Занятие 1. Менеджмент: предмет, сущность и основные функции.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие 1. Менеджмент: предмет, сущность и основные функции.



Занятие 1. Менеджмент: предмет, сущность и основные функции.

Вопросы:

1. Управление и менеджмент. Специфика различных трактовок термина «менеджмент».

2. Сущность и функции управления.

3. Соотношение теории менеджмента с социологией организаций, социальной психологией и экономической социологией.

4. Специфика российского менеджмента в сравнении с зарубежными направлениями и школами.

5. Становление новой модели управления организацией.

Ключевые слова:

- управление

- субъект управления

- объект управления

- механизмы управления

- менеджмент

- парадигма

- организация

- модели управления

Контрольные вопросы:

1. Что такое управление?

2. Каковы функции управления?

3. Что изучает наука управления?

4. В чем отличие понятий «менеджмент» и «управление»?

5. Как трансформировались и развивались основные модели управления в ХХ веке?

 

Литература:

1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 1994.

2. Гвишиани Д.М. Организация и управление. – М., 1972.

3. Грейсон Дж. К.мл., О’Доннел К. Американский менеджмент на пороге ХХI века. – М., 1991.

4. Друкер П.Ф. Новые реальности. – М., 1994.

5. Друкер П.Ф. Задачи менеджмента в ХХI веке. – М. – С-Пб. – Киев: ИД «Вильямс», 2002 . – Гл. 1.

6. Друкер П.Ф. Практика менеджмента. – М., 2000. – Гл. 2, 27.

7. Кравченко А.И. Прикладная социология и менеджмент: Учебное пособие. – М., 1995.

8. Кунц Г.О., О’Доннел. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций (в двух частях). Ч.1. – М., 1992.

9. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М., 1998.

10. Общий и специальный менеджмент. Учебник / общ.ред. А.Л. Гапоненко и А.П. Панкрухина. – М.: РАГС, 2000.

11. Питерс Т., Уотермен Р В поисках эффективного управления. – М., 1986.

12. Саймон Г.А., Смитбург Д.У., Томпсон В.А. Менеджмент в организациях. – М., Экономика, 1995.

13. Шмаров А. Эксплуататоры // Эксперт. – 2001. - № 36.

14. Шмаров А., Полунин Ю. Русский стиль менеджера // Эксперт. – 2001. – № 1 – 2.

Занятие 2. Научные школы и направления теории менеджмента.

Вопросы:

1. Специфика школ научного и административного направления.

2. Школа человеческих отношений. Значение хотторнских экспериментов Э. Мэйо в развитие теории управления.

3. Развитие теории менеджмента в 1950 – 1970 – е гг.

4. Принципы современного управления.

 

Ключевые слова:

- школа менеджмента

- достигающий рабочий

- хотторнский эксперимент

- объект управления

- количественный подход

- системный подход

- ситуационный подход

- процессный подход

- открытая система

- закрытая система

 

Контрольные вопросы:

1. В чем ключевое различие тейлоризма и школы человеческих отношений?

2. В чем суть хотторнского эксперимента?

3. Что изучают поведенческие науки?

4. В чем значение концепций управления для современной теории и практики?

 

Литература:

1. Вебер М. Избранные произведения. – М., 1990.

2. Вебер М. Харизматическое господство // Социологические исследования. – 1988. - № 5.

3. Вильховченко Э.Д. Критика современной буржуазной теории «человеческих отношений в промышленности». – М., 1971.

4. Вильховченко Э.Д. Технократические тупики развития наемного труда // Социологические исследования. – 1993. - № 5.

5. Гвишиани Д.М. Организация и управление. – М., 1972.

6. Дункан У.Дж. Основополагающие идеи в менеджменте. – М., 1996.

7. Кравченко А.И. История зарубежной социологии труда. Общие принципы. – М., 1991.

8. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М., 1992.

9. Мильнер Б., Свенко Л., Ралпорт В. Системный подход к организации управления. – М., 1983.

10. Поспелов Д.Е. Ситуационное управление. – М., 1986.

11. Тейлор Ф.У. Менеджмент. – М., 1992.

12. Тейлор Ф.У. Принципы научного менеджмента. – М., 1992.

13. Файоль А. Общее и промышленное управление. – М., 1992. – часть 1. – гл.1.

14. Фильев В.И. Кто такой Фредерик Тейлор? // Управление персоналом. – 1997. - № 6.

 

 

Тема 2. Планирование как функция управления.

План:

1. Место планирования и прогнозирования в функциональной структуре управления.

2. Разновидности целей организации.

3. Анализ внутренней и внешней среды организации.

4. Процедура и методы планирования и прогнозирования.

