Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сущность, условия, принципы и способы организации совместной учебной деятельностиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
К технологиям группового взаимодействия можно отнести такие, в основе которых лежат различные способы организации внутригрупповой совместной деятельности (работа в малых группах). Технологии коллективного взаимодействия основаны на внутригрупповой и межгрупповой совместной деятельности, ведущей характеристикой которой является достижение кооперативного результата учебной деятельности, включающего в себя вклад каждого участника. Разработка современных технологий обучения в процессе группового и коллективного взаимодействия обучающихся опирается на существующие в отечественной и зарубежной психолого-педагогической науке подходы, рассматривающие социальное взаимодействие обучающихся в обучении как новую педагогическую практику, обеспечивающую одновременное эффективное решение обучающих, развивающих и воспитательных задач [94; 118]. Социальное взаимодействие и обучение — это направление в психологии, исследующее процессы и механизмы учения в связи с природой и особенностями социальной ситуации как ситуации развития, определяющими для которой являются сами способы взаимодействия [94]. Совместная учебная деятельность, осуществляемая в процессе взаимодействия студентов друг с другом в малых группах, в коллективных формах работы, играет решающую роль в достижении следующих целей: развитие мышления обучающихся в процессе совместного творческого поиска и решения учебных задач; создание дополнительной мотивации учения, возникающей в процессе личностно значимого сотрудничества, межличностных отношений, сопровождаемых эмоциональным переживанием и возникновением чувства общности «мы»; формирование межличностных отношений, готовности к сотрудничеству, к пониманию других; овладение способами организации совместной деятельности; развитие самосознания студента, его самоопределения и само реализации в ситуациях взаимодействия и видения своего «я» глазами других; формирование активной позиции обучающихся, становление их субъектности; приближение учебной деятельности студентов к будущей профессиональной, являющейся совместной по своей сути; моделирование в процессе учебной деятельности производственных отношений и формирование умения разрешать возможные производственные конфликты; создание психологически комфортных условий в процессе обучения, обеспечивающих большую легкость генерирования творческих идей, снятие напряжения, зачастую возникающего в процессе взаимодействия «преподаватель — студент»; развитие устной речи студентов посредством значительной интенсификации коммуникации (в отличие от традиционного обучения, при котором средний обучающийся говорит в течение дня не более 7 — 8 мин). Экспериментальные исследования влияния совместной деятельности на результаты обучения доказали его высокую эффективность, поэтому в 1970— 1980-е гг. поиски в этой области концентрируются на разработке конкретных форм и технологий организации учебного взаимодействия обучающихся. В зарубежной и отечественной педагогике разработаны разнообразные модели интерактивного обучения [68; 118]. Анализ существующих моделей и технологий группового и коллективного взаимодействия позволяет выделить основные условия организации обучения в совместной деятельности: позитивная взаимозависимость участников, т.е. направленность на совместное достижение результата, понимание студентами зависимости успеха каждого от успеха других; межличностное взаимодействие, взаимопомощь как условие совместного решения учебных задач; совместная выработка норм, принципов группового взаимодействия и общения; четкое определение целей группы и каждого обучающегося, коллективная и индивидуальная ответственность; совместная оценка хода и результата работы в процессе групповой рефлексии; сочетание групповой и индивидуальной оценки результатов деятельности, учет персонального вклада каждого; создание организационных условий (пространственное расположение групп, обеспечивающее диалогическое взаимодействие участников; определение временных рамок каждого этапа совместной деятельности); особая позиция преподавателя, выступающего в роли менеджера, координатора совместной деятельности, а также фасилитатора (от англ,/асШШе — облегчать, содействовать, способствовать). Можно классифицировать все технологии группового и коллективного взаимодействия по типу организации совместной деятельности, основанной на следующих принципах. 1. Принцип индивидуальных вкладов [80]. Главная цель группового и коллективного взаимодействия данного типа — повышение эффективности обучения посредством решения учебных задач, осуществляемого на основе взаимодополнения, взаимообогащения, суммирования, кооперации результатов работы каждого участника. На основе данного принципа построены такие технологии и методы, как технология коллективного взаимообучения (КСО), деловые игры, метод «творческая группа», работа в группах сменного состава и т.