Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Технология культурно-досуговой деятельности с семьейСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Задача технологии как науки состоит в выявлении закономерностей развития культурно-досуговой деятельности с целью определения и использования на практике наиболее эффективных и производительных процессов. Совокупность объективных фактов требует исследования социально-культурных проблем института современной семьи в системе рекреативной деятельности, используя концептуальную основу социально-культурной деятельности, культурологии, индивидуальной, аналитической и социальной психологии, и в частности положения о семье как малой социальной группе. Потребность в осмыслении жизни семьи, как малой социальной группы, представляется валидной в силу многих причин. Среди них, на наш взгляд, не менее важными являются следующие: • снижение роли и значения учреждений социально-культурной деятельности в жизни института семьи; • недостаточная разработанность теоретико-методологических основ рекреативной деятельности для работы с семьей, как досуговым коллективом. Нами было проведено социологическое исследование наличия свободного времени у респондентов с целью анализа семьи как досугового коллектива. Распределение ответов о наличии свободного времени в семьях в первичном срезе показало следующее. Основная масса - около 90% работающего населения -располагает не более 1-2 часами свободного времени в день, при 1-2 двух свободных днях в неделю. Эти данные полностью соответствуют современному образу жизни россиян в условиях экономических реформ. Профессиональная деятельность не обеспечивает необходимого для семьи уровня доходов. Большая часть населения ищет дополнительную занятость помимо основной работы. Это характерно для всех групп респондентов: для работающих, служащих, военнослужащих, студентов, профессорско-преподавательского состава. С другой стороны, предельно заняты и более обеспеченные слои современного общества: бизнесмены и высокооплачиваемые предприниматели. В настоящей выборке последние социальные группы представлены незначительно: • социальная общность «обеспеченных» людей в среднем по России составляет менее 7%, в провинциальном городе данная пропорция еще менее, в сельской местности - ниже; • данная общность локализуется вне площадок настоящего исследования и не доступна для методов социологического изучения; • социальная общность «обеспеченных» людей имеет в силу своего материального положения иные структуры потребностей, мотивов и ценностей в отличие от изучаемой общности рабочих, служащих, военнослужащих, преподавателей, студентов, крестьянства, домохозяек. Незначительно представленная часть населения обладает существенными объемами свободного времени - 8% респондентов. Эту категорию ответов представляют, по большей части: безработные, инвалиды и больные люди, беженцы, бомжи, и т.д. Спад производства и обнищание народа в значительной мере поставили перечисленные группы населения в тяжелое положение. С другой стороны, свободным временем располагают также и обеспеченные граждане, чей уровень доходов позволяет им жить по собственным ценностям и нормам. За годы реформ количество естественного прироста населения снизилось на 700 тысяч детей - такое количество детей по России в 1998 году недосчитали первые классы школ. Наибольшая доля респондентов представлена возрастом 20-25 лет. Этот возраст является возрастом увеличения напряжения либидо, появления проблем социализации и стабилизации личности в обществе, а также наибольшего количества заключаемых браков. Таким образом, заключение брачного союза во многом вызывает конкретные трудности и проблемы в совместной жизни молодых супругов. Выявление и помощь в решении этих трудностей во многом являлись целью работы клуба семьи. Лица среднего возраста приняли не достаточно активное участие в социологическом опросе и анкетировании. Это объясняется относительной стабильностью образа жизни, в том числе и семейной, устоявшимися формами межличностного взаимодействия; инертностью отношения к макросоциальным и микросоциальным процессам и явлениям; определенным фатализмом и отсутствием перспектив в жизни, что проявляется в смирении перед фактами бытия. Это является следствием ряда факторов. К ним отнесем: • оптимистический взгляд на жизнь свойствен в основном молодежи; • нарастает астенизация населения; • усиливается социальное обусловливание пассивного типа личности. Семейное положение респондентов во многом типично для современной России. Подавляющее число людей проживают в семьях и стремятся к созданию семьи. Среди разводящихся пар вступающие в брак после сравнительно кратковременного знакомства составляют 52%. Среди пар, продолжающих жить в браке, только 17,1%. Соответственно пары, вступающие в брак, зная друг друга не менее года, составляют в первом случае 34%, во втором - 58%. Связь между культурным уровнем молодежи и прочностью брака проявляется в степени обоснованности не только решения о вступлении в брак, но и решениями, принимаемыми в различные периоды супружеской жизни. Содержание брака не исчерпывается любовью и счастьем. В браке супруги сразу же встречаются с трудностями приспособления друг к другу и к новым условиям существования. Проблема подготовки молодежи к браку стоит сейчас перед обществом как одна из важных проблем. Требуются серьезные усилия для преодоления дезорганизации и примитивизации сексуальной жизни людей, которые проявляются в поведении значительной части