тесты, анализ продуктов творческой деятельности. 2. История развития психологической науки. Этапы развития психологии. Возникновение ассоцианизма. Методологический кризис. Возникновение первых психологических школ. Характеристика основных психологических школ: бихевиоризм, гештальтпсихология, психоанализ, генетическая психология, гуманистическая психология, когнитивная психология. Общая характеристика российской психологии. 3. Психика и организм. Первые исследования биологических оснований психики. Эволюционная теория Ч. Дарвина. Теория доминанты. Теории рефлекса. 4. Развитие психики. Развитие психики в филогенезе. Причины возникновения сознания. Его уровни и структура. Развитие психики в отногенезе. Виды развития психики. Теории периодизации психики. 5. Поведение и деятельность. Активность и ее виды. Теория деятельности Рубинштейна-Леонтьева. Исследования поведения в бихевиоризме. Свойства восприятия. 6. Когнитивные процессы. Ощущения и восприятие. Классификация ощущений. Свойства ощущений. Виды восприятия. Свойства восприятия. Память. Процессы памяти. Виды памяти. Мышление, основные свойства мышления. Операции и формы мышления. Виды мышления. Мышление и решение задач. Воображение. Классификация воображения. Операции воображения. Мышление и речь. Речь и язык. Виды речи. Формы слова. Внимание. Виды внимания. Характеристики внимания. 7. Мотивации и эмоции. Психология мотивации, ее общая характеристика. Эмоциональные процессы. Физиологические основы эмоций. Ведущие и ситуативные эмоции, их свойства. Основные свойства переживания. Основные механизмы формирования эмоций. Воля. 8. Индивидуальность и личность. Общая характеристика понятий “индивид”, “индивидуальность”, “личность”. Индивидуальные качества и стиль деятельности человека. Понятие интегральной индивидуальности. Основные типы акцентуации. Основные теории личности: Теория личности З. Фрейда; Теория личности К. Юнга; Теория личности А. Адлера; Теория личности К. Хорни; Теория личности Э. Фромма; Теория личности Э Берна; Теория личности Э. Эриксона; Теория личности А. Маслоу. Проблема личности в современной психологии. Современные подходы к понятию “Я-концепции”. Современное понимание механизмов психологического развития и защиты. 9. Общие вопросы социальной психологии. Общение, структура общения. Перцептивная сторона общения. Коммуникативная сторона общения. Интерактивная сторона общения. Малая группа. Общая характеристика групповой динамики. Виды групп. Руководитель (лидер). Стили руководства. Коллектив: признаки коллектива, тип межличностных отношений в коллективе. Межличностные отношения в группах и коллективах: официальные и неофициальные, деловые и личные, рациональные и эмоциональные, руководитель и подчиненные. 10. Общие основы педагогики. Объект, предмет, задачи и функции педагогики. Методология и методы педагогической науки. Уровни методологии педагогики. Методы педагогического исследования. Основные понятия педагогики. Образование. Воспитание. Обучение. Педагогическая деятельность. Педагогический процесс. Педагогическое взаимодействие. 11. История становления педагогической науки и практики. Становление педагогической науки. Современная структура педагогики. Связь педагогики с другими науками. 12. Образование как глобальный объект педагогики. Цели и задачи образования. Образовательная система России. Содержание образования. Принципы построения содержания образования. Общеметодологические принципы. Специальные принципы. Критерии отбора содержания образования. Стандартизация содержания образования. Нормативные документы, регламентирующие содержание общего среднего образования. Современные тенденции развития образования. 13. Педагогическая деятельность. Психологическая природа педагогической деятельности. Стиль педагогической деятельности. Педагогические способности. Педагогические умения. Педагогическая культура. 14. Воспитание как процесс интериоризации социокультурных ценностей. Воспитание и социализация. Теории воспитания. Самовоспитание. Методы воспитания. Содержание и направления воспитательного процесса. Формирование основ научного мировоззрения. Трудовое воспитание и профессиональная ориентация школьников. Эстетическое воспитание. Физическое воспитание. 15. Общие положения дидактики. Цели, задачи, функции и принципы обучения. Теории обучения. Формы организации обучения. Урок как основная форма организации педагогического процесса. Методы обучения. Учебная мотивация как необходимое условие успешного обучения. 16. Семья как социокультурная среда воспитания. Семья как социальный институт. Детско-родительские отношения и стили семейного воспитания. Стили общения в семье. Нарушения в детско-родительских отношениях. Роль семьи в развитии личности ребенка. 17. Управление педагогическими системами. Государственный характер управления системой образования. Функции и управленческая культура руководителя. Педагогический анализ, планирование и контроль как основные направления управления педагогическими системами. Виды, формы и методы контроля в педагогике. Роль организации в управлении. Оформление цитат, ссылок и сносок Библиографические ссылки употребляют: при цитировании; Аттестация Итоговой аттестацией по курсу является зачет. Для сдачи зачета необходимо получить допуск. Допуск включает в себя: выполнение контрольной работы на удовлетворительную оценку и собеседование по тематике контрольной работы (несколько вопросов по содержанию). Форма проведения зачета – тест.
