Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Технология учебного проектированияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Инновационные процессы в современном образовании связаны с поисками путей трансформации традиционного обучения в продуктивное, основанное на организации активной творческой, исследовательской деятельности обучающихся по созданию конкретного продукта, результата, имеющего непосредственное практическое значение для производства и для жизни окружающих людей. Продуктивное обучение видит своей целью подготовку специалиста как субъекта социально-исторического и культуросозидательного процесса, умеющего не просто вписаться в окружающий мир, но и активно действовать в нем, приобретающего в процессе обучения опыт решения различных социальных и производственных проблем. Специфика продуктивного обучения заключается в изменении самой логики учебного процесса. Традиционный процесс обучения построен на основе движения познания обучающегося от теории — к практике. Продуктивное обучение строится в соответствии с иной логикой познания: от практики — к учению. Наиболее эффективной технологией, обеспечивающей продуктивное обучение учащихся, является технология учебного проектирования, в основе которой лежат идеи Дж. Дьюи о необходимости преодоления противоречия между личностью и обществом — между тем, что обучающийся хочет делать, и тем, что его заставляют делать — посредством «учения через делание». Характерными для разработанной Дж. Дьюи концепции прагматического обучения (от греч. рragта — дело, действие) являются методы, обеспечивающие собственные открытия обучающихся, ориентированные на научное исследование как образец для построения стратегии обучения. Данные идеи отразились в разработанном учеником Дж. Дьюи У.Килпатриком методе проектов, т.е. в организации обучения в процессе активной поисковой деятельности, направленной на решение конкретной практической проблемы (социальной, бытовой, производственной). Основным мотивом данной деятельности для обучающихся становится не столько сам процесс познания, сколько стремление решить конкретную проблему, разработать необходимые рекомендации, которые будут использованы на практике. При этом ценность проекта определяется его образовательным, развивающим и воспитывающим потенциалом: возможностью включить обучающихся в самые разнообразные виды деятельности, обеспечивающие не только расширение их кругозора, жизненного опыта, но и овладение различными способами творческой, исследовательской деятельности.
В 1920-е гг. прошедшего века метод проектов стал одним из наиболее популярных в отечественном образовании методов обучения, однако заложенные в нем педагогические задачи зачастую искажались. Особенно ярко все достоинства и недостатки применения данного метода отразились в идеях и опыте В.Н. Шульгина и его последователей. Содержание образования определялось не столько программой, интересами обучающихся, сколько потребностями окружающей жизни. По мнению В.Н.Шульгина, «результаты работы по методу проектов должны измеряться не только образовательно-воспитательным эффектом, но и степенью разрешения той хозяйственной, политической, культурно-просветительской работы, которую в порядке выполнения промфинплана культурное учреждение взяло на себя» [48, с. 20]. Учреждение образования выполняло производственные, культурно-бытовые, политические проекты, например: «организуем древонасаждения в районе нашей школы», «определим, хороши ли семена в нашем колхозе для посева», «организуем постоянное культурное обслуживание рабочих нашего завода» и др. Использование метода проектов изменяло формы учебной работы, переводя их с классно-урочной на лабораторную и бригадную. Проекты могли быть групповыми, бригадными, общешкольными и даже междушкольными (объединяющими несколько школ). Педагог в данной технологии выступал прежде всего как организатор среды и условий, необходимых для развертывания педагогического процесса, в котором непосредственная активная роль принадлежала самим обучающимся. Образовательными функциями наделялись все взрослые, с которыми встречались ученики при выполнении проекта. В процессе выполнения разнообразных проектов обучающиеся ощущали потребность в определенных знаниях и умениях, которые они получали по мере необходимости. С этой целью создавались специальные учебники, приспособленные к работе по методу проектов (учебник-газета, учебник-журнал), в которых содержалась оперативная информация.
