Тема 1. Введение. Сущность и специфика современных 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Введение. Сущность и специфика современных



Содержание курса

«Технологические основы социально-культурной деятельности»

Тема 1. Введение. Сущность и специфика современных

Социально-культурных технологий.

«Технология» как термин и метапонятие. Технология социально-культурной деятельности как социокультурная система. Технология социально-культурной деятельности как социокультурная наука. Технология социально-культурной деятельности как технологический процесс. Основные подсистемы и элементы технологии социально-культурной деятельности. Внутренняя и внешняя среда технологической системы социально-культурной деятельности. Структура и функции социокультурных технологий. Критерии технологичности как методологические требования к социокультурным технологиям. Специфика целеполагания в социокультурных технологиях. Педагогические основы технологий социально-культурной деятельности.

 

Тема 2. Типология и классификация технологий социально-культурной деятельности.

Основные подходы к типологизации и классификации технологий социально-культурной деятельности: системный, синергетический, средовой, деятельностный, половозрастной, личностно-ориентированный, коммуникативный, ситуационный. Логические основания классификации: историко-содержательные, функционально-процессуальные, социально-демографические. Ведущий тип деятельности как критерий типологии технологий социально-культурной деятельности. Основные типы технологий социально-культурной деятельности: культуроохранные, культуротворческие, рекреативные, образовательные, социозащитные, проектные, информационно-рекламные технологии социально-культурной деятельности. Этнотехнологии. Технологии менеджмента. Маркетинговые технологии. Социокультурные технологии формирования культуры семьи, быта, образовательной и профессиональной деятельности, общественных отношений.

 

Тема 3. Педагогические основы социокультурных технологий.

Педагогический процесс в социально-культурной сфере и его структура. Педагогические аспекты профессиональной деятельности технолога социально-культурной сферы. Мотивы педагогической деятельности. Педагогические способности. Стили педагогического руководства. Педагогическое общение. Индивидуальные стили педагогической деятельности. Психологические аспекты воспитательных технологий. Основные понятия психологии социально-культурной деятельности. Психологические основы развивающего досуга. Соотношение обучения и воспитания. Проблемы дифференциации и индивидуализации организации социально-культурной деятельности различных групп населения. Многофакторность педагогического процесса в социально-культурной сфере.

 

Тема 4. Субъекты и объекты управления в социокультурных технологиях.

Понятия «субъекта» и «объекта» в социально-культурной деятельности и их многозначность. Взаимосвязь субъекта и объекта в процессе социально-культурной деятельности. Классификация субъектов. Человек как субъект социально-культурной деятельности. Социально-культурные институты и сеть учреждений культуры и искусства. Семья как объект и субъект социокультурных технологий. Социально-культурные общности и формирования. Возрастание социокультурного потенциала средств массовой информации и коммуникации в современном обществе.

 

 

Тема 5. Средства, формы и методы социально-культурной деятельности как основные составляющие технологического процесса.

Средства как инструменты для раскрытия содержания; как способы передачи идей, научных взглядов, событий, фактов, образов. Классификация средств. Форма как структура содержания, способ и прием организации людей в учреждениях социально-культурной сферы. Классификация форм. Диалектическое единство формы и содержания. Методы социально-культурной деятельности как способы, приемы, образы действий по использованию средств воздействия на объект. Классификация методов. Метод как совокупность приемов. Прием как элемент, деталь метода, вспомогательное средство. Совокупность средств, форм и методов как система общей методики социально-культурной деятельности. Методика как внутренний регулятор технологического процесса. Закономерности методик: неразрывная связь социальных и культурологических задач; соответствие содержания и формы; последовательность при подготовке и проведении проектов и программ; активно-деятельностный подход в создании программы; активизация аудитории; постепенное вовлечение во все более сложную деятельность; единство и взаимопереход субъекта и объекта; соединение развивающих, рекреационных и гедонистических функций.

 

Тема 6. Специфика и виды исследовательских технологий в СКС.

Социологические исследования как инструмент познания социально-культурной сферы. Проблемное поле социально-культурной сферы как объект исследования. Цели и задачи прикладных социологических исследований в сфере культуры и досуга. Специфика, структура и функции прикладных исследований. Виды и методы и технологии социологических исследований в социокультурной сфере: анализ документов, контент-анализ, опрос, интервью, метод рейтингов, экспертных оценок, социометрия, наблюдение, эксперимент и др. Разработка программы социологического исследования. Опыт и проблемы использования результатов исследований в разработке технологий социально-культурной деятельности.

