Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методы обучения экологии в школе. Их классификацииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Методы обучения – способы вооружения учащихся под руководством учителя знаниями, умениями и навыками, формирования их мировоззрения и развития познавательных способностей. Главные функции методов обучения: 1. Обучающая 2. Мотивационная 3. Развивающая 4. Воспитывающая 5. Организационная Классификация методов обучения может проводиться по: - источникам знаний; - назначению; - характеру познавательной деятельности; - степени активности учеников; - дидактическим целям.
Методы обучения по источнику знаний
Словесные методы – методы, где источником знаний является слово (устное или письменное): 1. Рассказ носит характер описания. Давая описание общих закономерностей явлений, учитель выделяет признаки и свойства, на основе которых у учащихся формируются соответствующие свойства и понятия. Он не заполняет собой весь урок, а составляет лишь часть его. Рассказ должен быть эмоциональным. Учитель намечает план рассказа, отбирает главные признаки и свойства, на которые нужно обратить внимание. Цель – создание живых образов. В рассказ нужно включать факты, т. к. они служат базой для выводов, установления причинно-следственных связей и формирования экологических понятий. Рассказчиком может выступать и ученик, т. к. экология изучается в старших классах, когда у детей сформировалась грамотная речь, и появился жизненный опыт. Типология рассказов: 1) по дидактической цели: - вступление - повествование - заключение 2) по характеру изложения материала: - повествование - характеристика - объяснение - рассуждение - описание (деловое и художественное) 3) по способу мышления: - индуктивный (на основе фактов делается обобщение) -дедуктивный (общие положения подкрепляются конкретными сведениями).
2. Объяснение учителя – словесный метод обучения, заключающийся в истолковании закономерностей, существующих свойств изучаемых объектов, отдельных понятий, фактов или явлений при изучении теоретического материала, при раскрытии коренных причин и следствий в явлениях природы и общественной жизни. Педагогические требования: 1) точное и четкое формулирование задачи, сути проблемы, вопроса; 2) последовательное раскрытие причинно-следственных связей, аргументаций и доказательств; 3)использование приемов сравнений, сопоставлений, аналогий; 4) привлечение ярких примеров; 5) обеспечение четкости логики изложения. Объяснение главным образом носит характер доказательства. Существует 2 варианта объяснения: 1-ый – начинают объяснение с фактических данных и затем делают выводы; 2-ой – начинают объяснение с общих положений, а затем дают примеры, т. е. иллюстрируют объяснение.
3. Лекция – последовательное монологическое изложение учителем материала. Вовлекает учащихся в процесс внимательного слушания, визуального наблюдения наглядных средств, конспектирования. Включает элементы описания и объяснения. Главные требования – это цельность по содержанию и законченный круг охваченных вопросов. Развивающий эффект состоит во вовлечении учащихся в логический поток мышления, приемов дидактической логики, обращение к обобщению, анализу и синтезу. В воспитательном смысле формирует трудолюбие, устойчивое внимание, навыки конспектирования устной речи. Виды лекций: 1)Обобщающая (обобщает материал по теме); 2)Проблемная (апробация многовариантных подходов к решению представленных задач); 3)Комбинированная (с демонстрацией наглядного материала); 4)Многоцелевая (на комплексном взаимодействии отдельных элементов); 5)Инструктивная; 6) Обзорная; 7)Монолекция; 8)Лекция по принципу обратной связи (с элементами беседы). Условия успешного проведения лекции: 1 – познавательная мотивация учащихся с помощью: - создания проблемной ситуации; - использование художественной и научно-популярной литературы; - экскурсы в историю; - привлечение занимательных примеров; - связь с жизнью; - организация дискуссии; - опора на личный опыт учащихся; 2 – четкая формулировка целей лекции; 3 – отбор учебного материала с выделением в нем основного и второстепенного; 4 – продуманность плана лекции с выделением в нем ключевых моментов; 5 – четкая формулировка заданий для учащихся для осуществления обратной связи; 6 – продуманность дополнительных вопросов; 7 – подбор заданий для эффективности лекции. Учителю необходимо обязательно проверять ведение конспектов лекций в тетрадях учащихся.
