Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Оценка эффективности способов целеполаганияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
обучения, выраженные в конкретных действиях студента. Поскольку данные действия при целеполагании только проектируются, более точным будет их формулирование с помощью мочального глагола «должен» или «может» (если планируются цели повышенного уровня обучения) и глаголов неопределенной формы: студент должен знать, должен уметь, должен иметь представление, должен понимать, должен выполнять, должен применять и т.д. В деятельности педагогов профессионального образо- иания часто наблюдается стремление планировать отдельно конкретные результаты обучения и цели преподавателя, при этом между ними иногда отсутствует четкая взаимосвязь. Ориентация преподавателя на конкретные результаты обучения — усвоение студентами учебного материала и продвижение в развитии и формировании их личности — исключает необходимость постановки им каких-либо отдельных целей своей деятельности. Соотнесение целей преподавателя и студентов может осуществляться посредством декомпозиции более обобщенной цели деятельности педагога в систему задач, определяющих конкретный уровень усвоения студентами понятий, фактов, законов, способов деятельности, ценностей (см. образец целеполагания в конце данного параграфа). Обеспечить декомпозицию преподавателем целей обучения в конкретные задачи помогут таксономии целей, разработанные Б. Блумом и его последователями. В них представлены цели обучения в когнитивной (познавательной) и аффективной (эмоционально-ценностной) областях (табл. 5 и 6). Первая из них включает цели, традиционно рассматриваемые в российской педагогике как обучающие и интеллектуально-развивающие, вторая — воспитательные. Таксономия (от греч. taxo — расположение по порядку и потоz — закон) — термин, обозначающий последовательное расположение целей обучения по степени их усложнения. В основе таксономии когнитивных целей лежит продвижение обучающегося по уровням усвоения. Б. Блум не фиксирует категорию учебных целей, связанную с первым уровнем усвоения. Т а б л и ц а 5 Категории учебных целей в когнитивной области (по Б. Блуму)
Данная таксономия учебных целей поможет преподавателю спланировать цели обучения по конкретному разделу, теме, определить эталон усвоения и предъявить его студентам. При этом необходимо обратить внимание на более точное и четкое формулирование развивающих целей, которые также должны быть определены через обозначение конкретных умственных и других психических действий, на овладение которых направлены усилия преподавателя и студентов. Таблица 6 Категории учебных целей в аффективной (эмоционально-ценностной) области
Как видим, таксономия учебных целей в аффективной области практически отражает и задает постепенное продвижение уровня воспитанное™ обучающихся, позволяет более четко определить воспитательные цели обучения, которые формулируются педагогами довольно абстрактно и формально. Вместе с тем необходимо признать некоторую неопределенность при формировании эталонов в данной сфере, а также в области творческой мыслительной деятельности, так как они определяют и отражают внутренние процессы личностного развития и трудно объективируются, представляются в виде образцов деятельности. В качестве образца построения четкой системы целей конкретного занятия приведем цели занятия по теме «Учет основных хозяйственных процессов» (специальность 0601 «Экономика и бухгалтерский учет»), проведенного преподавателем Мелекесского сельскохозяйственного техникума Х.Х. Фатхудиновой. Тип занятия: обобщение и закрепление изученного материала. 5. Дидактическая (обучающая) цель: систематизация и обобщение знаний и умений по учету основных хозяйственных процессов. Задачи: усвоить на уровне осмысленного воспроизведения схемы учета процессов снабжения, производства и реализации; уметь самостоятельно: оформлять бухгалтерскими записями процессы снабжения, производства и реализации; определять фактическую себестоимость приобретенных материальных ценностей, произведенной продукции, финансовый результат от реализации продукции. 6. Развивающая цель: способствовать развитию логического мышления. Задачи. Студент должен демонстрировать умения: анализировать производственную ситуацию; обобщать изученный материал и делать выводы; сравнивать и сопоставлять различные точки зрения; аргументированно отстаивать свою точку зрения. 7. Воспитательная цель: стимулировать потребность в формировании ответственности, аккуратности, а также социальной коммуникации. Задачи. Студент должен осознавать и проявлять: ответственность за своевременное и правильное ведение учета производственных процессов на счетах бухгалтерского учета; аккуратность и точность в расчетах; умение работать сообща. Значительно облегчает для преподавателей постановку диаг- ностичных целей способ определения их по уровню усвоения конкретных элементов содержания учебного материла. Целеполага- ние в данном случае начинается со структурирования содержания учебного материала на учебные элементы (дидактические единицы) — условные единицы усвоения. Разделенные с помощью математической теории графов и пронумерованные учебные элементы могут быть усвоены обучающимися на одном из уровней, установленных государственным образовательным стандартом [65]. |{ соотвествии с данными уровнями разрабатываются цели обучения, обеспечивающие усвоение каждого элемента учебного материала (см. табл. 9). 3.4 Содержание профессионального образования и обучения 3.4.1 Стандарты среднего профессионального образования и содержание образования и обучения Цели профессионального образования и осуществляемого в процессе его обучения определяют содержание социального опыта, освоение которого студентами обеспечивает их достижение. Современная дидактика разводит понятия «содержание образования» и «содержание обучения» (И.Я. Лернер, Б.С.