Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Освоение этнокультурных технологий на музыкальных отделениях

Поиск

многоуровневой системы образования

Большую роль в проведении этнокультурной политики региона могут выполнить многоуровневые системы образования, включающие в себя школы, различного типа средне-специальные учебные заведения и вузы, систему дополнительного образования. «Они должны готовить специалистов, способных к реализации национально-регионального компонента содержания образования», - отмечает Л.П. Карпушина, подчеркивая тот факт, «что профессиональная подготовка учителей музыки, готовых к культурно-просветительной и педагогической деятельности в сфере национальной музыкальной культуры, отстает от потребностей региона и требует последовательной регионализации профессионального образования будущих учителей музыки в современных социокультурных условиях».

Истинное сотворчество, взаимодействие исполнителей и зрительской аудитории основаны на достаточно глубоком знании народного педагогического опыта и национальных музыкальных традиций, уверенном владении языком музыкального искусства, методикой работы в семейной среде, с различными возрастными и социальными группами населения.

Бережное сохранение и развитие национальных традиций позволит, по нашему мнению, преодолеть многие проблемные ситуации, сложившиеся сегодня в музыкальной культуре, в частности отчуждение значительной массы подростков и молодежи от творчества за счет удовлетворения их музыкальных потребностей через восприятие так называемой «кассетной» музыки, пре­обладание репродуктивных методов и приемов в работе музыкальных коллективов.

Народное творчество служит, в известном смысле, образцом для профессионалов. Сближаясь в современных условиях с профессиональным искусством, оно превратилось в одну из составных частей национальной культуры.

В учебном процессе в группах музыкальных специализаций уместно и педагогически оправдано обобщение и широкое использование опыта проведения крупномасштабных мероприятий, праздников в честь известных народных исполнителей, областных и районных смотров и конкурсов.

Такого рода мероприятия позволяют более комплексно, фундаментально решать задачу этнокультурного образования и воспитания. Используя все лучшее в накопленном опыте, необходимо обеспечить организацию и проведение крупных музыкальных мероприятий, которые вызывают активный интерес зрительской аудитории.

Особенно плодотворен здесь тематический подход, когда тот или иной музыкальный праздник, смотр, конкурс проводится под определенным девизом, привлекает своей актуальной темой исполнительские силы и публику, а не сводится к отчетным концертам и сборным программам, лишенным конструктивного ведущего начала.

С 1981 года на Тамбовщине проводится музыкальный фестиваль имени С.В. Рахманинова, имеющий статус международного. Наряду с профессиональными музыкальными коллективами и видными исполнителями мирового уровня в фестивале принимают участие студенты, учащиеся музыкальных отделении учебных заведений г. Тамбова. Значимость такого вида деятельности студентов не вызывает сомнений. Они не только перенимают исполнительский опыт, но и сами, в условиях концертной деятельности, закрепляют навыки артистизма, выразительного исполнения, осознанного восприятия музыкальных форм.

На многих массовых театрализованных праздниках, фестивалях, ярмарках городов и районов региона студенты выступали в качестве сценаристов, режиссеров, их помощников и исполнителей.

Непрерывность, последовательность и преемственность в музыкальном воспитании, в освоении и использовании народного музыкального опыта и традиций, вовлечение в этнологическую поисковую деятельность населения, студентов относятся к числу важнейших на современном этапе.

В этом плане интересно сотрудничество студентов, учащихся и преподавателей многоуровневой системы подготовки ТГМПИ с городским клубом гармонистов. Возглавляет клуб профессиональный музыкант, преподаватель музыкального учи­лища (второй уровень образовательной системы) В.А. Огурцов, который разработал авторскую цифровую методику} обучения игры на русской гармонике.

Состав клуба разновозрастной (от 15 до 70 лет). Всего в клубе 23 человека. Это представители разных профессий: водители, строители, работники инженерно-технических специальностей, учителя, а также учащиеся, студенты и пенсионеры.

На заседаниях клуба лучшие тамбовские гармонисты (Александр Маняхин, Анатолий Подкользин, Виктор Ульев, Владимир Домашев, Виктор Ванин) делятся «секретами» исполнительского мастерства на гармонике, своим музыкальным опытом, устраивают исполнительские состязания. За годы своего существования городской клуб гармонистов создал не одну концертную программу. Выступления тамбовских гармонистов пользуются успехом не только у жителей Тамбовщины, но и в соседних регионах. С успехом прошли выступления гармонистов на Всероссийских и региональных фестивалях-конкурсах в городах Владимире, Ярославле, Иванове, Липецке.