5. Механизмы реализации программ развития.

 

Ключевые слова:

- миссия

- прогнозирование

- план

- внутренняя среда

- внешняя среда

- сценарий развития

- иерархия целей

- потенциал развития

- методы планирования и прогнозирования

 

Контрольные вопросы:

1. Как соотносится планирование с другими функциями менеджмента?

2. В чем различие стратегических, тактических и оперативных целей организации?

3. В чем состоит процедура прогнозирования и планирования?

4. Какие методы прогнозирования применяются на практике и что составляет их сущность?

5. Какие факторы ограничивают возможности планирования?

 

Литература:

1. Акофф Р. Планирование будущего корпорации. – М., 1985.

2. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы. – М., 1997.

3. Друкер П.Ф. Практика менеджмента. – М., 2000.

4. Друкер П.Ф. Задачи менеджмента в ХХI веке. – М. – С-Пб – Киев: ИД «Вильямс», 2002.

5. Мифаева Ю. Птичка на распутье // Компания. – 2002. - №35.

6. Кнорринг В.И. Искусство управления: Учебник. – М., 1997.

 

 

Тема 3. Стратегический менеджмент

Семинар 1. Основы стратегического менеджмента.

План:

1. Стратегический менеджмент как управленческая практика и самостоятельная дисциплина.

2. Цикл стратегического управления.

3. Оценка внутренних и внешних факторов развития организации.

4. Особенности стратегического менеджмента в государственных организациях и учреждениях.

Ключевые слова:

- стратегическое управление

- стратегическое планирование

- цели

- миссия

- цикл и его стадии

- SWOT – анализ

- портфельный анализ

- конкурентоспособность

- эффективность

 

Контрольные вопросы:

1. В чем состоит отличие цели от миссии?

2. Для чего необходимо формулировать миссию организации?

3. Каковы основные стадии цикла стратегического планирования?

4. Кто должен участвовать в формировании стратегии организации?

5. Какова стратегия организации, в которой Вы работаете?

 

Литература:

1. Виханский О.С. Стратегический менеджмент. Учебник. – М., Гардарика, 1998.

2. Друкер П. Управление, нацеленное на результаты. – М., 1992.

3. Друкер П. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы. – М., 1992.

4. Друкер П.Ф. Теория бизнеса // Вестник СПБГУ. – Сер. Менеджмент. – 2002. – Вып.4

5. Питерс Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления. – М., 1986.

6. Томпсон А.А., Стрикленд Л. Дж. Стратегический менеджмент. – М., 1998.

7. Гапоненко А.Л., Полянский В.Г. Развитие региона: цели, закономерности. Методы управления. – М., РАГС, 1999.

8. Общий и специальный менеджмент. Уч. пособие в двух частях / под ред. А.Л. Гапоненко и А.П. Панкрухина. – М., РАГС, 1997.

9. Общий и специальный менеджмент. Учебник / под ред. А.Л. Гапоненко и А.П. Панкрухина. – М., РАГС, 2000.

 

Семинарско - практическое занятие 2. Миссия и стратегические цели организации.

Группа делится на малые группа, каждой из них предлагается сформулировать миссию и цели конкретной организации (30 – 40 минут). Затем презентация проектов и резюме преподавателя.

Ключевые слова:

- миссия

- прогнозирование

- стратегические цели

- стратегическое планирование

- программа

- сценарий развития

- иерархия целей

- потенциал развития

 

Контрольные вопросы:

1. Почему стратегическое планирование является основной составляющей процесса управления?

2. Охарактеризуйте основные критерии и показатели социально – экономического развития.

3. Какие методы прогнозирования применяются на практике и что составляет их сущность?

 

Литература:

1. Ансофф И. Стратегическое управление. – М., 1989.

2. Виханский О.С. Стратегическое управление. – М., 1995.

3. Каширинав А.И., Трейр В.В., Швырков Ю.М. Стратегическое планирование для России начала ХХI века. – М., Диалог МГУ, 2000.

4. Карлоф Б. Деловая стратегия: концепция, содержание, символы. – М., 1991, с. 176 – 224.

5. Кинг У., Клиланд Д. Стратегическое планирование и хозяйственная политика. – М., Прогресс, 1982.

6. Ламбен Ж.Ж. Стратегический маркетинг: европейская перспектива. – С-Пб., 1996.

7. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М., 1993. – с. 255 – 306.

8. Стерлин А.С., Тулин И.В. Стратегическое планирование в промышленных корпорациях США: опыт развития и новые явления. – М., 1990.

 

Тема 6. Менеджер и управление конфликтами в организации

План:

1. Природа конфликтов в организации и методы их разрешения.

