Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Технологии коллективного взаимообученияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Интенсивный поиск технологий, обеспечивающих активное социальное взаимодействие и наиболее полное вовлечение студентов в процесс совместной учебной деятельности, привел к открытию и разработке оригинальной технологии взаимообучения, базирующейся на коллективном способе обучения. У истоков данной технологии стоял А.Г.Ривин, инженер и педагог, который в 1918 г. впервые использовал коллективные учебные занятия для изучения почти всех предметов в старших классах средней школы, а в 1930 г. открыл неформальный, «дикий» вуз, в котором в течение трех лет качественно обучал будущих инженеров. Используемая им методика получила несколько разных названий: оргдиалог (организационный диалог); сочетательный диалог; талгенизм (талант и гений). Идеи А.Г.Ривина были подвергнуты забвению, и только в послевоенные годы сквозь препоны и преграды, выстраиваемые официальной педагогикой и консервативной системой управления образованием, эти идеи реализовал на практике и развил в целостную систему В. К. Дьяченко, а вслед за ним — М. А. Мкртчян, А. Г. Границкая и др. Теоретические основы технологии коллективного взаимообучения сформулированы В. К. Дьяченко [36; 37]. Рассматривая обучение как частный случай общения, он выделяет четыре формы обучения, соответствующие четырем существующим формам общения. Одна из них представляет форму опосредованного взаимодействия преподавателя с учащимся (с помощью учебного задания, учебника, других дидактических средств), три другие — формы непосредственного общения в процессе обучающего взаимодействия (общение в паре, групповое общение, общение в парах сменного состава). Соответственно им выделяются четыре общие формы организации учебного процесса: 5) индивидуальная — учащийся работает самостоятельно по заданию, инструкции преподавателя; 6) парная — «учитель —ученик», «ученик — ученик» (один говорит — другой слушает); 7) групповая — «учитель —ученики», «ученик—ученики» (один говорит — все слушают). По мнению В. К.Дьяченко, к групповой форме относится не только работа в малой группе, но и фронтальная форма обучения; 8) коллективная — «половина учеников говорит — половина слушает». К коллективной форме автор относит только работу в парах сменного состава. Групповые формы работы не являются в строгом смысле слова коллективными формами, так как в них, как правило, интенсивно работают наиболее активные учащиеся.
Исторически сложившиеся способы обучения включают отдельные (максимум три формы обучения). И только КСО позволяет реализовать все существующие организационные формы (табл. 18)
Коллективное взаимообучение осуществляется посредством включения каждого обучающегося в активную деятельность по обучению других обучающихся. Но для того чтобы осуществить эту деятельность, он должен: изучить новую тему или выполнить новое задание самостоятельно (индивидуальная работа); объяснить эту тему или порядок выполнения задания другому и выслушать объяснение другого обучающегося или выполнить данное им задание (работа в паре); найти нового партнера и осуществить действия, идентичные предыдущему этапу работы, а затем повторить их с другими участниками учебного процесса (работа в парах сменного состава); отчитаться в выполнении задания в группе, быть готовым к управлению работой учебной группы (групповая форма). Таким образом, КСО обеспечивает включение обучающихся во все возможные формы обучающего взаимодействия и позволяет одновременно реализовать потенциалы индивидуальной, парной, групповой и коллективной деятельности обучающихся. Технология взаимообучения основывается на определенных принципах, определяющих требования к организации коллективной деятельности обучающихся [36]: принцип завершенности (ориентации на высшие конечные результаты). Сущность принципа заключается в том, что обучающийся должен знать и уметь то, что знает и умеет обучающий по изучаемому материалу, вопросу, без всяких потерь и искажений в содержании. Реализация данного принципа исключает «недоучивание», ориентирует работающих в паре на качественное объяснение и усвоение каждого учебного задания, а преподавателя — на необходимость особенно тщательной работы и проверки выполнения задания каждым обучающимся на этапе «запуска» работы; принцип непрерывной и безотлагательной передачи знаний (полученное — передай; чему научился сам — научи другого). Обеспечивает завершенность обучения за счет минимизации временного разрыва между приобретением знаний и их использованием для обучения других, что создает