Список литературы 1. Большой психологический словарь. / под ред. Зинченко В.П. – М.: АСТ, 2008.2. Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб.: ПИТЕР, 2011.3. Гессен С.И. Основы педагогики. – М.: Школа-Пресс, 1995. 4. Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2003. 5. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М.: Логос, 2004. 6. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: длястуд. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2001.7. Кулагина И.Ю. Педагогическая психология: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект, 2011. 8. Луковцева А.К. Психология и педагогика. Курс лекций: Учебное пособие для вузов. – М.: КДУ, 2008. 9. Радугин А.А. Психология. – М.: ЦЕНТР, 2003. 10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: ПИТЕР, 2000. 11. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2002. 12. Современный словарь по педагогике / сост. Рапацевич Е.С. - М.: Совре-менное слов, 2001.13. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.
ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Тема 7. Внимание План: 1) Современные теории внимания. 2) Развитие внимания в онтогенезе. 3) Виды, характеристики внимания. Литература: 1) Солсо Р.Л. Когнитивная психология. - СПб., 1996. 2) Ристо Наатанен. Внимание и функции мозга. – Издательство МГУ, 1998. 3) Психология внимания. / под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Романова В.Я. – Москва, 2008. 4) Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. Учебник. – Москва, 2002. 5) Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 2000. 6) Немов Р. С. Психология – Москва, 1993. 7) Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону, 2002. Тема 8. Память План: 1) Понятие о памяти как психологическом процессе. 2) Виды и формы памяти. 3) Технические приемы эффективного запоминания. Литература: 1) Психология памяти. / под.ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Романова В.Я. – Москва, 2008. 2) Нуркова В.В. Общая психология. В 7 томах. Том 3. Память. – Академия, 2008. 3) Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 2000. 4) Немов Р. С. Психология – Москва, 1993. 5) Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону, 2002. 6) Радугин А.А. Психология. – Москва, 2003. Тема 9. Мышление План: 1) Мышление как процесс абстрактного познания действительности. 2) Логические формы освоения действительности: понятие, суждение, умозаключение. 3) Нарушения мышления. Литература: 1) Матюшкин А.М. Психология мышления. Мышление как разрешение проблемных ситуаций. – КДУ, 2009. 2) Тихомиров О.К. Психология мышления. – Москва, 2008. 3) Гиппенрейтер Ю.Б., Спиридонова В.Ф., Фаликман М.В. и др. Психология мышления. – Москва, 2008. 4) Радугин А. А. Психология и педагогика. – Москва, 1998. 5) Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 2000. 6) Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону, 2002.