д. 2. Позиционный принцип организации совместной деятельности [80]. Групповое взаимодействие в данном случае основывается на выявлении и столкновении различных точек зрения, позиций обучающихся, их взглядов на проблему, объект групповой работы. Эффективность обеспечивается посредством рассмотрения различных точек зрения и выбора наиболее верной или удовлетворяющей большинство. Психологическим механизмом данного типа взаимодействия становится «конструктивный конфликт», в процессе разрешения которого не только вырабатывается оптимальный способ решения учебной задачи, но и формируется умение понимать другого человека, уважительно относиться к другим точкам зрения, искать пути согласования своих позиций. На данном принципе основаны такие технологии, как дискуссия, позиционно-ролевая игра. 3. Принцип развивающейся кооперации. Особенность данного типа совместной деятельности заключается в направленности групповой работы на исследование, совместный поиск решения вновь и вновь возникающих и усложняющихся задач, порождаемых самим процессом совместной деятельности. Побудителями «развивающейся кооперации» становятся противоречия между потребностью решить возникающие проблемы социальной и профессиональной практики и недостаточностью теоретических знаний, а также способов социального взаимодействия, обеспечивающих их решение. В процессе совместного осознания и постановки проблем, целеполагания, планирования, реализации и рефлексии каждого этапа решения задачи и перехода к новым способам кооперации студенты перестраивают структуру своих отношений и деятельности с одного качественного уровня на другой. В результате построенная таким образом совместная деятельность не только развивает творческое, системное мышление, но и формирует способность к самоуправлению и соуправлению, саморазвитию и соразвитию студентов, возникает новое, профессиональное от ношение к объекту усвоения. К данному типу технологий можно отнести организационно-деятельностную игру (Г.П. Щедровип кий), технологии развивающейся кооперации (Т.Акбашев) и коллективной мыследеятельности (К. Я. Вазина). 4. Принцип ролевого поведения реализуется в деловых играх имитационного, ролевого типа, обеспечивающих организацию совместной деятельности в контексте деятельности профессиональной, в которых студенты, выступая в определенной ролевой позиции, воссоздают реальную или воображаемую ситуацию производственной деятельности и обучаются принятию решений в условиях заданной ситуации. Ролевое поведение характерно также для дискуссий в форме игрового позиционного противостояния, в процессе которого происходит усвоение п комплексное применение знаний. Примером могут служить игры и дискуссии, имитирующие несвойственные будущей профессиональной деятельности студентов, но важные с социальной точки зрения ситуации («Суд», «Дебаты», «Пресс-конференция» и др.). Способы организации и коллективного взаимодействия. В зависимости от типа выполняемого задания и характера организуемой деятельности можно выделить несколько способов работы, позволяющих одновременно обеспечить взаимодействие студентом в малых и крупных группах (в коллективе). 1. Малые группы получают одно и то же задание, выполняют его, представляют в устной или письменной форме (или заносят результаты в общую таблицу), соотносят с результатами деятельности других групп, дополняя друг друга, исправляя ошибки, оценивая эффективность групповой работы. 2. Группы получают разные задания. Выполнив задание, группы представляют результаты работы на общее обсуждение. 3. Группы получают разные, но работающие на общий результат задания. По окончании работы результаты сводятся вместе, происходит групповое взаимообучение. 4. Группы сменного состава позволяют одновременно реализовать 1-й и 3-й способы организации работы, при этом обеспечивают разделение заданий не только между группами, но и между каждым студентом (см. методику «Работа в группах сменного состава»). 5. Работа групп по принципу «вертушки» дает возможность каждой группе последовательно проработать все задания, перемещаясь по аудитории от одного стола к другому. На каждом столе представлено новое задание или часть общего задания. Работой за каждым столом может руководить «консультант» (один из студентов). 