Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Категория творчества в контексте теории деятельностиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Сторонами основного диалектического (движущего) противоречия деятельности являются творчество и контртворчество. Подобно категории культуры, творчество понимается в двух планах - гносеологическом и аксиологическом. Наиболее часто описательно-гносеологический подход рассматривает творчество как новаторскую, продуктивную и общезначимую деятельность. Термин «творчество» нередко выступает синонимом одного из этих понятий, либо некоторой их совокупностью. В целом гносеологическое понимание творчества породило многочисленные и неразрешимые логические противоречия, что свидетельствует о его бесперспективности. Так, одним из наиболее распространенных является представление о творческой деятельности как способе социальной активности, который создает нечто принципиально новое. На это справедливо выдвигаются два основных возражения. Первое связано с тем, что не все новое полезно и ценно для общества. С позиции теории познания невозможно объяснить ту парадоксальную ситуацию, когда весьма оригинальная, продуктивная и общезначимая идея (научная, техническая и иная) или ее воплощение в общественную практику оборачивается большим социальным злом и угрожает человечеству многими бедами (экологическая катастрофа и т.п.). Следовательно, выясняется, что сама по себе новаторская, продуктивная и общезначимая деятельность способна в широком историческом контексте оказаться фактором как прогресса, так и регресса. Иными словами, при последовательном гносеологическом истолковании категории творчества на «одну доску» ставятся любые - как позитивные, так и негативные - ее результаты, если они обладают признаками новизны, продуктивности и общезначимости. Вот примечательное и типичное суждение подобного рода: творчество «может быть направлено не только на благие дела, не только на созидание, но и на разрушение, находит выход в озорстве, хулиганстве, преступлении. Сколько изобретательности и даже таланта проявляют преступники?» Автор ряда интересных философских работ В.А. Кутырев,.,, справедливо указывая на драматичный характер целостной творческой деятельности XX в., в то же время склонен интерпретировать ее в дезаксиологическом плане. В частности, автор говорит о том, что неоправданная, с его точки зрения, «эйфория» в отношении творчества продолжается и ее «пора развеять», остановив «милитаристское творчество». Кутырев полагает, что в самих «истоках трагедии» современной цивилизации «лежит творчество» и «дьявол тоже творит», поэтому «надо преодолеть вседозволенность творчества», в вере, нравственных ценностях он видит «антипод творчества», полагая, что «дух творчества и ДУХ религии - враги». Кроме того, последовательный гносеологический подход ведет к отождествлению понятий творчества и деятельности, ибо получается, что в конечном счете вся человеческая деятельность носит творческий характер. Тогда какая-либо самостоятельная методологическая роль категории творчества неизбежно теряется и оно становится простым синонимом понятия «деятельность». Основой для отождествления творчества и деятельности может быть как социальный оптимизм, так и пессимизм («творчество» дьявольских сил). Позиция оптимизма делает своей опорой факты поступательного характера исторического развития общества. Известные периоды застоя и упадка, имевшие место в прошлом, относительно быстро преодолевались в ходе общественного прогресса. Однако из этого едва ли правомерно делать вывод о тождестве родовой деятельности человека с творчеством и прогрессом, ибо в природе общественной формы движения материи вряд ли заложена программа, которая фатально и однозначно предопределяет ее развитие исключительно в сторону постоянного прогресса. Мыслимы различные пути развития общества, не исключающие, следовательно, и его антигуманные варианты. Человеческая деятельность далеко не всегда заключается в поиске и утверждении новых и прогрессивных ценностей. Мало того, она нередко проявляется в деятельности, поддерживающей косное, устаревшее и реакционное, поскольку может питаться как прогрессивными, так и регрессивными источниками. Второе серьезное возражение против гносеологизации творчества исходит из неправомерности отнесения к нетворческим старым проблемам (задачам), которые могут быть решены новым и лучшим способом, использованием полезной идеи на практике. В теоретико-познавательном аспекте категории творчества обычно противопоставляют понятия алгоритма и стереотипа, шаблона или рутины. Такое противополагание вынуждает последовательно мыслящих ученых сделать вывод о том, что в принципе не существует и не может существовать ни методов. ни методологии творчества. В действительности дело обстоит совсем иначе, ведь подлинно творческие способности - это алгоритм конкретной деятельности, работающий эффективнее и продуктивнее своих неалгоритмических аналогов. Указанные нами трудности и противоречия, возникающие в случае гносеологического подхода к творчеству, стимулировали интерес исследователей к его аксиологической интерпретации, которая