Гершунский). Под содержанием образования понимается тот уровень личностного развития, предметной и социальной компетентности человека, которым он должен обладать в результате получения образования. Таким образом, содержание образования составляют система знаний, умений, навыков, черт творческой деятельности, мировоззренческих и поведенческих качеств личности, которые обусловлены требованиями общества и к достижению которых должны быть направлены усилия обучающих и обучающихся. В отличие от этого, содержание обучения рассматривается как педагогически обоснованный, логически упорядоченный, зафиксированный в учебной документации (программах, учебниках) и подлежащий изучению учебный материал, определяющий содержание обучающей деятельности преподавателя и познавательной деятельности студентов [28]. Содержание профессионального образования, согласно Закону Российской Федерации «Об образовании», определяется основными профессиональными образовательными программами. Содержание среднего профессионального образования определенного уровня по конкретной специальности разрабатывается в соответствии с государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования, устанавливающим его обязательный минимум. Среднее профессиональное образование может быть получено на двух образовательных уровнях: базовом и повышенном. Базовое образование приобретается обучающимся в учреждении среднего профессионального образования по основной профессиональной образовательной программе, включающей в себя общие гуманитарные, социально-экономические, математические, общие естественнонаучные, общепрофессиональные и специальные дисциплины и производственную (профессиональную) практику. Этот образовательный уровень на базе основного общего образования может быть достигнут не менее чем за три года. Освоение образовательной программы завершается итоговой аттестацией с присвоением выпускнику соответствующей квалификации и специальности среднего профессионального образования. Среднее профессиональное образование повышенного уровня может быть получено также в рамках основной профессиональной образовательной программы и программы дополнительной подготовки объемом не более одного года, включающей в себя производственную (профессиональную) практику, углубленную и (или) расширенную теоретическую и (или) практическую подготовку по отдельным учебным дисциплинам и (или) циклам дисциплин. Общий нормативный срок обучения на базе основного общего образования должен составлять не менее четырех лет. Данная программа завершается итоговой аттестацией, включая выпускную квалификационную работу, с присвоением выпускнику соответствующей квалификации специалиста и дополнительной записью о прохождении углубленной подготовки. Обязательный минимум содержания каждой основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования устанавливается федеральным компонентом образовательного стандарта, определяющим государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по конкретной специальности. Содержание основных профессиональных образовательных программ, отражающее региональные особенности подготовки специалиста, определяется региональным компонентом государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования. Введение регионального компонента не должно приводить к снижению уровня требований, установленных федеральным компонентом. Основные профессиональные образовательные программы, наряду с обязательными дисциплинами, включают в себя дисциплины по выбору обучающегося и факультативные дисциплины. Содержание образования, установленное основными профессиональными образовательными программами, является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть направлено: на обеспечение самоопределения личности студента; создание условий для ее самореализации в обществе; развитие гражданского общества; укрепление и совершенствование правового государства. Содержание образования должно обеспечить: формирование у обучающегося адекватного современному уровня общей и профессиональной культуры; интеграцию личности в системы мировой и национальных культур; формирование человека-гражданина, ин- птрированного в современное ему общество и нацеленного на 4. совершенствование этого общества, воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества. Содержание среднего профессионального образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими, религиозными и социальными группами; учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор взглядов и убеждений. Принято выделять несколько основных уровней проектирования содержания профессионального образования: уровень общего теоретического представления, уровень учебной дисциплины, уровень учебного материала [74]. На уровне общего теоретического понимания содержание образования, определенное государственным образовательным стандартом, представляет собой совокупность требований к уровню и качеству профессиональной подготовки специалиста среднего звена, отраженных в нормативных документах [57]. Составляющими стандарта среднего профессионального образования являются: квалификационная структура, классификатор специальностей, профессиональная характеристика специальности, основные требования к содержанию образования, порядок контроля за качеством подготовки аттестации учебных заведений среднего звена, учебный план среднего профессионального образования по специальности, требования к разработке и условиям реализации основной образовательной программы подготовки выпускника по специальности (кадровому, учебно-методическому, материально-техническому обеспечению и организации практик). Квалификационная структура профессионального образования (табл. 7), определяя место каждого уровня профессионального образования и его функции, устанавливает иерархию ступеней квалификации в системе непрерывного профессионального образования, соотношение уровня общего и профессионального образования. Уровень квалификации характеризует профессиональный потенциал специалиста-профессионала в рамках конкретной ступени. Социально значимыми в структуре становятся: диапазоны знаний, умений и навыков; уровень их обобщенности; качество освоения системы знаний, умений и навыков; способность выпускника быстро адаптироваться в обществе при изменении условий труда, социальных отношений, производственных технологий, характеристик техники и оборудования; способность рационально планировать и организовывать работу. Требования к различным уровням квалификации регламентируются документами системы тарификации, аттестации и сертификации. Квалификационная структура отражает культурные национальные традиции, тенденции развития профессионального образования в Российской Федерации и учитывает особенности стандартов профессионального образования стран Европейского сообщества.