Тема 12. Интеллект План: 1) Интеллект и креативность. 2) Оценка интеллекта. 3) Концепция развития детского интеллекта по Ж.Пиаже. Литература: 1) Воронин А.Н. Интеллект и креативность в межличностном взаимодействии. – Институт психологии РАН, 2004. 2) Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. – Спб, 2009. 3) Тихомирова Т.Н. Интеллект и креативность в условиях социальной среды. - Институт психологии РАН, 2010. 4) Эльконин Д.Б. Детская психология. – Москва, 2006. 5) Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Психология и педагогика. - Ростов-на-Дону, 2010. 6) Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 2000. 7) Радугин А.А. Психология. – Москва, 2003 Тема 13. Эмоции План: 1) Эмоции, их происхождение (физиологические основы эмоций). 2) Функции. Виды эмоций. 3) Способы оптимизации эмоционального состояния. Литература: 1) Кэррол Э. Изард. Психология эмоций. – СПб., 2007. 2) Ильин Е.П. Эмоции и чувства. - СПб, 2001. 3) Васильев И.А, Поплужный В.Л., Тихомиров О.К. Эмоции и мышление. - Москва, 1980. 4) Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. – Москва, 1987. 5) Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 2000. 6) Радугин А.А. Психология. – Москва, 2003. Тема 14. Природа индивидуальных различий в способностях людей 1) Общая одаренность и специальные способности. 2) Теории одаренности. 3) Развитие способностей у детей. Литература: 1) Ушаков Д.В. Психология интеллекта и одаренности. – Институт психологии РАН, 2011. 2) Малахова И.А. Развитие личности. Способность к творчеству, одаренность, талант. – Беларуская навука, 2002. 3) Теплов Б.М. Способности и одаренность. – Москва, 1961. 4) Хрестоматия по психологии. Психология индивидуальных различий. – ЧеРо, 2000. 5) Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 2000 6) Немов Р. С. Психология. – Москва, 1993. 7) Николаенко В. М. Психология и педагогика. – Москва, 1998. 8) Андреева И. В. Психология и педагогика. – СПб., 2003. Тема 15. Темперамент План: 1) Физиологическая основа темперамента. 2) Основные свойства темперамента. 3) Типология темперамента. Роль темперамента в деятельности. 4) Конституционные типологии. Литература: 1) Гоникман Э.И. К учению о темпераментах – Минск, 2005. 2) Батаршев А.В. Психология индивидуальных различий: От темперамента – к характеру и типология личности. – Москва, 2000. 3) Батаршев А.В. Диагностика темперамента и характера. – Москва, 2007. 3) Стреляу Ян. Роль темперамента в психическом развитии / пер. с польск. – Москва, 1992. 4) Симонов П.В., Ершов П.М. Темперамент. Характер. Личность. – Москва, 1984. 5) Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Психология и педагогика. - Ростов-на-Дону, 2010. Тема 24. Образовательная система России. План: 1) Развитие образования в России. 2) Современная образовательная система России. 3) Виды образовательных учреждений. 4) Современные проблемы образования. Литература: 1) Невежина М.М., Пушкарева Н.В. Педагогика. – Москва, 2005. 2) Бордовская Н.В. Реан А. Педагогика. - СПб., 2000. 3) Радугин А.А. Педагогика. – Москва, 2002. 4) Пряникова В.Г., Равкин З.И. История образования и педагогической мысли. – Москва, 1995. 5) Реформа образования в России и государственная политика в сфере образования. // Вестник образования. – Москва, 1992. - № 10. – с 12. 6) Полетаев А., Савельева И. Спрос и предложение услуг в сфере среднего и высшего образования в России. - Москва, 2001. 7) С.А. Дятлов. Теория человеческого капитала. - СПб., 1996. 8) Человеческий капитал в России в 1990-х годах. / под ред. А.А.Саградова. - М., 2000. ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1. Словарь основных психологических терминов Абстракция – мысленное выделение какого-либо признака или свойства предмета, явления с целью его более детального изучения. Адаптация – приспособление органов чувств к особенностям действующих на них стимулов с целью их наилучшего восприятия. Аксиология — философское учение о ценностях; аксиологический —имеющий ценностное значение. Активность — деятельностное состояние живых существ, являющееся важнейшим условием их существования. Акцентуация – выделение какого-либо свойства или признака на фоне других, его особенное развитие. Алгоритм — предписание о выполнении в определенной последовательности элементарных операций для решения любой задачи, принадлежащей к некоторому классу. Амбивалентность чувств — двойственность, противоречивость нескольких, одновременно испытываемых эмоциональных состояний. Антропологизм — концепция, утверждающая взгляд на человека как на высшее и совершеннейшее произведение природы, познание которого дает ключ к ее тайнам. Антропология — наука, всесторонне изучающая биологическую природу человека. Апперцепция — зависимость восприятия от прошлого опыта и от содержания деятельности человека. Архетип — центральное понятие аналитической психологии Юнга. Представляет собой образы, отражающие содержание культуры данного общества, которые передаются от поколения к поколению и скрыты в коллективном бессознательном. Ассоциация – соединение, связь психических явлений друг с другом. Аттракция – привлекательность, влечение одного человека к другому, сопровождающееся положительными эмоциями. Аффект – кратковременное, бурно протекающее состояние сильного эмоционального возбуждения.
