Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность и специфика современных социально-культурных технологий

Поиск

Введение

Сегодня особое место в реализации творческих возможностей населения принадлежит многочисленным социально-культурным институтам, а также системе дополнительного образования. Именно в рамках внешкольной работы разнообразных досуговых центров и комплексов в последнее время создаются инновационно-экспериментальные площадки, на которых и дети, и взрослые имеют возможность самореализоваться, выбрать занятие по душе, пообщаться и поделиться своими проблемами и заботами.

Процесс социализации личности активизируется как на уровне сознания, так и поведения, поэтому правильная органи­зация свободного времени людей, особенно в подростково-моло­дежный период является важным фактором как интеллектуаль­ного, так и физического развития. Чтобы по-настоящему разо­браться в современных социально-культурных процессах, про­исходящих в обществе, необходимо рассмотреть основные со­ставляющие всей сферы культурно-досуговой деятельности, на­чиная с ее задач и функций и заканчивая особенностями техно­логического процесса в различных субъектах этой сферы.

Знакомясь с материалами учебника, читатель заметит, что авторы попытались максимально полно раскрыть сущность раз­нообразных социально-культурных технологий и сделать особый акцент на наиболее значимых видах и формах культурно-досу­говой деятельности, которые имеют место в работе с детьми и подростками, молодежью и людьми третьего возраста, различ­ными социальными группами.

Не случайно говорят, что освоение технологий - это критерий профессионализма организатора досуга. В условиях демократи­зации общества, реформирования образования, децентрализации управления культурными процессами, приоритета гуманистиче­ских подходов к воспитанию, развитию и обучению, особую ак­туальность приобретает подготовка специалистов социально-культурной сферы, владеющих знаниями в области экономики, психологии, педагогики, культурологии, юриспруденции.

Немаловажное значение для социально-культурной деятель­ности имеет разработка новых программ и технологий с учетом региональной культурной специфики.

Изучение технологий социально-культурной деятельности позволяет охватить основные закономерности разработки и ис­пользования средств, форм и методов в целом, наиболее типич­ные условия и универсальные способы социально-культурной деятельности.

Технология - предметное единство природного и социально­го в сфере практики. Следовательно, рассмотрение технологиче­ских основ социально-культурной деятельности как технологи­ческого процесса, на наш взгляд, не только позволит специали­стам изучить объективные закономерности ее функционирова­ния, но и будет способствовать решению проблем ее совершен­ствования.

В данном учебном пособии технология социально-культур­ной деятельности представлена совокупностью общих, функ­циональных и дифференцированных методик, которые постоян­но совершенствуются и обогащаются за счет как исторического, так и современного опыта, накопленного в сфере культуры, про­свещения, быта и досуга народов множества стран и континентов. Настоящее учебное пособие предназначено для студентов университетов и вузов культуры и искусств, которые обучаются по специальностям «Социальная работа» и «Социально-культур­ная деятельность». Его цель состоит в том, чтобы полнее и глуб­же раскрыть потенциальные возможности сферы культуры и до­суга, и на этой основе дать будущим специалистам технологиче­ские основы организации социально-культурной деятельности для разновозрастных групп населения.

Авторы не претендуют на исчерпывающее изложение всех методик, используемых в социально-культурной сфере, а лишь пытаются дать анализ современных тенденций, происходящих в нашем обществе, рассмотреть конкретные технологии, наработанные в сфере культуры и досуга.

Современный этап развития российского общества неодно­значен и противоречив. Деятельность учреждений социально-культурной сферы как неотъемлемой части социального организма происходит на фоне коренных преобразований во всех сферах жизни общества - от экономики до идеологии. Происхо­дит смена ценностных ориентиров, жизненных целей как отдельных людей, так и общества в целом.

В сложной ситуации оказались в настоящее время досутовые учреждения. Сегодняшняя ориентация на выживание, приоритетное развитие платных услуг, многие другие проблемы заставили изменить прежние стереотипы. В досуговой деятельности подвергнуты забвению такие важные и ведущие функции, как просветительная и воспитательная; утрачиваются понятия: патриотизм, гражданское достоинство, общественный долг и многое другое.

Вместе с тем переход к частной собственности как основной форме общественных отношений и последовавшие за этим преоб­разования изменили социальный заказ со стороны общества на социально-культурную деятельность в направлении профессиона­лизма, повышения эффективности подготовки кадров этой отрасли.