2. Роль менеджера в управлении конфликтами.

3. Сильные и слабые стороны переговоров как метода выхода из конфликтной ситуации.

Стратегия и практика переговоров.

4. Разбор ситуаций.

 

Литература:

1. Современный бизнес: Учебник в 2-х т. // Д.Дж. Речмен и др. Пер с англ. – М., 1995. – Т.1

2. Егоршин. Управление персоналом. – М., 2000.

3. Конфликты // Менеджмент в России и за рубежом. – 1999. – сент. – окт.

 

Дополнительная литература:

1. Сэлэкьюз Дж.У. Секреты заключения международных сделок: мастерство ведения переговоров. – М., 1995.

2. Фишер Р., Юни У. Путь к согласию, или переговоры без поражения. – М., 1990.

 

Тема 10. Управление человеческими ресурсами.

План

1. Эволюция теории управления персоналом.

2. Понятие «человеческого капитала». Концепция «управления людьми» в организации.

3. Отбор и развитие персонала. Планирование карьеры.

4. Специфика управления персоналом в современных российских компаниях.

 

Ключевые слова:

- человеческий ресурс

- человеческий капитал

- управление человеческими ресурсами

- рекрутинг

- когнитариат

 

Контрольные вопросы:

1. В чем отличие концепции «человеческих ресурсов» от теории управления капиталом?

2. Какие этапы планирования карьеры Вам известны?

3. Чем различаются функции кадровых служб, работающих по старым и современным технологиям?

4. Каковы предпосылки активизации человеческого ресурса на современном этапе рыночных отношений?

 

Литература:

1. Барышников Ю.Н. Модели управления персоналом: Зарубежный опыт и его возможности использования в России. – М.: РАГС, 1998.

2. Грачев М. Суперкадры: управление персоналом в международной корпорации. – М., 1993.

3. Евенко Л.И. Эволюция концепций управления человеческими ресурсами. // Бизнес – образование, 1996. - № 1.

4. Иванцевич Дж. М., Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управления. – М., 1993.

5. Макарова И.К. Управление человеческими ресурсами в российских организациях. – М.: Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова, 2000.

6. Мэйтланд Я. Руководство по управлению в малом бизнесе: Руководство Барклайз Банк. – М., 1996.

7. Просветов И. Синие воротнички, белая кость. // Компания, 2002. - № 3.

8. Шекшня С.В. Управление персоналом в современной организации. – М., 1997.

 

Занятие 1. Менеджмент: предмет, сущность и основные функции.

Вопросы:

1. Управление и менеджмент. Специфика различных трактовок термина «менеджмент».

2. Сущность и функции управления.

3. Соотношение теории менеджмента с социологией организаций, социальной психологией и экономической социологией.

4. Специфика российского менеджмента в сравнении с зарубежными направлениями и школами.

5. Становление новой модели управления организацией.

Ключевые слова:

- управление

- субъект управления

- объект управления

- механизмы управления

- менеджмент

- парадигма

- организация

- модели управления

Контрольные вопросы:

1. Что такое управление?

2. Каковы функции управления?

3. Что изучает наука управления?

4. В чем отличие понятий «менеджмент» и «управление»?

5. Как трансформировались и развивались основные модели управления в ХХ веке?

 

Литература:

1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 1994.

2. Гвишиани Д.М. Организация и управление. – М., 1972.

3. Грейсон Дж. К.мл., О’Доннел К. Американский менеджмент на пороге ХХI века. – М., 1991.

4. Друкер П.Ф. Новые реальности. – М., 1994.

5. Друкер П.Ф. Задачи менеджмента в ХХI веке. – М. – С-Пб. – Киев: ИД «Вильямс», 2002 . – Гл. 1.

6. Друкер П.Ф. Практика менеджмента. – М., 2000. – Гл. 2, 27.

7. Кравченко А.И. Прикладная социология и менеджмент: Учебное пособие. – М., 1995.

8. Кунц Г.О., О’Доннел. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций (в двух частях). Ч.1. – М., 1992.

9. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М., 1998.

10. Общий и специальный менеджмент. Учебник / общ.ред. А.Л. Гапоненко и А.П. Панкрухина. – М.: РАГС, 2000.

11. Питерс Т., Уотермен Р В поисках эффективного управления. – М., 1986.

12. Саймон Г.А., Смитбург Д.У., Томпсон В.А. Менеджмент в организациях. – М., Экономика, 1995.

13. Шмаров А. Эксплуататоры // Эксперт. – 2001. - № 36.

14. Шмаров А., Полунин Ю. Русский стиль менеджера // Эксперт. – 2001. – № 1 – 2.



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.233.219.62 (0.014 с.)