Репродуктивные методы обучения 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Репродуктивные методы обучения



Информационно-рецептивные методы. Повествовательное изложение — это непродолжительный по времени устный ху­дожественно-описательный монолог преподавателя, в основе ко­торого лежит определенный элемент содержания учебного мате­риала. Чаще всего этот метод используется при изучении факти­ческого материала, ведущей формой его реализации является рас­сказ. В учебной деятельности имеют место следующие виды пове­ствовательного изложения: изложение-вступление, собственно изложение, изложение-заключение. Основная цель изложения вступления — подготовить обучающихся к восприятию нового материала. Здесь используются такие приемы, как актуализация изученного, целеполагание предстоящей деятельности, создание мотивации. Собственно изложение раскрывает содержание новом темы, при этом преподаватель опирается на четкую логику, план, строгую последовательность изложения, использует приемы вы деления существенного, иллюстрации, убедительные примеры. Изложение-заключение, цель которого подвести итоги занятия, состоит из следующих приемов: выделение главных мыслей, обоб­щение изученного, выводы по теме и оценка работ студентов на занятии, организация дальнейшей самостоятельной работы по изученной теме. По логике метод повествовательного изложения может иметь дедуктивный или индуктивный характер. Планируя учебную деятельность, преподаватель должен четко определить вид и характер повествовательного изложения. Существует мне­ние, что повествовательное изложение как метод в чистом виде применяется сравнительно редко. Думается, что такое мнение — глубокое заблуждение, что этот метод в его разновидностях мож­но использовать в работе со студентами различных возрастных групп и в школе, и в средних специальных учебных заведениях, и даже в вузе, особенно — изложение-вступление и изложение- заключение.

Объяснительно-иллюстративное изложение — это продолжительный устный монолог педагога, в основе кото­рого лежит элемент содержания учебного материала, характери­зующийся информативно-познавательной емкостью, высокой сте­пенью сложности логических построений, образов, доказательств и обобщений. Логическим центром такого изложения является ка­кое-либо обобщение теоретического характера, относящееся к сфере научного познания. Конкретные факты здесь служат иллю­страцией или исходным положением. Изложение будет эффектив­но, если преподаватель четко продумал план, материал излагает последовательно и логически стройно, следуя пунктам плана и делая после каждого краткие промежуточные выводы и обобще­ния, переход от одного пункта плана обеспечивает смысловыми связками, добивается яркости, доступности изложения, обраща­ет внимание на новые слова и термины, реализует принцип на­глядности грамотным подбором иллюстраций, демонстраций и других средств. Все выше перечисленное является приемами дан­ного метода. Важной особенностью метода объяснительно-иллю­стративного изложения является его сочетание с приемами акти­визации познавательной деятельности обучающихся (выписыва­ние основной мысли, конспектирование, составление схем и таб­лиц, моделирование излагаемого материала). Объяснительно-иллюстративное изложение по логике может быть дедуктивного или индуктивного типа. Основной формой реализации метода объяс­нение иллюстративного изложения является объяснителъно-иллюстративная лекция.

В основе образно-ассоциативного изложения лежит принцип наглядности. Образно-ассоциативное изложение — это устный мо­нолог преподавателя, предъявляющий студентам образно-ассотиативную конструкцию (опору) учебного материала, способству­ющего успешному восприятию и запоминанию информации, актуализации умственной деятельности студентов и устранению пе­регрузок в обучении. Основным элементом образно-ассоциатив­ной конструкции является опорный сигнал (ОС) — единичный ассоциативный образ, заменяющий некое смысловое значение; он способен мгновенно восстановить в памяти известную вам ранее понятую информацию. Для преобразования слова в ассоциатив­ный образ преподаватель должен иметь хорошо развитое образ­ное мышление. Кроме того, существуют ряд известных способов такого преобразования: использование иероглифа, квантора, символики, пиктограммы, гротескных форм, цвета, графического дизайна, сочетания слова и образа.

