![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Репродуктивные методы обученияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Информационно-рецептивные методы. Повествовательное изложение — это непродолжительный по времени устный художественно-описательный монолог преподавателя, в основе которого лежит определенный элемент содержания учебного материала. Чаще всего этот метод используется при изучении фактического материала, ведущей формой его реализации является рассказ. В учебной деятельности имеют место следующие виды повествовательного изложения: изложение-вступление, собственно изложение, изложение-заключение. Основная цель изложения вступления — подготовить обучающихся к восприятию нового материала. Здесь используются такие приемы, как актуализация изученного, целеполагание предстоящей деятельности, создание мотивации. Собственно изложение раскрывает содержание новом темы, при этом преподаватель опирается на четкую логику, план, строгую последовательность изложения, использует приемы вы деления существенного, иллюстрации, убедительные примеры. Изложение-заключение, цель которого подвести итоги занятия, состоит из следующих приемов: выделение главных мыслей, обобщение изученного, выводы по теме и оценка работ студентов на занятии, организация дальнейшей самостоятельной работы по изученной теме. По логике метод повествовательного изложения может иметь дедуктивный или индуктивный характер. Планируя учебную деятельность, преподаватель должен четко определить вид и характер повествовательного изложения. Существует мнение, что повествовательное изложение как метод в чистом виде применяется сравнительно редко. Думается, что такое мнение — глубокое заблуждение, что этот метод в его разновидностях можно использовать в работе со студентами различных возрастных групп и в школе, и в средних специальных учебных заведениях, и даже в вузе, особенно — изложение-вступление и изложение- заключение. Объяснительно-иллюстративное изложение — это продолжительный устный монолог педагога, в основе которого лежит элемент содержания учебного материала, характеризующийся информативно-познавательной емкостью, высокой степенью сложности логических построений, образов, доказательств и обобщений. Логическим центром такого изложения является какое-либо обобщение теоретического характера, относящееся к сфере научного познания. Конкретные факты здесь служат иллюстрацией или исходным положением. Изложение будет эффективно, если преподаватель четко продумал план, материал излагает последовательно и логически стройно, следуя пунктам плана и делая после каждого краткие промежуточные выводы и обобщения, переход от одного пункта плана обеспечивает смысловыми связками, добивается яркости, доступности изложения, обращает внимание на новые слова и термины, реализует принцип наглядности грамотным подбором иллюстраций, демонстраций и других средств. Все выше перечисленное является приемами данного метода. Важной особенностью метода объяснительно-иллюстративного изложения является его сочетание с приемами активизации познавательной деятельности обучающихся (выписывание основной мысли, конспектирование, составление схем и таблиц, моделирование излагаемого материала). Объяснительно-иллюстративное изложение по логике может быть дедуктивного или индуктивного типа. Основной формой реализации метода объяснение иллюстративного изложения является объяснителъно-иллюстративная лекция.
В основе образно-ассоциативного изложения лежит принцип наглядности. Образно-ассоциативное изложение — это устный монолог преподавателя, предъявляющий студентам образно-ассотиативную конструкцию (опору) учебного материала, способствующего успешному восприятию и запоминанию информации, актуализации умственной деятельности студентов и устранению перегрузок в обучении. Основным элементом образно-ассоциативной конструкции является опорный сигнал (ОС) — единичный ассоциативный образ, заменяющий некое смысловое значение; он способен мгновенно восстановить в памяти известную вам ранее понятую информацию. Для преобразования слова в ассоциативный образ преподаватель должен иметь хорошо развитое образное мышление. Кроме того, существуют ряд известных способов такого преобразования: использование иероглифа, квантора, символики, пиктограммы, гротескных форм, цвета, графического дизайна, сочетания слова и образа. Иероглиф — знак, обозначающий слово, например: N — противоречие; => — следовательно и т.д. Квантор — перевернутые первые буквы слов. Символика — прием, помогающий представить некую сумму идей, знаний, т.е. небольшой по объему информационный блок (вспомните гербы, значки различных организаций и т.д.). Пиктограмма — это упрощенный, близкий к иероглифу, рисунок. Гротеск означает усиленное, преувеличенное подчеркивание чего-либо для создания запоминающегося образа.
