Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Диагностика эффективности процесса обучения↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 14 из 14 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Целостное осуществление учебного процесса предполагает его завершенность, достижение планируемых и прогнозируемых результатов, а также получение обратной связи, подтверждающей его эффективность. Необходимым условием оценки эффективности обучения становится диагностика его результатов, которая в общем случае рассматривается как специфическая деятельность, включающая в себя: всестороннее целостное обследование объекта с целью определения его состояния; определение сущности, конкретных причин какого-либо неблагополучия с целью его ликвидации, т.е. частичное обследование объекта. Диагностика в процессе обучения предполагает изучение, анализ и оценку результатов учебной деятельности студентов и обучающей деятельности преподавателя как с целью определения их эффективности, так и для последующей коррекции. Таким образом, выделяются два вектора педагогической диагностики: 1. диагностика результатов обучения студентов, направленная на совершенствование педагогического процесса, обеспечивающего достижение высокого уровня их обученности и развития; 2. диагностика (самодиагностика) эффективности деятельности преподавателя, способствующая его профессиональному совершенствованию, повышению уровня педагогического мастерства. При этом важнейшим показателем результативности обучающей деятельности преподавателя выступает первый фактор. Определение эффективности обучения связано с разработкой критериев, в соответствии с которыми отслеживаются и оцениваются результаты учебной деятельности студентов. Согласно системному подходу, они должны соотноситься с прогнозируемыми целями обучения, а следовательно, содержать в себе не только педагогические, но и психологические критерии: измерять как уровень обученности обучающихся, так и уровни их развития и воспитанности. К сожалению, диагностика результатов обучения осуществляется преимущественно посредством дидактических критериев, т.е. оценивается результат овладения студентами содержанием учебного материала на определенном уровне усвоения. При этом, как отмечает Е.Д. Божович, не принимается во внимание ни системная организация современных знаний, ни степень владения приемами и средствами учебной деятельности, ни уровень психического развития студентов в процессе обучения, формирующиеся в ходе него личностные новообразования (познавательная и профессиональная мотивация, мировоззрение, позиция субъекта познавательной и профессиональной деятельности, расширение «зоны ближайшего развития» и т.д.) [15].
Выход преподавателя и системы профессионального образования в целом на данный уровень диагностики возможен лишь при разработке точных критериев и соответствующего им диагностического инструментария. Поэтому остановимся лишь на одной составляющей данного процесса — диагностике обученности. Обученность — результат обучения, овладения обучающимися системой знаний, умений и навыков. Степень обученности определяется уровнем усвоения определенного содержания учебного материала. Диагностика обученности включает в себя: контроль (выявление и измерение), учет (накопление статистических данных) и оценивание знаний, умений и навыков; анализ полученных данных, определение динамики продвижения обучающегося в процессе обучения, тенденций и перспектив его развития, необходимых направлений коррекции. Функции контроля. Выступая главным инструментом диагностики эффективности учебной деятельности студентов, контроль выполняет целый ряд других разнообразных функций в учебно-воспитательном процессе: дидактическая (обучающая) функция контроля связана с тем, что в ходе него актуализируются все имеющиеся у студента знания и умения, происходит их закрепление, обобщение, приведение в систему. С этой точки зрения каждый вид контроля выполняет свою обучающую роль. Так, например, зачет и экзамен являются не только средством проверки степени усвоения студентами содержания учебного курса, но, прежде всего, обеспечивают систематизацию и обобщение всего учебного материала, целостное видение изучаемой дисциплины и осваиваемой в процессе ее изучения профессиональной деятельности. Поэтому существующая тенденция освобождать студентов от данных форм контроля по результатам их учебной деятельности на семинарах и практических занятиях не всегда целесообразна; корректирующая функция контроля заключается в его направленности на выявление пробелов в знаниях, умениях, навыках студентов и определение путей и способов их коррекции, совершенствования, которое частично происходит уже в процессе самого контроля;