Содержание работы учреждений социально-культурной сферы и высшей школы необходимо откорректировать в соот­ветствии с актуальными социальными потребностями населения, и здесь могут оказать помощь новые технологии, разработанные в различных регионах России учеными и практиками, работаю­щими в сфере культуры и досуга.

В настоящее время в практике работы учреждений культурно-досуговой деятельности используется большое разнообразие со­циально-педагогических и психологических методик, направ­ленных на изучение вкусов и предпочтений посетителей, разви­тие их талантов и способностей.

Однако, учитывая то. что сфера культуры имеет социально открытый характер и отличается динамизмом, разработка новых технологий связана с определенными сложностями, К тому же действующие разнопрофильные социально-культурные институ­ты имеют свои специфические особенности.

СУЩНОСТЬ И СПЕЦИФИКА СОВРЕМЕННЫХ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Список рекомендуемой литературы

1. Арнольдов АИ. Введение в культурологию. М.: Народ. Академия •| культуры и общечеловеч. ценностей, 1993.

2. Закон Российской Федерации - Основы законодательства Российской Федерации о культуре // Ведомости съезда народных депутатов Рос­сийской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. :': №46. М, 1992.

3. Золотоносов М. Наш прекрасный новый мир // Моск. новости. 1995,: 20-27 авг.

4. Иония Л.Г. Культура на переломе // Социол. исследования. 1995. № 2. ~ С. 41-46.

5. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной дея­тельности. М.: Изд-во Моск. ун-та культуры, 1995. !

6 Михайлова Л.Н. Социология культуры. М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999.

7. Теория и методика-coциальной работы/ИГ. Зайнышев и др.: В 2 ч. Ч. 1. t M.: «Союз», 1994.

8. Триодин В.Е. Клуб и свободное время, М.: Профиздат, 1982.

 

 

Список рекомендуемой литературы

1. Жарков АД. Технология культурно-досуговой деятельности. Учеб. пособ. М., 1998.

2. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной дея­тельности. М.,МГУК, 1995.

3. КларинМ.В. Педагогическая технология. М., 1989.

4. Питюков ВМ. Основы педагогической технологии. М., 1997.

5 Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учеб. посо­бие. М.: Народное образование, 1998.

 

 

Список рекомендуемой литературы

1. Григорьева ЕМ., Веяитнова Е.В. Самодеятельное художественное творчество как основа возрождения национальных культурных тради­ций. ТГГУ, 2000.

2. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности. Учеб. пособие для студентов вузов культуры и искусста. М., 1998.

3. Киселева Т.Г., Красилъников Ю.Д. Основы социально-культурной дея­тельности. М.: МГУК, 1995.

4. Культурно-досуговая деятельность. Учеб. пособие / Под ред. А. Д. Жар-J кова и В.М. Чижикова. М.: МГУКД998.

5. Новаторов В. Культурно-досуговая деятельность. Словарь-справочник.J Омск, 1992.

Список рекомендуемой литературы

1. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности. Учебное пособие для студентов вузов культуры и искусств. М., 1998.

2. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности. М.: МГУК, 1995.

3. Культурно-досуговая деятельность. Уч. пособие / Под ред. А.Д. Жаркова и В.М. Чижикова. М.: МГУК, 1998.

4. Мышление и кибернетика // Вопросы философии, 1963. №1. С.36.

5. Новаторов В.Е. Словарь-справочник.

6. Образование и культура: традиции и новаторство. Материалы научн. конференции. СПб., 1998. С.50.

7. Социально-культурная деятельность: поиски, проблемы, перспективы. Сб. статей / Под науч. ред. Т.Г. Киселевой, Ю.А. Стрельцова, Б.Г. Мосалева. М.: МПСИ, 2000.

8. Триодин В.Е. Педагогика клубной работы. М., 1984. С. 134.

 

 

ТЕХНОЛОГИИ

Технологии

Отечественные технологии образовательно-развивающего до­суга наряду с традиционными подходами используют новые идеи.