Бессознательное – характеристика психологических свойств, процессов и состояний человека, находящихся вне сферы его сознания, но оказывающих такое же влияние на его поведение, как и сознание. Биогенетический закон — закон, описывающий открытое немецкими естествоиспытателями Ф. Мюллером и Э. Геккелем соотношение между эта- пами внутриутробного развития ребенка и этапами развития биологического вида. Бихевиоризм – учение, в котором в качестве предмета психологических исследований рассматривается только поведение человека.
Валидность – качество метода психологического исследования, выражающееся в его соответствии тому, для изучения и оценки чего он изначально был предназначен. Вербальное научение – приобретение человеком жизненного опыта, знаний, умений и навыков через словесные инструкции и разъяснения. Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо реальном или идеальном объекте, предполагающая повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида. Воля – свойство человека, проявляющееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками. Воображение – способность представлять отсутствующий или реально не существующий объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им. Воспоминание – воспроизведение по памяти какой-либо ранее воспринятой информации. Восприятие – процесс приема и переработки человеком различной информации, поступающей в мозг через органы чувств.
Гештальтпсихология – направление психологических исследований, возникшее в Германии в начале XX в., выдвинувшее программу изучения психики с точки зрения ее организации и динамики в виде особых целостностей – «гештальтов». Глубинная психология (психоанализ) — ряд психологических школ, прида- ющих решающее значение в организации человеческого поведения бес- сознательным, расположенным в слоях психики мотивам (влечениям, же- ланиям). Гомеостаз – нормальное состояние равновесия органических и других процессов в живой системе. Гуманистическая психология — психологическое направление, признаю- щее главным предметом исследования личность человека, рассматриваемую как уникальную целостную систему, стремящуюся к самоактуализации и постоянному личностному росту.
Действие – одна из единиц деятельности человека, побуждаемая ее мотивом и соотносимая с определенной целью. Депрессия – состояние душевного расстройства, подавленности, характеризующееся упадком сил и снижением активности. Детерминизм – философско-гносеологическое учение, утверждающее наличие и возможность установления объективных причин всех явлений, существующих в мире. Деятельность – процесс активного отношения человека к действительности, в ходе которого происходит достижение субъектом поставленных ранее целей, удовлетворение разнообразных потребностей и освоение общественного опыта. Дуализм – учение о независимом, самостоятельном существовании души и тела.
Запоминание – один из процессов памяти, обозначающий введение в память вновь поступающей информации. Защитные механизмы – психоаналитическое понятие, обозначающее совокупность бессознательных приемов, с помощью которых человек оберегает себя от психологических травм.
Индивид – человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, единства врожденного и приобретенного, носитель индивидуальных своеобразных черт. Индивидуальный стиль деятельности — устойчивая, индивидуально-спе- цифическая система психологических средств и способов выполнения деятельности. Интеллект — относительно устойчивая система умственных действий, операций и способностей, определяющая когнитивный стиль субъекта, направленная на формирование адекватной схемы окружающего мира и образа-Я. Интеракция – взаимодействие. Интериоризация — формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению внешнего опыта, переданного другими в виде сообщения или формы поведения. Интроспекция – способность быстро находить верное решение задачи и ориентироваться в сложных жизненных ситуациях, а также предвидеть ход событий.
Когнитивная психология — психологическое направление, рассматриваю- щее психику как систему, предназначенную для переработки информации. Коллектив – это группа, где межличностные отношения опосредуются общественно-ценным и личностно-значимым содержанием совместной деятельности. Конформность – податливость человека реальному или воображаемому давлению со стороны окружающих, проявляющаяся в изменении поведения и установок в соответствии с позицией большинства, первоначально не разделяемой человеком. Креативность — творческие способности человека, проявляющиеся в разных сферах деятельности и характеризующие его личность.
