Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ведущие факторы развития личности. Индивидуальные и возрастные особенности школьников.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Развитие – это процесс количественных и качественных изменений в организме человека.(количественные – физиологические, качественные – психологические). Результатом развития становится становление человека как биологического вида и социального существа. Социализация личности – это усвоение человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения. Изменение личности от возраста к возрасту происходит в следующих аспектах: 1.Физиологическое развитие. 2.Психологическое развитие. 3.Социальное развитие. Подходы в выделении факторов развития личности: 1.Биологизаторский-всё заложено в человеке от природы. 2.Социологизаторский. 3.Материалистический. Внутренние факторы развития личности: 1.Чувство. 2.Воля. 3.Интересы. 4.Деятельность. 5.Активность личности. Формирование под влиянием внешних факторов внутренние факторы становятся источником развития личности. Установлено, что процесс и результаты человеческого развития детерминируются совместным воздействием 3-х генеральных факторов – наследственности, среды и воспитания, внутри всего находится деятельность. Ни один фактор не действует самостоятельно, результат развития зависит от их согласованности. Педагогический аспект исследований закономерностей человеческого развития охватывает изучение 3-х главных проблем – наследования интеллектуальных, специальных и моральных качеств.В основе всего этого находятся: 1. задатки; 2. общие способности; 3. специальные способности; 4. групповые способности; 5. профессиональные способности. Базу для развития человека образуют врождённые и унаследованные предрасположения,т.е.Наследственность – это передача от родителей к детям определённых качеств и особенностей (анатомо-физиологическая структура человека),задатки речи, прямохождение, внешних расовые признаки, телосложение, особенности нервной системы, группа крови, резус-фактор, форма обмена веществ, заболевания. Наследуются не способности, а задатки, т.е. потенциальные возможности для развития способностей Способности – это индивидуально-психологические особенности личности. Специальные задатки – задатки к определенному виду деятельности, например музыкальные, спортивные, творческие. Возрастные особенности – это характерные для определённого периода жизни анатомо-физиологические и психологические качества. В развитие человека проявляется общее и особенное. Общее – свойственно людям определённого возраста. Особенное – отличает отдельного человека. Особенное в человеке называют – ИНДИВИДУАЛЬНЫМ. Индивидуальность характеризуется совокупностью интеллектуальных, волевых и др. качеств, которые отличают данного человека от других. Индивидуальность выражается в индивидуальных особенностях. К ним относятся: особенности мышления, воображения, своеобразия восприятия ощущений, характер, темперамент, вкусы, интересы, способности. 4. Закон РФ «Об образовании». Стандарт образования. Принципы построения системы образования и их характеристика. Система образования – это совокупность образовательных программ и стандартов, сеть образовательных учреждений и органов управления, а также комплекс принципов, определяющих функционирование системы. ЗАКОН РФ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ» - 1992 ГОД. Под образованием в настоящем законе понимается процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констотацией достижения гражданина установленных государством образовательных уровней». СТАТЬЯ 27. 1 УРОВЕНЬ – Основное общее образование (9 классов). 2 УРОВЕНЬ – Среднее (полное) общее образование (11 классов). 3 УРОВЕНЬ – Начальное профессиональное образование. 4 УРОВЕНЬ – Среднее профессиональное образование. 5 УРОВЕНЬ – Высшее профессиональное образование. 6 УРОВЕНЬ – Послевузовское образование. СТАТЬЯ 2. «Принципы государственной политики в области образования». 1 ПРИНЦИП: Гуманистический характер образования. 2 ПРИНЦИП: Единство Федерального, культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системы образования национальных и региональных культур и традиций в условиях многонационального государства. 3ПРИНЦИП: общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням развития и подготовки обучающихся. 4ПРИНЦИП: Светский характер образования государственных и муниципальных образовательных учреждений. (нерелигиозный характер). 