Таблица 7 Квалификационная структура профессионального образования
Классификатор специальностей среднего профессионального образования представляет собой перечень групп специальностей, структуры каждой группы и специализацию конкретной специальности, подготовка по которым регулируется на государственном уровне в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании». Классификатор специальностей позволяет установить взаимосвязи специальностей внутри каждой группы и специализаций — внутри каждой специальности. Одновременно он дает возможность соотнести необходимые объемы и уровни образовательных потенциалов рабочих, имеющих начальный, основной и повышенный уровни, и специалистов базового и повышенного уровня среднего профессионального образования, установить преемственные связи с основными программами высшего профессионального образования. Последнее особенно важно при проектировании образовательных программ ускоренной подготовки специалистов среднего звена на базе начального профессионального образования и специалистов высшего — на базе среднего профессионального образования. Профессиональная характеристика специалиста среднего профессионального образования разрабатывается для специальности базового перечня и номенклатуры. Она призвана отражать: назначение и сферу применения специальности; базовые виды профессиональной деятельности специалистов; основы теории, необходимые для формирования научных, обобщающих, ценностных ориентиров для формирования запланированных умений профессиональной деятельности; требования к личности специалиста-профессионала, уровню его общего и профессионального образования, специальные требования. К настоящему времени в среднем профессиональном образовании сделан значительный шаг в направлении принятия государственных образовательных стандартов как осознанной необходимости педагогической общественностью, органами управления образованием всех уровней, ответственными за качество разработки и реализации стандартов. Однако сделано далеко не все. В первую очередь, это касается разработанности профессиональной характеристики, а в ней — параметров профессиональной деятельности [65]. Предполагается, что необходима целостная структура параметров, включающая все основные виды профессиональной деятельности, а не только обобщенные сферы, например производственно-технологическую и организационно-управленческую [32]. В целостной совокупности параметров должны быть определены необходимые основы теории, как предметное содержание образования специалиста по каждому виду его профессиональной деятельности. Известна схема структуры параметров профессиональной деятельности [57]. Преподавателю специальной дисциплины предстоит дифференцировать каждую из сфер профессиональной деятельности. Например, отделить производственную от технологической, являющейся составной частью первой. Производственную сферу деятельности специалиста дифференцировать вначале на интегративные, комплексные виды деятельности: · построение изображений технических изделий; · выбор машиностроительных материалов; · эксплуатация и ремонт оборудования; · выявление и устранение дефектов оборудования; · использование электрооборудования и автоматики; · расчет, составление и испытание схем электроснабжения; · подключение оборудования к санитарно-техническим системам; · работа с нормативной документацией и информационными техническими устройствами; · организация работ по оказанию услуг эксплуатации и ремонта оборудования; · разработка и реализация мероприятий по предупреждению производственного травматизма; · проведение анализа и экономического обоснования производственных процессов и т.д. Далее необходимо дифференцировать сформулированные обобщенные виды профессиональной деятельности на процессы, операции, приемы, действия, движения и для каждого компонента профессиональной деятельности отобрать содержание образования, представляющего собой теоретические основы обобщенной ориентировочной деятельности специалиста. Каждый блок учебного материала содержания образования, взаимосвязанный ценностноцелевой направленностью и профессиональной деятельностью, представляет собой целостную дидактическую единицу, освоение и присвоение которой как образовательной ценности является задачей обучения. Сама же дидактическая единица учебного материала выступает уже как элемент содержания обучения специалиста. Покажем рассмотренное на примере преобразования вида деятельности — выявление и устранение дефектов оборудования и элемента основ теории для формирования обобщенных ориентировочных основ этих действий (табл. 8).
