Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность, условия, принципы и способы организации совместной учебной деятельности

Поиск

К технологиям группового взаимодействия можно отнести такие, в основе которых лежат различные способы организации внутригруп­повой совместной деятельности (работа в малых группах). Техноло­гии коллективного взаимодействия основаны на внутригрупповой и межгрупповой совместной деятельности, ведущей характеристикой которой является достижение кооперативного результата учебной деятельности, включающего в себя вклад каждого участника.

Разработка современных технологий обучения в процессе груп­пового и коллективного взаимодействия обучающихся опирается на существующие в отечественной и зарубежной психолого-педагогической науке подходы, рассматривающие социальное вза­имодействие обучающихся в обучении как новую педагогическую практику, обеспечивающую одновременное эффективное реше­ние обучающих, развивающих и воспитательных задач [94; 118]. Социальное взаимодействие и обучение — это направление в пси­хологии, исследующее процессы и механизмы учения в связи с природой и особенностями социальной ситуации как ситуации развития, определяющими для которой являются сами способы взаимодействия [94].

Совместная учебная деятельность, осуществляемая в процессе взаимодействия студентов друг с другом в малых группах, в кол­лективных формах работы, играет решающую роль в достижении следующих целей:

развитие мышления обучающихся в процессе совместного твор­ческого поиска и решения учебных задач;

создание дополнительной мотивации учения, возникающей в процессе личностно значимого сотрудничества, межличностных отношений, сопровождаемых эмоциональным переживанием и возникновением чувства общности «мы»;

формирование межличностных отношений, готовности к со­трудничеству, к пониманию других;

овладение способами организации совместной деятельности; развитие самосознания студента, его самоопределения и само реализации в ситуациях взаимодействия и видения своего «я» гла­зами других;

формирование активной позиции обучающихся, становление их субъектности;

приближение учебной деятельности студентов к будущей профессиональной, являющейся совместной по своей сути;

моделирование в процессе учебной деятельности производ­ственных отношений и формирование умения разрешать возмож­ные производственные конфликты;

создание психологически комфортных условий в процессе обу­чения, обеспечивающих большую легкость генерирования твор­ческих идей, снятие напряжения, зачастую возникающего в про­цессе взаимодействия «преподаватель — студент»;

развитие устной речи студентов посредством значительной ин­тенсификации коммуникации (в отличие от традиционного обу­чения, при котором средний обучающийся говорит в течение дня не более 7 — 8 мин).

Экспериментальные исследования влияния совместной деятель­ности на результаты обучения доказали его высокую эффектив­ность, поэтому в 1970— 1980-е гг. поиски в этой области концен­трируются на разработке конкретных форм и технологий органи­зации учебного взаимодействия обучающихся. В зарубежной и отечественной педагогике разработаны разнообразные модели интерактивного обучения [68; 118].

Анализ существующих моделей и технологий группового и кол­лективного взаимодействия позволяет выделить основные условия организации обучения в совместной деятельности:

позитивная взаимозависимость участников, т.е. направленность на совместное достижение результата, понимание студентами за­висимости успеха каждого от успеха других;

межличностное взаимодействие, взаимопомощь как условие совместного решения учебных задач;

совместная выработка норм, принципов группового взаимодей­ствия и общения;

четкое определение целей группы и каждого обучающегося, коллективная и индивидуальная ответственность;

совместная оценка хода и результата работы в процессе груп­повой рефлексии;

сочетание групповой и индивидуальной оценки результатов деятельности, учет персонального вклада каждого;

создание организационных условий (пространственное распо­ложение групп, обеспечивающее диалогическое взаимодействие участников; определение временных рамок каждого этапа совме­стной деятельности);

особая позиция преподавателя, выступающего в роли менедже­ра, координатора совместной деятельности, а также фасилитатора (от англ,/асШШе — облегчать, содействовать, способствовать).

Можно классифицировать все технологии группового и кол­лективного взаимодействия по типу организации совместной де­ятельности, основанной на следующих принципах.