5ПРИНЦИП: Свобода и плюрализм в образовании. 6ПРИНЦИП: Демократический государственно-общественный характер управления. Стандарты- - это правила, требования в образовании для всеобщего использования. СТАТЬЯ7 7. «Государственные образовательные стандарты» РФ в лице федеральных органов гос. власти устанавливает федеральные компоненты гос. образовательных стандартов, определяющие: -обязательный минимум содержания основных образовательных программ; -максимальный обьём учебной нагрузки обучающихся; -требования к уровню подготовки выпускников. Государственые образовательные стандарты являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников,независимо от форм получения образования. В гос,. Стандарте выделяются 3 уровня: 1. Федеральный (определяет нормативы, соблюдение которых обеспечивает единство педагогического пространства России.) 2..Национально – региональный (содержит нормативы в области родного языка, культуры, истории, географии и др,. 3. Школьный (определяет само образовательное учреждение). 5. Содержание образования, его основные компоненты. Проблема дифференциации школьного образования. Содержание образования Содержание образования представляет собой комплекс специальным образом отобранных, социально- значимых и необходимых знаний, умений и навыков, усвоение которых необходимо для формирования личности и эффективного включения ее в жизнь общества. Именно приобретение знаний и формирование личности человека в конечном итоге и являются целью образовательного процесса. В современной отечественной образовательной науке существу- тое разные концепции содержания образования, корни которых уходят в прошлое — в теорию формального и теорию материального образования. Каждая из них связана с определенной трактовкой места и функций человека в мире и обществе. Долгое время содержание образования рассматривалось как совокупность знаний, умений и навыков, которые должны быть усвоены учениками. В современных условиях развития для российской общеобразовательной школы этого явно мало. Решение задач, связанных с функционированием отдельных сфер жизни общества, требует от учащихся не только овладения определенным учебным содержанием, но и развития у них творческого отношения к деятельности и навыков самообразования, а также таких качеств, как сила воли, ответственность за свои поступки, за судьбы общества и страны, за охрану окружающей среды, нетерпимость к проявлению бездушия, несправедливости и недостаточного внимания к техническому и общественному прогрессу и т.п. В наибольшей степени соответствует этим установкам гуманистического мышления концепция содержания образования как педагогически адаптированного социального опыта во всей его структурной полноте. Помимо «готовых» знаний и опыта осуществления способов деятельности данная концепция включает также опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностных отношений. Как уже говорилось выше, фактором, детерминирующим содержание образования, является социальная среда, которая несет в себе знания и опыт, накопленный в процессе культурно-исторического развития общества. Существуют факторы, влияющие на отбор материала, который составляет содержание образования. Таковым являются наука, производство материальных и духовных благ, опыт общественных отношений, духовные ценности, формы общественного сознания, сферы деятельности человека или, точнее, виды деятельности, К последним относятся: практико-преобразовательная, познавательная коммуникативная, ценностно-ориентационная, художественная деятельность. Комплектование содержания образовательного материала из перечисленных источников осуществляется с учетом конкретно-исторических и психологических требований Наконец, при формировании содержания образования учитываются требования индивидуального и личностного развития детей, их способностей, дарований и интересов. С этой целью в содержании общего образования предусматриваются помимо обязательных предметов и учебные предметы для свободного выбора, к которым ученики могут проявить особый интерес. Такой подход способствует углубленному познанию и развитию профессиональных интересов. склонностей учащихся. В качестве факторов, которые влияют на отбор и формирование содержания образования, выступают потребности общества в образованных людях, цели, которые общество ставит перед общеобразовательной школой на тех или иных этапах своего исторического развития, реальные возможности процесса обучения; средние и оптимальные возможности учащихся, а также