мотивирующая, ориентирующая функция. Контроль является дополнительным стимулом учения, составляет важный элемент мотивации при условии, что студент ориентируется в процессе него не столько на внешнее оценивание, отметку, сколько на продвижение вперед в познании, в дальнейшем самообразовании; развивающая функция контроля связана с тем, что он является условием реализации творческого потенциала студентов, развития их способности к рефлексии и самоанализу; воспитательное значение контроля определяется предоставляемой им возможностью самоутверждения студента, удовлетворения его потребности в достижении успеха, признании, влиянием контроля на формирование ответственности, способности к самоорганизации и на развитие воли студента. Требования к построению системы обратной связи. Успешная организация контроля, обеспечивающая реализацию всех его функций, осуществляется при условии выполнения определенных требований к построению системы обратной связи преподавателя с обучающимися в ходе контроля. Создание психологически комфортных условий. Контроль традиционно воспринимается обучающимися как самый дискомфортный этап процесса обучения. Напряженность, страх, возникающие у студентов в процессе проверки и оценивания результатов их учебной деятельности, чаще всего связаны с той атмосферой, которая создается, а подчас и нагнетается преподавателем. Снять это напряжение возможно при выполнении следующих условий: контроль усвоения учебного материала каждым студентом должен быть систематическим, осуществляемым не от случая к случаю, а на протяжении всего процесса обучения, на каждом занятии, что не, только обеспечивает прочность усвоения, но и снимает состояние напряженного ожидания («спросят — не спросят»). Интересен с этой точки зрения опыт В. Ф. Шаталова, который разработал систему контроля на основе опорных конспектов, позволяющую решать задачу многократного опроса каждого обучающегося на занятии с помощью сочетания разнообразных методов и приемов [115]; необходимо предоставлять студентам право альтернативного выбора форм и методов контроля, времени сдачи определенного учебного материала в соответствии с познавательными способностями каждого. С этой целью следует шире использовать возможности технологий индивидуализации и дифференциации обучения; важнейшим условием психологического комфорта является доброжелательное отношение преподавателя к каждому студенту, максимум внимания, демонстрация готовности его выслушать, поддержка, отсутствие субъективизма, фиксированных установок по отношению к отдельным студентам (типа «на большее он не способен»); необходимо также активнее использовать разнообразные формы и методы взаимоконтроля (работа в группах, парах), значительно снижающие состояние напряжения и скованности в процессе проверки. Объективность контроля во многом зависит от того, в какой мере преподаватель придерживается перечисленных выше требований, а также соблюдает следующие условия: имеет четко разработанные критерии оценивания, а также точные и научно обоснованные диагностические тестовые задания, позволяющие выявить все уровни усвоения учебного материала;
задания, предлагаемые в ходе контроля обучающимся, не выходят за пределы изученного ими учебного материала и соответствуют целям (эталонам) усвоения, осознанно принятом студентами; проверяя и оценивая знания, умения, навыки, преподаватель не руководствуется личными симпатиями и антипатиями, а ориентируется на существующие критерии, при этом поддерживая любое продвижение студента вперед; объективность обеспечивается также использованием разнообразных видов, форм и методов контроля, позволяющих выявить различные параметры знаний (см. табл. 13), а также обеспечить полноту информации о результатах обучения каждого студента. Единство контроля и самоконтроля — важнейшее требование в условиях личностно ориентированного профессионального обучения, т.е. постепенный переход студента от взаимоконтроля к самоконтролю, обеспечивающему его становление как специалиста, субъекта профессиональной деятельности. Виды и формы контроля. Условием реализации основных требований к контролю результатов обучения, а также его ведущих функций является использование разнообразных видов и форм проверки знаний, умений, навыков студентов. Традиционно выделяют: 1.предварительный контроль, который осуществляется перед изучением учебного курса или нового раздела и направлен на выявление наличного уровня обученности обучающихся, выступающего результатом усвоения учебного материала на предыдущем этапе обучения. Предварительный контроль имеет большое значение: для определения познавательных возможностей студентов и осуществления индивидуализации и дифференциации обучения; диагностики исходного состояния обученности студента с целью отслеживания его дальнейшего продвижения в обучении (динамики обученности); 2. текущий контроль, который осуществляется на всех этапах обучения, непосредственно в процессе усвоения, закрепления, обобщения и систематизации знаний, умений, навыков и позволяет оперативно диагностировать и корректировать, совершенствовать знания, умения и навыки студентов, обеспечивает стимулирование и мотивацию их деятельности учения на каждом занятии; 3. периодический контроль, который завершает учебную деятельность студентов по определенной теме, разделу и имеет целью обобщение и систематизацию знаний, проверку эффективности усвоения студентами определенного, логически завершенного содержания учебного материала. Периодический контроль предполагает проверку знаний на всех уровнях усвоения и позволяет преподавателю сделать вывод об эффективности данного этапа обучения;