1. Принцип индивидуальных вкладов [80]. Главная цель группового и коллективного взаимодействия данного типа — повы­шение эффективности обучения посредством решения учебных за­дач, осуществляемого на основе взаимодополнения, взаимообогащения, суммирования, кооперации результатов работы каждого участника. На основе данного принципа построены такие техно­логии и методы, как технология коллективного взаимообучения (КСО), деловые игры, метод «творческая группа», работа в груп­пах сменного состава и т.д.

2. Позиционный принцип организации совместной деятельно­сти [80]. Групповое взаимодействие в данном случае основывает­ся на выявлении и столкновении различных точек зрения, пози­ций обучающихся, их взглядов на проблему, объект групповой работы. Эффективность обеспечивается посредством рассмотрения различных точек зрения и выбора наиболее верной или удовлет­воряющей большинство. Психологическим механизмом данного типа взаимодействия становится «конструктивный конфликт», в процессе разрешения которого не только вырабатывается опти­мальный способ решения учебной задачи, но и формируется уме­ние понимать другого человека, уважительно относиться к дру­гим точкам зрения, искать пути согласования своих позиций. На данном принципе основаны такие технологии, как дискуссия, позиционно-ролевая игра.

3. Принцип развивающейся кооперации. Особенность данного типа совместной деятельности заключается в направленности груп­повой работы на исследование, совместный поиск решения вновь и вновь возникающих и усложняющихся задач, порождаемых са­мим процессом совместной деятельности. Побудителями «разви­вающейся кооперации» становятся противоречия между потреб­ностью решить возникающие проблемы социальной и професси­ональной практики и недостаточностью теоретических знаний, а также способов социального взаимодействия, обеспечивающих их решение. В процессе совместного осознания и постановки проблем, целеполагания, планирования, реализации и рефлексии каждого этапа решения задачи и перехода к новым способам кооперации студенты перестраивают структуру своих отношений и деятельно­сти с одного качественного уровня на другой. В результате по­строенная таким образом совместная деятельность не только раз­вивает творческое, системное мышление, но и формирует спо­собность к самоуправлению и соуправлению, саморазвитию и соразвитию студентов, возникает новое, профессиональное от ношение к объекту усвоения. К данному типу технологий можно отнести организационно-деятельностную игру (Г.П. Щедровип кий), технологии развивающейся кооперации (Т.Акбашев) и коллективной мыследеятельности (К. Я. Вазина).

4. Принцип ролевого поведения реализуется в деловых играх имитационного, ролевого типа, обеспечивающих организацию совместной деятельности в контексте деятельности профессиональной, в которых студенты, выступая в определенной ролевой позиции, воссоздают реальную или воображаемую ситуа­цию производственной деятельности и обучаются принятию ре­шений в условиях заданной ситуации. Ролевое поведение характерно также для дискуссий в форме игрового позиционно­го противостояния, в процессе которого происходит усвоение п комплексное применение знаний. Примером могут служить игры и дискуссии, имитирующие несвойственные будущей профес­сиональной деятельности студентов, но важные с социальной точки зрения ситуации («Суд», «Дебаты», «Пресс-конференция» и др.).

Способы организации и коллективного взаимодействия. В зависимости от типа выполняемого задания и характера организуе­мой деятельности можно выделить несколько способов работы, позволяющих одновременно обеспечить взаимодействие студентом в малых и крупных группах (в коллективе).

1. Малые группы получают одно и то же задание, выполняют его, представляют в устной или письменной форме (или заносят результаты в общую таблицу), соотносят с результатами деятель­ности других групп, дополняя друг друга, исправляя ошибки, оце­нивая эффективность групповой работы.

2. Группы получают разные задания. Выполнив задание, груп­пы представляют результаты работы на общее обсуждение.

3. Группы получают разные, но работающие на общий резуль­тат задания. По окончании работы результаты сводятся вместе, происходит групповое взаимообучение.

4. Группы сменного состава позволяют одновременно реализо­вать 1-й и 3-й способы организации работы, при этом обеспечива­ют разделение заданий не только между группами, но и между каж­дым студентом (см. методику «Работа в группах сменного состава»).