Метод образно-ассоциативного изложения имеет два вида: опорный конспект и компакт. Теория и практика использования опорный конспектов и компактов в обучении получила толчок в развитии после осмысления ее и эффективного применения педагогом-новатором В. Шаталовым, который дал следующие определения. Опорный конспект представляет собой систему опорных сигналов, имеющих структурную связь и представляющих собой наглядную конструкцию, заменяющую систему значений, понятий, дай как взаимосвязанных элементов. Подготовка такого изложения заключается в переконструировании и перекодировании вербальной учебной информации в визуальный образ. Предъявление опорного конспекта слушателям, учащимся должно сопровождаться связным развернутым комментированием, которое точно и полно отражает вербальное содержание и соответствует опоре, или, как говорят учителя, опорный конспект требует тонной «озвучки». Компакт — графическое отображение изучаемой темы при значительном сокращении числа опорных сигналов. Его рекомендуется использовать на вводных и на обобщающе-итоговых занятиях, тогда как опорный конспект может быть использован на всех видах занятий. Какие приемы используются в ходе ассоциативно-образного изложения? Лаконичность, которая предполагает использование в опоре в среднем от 300 до 500 печатных знаков; структурность, заключающаяся в наличии 4— 6 связок и логических блоков; смысловой акцент — оригинальное расположение блоков, наличие рамок, отделение блоков друг от друга; унификация печатных знаков, означающая четкую договоренность о соотнесении конкретных слов, словосочетаний определенному образу; автономность, подчеркивающая самостоятельность каждого из блоков; ассоциативность, предполагающая мгновенное восстановление в памяти известной и понятой информации; доступность воспроизведения, предполагающая, что каждый обучающийся, даже тот, кто не способен к рисованию, смог бы легко и быстро восстановить опорный конспект или компакт. Метод образно-ассоциативного изложения чаще всего реализуется в форме лекции-визуализации. Методы демонстрационной и иллюстративный. Метод демонстрационный предполагает показ процессов, явлений с помощью приборов, опытов, технических и опытных установок, учебного кино, а также самих моделей, приборов и установок. Метод иллюстрационный обычно связан с показом плакатов, таблиц, схем, картин, зарисовок на доске мелом или воспроизведением иллюстративного материала с помощью вспомогательных средств (кодоскопа, эпидиаскопа, учебного кино, видеомагнитофона, телевидения и т.д.). Иллюстративный и демонстрационный методы никогда не используют в чистом виде. Они обязательно предполагают в той или иной мере сочетание с вербальными (словесными) методами обучения. Таких сочетаний может быть несколько. Например: преподаватель посредством слова руководит наблюдением, а обучающиеся самостоятельно описывают увиденное; преподаватель с помощью наводящих вопросов ведет обучающихся к осмыслению сущности изучаемого в процессе наблюдения; преподаватель сам объясняет увиденное, указывая на существенные связи, выделяя главное; преподаватель, используя демонстрационный или иллюстративный методы, предлагает обучающимся самим описать увиденное, на основании чего он делает вывод, объединяет и обобщает выделенные студентами данные и т.д. Таким образом, основными приемами демонстративного и иллюстративного методов являются: целесообразное соотнесение их с вербальными методами; доступность обзора, логика наблюдения, выделение существенного, четкость пояснений. Методика использования сводится к трем этапам: 1) подготовка к наблюдению; 2) непосредственное наблюдение; 3) обсуждение результатов наблюдения.
Чтение информативных текстов. Сущность метода включается в овладении новыми знаниями через самостоятельную работу с книгой (текстом), приобретая умения и навыки шагом работы. Умения и навыки самостоятельной работы с текстом явлляются обязательным условием непрерывности образования, потому данный метод является одним из важнейших. Выделяют два пмда использования данного метода: 1) под непосредственным руководством преподавателя, шаг за шагом организующего последовательно цельное осознанное прочтение отдельных частей текста; 2) самостоятельная работа обучающихся по осмыслению всего текста и целом. Эффективность использования этого метода зависит, прежде всего, от правильной его организации, достигнуть которой можно следующим образом: определить место и время чтения информативных текстов на занятии; сделать тщательный отбор текстов, усвоение которых будет эффективно без предварительного и последующего разъяснений преподавателя; дать обучающимся четкий инструктаж по чтению и конкретизировать задания; своевременно корректировать деятельность отдельных обучающихся в процессе выполнения задания; организовать коллективный анализ или обсуждение проделанной работы. Наиболее широко распространенными приемами, соответствующими данному методу, являются: выделение главной мысли, соотнесение с ранее изученным или известным, составление плана, тезисов, написание аннотаций, формулировка вопросов к тексту, обобщение прочитанного на уровне одного слова или предложения, конспектирование, перекодирование текстовой информации в наглядный образ, ответы на вопросы, задания на воспроизведение отдельных частей или выборочно (правил, законов), заполнение схем и таблиц, приведение собственных примеров по аналогии и т.д. Основной формой реализации метода чтения информативных текстов является самостоятельная работа с учебником.