Все это приводило к отказу от системного и последовательного изучения учебных предметов, к их стихийному, хаотичному, неполному усвоению. Не случайно теория В. Н. Шульгина получила название «теории отмирания школы». Подход к методу проектов как к единственному и универсальному грозил нарушением принципа систематичности усвоения знаний. Именно поэтому, а также в связи с изменившимися социально-политическими условиями он был подвергнут критике и отечественная педагогическая теория и практика полностью отказалась от него в последующие годы. Но, как это часто бывает, за борт было выброшено все ценное, что содержалось в данном методе и что получило дальнейшее свое развитие в системах образования зарубежных стран в теориях и практиках продуктивного, а также экспериментального (от англ. ехрепепсе — жизненный опыт) обучения. Единственной образовательной отраслью, в которой идеи учебного проектирования в какой-то мере сохранились, является профессиональное образование. Однако осуществляемое в нем курсовое и дипломное проектирование зачастую также не реализует заложенных в данной технологии возможностей, так как разработка студентами исследовательского проекта направлена не столько на решение конкретной, необходимой для производства проблемы, сколько на овладение студентами умениями и навыками исследовательской деятельности, комплексного применения полученных знаний. Это связано с выбором тем, не всегда обладающих достаточной практической ценностью и новизной и ориентирующих студентов на открытие того, что уже давно открыто. В результате студенты не ощущают практической востребованности своей работы, недостаточно мотивированы на ее исследовательский характер и получение конкретного, необходимого для производства, результата. Обращение профессионального образования к технологии учебного проектирования в настоящее время позволяет активизировать исследовательскую деятельность студентов на всех этапах обучения, а не только на этапах курсового и дипломного проектирования, при изучении как специальных, так и общеобразовательных дисциплин. Таким образом, сфера применения данной технологии значительно шире, чем в традиционно сложившейся практике ее использования в профессиональном образовании. Виды проектов. В теории и практике учебного проектирования выделяют разнообразные типы (виды) проектов. В зависимости от количества участвующих студентов они могут быть индивидуальными, парными, групповыми: индивидуальный проект эффективен с точки зрения организации самостоятельной поисковой деятельности студента, учета его личных интересов, предоставления возможности реализовать свой творческий потенциал, потребность в достижении успеха и самоутверждении; парные и групповые проекты обладают не меньшими развивающими возможностями, позволяют учитывать индивидуальные особенности обучающихся при распределении их обязанностей, а также обучают студентов умению кооперировать свои усилия в процессе совместного решения сложных творческих задач. Примечание. Существует несколько иная классификация проектов внутри данного вида по характеру коммуникации между участниками проекта. Так, выделяют проекты личностные, основанные на совместной работе двух участников, обучающихся в разных учреждениях образования, городах, странах; парные — между двумя парами участников; групповые -- между группами участников [68, с. 67]. Но данный подход предполагает не только иной уровень коммуникации (в том числе использование сети Интернет, телемостов, переписки и т.д.), но и требует больших организационных и методических усилий, что доступно не всегда и не каждому учреждению профессионального образования.
По характеру поисковой деятельности и преобладающих методов выделяют исследовательские, творческие и информационные проекты: исследовательские проекты по своему характеру напоминают научное исследование, подчиняются его логике и включают в себя: определение актуальности и степени разработанности проблемы, объекта и предмета, цели исследования, гипотезы, задачи, методологии и методики изучения проблемы; сбор и анализ информации, проведение эксперимента, разработку практических рекомендаций и т.д. Проекты данного вида чаще всего разрабатываются в рамках курсового и дипломного проектирования; творческие проекты направлены на разработку новых оригинальных идей, продуктов совместной деятельности, представляемых в творческой форме (творческий отчет, выставка, проект дизайна производственных помещений, видеофильм, печатная продукция — книга, альманах, журнал в компьютерной верстке, компьютерная программа и т.д.). Основными методами работы становятся «мозговой штурм», «синектика», метод творческой группы (лаборатории, конструкторского бюро, мастерской, редакции и т.д.); информационные проекты направлены на сбор необходимой для учебного процесса или других заказчиков информации. Разработка проекта связана с поиском и нахождением информации в различных источниках: монографиях, журнальных статьях, газетных публикациях, электронных базах данных, с помощью социологических опросов. Результатом проекта становится отобранная, проанализированная, обобщенная, систематизированная и представленная в определенной форме информация — буклет, коллаж, публикация, страничка в Интернете и т.д. В зависимости от сферы применения разрабатываемого проекта можно выделить проекты производственные (технические) и социальные. При этом они могут быть производственными и социальными одновременно, если решается проблема, имеющая значение для совершенствования социальных аспектов производства (проблемы общения, управления, улучшения бытовых условий и т.д.).