5. Работа групп по принципу «вертушки» дает возможность каждой группе последовательно проработать все задания, пере­мещаясь по аудитории от одного стола к другому. На каждом сто­ле представлено новое задание или часть общего задания. Рабо­той за каждым столом может руководить «консультант» (один из студентов).

6. Работа групп по принципу «эстафеты»: в пространстве ауди­тории перемещаются не группы, а задание. Каждой группе выда­ется задание, над которым она начинает работу. Через определен­ное время задание передается другой группе по кругу, а данная группа получает задание от группы, расположенной по кругу до нее, и продолжает выполнять его. Таким образом, каждая группа вносит свой вклад в решение каждой учебной задачи. В зависимо­сти от характера учебной задачи (например, проблемная задача, дискуссионный вопрос) каждая группа может предложить свой вариант решения. В конце работы каждой группе по кругу возвра­щается ее первоначальный вариант задания, группа обобщает ре­зультаты коллективной работы над ним и представляет конечный результат на всеобщее обсуждение.

Метод «творческая группа». Данный метод может служить спо­собом организации групповой работы 1-го, 2-го и 3-го типов в условиях разработки и решения творческих учебных задач. Реа­лизуется в различных формах в зависимости от характера учеб­ной задачи («творческая лаборатория», «творческое конструктор­ское бюро»), используется как для организации работы на учеб­ном занятии, так и в процессе самостоятельной подготовки к семинару, практическому занятию, состоит из четырех этапов:

1. Организационный:

учебный материал (тема, проблема) разбивается на части или выделяются различные концепции, теории, подходы к ее реше­нию;

создаются творческие группы по принципу добровольности: студенты объединяются на основе свободного выбора интересу­ющей их проблемы, концепции, подхода, теории и т.д.;

вырабатываются критерии эффективной деятельности творчес­кой группы (полнота, глубина проработки проблемы; использо­вание разнообразных источников информации; оригинальность представления; участие каждого в подготовке и представлении ре­зультатов работы на занятии).

2. Подготовительный:

индивидуальное изучение и проработка проблемы. Данный этап осуществляется при организации самостоятельной работы студен­тов дома. Если работа «творческой группы» организуется на заня­тии, этап пропускается;

совместное обсуждение вопроса, проблемы; разработка обще­го проекта, его оформления, определение способа его представ­ления на занятии; распределение заданий каждому участнику груп­пы, определение временных рамок их выполнения;

в группе выбираются «координатор», организующий работу; «секретарь», фиксирующий ее результаты; «спикер», представля­ющий результаты работы на общее обсуждение.

3. Представление результатов работы групп:

каждая группа по очереди представляет подготовленный мате­рная. В зависимости от объема и сложности материала представ­лять его может «спикер» или группа в целом. Предпочтительным является второй вариант, обеспечивающий включенность каждо­го студента в деятельность не только в процессе разработки про­блемы, но и на этапе ее представления;

творческой группе задаются вопросы по содержанию рассмат­риваемой проблемы, по уточнению подходов к ее решению дан­ной группой.

4. Групповая рефлексия:

проводится в каждой творческой группе (группа анализирует свою работу, оценивает эффективность совместной деятельности на основе заданных ранее критериев, определяет вклад других групп);

выступление представителя каждой группы с результатами ана­лиза совместной деятельности;

подведение итогов работы преподавателем.

Метод «творческая группа» позволяет координировать творческие усилия студентов, осваивать профессионально значимые способы взаимодействия, интенсифицировать творческую деятельность сту­дентов; его можно использовать при разработке групповых учебных проектов и организации исследовательской деятельности студентов.

Работа в группах сменного состава. Данный метод основан на принципе индивидуальных вкладов. Его цель — обеспечить взаимообучение студентов посредством кооперации индивидуальных продуктов их учебной деятельности. Алгоритм деятельности мож­но представить в следующем виде.