Лабильность – свойство нервных процессов, проявляющееся в способности проводить определенное количество нервных импульсов за единицу времени. Либидо (от лат. libido – влечение, желание, страсть, стремление) – одно из основных понятий психоанализа, специфическая психическая энергия, лежащая в основе всех сексуальных проявлений. Личность – человеческий индивид как субъект общественных отношений и сознательной деятельности. Лонгитюдный метод – это многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного времени.
Малая группа – небольшая по численности совокупность людей. Модальность – понятие, обозначающее качество ощущений, возникающих под действием определенных раздражителей. Мотивация – внутреннее состояние организма, побуждающее его к определенным действиям, динамический процесс управления поведением.
Навык - образующиеся в результате упражнения, тренировки, выучки, автоматически выполняемые компоненты сознательной деятельности человека. Надсознателъное — не поддающийся сознательному контролю и регуляции уровень психики, связанный с решением творческих задач. Научение — процесс и результат приобретения индивидуального опыта, независимо от мотивации и способа этого приобретения — целенаправлен- ного или стихийного.
Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам. Общение – это многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми порождаемый мотивами совместной деятельности. Одаренность — качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешное выполнение деятельности. Онтогенез – процесс индивидуального развития организма или личности. Ощущение – элементарный психический процесс, представляющий собой субъективное отражение живым существом в виде психических явлений простейших свойств мира.
Память – это сложный психический процесс, состоящий из запечатления, сохранения и последующего узнавания и воспроизведения следов прошлого опыта, позволяющее накапливать информацию, не теряя при этом прежних знаний, сведений, навыков. Персонализм — направление в психологии, созданное В. Штерном, считающее предметом исследования целостную личность как особую первичную реальность. Перцептивный – относящийся к восприятию. Поведение – присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, опосредованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью. Позитивизм — научное направление, доказывавшее, что источником истинного знания являются эмпирические, конкретные науки, имеющие объективные методы, а не умозрительные рассуждения. Основатель — О. Конт, а также Д.С. Милль и Г. Спенсер. Познавательные (когнитивные процессы) — психические процессы, отражающие различные стороны действительности в виде образов или представлений (восприятие, память), которые впоследствии преобразуются при помощи мышления и воображения. Эти процессы являются инструментами познания окружающего мира, картина которого создается на основе полученных познавательными процессами данных. Потребность – субъективное, эмоциональное состояние нужды в чем- либо. Проприоцептивный – связанный с мышечной системой. Психика – свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении неотчуждаемой от него картины этого мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности Психическое отражение – свойство высокоорганизованной материи воспроизводить в форме субъективных образов (ощущений, восприятий, представлений, мыслей и чувств) с различной степенью адекватности признаки, структурные характеристики и отношения других объектов в процессе активной деятельности. Психоанализ – учение, созданное 3. Фрейдом. Содержит систему идей и методов интерпретации сновидений и других бессознательных психических явлений, а также диагностики и лечения различных душевных заболеваний. Психология — наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.
Развитие психики — закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях. Референтная группа -группа, чем-то привлекающая человека, норм и ценностей которой он придерживается, или стремится к ним приспособиться, членом которой он охотно бы стал. Рефлекс — закономерная ответная реакция организма на раздражитель, опосредованная деятельностью мозга. Рефлексия (интроспекция, самонаблюдение) — процесс самопознания человеком своих внутренних психических состояний и переживаний. Рефлексия является одним из первых методов исследования психики. Речь – форма и способ использования языка, система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые для общения.