4. Семинар. Виды семинаров: 1) по способу и характеру проведения: - вводные - обзорные - поисковые - проекты - самоорганизующие и др. 2) по доминирующей форме коммуникации учеников: - индивидуальная работа - парная работа - групповая работа - коллективная работа - индивидуально-коллективная работа.
5. Беседа – это диалогический метод обучения, при котором учитель при постанове тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет ранее изученный. Виды беседы: 1) по способу мышления: - индуктивная - дедуктивная 2) по характеру познавательной деятельности: - репродуктивная – восприятие и апеллирование усвоенным материалом; - поисковая – беседа с использованием проблемных вопросов. По форме ведения бывает катехизической и развернутой; 3) по дидактическим целям: - вводная. Цель – восстановление в памяти учащихся знания и умения для освоения нового материала. Это своеобразное повторение ранее изученного, с которого обычно начинается изложение нового материала; - обобщающая. Цель – подведение учащихся к выводам и обобщениям; - разъяснительная беседа направляет учащихся на самостоятельное определение признаков объектов и явлений, выявление их сущности и особенностей, вскрытие взаимосвязей и зависимостей. Вопросы, которые ставит учитель в беседе, опираются на наблюдения учащихся, на работу с наглядными пособиями, на систематизацию и сравнение, логический анализ и истолкование фактических данных. Также беседа может быть индивидуальной, фронтальной и в форме собеседования. Достоинства: - активизирует учащихся, развивает их память и речь; - делает открытыми знания учащихся, имеет значительные воспитательные возможности. Познавательный результат обнаруживается в усвоении прочных знаний, в активизации их жизненного опыта. Развивающий эффект проявляется в формировании у учащихся умение четко и быстро мыслить, анализировать и обобщать, ставить точные вопросы, кратко говорить, ясно выражать свою мысль. Воспитательное влияние состоит в том, что она пробуждает в ребенке самостоятельность, помогает приобретению уверенности в собственных силах и становлению коммуникативных способностей.
6. Дискуссии. Виды дискуссий: 1) Круглый стол – обсуждение проблемы небольшой группой учащихся, во время которого происходит обмен мнениями с основной группой учащихся; 2) Симпозиум – обсуждение, в ходе которого учащиеся выступают с сообщениями, отражающими различные точки зрения, после чего отвечают на вопросы класса; 3) Дебаты – обсуждение проблемы участниками 2-ух соперничающих команд, представляющих альтернативные точки зрения; 4) Судебные заседания – дискуссия, носящая характер и форму судебного разбирательства; 5) Заседание экспертной группы – вид дискуссии, в ходе которого проблема, обсуждаемая участниками группы, излагается остальному классу.
7. Чтение учителем вслух целесообразно использовать тогда, когда учащихся необходимо познакомить с ярким и образным изображением в художественных произведениях поэтов и писателей, в путевых очерках, дневниках и описаниях путешественников. Расширяет кругозор, развивает воображение, повышает интерес к предмету, способствует более прочному его запоминанию, обогащает словарь, оказывает эмоциональное воздействие.