Иероглиф — знак, обозначающий слово, например: N — противо­речие; => — следовательно и т.д. Квантор — перевернутые первые буквы слов. Символика — прием, помогающий представить некую сумму идей, знаний, т.е. неболь­шой по объему информационный блок (вспомните гербы, значки раз­личных организаций и т.д.). Пиктограмма — это упрощенный, близкий к иероглифу, рисунок. Гротеск означает усиленное, преувеличенное под­черкивание чего-либо для создания запоминающегося образа.

Метод образно-ассоциативного изложения имеет два вида: опорный конспект и компакт. Теория и практика использования опорный конспектов и компактов в обучении получила толчок в развитии после осмысления ее и эффективного применения педагогом-новатором В. Шаталовым, который дал следующие оп­ределения. Опорный конспект представляет собой систему опор­ных сигналов, имеющих структурную связь и представляющих со­бой наглядную конструкцию, заменяющую систему значений, по­нятий, дай как взаимосвязанных элементов. Подготовка такого изложения заключается в переконструировании и перекодирова­нии вербальной учебной информации в визуальный образ. Предъявление опорного конспекта слушателям, учащимся долж­но сопровождаться связным развернутым комментированием, ко­торое точно и полно отражает вербальное содержание и соответ­ствует опоре, или, как говорят учителя, опорный конспект тре­бует тонной «озвучки». Компакт — графическое отображение изу­чаемой темы при значительном сокращении числа опорных сигналов. Его рекомендуется использовать на вводных и на обобщающе-итоговых занятиях, тогда как опорный конспект может быть использован на всех видах занятий. Какие приемы используются в ходе ассоциативно-образного изложения? Лаконичность, которая предполагает использование в опоре в среднем от 300 до 500 печатных знаков; структурность, заключающаяся в наличии 4— 6 связок и логических блоков; смысловой акцент — оригинальное расположение блоков, наличие рамок, отделение блоков друг от друга; унификация печатных знаков, означающая четкую догово­ренность о соотнесении конкретных слов, словосочетаний опре­деленному образу; автономность, подчеркивающая самостоятель­ность каждого из блоков; ассоциативность, предполагающая мгно­венное восстановление в памяти известной и понятой информа­ции; доступность воспроизведения, предполагающая, что каждый обучающийся, даже тот, кто не способен к рисованию, смог бы легко и быстро восстановить опорный конспект или компакт. Ме­тод образно-ассоциативного изложения чаще всего реализуется в форме лекции-визуализации.

Методы демонстрационной и иллюстративный. Метод демонстрационный предполагает показ процессов, явлений с помощью приборов, опытов, технических и опытных установок, учебного кино, а также самих моделей, приборов и установок. Ме­тод иллюстрационный обычно связан с показом плакатов, таблиц, схем, картин, зарисовок на доске мелом или воспроизведением ил­люстративного материала с помощью вспомогательных средств (кодоскопа, эпидиаскопа, учебного кино, видеомагнитофона, теле­видения и т.д.). Иллюстративный и демонстрационный методы ни­когда не используют в чистом виде. Они обязательно предполага­ют в той или иной мере сочетание с вербальными (словесными) методами обучения. Таких сочетаний может быть несколько. Напри­мер: преподаватель посредством слова руководит наблюдением, а обучающиеся самостоятельно описывают увиденное; преподаватель с помощью наводящих вопросов ведет обучающихся к осмысле­нию сущности изучаемого в процессе наблюдения; преподаватель сам объясняет увиденное, указывая на существенные связи, выде­ляя главное; преподаватель, используя демонстрационный или ил­люстративный методы, предлагает обучающимся самим описать увиденное, на основании чего он делает вывод, объединяет и обоб­щает выделенные студентами данные и т.д. Таким образом, основ­ными приемами демонстративного и иллюстративного методов яв­ляются: целесообразное соотнесение их с вербальными методами; доступность обзора, логика наблюдения, выделение существенно­го, четкость пояснений. Методика использования сводится к трем этапам: 1) подготовка к наблюдению; 2) непосредственное на­блюдение; 3) обсуждение результатов наблюдения.