условия для интенсивного самообучения и саморазвития каждого обучающегося; принцип всеобщего сотрудничества и взаимопомощи. Взаимо- обучение создает условия для установления гуманных межличностных отношений в учебной группе при условии ориентирования обучающихся на заботу каждого о каждом, выражающуюся в стремлении помогать соученику в достижении качественного результата в учении, объяснять учебный материал доходчиво, учитывая особенности каждого; принцип обучения в соответствии со способностями каждого обучающегося. При разработке и распределении заданий, создании малых групп необходимо учитывать возможности каждого обучающегося, индивидуальный темп продвижения в обучении. Работа в парах сменного состава в малых группах обеспечивает реализацию дифференцированного подхода к обучению, а обучающее взаимодействие студентов с разными способностями и заданиями разного уровня сложности — взаимопомощь и кооперацию, посильный вклад каждого в коллективный результат учебной деятельности; принцип разделения учебных заданий как особый случай разделения труда. Разнообразие заданий, распределение функций и обязанностей — необходимое условие эффективного взаимообучения, так как только в этом случае появляется потребность в взаимообмене знаниями и умениями, во взаимопомощи, формируется готовность к сотрудничеству в учении и профессиональной деятельности; принцип педагогизации каждого участника учебных занятий. Взаимообучение предполагает готовность студентов к нему, т.е. развитие педагогических способностей обучающихся: умения объяснять, доходчиво преподносить учебную информацию другим, адаптируя ее к возможностям, особенностям каждого партнера, а также такие качества личности, как терпимость, коммуникативные и организаторские способности. Все эти свойства развиваются и формируются в самом процессе обучающего взаимодействия. Особую роль приобретает, таким образом, технология взаимообучения в становлении будущего специалиста как наставника, способного к помощи и обучению своих сотрудников; принцип разновозрастного коллектива. Активное обучающее взаимодействие предполагает переход от одноуровневого, одновозрастного состава учебной группы к разновозрастной и различной по своей подготовке группе обучающихся. Реализация данного принципа в традиционном обучении затрудняется в связи с существующими правилами комплектования учебных групп. Но возможна организация интегрированных, объединенных занятий студентов разных курсов по одной дисциплине, а также привлечение студентов старших курсов к обучению студентов младших курсов, к работе в качестве консультантов. Технология организации учебной деятельности студентов. Алго ритм организации учебной деятельности варьируется в зависимости от дидактических целей, типа и вида заданий, используемых методик, но можно выделить общую структуру деятельности преподавателя и студентов. Этап 1-й, «запуск» методики: учебный материал (тексты, задания) делится на элементы, части. Каждая часть должна быть относительно самостоятельной, т.е. выполнимой независимо от остальных заданий данного раздела. Определяются цели деятельности, устанавливаются ее правила, распределяются функции, формируются группы, предъявляются схемы, алгоритмы деятельности, маршрутные листы, устанавливающие порядок работы студентов, таблицы учета выполненных заданий; осуществляется индивидуальная работа студентов над своей частью задания. На данном этапе наиболее полно реализуются обучающая и контролирующая функции преподавателя. «Запуск» считается состоявшимся, когда проверены результаты работы каждого студента. С этой целью к работе привлекаются студенты-консультанты, используются групповые формы работы (можно использовать методику «Работа в группах сменного состава», которая позволяет студентам, выполняющим одинаковые задания, проконтролировать друг друга и облегчает преподавателю возможность проверить правильность его выполнения). Этап 2-й, работа в парах: организуется в малых группах (по 4, 4. но не более 12 человек, исходя из возможностей смены партнеров). Существует несколько видов пар [34]: статическая пара — совместно работают студенты, сидящие рядом 1- 2; динамическая пара (пара сменного состава) — наиболее удобна работа посредством смены партнеров в четверке. Каждый работает с каждым, трижды меняя партнеров — в три такта; вариационная пара — в таком варианте работа в четверках осуществляется в четыре такта, так как студенты по окончании работы в паре каждый раз меняются карточками (рис. 11). Выбор варианта работы в паре зависит от подготовленности студентов, характера учебного материала и учебных целей, задач, степени