Наглядные методы – методы, основанные на непосредственном наблюдении и восприятии учащимися объектов, явлений и процессов, представленных в натуре или изображении: 1. Демонстрация выражается в показе различных средств наглядности при изучении нового материала, а также при заключении и обобщении. Объектами демонстрации могут быть как наглядные пособия, так и опыты. 2. Иллюстрация. Ее главная функция – образное воссоздание формы, сущности, структуры. Этот метод активизирует процессы восприятия, внимания, представления. Объекты иллюстраций – различные наглядные средства. Задачи: 1) обучающий результат – обеспечение четкости восприятия изучаемого объекта; 2) развивающий эффект – процесс формирования представлений и мыслительных процессов; 3) воспитание – формирование визуальной и слуховой культуры учащихся. Средства наглядности: 1) Картины необходимы для формирования единичных и общих понятий, для выделения главного и второстепенного. Картины могут быть использованы в различных дидактических целях. Содержание картины должно соответствовать тексту учебника или иного материала. 2) Схемы – запись рассуждений в краткой форме. Ее можно строить на любом материале. Схемы используются главным образом при объяснении нового материала. 3) Таблицы необходимы для восприятия цифрового материала. Есть таблицы иллюстративные, когда они сопровождаются рисунками, графические и смешанные. Таблицы необходимы для лучшего усвоения и для приобретения навыков. Таблицы должны быть простыми и наглядными. Они хороши при объяснении нового материала. 4) Графики - изображение функциональной зависимости при помощи линий на плоскости. Это может быть профиль – условное изображение предметов и явлений в вертикальной плоскости, или разрезы – рисунки для показа внутреннего строения объекта. Работа с наглядными пособиями должна сочетаться с использованием учебника; предусматривать различный характер познавательной деятельности учащихся, не только репродуктивный, но и творческий; применяться на различных этапах обучения; стимулировать познавательный интерес учащихся. 3. Видио-метод имеет 1-ый уровень познания. Он служит как для преподнесения знаний, так и для их контроля, обобщения, повторения и т. д., т. е. выполняет все дидактические функции. Видио-метод обладает высокой эффективностью воздействия, возможностью управления событиями. 4. Использование компьютерных программ способствует усвоению главного, выявлению причинно-следственных связей и формированию знаний, умений и навыков и т. д. Типология программ: 1) тренажеры (повторение наиболее значимых знаний); 2) обучающие (для показа нового материала); 3) имитационно-моделирующие (для выработки навыков решения проблем; проблемы должны быть реальными и значимыми для школьников); 4) дидактические игры (активизация индивидуальной и групповой деятельности учащихся). 5. Экологические наблюдения развивают наблюдательность, формируют практические умения и навыки, служат одним из источников знаний о природе, приобретающимися в школьной экологии. Экологические наблюдения ведутся главным образом вне класса, во время экскурсий. Экологические наблюдения могут быть групповыми и индивидуальными. Приемы наблюдений: 1) визуальный прием: - словесное описание; - зарисовки; - замеры; 2) отбор образцов и дальнейший их просмотр (гербарий, почвенные образцы и т. д.); 3) измерения с помощью инструментов; 4) демонстрация моделей. Таким образом фиксируются результаты наблюдений. Методика проведения наблюдений: - учитель организует, ставит задачи, направляет их внимание на объект; - учитель объясняет, как надо наблюдать, как фиксировать полученные данные, но он дает возможность для самостоятельной работы учащимся; - результаты наблюдения обобщаются. Подобные наблюдения обязательно должны быть использованы в учебном процессе. 6. Работа с учебником. Учебник – главное учебное пособие для учащихся, основной источник знаний. Любой учебник содержит: 1) текст – логически связанное систематическое изложение программного материала курса, подлежащего усвоению; 2) иллюстрация помогает учащимся понять материал, служит источником для создания образов; 3) вопросы к тексту. Их задачи в том, чтобы обличить самостоятельную работу учащихся и помочь им в повторении материала; 4) дидактические задания необходимы для развития знаний, умений и навыков учащихся, для применения самостоятельной работы и т. д. В начале года учитель знакомит учащихся с учебником. Виды работ с учебником: 1) объяснительное чтение; 2) выборочное чтение текста; 3) при повторении и закреплении учитель использует вопросы и задания. Виды работ с учебником, включающие самостоятельную работу: 1) конспектирование; 2) составление плана; 3) тезирование; 4) аннотирование; 5) цитирование; 6) рецензирование; 7) составление справки; 8) составление формально-логической модели; 9) составление тезауруса – комплекса базовых понятий.