Развивающаяся инфраструктура молодежного досуга (Цен­тры досуга молодежи, Дома молодежи, хобби-центры, Центры технического и художественного творчества, учреждения вне­школьного образования и воспитания) позволяет осуществлять образовательные и информационно-познавательные программы «Лидер», «Родина», «Валеология», «Юный патриот», «Мой досуг», «Помоги себе сам», «Познай себя» и др. Стали регулярно проводятся акции «Молодежь за здоровый образ жизни», «Мо­лодежь и духовное наследие», «Культура и мы», форумы «Куль­тура мира в восприятии детей», «Манифест мира и культуры» (по материалам V Всемирного конгресса клубов и ассоциаций ЮНЕСКО, прошедшего в Екатеринбурге летом 1999 года); эко­логические олимпиады, деловые игры; познавательные конкурсы «Отец и сын», «Мать и дочь», «Лучшая бабушка года», «Мушке­теры XX века», «рыцарские» турниры; конкурсы по профессиям. Все это, в свою очередь, рождает массу новых инициатив по месту жительства: общественные музеи, интеллектуальные клу­бы, «колледжи» политических наук. В программе такого «кол­леджа» (опыт г. Саратова):

• культура политической информации, обсуждение, ком­ментарии, оценка политической жизни в обществе, в мире;

• речевая коммуникация - культура речи, дебатирование, искз'сство полемики, публичной речи, журналистские навыки;

• политменеджмент - развитие навыков управления, орга­низаторской деятельности в политике;

• методика предвыборных технологий;

• овладение цивилизованными методиками политического маркетинга:

• подготовка молодежи к активной общественно-поли­тической жизни, к грамотным общественным действиям: защита прав, участие в митингах, манифестациях, маршах протеста.

Это своеобразная модель распространенных у западной мо­лодежи дискуссионных клубов, девиз которых - известный афо­ризм У. Черчиля: «Вы сколько угодно можете не заниматься по­литикой, рано или поздно она займется вами». В нашей истории есть богатый опыт общественно-политических клубов: от «Зеле­ной лампы» и «Арзамаса» эпохи декабристов и Пушкина до «Красной гвоздики» советских времен, «В поддержку реформ», «Перестройки» 90-х.

Актуальной в планах работы учреждений культуры стала рубрика «К 2000-летию Рождества Христова». Здесь также ис­пользуются информационно-просветительские формы, где орга­нично взаимодействуют религиозная и художественная культу­ра, духовные искания. Чаще всего используются лекции, встречи со священнослужителями и богословами, верующими и атеиста­ми; концерты духовной музыки, органные вечера, религиозный театр, фольклорный театр языческих мифов, фестиваль коло­кольного искусства, выставки иконной живописи, экскурсии в Центры духовной культуры, монастыри, древние соборы и дру­гие религиозно-культовые учреждения.

Большое количество локальных групп включается в феде­ральные социально-культурные программы: «Всероссийский конкурс учреждений социально-культурной сферы», «55-летие Великой Победы», «Реставрация и охрана памятников старины», «Возрождение культурных традиций и ремесел», «Дети России».

Мы все активнее интегрируемся в международные социально-культурные проекты. В рамках Десятилетия Всемирной культу­ры (1988-1998 гг.) проводились самые различные мероприятия, в которых через международный союз работников культуры, ту­ризма и спорта принимали участие россияне. Карнавал культур, фестиваль «Мир фольклора» (Канада), фестиваль русского ис­кусства во Франции, Германии; культурно-благотворительные акции «Звезды мира - детям», «Инвалид в большом городе», «Эхо радиации»; молодежные форумы «Культурный герой XXI века», «2000 год - год Культуры». Принята новая программа ЮНЕСКО «Десятилетие коренных народов севера». В рамках ее масштабный культурно-образовательный проект «Перекрестки континентов: Аляска - Сибирь» (Смитсоновский институт США, музеи Аляски и Российского Дальнего Востока под патронажем Министерства культуры РФ), программы «Дети Севера», «Со­хранение и возрождение культуры народов Приамурья и Крайне­го Севера», фестиваль детского творчества «Вслед за солнцем»; межрегиональные, краевые, областные фестивали, конкурсы, смотры, конференции, брифинги, экспресс-информационное ос­вещение и обеспечение массового участия всех социальных и этнических групп населения. В программы заложен большой формирующий потенциал, перспективность. Издаются буквари, словари, учебники на национальных языках народов Севера, дет­ская литература, газеты, журналы; публикуются этнические про­изведения национальных писателей.