Заслуживает внимания этномузыкальная поисковая деятельность музыкантов. Их усилиями в первозданном виде восстановлены «Тамбовская мотаня», «Тамбовская кадриль» и др. народные произведения. Эта большая и кропотливая работа вбирает в себя изучение и освоение исторического прошлого своего края, изучение, сохранение, передачу и всяческую популяризацию русской гармоники, праздничной обрядности, собирание и запись современных частушек и другие элементы.

Национальные музыкальные традиции, секреты народного музыкального исполнительства не могут и не должны оставаться достоянием только старшего поколения. Они являются тем замечательным национальным явлением, к которому следует привлечь внимание учащихся, студенческой молодежи.

Ориентация на возрождение и развитие национальной культуры предполагает учет целого ряда фундаментальных идей, положений и исходящих принципов, вытекающих из существа народных традиций.

Педагогический процесс, как известно, по своей природе не всегда легко поддается современным инновациям. Его сложившийся за многие годы традиционный консерватизм часто не в состоянии охватить бесконечное многообразие народного музыкального опыта и приспособиться к тем новым динамичным процессам, которые наблюдаются сегодня в содержании совре­менного самодеятельного музыкального искусства.

Современные исследователи музыкальной педагогики рассматривают его обобщенно, в виде неких абстрактных тенденций, закономерностей и явлений. «А можно делать это, - как отмечает В. Горлинский, - на примере того или иного «живого», реально действующего музыкального учебного заведения». Нам второй путь представляется более продуктивным, интересным и поучительным.

Происходящие в настоящее время процессы обновления социально-экономической и духовной жизни Тамбовщины требуют более взыскательно и критически подходить к отбору учебного репертуара, анализу, изучению и обобщению в нем националь­ных музыкальных традиций, их утверждению и обогащению в процессе теоретических и репетиционных занятий.

По своему содержанию народные традиции располагают большими возможностями для активного воздействия на социально-педагогическую подготовку студентов. Взятые в совокупности, они объективно ставят будущего специалиста перед необходимостью поиска и конструирования новых социальных взаимоотношений на базе общности интересов и увлечений в сфере досуга.

Наша идея непрерывности в освоении и использовании народных традиций основывается на преемственности усилий педагогов и культурно-досуговых учреждений, на наиболее полном и эффективном использовании воспитательного потенциала национальных обрядов, конкурсов и, конечно, игр, поскольку на­род издавна предпочитал коллективные формы досуговой дея­тельности с обязательным наличием игровых элементов.

Возрождение музыкальных традиций, в отдельных случаях их реанимация (оживление), укрепление и развитие, - довольно длительный, многотрудный, противоречивый процесс. Так, социально наиболее мобильная часть населения - молодежь - часто вырывается вперед, образуя различные неформальные объе­динения в сфере музыкального фольклора.

Однако это скорее возрождение формы и лишь в исключительных случаях раскрытие подлинного существа народных музыкальных традиций.

Тяга определенной части городского и сельского населения к объединению в семейные и массовые музыкально-фольклорные группы, общности, движения, клубы - одно из свидетельств в пользу разомкнутости, открытости стихийно складывающегося процесса возрождения национальной музыкальной культуры. Одновременно это и показатель возросшей тревоги старшего поколения об утрате традиционных духовных ценностей.

В масштабе каждого социума - тамбовского села, города, района необходимо в разумных пределах внести в это движение, организующее начало. Затухание семейных, групповых «общеселенческих» (мирских) традиций происходит не одновременно на всех уровнях.

Знание конкретной социально-культурной ситуации на территории области, района, выявление потенциальных очагов возрождения традиционных форм музыкального исполнительства, верный выбор приоритетов в разработке праздника, обряда, ритуала - одна из исходных, принципиально важных предпосылок. Эта посылка предполагает учет специфики традиций националь­ных культур, представленных в регионе.

Социально-активные субъекты из числа носителей конкретных народных традиций - семейные ансамбли, талантливые музыканты-исполнители от мала до велика нуждаются в постоянной организационно-методической и материальной поддержке.