Самонаблюдение – наблюдение человека за внутренним планом собственной психической жизни, позволяющее фиксировать ее проявления (переживания, мысли, чувства и др.). Сенсорика (ощущения) — непосредственное и активное отражение отдельных свойств и качеств предметов. Сенсуализм — концепция, объясняющая происхождение всех видов знания из данных, полученных органами чувств. При этом ощущение, восприятие и память являются основой знаний о частном (единичных предметах или ситуациях). Обобщение этого первичного знания с помощью мыслительных операций приводит к формированию понятий, знания о всеобщем. Сознание – высший уровень психического отражения действительности, присущий только человеку как общественно-историческому существу. Социализация — процесс и результат активного присвоения человеком норм, идеалов, ценностных ориентации, установок и правил поведения, значимых для его социального окружения. Способности — индивидуально-психологические особенности, обусловливающие легкость и быстроту обучения.
Темперамент – индивидуально-своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые, одинаково проявляясь в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и во взаимосвязи характеризуют тип темперамента. Тест — стандартизированная система заданий, позволяющая быстро и объективно измерить уровень развития определенного психологического качества. Выделяют тесты интеллекта, тесты одаренности (креативности), тесты достижений и личностные тесты.
Умственное развитие - совокупность знаний, умений, а также умственных действий, сформировавшихся в процессе приобретения этих умений и знаний. Установка — бессознательная готовность человека действовать определенным образом и в определенном направлении.
Филогенез — процесс возникновения и исторического развития психики животных и человека. Фрустрация — психическое состояние человека, вызванное трудностями (объективными или субъективными), возникающими в процессе достижения цели.
Характер -это совокупность устойчивых индивидуальных свойств человека, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обусловливающая типичные для него способы поведения и жизнедеятельности в конкретных ситуациях.
Эго-состояние - актуальный способ существования «Я» человека. Экстраверсия – обращенность сознания и внимания человека в основном на то, что происходит вокруг него. Эмоции – это непосредственное, временное переживание какого-либо чувства. Эмпиризм — концепция, доказывающая, что истинная картина мира формируется на основе опытного знания. Эмпирический — основанный на опыте. Этология — наука об общебиологических основах и закономерностях поведения животных.
Язык – система кодов (символов), с помощью которых обозначаются предметы внешнего мира, их действия, качества, отношения между ними. Я-концепция — относительно устойчивая, дифференцированная и более или менее осознанная система представлений о самом себе. Приложение 2. Словарь основных педагогических терминов
Авторитарное воспитание – воспитательная концепция, предусматривающая подчинение воспитанника воле воспитателя, основанная на подавлении инициативы и самостоятельности, препятствующая развитию активности и индивидуальности ребенка. Авторская школа – образовательное учреждение, работающее по собственной оригинальной программе, отличной от программ массовой школы. Авторитет воспитателя – завоеванное признание, позволяющее оказывать благотворное влияние на детей, важнейшее средство и решающее условие эффективности педагогической деятельности. Авторитет ученика – признание его личности, права на собственное мнение и самостоятельность поступка, признание его субъектом воспитания себя и других. Адаптивность – приспособительность, одно из основных требований к системе образования взрослых. Обозначает способность гибкой переориентации содержания, форм и методов обучения, создает большие возможности для оперативного перепрофилирования и переподготовки кадров для работы в рыночных структурах и ориентации образовательных услуг на индивидуальные запросы личности.Акмеология – наука, исследующая закономерности и факты достижения вершин профессионализма, творческого долголетия человека. Альтернативное образование – совокупность новоутвержденных (негосударственных) образовательных учреждений, работающих по экспериментальным программам, созданным в порядке альтернативы ранее существующим.Анализ – метод научного исследования путем разложения предмета на составные части или мысленного расчленения объекта путем логической абстракции. Аспирант – лицо, готовящееся к научной и педагогической деятельности в учреждениях высшего профессионального образования и научноисследовательских институтах. Аспирантура – форма планомерной подготовки научно-педагогических и научных кадров для учреждений высшего профессионального образования и научноисследовательских институтов.Базовое образование – совокупность способностей, установок, знаний и уме-ний, составляющих основу для их дальнейшего приращения и обогащения. Беседа (в дидактике) – диалогический метод обучения, при котором педагогпутем постановки тщательного продуманной системы вопросов подводит учащегося к пониманию нового материала или проверяет усвоение им уже изученного. Брейнсторминг (мозговая атака) – метод стимуляции творческой активности и продуктивности. Ви
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 143; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.141.69 (0.011 с.) |