В календаре общественных событий есть даты, во многом определяющие информационно-просветительскую деятельность в социально-культурной сфере. Это всемирные или международ­ные Дни: Науки - 16 апреля, Знаний - 1 сентября, Борьбы с не­грамотностью - 9 сентября, Театра - 27 марта, Земли - 22 апре­ля, Танца - 29 апреля, Семьи - 15 мая, Музея - 18 мая, Славян­ской письменности - 25 мая, Культуры - 31 мая, Детства - 1 ию­ня, Кино - 27 августа, Матери - 21 сентября, Пожилых людей -1 октября. Музыки - 2 октября, Молодежи - 10 ноября, Протеста против ядерного оружия - 6 августа, Студентов - 17 ноября, Не­курения - 23 ноября, Инвалидов - 3 декабря, Прав человека -10 декабря. В их проведении учреждения культуры и просвещения взаимодействуют с ветеранскими, волонтерскими, детскими, молодежными организациями, фондами; социальными структу­рами, центрами социальных технологий, творческими союзами; привлекают меценатов, спонсоров.

Создаются досуговые центры, которые компетентны, прежде всего, в пропаганде искусства, литературы, организации творче­ства, используя индивидуальные, групповые, массовые формы информационно-просветительной деятельности. В художествен­ное просвещение сегодня включаются миллионы людей, многие через культурно-просветительские общества: Всероссийское му­зыкальное (ему исполнилось; 125 лет и год был насыщен разно-жанровыми музыкальными событиями); Всероссийское теат­ральное общество; общество Рахманинова, Гете, Гейне, Рерихов и др. Большинство из них вышли за рамки локальных, стали ме­ждународными. Возникают творческие союзы, гильдии, ассо­циации. По их инициативе проходят такие разноплановые фес­тивали, как: Пасхальный, Рождественский, джазовый, духовного песнопения, колокольных звонов; классической, камерной, во­кальной, хоровой, электронной музыки; «Театральная весна», студенческих театральных капустников, рекламйых пародий, фолк-фестивали, рок-фестивали; правозащитный кинофестиваль; детского и юношеского литературного творчества, юных компо­зиторов; авторской песни (Грушинскому фестивалю - 30 лет, один из самых популярных и массовых) и мн. др.

В последние годы фестивали являются не только праздником искусств. По опыту других стран стали проводиться тематические: фестивали Воды, фестивали Хлеба, фестивали Земли, фестивали Птиц. Организаторы лишний раз стремятся, используя оригиналь­ную художественную форму, привлечь внимание к проблемам и достижениям, к вопросам и ответам, к статистике и прогнозам. В рамках многих фестивалей работают семинары, круглые столы, экспериментальные лаборатории, происходит обмен информацией, контакты, обучение. Актуализировалось соотношение традицион­ного и нового, национального и народного, светского и религиозно­го. Диалог на языке искусства всегда приемлем, толерантен, понятен.

Стали традиционны: Дни культуры (Швеции в Самаре, Японии в Саратове, Германии в Тамбове и т.п.), Праздники литературы, поэзии. Вот как строился вечер памяти Е. Баратынского к 200-летию поэта в Тамбовской филармонии: слово о поэте. Выступление представителей общественности края. Информация ученых о новых открытиях в биографии и творчестве, о планах возведения историко-культурного комплекса в селе Мара. Выступление членов «Клуба друзей Е. Баратынского». Стихи, камерная музыка.

С 1996 года Россия принимает участие во Всемирных ком­пьютерных играх в Калифорнийском «Компьютерленде». При поддержке экономического образовательного Центра РФ наши молодежные команды из разных уголков страны часто одержи­вают победы в разных номинациях. Юные спорщики активно участвуют в Международной программе «Дебаты».

Диспут - это очень привлекательная форма в информацион­но-познавательной работе с молодежью. Диспут чаще всего ис­пользуется для выявления, развития и закрепления информаци­онно-познавательных интересов и потребностей, в которых можно выделить три этапа:

1. Выявление ситуативного интереса и формирование по­ложительного отношения к полученной информации (стадия любознательности). Ведущие методы: внушения, поощрения, косвенного и параллельного воздействия. Формы: обзоры, док­лады, панорама событий, (культурная, спортивная панорама), комментарии, вопросно-ответные формы, тесты, «микрофон в зале», встречи с интересным собеседником.

2. Дальнейшее развитие (стимулирование) интереса к ин­формации, ее закрепление и углубление (стадия творчества). Дифференциация интересов. Преобладающие методы: убеждения, одобрения, примера, авторитета. Метод перспективных линий. Формы: пресс-конференции, круглые столы, дискуссии, форумы, ток-шоу, конкурсно-познавательные программы, ассамблеи.