Вместе с тем, при превращении камерной любительской формы в более широкую, массовую, необходимо более активно использовать имеющиеся учреждения дополнительного образования, помещения школы в вечернее время и т.д. Сказанное еще раз подтверждает вывод о целесообразности поиска массовых, коллективных форм популяризации народного музыкального творчества.

Руководителю музыкального коллектива необходимо научиться чутко улавливать и отслеживать местные социально-культурные инициативы, исподволь вносить в стихийно возрождающиеся групповые и массовые досуговые праздники и другие формы не только созвучную им музыкальную основу, но и зерна традиционной народной обрядности.

В современной учебно-воспитательной работе нередко делают акцент на «лобовые», прямые способы педагогического воздействия на эстетические вкусы и интересы молодежи. Это, в сущности, тупиковый путь развития народных музыкальных традиций. Следствием этого является то, что жизненный народно-музыкальный досуговый опыт старших поколений остается зачастую невостребованным современной молодежью. Необходимо всемерно стремиться к снятию такого рода преград,

От педагога-организатора музыкального самодеятельного творчества требуется гибко, умело, с помощью организованных форм общения сделать этот народно-музыкальный опыт старших доступным, увлекательным и интересным для молодого поколения.

Это умение граничит с мастерством, В ходе преподавания специальных дисциплин на музыкальных отделениях есть возможность смоделировать и последовательно реализовать те или иные варианты использования народных музыкальных традиций в практике культурно-досуговой деятельности, проверить их эффективность. Эти варианты должны соответствовать конкретно­му виду микрорайона: малому селению, рабочему поселку, малому городу, микрорайону в среднем и крупном городе типа областного центра.

Опыт лучших музыкально-педагогических вузов России указывает на необходимость распространения и разъяснения национальных музыкальных традиций в ходе изучения не только специальных дисциплин, но и отдельных предметов гуманитарного цикла.

Во время практических занятий целесообразно апеллировать к опыту и традициям семейного окружения каждого студента, на опыт его бабушек, родителей, старших братьев и сестер. В этом случае у молодых людей психологически закрепляется более сильная потребность во внутрисемейном общении. Это не только создает важную психолого-педагогическую предпосылку для воз­рождения народно-музыкальных традиций, но и пробуждает интерес к собственной родословной семьи, к прошлому своего рода.

Существует несколько сложившихся направлений реализации этнокультурного компонента в системе музыкального воспитания детей, подростков, взрослого населения.

Важнейшие из них:

• создание общедоступных любительских коллективов по обучению игре на народных музыкальных инструментах;

• массовое музыкальное просвещение народа, широкая пропаганда народных музыкальных инструментов и народной песни с помощью концертных программ, лекций-концертов;

• постановка театрализованных музыкальных представлений и шоу-программ, воссоздающих народные обряды, игрища, обычаи на основе музыкального фольклора.

Попытаемся выделить некоторые основные принципы, на которых основывается сегодня разработка и реализация этнокультурных образовательных технологий.

Первый, бесспорно, - обеспечение единства общегуманитарной и специальной профессиональной подготовки студентов, направленной на углубление этнологического и этнопедагогического образования специалистов, включая и овладение культурологией, историей и современной практикой национальной и мировой музыкальной культуры.

Следующим принципом следует назвать неразрывную органическую связь учебного процесса с фольклором, предусматривающую включение студентов в работу по сбору фольклора, постоянное обогащение учебного репертуара за счет привлечения в него лучших образцов народного исполнительского творчества.

Третий принцип формулируется нами как наличие активной творческой позиции преподавателя и студента, которая требует от них умения с помощью педагогических методов и технологий находить нестандартные подходы к изучению, оценке и развитию народной музыкальной культуры.

Таким образом, система подготовки студентов к профессиональной деятельности приобретает целенаправленный этнокультурный характер, органически соединяет в себе художественно-творческий и музыкально-просветительный аспекты.

Изложенные в данном разделе пособия подходы есть некоторого рода ориентиры для преподавателей и студентов вузов и училищ культуры в развитии этнокультурного регионального компонента. Вне всякого сомнения, существует и масса других, не упомянутых нами моментов, форм, средств и методов органи­зации учебных занятий, нуждающихся в безотлагательном изучении, анализе, содержательном наполнении и так далее. Их рассмотрение необходимо и возможно в конкретных рамках тех или иных задач этнокультурного образования будущих специалистов художественно-творческого профиля.