1. Подготовительный этап: учебный материал, подлежащий усвоению, разбивается на отдельные блоки, части (4 — 6 бло­ков). Способ предъявления его студентам варьируется в зависи­мости от объема, характера данного материала: он может быть представлен в учебнике, в отдельной книге, статье, на карточ­ках разного цвета (с разным цветовым сигналом). Определяется время, необходимое для осуществления каждого этапа совмест­ной деятельности;

2. Индивидуальная работа в основной группе (О Г): студенческая группа разбивается на несколько микрогрупп. Создается основная группа, в которой будет происходить взаимообучение. Учебный материал распределяется между студентами и организуется его первичное усвоение, индивидуальная проработка.

3. Работа во временной группе (В Г): студенты покидают на время свою группу и создают временную, объединяясь на основе того, что у них карточки с учебным материалом одного цвета и содержат один и тот же блок учебного материала. Они обсуждают данный материал, прорабатывают и усваивают его, выполняют задания по его применению, совместно вырабатывают требова­ния к объяснению данного материала другим обучающимся. На данном этапе осуществляется помощь группе преподавателем и контроль за качеством усвоения, готовностью студентов к обуче­нию других.

4. Взаимообунение в основных группах: каждый студент возвра­щается в свою группу и по очереди обучает ее участников, по­могает им выполнить предложенные задания, обобщает и систе­матизирует изученный материал, записывает основные положе­ния, понятия, принципы, способы деятельности и т.д.

Достоинством данного метода является активизация познаватель­ной деятельности студентов, расширение коммуникации посред­ством организации совместной деятельности в группах с разным составом участников, возможность взаимоконтроля и коррекции усвоения учебного материала в процессе его совместной проработки во временной группе. Одновременно облегчается выполнение пре­подавателем ролей фасилитатора и контролера, обеспечивающих более высокую эффективность учебной деятельности студентов.

Деловая игра

Обучение в игре является важнейшим условием освоения про­фессиональной деятельности, обеспечиваемого посредством вос­создания в учебной ситуации контекста конкретной ситуации про­фессиональной деятельности (А. Вербицкий). Представления о сущ­ности и специфике деловой игры достаточно неопределенны. С одной стороны, в деловой игре видят разновидность имитаци­онного моделирования — игрового построения, представляющего собой «заместителя» реальных жизненных или профессиональных ситуаций, и связывают с исполнением соответствующих данным ситуациям ролей Долевые деловые игры). С другой стороны, дело­вую игру рассматривают как способ интенсификации творческой мыслительной деятельности в условиях организации группового и коллективного взаимодействия по выработке последовательности решений в искусственно созданной ситуации, не обязательно тре­бующей ролевого поведения (организационно-деятельностные игры — ОДИ и проблемно-деловые игры — ПДИ).

В наиболее общем виде деловую игру (ДИ) определяют как си­стемный способ моделирования различных управленческих и про­изводственных ситуаций, имеющий целью обучение отдельных лиц и групп принятию решения.

Ролевую деловую игру можно рассматривать как способ вос­произведения в учебной деятельности ролевых функций и уста­новок для моделирования процесса принятия производственных решений, возможных взаимоотношений, характерных для конк­ретной профессиональной деятельности.

Деловые игры были впервые разработаны и применены как способ решения производственных задач и метод обучения студен­тов и производственного персонала в нашей стране в 1930-е гг.

В 1957 г. они были введены в учебный процесс подготовки ме­неджеров в США. В настоящее время деловая игра интенсивно ис­пользуется в профессиональном обучении как одна из наиболее продуктивных игровых технологий.

Значение деловой игры в профессиональной подготовке специалистов определяется ее многоплановостью, комплексным характером, обеспечивающим одновременное решение многих задам: ДИ создает условия для глубокого и полного усвоения учебного материала на основе системного применения знаний в процессе одновременного решения учебных и моделируемых профессиональных проблем; она позволяет синтезировать знания из разных дис­циплин и преодолевать их разобщенность в сознании студента;

ДИ позволяет интенсифицировать учебную деятельность студентов, создает условия для развития их творческого мышления в процессе анализа производственных ситуаций и поиска нестандартных способов их решения;