Таблица 8 Параметры профессиональной деятельности
Учебный план специальности регламентирует содержание профессионального образования на федеральном уровне, определяя предметную структуру образовательных областей основной профессиональной образовательной программы. Различают модель учебного плана, типовые, примерные и экспериментальные учебные планы. Типовой учебный план, разрабатываемый на основе модели применительно к специальности, раскрывает структуру и содержание общеобразовательной и профессиональной подготовки по гуманитарным, социально-экономическим, математическим, общим естественнонаучным, общепрофессиональным и специальным дисциплинам, дисциплинам по выбору, производственной и преддипломной практикам, итоговой аттестации федерального и регионального компонентов содержания образования. На основе типового образовательным учреждением среднего профессионального образования разрабатывается рабочий учебный план подготовки специалиста, который отражает национально-региональную специфику и особенности образовательного учреждения. На уровне учебной дисциплины предмета содержание образования конкретизируется и дифференцируется с учетом особенностей технологии обучения специальной дисциплине. Эти особенности учитываются в процессе проектирования рабочей учебной программы на основе типовой (примерной), раскрывающей содержание федерального компонента образования. Специальная учебная дисциплина как приоритетная образовательная область профессионального образования в процессе развития научного знания получила в настоящее время статус системы общенаучных, общепроизводственных, общеотраслевых обще профессиональных, частно профессиональных теоретических основ знаний, умений и навыков, обеспечивающих выполнение специалистами производственных, технологических, организационных, управленческих, научно-исследовательских, методических видов профессиональной деятельности, прогностически классифицированных и систематизированных в соответствии с общечеловеческими ценностями, целями, образовательными стандартами, логикой содержания образования и процесса становления личности. Рабочие учебные программы дополняются содержанием образования, проектируемым на региональном уровне по конкретной специальной дисциплине. Построение рабочих учебных программ специальных дисциплин выполняется с учетом гарантированности полноты реализации содержания учебной программы на установленном стандартом уровне. Содержание рабочих учебных программ, дидактически подготовленное для усвоения студентами в процессе учебно-познавательной деятельности, представляет собой содержание обучения. Между тем, учебный материал содержания обучения, зафиксированный в рабочих программах по специальной дисциплине, должен быть соответствующим образом подготовлен. Эта подготовка заключается в структурировании содержания учебного материала на учебные единицы, представляющие собой дидактические целостности, подлежащие усвоению, позволяющие количественно оценить полноту реализации образовательных программ и качество образования выпускников. Предварительное структурирование учебного материала осуществляется в специальной учебной литературе: в учебниках и учебных пособиях, которые по структуре и содержанию соответствуют учебной программе. Учебники, составленные на основе типовых учебных программ, рекомендуются Министерством образования России для использования учреждениями среднего профессионального образования при освоении содержания образования федерального уровня. Региональные особенности содержания профессионального образования раскрываются в учебных пособиях: хрестоматиях, сборниках курсов, текстов, задач, упражнений, содержащих дидактические учебные материалы по основам краеведческих наук, специализаций, особенностей опыта профессионального учебного заведения в производственной, управленческой, научно-методической и поисковой деятельности. Следующие шаги деятельности педагога связаны со структурированием учебного материала на учебные элементы (дидактические единицы) — условные единицы усвоения: дисциплина, процесс, явление, факт, свойство, признак, метод, способ, прием, действие. Разделенные согласно математической теории графов и пронумерованные учебные элементы могут быть усвоены обучающимися на одном из уровней, установленных государственным образовательным стандартом [65]. На рис. 5 представлен граф содержания учебного материала специальной дисциплины «Механическое оборудование» для подготовки выпускника по специальности 1710 «Эксплуатация и ремонт оборудования предприятий торговли и общественного питания». Разработанное на основе математического графа «дерево» учебных элементов, классифицированных по трем основаниям (I, II, III), позволяет составить спецификацию учебных элементов и установить планируемый уровень усвоения (табл. 9). Основаниями классификации учебных элементов содержания обучения дисциплине «Механическое оборудование» являются: I — общие сведения; II — принцип устройства и действия; III — навыки в работе. Количество учебных элементов и оснований зависит от содержания учебного материала и необходимости полного охвата программы учебной дисциплины. На графе и в спецификации указаны учебные элементы наиболее высокого уровня обобщения — основные обобщающие учебные элементы. Дальнейшая дифференциация их приводит к выделению учебных элементов более низкого порядка: узловых, основных учебных элементов и учебных элементов-признаков [65]. Элементы самого низшего порядка представляют собой дидактическую единицу учебного материала, который однозначно может быть полностью усвоен на установленном стандартом уровне. Преподавателю специальной учебной дисциплины граф по каждому основному обобщающему учебному элементу служит ос-новой для построения логики процесса усвоения, текущего и промежуточного контроля и оценки. Качество усвоения содержания учебного материала специальной дисциплины наиболее объективно характеризуется уровнями усвоения и деятельности. Таблица 9