 

Тема 7. Сущность, специфика и виды проектных технологий в социально-культурной сфере.

Историческая логика, сущность и основные черты социально-культурного проектирования. База проектных технологий. Цели, задачи и принципы социокультурного проектирования. Принципы «критического порога модификации», оптимизации «зоны ближайшего развития» личности, персонифицированности, оптимального сочетания традиций и инноваций, проблемно-целевой ориентации. Объекты социокультурного проектирования: среда обитания человека; социокультурная сфера как система; отрасли социокультурной сферы; социокультурные институты; учреждения культуры и искусства, спорта и туризма; социокультурная деятельность. Приоритетные области проектирования. Типы проектных стратегий. Программа и проект как основные документы проектирования.

 

Тема 10. Современные технологии разработки межнациональных культурных программ развития культуры и досуга.

Характеристика этнического состава населения Российской федерации и этнической специфики местного региона. Взаимосвязь между понятиями «социальное» и «культурное», «этнос» и «нация». Объективная и субъективная природа межнациональных отношений. Субъекты и объекты межнациональных отношений в социокультурной сфере. Актуализация национальных форм традиционной культуры и общечеловеческих ценностей. Право на сохранение и развитие культурно-национальной самобытности народов и иных этнических общностей, проживающих на территории РФ, в Основах законодательства Российской Федерации о культуре. Основные направления и формы восстановления и развития этнокультурного взаимодействия. Практика и перспективы межнационального культурного сотрудничества. Доктрина культуры мира как составная часть социально-культурной деятельности.

 

Тема 18. Образовательные технологии социально-культурной деятельности.

Сущность и специфика образовательной деятельности в социально-культурной сфере. Концепции обучения и их психологические основания. Учебная деятельность. Мотивы учения. Психологические основы развивающего обучения. Соотношение обучения и воспитания. Проблемы дифференциации и индивидуализации обучения. Психологические аспекты компьютеризации обучения. Источники и составные части образовательных технологий. Классификация образовательных технологий по целям, содержанию, средствам и методам, применяемым в социально-культурной деятельности. Особенности организации процесса воспитания в социально-культурной сфере, его структура, модели и методы. Особенности организации процесса обучения в социально-культурной сфере: принципы дидактики и методы обучения. Система и методы непрерывного образования. Инновационные модели образовательного процесса в социально-культурной сфере. Интеграция воспитательных функций, возможностей учреждений культуры, образования и социальной работы.

 

Заключение.

Защита авторских студенческих технологических разработок социокультурных программ и проектов.


Основной

1. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: Учебное пособие. – М., 2002.

2. Жаркова Л.С. Деятельность учреждений культуры: Учебное пособие. – М., 2003.

3. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: Учебник. – М., 2004.

4. Культурно-досуговая деятельность: Учебник / Под ред. А.Д. Жаркова и В.М. Чижикова. – М., 1998.

5. Марков А.П., Бирженюк Г.М. Основы социокультурного проектирования: Учебное пособие. – СПб., 1997.

6. Новикова Г.Н. Технологические основы социально-культурной деятельности. – М.: МГУКИ, 2004.

7. Современные технологии социально-культурной деятельности: Учебное пособие / Под ред. Е. И. Григорьевой. - Тамбов, 2002.

8. Туев В.В. Технология организации инициативного клуба. Учебное пособие. – М., 1999.

9. Тульчинский Г.Л., Шекова Е.Л. Менеджмент в сфере культуры: Учебное пособие. – М.: Изд-во «Лань», 2003.

Дополнительный

10. Бакланова Т.И. Педагогика художественной самодеятельности. – М., 1992.

11. Блинова Г.П. Народная художественная культура: Русские народные праздники и обряды (Теория и история): Учебное пособие. – М., 1998.

12. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учебник. – М., 1999.

13. Воловик А.Ф., Воловик В.А. Педагогика досуга: Учебник. – М., 1998.

14. Волощенко Г.Г. Досуг: происхождение и развитие. – Омск, 2005.

15. Воспитание увлечением: формирование и деятельность клубных объединений. – М., 1987.