6. Работа групп по принципу «эстафеты»: в пространстве аудитории перемещаются не группы, а задание. Каждой группе выдается задание, над которым она начинает работу. Через определенное время задание передается другой группе по кругу, а данная группа получает задание от группы, расположенной по кругу до нее, и продолжает выполнять его. Таким образом, каждая группа вносит свой вклад в решение каждой учебной задачи. В зависимости от характера учебной задачи (например, проблемная задача, дискуссионный вопрос) каждая группа может предложить свой вариант решения. В конце работы каждой группе по кругу возвращается ее первоначальный вариант задания, группа обобщает результаты коллективной работы над ним и представляет конечный результат на всеобщее обсуждение. Метод «творческая группа». Данный метод может служить способом организации групповой работы 1-го, 2-го и 3-го типов в условиях разработки и решения творческих учебных задач. Реализуется в различных формах в зависимости от характера учебной задачи («творческая лаборатория», «творческое конструкторское бюро»), используется как для организации работы на учебном занятии, так и в процессе самостоятельной подготовки к семинару, практическому занятию, состоит из четырех этапов: 1. Организационный: учебный материал (тема, проблема) разбивается на части или выделяются различные концепции, теории, подходы к ее решению; создаются творческие группы по принципу добровольности: студенты объединяются на основе свободного выбора интересующей их проблемы, концепции, подхода, теории и т.д.; вырабатываются критерии эффективной деятельности творческой группы (полнота, глубина проработки проблемы; использование разнообразных источников информации; оригинальность представления; участие каждого в подготовке и представлении результатов работы на занятии). 2. Подготовительный: индивидуальное изучение и проработка проблемы. Данный этап осуществляется при организации самостоятельной работы студентов дома. Если работа «творческой группы» организуется на занятии, этап пропускается; совместное обсуждение вопроса, проблемы; разработка общего проекта, его оформления, определение способа его представления на занятии; распределение заданий каждому участнику группы, определение временных рамок их выполнения; в группе выбираются «координатор», организующий работу; «секретарь», фиксирующий ее результаты; «спикер», представляющий результаты работы на общее обсуждение. 3. Представление результатов работы групп: каждая группа по очереди представляет подготовленный матерная. В зависимости от объема и сложности материала представлять его может «спикер» или группа в целом. Предпочтительным является второй вариант, обеспечивающий включенность каждого студента в деятельность не только в процессе разработки проблемы, но и на этапе ее представления; творческой группе задаются вопросы по содержанию рассматриваемой проблемы, по уточнению подходов к ее решению данной группой. 4. Групповая рефлексия: проводится в каждой творческой группе (группа анализирует свою работу, оценивает эффективность совместной деятельности на основе заданных ранее критериев, определяет вклад других групп); выступление представителя каждой группы с результатами анализа совместной деятельности; подведение итогов работы преподавателем. Метод «творческая группа» позволяет координировать творческие усилия студентов, осваивать профессионально значимые способы взаимодействия, интенсифицировать творческую деятельность студентов; его можно использовать при разработке групповых учебных проектов и организации исследовательской деятельности студентов. Работа в группах сменного состава. Данный метод основан на принципе индивидуальных вкладов. Его цель — обеспечить взаимообучение студентов посредством кооперации индивидуальных продуктов их учебной деятельности. Алгоритм деятельности можно представить в следующем виде. 1. Подготовительный этап: учебный материал, подлежащий усвоению, разбивается на отдельные блоки, части (4 — 6 блоков). Способ предъявления его студентам варьируется в зависимости от объема, характера данного материала: он может быть представлен в учебнике, в отдельной книге, статье, на карточках разного цвета (с разным цветовым сигналом). Определяется время, необходимое для осуществления каждого этапа совместной деятельности; 2. Индивидуальная работа в основной группе (О Г): студенческая группа разбивается на несколько микрогрупп. Создается основная группа, в которой будет происходить взаимообучение. Учебный материал распределяется между студентами и организуется его первичное усвоение, индивидуальная проработка. 3. Работа во временной группе (В Г): студенты покидают на время свою группу и создают временную, объединяясь на основе того, что у них карточки с учебным материалом одного цвета и содержат один и тот же блок учебного материала. Они обсуждают данный материал, прорабатывают и усваивают его, выполняют задания по его применению, совместно вырабатывают требования к объяснению данного материала другим обучающимся. На данном этапе осуществляется помощь группе преподавателем и контроль за качеством усвоения, готовностью студентов к обучению других. 4. Взаимообунение в основных группах: каждый студент возвращается в свою группу и по очереди обучает ее участников, помогает им выполнить предложенные задания, обобщает и систематизирует изученный материал, записывает основные положения, понятия, принципы, способы деятельности и т.