заключается в понимании творчества как прогрессивной деятельности. Обладая позитивной социальной значимостью, творчество всегда противостоит деятельности с отрицательным знаком. Активность, ставящая своей целью модернизацию и упрочение отживших социальных ценностей, по своей сущности, выражает общественный регресс. Правда, возникает вопрос относительно того, куда отнести результаты деятельности реакционных сил, выражающиеся в самых различных формах (своеобразные экономические и политические, нравственные и правовые отношения, философские и религиозные системы, кодексы и традиции), тем более, если они возникли впервые. Безусловно, было бы ошибочно отказывать такого рода явлениям в известной инициативности, новизне и полностью отрицать их творческий характер. Однако едва ли современная философская теория выиграет от признания творчеством не только прогрессивного, но и реакционного. При такой постановке вопроса получилось бы, что творчество, представляя собой мощный фактор развития материальной и духовной культуры, вместе с тем способно быть выражением деградации и разложения. Конечно, не раз в истории человечества продукты его деятельности направлялись на разрушение культурных ценностей. Подлинное же творчество не может не служить обществу, не быть истинно гуманистическим. В силу приведенных соображений необходима последовательно аксиологическая интерпретация творчества как позитивной, культурной и прогрессивной деятельности. Насколько подходит в качестве соотносительного с категорией творчества термин «нетворчество», который нередко встречается в философской и иной литературе? Он не является удачным в силу того, что понятие нетворчества в строгом смысле слова обозначает такую сферу деятельности, которая находится за пределами творческой деятельности и вследствие этого не может быть стороной ее внутреннего противоречия. Поэтому необходимо подобрать более адекватное и притом аксиологическое понятие, способное эффективно отразить внутреннее противоречие общественной деятельности. Иными словами, задача состоит в том, чтобы выделить такие соотносительные понятия, которые смогли бы зафиксировать диалектически противоречивый характер однотипной деятельности людей в условиях существования различных (а порой и диаметрально противоположных) общественных систем. Ведь одни и те же виды активности (научной, технической и т.п.) противостоят друг другу в зависимости от того, интересам каких социальных сил они служат. Одни и те же процессы и продукты человеческой деятельности (например, военная техника) могут служить делу защиты мира и стабильности, или, напротив, способны представлять угрозу мировому или региональному сообществу. Трудности с подбором полноценного эквивалента антиподу творчества привели к тому, что в качестве такового называются самые различные понятия, порой имеющие определенный философско-мировоззренческий статус, а нередко им не обладающие. Творчеству противополагают репродуктивность и застой, простые исполнительские и узкоспециализированные операции, нетворчество и антитворчество и т.д. На обыденном уровне подобное противопоставление имеет известное значение. Вместе с тем философско-методологический анализ должен теоретически обосновать и доказать, действительно ли какое-либо из вышеперечисленных понятий является в полной мере коррелятивным творчеству, либо они противостоят последнему в каких-то частных и специальных видах общественных связей. Наиболее точно аксиологически-противоречивое содержание передается словосочетанием «творчество - контртворчество». Приставка «контр» является универсальной формой для обозначения альтернативы любым оценкам, языковой эквивалент которых почему-либо не сложился. Необходимо также учесть, что до настоящего времени ни философская, ни научно-формальная логика оценочного сознания в достаточной мере не разработана, в результате чего не только нормы разговорного языка, но и специальная научно-философская терминология формируются стихийно. Целый ряд ключевых оценочных и диалектически противоположных понятий давно сложились и вы-держали проверку временем. Для них использование приставки «контр» не требуется. Это, в частности, такие категории социальной философии, эстетики и этики, как прогресс - регресс, богатство - бедность (нищета), высший - низший, оптимизм - пессимизм, положительный - отрицательный, правда - ложь, прекрасное - безобразное, добро - зло, праведный - грешный. Другие категориальные пары традиционно используют приставку «контр»: революция - контрреволюция, культура - контркультура и т.