Чтение информативных текстов. Сущность метода включается в овладении новыми знаниями через самостоятель­ную работу с книгой (текстом), приобретая умения и навыки ша­гом работы. Умения и навыки самостоятельной работы с текстом явлляются обязательным условием непрерывности образования, по­тому данный метод является одним из важнейших. Выделяют два пмда использования данного метода: 1) под непосредственным ру­ководством преподавателя, шаг за шагом организующего последовательно цельное осознанное прочтение отдельных частей текста; 2) са­мостоятельная работа обучающихся по осмыслению всего текста и целом. Эффективность использования этого метода зависит, прежде всего, от правильной его организации, достигнуть кото­рой можно следующим образом:

определить место и время чтения информативных текстов на занятии;

сделать тщательный отбор текстов, усвоение которых будет эф­фективно без предварительного и последующего разъяснений пре­подавателя;

дать обучающимся четкий инструктаж по чтению и конкрети­зировать задания;

своевременно корректировать деятельность отдельных обучающихся в процессе выполнения задания;

организовать коллективный анализ или обсуждение проделан­ной работы.

Наиболее широко распространенными приемами, соответству­ющими данному методу, являются: выделение главной мысли, соотнесение с ранее изученным или известным, составление пла­на, тезисов, написание аннотаций, формулировка вопросов к тексту, обобщение прочитанного на уровне одного слова или предложения, конспектирование, перекодирование текстовой информации в наглядный образ, ответы на вопросы, задания на воспроизведение отдельных частей или выборочно (правил, за­конов), заполнение схем и таблиц, приведение собственных при­меров по аналогии и т.д. Основной формой реализации метода чтения информативных текстов является самостоятельная рабо­та с учебником.

Инструктивно-репродуктивные методы обучения. Упражнение — метод организации деятельности, суть которого сводится к многократному повторению каких-либо действий с целью фор­мирования или совершенствования определенного умения или на­выка. Различают следующие виды упражнений: коллективные и ин­дивидуальные, устные и письменные, упражнение по образцу и варьирующие упражнения. Методические действия при организа­ции упражнений можно свести к следующим приемам:

организация мотивации (для чего необходимо это действие или операция);

актуализация теоретических положений, инструктирование п показ образца действия (как надо правильно выполнять упражнение);

комментированное выполнение действия (демонстрация осмыс­ления);

самостоятельное выполнение действия и соотнесение результата с образцом или теоретическими положениями (реализация самоконтроля).

Надо заметить, что по логике организации метод упражнении может быть как индуктивным, так и дедуктивным. Учебные уп­ражнения включаются в процесс обучения чаще всего искусственно с целью отработки действия, умения. Формой реализации метода упражнений можно считать самостоятельную работу тре­нировочного характера.

Метод типовой производственной ситуации. Наиболее эффективно в подготовке специалиста отработка основных профессиональных умений происходит в условиях типовой производственной ситуации. Типовая производственная ситуация как совокупность обстоятельств, положений, условий, правил возникает в результате взаимодействия специалиста с объектами профессиональной деятельности: материалами, оборудованием, машинами, приборами, приспособлениями, документами, а также с субъектами (управленческим и производственным персоналом, субъектами сферы услуг и др.) и носит репродуктивный харак­тер. Производственная ситуация может быть смоделирована, а мо­жет отражать конкретный реальный процесс. Поэтому выделяют два вида типовой производственной ситуации: учебно-производ­ственная и производственная. К учебно-производственным ситу­ациям относятся ситуации выявления исходных технологических процессов; определения моделей технологических процессов, опе­раций, приемов, действий; разбора типовых конструкций, при­боров, машин, оборудования. Выделяют целый ряд производствен­ных ситуаций: управленческие, диагностические, организацион­ные, эксплуатационные, ремонтные и т.п.