3.4.2 Требования к отбору содержания образования и обучения Требования к отбору содержания общего образования сформулированы И.Я. Лернером и В. В. Краевским. Согласно логике системного педагогического процесса наиболее важным из них является требование соответствия содержания образования его целям, определяемым потребностями развития общества, науки, культуры и личности. Данный принцип отражается на всех уровнях конструирования содержания образования и проявляется во включении в него тех знаний, умений и навыков, которые соответствуют современному уровню развития социума, научного знания, культурной жизни и обеспечивают возможности личностного роста [74, с. 144]. Рассматривая в качестве целей профессионального образования не только формирование определенной системы общенаучных и специальных знаний, умений и навыков, но и творческое развитие, личностное становление, формирование ценностных ориентаций, обеспечивающих в совокупности профессиональную и социальную подготовку специалиста, педагог при отборе содержания образования на каждом уровне должен включать в него, по мнению И.Я.Лернера, следующие компоненты: систему научных знаний; способы деятельности в типовых ситуациях; опыт творческой деятельности; опыт эмоционально-ценностного отношения к миру. К сожалению, данный состав элементов содержания образования не определяет конкретное содержание знаний и способов и деятельности, подлежащих включению в учебные программы и учебники. Для этого, как отмечает И.Я. Лернер, применяются другие критерии: виды знаний, логика науки и учебной дисциплины, типы умений и т.д. Обеспечение полноты элементов содержания образования осуществляется, прежде всего, на уровне учебной дисциплины, а также учебного материала [106, г 79]. Безусловно, овладение опытом творческой деятельности и опытом эмоционально-ценностного отношения к миру происходит не только через усвоение содержания обучения, но и посредством соответственно организованного педагогического процесса, использования методов и технологий, обеспечивающих творческое развитие и социальное, культурное становление студента. Вместе с тем, при отборе содержания учебного материала перед преподавателем стоит задача актуализации и обогащения его развивающего и воспитывающего потенциала на основе определения системы творческих способов деятельности и системы ценностей, которые должны быть освоены и присвоены студентами. Следующее требование к отбору содержания образования предполагает учет конкретного педагогического процесса. Это означает, что при структурировании содержания обучения необходимо учитывать закономерности, принципы, технологии его представления обучающемуся, уровни усвоения. Требование единства содержательной и процессуальных сторон при отборе содержания общего образования применимо и к отбору содержания профессионального обучения. Требование структурного единства содержания образования на различных уровнях его отбора предполагает целостность теоретических основ, учебных и профессиональных действий. Поэтому данное требование проявляет себя и при структурировании содержания профессионального образования специалиста. При отборе содержания общего образования может быть использовано требование фундаментализации — интеграции гуманитарного и естественно-научного знания. Применительно к профессиональному обучению требование фундаментализации содержания образования предполагает интеграцию основ теории профессиональной деятельности и производственных (профессиональных) технологий. Содержание профессионального обучения специалистов реализуется в рамках специальной дисциплины, отражающей соответствующую область научных знаний. Поэтому при отборе содержания обучения следует учитывать взаимосвязи между изучаемой наукой и учебной дисциплиной. Эти взаимосвязи позволяют подойти к отбору учебного материала так, чтобы одновременно были удовлетворены требования научности и доступности, стабильности и прогностичности, полноты и достаточности, исключающем дублирование. Вместе с тем, исходя из профессионально-деятельностного подхода к обучению, требуется сохранить блочномодульное построение структуры содержания обучения конкретной специальности. Этому в значительной степени могут способствовать современные достижения науковедения в разработке методологических проблем и проблем науки, использовании ее структуры, методом, имеющих наиболее существенное значение в построении логики учебной дисциплины. Так, например, современная электроника рассматривается и как наука, изучающая электронные процессы и явления, и как отрасль техники, использующая для практики научные закономерности. Учитывая необходимость выделения научного и технического аспектов электроники в содержании специальной дисциплины, следует выбрать, главным образом фундаментальные закономерности, к<
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 616; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.239.157 (0.011 с.) |