3. Закрепление осознанного стремления к систематическому получению знаний в процессе самообразования и самостоятельно-творческой познавательной деятельности (собственно познава­тельный интерес). Формы закрепления, проявления - участие в образовательно-просветительских и организационных видах дея­тельности - Советах, детских парламентах, объединениях, ассо­циациях, обществах.

В самом общем виде всю информационно-просвети­тельскую работу учреждений социально-культурной сферы можно разделить на три вида: устную, наглядную и художе­ственно-публицистическую.

Устный вид информационно-просветительской деятельности основан на выступлении ведущего, лектора. Это все формы вер­бального общения

Наглядная информационно-просветительская деятельность в основном опирается на визуальную информацию, а художест­венно-публицистический вид информирования является синте­зом публицистики и искусства.

Говоря о видах информационно-просветительской деятель­ности, нельзя не остановиться на многообразии культурно-досуговых форм и методов воздействия на аудиторию.

В.Я. Суртаев в зависимости от способа осмысления и подачи социальной информации условно разделяет клубные формы на четыре группы:

1) рационально-познавательные (лекции, беседы, встречи за «круглым столом»);

2) эмоционально-зрелищные (спектакли, концерты, театра­лизованные представления);

3) познавательно-поведенческие (участие в работе инициативных любительских и общественно-политических клубов);4) комплексные (праздники и обряды, дискотеки, многооб­разные виды тематических вечеров. При этом он отмечает, что важным основанием для классификации просветительных мероприятий является степень участия в них масс.

Чаще всего формы информационно-просветительской деятельности разделяют на три вида: монологические, в которых преобладает речь ведущего или лектора (популярная лекция, публичная речь, экспресс-информация, брифинг, консультаци­онно-справочная работа); диалогические формы, в которых про­исходит взаимодействие информатора или ведущего и аудито­рии. К ним относятся: встречи с интересными людьми вечер во­просов и ответов, ток-шоу, диспут, круглый стол, аукцион идей; комплексные формы, которые входят в работу лекториев, уни­верситетов. Среди них различные месячники (культуры, искусства, памяти, согласия и т.д.); чтения (литературные педагогические, тематические циклы).

Следует отметить, что при организации и проведении разнообразных форм информационно-просветительской деятельности необходимо включать аудиторию учреждений культуры и досуга в творческий процесс посредством участия в кружках, клубах по интересам, диспутах и т.д. Таким образом, аудитория клуба сама становится активным субъектом информационно-просветительской деятельности.

Наиболее ярким проявлением сущности развивающей, информационно-познавательной технологии служит диалог как эффективное средство взаимопонимания, развития гласности, открытости, демократии, партнерского отношения людей в сфере свободного времени. В диалоге формируется и реализуется новое мышление, отказ от догматизма. Диалог и диалоговые программы (лекции-диалоги, круглые столы, ток-шоу) выступа­ют в качестве обязательного элемента социотренинга людей разных возрастов и профессий. Учреждения культуры и досуга переходят сегодня на более интенсивное использование новых но­сителей информации, видеотехники, компьютерной техники. Массовое культурологическое просвещение подразумевает и актуальное сегодня медиаобразование - подготовку молодежи к более углубленному восприятию кино, телевидения, видеопрограмм и других средств массовой коммуникации. Остро встает вопрос иммунитета против «кислотности» массовой культуры.

На стыке традиционных направлений информационно-просветительной деятельности жизнь подсказывает новые:

• социально-досуговая терапия для детей, инвалидов, по­жилых людей;

• обучение релаксаторским технологиям: от простейших до комплексных;

• последовательное развитие навыков самоорганизации рационального досуга;

• мультикультура в сфере досуга как новая модель организации социального поведения;

• освоение новых технологий в социально-культурной сфере. Например, технология проката кассового фильма, который использует Н. Михалков: сам автор вкладывает деньги, диктует условия, но и собирает «урожай».

• создание эксклюзивных культурно-просветительских центров типа: «Высоцкий», «Маяковский», «Тарковский»; Центр мотоциклетной культуры, байкер-клубы; Центры национальной, этнической, фольклорной культуры и тому подобное;

• строительство мультиплексов - кинотеатров будущего.