населения. Эти трудности в значительной степени обусловлены также и деятельностью средств массовой информации. Наибольшее значение в свете настоящего исследования имел блок вопросов, посвященный предпочтениям свободного времени респондентов, их интересам, мотивам и потребностям. Подавляющее большинство респондентов указали, что имеют проблемы с недостатком времени и средств, их наиболее волнуют недостаток стабильности в жизни, тревога за судьбы близких людей и будущее Родины. Следующую значительную группу проблем представляют трудности в семейной жизни: воспитание детей, конфликты с членами семьи, в частности с родителями супруга или супруги. Последние в значительной мере коррелируют с жилищными проблемами, хозяйственными и бытовыми затруднениями. Также значительное число респондентов имеют трудности в общении, что отражено в ответах на вопрос об одиночестве и сексуальном фантазировании. Проблемы со здоровьем, недостаток сил также является значительной проблемой в современных условиях у членов семьей. Одной их значимых проблем является проблема с работой, в частности материальная и психологическая неудовлетворенность ею. Необходимо классифицировать проблемы по степени их решения психолого- педагогическими методами. Актуальные проблемы респондентов были классифицированы на три группы, по степени их разрешения в системе рекреативной деятельности. К первой группе наиболее разрешимых проблем отнесены следующие: • воспитание детей; • одиночество; • конфликты и трудности в общении с родителями супруга или супруги, с матерью или отцом, с детьми, с супругой или супругом; • неудовлетворенные сексуальные фантазии; • низкое общественное положение. Затруднения следующего ряда могут быть разрешены психолого-педагогическими методами с меньшими результатами: • здоровье; • хозяйственные и бытовые трудности; • тревога за судьбы близких людей; • недостаток сил. Данные проблемы можно в какой-то степени облегчить и решить методами и формами социально-культурной деятельности. Конкретные методы и формы психолого-педагогической деятельности в реализации общественного заказа нашли свое воплощение в описанном ниже эксперименте. Следующие проблемы непосредственно этими методами практически не решаются: • недостаток времени; • нехватка средств; нестабильность в жизни; • трудности с жильем; • проблемы с работой. Первичный социально-культурный аспект деятельности «Клуба молодой семьи» заключался в организации встреч семей военнослужащих, для которых «в складчину» приобретались продукты, силами жен и детей проводились самодеятельные мероприятия, празднования Дня 8 Марта, Нового года, профессиональные праздники, чествования и юбилеи. Эти мероприятия не исчерпывали потребности членов клуба, Наблюдался устойчивый спрос на психологические знания процессов и явлений в семейной жизни. Эпизодически приглашаемые психологи центра планирования семьи поддерживали интерес и потребности членов клуба. Такого рода деятельность не соответствует общеметодическим принципам последовательности, систематичности и постоянства. Социально-психологический портрет респондента клуба семьи доказывает, что он является типичным представителем исследуемой общности населения. Социально-экономические и культурно-психологические характеристики участников экспериментальной работы полностью тождественны аналогичным характеристикам респондентов в регионе. В экспериментальной группе пропорция соотношения мужчин и женщин имеет более гармоничные показатели по сравнению с данными по региону. В этой группе несколько меньше разведенных и вдовых. Семейное положение респондентов объединения полностью соответствует социальным пропорциям для исследуемых возрастных групп. Образовательный уровень респондентов клуба семьи также отражает социальные пропорции исследуемого региона. У респондентов мужского пола уровень образования несколько выше, чем у женщин, что отражает некоторые тенденции брачного поведения в исследованной среде. Это может как стабилизировать семью, так и способствовать конфликтности и нестабильности ее, но не имеет принципиального значения для исследования. Локализация клуба семьи предопределила социально-профессиональное положение членов клуба. Преобладающую часть членов клуба семьи составляют мужчины - военнослужащие, курсанты и военнослужащие в запасе, а также служащие, домохозяйки, безработные и студенты. Занятость мужчин - членов клуба - значительно выше занятости в регионе. Занятость женщин - членов клуба - аналогична или меньше занятости в регионе. Отношение к профессиональной деятельности детерминировано социальными ожиданиями, оплатой конкретного труда, снижением общественного статуса деятельности и коррелируют с социальным положением респондента. Вторичный исследовательский замер показал значимое положительное изменение отношения к профессиональной деятельности респондентов, при небольшом, до 3% негативном изменении общественного положения членов клуба. Таким образом, морально-культурные характеристики микросоциума в определенной мере могут противостоять социальной деструкции. В условиях современного кризиса, в условиях дороговизны баров, клубов и дискотек клуб семьи стал основным социокультурным объединением в конкретном сообществе. Наполненность свободного времени отличается от среднестатистической по нескольким показателям. Интересы и потребности респондентов практически не отличаются от данных, полученных при составлении социально-психологического портрета респондента в регионе. Несколько больше внимания уделяется