д. Достоинством данного метода является активизация познавательной деятельности студентов, расширение коммуникации посредством организации совместной деятельности в группах с разным составом участников, возможность взаимоконтроля и коррекции усвоения учебного материала в процессе его совместной проработки во временной группе. Одновременно облегчается выполнение преподавателем ролей фасилитатора и контролера, обеспечивающих более высокую эффективность учебной деятельности студентов. Деловая игра Обучение в игре является важнейшим условием освоения профессиональной деятельности, обеспечиваемого посредством воссоздания в учебной ситуации контекста конкретной ситуации профессиональной деятельности (А. Вербицкий). Представления о сущности и специфике деловой игры достаточно неопределенны. С одной стороны, в деловой игре видят разновидность имитационного моделирования — игрового построения, представляющего собой «заместителя» реальных жизненных или профессиональных ситуаций, и связывают с исполнением соответствующих данным ситуациям ролей Долевые деловые игры). С другой стороны, деловую игру рассматривают как способ интенсификации творческой мыслительной деятельности в условиях организации группового и коллективного взаимодействия по выработке последовательности решений в искусственно созданной ситуации, не обязательно требующей ролевого поведения (организационно-деятельностные игры — ОДИ и проблемно-деловые игры — ПДИ). В наиболее общем виде деловую игру (ДИ) определяют как системный способ моделирования различных управленческих и производственных ситуаций, имеющий целью обучение отдельных лиц и групп принятию решения. Ролевую деловую игру можно рассматривать как способ воспроизведения в учебной деятельности ролевых функций и установок для моделирования процесса принятия производственных решений, возможных взаимоотношений, характерных для конкретной профессиональной деятельности. Деловые игры были впервые разработаны и применены как способ решения производственных задач и метод обучения студентов и производственного персонала в нашей стране в 1930-е гг. В 1957 г. они были введены в учебный процесс подготовки менеджеров в США. В настоящее время деловая игра интенсивно используется в профессиональном обучении как одна из наиболее продуктивных игровых технологий. Значение деловой игры в профессиональной подготовке специалистов определяется ее многоплановостью, комплексным характером, обеспечивающим одновременное решение многих задам: ДИ создает условия для глубокого и полного усвоения учебного материала на основе системного применения знаний в процессе одновременного решения учебных и моделируемых профессиональных проблем; она позволяет синтезировать знания из разных дисциплин и преодолевать их разобщенность в сознании студента; ДИ позволяет интенсифицировать учебную деятельность студентов, создает условия для развития их творческого мышления в процессе анализа производственных ситуаций и поиска нестандартных способов их решения; участие в ДИ стимулирует развитие личностного потенциала обучающегося, его самореализацию и самоутверждение в творческих ситуациях игрового взаимодействия; ДИ формирует интерес и эмоционально-ценностное отношение к учебной и профессиональной деятельности; ДИ обеспечивает освоение студентом опыта выполнения профессиональных функций, а также овладение им методологией решения производственных проблем; диагностическая функция ДИ заключается в выявлении творческих и профессиональных способностей и ценностных ориентаций студентов, в осознании ими своих потенциальных возможностей; психотерапевтический эффект ДИ определяется ее способностью создавать условия для эмоционально-психологической разгрузки студентов, снятия психологических барьеров, воздействия возникающей атмосферы на личностные свойства, овладения способами психологической защиты в трудных профессиональных ситуациях и т.д. Специфической особенностью деловой игры, в отличие от других технологий коллективного взаимодействия, является ее двуплановость: с одной стороны, играющий выполняет реальную деятельность, связанную с решением конкретных учебных задач, с другой — данная деятельность носит условный характер, позволяющий отвлечься от реальной ситуации с ее ответственностью, быть достаточно свободным, раскованным, выступая в определенной роли и снимая те психологические зажимы, которые мешают проявлять свои способности и возможности. Именно данная двуплановость игры обеспечивает ее развивающий характер и делает игровую учебную деятельность эмоционально привлекательной для участвующих в ней. Вместе с тем, двуплановость деловой игры порождает некоторые организационные проблемы. Они связаны, прежде всего, с возможностью «переигрывания», т. е. несерьезного отношения студентов к игровой учебной деятельности, приводящего к тому, что не реализуется ее образовательный потенциал. Задача преподавателя — найти верное соотношение учебных и игровых действий, обеспечивающих общее и профессиональное развитие личности специалиста. Поэтому преподавателю необходимо хорошо представлять себе не только дидактическую сущность и возможности ДИ, но и методически грамотно проектировать и строить ее в соответствии с определенными принципами. Основные принципы конструирования и организации ДИ сформулированы А. А. Вербицким. 