a. итоговый контроль, который выполняет задачу обобщения и систематизации учебного материала по всему курсу или по большому разделу курса. Обычно осуществляется в конце семестра или учебного года в форме зачета, экзамена; b.контрольный срез остаточных знаний — вид контроля, который направлен на проверку прочности усвоения и проводится через определенное время после сдачи зачета, экзамена (например, в начале следующего года, семестра), что предупреждает появление психологической установки у студента типа «сдал — забыл»; c. комплексная проверка результатов обучения, целью которой является выявление уровня усвоения учебного материала не по одной, а по нескольким дисциплинам одновременно. В основном применяется при аттестации специалистов и предполагает выполнение практических производственных работ, решение производственных задач, в которых обнаруживается системность усвоенных знаний и готовность к их комплексному применению. Данные функции выполняет обычно дипломное проектирование. Все перечисленные выше виды контроля могут осуществляться с помощью разнообразных форм и методов проверки знаний, умений, навыков: 1. устная проверка: индивидуальный и фронтальный опрос; взаимоопрос в малых группах (в статических, динамических и вариационных парах, зачет и экзамен). Устная проверка результатов учебной деятельности студентов обладает своими достоинствами и недостатками по сравнению с другими формами контроля. К достоинствам устного опроса следует прежде всего отнести его роль в развитии и диагностике коммуникативных, интеллектуальных возможностей обучающихся, личностного отношения к изучаемому материалу. При этом разные методы устной проверки обладают разным диагностическим, обучающим и развивающим потенциалом: 2. индивидуальный опрос обладает всеми перечисленными выше достоинствами, но требует больших временных затрат, а также необходимости активизировать деятельность других студентов, обеспечивая их включенность не только в качестве слушателей, но и активных участников (вопросы к отвечающим, дополнения, рецензия ответа и т.д.); фронтальный опрос (репродуктивная и эвристическая беседа) создает условия для включения в него большого количества опрашиваемых, но не позволяет выявить глубину усвоения учебного материала, системность знаний и логичность их изложения, не обеспечивает интенсивного развития речи студентов; наиболее эффективны с этой точки зрения методы и приемы взаимоконтроля, разработанные в технологии коллективного вза- имообучения при условии сформированности у студентов критериев взаимооценки результатов учения. Но при этом затрудняется получение преподавателем обратной связи; 3. письменная проверка: контрольные работы, индивидуальные задания (карточки, рефераты, курсовые и дипломные проекты). Основным достоинством письменного опроса является самостоятельный характер работы студентов, обеспечивающий объективность данной формы контроля при условии предъявления индивидуальных заданий, развитие умения студентов выражать свои мысли в письменном виде. Письменный контроль позволяет студентам адекватно оценивать результаты своей учебной деятельности на основе сопоставления их с эталонами, образцами и психологически более комфортен для многих студентов, особенно интровертов. Вместе с тем, преобладание в практике работы преподавателя методов письменного контроля ограничивает возможности развития устной речи студентов;
4. практическая проверка (контрольные практические работы, лабораторный опрос). Практические формы и методы контроля позволяют выявить степень усвоения студентами конкретных профессиональных умений и навыков, а также степень освоения ими теоретических знаний, готовность использовать их в экспериментальной, практической деятельности; 5. программированный опрос (компьютерные контролирующие программы линейного и параллельного типов, «сигнальные карточки», перфокарты, тетради на печатной основе и т.