участие в ДИ стимулирует развитие личностного потенциала обучающегося, его самореализацию и самоутверждение в творческих ситуациях игрового взаимодействия;

ДИ формирует интерес и эмоционально-ценностное отношение к учебной и профессиональной деятельности;

ДИ обеспечивает освоение студентом опыта выполнения профессиональных функций, а также овладение им методологией ре­шения производственных проблем;

диагностическая функция ДИ заключается в выявлении твор­ческих и профессиональных способностей и ценностных ориен­таций студентов, в осознании ими своих потенциальных возмож­ностей;

психотерапевтический эффект ДИ определяется ее способнос­тью создавать условия для эмоционально-психологической разгруз­ки студентов, снятия психологических барьеров, воздействия воз­никающей атмосферы на личностные свойства, овладения спо­собами психологической защиты в трудных профессиональных ситуациях и т.д.

Специфической особенностью деловой игры, в отличие от дру­гих технологий коллективного взаимодействия, является ее двуплановость: с одной стороны, играющий выполняет реальную деятель­ность, связанную с решением конкретных учебных задач, с дру­гой — данная деятельность носит условный характер, позволяющий отвлечься от реальной ситуации с ее ответственностью, быть доста­точно свободным, раскованным, выступая в определенной роли и снимая те психологические зажимы, которые мешают проявлять свои способности и возможности. Именно данная двуплановость игры обеспечивает ее развивающий характер и делает игровую учеб­ную деятельность эмоционально привлекательной для участвую­щих в ней.

Вместе с тем, двуплановость деловой игры порождает некото­рые организационные проблемы. Они связаны, прежде всего, с возможностью «переигрывания», т. е. несерьезного отношения сту­дентов к игровой учебной деятельности, приводящего к тому, что не реализуется ее образовательный потенциал. Задача преподава­теля — найти верное соотношение учебных и игровых действий, обеспечивающих общее и профессиональное развитие личности специалиста. Поэтому преподавателю необходимо хорошо пред­ставлять себе не только дидактическую сущность и возможности ДИ, но и методически грамотно проектировать и строить ее в со­ответствии с определенными принципами.

Основные принципы конструирования и организации ДИ сфор­мулированы А. А. Вербицким.

1. Принципы имитационного моделирования конкретных ус­ловий и игрового моделирования содержания и форм професси­ональной деятельности. В соответствии с данными принципами преподаватель на этапе проектирования игры должен создать две модели: имитационную модель фрагмента производственной дея­тельности (с помощью инженерных средств) и игровую модель профессиональной деятельности занятых в этом фрагменте лю­дей (с помощью дидактических средств). Недооценка и слабая про­работанность психолого-педагогической составляющей игровой учебной деятельности зачастую ведет к тому, что игра сводится к обычному тренингу, имеющему, по мнению А. А. Вербицкого, со­всем иную дидактическую природу и представляющему собой раз­новидность не имитационного моделирования. Недопустимо ис­пользовать ДИ только для усвоения профессиональных знаний, которое может осуществляться с помощью других методов обу­чения. Игра, прежде всего, должна быть направлена на развитие личности будущего специалиста, овладение им профессиональ­ной деятельностью, развитие профессионального мышления, осу­ществляемые на материале динамически порождаемых и разреша­емых совместными усилиями учебных ситуаций [21, с. 132].

2. Принцип проблемное™ содержания имитационного модели­рования и процесса его развертывания в игровой модели. Сущ­ность данного принципа состоит в том, что в основе ДИ лежит система учебных задач в форме описания конкретных производ­ственных ситуаций, содержащих противоречивые данные, взаи­моисключающие альтернативы, неполную информацию и т.д. В процессе игры студенты должны провести анализ этих ситуа­ций, вычленить проблему, перевести ее в собственные задачи, раз­работать способы и средства решения и принять это решение, убе­дить других в его правильности. Процесс решения данных задач осуществляется на основе активного использования и включения в ДИ других методов и технологий обучения (дискуссия, «мозго­вой штурм» и т.д.).