 

Технология этнохудожественного образования в условиях региональной культурной политики

Перспективным направлением этнокультурного образования в современных условиях стали технологии этнохудожественного образования. Этнохудожественное образование представляет собой процесс и результат освоения традиционной художествен­ной культуры, В настоящее время существенно возрастает роль самобытных национально-культурных и культурно-исторических традиций., сложившихся в различных регионах страны как одного из факторов преодоления острых духовно-нравственных, межэтнических, экологических и других проблем общественного развития. Об этом свидетельствуют такие важнейшие государственные документы, как федеральная программа «Развитие и сохранение культуры и искусства Российской Федерации» (1997-1999 гг.), «Национальная доктрина развития образования в России» и «Доктрина информационной безопасности Российской Федерации», принятые в 2000 г. Выдвинутые в этих документах задачи приобретают особую значимость на международном уровне, в свете ряда документов ЮНЭСКО (прежде всего «Рекомендации о сохранении фольклора» (1989 г,), а также осуществляемых под эгидой этой организации в России ряда проектов и программ по сохранению самобытных культур народов нашей страны и шедевров народного творчества, а также по поддержке этнохудожественного образования как важнейшего канала трансляции ценностей народной культуры в современное мировое сообщество.

Существенное значение приобретает изучение традиционной культуры конкретной территории. В последние годы в ряде регионов России (Белгородском, Тверском, Нижегородском и др.) были разработаны и внедрены комплексные программы возрождения народной художественной культуры, нацеленные, в конечном счете, на реализацию ее богатейшего педагогического потенциала. Выдвинутые задачи воспитания и развития детей, подростков и других групп населения на основе высших духовно-нравственных ценностей и идеалов, воплощенных в произведениях народного творчества, в различных традиционных формах празднично-обрядовой и семейно-бытовой культуры, характерных для того или иного региона, приобретают в современных условиях особую социально-культурную значимость. Их решение осуществляется на основе интеграции деятельности социально-культурных и образовательных учреждений по выявлению, сохранению и передаче новым поколениям старинных образцов народного творчества, знаний и опыта народных мастеров, а также по подготовке специалистов в области народной художественной культуры. Этому способствует введение в учебные планы образовательных учреждений в качестве регионального компонента таких дисциплин, которые позволяют знакомить учащихся с традиционной художественной культурой род­ного края, с различными видами и жанрами народного творчества. Сохранению и распространению самобытных региональных этнохудожественных традиций способствует и деятельность фольклорных ансамблей, студий народного декоративно-прикладного творчества, школ народных ремесел, развивающихся в культурно-досуговых учреждениях и центрах дополнительного образования.

При этом необходимо подчеркнуть, что в сложных условиях социально-культурной дезинтеграции сохранение национально-культурного своеобразия различных регионов не противоречит идее создания целостного культурного пространства России в том случае, когда освоение региональной художественной культуры осуществляется в контексте лучших общероссийских традиций, как часть культуры России. Недавние социально-политические преобразования в России, нацеленные на преодоление дезинтеграционных процессов и предусматривающие создание крупных административно-экономических округов, ориентируют социально-культурную политику в регионах на гибкое сочетание в ней общенациональных и локальных интересов.

Особое значение в региональной социально-культурной политике приобретают задачи развития этнохудожественного образования с учетом особенностей истории данного региона, этнического состава его населения, распространенности тех или иных религиозных конфессий, традиций этнопедагогики и художественного образования, своеобразия традиционных форм сельского и городского быта, а также классического художественного на­следия.

В таком широком контексте традиционная народная художественная культура региона предстает как сложное социально-культурное явление, взаимосвязанное со многими историческими пластами и современными сферами жизни общества, а этнохудожественное образование - как один из факторов социально-культурного развития личности и социальных групп.

Вместе с тем, в развитии этнохудожественного образования на основе социально-культурных традиций региона имеется немало проблем. Среди них - недостаточная разработанность содержания регионального компонента этнохудожественно­го образования., слабое отражение в нем национальных традиций в истории художественной жизни различных сословий и религиозных конфессий, отсутствие необходимой преемственности и взаимосвязей между содержанием этнохудожественного образования в различных образовательных учреждениях и развитием этнохудожественного творчества в кулътурно-досуговых учреждениях.

В Положении о государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования (от 12.08.1994; № 940) региональный компонент определяется как содержание основных профессиональных образовательных программ, отражающее региональные особенности подготовки специалистов.

