Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1. Введение. Сущность и специфика современныхСтр 1 из 2Следующая ⇒
Содержание курса «Технологические основы социально-культурной деятельности» Тема 1. Введение. Сущность и специфика современных Социально-культурных технологий. «Технология» как термин и метапонятие. Технология социально-культурной деятельности как социокультурная система. Технология социально-культурной деятельности как социокультурная наука. Технология социально-культурной деятельности как технологический процесс. Основные подсистемы и элементы технологии социально-культурной деятельности. Внутренняя и внешняя среда технологической системы социально-культурной деятельности. Структура и функции социокультурных технологий. Критерии технологичности как методологические требования к социокультурным технологиям. Специфика целеполагания в социокультурных технологиях. Педагогические основы технологий социально-культурной деятельности.
Тема 2. Типология и классификация технологий социально-культурной деятельности. Основные подходы к типологизации и классификации технологий социально-культурной деятельности: системный, синергетический, средовой, деятельностный, половозрастной, личностно-ориентированный, коммуникативный, ситуационный. Логические основания классификации: историко-содержательные, функционально-процессуальные, социально-демографические. Ведущий тип деятельности как критерий типологии технологий социально-культурной деятельности. Основные типы технологий социально-культурной деятельности: культуроохранные, культуротворческие, рекреативные, образовательные, социозащитные, проектные, информационно-рекламные технологии социально-культурной деятельности. Этнотехнологии. Технологии менеджмента. Маркетинговые технологии. Социокультурные технологии формирования культуры семьи, быта, образовательной и профессиональной деятельности, общественных отношений.
Тема 3. Педагогические основы социокультурных технологий. Педагогический процесс в социально-культурной сфере и его структура. Педагогические аспекты профессиональной деятельности технолога социально-культурной сферы. Мотивы педагогической деятельности. Педагогические способности. Стили педагогического руководства. Педагогическое общение. Индивидуальные стили педагогической деятельности. Психологические аспекты воспитательных технологий. Основные понятия психологии социально-культурной деятельности. Психологические основы развивающего досуга. Соотношение обучения и воспитания. Проблемы дифференциации и индивидуализации организации социально-культурной деятельности различных групп населения. Многофакторность педагогического процесса в социально-культурной сфере.
Тема 4. Субъекты и объекты управления в социокультурных технологиях. Понятия «субъекта» и «объекта» в социально-культурной деятельности и их многозначность. Взаимосвязь субъекта и объекта в процессе социально-культурной деятельности. Классификация субъектов. Человек как субъект социально-культурной деятельности. Социально-культурные институты и сеть учреждений культуры и искусства. Семья как объект и субъект социокультурных технологий. Социально-культурные общности и формирования. Возрастание социокультурного потенциала средств массовой информации и коммуникации в современном обществе.
Тема 5. Средства, формы и методы социально-культурной деятельности как основные составляющие технологического процесса. Средства как инструменты для раскрытия содержания; как способы передачи идей, научных взглядов, событий, фактов, образов. Классификация средств. Форма как структура содержания, способ и прием организации людей в учреждениях социально-культурной сферы. Классификация форм. Диалектическое единство формы и содержания. Методы социально-культурной деятельности как способы, приемы, образы действий по использованию средств воздействия на объект. Классификация методов. Метод как совокупность приемов. Прием как элемент, деталь метода, вспомогательное средство. Совокупность средств, форм и методов как система общей методики социально-культурной деятельности. Методика как внутренний регулятор технологического процесса. Закономерности методик: неразрывная связь социальных и культурологических задач; соответствие содержания и формы; последовательность при подготовке и проведении проектов и программ; активно-деятельностный подход в создании программы; активизация аудитории; постепенное вовлечение во все более сложную деятельность; единство и взаимопереход субъекта и объекта; соединение развивающих, рекреационных и гедонистических функций.
Тема 6. Специфика и виды исследовательских технологий в СКС. Социологические исследования как инструмент познания социально-культурной сферы. Проблемное поле социально-культурной сферы как объект исследования. Цели и задачи прикладных социологических исследований в сфере культуры и досуга. Специфика, структура и функции прикладных исследований. Виды и методы и технологии социологических исследований в социокультурной сфере: анализ документов, контент-анализ, опрос, интервью, метод рейтингов, экспертных оценок, социометрия, наблюдение, эксперимент и др. Разработка программы социологического исследования. Опыт и проблемы использования результатов исследований в разработке технологий социально-культурной деятельности.