Практические методы – методы, в основе которых лежит творческая деятельность учащихся. Использование практических методов направлено на применение, углубление и развитие теоретических знаний в комплексе с необходимыми умениями и навыками. Практические методы учат анализировать, сравнивать, сопоставлять, формируют практические умения, творческую деятельность, познавательную самостоятельность, память, воображение. Практические методы способствуют развитию настойчивости, прилежанию, упорству, аккуратности. Суть практических методов состоит в том, что учитель ставит учебную задачу, организует деятельность учащихся по усвоению способов действий с экологическими объектами или их моделями, обучает извлекать из них новые для школьников знания. Виды практических работ: 1) по источникам экологической информации: работа с атласом, графиками, текстом, таблицами и т. д.; 2) по содержанию: составление программ по охране окружающей природной среды, характеристики основных сред жизни и т. д.; 3) по степени обученности: - обучающие практические работы проводятся под наблюдением учителя, который показывает порядок действия, дает задания и следит за их выполнением; - тренировочные практические работы имеют полусамостоятельный характер и используются в качестве формы проверки изученного материала. Тренировочные практические работы хороши для домашнего задания, но перед его выполнением учитель должен проинструктировать учащихся и дать им форму фиксации; - итоговые практические работы используются в основном в качестве формы проведения итогового контроля; 4) по форме фиксации материала: - в тетради в виде схем, таблиц и описания; - в виде реферата или сообщения; - полевой дневник; 5) по уровню самостоятельности: - работа в классе под руководством учителя; - работа в классе с использованием инструктивных карточек, планов и т. д.; - самостоятельная работа; 6) также практические методы по характеру творческой деятельности подразделяются на: - упражнения, построения профилей и т. д.; - опыты, лабораторные работы и т. д.; - работу на местности, проведения исследований и т. д. Методика проведения практических работ. Практическая работа может проводиться как в течение всего урока, так и занимать лишь его часть (10-20 мин.). Должна быть связь с теоретическим материалом, изученным на данный период. Цели проведения практических работ: 1) формирование и совершенствование знаний; 2) развитие тех или иных умений и навыков. Необходимо отметить, что уровень заданий практических работ должен быть посильным для учащихся, но в месте с тем и трудным. Организация практических работ: 1) подготовка учащихся к предстоящей работе путем обучения или повторения действий, необходимых для выполнения работы; 2) четкое определение цели и доведение ее до учащихся; 3) выбор наиболее рационального способа выполнения работы в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей учащихся; 4) проверка результатов, их оценка и комментирование ошибок. Практические методы сочетаются с наглядными и словесными. Практические работы развивают общеучебные умения, такие как умение высказывать и обосновывать свое мнение, представлять результаты в определенных формах.
Методы обучения по характеру познавательной деятельности: 1. Объяснительно-иллюстративный. Действия учащихся: слушание и запоминание, усваивают знания в готовом виде, воспроизводят готовую информацию. Требование (критерий): безошибочное воспроизведение изученного, усвоение учащимися готовой информации. Методы: использование фактов, наглядности, применение законов и закономерностей, выявление причинно-следственных связей; самостоятельная работа учащихся ограничивается извлечением знаний из статистических материалов, учебника и т. д. Назначение метода: помочь усвоению знаний школьникам. Действия учителя: передает знания. Преимущества: экономия времени; облегчает понимание и усвоение учащимися сложного материала; эффективное управление процессом. Недостатки: преподнесение готовых знаний, незначительные возможности индивидуализации и дифференциации учебного процесса. 2. Репродуктивный метод обучения предшествует творческой деятельности. Назначение метода: научить школьников применять знания и умения по образцу или в знакомой учебной ситуации. Характерные черты: знания предлагаются в готовом виде; учитель еще и объясняет материал; учащиеся сознательно усваивают знания и запоминают их; необходимая прочность усвоения обеспечивается путем многократного повторения. Преимущества: экономность времени и усилий. Назначение метода: научить применять знания и умения по образцу или в знакомой учебной ситуации. Действия учителя: системой заданий организует деятельность учащихся по неоднократному воспроизведению сообщенных знаний и способов деятельности. Деятельность учащихся: ученик выполняет действие по образцу; логика его рассуждения строится по плану, инструкции, этапам и т. д. 3. Проблемное изложение является переходным методом обучения от исполнительной к творческой деятельности. Этот метод трудно усваивается. Назначение: показать учащимся образец доказательного решения проблемы, раскрыть перед ним сложный путь движения к истине. Деятельность учителя: формулирует проблему, и сам ее решает, но при этом показывает школьникам путь решения, вскрывает на пути к познанию ход мысли, т. е. демонстрирует путь решения проблемы. Деятельность учащихся: следят за логикой доказательств, усваивают алгоритм и содержание решения проблемы, следят за доказательствами и т. д., учатся логическим операциям. 