В соответствии с характером разрабатываемой проблемы разграничиваются теоретические и практически ориентированные проекты. Так, студенты педагогического колледжа на основе изученных в курсе истории педагогики подходов к воспитанию разрабатывают в творческих группах свои собственные концепции воспитания. Иной, практический, характер носит разработка проекта, направленного на решение определенной практической проблемы по заказу школы, конкретного учителя (методический проект). Данные виды могут успешно сочетаться в одном проекте. Например, теоретический проект, выполненный на занятиях по дисциплине «Менеджмент» и направленный на исследование и анализ организационной культуры предприятия, одновременно сопровождается подготовкой видеофильма «Специализация магазин;! и организационная культура торгового предприятия», который используется в качестве учебного материала по нескольким дисциплинам. В зависимости от учебных дисциплин, в рамках которых разрабатывается проект, можно выделить: монопредметные проекты, осуществляемые в рамках одной учебной дисциплины; межпредметные проекты, реализуемые также в процессе изучения определенного курса, но на основе активного использования материалов других; надпредметные проекты, не только не связанные с конкретной дисциплиной, но и, как правило, реализуемые вне рамок конкретной учебной дисциплины. Межпредметные и надпредметные проекты обеспечивают активную продуктивную деятельность студентов на основе систематизации, интегрирования и комплексного использования в процессе подготовки специалиста знаний и умений, приобретаемых при изучении разных дисциплин. Именно такой характер должны носить аттестационные дипломные проекты. По продолжительности, срокам выполнения проекты могут быть: краткосрочные, разрабатываемые на нескольких занятиях или в процессе самостоятельной работы студентов между ними; среднесрочные — разрабатываемые от недели до месяца; долгосрочные — разрабатываемые от одного до нескольких месяцев. При изучении конкретной дисциплины используются, в основном, краткосрочные проекты, к долгосрочным можно отнести курсовое и дипломное проектирование. Чаще всего учебные проекты студентов имеют комплексный характер, сочетая в себе несколько видов. Сочетание исследовательских и практически ориентированных проектов, индивидуальных и групповых форм организации работы над ними дает возможность не только освоить исследовательские умения и навыки, но и овладеть системными способами решения производственных проблем на основе кооперации своих индивидуальных проектов (см. образец разработки комплексного учебного проекта ниже). Организация работы над проектом складывается из семи этапов. Этап 1-й, поиск или формулирование проблемы, которую необходимо решить. Источниками проблемы могут быть: экскурсия на предприятие и анализ его деятельности, определение нерешенных проблем; изложение преподавателем конкретной социальной, производственной ситуации, в которой выявляется проблема;
конкретная задача совершенствования учебного процесса (разработка методических и дидактических средств, пособий, рекомендаций, материалов для самостоятельной работы студентов, видеофильмов по отдельным вопросам и темам курса); заказ производственного предприятия на разработку определенной проблемы; недостаточная разработанность определенной научной проблемы, необходимой для решения практических задач. Основная задача преподавателя на данном этапе — вывести студентов на осознание проблемы, создать мотивацию к ее решению и получению конкретного результата — продукта учебного проектирования. Этап 2-й, организация творческих групп для работы над проектом, осуществляется в условиях парного и группового проектирования. Выбор должен быть добровольным или альтернативным — один из предлагаемых проектов. Создаются творческие группы разного характера в зависимости от вида проекта (творческие лаборатории, творческие мастерские, конструкторские бюро и т.д.). Этап 3-й, планирование работы над проектом. На данном этапе определяются: возможные источники информации; способы сбора и анализа информации; способы представления результатов (отчет, конкретный продукт и т.д.); критерии оценки продукта; обязанности участников творческой группы. Этап 4-й, поиск и сбор информации. На этом этапе организуется исследовательская деятельность студентов в соответствии с планом. Основное требование — наличие разнообразных источников информации, использование различных методов ее получения (изучение литературы, анкеты, интервью, опросы, наблюдения, чтение и анализ средств массовой информации, экперимент и т.д.). Этап 5-й, анализ информации. На этом этапе осуществляется совместное обсуждение полученных исходных материалов, разработка проекта. Этап 6~й, оформление и представление проекта. Способы оформления результатов учебного проектирования зависят от его вида и могут быть разными: письменный отчет, издание практических рекомендаций (компьютерный вариант), видеофильм, изготовление макета, технического устройства и т.