подготовленности студентов к их выполнению. Но основной является работа в парах сменного состава (динамическая пара). При этом необходимо определить маршрут работы студента (с кем и в какой последовательности он будет работать), минимизировать время на поиск партнера с помощью карточек разного цвета (один цвет — один и тот же материал). Этап 3-й, работа в малых группах: проработав определенную тему в парах сменного состава, студент выступает перед микрогруппой. Данный этап может осуществляться в нескольких вариантах в зависимости от цели работы: подготовка малой группы к индивидуальной работе по теме — группа слушает докладчика, который объясняет, как работать над этой темой, и разбирается в ней; уточняющая, коррекционная работа в малой группе — студент выступает перед группой, которая уже изучила данную тему. После выступления группа задает ему вопросы, побуждая отстаивать свои знания, «защищать» данную тему. В результате происходит более глубокая проработка, обсуждение проблемы (групповая дискуссия); работа в «тройке» перед всей аудиторией, студенческой группой — один студент выступает в роли «преподавателя», два других — в роли «студентов», остальные наблюдают, анализируют. Основная задача — освоение методики, объяснение учебного материала. По окончании работы осуществляется анализ обучающей деятельности «преподавателя». Таким образом, технология взаимообучения не исключает, а предполагает групповые формы работы, но они не должны занимать большую часть времени. Координация, учет и контроль выполненной работы. Организация взаимообучения требует точного учета и планирования работы студентов, осуществляемых с помощью таблицы учета, которая может выглядеть следующим образом (табл. 19).
Знаком плюс обозначается изученная тема, а точкой — тема, которая в настоящий момент студентом изучается. Тема, проработанная дважды (выступление перед малой группой, доклад перед всей аудиторией), отмечается кружком и т.д. Преподаватель может вводить разнообразные символы для учета обучающей деятельности студента и степени проработки им учебного материала. Но прежде всего это необходимо самим студентам для планирования и координации своей обучающей деятельности. Контроль хода и результатов учебной деятельности может осуществляться на всех этапах взаимообучения (на этапе индивидуальной работы, работы в группах сменного состава, групповой работы, по окончании проработки студентами темы, раздела) как преподавателем, консультантами, так и самими студентами в зависимости от степени их готовности к данной деятельности (взаимоконтроль). Управленческие функции преподавателя. Технология коллективного взаимообучения значительно изменяет роль и функции преподавателя в учебном процессе, превращая его из транслятора знаний в руководителя учебно-воспитательного процесса. Его главными задачами становятся: формирование педагогического мастерства каждого студента; обеспечение качества учебно-воспитательного процесса, соответствия его психолого-педагогическим требованиям и современному уровню науки и производства; демонстрация студентам образцов обучающей деятельности; контроль и коррекция учебных и обучающих действий студентов на всех этапах взаимообучения; создание условий для коммуникации, обеспечивающих диалогическое взаимодействие обучающихся. Методы и приемы организации взаимообучения. В настоящее время в технологии взаимообучения используются разнообразные методы и приемы, разработанные авторами технологии и их последователями, преподавателями-практиками. Вариативность этих методов и приемов связана с решением различных дидактических задач, определяемых характером и содержанием усваиваемого учебного материала. Далее представлены алгоритмы некоторых из них [107]. Методика Ривина (МР) применяется для изучения нового материала: совместной проработки текстов, выделения основных мыслей, усвоения понятий и терминов. Алгоритм работы. 1. Получите текст и цветовой сигнал. 2. Найдите первого партнера, на полях запишите его фамилию и цветовой сигнал карты. 3. Прочитайте партнеру весь текст и поделите его на абзацы, если текст предварительно на них не поделен. 4. Прочитайте партнеру один абзац. 5. Партнер задает вопросы, для того чтобы вы поняли значение терминов, словосочетаний, смысл абзаца. Сделайте необходимые записи в тетради. 6. Обсудите возможные варианты заголовков, выберите оптимальный. 7. Запишите заглавие в тетрадь. 8. Работайте над темой партнера (по алгоритму, начиная с шага 3). 9. По цветовому сигналу, отличному от вашего или по указанному в вашем маршруте, найдите второго партнера (запишите его фамилию и цветовой сигнал текста на полях вашей тетради). 