Одним из ключевых понятий в информационно-просветительной деятельности является общественное мнение как состояние массового сознания. Влияние на него, формирование объективных суждений, оценок, правил, норм - важная социально-культурная задача. Обеспечивающая ее в советский период идеологическая система ушла в прошлое, но многие методы не устарели: информирование, комментирование, разъяснение, обобщение, убеждение, положительный пример, конструктив­ный опыт. На формирование общественного мнения направлены сегодня конференции, пресс-конференции, презентации, аукционы идеи, интеллектуальные шоу, рекламная информация. Но здесь же возникают и новые проблемы: реклама становится искусством, в то же время происходит умирание искусства в рекламе. «Искусство становится всего лишь приложением к рекламе кофе, лекарств, бензина, жевательной резинки. Каждый день мы слышим избранные темы Баха, Бетховена как приложение к красноречивой рекламе масла, банковского оборудования, авто­мобилей, слабительных средств. Они становятся лишь спутни­ками более «солидных» развлечений: воздушная кукуруза, пиво, свиная отбивная, съеденная в антракте концерта или на выставке. В результате божественные ценности искусства умирают и во мнении публики. Граница между истинным искусством и чис­тым развлечением стирается: стандарты истинного искусства исчезают и постепенно заменяются фальшивыми критериями псевдоискусства».

В отличие от других социальных институтов, учреждения культуры создают для развития информационно-просветительской деятельности свою специфику: доступность, свободу выбора, нерегламентированный характер образовательных и познавательных программ, альтернативные методики, сочетающие научные и художественно-выразительные средства, гибкое реаги­рование на конъюнктуру досуговых интересов, возможность связать в единую социально-педагогическую цель информационную, образовательно-кружковую, индивидуально-консультационную работу.

Контрольные вопросы

1. Характерные признаки цивилизованного общества.

2. Понятие об информационной культуре и информационных процессах в обществе.

3. История и традиции просветительства в России.

4. Основные направления информационно-просветительской деятельности.

5. Информационное обеспечение сферы культуры и досуга.

6. Понятие о социальной информации.

7. Цели и задачи информационно-просветительской работы.

8. Формы и методы информационно-просветительской деятельности.

9. Традиционные методики информационно-просветительской деятельности.

1 0. Современные информационно-просветительские технологии.

Список рекомендуемой литературы

1. Авдеев Р. Ф. Философия информационной цивилизации. М., 1994.

2. БлюменауД.И. Информация и информационный сервис. СПб., 1999.

3. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. М., 1986.

4. Воробьев Г.Г. Твоя информационная культура. М., 1989.

5. Дубровский Е.Н. Информационно-обменные процессы как факторы эволюции общества. М., 1996.

6. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: Учеб. пособие. М., 1998.

7. Жарков А.Д. Новые аспекты информационно-просветительской рабо­ты культурно-досуговых учреждений. М, 1991.

8. Закон об информации, информатизации и защите информации // «Российская газета» от 22 февраля 1995 г.

9. Информация и информатизация в сфере народного творчества / Сост. Т.В. Зорина. М., 2001.

10. Киселева Т.Т., Красипътков Ю.Г. Основы социально-культурной деятельности: Учеб. пособие. М., 1995.

11. Колеватов В.А. Социальная память и познание. М., 1984.

12. Культура и средства массовой информации: социально-экономиче­ские проблемы. М., 1995.

13. Культура современного мира: опыт, решения проблемы. Науч.-ин-форм. сб. М., 1999-2000.

14. Лебедев А.В. Информационные технологии в контексте гуманитарно­го знания (материальная база сферы культуры): Науч. информ. сб. Вып. l.M.,2000.

15. Медведева Е.А. Основы информационной культуры. Социс, 1994, №11.

16. Полагутина Л.В. Традиционная культура как канал передачи соци­альной информации. // Возрождение культурных традиций Централь­ного Черноземья. Вып. 1. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 1998.

17. Проблемы информационной культуры: Сб. статей. М., 2000.

18. Проблемы социальной информации в сфере культуры и просвещения. Сб. науч. мат. СПб ГИК, 1992. Т. 135.

19. Рахитов А.И. Философия компьютерной революции. М, 1991.

20. Социально-культурная деятельность в сфере досуга: Учеб. пособие. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2000.

21. Соколов А.В. Введение в теорию социальной коммуникации. СПб, 1996.

22. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1991.