Реализация регионального компонента в учебном процессе может быть вариативной и проявляться в распределении и локализации краеведческих проблем в отдельных темах предметов гуманитарного и эстетического циклов, на разных этапах обучения с последующим обобщением на межпредметной основе; в разработке и внедрении единого многоаспектного курса; во введении специфических предметных курсов (спецкурсов) по художественному и этнохудожественному краеведению.

При этом и качестве методологических задач выступают:

• разработка концепции, принципов отбора и интегрирования краеведческого содержания в контексте с содержанием государственного образовательного стандарта;

• создание оптимальных вариантов программ;

• выбор активных форм и методов обучения и контроля знаний;

• целенаправленная подготовка (повышение квалификации) учителей.

Содержание регионального компонента этнохудожественного образования должно способствовать:

• раскрытию перед учащимися исторических основ развития народной художественной культуры региона;

• усвоению ведущих идей, основных понятий и научных фактов о народной художественной культуре;

• привитию любви к традиционному народному искусству;

• воспитанию активно-эстетического отношения к произведениям и традициям народной художественной культуры;

• развитию художественно-творческих способностей;

• формированию мотивации к работе по позитивному преобразованию сферы народной художественной культуры.

Национально-региональный компонент содержания этнокультурного образования развивается и обновляется по мере возникновения и заявления новых образовательных потребностей и обеспечивается многообразием образовательных программ; мно­гообразием типов образовательных учреждений; развитием образовательных комплексов, включающих различные формы пред­ставления образовательных услуг, службы и центры, собирающие информацию об образовательных запросах населения, научно-исследовательские коллективы, обеспечивающие развитие этнокультурного образования, различные типы ассоциаций и объеди­нений образовательных учреждений; дифференциацией системы этнокультурного образования на уровне учебных планов образова­тельных учреждений и комплекса программ развития субрегионов.

Использование художественно-краеведческого материала создает оптимальные условия для реализации в воспитательном процессе принципов наглядности, доступности, связи с жизнью. В результате в памяти обучаемого сохраняются наиболее значимые и ценные сведения о культурных традициях родного края, что в конечном итоге способствует воспитанию «духовной осед­лости» (Д.С. Лихачев) ученика.

Преемственная многоуровневая региональная система художественного воспитания на основе традиций русской культуры должна включать в себя четыре звена - дошкольное; общее среднее и дополнительное; среднее профессиональное; высшее и поствузовское образования. Каждое из звеньев имеет свои цели и свою направленность подготовки.

Первое звено - дошкольного этнохудожественного образования - ориентировано на освоение ребенком элементов традиционной народной художественной культуры региона на обыденном представленческом уровне. Художественная деятельность на этом уровне ограничивается репродуктивным овладением элементарными навыками и художественными приемами, выработкой оценочных суждений относительно изучаемого материала и творческую самореализацию дошкольников, основанную на повторении эстетических образцов.

По целям и содержанию учебно-воспитательного процесса переходным от первого звена системы ко второму является этап начального образования (младший школьный возраст).

Второе звено - общего среднего и дополнительного образования - представляет собой понятийный уровень освоения региональных традиций русской культуры и направлен на формирование целостной системы знаний и развитие навыков анализа, обобщения и критической оценки явлений и процессов в региональной сфере народной художественной культуры.

Художественная деятельность в этом звене подготовки нацелена на овладение элементарными технологическими навыками в области народной художественной культуры, позволяющими с высокой эффективностью копировать, иллюстрировать (в сценическом и выставочном варианте) и преобразовывать изучаемые образцы, а также самостоятельную творческую деятельность (в том числе и исследовательскую этнографическую), основанную на художественных традициях региона.

Третье звено - структуры среднего профессионального образования, представляет собой мировоззренческий уровень усвоения региональных традиций народной художественной куль­туры. Этот уровень предполагает знание основных концепций, закономерностей, научных идей и фактов относительно региональных особенностей традиционной русской культуры. Уча­щиеся должны овладеть навыками поиска и получения информации о традициях и тенденциях развития народной художественной культуры региона, профессиональными навыками иллюстрации обнаруженной информации и умениями выявить и систематизировать проблемы, относящиеся к процессам возрождения этнокультурных традиций и этнохудожественного воспитания на региональном уровне.