Тема 7. Сущность, специфика и виды проектных технологий в социально-культурной сфере. Историческая логика, сущность и основные черты социально-культурного проектирования. База проектных технологий. Цели, задачи и принципы социокультурного проектирования. Принципы «критического порога модификации», оптимизации «зоны ближайшего развития» личности, персонифицированности, оптимального сочетания традиций и инноваций, проблемно-целевой ориентации. Объекты социокультурного проектирования: среда обитания человека; социокультурная сфера как система; отрасли социокультурной сферы; социокультурные институты; учреждения культуры и искусства, спорта и туризма; социокультурная деятельность. Приоритетные области проектирования. Типы проектных стратегий. Программа и проект как основные документы проектирования.
Тема 10. Современные технологии разработки межнациональных культурных программ развития культуры и досуга. Характеристика этнического состава населения Российской федерации и этнической специфики местного региона. Взаимосвязь между понятиями «социальное» и «культурное», «этнос» и «нация». Объективная и субъективная природа межнациональных отношений. Субъекты и объекты межнациональных отношений в социокультурной сфере. Актуализация национальных форм традиционной культуры и общечеловеческих ценностей. Право на сохранение и развитие культурно-национальной самобытности народов и иных этнических общностей, проживающих на территории РФ, в Основах законодательства Российской Федерации о культуре. Основные направления и формы восстановления и развития этнокультурного взаимодействия. Практика и перспективы межнационального культурного сотрудничества. Доктрина культуры мира как составная часть социально-культурной деятельности.
Тема 18. Образовательные технологии социально-культурной деятельности. Сущность и специфика образовательной деятельности в социально-культурной сфере. Концепции обучения и их психологические основания. Учебная деятельность. Мотивы учения. Психологические основы развивающего обучения. Соотношение обучения и воспитания. Проблемы дифференциации и индивидуализации обучения. Психологические аспекты компьютеризации обучения. Источники и составные части образовательных технологий. Классификация образовательных технологий по целям, содержанию, средствам и методам, применяемым в социально-культурной деятельности. Особенности организации процесса воспитания в социально-культурной сфере, его структура, модели и методы. Особенности организации процесса обучения в социально-культурной сфере: принципы дидактики и методы обучения. Система и методы непрерывного образования. Инновационные модели образовательного процесса в социально-культурной сфере. Интеграция воспитательных функций, возможностей учреждений культуры, образования и социальной работы.
Заключение. Защита авторских студенческих технологических разработок социокультурных программ и проектов. Основной 1. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: Учебное пособие. – М., 2002. 2. Жаркова Л.С. Деятельность учреждений культуры: Учебное пособие. – М., 2003. 3. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: Учебник. – М., 2004. 4. Культурно-досуговая деятельность: Учебник / Под ред. А.Д. Жаркова и В.М. Чижикова. – М., 1998. 5. Марков А.П., Бирженюк Г.М. Основы социокультурного проектирования: Учебное пособие. – СПб., 1997. 6. Новикова Г.Н. Технологические основы социально-культурной деятельности. – М.: МГУКИ, 2004. 7. Современные технологии социально-культурной деятельности: Учебное пособие / Под ред. Е. И. Григорьевой. - Тамбов, 2002. 8. Туев В.В. Технология организации инициативного клуба. Учебное пособие. – М., 1999. 9. Тульчинский Г.Л., Шекова Е.Л. Менеджмент в сфере культуры: Учебное пособие. – М.: Изд-во «Лань», 2003. Дополнительный 10. Бакланова Т.И. Педагогика художественной самодеятельности. – М., 1992. 11. Блинова Г.П. Народная художественная культура: Русские народные праздники и обряды (Теория и история): Учебное пособие. – М., 1998. 12. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учебник. – М., 1999. 13. Воловик А.Ф., Воловик В.А. Педагогика досуга: Учебник. – М., 1998. 14. Волощенко Г.Г. Досуг: происхождение и развитие. – Омск, 2005. 15. Воспитание увлечением: формирование и деятельность клубных объединений. – М., 1987. 16. Гагин В.Н. Интересно ли в вашем клубе. – М., 1989. 17. Горбатова И.И. Деятельность клубных учреждений. – М., 1999. 18. Генкин Д.М., Конович А.А. Массовые театрализованные праздники и представления. – М., 1985.