д. Отчет о работе представляется на занятии в группе, может быть также устроена открытая защита проекта с приглашением специалистов-практиков, заказчиков. Этап 7-й, анализ и оценка результатов работы над проектом. Данный этап обязательно должен включать в себя: групповую рефлексию авторов проекта, самоанализ процесса и результата своей деятельности; анализ и оценку качества проекта другими обучающимися, экспертами, преподавателем. Таким образом, технология учебного проектирования значительно изменяет роль и позицию преподавателя в учебном процессе. Из авторитарного «ментора» он превращается в организатора исследовательской деятельности, консультанта и помощника. Его задачами становятся компетентное системное руководство студентами, оказание им поддержки на всех этапах работы: в выборе темы проекта и в формулировании проблемы исследования; овладении исследовательскими умениями и навыками; поиске источников информации. В задачи преподавателя входят также координация всего процесса работы над проектом, осуществление обратной связи, коррекция поисковой деятельности студентов, организация итогового обсуждения, защиты проектов. Примером разработки комплексного учебно-производственного проекта, сочетающего индивидуальные и групповую формы работы студентов, может служить проект, выполненный студентами Мелекесского сельскохозяйственного техникума (г. Димитров- град Ульяновской области) в рамках курсового проектирования по дисциплине «Анализ экономической деятельности сельскохозяйственного предприятия» (преподаватель Т. А. Ермакова). Цель проекта — комплексный анализ хозяйственной деятельности конкретного предприятия. Работа над проектом. Выделяются различные стороны хозяйственной деятельности предприятия и формулируются темы индивидуальных проектов: 1. Состояние и использование основных средств предприятия. 2. Обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами. 3. Уровень производительности и оплата труда. 4. Выполнение производственных программ. 5. Реализация продукции и финансовые результаты ее реализации. 6. Финансовые показатели деятельности предприятия. Далее происходит распределение тем в студенческой группе, планирование индивидуальной работы каждого участника проекта. Студенты ведут исследование на основе изучения необходимой литературы, документации, опросов сотрудников, интервью с ведущими специалистами и анализа деятельности предприятия, каждый по своему аспекту. При этом анализ осуществляется не только на основе сравнения деятельности предприятия с нормативными требованиями, но и с соответствующей деятельностью другого, передового, хозяйства района или других районов, расположенного в сходных климатических условиях. После завершения индивидуального проектирования студенты координируют свои проекты и готовятся к защите комплексного проекта. Результаты работы представляются в форме открытой защиты проектов, на которую кроме студенческой группы и представителей других групп (младших курсов) приглашают ведущих специалистов предприятия: главного бухгалтера, главного экономиста, начальника планового отдела районного управления сельского хозяйства и продовольствия. Они задают вопросы во время защиты, анализируют качество выполнения представленных проектов. Защита начинается с ознакомления присутствующих с предприятием (просмотр видеофильма). Затем участники проекта представляют свои индивидуальные проекты, сопровождая выступления плакатами, мини-плакатами, фрагментами видеозаписи, интервью со специалистами (аудиозапись). Заканчивается защита обсуждением и анализом результатов работы группы. Значение технологии учебного проектирования в становлении будущего специалиста можно сформулировать следующим образом: 1. исследовательский и практический характер учебного проектирования позволяет формировать широкий спектр социально ценных мотивов учебной деятельности студентов: профессиональных, познавательных, личностных (потребность в достижении успеха, самореализации); 2. осознание значимости, необходимости своего труда повышает самооценку студентов, создает условия для творческой самореализации личности; 3. в процессе выполнения учебного проекта формируется социальный опыт обучающихся, их умение видеть, выделять и решать социальные и профессиональные проблемы; 4. расширяются социальные контакты студентов, развивается их умение взаимодействовать с разными людьми в процессе решения проблем; 5. технология учебного проектирования обеспечивает развитие исследовательских способностей студентов и формирование необходимых для профессиональной деятельности умений анализировать производственные проблемы, находить творческие пути их решения на всех этапах обучения, а не только на этапах курсового и дипломного проектирования. В данном случае курсовой и дипломный проекты становятся естественным итогом непрерывной продуктивной учебной деятельности студента и выполняют функцию аттестационной работы, демонстрирующей готовность будущего специалиста к индивидуальной исследовательской деятельности.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1089; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.103.119 (0.013 с.) |