Художественная деятельность в этом звене характеризуется развитыми технологическими знаниями, умениями и навыками, позволяющими не только копировать эталонные образцы, но и осуществлять профессиональную рефлексию, оценочно-аналитическую деятельность, а также самостоятельную творческую реализацию замыслов в сфере народной художественной культуры.

Четвертое звено - звено высшего и поствузовского образования. Оно представляет собой концептуальный уровень освоения региональных этнохудожественных традиций. Этот уровень предполагает структурирование и систематизацию информации по проблемам региональных традиций русской культуры, воспитание навыков формулирования концепций, идей, гипотез, а также генерирование новых идей или проектной деятельности, основанной на интеграции и адаптации научной информации к социально-культурным условиям региона.

Это звено образовательной системы отличается высоким уровнем деятельностной креативности и аккумулирует различные проявления художественного и научного творчества, педагогического проектирования, творчества в сфере организации и управления народной художественной культурой и творчество в сфере социальных коммуникаций.

На решение сложной проблемы создания в регионе преемственной системы этнохудожественного образование было направлено осуществленное в течение нескольких лет под руководством профессора Московского государственного университета культуры и искусств Т.И. Баклановой исследование. Оно выполнено в рамках комплексной межвузовской программы на тему «Преемственная система этнохудожественного образования» и реализовано на территории Тамбовского региона. Тамбовский регион представляет собой уникальную социально-культурную среду, географически совпадающую с Тамбовской губернией, в состав которой входили территории, относящиеся сейчас к Тамбовской, Липецкой, Воронежской и Рязанской областям (Центральный регион), а также Нижегородской, Пензенской областям и республике Мордовия (Поволжье). Поэтому традиции художественной культуры Тамбовщины очень многообразны. Они не ограничиваются ау­тентичным фольклором представителей различных этносов. Так, несколько последних веков русский фольклор частично развивался здесь во взаимосвязи с городским любительским искусством, а также с русской православной художественной традицией. В рамках исследования было разработано соответствующее методическое и дидактическое обеспечение, осуществлено внедрение регионального содержания в практику этнохудожественной подготовки образовательных учреждений различного типа и уровня. Осуществленный мониторинг учебно-воспитательного процесса и тестирования участников экспериментальных групп свидетельствует о высокой эффективности педагогической технологии регионального этнохудожественного образования, способствующей существенному росту качества подготовки по когнитивному, эмоциональному, мотивационному и деятельностному компонентам.

 

Список рекомендуемой литературы

1. Беспалъко В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.: ИРПО, 1996. 337 с.

2. Брусов С.В. Специфика социальных технологий и их использование в сфере культуры и досуга. В кн. «Культурно-досуговая деятельность: перспективы развития и проблемы регулирования». Свердловск, УРО АН СССР, 1991. С. 55

3. Горлинскип В. Модернизация системы музыкального воспитания и об­разования в современной России: актуальные подходы переходного ;, периода: Монография. М.: Изд-во МГИМ, 1999. 333 с.

4. Жилкин В.В. Проблемы бытования этнокультурных традиций в совре­менной городской среде / Возрождение культурных традиций Цен­трального Черноземья (региональный аспект): Сб. науч. тр. Вып. 1. Тамбов: Изд-во Тамб. ун-та, 1997. С. 56-64.

5. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной дея­тельности: Учеб. пособие. М.: Изд-во МГУК, 1995. 136 с.

6. КаргинА.С. Народная художественная культура. М., 1997.

7. Лаврентьев Г.В., Лаврентьева Н.Б. Слагаемые технологии модульного обучения. Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 1994. 108 с.

8. Монахов В.М. Технологические основы проектирования и конструиро­вания учебного процесса. Волгоград, 1995.

9. Методологические основы проектирования интенсивных технологий профессионального обучения: Сб. науч. тр. НИИ профтехобразования; Ред. А Л.Беляеваидр. СПб., 1992. 80 с.

10. Патрушев В.И. Информатизация и технологизация социального про­странства. М., 1994. С. 44. 11 Поляков С.Д. В поисках педагогической инноватики. - М., 1993.

12. Стрельцов Ю.А. Человек в мире общения: Основы досуговой синерге­тики: Учеб. пособие. М.: МГУКИ, 1999. 200 с.

13. Строков К.А. Современные технологии подготовки специалистов ху­дожественно-творческого профиля к этнокультурной деятельности: Учеб. пособие. Тамбов: Изд-во ТТУ им. Г.Р. Державина, 2000. 78 с.