3. Принцип совместной деятельности заключается в том, что ДИ развертывается как процесс принятия совместных решений в условиях ролевого взаимодействия и требует психолого-педагогического обеспечения совместной деятельности обучающихся на всех ее этапах: совместного планирования; распределения функ­ций, ролей; реализации; рефлексии результатов деятельности; определения организационных и психологических условий груп­пового взаимодействия.

4. Принцип диалогического общения предполагает включенность каждого участника в совместную деятельность, предоставление пра­ва выразить свою точку зрения по всем вопросам, возникающим в игре, что достигается при условии обеспечения каждого студента определенной ролью, предусматривающей активную вовлеченность его в диалог и полилог, а также выбором ситуаций, позволяющих обсудить возникающую проблему с разных точек зрения.

5. Принцип двуплановости игровой учебной деятельности за­ключается в том, что достижение игровых целей должно служить средством реализации целей обучения и воспитания, развития личности студента. Ориентация студентов преимущественно на игровые цели формирует мотивацию достижения, сосредотачи­вает их внимание не на процессе, а на результате работы, про­буждает стремление быть первым во что бы то ни стало и чаще всего ведет к «переигрыванию», искажению реальной ситуации профессиональной деятельности, неадекватному поведению и неэффективному решению профессиональной проблемы. Осозна­ние студентами двуплановости целей и результатов игры обеспе­чивается включением их в совместное целеполагание и анализ ее результатов по двум критериям: достижение игровых целей (ха­рактер и результат игрового взаимодействия); достижение педа­гогических целей (усвоение учебного материала, формирование профессионально- и социально-ценных качеств, развитие лично­стного потенциала будущего специалиста).

Виды деловых игр. Классификация деловых игр может прово­диться по разным основаниям.

По целевой направленности выделяют:

ситуационные игры — направленные на анализ предложенных ситуаций, преодоление выявленных в них проблем, разрешение данных ситуаций и овладение обучающимися способами действий в данных ситуациях;

ролевые (позиционные) игры — решающие преимущественно задачи формирования коммуникативной составляющей профес­сиональной деятельности, определение ролевой позиции, форми­рование стереотипов профессионального поведения и его коррек­ции в общении с окружающими;

комплексные игры — сочетающие в себе целевую направлен­ность первых и вторых;

организационно-деятельностные игры — направленные на обучение играющих принципам методологической работы по ре­шению различных производственных задач: системных способов выделения и анализа производственных проблем, организации мыследеятельности, обеспечивающих их решение. По мнению не­которых авторов [100], данные игры очень сложны и практически не имеют дидактической составляющей, поэтому используются в педагогическом процессе крайне редко.

По степени «закрытости» или «открытости» [100], алгоритми- зированности или творческой направленности можно выделить: имитационные игры, в которых осуществляется жесткое мо­делирование некоторой стандартной реальной или воображаемой ситуации с закреплением определенных ролей, цель которой — принятие соответствующего профессиональным требованиям ре­шения в данной ситуации (по типу решаемых задач они являют­ся ситуационно-дидактическими);

инновационные игры — игры открытого типа, имеющие слож­ную организационную структуру, предусматривающие возмож­ность саморазвития их участников, перераспределение ими ролей в процессе решения поставленных задач (роли не являются стро­го заданными, а выбираются и развиваются самими участниками в ходе игры). Применяются для решения нестандартных задач и действий в проблемных, сложных ситуациях.

По наличию или отсутствию конфликта в сценарии [26] выде­ляют:

игры в бесконфликтных (кооперативных) ситуациях, в кото­рых реализуется принцип «индивидуальных вкладов». Данные игры характеризуются частичным или полным совпадением интересов играющих, совместной разработкой различных аспектов пробле­мы (например, расследование преступления в ролях «следовате­ля», «работника уголовного розыска», «экспертов»);

игры с нестрогим соперничеством, основанные на конкурен­ции, соперничестве в разработке одной проблемы, которое дела­ет игру острее и обеспечивает творческую активность студентов в выдвижении новых идей и подходов;

игры со строгим соперничеством, основанные на полной про­тивоположности игровых интересов соперников (например, де­ловая игра «Судебное заседание»).