19. Дополнительное образование детей: Учебное пособие / Под ред. О.Е. Лебедева. – М.:ВЛАДОС, 2000. 20. Досуг, творчество, медиакультура: социально-экологические проблемы: Сборник научных трудов. – Омск: Сиб. филиал Рос. ин-та культурологии, 2005. 21. Ерошенков И.Н. Культурно-досуговя деятельность в современных условиях. – М., 1994. 22. Жарков А.Д. Клуб в дни всенародных праздников. – М., 1984. 23. Закон РФ «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» от 26.05.96 г. № 54-ФЗ. 24. Закон РФ «Основы законодательств Российской Федерации о культуре» № 115-ФЗ. 25. Закон «Об утверждении Федеральной программы развития образования» от 10.04.2000 г. № 51-ФЗ. 26. Закон РФ «Об общественных объединениях» от 19.05.95 г. №82-ФЗ. 27. Закон РФ «О средствах массовой информации» от 19.07.95 г. № 114-ФЗ. 28. Запесоцкий А.С. Гуманитарная культура и гуманитарное образование. – СПб., 1996. 29. Иконникова С.Н. Молодежь и культура. - М., 1989. 30. Инновационные технологии обучения культурно-досуговой деятельности: Сб. науч. статей / Под ред. А.Д. Жаркова. – М.: МГУКИ, 2002. 31. Каган М.С. Мир общения. Проблема межсубъектных отношений. – М.: Политиздат, 1985. 32. Каменец А.В. Клубы вчера, сегодня, завтра. – М., 2001. 33. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы СКД: Учебное пособие – М., 1995. 34. Киселева Т.Г. Теория досуга за рубежом: Курс лекций. – М., 1992. 35. Клявина И.И. Культура детства: В 2 ч. – Кемерово, 2004. 36. Конович А.А. Театрализованные праздники и обряды в СССР. – М., 1990. 37. Кузнецов И. Технология делового общения. – М., 2004. 38. Максютин Н.Ф. Культурно-досуговая деятельность. – Казань, 1999. 39. Морозов М. Информационные технологии в социально-культурном сервисе и туризме: Оргтехника: Учебник. – М., 2004. 40. Народная культура Сибири: Учебное пособие / отв. Ред. Н.А. Томилов, Н.Ф. Хилько. В 2 ч. – Омск, 2002. 41. Новаторов В.Е. Культурно-досуговая деятельность: Словарь-справочник. – Омск, 1992. 42. Новаторов В.Е. Интернальный маркетинг в организациях социально-культурной сферы. – Омск, 2001. 43. Персикова Т. Межкультурная коммуникация и корпоративная культура: Учебное пособие. – М., 2004. 44. Плоткин М.М. Педагогические условия социальной реабилитации подростков. – М., 1994. 45. Пономарев В.Д. Игровая технология праздничного досуга: Учебное пособие. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 1995. 46. Попов В.В., Попова Ф.Х. Культурно-досуговая деятельность в контексте научного исследования. – Тюмень: Изд-во Тюмен. гос. ун-та, 2004. 47. Примерное положение о клубном формировании культурно-досугового учреждения. Утверждено Минкультуры России от 29.05.02. № 10. 48. Проблемы, методика и опыт социальной реабилитации детей и подростков в современных условиях. – М., 1994. 49. Разумный В.А. Клуб и культура общения. – М., 1989. 50. Разумный В.А. Народное творчество и современность. – М., 1990. 51. Руденский Е.В. Режиссура праздничного общения как социальная технология педагогики досуга. – Кемерово, 1991. 52. Рудич Л.И. Менеджмент социально-культурной сферы. Основы технологии. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 1996.