16. Гагин В.Н. Интересно ли в вашем клубе. – М., 1989.

17. Горбатова И.И. Деятельность клубных учреждений. – М., 1999.

18. Генкин Д.М., Конович А.А. Массовые театрализованные праздники и представления. – М., 1985.

19. Дополнительное образование детей: Учебное пособие / Под ред. О.Е. Лебедева. – М.:ВЛАДОС, 2000.

20. Досуг, творчество, медиакультура: социально-экологические проблемы: Сборник научных трудов. – Омск: Сиб. филиал Рос. ин-та культурологии, 2005.

21. Ерошенков И.Н. Культурно-досуговя деятельность в современных условиях. – М., 1994.

22. Жарков А.Д. Клуб в дни всенародных праздников. – М., 1984.

23. Закон РФ «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» от 26.05.96 г. № 54-ФЗ.

24. Закон РФ «Основы законодательств Российской Федерации о культуре» № 115-ФЗ.

25. Закон «Об утверждении Федеральной программы развития образования» от 10.04.2000 г. № 51-ФЗ.

26. Закон РФ «Об общественных объединениях» от 19.05.95 г. №82-ФЗ.

27. Закон РФ «О средствах массовой информации» от 19.07.95 г. № 114-ФЗ.

28. Запесоцкий А.С. Гуманитарная культура и гуманитарное образование. – СПб., 1996.

29. Иконникова С.Н. Молодежь и культура. - М., 1989.

30. Инновационные технологии обучения культурно-досуговой деятельности: Сб. науч. статей / Под ред. А.Д. Жаркова. – М.: МГУКИ, 2002.

31. Каган М.С. Мир общения. Проблема межсубъектных отношений. – М.: Политиздат, 1985.

32. Каменец А.В. Клубы вчера, сегодня, завтра. – М., 2001.

33. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы СКД: Учебное пособие – М., 1995.

34. Киселева Т.Г. Теория досуга за рубежом: Курс лекций. – М., 1992.

35. Клявина И.И. Культура детства: В 2 ч. – Кемерово, 2004.

36. Конович А.А. Театрализованные праздники и обряды в СССР. – М., 1990.

37. Кузнецов И. Технология делового общения. – М., 2004.

38. Максютин Н.Ф. Культурно-досуговая деятельность. – Казань, 1999.

39. Морозов М. Информационные технологии в социально-культурном сервисе и туризме: Оргтехника: Учебник. – М., 2004.

40. Народная культура Сибири: Учебное пособие / отв. Ред. Н.А. Томилов, Н.Ф. Хилько. В 2 ч. – Омск, 2002.

41. Новаторов В.Е. Культурно-досуговая деятельность: Словарь-справочник. – Омск, 1992.

42. Новаторов В.Е. Интернальный маркетинг в организациях социально-культурной сферы. – Омск, 2001.

43. Персикова Т. Межкультурная коммуникация и корпоративная культура: Учебное пособие. – М., 2004.

44. Плоткин М.М. Педагогические условия социальной реабилитации подростков. – М., 1994.

45. Пономарев В.Д. Игровая технология праздничного досуга: Учебное пособие. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 1995.

46. Попов В.В., Попова Ф.Х. Культурно-досуговая деятельность в контексте научного исследования. – Тюмень: Изд-во Тюмен. гос. ун-та, 2004.

47. Примерное положение о клубном формировании культурно-досугового учреждения. Утверждено Минкультуры России от 29.05.02. № 10.

48. Проблемы, методика и опыт социальной реабилитации детей и подростков в современных условиях. – М., 1994.

49. Разумный В.А. Клуб и культура общения. – М., 1989.

50. Разумный В.А. Народное творчество и современность. – М., 1990.

51. Руденский Е.В. Режиссура праздничного общения как социальная технология педагогики досуга. – Кемерово, 1991.

52. Рудич Л.И. Менеджмент социально-культурной сферы. Основы технологии. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 1996.

53. Садохин А. Теория и практика межкультурной коммуникации: Учебное пособие. – М., 2004.

54. Словарь-справочник социального педагога организатора досуга детей и подростков / Ред.-сост. В.С. Русанова. – Челябинск, 1998.

55. Смирнова Е.И. Клубные объединения: Учебное пособие. – М.,»Просвещение», 1977.