По степени участия студентов в подготовке ДИ выделяют: игры с предварительной подготовкой студентов, формирующие умение анализировать и систематизировать исходный материал и проектировать возможные действия и ситуации. Разновидностью та­ких игр являются игры, основанные на включение студентов в ак­тивную исследовательскую деятельность уже на этапе подготовки (по­иск дополнительной информации, сбор и анализ производственных документов, консультирование у специалистов-практиков и т.д.);

деловые блиц-игры без предварительной подготовки студентов, позволяющие создать условия для развития способности к имп­ровизации, оперативного применения знаний, овладения опытом принятия решений в экстремальных ситуациях.

По длительности ДИ могут быть непродолжительными, зани­мающими часть занятия, или длительными, продолжающимися целое занятие или даже несколько занятий.

По способу создания и разрешения проблемных ситуаций разли­чаются:

ДИ с изначально заданной проблемной ситуацией, которая может быть разрешена на стадии группового обсуждения и совме­стного принятия решения. Наметив пути решения, определив ро­левое поведение участников, студенты разыгрывают ситуацию, реализуя подготовленный ими сценарий, иллюстрируя принятое решение. Наиболее продуктивна в данном случае первая часть игры;

ДИ с проблемными ситуациями, возникающими в ходе самой игры. Сама ситуация не носит проблемного характера и может быть воспроизведена по существующим стандартам (в зависимости от позиции участников, их профессиональных знаний и опыта, твор­ческой направленности) или построена так, что проблемные си­туации возникают в ходе ее, когда участники занимают конф­ликтные позиции в соответствии с принятыми ими на себя роля­ми. В таких случаях сценарий не расписан полностью, а лишь намечает основные контуры игры и возможные позиции участ­ников, которые окончательно уточняются уже в игре, в ситуации ролевого взаимодействия. Таким образом, в ходе игры возникают ролевые проблемные ситуации, имитирующие конфликтные от­ношения ролевого общения, основанные на неизвестном спосо­бе или условии действия, анализе затруднений, возникающих в результате недостаточного уровня знаний или предшествующего опыта. Увеличивается доля импровизации, а невозможность пол­ностью реализовать запланированные ранее действия стимулиру­ет рефлексию, аналитическую деятельность студентов в ходе са­мого процесса взаимодействия. Данный тип ситуационной ДИ обладает наибольшей диагностичностью и творческим потенциа­лом, в ситуациях импровизации наиболее ярко проявляются цен­ностные ориентации и творческие возможности личности, раз­вивается способность к принятию нестандартных, творческих ре­шений.

По дидактическим целям и сфере применения можно выделить игры, используемые:

для создания проблемной ситуации, обеспечивающей мотива­цию и целеполагание студентов при изучении нового материала;

организации исследовательской работы студентов (например, для разработки идей и основных аспектов курсового проекта);

обеспечения систематизации и обобщения изученного учебного материала на основе его применения в конкретной производствен­ной ситуации;

контроля - это ДИ, направленные на проверку уровня усвое­ния учебного материала, установление степени готовности сту­дентов к профессиональной деятельности («творческий зачет», «творческий экзамен» в виде деловой игры, в процессе которой студенты моделируют ситуации профессиональной деятельности, требующие комплексного применения и творческого использова­ния усвоенных знаний, умений, навыков.

Этапы организации деловой игры (алгоритм ДИ), Алгоритм под­готовки и проведения деловой игры определяется ее типом и осо­бенностями имитируемой профессиональной деятельности. В са­мом общем виде модель ДИ может содержать следующие стадии и этапы [26].

Подготовка деловой игры. Этап 1-й, диагностика основных эле­ментов ДИ:

1) выбор темы и диагностика исходной ситуации;

2) определение целей и задач, прогнозирование ожидаемых результатов (игровых и педагогических);

3) определение структуры ДИ;

4) диагностика возможностей группы, игровых качеств буду­щих исполнителей ролевых функций;

5) диагностика объективных обстоятельств, влияющих на ход игры.