Формой реализации метода типовой производственной ситуа­ции является производственная задача. Решение задач применительно к профессиональной деятельности специалиста предполагает вы­полнение системы психолого-педагогических процедур по разра­ботке производственно-технологического процесса, наладке спе­циального оборудования, машин, приборов, операторскую работу.

Введение обобщенного знания различных видов ориентировоч­ной деятельности может быть достигнуто при помощи системы прямых и «обратных» задач, образующих комплекс, по расчету режимов обработки, наладки, регулировки; отладке готовых уп­равляющих программ для автоматизированного оборудования; выявлению параметров учебно-производственных работ; выбору рационального технологического процесса; проверку и оценку тех­нологической оснастки и приспособлений и т.п. (см. типы и об­разцы в разд. 3.2.2).

На основе сформированного заданного способа ориентировки в рамках метода типовой производственной ситуации совершен­ствуются первоначальные умения производственной (профессио­нальной) деятельности и присваиваются студентами как автома­тизированные навыки репродуктивной деятельности.

Технологию реализации метода типовой производственной си­туации можно свести к следующим приемам: вычленение условий сложившейся ситуации; определение типа ситуации; составление производственной задачи;

актуализация соответствующих знаний или нахождение соот­ветствующего алгоритма, инструктажа, образца решения данной производственной задачи;

перенос знаний, алгоритма, образца на конкретную задачу. Инструктаж. Выше мы рассматривали инструктаж как со­ставную часть метода упражнений, информативного чтения тек­стов. Но это, между тем, и самостоятельный метод, широко ис­пользуемый в системе профессиональной подготовки. Данный ме­тод реализуется с целью разъяснения студентам: назначения определенных действий; способов их осуществления; условий решения практических задач;

последовательности операций, слагающих то или иное умение; характеристики типичных ситуаций и их использования, при­менения на практике и т.д.

В основе инструктажа лежит ООД, которая имеет разные виды: предъявление задания, пояснения, показ образца действия, ин­структирование, ознакомление с правилом или законом и т.д. Для любого инструктажа должна быть характерна однозначность, определенность, исключающая всякую возможность его разного толкования, ориентировка студентов на точный и безошибоч­ный выбор и использование конкретных действий в каждой кон­кретной ситуации при определенных условиях, четкая последо­вательность и логика в выполнении действий. Только в этом слу­чае инструктаж будет максимально эффективным как метод обу­чения.

По месту в учебном процессе инструктаж может быть трех ти­пов: 1) вводный, или установочный; 2) параллельный, или те­кущий; 3) заключительный.

Вводный инструктаж состоит из следующих приемов: доведе­ние до студентов содержания предстоящей работы, методов, средств и форм педагогического взаимодействия, содержания тех­нической документации и требований к конечному результату, продукту труда; разъяснение правил и последовательности выполнения работы в целом и отдельных действий, приемов, операций; предупреждение о возможных затруднениях, ошибках, на условиях безопасного труда. Таким образом, установочный (или вводный) инструктаж предваряет работу студентов в целом.

Параллельный (или текущий) инструктаж помогает в организации частных действий, каждой из задач, составляющих всю работу в полном объеме, и состоит из следующих приемов: коррекция работы слабоуспевающих студентов, наблюдение за работой каждого студента и всей группы в целом, установление степе]т самостоятельности при выполнении видов работ и результатом труда в целом. Параллельный (или текущий) инструктаж чаще всего носит индивидуальный характер, тогда как вводный и зак­лючительный — групповой. На практике можно часто наблюдать, что параллельный инструктаж сопровождает установочный. Это происходит в случае обнаружения типичных недостатков у боль­шинства студентов и ценных находок у отдельных из них.

Заключительный инструктаж, направленный на подведение итогов, состоит из следующих приемов: оценивание результатов коллективного и индивидуального труда, степени самостоятель­ности учебно-производственной деятельности, выявление инди­видуальных недостатков в выполнении трудовых приемов и сфор­мированное™ профессионально важных качеств, умений, мораль­но-нравственных норм поведения, объявление отметок, конста­тация достижений в умственном развитии и воспитании.