д.). Разработка технологии программированного обучения в 60 —70-е гг. XX в. привела к созданию целого ряда методов машинного и без- машинного программированного опроса, позволяющих преподавателю быстро получить обратную связь и одномоментно проверить знания всех обучающихся. Отличаясь оперативностью, данная форма контроля имеет свои ограничения, главное из которых — отсутствие непосредственного контакта между преподавателем и студентами, невозможность глубоко и полно выявить уровень усвоения студентами всего учебного материала. В настоящее время возвращение к компьютерному контролю связано с разработкой системы тестовых заданий, которые легко вводятся в компьютер и обеспечивают высокую эффективность диагностики результатов обучения; 6. смешанная форма контроля (уплотненный опрос) осуществляется на основе одновременного применения нескольких форм и методов проверки результатов учебной деятельности. Таким образом, эффективность диагностики результатов обучения обеспечивается комплексным использованием преподавателем всех видов, форм и методов контроля. Кроме названных выше это могут быть: тестовые задания и контроль, перекрестный опрос, диктанты, экспресс-опрос, кроссворды, ребусы, шарады, взаимный опрос, конкурсы, викторины, творческие работы, сочинения, рефераты, контрольные работы и др. Зачеты и экзамены. Целью данных форм итогового контроля выступает проверка системности усвоения знаний по каждой отдельной дисциплине, глубины осмысления и приобретение умения комплексного их применения в решении производственных задач. Неоднозначное отношение к экзаменам и зачетам связано с тем, что они зачастую создают стрессовые ситуации для студентов, связанные с необходимостью за короткий промежуток времени осваивать большой объем учебного материала по разным курсам (особенно если нарушается требование систематичности контроля в межсессионный период), а также с преимущественно репродуктивным характером проверки знаний, преобладающим на экзаменах и зачетах. Предупреждение данных проблем возможно при наличии в билетах вопросов, позволяющих выявить все уровни усвоения знаний, умений, навыков (не только репродуктивные, но и творческие), при включении в них теоретических и практических вопросов, производственных задач разного уровня сложности. Необходимо также дальнейшее совершенствование форм итоговой проверки. В настоящее время преподавателями средних специальных и высших учебных заведений разработаны разнообразные варианты контроля знаний, умений, навыков на экзаменах и зачетах. Чтобы исключить механическое заучивание и списывание, на которое надеются многие студенты, надо изменить характер вопросов и заданий: нужно предлагать учебные задачи творческого характера, исключающие простое воспроизведение знаний, и разрешить пользоваться учебными пособиями, справочными материалами и т.д. Преподаватель может предложить студенту выбрать 2 вопроса: один, который студент знает лучше всего, и другой, в ответе на который он больше всего затрудняется, при этом студент должен четко объяснить, что для него является сложным во втором вопросе. Можно организовать сдачу экзамена или зачета в парах или микрогруппах (по 3 чел.): каждый из студентов берет билет с одним вопросом и является основным отвечающим по этому вопросу, а по вопросам билетов своих товарищей дополняет и уточняет их ответы. Рассредоточенный экзамен создает условия для более достоверной проверки результатов учебной деятельности студентов: учебный материал разбивается на блоки (модули), и студенты последовательно сдают каждый блок в течение семестра. Сократить временные затраты преподавателя в условиях рассредоточенного экзамена и обеспечить системную проверку усвоения студентами учебной дисциплины позволяет прием В. Шаталова — А. Границкой, основанный на взаимоконтроле студентами результатов учебной деятельности друг друга. Преподаватель представляет на занятиях эталон ответа по каждому вопросу экзамена и предлагает каждому студенту подготовиться и выступить с ответом по выбранному им одному или нескольким вопросам перед группой. Если ответ студента признается эталонным, ему предоставляется право экзаменовать товарищей по этому вопросу. В аудитории вывешивается таблица, в которой указываются номера вопросов и фамилии студентов, экзаменующих по каждому из них. Взаимоопрос проводится помимо аудиторных занятий и позволяет каждому студенту проработать и сдать все теоретические вопросы билетов, а практические преподаватель выносит на экзамен. Творческий зачет или экзамен. Студенты разрабатывают творческий проект или моделируют производственный процесс, используя приобретенные в процессе изучения дисциплины знания и умения в процессе совместной деятельности в парах или малых группах. Тестирование обученности. Тестирование (от англ. 1ез1 — испытание, проверка) — метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений. В настоящее время тестирование интенсивно применяется в педагогических целях, в том числе и для диагностики обученности. Поэтому существующие тесты разделяют на педагогические (тесты достижений) и психологические, измеряющие общие и специальные способности личности (тесты интеллекта, тесты креативности и т.