потребности личности в образовании. Общество выдвигает определенные требования к образованию, которое постоянно изменяется под влиянием требований производства, развития науки и техники, потребностей и интересов общества и индивида в самом процессе обучения. Члены общества имеют право на самостоятельный выбор образования. Поэтому в педагогике имеются такие понятия, как образовательные потребности населения, образовательные услуги, дополнительное образование, дифференцированное обучение. Функции государства состоят в том, чтобы обеспечить образование, соответствующее государственным стандартам в образовании — обязательному минимальному объему знаний по той или иной образовательной программе и необходимый уровень ее усвоения. 6.Структура содержания образования. Нормативные документы, отражающие содержание образования. Структура: 1. Линейная. Отдельные части учебного материала образуют непрерывную последовательность тесно связанных между собой звеньев, прорабатываемых за время обучения как правило только один раз. 2. Концентрическая. Предполагается возвращением к изученным знаниям которые расширяются, обогащаются новыми сведениями. 3. Спиральная. Учащиеся не теряя из поля зрения исходную проблему постепенно углубляют круг связанных с ней знаний. 4. Смешанная. Нормативные документы, регламентирующие содержание общего среднего образования выделяют три основных уровня формирования содержания Образования представляющих собой определенную иерархию в его проектировании: Уровень Общего теоретического представления, уровень учебного предмета, уровень учебного материала Учебные планы. На уровне общего теоретического представления государственный стандарт содержания общего среднего образования. В практике общего среднего образования используется несколько типов учебных планов: базисный, типовой и учебный план ШКОЛЫ. Базисный учебный план общеобразовательной школы — это основной государственный нормативный документ, являющийся составной частью государственного стандарта этого уровня образования. Он служит основой для разработки типовых и рабочих учебных планов и исходным документом для финансирования школы. Базисный учебный план как часть стандарта образования для основной школы утверждается Государственной думой, а для полной средней школы Министерством образования Российской Федерации Типовые учебные планы носят рекомендательный характер. Они разрабатываются на основе государственного базисного учебного плана и утверждаются Министерством образования Российской Федерации. Учебный план общеобразовательной средней школы составляется с соблюдением нормативов базисного учебного плана. Существует два типа учебных планов школы: 1) собственно учебный план школы, 2) рабочий учебный план. Структура учебного плана средней общеобразовательной школы детерминируется теми же факторами, что и содержание общего образования в целом. Прежде всего в учебных планах, как и в государственном стандарте общего среднего образования, выделяются федеральный, национально-региональный и школьный компоненты. Федеральный компонент обеспечивает единство школьного образования в стране и включает в себя в полном объеме такие образовательные области, как математика и информатика, искусство, технология, в которых выделяются учебные курсы общекультурного и общенационального значения. Национально-региональный компонент обеспечивает образовательные потребности и интересы народов нашей страны в лице субъектов Федерации и включает в себя в полном объеме такие образовательные области, как родной язык и литература, второй язык в частично остальные области, в большинстве которых выделяются учебные курсы, отражающие национальное своеобразие культуры. Интересы конкретного образовательного учреждения с учетом федерального и компонентов находят отражение в ШКОЛЬНОМ компоненте учебного плана. Структура учебного плана школы в значительной мере обусловлена: Инвариантная часть (ядро) учебного плана обеспечивает приобщение учащихся к общекультурным и национально значимым ценностям с целью формирования их базовой культуры. Вариативная часть, Учитывающая личностные особенности, интересы и склонности учащихся позволяет индивидуализировать процесс обучения Учебный план средней школы содержит в себе такие сквозные линии образования как фундаментальное и технологическое В учебных планах Школы представлены также теоретическое и практическое. Базисный учебный план средней общеобразовательной школы как часть государственного стандарта охватывает