Технологии обучения в среднем профессиональном учебном заведении 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Технологии обучения в среднем профессиональном учебном заведении



4.1 Среднее профессиональное образование в системе непрерывного образования

В социально-педагогической системе непрерывного образова­ния среднее профессиональное образование вместе с общим, на­чальным и высшим профессиональным образованием обеспечива­ет поступательное развитие образовательных потребностей чело­века. Организационно среднее профессиональное образование за­нимает только ему присущее место и выполняет вместе с другими уровнями образования системную функцию образования, обеспе­чивая его целостность, непрерывность, устойчивое функциони­рование и развитие.

Среднее профессиональное образование реализует ведущую цель — подготовку конкурентоспособных специалистов среднего звена, имеющих, с одной стороны, навыки рабочего определен­ного профиля, а с другой — способность по ускоренной програм­ме получить высшее профессиональное образование и продолжить его. Реализуя идеи поступательного развития образовательных по­требностей человека, среднее профессиональное образование ори­ентировано на подготовку специалистов среднего звена на базе основного общего, среднего (полного) общего образования и на­чального профессионального образования.

Главной задачей учреждений среднего профессионального об­разования является профессиональное становление и развитие личности будущего специалиста в процессе приобретения обуча­ющимися специальности в соответствии с их ценностным выбо­ром, индивидуальными способностями, социальным заказом об­щества, потребностями государства в квалифицированных кад­рах.

Место специальности в области производства и обращения, объекты и виды профессиональной деятельности определяют ха­рактеристику производственной сферы выпускника и включают совокупность средств и методов, используемых для обеспечения выполнения профессиональных функций специалиста со средним профессиональным образованием.

Объектами профессиональной деятельности специалиста явля­ются машины и оборудование предприятий, технологические про­цессы, услуги, оснастка, средства деятельности, информацион­ное обеспечение, продукция, работы, процессы, а также норма­тивная, проектно-конструкторская, технологическая, организаци­онно-распорядительная и другие виды документации.

Основными обобщенными видами профессиональной деятель­ности специалиста со средним профессиональным образованием являются: производственно-управленческая, организационно-ме­тодическая, контрольно-оценочная, экспериментально-исследо­вательская, сертификационная и др.

Производственно-управленческая деятельность специалиста предполагает выполнение следующих работ: расчет, выбор и наладка оборудования; ведение рабочего процесса; управление технологическим процессом; оформление и ведение документации на все виды работ; проведение инструктажа по безопасности труда; предупреждение производственного травматизма; построение изображений технических изделий; расчет технико-экономических показателей; использование вычислительной техники при решении произ­водственных и управленческих задач.

Организационно-методическая деятельность специалиста вклю­чает:

работу с конструкторской и технологической документацией, с информационной литературой в сфере профессиональной дея­тельности;

составление нормативной документации; выбор основных типов и видов средств измерений; применение методик выполнения и обработки результатов на­блюдений;

выполнение схем, эскизов, диаграмм, графиков, других гра­фических изображений в сфере профессиональной деятельности; организацию технологических процессов и услуг. Контрольно-оценочная деятельность специалиста содержит: контроль хода технологического процесса и оказания услуг; контроль качества изготавливаемой продукции и предоставля­емых услуг;

оценку свойств и характеристик материалов; оценку экономических показателей работы подразделения, организации;

оценку уровня управления персоналом.

Экспериментально-исследовательская деятельность специали­ста предполагает:

проведение экспериментальных исследований в сфере профес­сиональной деятельности;

контроль качества и испытание продукции; использование статистических методов регулирования техноло­гических процессов;

поиск и обработку результатов измерений; анализ финансово-хозяйственной деятельности организации. Сертификационная деятельность специалиста предопределена необходимостью:

стандартизации, унификации и сертификации продукции; проведения сертификации в других организациях; разработки новых схем, порядка сертификации.

Для освоения классифицированных по сферам деятельности специалиста конкретных ее видов устанавливается необходимый объем знаний, умений и навыков, которые должны быть сфор­мированы у студентов при обучении той или иной специальной дисциплине.

Введение и реализация преемственных образовательных стандар­тов и соответствующих им примерных основных образовательных программ различных направлений позволяет системе среднего про­фессионального образования гарантированно подготавливать специ­алистов среднего звена для всех основных отраслей экономики Рос­сийской Федерации. Разработанное с учетом требований образова­тельных стандартов содержание среднего профессионального обра­зования дает возможность обучающимся освоить систему научных знаний, творческих умений и навыков, а также общечеловеческих ценностей, позволяющих специалистам соответствовать современ­ному российскому и мировому уровню науки, техники и культуры.

Система среднего профессионального образования имеет мно­гообещающие перспективы, сформированные «Федеральной про­граммой развития образования» на 2001 — 2005 гг., являющейся организационной основой государственной политики РФ в обла­сти образования. Основными направлениями развития среднего профессионального образования в целостной системе образова­ния являются:

обеспечение сохранения потенциала среднего профессиональ­ного образования и дальнейшего развития его образовательной, культурной и иных функций в интересах развития личности, об­щества и государства;

совершенствование системы образовательных учреждений, ре­ализующих образовательные программы среднего профессиональ­ного образования, расширение доступа граждан к среднему про­фессиональному образованию;

совершенствование содержания среднего профессионального образования, оптимизация структуры подготовки специалистов;

развитие нормативно-правовой и методической базы среднего профессионального образования;

формирование механизмов прогнозирования, мониторинга и государственного регулирования подготовки специалистов, име­ющих среднее профессиональное образование в соответствии с потребностями граждан и рынка труда;

формирование системы управления среднего профессиональ­ного образования, гибко сочетающей региональные, отраслевые, межрегиональные и межотраслевые принципы;

развитие интеграции среднего профессионального образования и других уровней образования при одновременном сохранении качества определенности и практической направленности среднего профессионального образования;

совершенствование системы подготовки и переподготовки пе­дагогических работников для образовательных учреждений сред­него профессионального образования;

обеспечение средних специальных учебных заведений учебной и методической литературой, техническими средствами обучения;

создание необходимых экономических условий для развития и совершенствования материально-технической базы учебного за­ведения;

развитие фундаментальных и прикладных научных исследова­ний в области среднего профессионального образования.

Каждое из рассмотренных направлений развития среднего про­фессионального образования включает в себя задачи, решение которых в значительной степени определяется уровнем профес­сионального мастерства преподавателя специальной дисциплины предмета образовательного учреждения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 510; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.181.209 (0.007 с.)