д.). Тест обученности является тестом достижений и представляет собой систему заданий возрастающей трудности и специфической формы, позволяющей качественно оценить структуру и измерить уровень усвоения знаний, умений и навыков. Тестовое задание является своеобразной единицей, составной частью теста и имеет определенные формальные признаки, обеспечивающие его качество. Активное использование в современной системе образования тестов связано с целым рядом безусловных преимуществ, которыми обладает данная форма контроля. По мнению В. С. Аванесова, тесты не только обеспечивают высокую эффективность контроля, но и положительно влияют на качество образования в целом [1]. Достоинства данной формы контроля определяются: ее экономичностью с точки зрения временных затрат; возможностью обеспечить систематичность контроля; автоматизацией и стандартизацией контроля, наличием количественных оценок; массовым характером проверки, одновременным включением в нее всех обучающихся; объективностью и надежностью выводов. Вместе с тем, данная форма контроля имеет и свои ограничения, которые не позволяют абсолютизировать ее значение и рассматривать как единственную: тестирование направлено преимущественно на диагностику результатов обучения и недостаточно отслеживает процессуальную сторону учения студентов, не позволяет осуществлять качественный анализ процесса решения учебных задач; не все параметры знаний могут измеряться и оцениваться с помощью тестов достижений; переход от форм устной проверки знаний к тестированию лишает студентов дополнительной речевой практики; недостаточен арсенал стандартизированных тестовых заданий по каждой дисциплине; преобладание в практике работы преподавателей тестов достижений, которые, в основном, соответствуют элементарным, репродуктивным уровням усвоения (чаще всего используются тесты опознания, различения, подстановки); недостаточно разработаны и используются тесты, обеспечивающие одновременный контроль уровня усвоения и уровня развития обучающихся (критериально ориентированные тесты). Разработка системы тестовых заданий, позволяющих отслеживать результаты обучения студентов на всех уровнях усвоения, предполагает владение преподавателей методикой их конструирования. Существует целый ряд классификаций данных заданий, требований к их разработке и систематизации. Наиболее приемлем для профессионального образования подход, согласно которому система тестовых заданий выстраивается в соответствии с измеряемыми ими уровнями продуктивности знания или деятельности обучающегося [12]. Системная дидактика рассматривает пять уровней усвоения: знакомство, воспроизведение, эвристический, творческий и исследовательский. Тесты 1-го уровня. Уровень знакомства, иначе называется выборочным, ученическим [11; 38; 65]: студент, усвоивший знания и сформировавший умения учебной, профессиональной деятельности с материальной опорой настолько, что способен выбрать из нескольких ответов один, правильный, считается приобретшим эти знания и умения на первом уровне, уровне знакомства. Для более объективной оценки учебно-познавательной деятельности студентов на первом уровне его можно дифференцировать на три подуровня: первый — узнавание (опознание), второй — различение, третий — соотнесение. Деятельность студента на первом подуровне характеризуется выбором одного правильного ответа из двух предложенных, или деятельностью с материальной опорой. На втором подуровне учебная деятельность студента сводится к выбору правильного ответа из предложенных нескольких (более двух). На третьем подуровне студент находит общее и различное в изученных объектах путем сравнивания характеристик, свойств, параметров, указанных в задании. Соответственно выделяются три типа тестов: опознания, различения и на классификацию. Тест опознания — тест закрытой формы с двумя готовыми ответами, из которых обучающийся должен выбрать один. Например: а) В сложных разрезах граница между секущими плоскостями: 1) изображается; 2) не изображается. б) Абсолютная влажность определяется: 1) гигрометром; 2) психометром. Тест на различение — тест закрытой формы, содержащий несколько ответов, из которых надо выбрать один правильный ответ или несколько. Например: Укажите, при каком виде технического обслуживания автомобиля необходимо проверить состояние шарниров и крепление фланцев карданных валов при: 1. ежедневном обслуживании; 2. техническом обслуживании № 1; 3. техническом обслуживании № 2; 4. сезонном обслуживании. Для лечения стенокардии используют: 1. клофелин; 4) анаприлин; 7) нифедипин; 2. адельфан; 5) мисклерон; 8) холестирамин; 3. нитросорбид; 6) празозин; 9) дихлотиазид. Тест на классификацию (соответствие) предполагает установление соответствия элементов одного столбца элементам другого. Например: Определить причину неисправностей в кривошипно-шатунном механизме трактора.