увлечению спортом и физической культурой, чтению, больше проводится времени в кругу друзей и знакомых, культивации здорового образа жизни. Типичны также данные по месту проживания респондентов и количеству детей в их семьях. Меньше времени и внимания по сравнению с регионом отдается просмотру телевизора, общению в кругу семьи, танцам и музыке, реже посещают дискотеки и бары. Значительно ниже - около 5% показатель «ничего не делаю», что отражает конструктивную занятость респондентов, в том числе в созидательном досуге, предложенном Клубом семьи. Значительно уменьшились пассивные виды досуга: просмотр телепередач, посещение дискотек, танцев и баров. Социально-культурная работа клуба семьи активизировала спрос на духовные виды досута. Возросло на 9% время, выделяемое на чтение; на проведение времени в кругу семьи на 12%; на работу в объединениях по интересам, на увлечение фото- и киносъемкой, туризмом и народными промыслами - на 2%; изготовление одежды - на 5%. Дополнительные корреляции вносят экономические проблемы, побуждающие членов семьи к ведению натурального хозяйства. Происходит увеличение затрат времени и повышение ранга интереса к изготовлению одежды на 5% и работе на сельскохозяйственном участке. Выявлено повышение рангов интереса к работе досугового объединения более чем на 16%. Возросло в ходе работы объединения удовлетворение актуальных проблем респондентов: прослеживается устойчивая по времени и показателям тенденция к снижению проблем и конфликтов в семье, налаживанию взаимопонимания, уменьшилось количество одиноких людей на 9%, утратили остроту хозяйственно-бытовые трудности. Проблемы материального плана, такие, как трудности с жильем, нехватка средств, отсутствие стабильности в жизни и сопутствующие им социально-психологические проблемы семьи - недостаток времени, низкое общественное положение, тревога за будущее Родины и судьбы близких людей - требуют глобальных изменений семейной политики. Региональные социально-культурные мероприятия, на каком бы высоком теоретическом и практическом уровне ни проводились, разрешить социально-культурные проблемы семьи не могут. Состояние членов семьи и ее морально-нравственная атмосфера зависят от возможностей сплоченно трудиться, удовлетворять витальные потребности: в еде и жилье, в стабильности завтрашнего дня и судьбах своих детей. Если это условие не будет выполнено, система национальной рекреативной деятельности окажется невостребованной большинством семей. Исследование выявило, на какие конкретные формы социально-культурной деятельности наблюдается устойчивый спрос населения. Членов клуба привлекло интересное общение под компетентным руководством, возможность получить новую информацию и знания, сформировать определенные умения и навыки. Вызвали устойчивое внимание традиционные формы социально-культурной работы: концерты и вечера отдыха с игровыми программами, занятия, лекции и беседы; встречи с интересными людьми; театрализованные представления, календарные праздники и празднование юбилеев. Посещаемость увеличилась на 23%. Важным и необходимым условием активного участия членов семьи в рекреативной деятельности является их участие в социально-культурном процессе. Таким образом, реализованные личностные потребности членов клуба есть основа социокультурного обновления семьи. Потребность, ставшая возможностью выступать на сцене, петь, танцевать, общаться и понимать людей, узнавать новое, укрепить здоровье, наладить семейную жизнь, найти друзей и помогать людям, научиться улаживать конфликты есть богатый потенциал учреждений досуга в становлении и реабилитации семьи. Все разработанные нами приемы досуговой работы имеют в своей основе психологическое обоснование. В частности: • научение коммуникации, в том числе невербальной в малой социальной группе; • научение бытовым навыкам с положительным обусловливанием социально необходимых правил поведения; • становление нарушенных социальных и семейных ролей супругов; • позитивное восприятие ситуации и личности в кризисной ситуации; • анализ воспроизводства инфантильных конфликтов в супружеской семье; • обусловливание реализации функций семьи; • обучение методам релаксации и восстановления душевного равновесия; • создание необходимых условий для проявления и закрепления эмпатии и ряд других инструментов практического психолога. За время работы клубного объединения проявился существенный признак результативности социально-культурной деятельности: в клубе возникли традиции, возросла их нравственная значимость. Одновременно с этим усилился интерес к миру личности, к проблемам ее становления и развития как в семье, так и социуме. Посвящение в члены клуба, дни рождения и чествования юбиляров стали не только типичными формами досуговой работы, а своеобразным противоборством с феноменом отчуждения. Традиции позволяют противопоставить личность и семью современному общественному кризису и деструкции. Они несут высокий нравственный потенциал, позволяющий сохранить и приумножить духовность и культуру, как первичного и главнейшего института общества - семьи, так и самого общества. Традиции - это исторически сложившиеся социальный и индивидуальный механизмы, имеющие в своей основе психолого-педагогический фундамент, обеспечивающие социализацию поколений и эволюционный прогресс. Нет ни одного жизненно значимого события, которое не было бы освящено традициями.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 246; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.152.119 (0.011 с.) |