Инструктивно -репродуктивные методы обучения. Упражнение — метод организации деятельности, суть которого сводится к многократному повторению каких-либо действий с целью формирования или совершенствования определенного умения или навыка. Различают следующие виды упражнений: коллективные и индивидуальные, устные и письменные, упражнение по образцу и варьирующие упражнения. Методические действия при организации упражнений можно свести к следующим приемам: организация мотивации (для чего необходимо это действие или операция); актуализация теоретических положений, инструктирование п показ образца действия (как надо правильно выполнять упражнение); комментированное выполнение действия (демонстрация осмысления); самостоятельное выполнение действия и соотнесение результата с образцом или теоретическими положениями (реализация самоконтроля). Надо заметить, что по логике организации метод упражнении может быть как индуктивным, так и дедуктивным. Учебные упражнения включаются в процесс обучения чаще всего искусственно с целью отработки действия, умения. Формой реализации метода упражнений можно считать самостоятельную работу тренировочного характера. Метод типовой производственной ситуации. Наиболее эффективно в подготовке специалиста отработка основных профессиональных умений происходит в условиях типовой производственной ситуации. Типовая производственная ситуация как совокупность обстоятельств, положений, условий, правил возникает в результате взаимодействия специалиста с объектами профессиональной деятельности: материалами, оборудованием, машинами, приборами, приспособлениями, документами, а также с субъектами (управленческим и производственным персоналом, субъектами сферы услуг и др.) и носит репродуктивный характер. Производственная ситуация может быть смоделирована, а может отражать конкретный реальный процесс. Поэтому выделяют два вида типовой производственной ситуации: учебно-производственная и производственная. К учебно-производственным ситуациям относятся ситуации выявления исходных технологических процессов; определения моделей технологических процессов, операций, приемов, действий; разбора типовых конструкций, приборов, машин, оборудования. Выделяют целый ряд производственных ситуаций: управленческие, диагностические, организационные, эксплуатационные, ремонтные и т.п. Формой реализации метода типовой производственной ситуации является производственная задача. Решение задач применительно к профессиональной деятельности специалиста предполагает выполнение системы психолого-педагогических процедур по разработке производственно-технологического процесса, наладке специального оборудования, машин, приборов, операторскую работу.
Введение обобщенного знания различных видов ориентировочной деятельности может быть достигнуто при помощи системы прямых и «обратных» задач, образующих комплекс, по расчету режимов обработки, наладки, регулировки; отладке готовых управляющих программ для автоматизированного оборудования; выявлению параметров учебно-производственных работ; выбору рационального технологического процесса; проверку и оценку технологической оснастки и приспособлений и т.п. (см. типы и образцы в разд. 3.2.2). На основе сформированного заданного способа ориентировки в рамках метода типовой производственной ситуации совершенствуются первоначальные умения производственной (профессиональной) деятельности и присваиваются студентами как автоматизированные навыки репродуктивной деятельности. Технологию реализации метода типовой производственной ситуации можно свести к следующим приемам: вычленение условий сложившейся ситуации; определение типа ситуации; составление производственной задачи; актуализация соответствующих знаний или нахождение соответствующего алгоритма, инструктажа, образца решения данной производственной задачи; перенос знаний, алгоритма, образца на конкретную задачу. Инструктаж. Выше мы рассматривали инструктаж как составную часть метода упражнений, информативного чтения текстов. Но это, между тем, и самостоятельный метод, широко используемый в системе профессиональной подготовки. Данный метод реализуется с целью разъяснения студентам: назначения определенных действий; способов их осуществления; условий решения практических задач; последовательности операций, слагающих то или иное умение; характеристики типичных ситуаций и их использования, применения на практике и т.д. В основе инструктажа лежит ООД, которая имеет разные виды: предъявление задания, пояснения, показ образца действия, инструктирование, ознакомление с правилом или законом и т.д. Для любого инструктажа должна быть характерна однозначность, определенность, исключающая всякую возможность его разного толкования, ориентировка студентов на точный и безошибочный выбор и использование конкретных действий в каждой конкретной ситуации при определенных условиях, четкая последовательность и логика в выполнении действий. Только в этом случае инструктаж будет максимально эффективным как метод обучения. По месту в учебном процессе инструктаж может быть трех типов: 1) вводный, или установочный; 2) параллельный, или текущий; 3) заключительный. Вводный инструктаж состоит из следующих приемов: доведение до студентов содержания предстоящей работы, методов, средств и форм педагогического взаимодействия, содержания технической документации и требований к конечному результату, продукту труда; разъяснение правил и последовательности выполнения работы в целом и отдельных действий, приемов, операций; предупреждение