Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психолого-педагогическая диагностика как основа индивидуализации и дифференциации обученияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Разработка технологий индивидуализации и дифференциации обучения прежде всего связана с определением тех индивидуальных особенностей личности обучающихся, которые учитываются в процессе обучения и на основе которых осуществляется разделение их по группам. Диагностика данных особенностей на «входе» и их отслеживание на протяжении всего процесса обучения является необходимым условием и важнейшими процедурами этих технологий. Чаще всего в качестве оснований для индивидуализации и дифференциации обучения выступают: профессиональные намерения, познавательные потребности, интересы студентов; познавательные возможности, особенности студентов. Профессиональное образование до 1990-х гг. практически не ориентировалось на первое основание — предполагалось, что профессиональные намерения студентов учитываются уже при выборе- ими специальности. Далее студент должен заниматься по стандартным программам и осваивать на одинаковом уровне содержание учебных дисциплин, определяемых учебным планом данной специализации. В современных условиях, когда усиливается стремление студентов к творческой конкурентоспособности и саморазвитию, к получению более глубокого и разностороннего образования, возникает потребность в дополнительных образовательных услугах: в изучении отдельных курсов на повышенном уровне, в предоставлении студентам широкого спектра возможностей для самостоятельной углубленной профессиональной специализации. Вторым основанием индивидуализации и дифференциации выступают познавательные возможности, особенности обучающихся. Существует много точек зрения на то, от каких познавательных особенностей обучающихся зависит успешность их учебной деятельности. По мнению психологов, сюда входят такие познавательные свойства личности, как обученность, обучаемость, развитость (умственное развитие), развиваемость, самообучаемость и саморазвиваемость [62]. Обученность — результат обучения, овладения студентами системой знаний и способов деятельности. Обученность включает в себя: наличный, имеющийся на сегодняшний день, запас знаний. Основные качества знаний: системность, обобщенность, осознанность, полнота, прочность (И. Я. Лернер, В. М. Полонский и др.). Чаще всего в школе и на вступительных экзаменах в профессиональное учебное заведение диагностируется полнота и прочность знаний, а остальные параметры, от которых в большей степени зависит способность студента учиться, остаются без внимания. Более высокий уровень обученности характеризуется наличием у студента метазнаний — знаний обобщенного характера, обеспечивающих добывание других знаний, решение творческих задач; сложившиеся учебные действия, умения и навыки, в том числе и общеучебные, обеспечивающие умение учиться. Степень обученности определяется уровнем усвоения знаний и выявляется на основе тестов достижения и тестовых заданий, разрабатываемых преподавателями по каждой дисциплине, а также с помощью самостоятельных, контрольных работ и других методов устного и письменного контроля. Виды заданий на выявление усвоения разных параметров (качеств) знаний представлены в табл. 13. Таблица 13
Умственное развитие студентов характеризуют: степень сформированности умственных действий (анализ, синтез, абстрагирование, классификация, выделение существенных признаков и т.д.); наличие таких свойств мышления, как сила, гибкость, самостоятельность, критичность, экономичность, продуктивность, креативность; владение целостной учебной деятельностью и т.д. Диагностика умственного развития осуществляется психологами с помощью критериально ориентированных тестов. Вместе с тем, преподаватель может определить интеллектуальные качества студентов с помощью задач разного типа (табл. 14). Таблица 14
Обучаемость — общая способность к обучению, к усвоению знаний и способов деятельности, готовность к переходу на новые уровни обученности. Обучаемость определяет потенциальные возможности студента, его перспективы в сфере обучения. Существуют различные точки зрения на определение сущности обучаемости. Иногда ее рассматривают в качестве одного из главных показателей умственного развития, как систему интеллектуальных качеств ума (3. И. Калмыкова). По мнению А. К. Марковой, обучаемость не сводится к умственному развитию и является отдельной характеристикой познавательных сил обучающегося, которую определяют: готовность к ориентировке в новых условиях, к принятию дозированной помощи преподавателя, к самоорганизации; быстрота и легкость усвоения новых понятий и способов работы; темпы усвоения и продвижения в обучении; работоспособность, выносливость интеллекта. Различают общую обучаемость, или общую способность к усвоению знаний, и специфическую обучаемость, или способность к усвоению знаний в определенной области [62, с. 20]. Для определения обучаемости необходима комплексная диагностика, которую преподаватель должен проводить совместно с психологом. Но поскольку наиболее емким, определяющим показателем обучаемости считают темпы усвоения и продвижения в обучении, можно диагностировать обучаемость по темпам с помощью более простых способов. И. П.Подласый предлагает следующую методику определения темпов усвоения и продвижения обучающихся в обучении [78]. 1. Темп усвоения знаний, умений (Ту): преподаватель создает мотивацию, стремление быстрее и качественнее выполнить работу, студенты выполняют эталонный тест или задание, преподаватель точно фиксирует время окончания работы и вычисляет Ту каждого студента по формуле: Tу=(Тф/Тэ)*100% где Тф — фактически затраченное время каждым обучающимся; Тэ — среднестатистическое время выполнения эталонного задания. По результатам выполнения задания устанавливается рейтинг обучаемых, их фамилии выставляются в списке согласно увеличению длительности (темпа) выполнения задания. 2. Темпы продвижения в обучении (Тп): данный показатель намного полнее характеризует обучаемость, так как учитывает более длительный период обучения. Преподаватель фиксирует время полного усвоения раздела, части курса каждым студентом и вычисляет темп продвижения по сходной формуле: ТП = (ТУ/ТЭ)100%, где Ту — время полного усвоения раздела конкретным студентом; Тэ — эталонное время усвоения того же объема учебного материала, установленное экспертным путем. Развиваемость — это способность к дальнейшему развитию, готовность к переходу на его новые уровни, проявление динамики в умственном развитии обучающегося [62]. Самообучаемость и саморазвиваемость А. К. Маркова рассматривает как высшие уровни обучаемости и развиваемости. Они представляют собой способность обучать себя и развивать свой ум, их роль в обучении растет по мере взросления студентов. Очевидно, что успешное обучение студентов требует сформированности данных свойств личности. Комплексная диагностика и изучение данных познавательных особенностей являются важным условием для дифференцирования обучающихся и поиска эффективного пути рационализации персонального учебного процесса каждого из них.
|
||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 904; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.203.129 (0.01 с.) |