23. Суртаев В.Я. Агитационно-пропагандистская работа клубов: Учеб. пособие. М., 1993.

24. Чванова М.С., Липский И.А. Информатизация системы непрерывной подготовки специалистов: Монография. Тамбов-Москва, 2000.

25. Чубарьян А.О. Культура мира и демократия. Учеб. пособие. М., 1998.

26. Хитаров Э.И. Использование средств массовой информации в куль­турно-просветительной работе. М., 1988.

27. Цивилизация и культура в историческом процессе. М., 1995.

 

«ТЕХНОЛОГИЯ САМОДЕЯТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА И ЛЮБИТЕЛЬСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

Список рекомендуемой литературы

1. Плеханов Г.В. Избранные философские произведения. М., 1958. Т. 5.

2. Смирнова Е.И. Художественная самодеятельность как социально-педагогическое явление: Автореф.... доктора пед. наук. Л., 1989.

3. Смирнова Е.И. Проблемы изучения художественной самодеятельности как социально-педагогического явления // Педагогические условия ор­ганизации самодеятельного творчества. Сб. науч. тр. Л.: ЛГИК, 1982.

4. Михайлова Н.Г. Самодеятельное художественное творчество в современ­ных условиях и направления его исследования // Народное творчество: Перспективы развития и формы социальной организации: Сб. науч. тр. / Мин-во культуры РСФСР: АН СССР; НИИ культуры. М., 1990. С.6-12.

5. Великанова Е.В. Самодеятельное художественное творчество как ос­нова возрождения национальных культурных традиций. Дис.... канд. пед. наук. Тамбов, 2000. 223 с.

 

 

Список рекомендуемой литературы

1. Алексеева Э.Ф. Фольклор в контексте народной культуры. М, 1998.

2. Лихачев В.Д., Лихачев Д.С. Художественное наследие Древней Руси и " современность. М., 1971.

3. Григорьева Е.И., Великанова Е.В. Самодеятельное художественное творчество как основа возрождения национальных культурных тради­ций: Учеб. пособие. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та. 2000.

4. Положение о любительских объединениях и клубе по интересам. М.: г- Политиздат, 1986.

 

Список рекомендуемой литературы

1. Кондратьев Д.Н. Молодежное вещание на телевидении: проблемы и тревоги / Педагогика. 1998. № 4. С. 70-73.

2. Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. М.: Просве­щение, 1989.

3. Молодежь в современном мире: проблемы и суждения. Материалы круглого стола / Вопросы философии. 1990. С. 5-12.

 

Список рекомендуемой литературы

1. Наш проблемный подросток: Учеб. пособие. СПб.: Союз, 1998.

 

Список литературы

1. Лучанкин А.И., Сияцкий А.Л. Социально-клубная работа с молодежью; проблемы и подходы. 3-е изд., исправ. и реком, Екатеринбург: УрО РАН, Ин КОТ, 1997. 396с.

Дополнительный список литературы.

1. Акимов М.К., Козлова В.Т. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход. М., 1992.

2. Ангеловски К. Учителя и инновации. М., 2001.

3. Батурина Г., Кузина Т. Традиционная культура воспитания в национальной школе. Педагогика, 1995, №2.

4. Берхин Н.Б. Психолого-педагогическая специфика художественного образования школьников.

5. Борисенков В.П., Краевский В.В., Кутьев В.О., Турбовский Я.С. Философия образования. Педагогика, 1995, № 4.

6. Газман О.С. Базовая культура и самоопределение личности. Базовая культура личности: теоретические и методологические проблемы. Сб.науч. тр. Под ред.Газманова О.С. М., Изд.АПН СССР, 1989.

7. Дорогу осилит идущий...Под ред. Соболевой Е.А. Армавир, 1996.

8. Крылова Н.В. Ребенок в пространстве культуры. М., 1994.

9. Крылова Н.В. Философско-педагогические аспекты культуры воспитания. Базовая культура личности: теоретические и методологические проблемы. Сб. науч.тр. Под ред. Газмана О.С. М., Изд.АПН СССР. 1989.

10. Культурология. Под ред. Драча Г.В. Р.-на-Д., Изд. Феникс, 1995.

11. Опыт разработки концепции воспитания. Р-на-Д., 1993.

12. Отношения личности и вопросы воспитания. Отв. ред. Миттов Н.К. Тамбов, 1973.

13. Психология. Словарь. М., 1990.