14. Селевко Г.К. Опыт системного анализа современных педагогических систем // Школьн. технологии. 1996. №6. С. 3.

15. Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. М.: Нар. образование, 1996.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое этническая идентификация и межкультурная интеграция?

2. В чем заключается этнокультурное образование в условиях региона?

3. Что подразумевается под культурным образованием?

4. Из чего складывается этнокультурное образование?

5. Что такое этнокультурная образовательная технология?

6. Перечислите группы технологий на уровне общественных отношений и видам человеческой деятельности.

7. Каковы основные принципы проектирования социальных технологий?

8. Что такое активные и интерактивные технологии?

9.Что такое технологический модуль в этнокультурном образователь­ном процессе?

10. В чем заключаются отличительные особенности многоуровневой сис­темы образования?

11. В чем выражается мастерство педагога-организатора музыкального самодеятельного коллектива?

12. Назовите сложившиеся направления реализации этнокультурного компонента в системе музыкального воспитания.

13. Дайте характеристику принципов разработки и реализации этнокуль­турных образовательных технологий.

14. Каково о значение ролевых игр в профессиональной подготовке студентов?

 

Содержание

Введение.....................................................................................................................4

Глава I. Сущность и специфика современных социально-культурных технологий

1.1. Основные задачи и направления социально-культурной деятельности.4-13

1.2. Сущность социально-культурных технологий..... 14 - 18

1.3. Понятие отраслевых и дифференцированных технологий социально-культурной деятельности.19 - 24....

1.4. Средства, формы и методы социально-культурной деятельности как основные составляющие техно­логического процесса..25 - 34.......................

1.4.1. Средства социально-культурной деятельности..

1.4.2. Формы социально-культурной деятельности....

1.4.3. Методы социально-культурной деятельности...

 

Глава II. Технологии информационно-познавательной и просветительной деятельности в сфере культуры

2.1. Задачи и основные направления информационно-просветительной деятельности 34 - 43

2.2. Социальная информация и ее свойства

2.3. Средства массовой информации и учреждения до­суга 38 - 45

2.4. Информационно-просветительная и рекреационно-оздоровительная деятельность за рубежом

2.5. Современные информационно-просветительные технологии.54 -65.........................

 

Глава III. Технология самодеятельного творчества и лю­бительских объединений

3.1. Самодеятельное творчество как часть народной художественной культуры

65 – 72

3.2. Сущность, основные понятия и функции самодея­тельного творчества72 - 77

3.3. Категория творчества в контексте теории деятель­ности 77 - 85

3.4. Творчество и мастерство как факторы формирова­ния личности 85 - 90

3.5. Классификация самодеятельного творчества 90 -96

3.6. Понятие и основные признаки любительских объе­динений и клубов по интересам 96 - 101

3.7. Виды клубов по интересам и любительских объединений101 -104

3.8. Киноклуб как форма социально-культурной дея­тельности и разновидность любительского объединения

3.9. Технология самодеятельного художественного творчества

Глава IV. Технология рекреационно-оздоровительной деятельности

 

4.1. Понятие игры и игровой деятельности...........

4.2. Классификация игр

4.3. Виды игр....................................

Глава V. Технология общения в социально-культурной сфере

5.1. Сущность и особенности межличностного общения

в сфере свободного времени...................

5.2. Стили и виды педагогического общения.........

5.3. Типы коммуникативного общения..............

5.4. Основные единицы коммуникативного общения..

5.5. Техника коммуникативного общения............

5.6. Технологические приемы организации досугового общения в учреждениях сферы..социально-культурной Материала нет! Но он есть в печатном виде, в учебнике

Глава VI. Технология организации досуга детей и подростков

6.1. Влияние современной социокультурной ситуации

на развитие личности подростка 104 -109

 

6.2. Основные проблемы в организации досуга детей, и подростков 109 -115..................................

6.3. Роль педагога в организации досуга детей, подро­стков и юношества.115 -125..........................

6.4. Пути оптимизации работы школы, учреждений культуры и семьи в процессе организации досуга подростков 125 -128..................................

6.5. Новые технологии в организации досуга детей и подростков.128 - 135.................................

6.6. Подростковые клубы как наиболее эффективная

форма организации досуга детей и подростков.... 135 -145



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 442; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.13.15 (0.016 с.)