56. Соколов А.В. Феномен социально-культурной деятельности. – СПб., 2003.

57. Социальная работа; теория и практика: Учебное пособие / Отв. ред. Холостова Е.И., Сорвина А.С. – М.: ИНФРА – М., 2002.

58. Социально-культурная деятельность: история, теория, образование, практика: Межвузовский сборник науч. статей / Ред. В.В. Туев – Кемерово, Кем ГАКИ, 2002.

59. Стрельцов Ю.А. Культурология досуга. Учебное пособие. – М., 2002.

60. Стрельцов Ю.А. Общение в сфере свободного времени. – М., 1991.

61. Суртаев В.Я. Игра как социокультурный феномен: Учебное пособие. – СПб., 2003.

62. Триодин В.Е. Педагогика клубной работы. – М., 1985.

63. Тульчинский Г.Л. Технологии менеджмента в сфере культуры. – СПб., 1996.

64. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы: Учебное пособие. – М.:ВЛАДОС, 2000.

65. Шлыкова О.В. Феномен мультимедиа: Учебное пособие. – М.: МГУКИ, 2004.

66. Шмаков С.А. Игры учащихся – феномен культуры. – М., 1994.

67. Экология культуры и творчества в экранном медиаобразовании: Сборник статей. – Омск, 2004.

68. Ярошенко Н.Н. Педагогические парадигмы социально-культурной деятельности: Учебное пособие. – М., 2004.

69. Ярошенко Н.Н. Социально-культурная анимация. – М., 2000.


Список вопросов для подготовки к экзамену

1. Технологические основы социально-культурной деятельности.

2. «Технология» как термин и метапонятие.

3. Технология СКД как социокультурная система.

4. Технология СКД как социокультурная наука.

5. Технология СКД как технологический процесс.

6. Основные подсистемы и элементы технологии СКД.

7. Внутренняя и внешняя среда технологической системы СКД.

8. Структура и функции социокультурных технологий.

9. Критерии технологичности как методологические требования к социокультурным технологиям.

10. Специфика целеполагания в социокультурных технологиях.

11. Педагогические основы технологий СКД.

12. Средства, формы и методы социально-культурной деятельности как основные составляющие технологического процесса.

13. Классификация технологий СКД.

14. Специфика исследовательских технологий в СКС.

15. Исследовательские технологии и их роль в диагностике, прогнозировании и проектировании социокультурных процессов.

16. Виды исследовательских технологий.

17. Сущность и специфика проектных технологий в СКС.

18. Ценности и идеи как основа технологического моделирования.

19. Характеристика современной базы проектных технологий в СКС.

20. Специфика и содержание этнонаправленных технологий.

21. Технологии межнационального культурного сотрудничества.

22. Технологии коммуникаций в практике СКД.

23. PR как разновидность коммуникационных технологий в современной социокультурной практике.

24. Общая характеристика информационно-просветительных и рекламных технологий.

25. Массмедийные технологии: назначение, специфика, тенденции развития.

26. Демонстрационные технологии: цель, содержание, формы.

27. Технологии избирательных кампаний в пространстве СКС.

28. Сущность, типология и структура образовательных технологий.

29. Технологии культуротворческой деятельности.

30. Назначение и содержание культуроохранных технологий.

31. Общая характеристика рекреативных технологий.

32. Роль и значение рекреационных зон досуга и творчества в реализации современных технологий в СКД.

33. Игровые технологии в СКС.

34. Специфика анимационных технологий.

35. Технологический алгоритм разработки культурно-досуговой программы.

36. Сущность и классификация социально-защитных технологий.

37. Общая характеристика отраслевых и дифференцированных социокультурных технологий.

38. Технология организации инициативного клуба.

39. Технологии социально-культурной деятельности детей и подростков.

40. Технологии социально-культурной деятельности молодежи.

41. Технологии социально-культурной деятельности людей среднего возраста.

42. Технологии социально-культурной деятельности пожилых людей.

43. Технологии организации семейного досуга.

44. Инновационные и альтернативные технологии..

45. Общая характеристика управленческих технологий в СКС.

46. Доктрина культуры мира и ее роль в развитии СКД.

Содержание курса

«Технологические основы социально-культурной деятельности»

Тема 1. Введение. Сущность и специфика современных



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 603; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.36.30 (0.055 с.)