следующий круг нормативов: продолжительность обучения (в учебных годах) — общая и по каждой из ее ступеней: учебная нагрузка для базовых учебных курсов на каждой из ступеней общего среднего образования, обязательных занятий по выбору учащихся, факультативных занятий; максимальная обязательная недельная учебная нагрузка для учащихся, включая число учебных часов, отводимых на обязательные занятия по выбору; суммарная оплачиваемая государством нагрузка учителя, учитывающая максимальную учебную нагрузку, факультативные занятия, внеклассную работу, деление (частичное) учебных групп ка подгруппы. Учебный предмет — это система научных знаний, практических умений и навыков, которые позволяют учащимся усвоить с определенной глубиной и в соответствии с их возрастными познавательными возможностями основные исходные положения науки или стороны культуры, труда, производства. Учебная программа — нормативный документ, раскрывающий содержание знаний, умений и навыков по учебному предмету, логику изучения ОСНОВНЫХ мировоззренческих идей с указанием последовательности тем, ВОПРОСОВ и общей ДОЗИРОВКИ времени на их изучение. Учебная программа, таким образом, выполняет ряд основных функций. П е рва я может быть названа описательной, поскольку программа является средством описания содержания образования на Уровне учебного предмета. Вторая — это идейно-мировоззренческая функция. Ее суть заключается в том, что знания, включенные в программу направлены на формирование духовности и научного мировоззрения у школьников. Т р е т ь я ф у н к ц и я учебной программы регулирующая, или организационно-методическая. Она организует деятельность учителя по подготовке к занятиям: отбор материала, видов практических работ, методов и форм обучения. Программы организуют и учебный труд учащихся: определяют характер их деятельности по изучению предмета в школе, дома, в процессе усвоения свободной информации. Учебные программы могут быть типовыми, рабочими и авторскими.. Типовые программы разрабатываются на основе требований государственного образовательного стандарта относительно той или иной образовательной области. Типовые учебные Программы утверждаются Министерством образования Российской Федерации и имеют рекомендательный характер. На основе типовой Программы разрабатываются и утверждаются Педагогическим советом Школы рабочие учебные программы. Авторские учебные программы учитывая требования государственного Стандарта могут содержать иную Логику Построение учебного предмета собственные Подходы к рассмотрению тех или ИНЫХ теорий, СВОЮ точку зрения Относительно изучаемых Явлений и Процессов. Учебная литература Проектирование содержания образования на уровне учебного материала осуществляется в учебной литературе, к которой относятся учебники и учебные пособия. В них находит отражение конкретно Содержание учебных программ Среди всех ВИДОВ учебной литературы особое место занимает ШКОЛЬНЫЙ учебник который,по своему содержанию и структуре обязательно соответствует учебной программа по предмету. Учебники, Созданные на основе типовых учебных программ рекомендуется Министерство образования Российской Федерации для Всех школ Страны Исследованием проблем школьного учебника занимался Д. Д. Зуев. Он Выделил его функции: информационная функция — обеспечение школьников необходимой и достаточной информацией формирующих мировоззрение дающей пищу для духовного развитии практического освоения мира; •трансформационная функция состоит в том что материал в учебнике Преобразуясь с учетом возрастных особенностей учащихся и дидактических требований становится доступным них, но не исключает проблемности и возможности его творческого освоения; • систематизирующая функция реализует требование обязательного Систематического и последовательного изложения материала в логике учебного Предмета. 7.Обучение (Пидкасистый) – это общение, в процессе которого происходит управляемое познание, усвоение общественно-исторического опыта, воспроизведение, овладение той или другой конкретной деятельностью, лежащей в основе формирования личности. Воздействия преподавателя стимулируют активность обучаемого, достигая при этом, заранее поставленной цели, и управляют этой активностью. Поэтому обучение можно представить и как процесс стимуляции внешней и внутренней активности ученика и управление ею. Признаки процесса обучения: 1) двусторонний характер (учение + преподавание =обучение); 2) Совместная деятельность учителя и учащихся; 3) Руководство со стороны учителя; 4) Специальная организация и управление; 5) Соответствие законам возрастного развития учащихся; 6) Воспитание и развития обучающихся в процессе обучения. Функции процесса обучения: 1) Образовательная (обучающая) – составляет процесс усвоения знаний, формирование умений. 2) Воспитательная – т. е. учебная деятельность воспитывает ученика, у него формируются нравственные качества. 3) Развивающая – развитие психологических процессов, свойств и качеств личности (мышление, память, воля). Структура процесса обучения (схема)