1. Принципы имитационного моделирования конкретных условий и игрового моделирования содержания и форм профессиональной деятельности. В соответствии с данными принципами преподаватель на этапе проектирования игры должен создать две модели: имитационную модель фрагмента производственной деятельности (с помощью инженерных средств) и игровую модель профессиональной деятельности занятых в этом фрагменте людей (с помощью дидактических средств). Недооценка и слабая проработанность психолого-педагогической составляющей игровой учебной деятельности зачастую ведет к тому, что игра сводится к обычному тренингу, имеющему, по мнению А. А. Вербицкого, совсем иную дидактическую природу и представляющему собой разновидность не имитационного моделирования. Недопустимо использовать ДИ только для усвоения профессиональных знаний, которое может осуществляться с помощью других методов обучения. Игра, прежде всего, должна быть направлена на развитие личности будущего специалиста, овладение им профессиональной деятельностью, развитие профессионального мышления, осуществляемые на материале динамически порождаемых и разрешаемых совместными усилиями учебных ситуаций [21, с. 132]. 2. Принцип проблемное™ содержания имитационного моделирования и процесса его развертывания в игровой модели. Сущность данного принципа состоит в том, что в основе ДИ лежит система учебных задач в форме описания конкретных производственных ситуаций, содержащих противоречивые данные, взаимоисключающие альтернативы, неполную информацию и т.д. В процессе игры студенты должны провести анализ этих ситуаций, вычленить проблему, перевести ее в собственные задачи, разработать способы и средства решения и принять это решение, убедить других в его правильности. Процесс решения данных задач осуществляется на основе активного использования и включения в ДИ других методов и технологий обучения (дискуссия, «мозговой штурм» и т.д.). 3. Принцип совместной деятельности заключается в том, что ДИ развертывается как процесс принятия совместных решений в условиях ролевого взаимодействия и требует психолого-педагогического обеспечения совместной деятельности обучающихся на всех ее этапах: совместного планирования; распределения функций, ролей; реализации; рефлексии результатов деятельности; определения организационных и психологических условий группового взаимодействия. 4. Принцип диалогического общения предполагает включенность каждого участника в совместную деятельность, предоставление права выразить свою точку зрения по всем вопросам, возникающим в игре, что достигается при условии обеспечения каждого студента определенной ролью, предусматривающей активную вовлеченность его в диалог и полилог, а также выбором ситуаций, позволяющих обсудить возникающую проблему с разных точек зрения. 5. Принцип двуплановости игровой учебной деятельности заключается в том, что достижение игровых целей должно служить средством реализации целей обучения и воспитания, развития личности студента. Ориентация студентов преимущественно на игровые цели формирует мотивацию достижения, сосредотачивает их внимание не на процессе, а на результате работы, пробуждает стремление быть первым во что бы то ни стало и чаще всего ведет к «переигрыванию», искажению реальной ситуации профессиональной деятельности, неадекватному поведению и неэффективному решению профессиональной проблемы. Осознание студентами двуплановости целей и результатов игры обеспечивается включением их в совместное целеполагание и анализ ее результатов по двум критериям: достижение игровых целей (характер и результат игрового взаимодействия); достижение педагогических целей (усвоение учебного материала, формирование профессионально- и социально-ценных качеств, развитие личностного потенциала будущего специалиста). Виды деловых игр. Классификация деловых игр может проводиться по разным основаниям. По целевой направленности выделяют: ситуационные игры — направленные на анализ предложенных ситуаций, преодоление выявленных в них проблем, разрешение данных ситуаций и овладение обучающимися способами действий в данных ситуациях; ролевые (позиционные) игры — решающие преимущественно задачи формирования коммуникативной составляющей профессиональной деятельности, определение ролевой позиции, формирование стереотипов профессионального поведения и его коррекции в общении с окружающими; комплексные игры — сочетающие в себе целевую направленность первых и вторых; организационно-деятельностные игры — направленные на обучение играющих принципам методологической работы по решению различных производственных задач: системных способов выделения и анализа производственных проблем, организации мыследеятельности, обеспечивающих их решение. По мнению некоторых авторов [100], данные игры очень сложны и практически не имеют дидактической составляющей, поэтому используются в педагогическом процессе крайне редко. По степени «закрытости» или «открытости» [100], алгоритми- зированности или творческой направленности можно выделить: имитационные игры, в которых осуществляется жесткое моделирование некоторой стандартной реальной или воображаемой ситуации с закреплением определенных ролей, цель которой — принятие соответствующего профессиональным требованиям решения в данной ситуации (по типу решаемых задач они являются ситуационно-дидактическими); инновационные игры — игры открытого типа, имеющие сложную организационную структуру, предусматривающие возможность саморазвития их участников, перераспределение ими ролей в процессе решения поставленных задач (роли не являются строго заданными, а выбираются и развиваются самими участниками в ходе игры). Применяются для решения нестандартных задач и действий в проблемных, сложных ситуациях. По наличию или отсутствию конфликта в сценарии [26] выделяют: игры в бесконфликтных (кооперативных) ситуациях, в которых реализуется принцип «индивидуальных вкладов». Данные игры характеризуются частичным или полным совпадением интересов играющих, совместной разработкой различных аспектов проблемы (например, расследование преступления в ролях «следователя», «работника уголовного розыска», «экспертов»); игры с нестрогим соперничеством, основанные на конкуренции, соперничестве в разработке одной проблемы, которое делает игру острее и обеспечивает творческую активность студентов в выдвижении новых идей и подходов; игры со строгим соперничеством, основанные на полной противоположности игровых интересов соперников (например, деловая игра «Судебное заседание»). По степени участия студентов в подготовке ДИ выделяют: игры с предварительной подготовкой студентов, формирующие умение анализировать и систематизировать исходный материал и проектировать возможные действия и ситуации. Разновидностью таких игр являются игры, основанные на включение студентов в активную исследовательскую деятельность уже на этапе подготовки (поиск дополнительной информации, сбор и анализ производственных документов, консультирование у специалистов-практиков и т.д.); деловые блиц-игры без предварительной подготовки студентов, позволяющие создать условия для развития способности к импровизации, оперативного применения знаний, овладения опытом принятия решений в экстремальных ситуациях. По длительности ДИ могут быть непродолжительными, занимающими часть занятия, или длительными, продолжающимися целое занятие или даже несколько занятий. По способу создания и разрешения проблемных ситуаций различаются: ДИ с изначально заданной проблемной ситуацией, которая может быть разрешена на стадии группового обсуждения и совместного принятия решения. Наметив пути решения, определив ролевое поведение участников, студенты разыгрывают ситуацию, реализуя подготовленный ими сценарий, иллюстрируя принятое решение. Наиболее продуктивна в данном случае первая часть игры; ДИ с проблемными ситуациями, возникающими в ходе самой игры. Сама ситуация не носит проблемного характера и может быть воспроизведена по существующим стандартам (в зависимости от позиции участников, их профессиональных знаний и опыта, творческой направленности) или построена так, что проблемные ситуации возникают в ходе ее, когда участники занимают конфликтные позиции в соответствии с принятыми ими на себя ролями. В таких случаях сценарий не расписан полностью, а лишь намечает основные контуры игры и возможные позиции участников, которые окончательно уточняются уже в игре, в ситуации ролевого взаимодействия. Таким образом, в ходе игры возникают ролевые проблемные ситуации, имитирующие конфликтные отношения ролевого общения, основанные на неизвестном способе или условии действия, анализе затруднений, возникающих в результате недостаточного уровня знаний или предшествующего опыта. Увеличивается доля импровизации, а невозможность полностью реализовать запланированные ранее действия стимулирует рефлексию, аналитическую деятельность студентов в ходе самого процесса взаимодействия. Данный тип ситуационной ДИ обладает наибольшей диагностичностью и творческим потенциалом, в ситуациях импровизации наиболее ярко проявляются ценностные ориентации и творческие возможности личности, развивается способность к принятию нестандартных, творческих решений. По дидактическим целям и сфере применения можно выделить игры, используемые: для создания проблемной ситуации, обеспечивающей мотивацию и целеполагание студентов при изучении нового материала; организации исследовательской работы студентов (например, для разработки идей и основных аспектов курсового проекта); обеспечения систематизации и обобщения изученного учебного материала на основе его применения в конкретной производственной ситуации; контроля - это ДИ, направленные на проверку уровня усвоения учебного материала, установление степени готовности студентов к профессиональной деятельности («творческий зачет», «творческий экзамен» в виде деловой игры, в процессе которой студенты моделируют ситуации профессиональной деятельности, требующие