10. Второму партнеру перескажите содержание первого абзаца своего текста. 11. Работайте над вторым абзацем (и далее, как над первым, с шага 4 12. По окончании работы над текстом подготовьтесь к выступлению перед малой группой по имеющимся в вашей тетради записям. 13. После выступления перед малой группой работа над данным текстом закончена, сделайте об этом пометку на экране учета. 14. Получите новый текст и цветовой сигнал у преподавателя и работайте по данному алгоритму. Мурманская методика (ММ) предназначена для систематизации и обобщения знаний, применения их на практике. Содержит два задания: первое обеспечивает теоретическую проработку материала, второе — его практическое применение. Алгоритм работы. 15. Получите карточку с цветовым сигналом. 16. Выучите самостоятельно (или со своим соседом) материал, данный в первой части карточки (правила, определения, понятия, формулировки законов). 17. Найдите по цветовому сигналу, отличному от вашего, партнера, запишите его фамилию и цвет карточки на полях своей тетради. 18. Проработайте с партнером первую часть своей карточки. 19. Ваш партнер прорабатывает с вами материал первой части своей карточки. 20. Обменяйтесь карточками и выполняйте задание второй части новой для себя карточки самостоятельно. 21. Обсудите результаты с партнером. 22. Найдите нового партнера по цвету карточки. 23. Работайте с новым партнером (начиная с шага 4). Методика взаимообмена заданиями (МВЗ) разработана М. Мкртчяном и используется для обучения решению стандартных, типовых задач. Карточка состоит из двух однотипных заданий, упражнений, вопросов. Алгоритм работы. 24. Возьмите карточку любого цвета и поставьте точку на листе учета против своей фамилии. 25. Выполните первое задание (если необходимо, с помощью преподавателя или контроля преподавателя после его выполнения). 26. Выполните второе задание. Проверьте правильность его выполнение (у преподавателя, консультанта или самостоятельно). Если вы готовы объяснить партнеру способ выполнения первого задания, в листе учета исправьте точку на знак «+», что означает: готов к обмену знаниями). 27. Найдите по цветовому сигналу партнера. 28. Объясните ему первое задание. 29. Ответьте на вопросы партнера и задайте ему контрольные вопросы. 30. Выслушайте объяснение товарища по первой части его карточки. 31. Поменяйтесь карточками и каждый выполняйте второе задание новой для себя карточки самостоятельно. 32. Сверьте друг у друга правильность выполнения второго задания. 33. В листе учета «+» обведите кружком под номером той карточки, которую передали партнеру, и поставьте «+» около той, которую получили от него. 34. Найдите по цветовому сигналу нового партнера. 35. Работайте с ним по алгоритму (начиная с шага 5). Оценка эффективности технологии. Применение технологии коллективного взаимообучения в учебном процессе обеспечивает высокий уровень самостоятельности студентов, позволяет, по сравнению с другими технологиями группового и коллективного взаимодействия, более эффективно решать следующие задачи: формирования осознанной, социально ценной мотивации учения студентов, побуждая их осваивать учебный материал не только для себя, но и для того, чтобы обучать других; обеспечения высокого уровня и прочности усвоения знаний, умений и навыков; интенсивного развития интеллектуальных сил личности; ориентирования на возможности каждого студента, что позволяет индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения; приближения учебного процесса к естественной структуре человеческого общения за счет организации различных форм диалогического взаимодействия студентов; повышения коммуникативной активности студентов, позволяет эффективно решать одну из важнейших проблем обучения — развитие речи студентов, формирование умения формулировать свои мысли и доступно, ясно их излагать. По мнениюВ.К. Дьяченко, полная реализация технологии в современных условиях обучения невозможна, так как она требует совершенно иной организационной структуры и отказа от сложившейся классно-урочной системы обучения с ее временными рамками, одновозрастным составом обучающихся, способами их расположения в пространстве аудитории и т.д. В то же время различные методы и приемы данной технологии могут активно использоваться преподавателем и на занятиях, и для организации самостоятельной работы студентов, а также для построения различных адаптивных моделей обучения (технологии уровневого обучения, адаптивная система А.Границкой).
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 2165; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.59.244 (0.009 с.) |