Типы обучения: 1. Объяснительно-иллюстративный – учитель излагает знания в готовом виде, ученики воспринимают и воспроизводят. Достоинства: простота, наглядность, систематичность. Недостатки: нет индивидуального подхода, деятельность ученика репродуктивна. 2. Программированный – осуществляется как четко управляемый процесс, когда изучаемый материал разбивается на мелкие части, которые последовательно предъявляются ученику для усвоения. Этапы: предъявление® усвоение® проверка. Главное понятие обучающая программа, т. е. совокупность материала и предписания работы с ним, программы бывают: линейные, разветвленные, смешанные. Достоинства: легкое усвоение мелкий частей, систематичность, выбор темпа усвоения учеником, последовательность. Недостатки: не всякий материал можно разделить на части, репродуктивная деятельность. 3. Развивающий – направлено на развитие потенциальных возможностей человека. Обучение должно вести за собой развитие. А. В. Звонков разработал систему развивающего обучения для начальной школы. Структура развивающего обучения – это цепь усложняющихся предметных задач, которые вызывают у учеников потребность в овладении новыми знаниями и умениями 4. Проблемный – тип развивающего обучения, в котором сочетается систематичность, самостоятельность, самостоятельная работа учащихся. Проблемная ситуация и учебные проблемы являются основными понятиями проблемного обучения. Учитель не сообщает готовых знаний, а организует учеников на их поиск. Принципы обучения. Принципы обучения -это основные положения определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии его общими целями и закономерностями. 1. Сознательность и активность означает, что эффективность обучения возрастает тогда, когда ученики проявляют познавательную активность, являются субъектами деятельности. 2. Наглядность в обучении обеспечивается применением разнообразных иллюстраций, демонстраций, лабораторно-практических работ, использованием ярких примеров и жизненных фактов. Особое место в осуществлении принципа наглядности имеет применение наглядных пособий, слайдов, карт, схем и т.п. Наглядность может применяться на всех этапах процесса обучения. 3. Системность требует, чтобы знания, умения и навыки формировались в системе, в определенном порядке, когда каждый новый элемент учебного материала логически связывается с другими, последующее опирается на предыдущее, готовит к усвоению нового; 4. Прочность: связана с созданием условий для надежного сохранения в памяти необходимых для будущей деятельности обучаемых знаний, овладения способами выполнения действий. 5. Научность предполагает соответствие содержания образования уровню развития современной науки и техники, опыту, накопленному мировой цивилизацией. Принцип научности требует, чтобы содержание образования, реализуемое как в учебное, так и во внеучебное время, было направлено на ознакомление обучаемых с объективными научными фактами, явлениями, законами, основными теориями и концепциями той или иной отрасли, приближаясь к раскрытию ее современных достижений и перспектив развития; 6. Доступность и посильность требует, чтобы обучение строилось на уровне реальных учебных возможностей, чтобы обучаемые не испытывали интеллектуальных, физических, моральных перегрузок, отрицательно сказывающихся на их физическом и психическом здоровье. 