14. Савитская Т. Ребенок в культуре XX века. Знание-сила, 1995, №4.

15. Старовойтенко Е.Б. Духовное влияние как основа воспитания и саморазвития личности. Психологический журнал, 2002, № 4.

16. Щадриков В.Д. Философия образования и образовательные политики. М., 1993.

 

Список рекомендуемой литературы

1. Воробьев С.В. Молодежная субкультура как специфическая часть культуры общества. Н. Новгород, 1991,

2. Грушин Б.А. Свободное время. Актуальные проблемы. М., 1967.

3. Гришенко ЖМ., Поликарпов В.А. Самоопределение молодежи в усло­виях перестройки: опыт социальной типологии / Социологические ис­следования, 1990. №7.

4. Григорьева Е.И. Современная технология социально-культурной дея­тельности. Учеб.-метод, пособие. Тамбов, 1998.

5. Дубин Б. Зеркало юности / Свободная мысль. 1993. №9.

6. Диалог о рок-музыке. М., 1990.

7. Запесоцкий А., Фаин А. Эта непонятная молодежь. Проблемы нефор­мальных молодежных объединений. М., 1990.

 

 

Сущность, основные понятия молодежной культуры

Проблемы свободного времени следует рассматривать в тес­ной связи с конкретной фазой жизни, в которой формируется личность, детство, юность, зрелость и старость. В каждом из этих периодов так или иначе имеется фаза свободного времени, в связи с чем возникают специфические проблемы. Роль периода юности в сфере свободного времени является темой множества исследований и размышлений. Трудности с молодежью, сущест­вующие на протяжении веков, часто состоят в стремлении к зна­чительному расширению сферы развлечений за счет сферы исполнения непреложных обязанностей, протестуя против дисцип­лины и принуждения.

Юность - это период учебы и подготовки к общественной жизни. В современном обществе социализация молодежи проте­кает большей степени вне первичного института опеки - семьи. В настоящее время более значительную роль играют в этом про­цессе социальные институты: школа, вузы, СМИ, учреждения социокультурной сферы, группы сверстников (peer droup) и др.

В современных условиях молодежь резко противопоставляет ценность свободного времени, проводимого в семье или в мес­тах, где осуществляется заметный контроль со стороны старшего поколения, ценности времени, проводимого вне контроля, глав­ным образом, в группах сверстников. Свободное время молоде­жи имеет свои культурные особенности, определяющиеся биоло­гическими, психологическими, социальными характеристиками. Характеристика молодежи достаточно изучена в отечествен­ной и зарубежной литературе. Молодежь - эмоциональна, ин­теллектуально восприимчива, физически активна и подвижна, склонна к игровой деятельности. Для нее характерен альтруизм, что способствует непринужденному вхождению в культурную общественную среду; легкостью сближения со сверстниками, что становится важнейшим «группобразующим фактором». Акселерация, с одной стороны, отодвижение брачного возраста на более поздние сроки и связи с увеличение периода подготовки к профессиональному труду, с другой, расширяют потенциальные возможности молодежи для культурного времяпровождения.

Социальный статус молодежи позволяет характеризовать ее как не самостоятельную. Вопреки такому представлению, сама молодежь настойчиво стремится к обособлению. Чтобы утвердить статус своей самостоятельности, молодежь прибегает к различ­ным «неформальным» организованным методам сопротивления против такого «непризнания». Иногда она вторгается в область политики, но больше всего проявляет себя в области культуры.

В окружении себе подобных молодежь накапливает знания о культурной жизни и к этим знаниям вписывает свое понима­ние, уточняет свои предпочтения, выявляет своих кумиров, по­стигает групповые нравы, сравнивает и сопоставляет их с нрава­ми взрослых, с которыми они часто бывают не согласны. При этом молодежь формирует свои гипотезы, часто иллюзорные, и в соответствии с собственным пониманием или непониманием со­вершает поступки, строит свой образ и стиль жизни. Из этого складывается то, что называется молодежной культурой.

Возникновение обособленной молодежной культуры является результатом индустриального развития общества и иных факто­ров. Среди этих факторов еще в 1969 году С. Лем обозначил быстрое, благодаря НТР, достижение обществом высокого уровня материального благосостояния. Резкое снижение сопротивления внешней среды создало определенный «люфт», свободный от вы­полнения необходимых биологических действий от еже



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 977; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.72.229 (0.018 с.)