Тесты 2-го уровня. Деятельность учения студента на втором уровне усвоения профессиональных знаний представляет собой воспроизведение по памяти, без материальной опоры — алгоритмический уровень. Для объективной оценки второго уровня учебной или профессиональной деятельности студента с учетом его способностей возможна дифференциация второго уровня на четыре подуровня. Первый подуровень — дополнение неполной информации, подстановка в текст, уравнение, формулу, чертеж, схему, график, диаграмму и др. Второй подуровень — конструирование правильного ответа, выполнение действия по памяти: воспроизведение текста, формулы, уравнения, чертежа, схемы, графика, диаграммы, выполнение профессиональной функции. Третий подуровень — выполнение учебной задачи по известной формуле, уравнению, правилу, алгоритму. На четвертом подуровне второго уровня студент по памяти, без материальной опоры, восстанавливает алгоритм, последовательность технологического процесса, выполняет процесс производства, управления, регулировки, ухода, обслуживания, ремонта и др. Система тестов 2-го уровня должна включать разнообразные, постепенно усложняющиеся по содержанию, структуре и требованиям к качеству задания на выполнение типовых для конкретных специальностей учебных, учебно-производственных работ. Особенностью эталонов правильного выполнения заданий тестов 3-го уровня является более свернутое отражение технологической (процедурной) последовательности выполнения задания. Подготовительные, вспомогательные и другие этапы выполнения задания, существенно не влияющие на успешность выполнения, не учитываются. Например: Тест-подстановка (тест открытой формы): «Частота вращения шпинделя при сверлении определяется с помощью формулы____». Тест «типовая задача»: «Подсчитать частоту вращения (п) шпинделя при сверлении, если V — 35 м/мин; й = 16 мм». 1000К 1000-35 Эталон правильного действия: 1) п =--; 2) п = —; тс с! 3,14 • 16 9) п = 697 мин '. Конструктивный тест: «Определите порядок действий при ответвлении многожильных медных жил проводов скруткой с последующей пропайкой». Тесты 3-го уровня. Третий уровень усвоения и деятельности характеризуется частично поисковой, эвристической, деятельностью: студенту известен алгоритм типовой, обобщенной, деятельности, который необходимо самостоятельно перенести в конкретные условия учебной, профессиональной деятельности или в новые условия выполнения. Третий уровень усвоения также может быть дифференцирован на четыре подуровня, аналогичные подуровням второго уровня. Первый подуровень третьего уровня характеризуется необходимостью дополнения ответов, содержащих одновременно перенос типовых знаний, умений в конкретные учебные, учебно-профессиональные, профессиональные ситуации. Второй подуровень эвристической деятельности характеризуется конструированием правильного ответа, алгоритма конкретного действия с измененными условиями, материалами, средствами, приемами, способами. Третий подуровень усвоения предполагает решение конкретного задания, ситуации, задачи на основе измененного типового уравнения, формулы. Четвертый подуровень усвоения предполагает формирование измененных алгоритмов типовых процессов и перенос их в конкретные условия учебной, учебно-профессиональной деятельности. Тесты 3-го уровня — это специальные тесты, рассчитанные на проверку способности обучающихся самостоятельно выполнять практические (учебно-производственные) работы в нетипичных условиях, т. е. на проверку профессиональной зрелости будущего специалиста. Такие тесты используют для проверки уровня профессиональной подготовленности студентов, претендующих на присвоение повышенного уровня квалификации, в них фактически соединяется проверка уровня знаний и уровня умений обучающихся. Тестовые задания 3-го уровня могут содержать предложения выполнить работу в заданных нетипичных условиях на основе самостоятельно разработанной оригинальной технологии. Выполнение таких заданий должно требовать эвристического, поискового применения профессиональных знаний и полученных умений. Например: Разработать самостоятельно технологический процесс для изготовления нестандартных деталей. Произвести испытания и регулировку машины, дающей сбои в работе (указываются нетипичные сбои). Разработать алгоритм поиска