7. Учет возрастных и индивидуальных особенностей предполагает реализацию возрастного и индивидуального подходов. Возрастной подход предусматривает знание уровней актуального психического и личностного развития, воспитанности и социальной зрелости обучаемых. Эффективность учебной деятельности снижается, если предъявляемые требования и организационные структуры обучения отстают от возрастных возможностей учащихся или не соответствуют им. 8. Связь с теорией и практикой. Методы обучения Методы обучения – это совокупность способов организации познавательной деятельности учащихся. В структуре методов обучения выделяются приемы или составные части. Например, «метод упражнений» состоит из показа учителя, воспроизведения учениками, самостоятельное выполнение учениками. Классификация методов обучения: 1) по источникам знаний: наглядные, словесные и практические методы; - Словесные методы-методы, в которых главный источник знаний слово, устное или письменное (рассказ, объяснение учителя, лекция, дискуссия семинар, беседа, чтение учителем вслух, работа с учебником); - Наглядные методы - основаны на непосредственном восприятии учащимися, изучение предметов явлений в натуре или на опыте (демонстрация, иллюстрация, видеометод, экологические наблюдения); - Практические методы – методы в основе которых лежит практическая деятельность (практические работы, самостоятельные работы, работа в тетради). 1. по назначению; 2. по характеру познавательной деятельности; - объяснительно-иллюстративный, - репродуктивный, - проблемное изложение, - частично поисковый, - исследовательский. 3. по степени активности учеников; 4. по дидактической цели. 11. Классификация форм обучения: 1) по количеству учеников: - коллективные; - групповые; - индивидуальные. 2) по месту учебы: - школьные; - внешкольные. 3) по продолжительности: - урок; - сдвоенный урок; - пара. Основная форма обучения это урок, другие формы обучения факультатив, консультация, дополнительные задания, домашняя учебная работа, внеклассные и внешкольные занятия. Урок – это оконченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок (элемент) учебного процесса. Основные типы уроков: 1) Комбинированный; 2) Урок объяснение новых знаний; 3) Урок формирования умений и навыков; 4) Урок обобщения и систематизации; 5) Урок повторения и закрепления знаний; 6) Контрольно проверочные уроки. Структура урока – это совокупность его элементов, обеспечивающих его целостность и достижение дидактической цели. Структура зависит от целей, содержания, методов, средств обучения и уровня подготовки учеников. Основные элементы структуры урока: 1. Организация начала урока. 2. Проверка усвоения изученного материала (домашнее задание) проверка, контроль домашнего задания, подготовка к изучению нового материала. Учитель отмечает трудности выполнения. 3. Подготовительная работа к изучению нового материала. 4. Постановка целей и задач урока – обеспечивает определенность, системность и последовательность действий учащихся на уроке, имеет большое воспитательное значение. 5. Объяснение нового материала – доступная логика научных доказательств, опирающихся на имеющихся у школьников знаний. 6. Закрепление – система упражнений, самостоятельных работ, специальных заданий, проводится как часть урока или как самостоятельный урок. 7. Повторение – систематизация, обобщение, воспроизведение учебного материала по темам и разделам. 8. Подведение итогов урока - напоминание главных идее изученного, связь теоретических положений с упражнениями. 9. Задание на дом – сообщение, разъяснение способов его выполнения. Структура комбинированного урока: 1) организационная и содержательная установка, организационный момент. 2) проверка знаний учащихся, усвоенных на предыдущих уроках (проверка домашнего задания); 3) взаимодействие учителя и учащихся на основе передачи – усвоения нового материала (объяснение нового материала); 4) закрепление изученного материала и упражнения; 5) диагностика усвоенных знаний с выставлением оценок; 6) итог урока, инструктаж по домашнему заданию. Структура урока изучения нового материала: 1. Организация начала урока. 2. Постановка целей и задач урока. 3. организация познавательной деятельности, воспроизведение ранее изученного. 4. Объяснение нового материала. 5. итоги урока и задание на дом. Нетрадиционный урок. Нетрадиционным называется урок с неустановленной структурой. К ним относятся: 1. уроки усвоения новых знаний; а) урок-лекция; б) урок – путешествие; в) интегрированный урок; г) уроки исследования; д) урок – конференция; е) урок – пресс-конференция. 2. уроки формирования умений и навыков: а) урок практикум; б) урок семинар; в) уроки ролевые игры. 3. уроки повторения обобщения, закрепления: а) урок семинар; б) урок диспут; в) игровые уроки; г) интегрированные уроки; д) театрализованные (урок суд); е) урок консультация; урок соревнование.
а) урок зачет, б) урок викторина, в) смотр знаний, г) защита творческих работ, д) творческие отчеты.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 380; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.41.109 (0.014 с.) |