комплексного применения и творческого использования усвоенных знаний, умений, навыков. Этапы организации деловой игры (алгоритм ДИ), Алгоритм подготовки и проведения деловой игры определяется ее типом и особенностями имитируемой профессиональной деятельности. В самом общем виде модель ДИ может содержать следующие стадии и этапы [26]. Подготовка деловой игры. Этап 1-й, диагностика основных элементов ДИ: 1) выбор темы и диагностика исходной ситуации; 2) определение целей и задач, прогнозирование ожидаемых результатов (игровых и педагогических); 3) определение структуры ДИ; 4) диагностика возможностей группы, игровых качеств будущих исполнителей ролевых функций; 5) диагностика объективных обстоятельств, влияющих на ход игры. Этап 2-й, подготовка сценария: 1) системный анализ исходной информации; 2) анализ существующих способов решения поставленных проблем; 3) выбор наиболее оптимальных способов, методики и ее творческая переработка применительно к данной ДИ; 4) подготовка сценария. Проведение деловой игры. Этап 1-й, ознакомление студентов с исходной информацией: 1) изложение преподавателем исходной информации, совместное определение задач игры и учебных задач; 2) распределение ролей. Этап 2-й, подготовка студентов к игре: 1) анализ исходной информации; 2) изучение специальной литературы; 3) подготовка к выполнению ролевых функций. Этап 3-й, проведение игры: 4) выполнение участниками ролевых функций; 5) управление процедурой; 6) анализ результатов игры студентами; 7) подведение итогов игры преподавателем.
Особое значение приобретает в ДИ совместное обсуждение ее результатов, анализ полученного опыта. По мнению Д. И.Кавтарадзе, задача преподавателя в послеигровом обсуждении — направить выход накопившейся у студентов психической энергии на поиск и открытие смыслов игры, осознание ее ценности, помочь им прорваться в новый круг понимания: изменения своих представлений о проблеме, раскрытия нового в себе [49]. Итак, итоговая оценка результатов игры должны быть преимущественно содержательной, смысловой. Система баллов, которая иногда применяется для оценки работы студентов, уводит от цели и смысла игры как средства творческого развития обучающихся и решения других образовательных задач. При этом, безусловно, обсуждая результаты игры, надо предложить студентам отметить, кто внес наибольший вклад в нее, насколько соответствовали действия игроков предписанной роли. Д. Медоуз предлагает выделять шесть ступеней послеигровой дискуссии: 1. установить проблемы и явления, которые имели место в игре; 2. определить и показать соответствие игры реальной жизни; 3. выявить причины поведения участников в игре; 4. установить, имеют ли место в реальной жизни подобные образцы поведения; 5. предложить, что нужно изменить в игре, чтобы достичь лучшего результата; 6. предложить, что нужно изменить в реальной жизни [49]. Позиция преподавателя в деловой игре. Ведущая роль преподавателя проявляется в ДИ на этапах ее проектирования и разработки, а также при подведении итогов и анализе результатов игры. При этом важно, чтобы первичный анализ результатов игры и рефлексию своих действий в ходе ее осуществляли сами студенты. На этапе подготовки студентов к игре преподаватель может выполнять функции консультанта, помогающего найти необходимые материалы, подсказывающего возможные варианты действий в определенных ролях. В некоторых случаях — при достаточно хороших организаторских способностях и подготовленности группы, с целью обучения студентов способам организации ДИ — функция разработки и подготовки игры также может быть передана студентам. В этом случае подведение итогов игры должно включать в себя анализ эффективности организаторской деятельности студентов. В ходе игры преподаватель может занимать три позиции: быть руководителем игры (игротехником); выступать в одной из ролей (игровая позиция) или в роли помощника и консультанта (фасилитатора); наблюдать и оценивать по окончании действия участников (позиция эксперта). Наибольшей ценностью обладают игры, основанные на самоорганизации деятельности студентов, но переход к данному типу ДИ должен быть постепенным. Наибольшие усилия в организации ДИ приходятся на ее подготовительные этапы. Именно от того, как организована работа студентов и преподавателя на этой стадии, зависит ее результативность и эффективность. Как правило, подготовка и проведение игры требуют использования системы различных методов, комплекса средств, различных форм работы студентов как в аудитории, так и вне нее. Примером такой деятельности может служить деловая игра, разработанная и проведенная преподавателем дисциплины «Конституционное право» Мелекесского сельскохозяйственного техникума Т. В. Кухарской (г. Димитровград Ульяновской области). Деловая игра «Требуется президент». Цели игры: обеспечить усвоение студентами сущности, принципов, правил и основн
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 4293; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.135.178 (0.012 с.) |