4. Частично-поисковый или эвристический метод. Назначение: постепенное приобщение школьников к творческой деятельности с помощью проблемных и творческих заданий, решение которых учащимся не известны. Деятельность учителя: учитель организует не сообщение (изложение) материала, а поиск новых знаний с помощью различных средств (чаще всего используется эвристическая беседа). Деятельность учащихся: учащиеся под руководством учителя самостоятельно рассуждают, решают задачи, создают и разрешают проблемные ситуации, анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы, в результате чего у них формируются прочные осознанные знания. 5. Исследовательский метод. Назначение: приобщение школьников к творческой деятельности. Характерные черты: учитель вместе с учащимися формирует проблему, решению которой посвящает большой отрезок учебного времени. Знания учащимся не сообщаются. Деятельность учащихся: учащиеся самостоятельно изучают новый материал; добывают знания в процессе разрешения проблемы, в сравнении различных вариантов полученных ответов. Деятельность учителя сводится к оперативному управлению процессом решения задач. Учитель подготавливает необходимые источники информации и консультирует учащихся. Преимущества: учебный процесс характеризуется высокой интенсивностью; учение сопровождается повышенным интересом; полученные знания отличаются глубиной и прочностью. Недостатки: значительные затраты энергии и времени учащихся и учителя; применение его требует высокого уровня квалификации и мастерства учителя. Выбор методов обучения определяется следующими факторами: 1) содержанием материала; 2) объемом материала; 3) спецификой предмета; 4) уровнем подготовки учащихся; 5) мастерством учителя; 6) наличием оборудования; 7) дидактическими задачами; 8) возрастными и индивидуальными особенностями учащихся. Уровни усвоения знаний: 1-ый: ученики воспроизводят знания в том виде, в котором они изложены в учебнике или были даны учителем (объяснительно-иллюстративный метод); 2-ой: ученики применяют знания и умения по образцу (репродуктивный метод); 2-ой - 3-ий: ученики осуществляют переход от исполнительной к творческой деятельности (проблемное изложение); 3-ий: творческое применение знаний и умений в новой учебной ситуации (частично-поисковый и исследовательский методы). Проблемное обучение на уроках экологии. Самостоятельная работа и развитие творческих способностей учащихся в процессе преподавания экологии в школе Проблемное обучение – дидактический подход, учитывающий психологические закономерности самостоятельной мыслительной деятельности ученика. Проблемное обучение основано на использовании эвристических методов. Цель проблемного обучения – развитие эвристических умений в процессе разрешения проблемных ситуаций как теоретического, так и практического характера. Понятия проблемного обучения: 1. Проблемная ситуация – состояние интеллектуального затруднения ученика. Проблемная ситуация переходит в учебную проблему. 2. Учебная проблема – это тот элемент проблемной ситуации, который вызвал затруднение. Учебная проблема переходит в проблемный вопрос или задачу. 3. Проблемный вопрос (проблемная задача) – это форма выражения проблемы.
Этапы решения проблемы:
Преимущества: 1. самостоятельное добывание знаний путем собственной творческой деятельности; 2. высокий интерес к учебному труду; 3. развитие продуктивного мышления; 4. прочные и действенные результаты обучения. Недостатки: 1. слабая управляемость познавательной деятельности учащихся; 2. большие затраты времени и энергии на достижение запланированных целей. Деятельность учителя: 1. определение проблем и формулирование проблемных заданий; 2. определение способа включения задания в учебный процесс; 3. определение вариантов решения проблемы учащимися; 4. руководство деятельностью школьников во время рассмотрения ими проблемы; 5. помощь учащимся в выборе планов решения и анализе условий; 6. консультирование и помощь в самоконтроле; 7. организация общего рассуждения решения проблемы, разбор ошибок. Виды проблемных заданий в экологии: 1. Задания на установление многозначных причинно-следственных связей; 2. Задания, в основе которых лежит научно обоснованная гипотеза; 3. Задания-парадоксы. Необходимое условие проблемного обучения заключается в том, что проблемы должны быть доступными и интересными для учащихся.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 1309; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.42.34 (0.017 с.) |