о возможных затруднениях, ошибках, на условиях безопасного труда. Таким образом, установочный (или вводный) инструктаж предваряет работу студентов в целом. Параллельный (или текущий) инструктаж помогает в организации частных действий, каждой из задач, составляющих всю работу в полном объеме, и состоит из следующих приемов: коррекция работы слабоуспевающих студентов, наблюдение за работой каждого студента и всей группы в целом, установление степе]т самостоятельности при выполнении видов работ и результатом труда в целом. Параллельный (или текущий) инструктаж чаще всего носит индивидуальный характер, тогда как вводный и заключительный — групповой. На практике можно часто наблюдать, что параллельный инструктаж сопровождает установочный. Это происходит в случае обнаружения типичных недостатков у большинства студентов и ценных находок у отдельных из них. Заключительный инструктаж, направленный на подведение итогов, состоит из следующих приемов: оценивание результатов коллективного и индивидуального труда, степени самостоятельности учебно-производственной деятельности, выявление индивидуальных недостатков в выполнении трудовых приемов и сформированное™ профессионально важных качеств, умений, морально-нравственных норм поведения, объявление отметок, констатация достижений в умственном развитии и воспитании. По форме инструктажи бывают устными, письменными, наглядными и смешанными. Наибольший эффект достигается при проведении письменного инструктирования, применение которого связано с использованием различных инструктивных, производственных, учебно-производственных и учебно-методических документов (инструкционных, технологических, инструкционно-технологических и операционных карт, алгоритмов, рецептов, правил). Инструкционные карты применяются при инструктировании в ходе освоения студентами учебных приемов, действий, операций, раскрывающих типовую последовательность, способы и средства выполнения, самоконтроля осваиваемых процедур. Техологические и инструкционно-технологические карты применяют при выполнении учебно-производственных работ комплексного характера. Они содержат, кроме технологической последовательности, технические требования, режимы, средства выполнения комплексных работ, инструктивные пояснения о правилах выполнения работ. Операционные карты и алгоритм используются в ходе письменного инструктирования при обучении обслуживанию, наладке, диагностике неисправностей, регулировке сложного оборудования. Они содержат производственные указания и правила вы- нон пения работ в различных видах производственной деятельно- | ш. Эффективным является использование документов письменного инструктирования, имеющихся у каждого студента на рабочем месте как материальная опора. Репродуктивный диалог. Данный метод представляет» собой вопросно-ответный способ организации познавательной деятельности. Существенной характеристикой метода являются вопросы, которые могут быть основными, дополнительными, навозящими. Поэтому условием эффективности использования метопа является тщательно продуманная система вопросов, цель которой — постепенное подведение обучающихся к усвоению цепочки фактов, нового понятия, закономерности и т.д. Причем вопросы должны быть достаточно емкими, не должны требовать от студентов односложных ответов, следовать индуктивной или индуктивной логике. Методика организации репродуктивного диалога сводится к реализации следующих приемов: постановка вопросов, направленных на выявление главного (основные вопросы), помощь в формулировании наиболее полного и правильного ответа (дополнительные вопросы), ориентацию мыслительной деятельности в необходимом направлении (наводящие вопросы); обсуждение ответов; коррегирование ответов; формулирование выводов из беседы. Репродуктивный диалог может быть использован и как самостоятельный метод, и как составная часть метода упражнений, например при отработке умений решать задачи. Лабораторно-практический метод. Цель его — закрепить и обобщить знания путем практического подтверждения той или иной зависимости, закономерности, правила, свойства; сформировать умения и навыки работы с техническими системами, приборами, препаратами, техническими средствами и т.д. Лабораторный практикум носит репродуктивный характер, поскольку студенты ясно представляют цель работы, порядок ее выполнения, конечный результат. Проводятся лабораторные работы чаще всего на этапе завершения изучения темы. Лабораторная работа может быть индивидуальной, фронтальной, групповой. Этапы проведения лабораторной работы: теоретическая подготовка; инструктаж по выполнению; контроль готовности к выполнению; собственно выполнение работы (опыта); обработка результатов и соотнесение их с целью опыта; письменный и устный отчет о проделанной работе. Инструктаж по выполнению лабораторного опыта чаще всего носит письменный и смешанный характер в форме инструкционных карт, широко используемых в трудовом обучении, в форме предписаний, алгоритмов и т.д. Структура предписаний по выполнению лабораторных и практических работ может быть следующая: цель, теоретическая справка, общим алгоритм выполнения такого рода опытов, указания по приме нению алгоритма, пример или образец использования (при необходимости), методические рекомендации к оформлению ответа, контрольные вопросы, критерии оценки по выполнению лабораторной работы.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1287; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.42.19 (0.017 с.) |