По форме инструктажи бывают устными, письменными, нагляд­ными и смешанными. Наибольший эффект достигается при про­ведении письменного инструктирования, применение которого свя­зано с использованием различных инструктивных, производствен­ных, учебно-производственных и учебно-методических документов (инструкционных, технологических, инструкционно-технологичес­ких и операционных карт, алгоритмов, рецептов, правил).

Инструкционные карты применяются при инструктировании в ходе освоения студентами учебных приемов, действий, опера­ций, раскрывающих типовую последовательность, способы и сред­ства выполнения, самоконтроля осваиваемых процедур.

Техологические и инструкционно-технологические карты при­меняют при выполнении учебно-производственных работ комп­лексного характера. Они содержат, кроме технологической пос­ледовательности, технические требования, режимы, средства вы­полнения комплексных работ, инструктивные пояснения о правилах выполнения работ.

Операционные карты и алгоритм используются в ходе пись­менного инструктирования при обучении обслуживанию, налад­ке, диагностике неисправностей, регулировке сложного оборудо­вания. Они содержат производственные указания и правила вы- нон пения работ в различных видах производственной деятельно- | ш. Эффективным является использование документов письмен­ного инструктирования, имеющихся у каждого студента на рабо­чем месте как материальная опора.

Репродуктивный диалог. Данный метод представляет » собой вопросно-ответный способ организации познавательной деятельности. Существенной характеристикой метода являются воп­росы, которые могут быть основными, дополнительными, наво­зящими. Поэтому условием эффективности использования мето­па является тщательно продуманная система вопросов, цель которой — постепенное подведение обучающихся к усвоению це­почки фактов, нового понятия, закономерности и т.д. Причем вопросы должны быть достаточно емкими, не должны требовать от студентов односложных ответов, следовать индуктивной или индуктивной логике. Методика организации репродуктивного ди­алога сводится к реализации следующих приемов:

постановка вопросов, направленных на выявление главного (ос­новные вопросы), помощь в формулировании наиболее полного и правильного ответа (дополнительные вопросы), ориентацию мыс­лительной деятельности в необходимом направлении (наводящие вопросы);

обсуждение ответов; коррегирование ответов; формулирование выводов из беседы.

Репродуктивный диалог может быть использован и как само­стоятельный метод, и как составная часть метода упражнений, например при отработке умений решать задачи.

Лабораторно-практический метод. Цель его — зак­репить и обобщить знания путем практического подтверждения той или иной зависимости, закономерности, правила, свойства; сформировать умения и навыки работы с техническими система­ми, приборами, препаратами, техническими средствами и т.д. Ла­бораторный практикум носит репродуктивный характер, поскольку студенты ясно представляют цель работы, порядок ее выполне­ния, конечный результат. Проводятся лабораторные работы чаще всего на этапе завершения изучения темы. Лабораторная работа может быть индивидуальной, фронтальной, групповой. Этапы про­ведения лабораторной работы: теоретическая подготовка; инструк­таж по выполнению; контроль готовности к выполнению; соб­ственно выполнение работы (опыта); обработка результатов и со­отнесение их с целью опыта; письменный и устный отчет о проделанной работе. Инструктаж по выполнению лабораторного опыта чаще всего носит письменный и смешанный характер в форме инструкционных карт, широко используемых в трудовом обучении, в форме предписаний, алгоритмов и т.д. Структура предписаний по выполнению лабораторных и практических ра­бот может быть следующая: цель, теоретическая справка, общим алгоритм выполнения такого рода опытов, указания по приме нению алгоритма, пример или образец использования (при не­обходимости), методические рекомендации к оформлению ответа, контрольные вопросы, критерии оценки по выполнению ла­бораторной работы.





Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 895; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.172.135.8 (0.01 с.)