неисправностей {указываются проявления нарушений в работе оборудования). Принять производственные решения в ситуации... (далее указывается конкретная нетипичная ситуация). Эталонами правильного выполнения тестовых заданий 3-го уровня является описание вариантов рациональных решений поставленных задач. Правильность и качество выполнения тестов 3- го уровня, как и сложных тестов на проверку применения профессиональных знаний на практике, определяется, как правило, экспертным путем. Тесты 4-го уровня. Тестовые задания данного уровня требуют творческого применения профессиональных знаний. Это задания на конструирование, рационализацию, модернизацию, внесение существенных усовершенствований в технологию или организацию производственного процесса, на разработку новых технологий, экономические обоснования нововведений и т.п. К таким заданиям прилагаются требования, параметры, ограничения, условия, которым должны соответствовать творческие разработки. Эталонами к тестам 3-го и 4-го уровней в зависимости от характера задания являются варианты рационального выполнения заданий эвристического или творческого характера. Эталонами также могут быть эскизы конструкторских решений, эталонные схемы, алгоритмы, карты технологических процессов и т.п. Наиболее сложным этапом в разработке тестов 3-го и 4-го уровней является выделение существенных операций, по которым подсчитывается коэффициент качества усвоения. При этом необходимо руководствоваться следующими исходными положениями: операцией является единичное нерасчленяемое действие по выполнению задания; существенная операция отражает то действие (знание, умение), которое в данный момент является целью (объектом или параметром) контроля. В тех случаях, когда тест 4-го уровня применяется для итогового контроля, все операции его выполнения учитываются как существенные. Как правило, объективность выполнения заданий тестов 3-го, а особенно 4-го уровней, определяется экспертным путем. Для оценки пятого (исследовательского) уровня усвоения и деятельности используются качественные критерии и показатели. На этапе учебной исследовательской деятельности возможно выделение низшего, среднего и высшего уровней новизны и отметок 4, 5 баллов. Возможна также качественная оценка степени новизны исследовательской деятельности: на низшем уровне — уточнение известных результатов; на среднем — их дополнение; на высшем — достижение результата, не имеющего аналогов. Определение эффективности усвоения по результатам тестирования может производиться на основе зависимости, выбранной В. П. Беспалько, для расчета коэффициента усвоения: Ку = т/п, где т — число правильно решенных задач; п — число предложенных для решения задач. При величине Ку до 0,7 ответ оценивается неудовлетворительно, при 0,7 < Ку< 0,8 — удовлетворительно; при 0,8 < Ку< 0,9 — хорошо; при 0,9 < Ку < 1,0 — отлично (табл. 20). Критерии оценки результатов обучения. Важнейшим компонентом контроля эффективности обучения выступает оценка результатов учебной деятельности студентов. Проблема совершенствования оценочной деятельности преподавателя является одной из наиболее актуальных дидактических проблем, поскольку от характера и способов оценивания зависит удовлетворенность или неудовлетворенность обучающимися самим процессом обучения, мотивация его к дальнейшей деятельности. Оценка оказывает значительное влияние на личностное формирование студента, стимулирует или затормаживает его стремление к саморазвитию и самосовершенствованию.
Существующая система оценивания результатов учебной деятельности студентов вызывает неудовлетворенность не только у них, но и у большинства преподавателей, как как она противоречит требованиям, предъявляемым к современному личностно ориентированному образовательному процессу. Прежде всего необходимо разграничить сущность понятий «оценка» и «отметка». Оценка успеваемости студентов — это определение степени усвоения ими учебного материала в соответствии с предъявляемыми требованиями. Оценка выступает как процесс, деятельность оценивания. Отметка — балльная форма оценки, ее формально-логический результат. Попытка усовершенствовать существую
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1606; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.233.198 (0.024 с.) |