п. И, наконец, у ряда важных аксиологических понятий языковые нормы еще не сложились. Поэтому нам порой приходится употреблять термины, которые вполне удачными не являются (так, в оппозиции творчеству используются понятия нетворчества и антитворчества, репродуктивности и шаблона и многие другие). Во всех случаях, когда общепризнанный коррелят понятия отсутствует, целесообразно употреблять приставку «контр». Анализ особенностей ее использования в современном разговорном, литературном и специальном языках показывает наличие трех вариантов подобного употребления. Во-первых, ряд терминов носит ярко выраженную классово-аксиологическую направленность (революция - контрреволюция); во-вторых, используются термины, которые не обязательно имеют классовый смысл, хотя и являются аксиологическими (культура - контркультура, субъект - контрсубъект, агент - контрагент, атака -контратака, деятельность - контрдеятельность); в-третьих, у некоторых терминов возможно нулевое оценочное содержание (контр-адмирал, контроктава). Совершенно очевидно, что третий (нулевой) вариант употребления языковой приставки «контр» прямого отношения к логике оценочного сознания не имеет. Понятия творчества и контртворчества есть конкретизация наиболее общих аксиологических категорий прогресса и регресса применительно к сфере человеческой деятельности. Анализ творчества в единстве с его антиподом позволяет выявить и диагностировать общественную значимость и социально-классовую направленность динамичных общественных связей. Вся человеческая история определялась, определяется и будет определяться борьбой и сотрудничеством между силами прогресса и регресса, социальными субъектами с большим и меньшим творческим потенциалом. При этом взаимосвязь между субъектами творчества и контртворчества диалектична. При неблагоприятном развитии в целом прогрессивных социальных систем в них могут заметно усилиться факторы контртворческого характера, нарастать элементы консерватизма и антигуманизма. Примеры подобной эволюции имеются во всех общественно-экономических формациях. Ни творчество, ни контртворчество не представляют собой в рамках реального социума безоговорочно прямолинейного пути, полностью исключающего возможности его развития в противоположном направлении. Конкретные черты творческой и контртворческой деятельности всегда есть результат столкновения и взаимодействия многих поступков и операции различных субъектов, обусловленных как внутренним, так и международным балансом сил. Противоречивость человеческой деятельности заключается и в том, что с ростом интеграционно-глобальных процессов многие ее результаты начинают тиражироваться в общепланетарном масштабе и одновременно с этим снижаются их глубина и оригинальность. «Композитор был более творческой личностью, нежели «музыкальный программист», так же, как художник в сравнении с компьютерным графиком», - пишет В.А. Кутырев. Иными словами, усиление репродуктивного характера современной общественной деятельности нередко рассматривается, во-первых, как снижение ее творческого уровня, и, во-вторых, как нарастание ее пассивного характера. Приведенные утверждения не представляются бесспорными, ведь снижение творческой глубины, равно как и активности восприятия человеком каждого отдельного массово-тиражируемого художественного, научного и иного продукта, сопровождается, во-первых, невиданным ростом числа его потребителей, сопоставимых с населением всей планеты. Тем самым снижение творческой значимости каждого отдельного массового продукта (телесериалов, комиксов и т.д.) может быть до определенной степени компенсировано в количественном плане. Речь идет о том, что к образцам современной материальной и духовной культуры, пусть и далеким от элитарных, приобщается все население планеты. С этой точки зрения, само по себе неглубокое отдельное произведение компьютерной графики, музыки и т.д. способно сыграть роль вполне творчески-активного и глубоко позитивного фактора в масштабах всего мира, учитывая общий уровень духовного развития шестимиллиардного населения нашей планеты. Следует признать, что лидером массовых коммуникаций стали ныне, прежде всего, США, наводнившие мир кино- и телепередачами, видеофильмами крайне убогого антиэстетического содержания, что существенно влияет на духовную культуру молодежи. Относительно программ подобного рода, зачастую, вообще нельзя говорить как о «творческих» или «культурных». Ибо это типичная контркультура, контрдеятельность, отличающаяся духовным примитивизмом и отражающая процесс цивилизационной деградации Запада. Между тем передовые и гуманистические образцы массовой культуры не могут рассматриваться как продукты пониженной культурной и творческой активности. Итак, основное диалектическое противоречие общественной деятельности заключается в борьбе между творчеством и контртворчеством. Творчество есть прогрессивная деятельность, напротив, контртворчество отличает регрессивная направленность. На примере анализа категории творчества весьма реально высвечиваются все недостатки ее расширительного и нестрогого употребления, а также тупики гносеологизма. Контрольные вопросы 1. Дайте определение понятиям «творчество» и «контртворчество». 2. Какую роль играет творчество в контексте теории деятельности? Список рекомендуемой литературы 1 Булычев И.М. Основы философии, изложенные методом универсального логического алгоритма. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 1999. 2. Кутырев В.А. Естественное и искусственное: борьба миров. Н.-Новгород, 1994. 3. Симкин Г.Н. Атомы поведения или этология культуры // Человек. № 2. 1990.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 257; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.202.38 (0.013 с.) |