Этап 2-й, подготовка сценария:

1) системный анализ исходной информации;

2) анализ существующих способов решения поставленных про­блем;

3) выбор наиболее оптимальных способов, методики и ее твор­ческая переработка применительно к данной ДИ;

4) подготовка сценария.

Проведение деловой игры. Этап 1-й, ознакомление студентов с исходной информацией:

1) изложение преподавателем исходной информации, совме­стное определение задач игры и учебных задач;

2) распределение ролей.

Этап 2-й, подготовка студентов к игре:

1) анализ исходной информации;

2) изучение специальной литературы;

3) подготовка к выполнению ролевых функций.

Этап 3-й, проведение игры:

4) выполнение участниками ролевых функций;

5) управление процедурой;

6) анализ результатов игры студентами;

7) подведение итогов игры преподавателем.

 

 

Особое значение приобретает в ДИ совместное обсуждение ее результатов, анализ полученного опыта. По мнению Д. И.Кавтарадзе, задача преподавателя в послеигровом обсуждении — на­править выход накопившейся у студентов психической энергии на поиск и открытие смыслов игры, осознание ее ценности, помочь им прорваться в новый круг понимания: изменения своих пред­ставлений о проблеме, раскрытия нового в себе [49].

Итак, итоговая оценка результатов игры должны быть преиму­щественно содержательной, смысловой. Система баллов, которая иногда применяется для оценки работы студентов, уводит от цели и смысла игры как средства творческого развития обучающихся и решения других образовательных задач. При этом, безусловно, обсуждая результаты игры, надо предложить студентам отметить, кто внес наибольший вклад в нее, насколько соответствовали дей­ствия игроков предписанной роли.

Д. Медоуз предлагает выделять шесть ступеней послеигровой дискуссии:

1. установить проблемы и явления, которые имели место в игре;

2. определить и показать соответствие игры реальной жизни;

3. выявить причины поведения участников в игре;

4. установить, имеют ли место в реальной жизни подобные образцы поведения;

5. предложить, что нужно изменить в игре, чтобы достичь луч­шего результата;

6. предложить, что нужно изменить в реальной жизни [49].

Позиция преподавателя в деловой игре. Ведущая роль препода­вателя проявляется в ДИ на этапах ее проектирования и разра­ботки, а также при подведении итогов и анализе результатов игры. При этом важно, чтобы первичный анализ результатов игры и рефлексию своих действий в ходе ее осуществляли сами студен­ты. На этапе подготовки студентов к игре преподаватель может выполнять функции консультанта, помогающего найти необхо­димые материалы, подсказывающего возможные варианты дей­ствий в определенных ролях. В некоторых случаях — при доста­точно хороших организаторских способностях и подготовленно­сти группы, с целью обучения студентов способам организации ДИ — функция разработки и подготовки игры также может быть передана студентам. В этом случае подведение итогов игры долж­но включать в себя анализ эффективности организаторской дея­тельности студентов.

В ходе игры преподаватель может занимать три позиции: быть руководителем игры (игротехником); выступать в одной из ролей (игровая позиция) или в роли помощника и консультанта (фасилитатора); наблюдать и оценивать по окончании действия уча­стников (позиция эксперта). Наибольшей ценностью обладают игры, основанные на самоорганизации деятельности студентов, но переход к данному типу ДИ должен быть постепенным.

Наибольшие усилия в организации ДИ приходятся на ее под­готовительные этапы. Именно от того, как организована работа студентов и преподавателя на этой стадии, зависит ее результа­тивность и эффективность. Как правило, подготовка и проведе­ние игры требуют использования системы различных методов, комплекса средств, различных форм работы студентов как в ауди­тории, так и вне нее. Примером такой деятельности может служить деловая игра, разработанная и проведенная преподавателем дис­циплины «Конституционное право» Мелекесского сельскохозяй­ственного техникума Т. В. Кухарской (г. Димитровград Ульяновской области).

Деловая игра «Требуется президент». Цели игры:

обеспечить усвоение студентами сущности, принципов, правил и ос­новн



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 4293; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.212.203 (0.013 с.)