53. Садохин А. Теория и практика межкультурной коммуникации: Учебное пособие. – М., 2004. 54. Словарь-справочник социального педагога организатора досуга детей и подростков / Ред.-сост. В.С. Русанова. – Челябинск, 1998. 55. Смирнова Е.И. Клубные объединения: Учебное пособие. – М.,»Просвещение», 1977. 56. Соколов А.В. Феномен социально-культурной деятельности. – СПб., 2003. 57. Социальная работа; теория и практика: Учебное пособие / Отв. ред. Холостова Е.И., Сорвина А.С. – М.: ИНФРА – М., 2002. 58. Социально-культурная деятельность: история, теория, образование, практика: Межвузовский сборник науч. статей / Ред. В.В. Туев – Кемерово, Кем ГАКИ, 2002. 59. Стрельцов Ю.А. Культурология досуга. Учебное пособие. – М., 2002. 60. Стрельцов Ю.А. Общение в сфере свободного времени. – М., 1991. 61. Суртаев В.Я. Игра как социокультурный феномен: Учебное пособие. – СПб., 2003. 62. Триодин В.Е. Педагогика клубной работы. – М., 1985. 63. Тульчинский Г.Л. Технологии менеджмента в сфере культуры. – СПб., 1996. 64. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы: Учебное пособие. – М.:ВЛАДОС, 2000. 65. Шлыкова О.В. Феномен мультимедиа: Учебное пособие. – М.: МГУКИ, 2004. 66. Шмаков С.А. Игры учащихся – феномен культуры. – М., 1994. 67. Экология культуры и творчества в экранном медиаобразовании: Сборник статей. – Омск, 2004. 68. Ярошенко Н.Н. Педагогические парадигмы социально-культурной деятельности: Учебное пособие. – М., 2004. 69. Ярошенко Н.Н. Социально-культурная анимация. – М., 2000. Список вопросов для подготовки к экзамену 1. Технологические основы социально-культурной деятельности. 2. «Технология» как термин и метапонятие. 3. Технология СКД как социокультурная система. 4. Технология СКД как социокультурная наука. 5. Технология СКД как технологический процесс. 6. Основные подсистемы и элементы технологии СКД. 7. Внутренняя и внешняя среда технологической системы СКД. 8. Структура и функции социокультурных технологий. 9. Критерии технологичности как методологические требования к социокультурным технологиям. 10. Специфика целеполагания в социокультурных технологиях. 11. Педагогические основы технологий СКД. 12. Средства, формы и методы социально-культурной деятельности как основные составляющие технологического процесса. 13. Классификация технологий СКД. 14. Специфика исследовательских технологий в СКС. 15. Исследовательские технологии и их роль в диагностике, прогнозировании и проектировании социокультурных процессов. 16. Виды исследовательских технологий. 17. Сущность и специфика проектных технологий в СКС. 18. Ценности и идеи как основа технологического моделирования. 19. Характеристика современной базы проектных технологий в СКС. 20. Специфика и содержание этнонаправленных технологий. 21. Технологии межнационального культурного сотрудничества. 22. Технологии коммуникаций в практике СКД. 23. PR как разновидность коммуникационных технологий в современной социокультурной практике. 24. Общая характеристика информационно-просветительных и рекламных технологий. 25. Массмедийные технологии: назначение, специфика, тенденции развития. 26. Демонстрационные технологии: цель, содержание, формы. 27. Технологии избирательных кампаний в пространстве СКС. 28. Сущность, типология и структура образовательных технологий. 29. Технологии культуротворческой деятельности. 30. Назначение и содержание культуроохранных технологий. 31. Общая характеристика рекреативных технологий. 32. Роль и значение рекреационных зон досуга и творчества в реализации современных технологий в СКД. 33. Игровые технологии в СКС. 34. Специфика анимационных технологий. 35. Технологический алгоритм разработки культурно-досуговой программы. 36. Сущность и классификация социально-защитных технологий. 37. Общая характеристика отраслевых и дифференцированных социокультурных технологий. 38. Технология организации инициативного клуба. 39. Технологии социально-культурной деятельности детей и подростков. 40. Технологии социально-культурной деятельности молодежи. 41. Технологии социально-культурной деятельности людей среднего возраста. 42. Технологии социально-культурной деятельности пожилых людей. 43. Технологии организации семейного досуга. 44. Инновационные и альтернативные технологии.. 45. Общая характеристика управленческих технологий в СКС. 46. Доктрина культуры мира и ее роль в развитии СКД. Содержание курса «Технологические основы социально-культурной деятельности» Тема 1. Введение. Сущность и специфика современных
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 603; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.36.30 (0.055 с.) |