Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формирование умений и навыков на уроках экологии в школеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Умение – система операций, которую должен выполнять ученик. Навык – умение, доведённое до автоматизма. Формирование умений и навыков является неотъемлемой частью процесса обучения. Роль учителя здесь состоит в проведении инструктажа к выполнению конкретного задания. Деятельность ученика заключается в выполнении практических работ, лабораторных опытов, экспериментов, упражнений, построении профилей, в создании моделей. Это может также быть какая-то целенаправленная деятельность в природе. Т.е в основе практических методов обучения лежит практическая деятельность учащихся. Наиболее распространённым способом формирования умений и навыков является практическая работа. Это деятельность, направленная на применение, углубление и развитие знаний в комплексе с формированием необходимых для этого умений и навыков (самостоятельного использования учебника, работы с приборами и статистическими материалами). Практические работы формируют творческую активность, познавательную самостоятельность, развивают наблюдательность, память, воображение. Основная цель п/р – Научить применять теоретические знания напрактике. П/р составляют часть содержания предмета. Цель – вооружить умениями и навыками, специфичными для экологии. Суть практических методов обучения в том, что учитель ставит учебную задачу, организует деятельность учащихся по усвоению способов действий с экологическими объектами или их моделями, обучает извлекать из них новые знания. Для практических работ необходимы средства обучения: тетради, атласы, приборы, статистические материалы, карты и др. Виды П/р По источникам использования экологической информации: П/р с использованием атласа, графиков, текстов и др. По содержанию: П/р по проблемам охраны природы, характеристике основных сред жизни и др. По степени обученности: обучающие, тренировочные, итоговые. По форме фиксации материалов: в тетради в виде схемы, таблицы, описания; в виде реферата, сообщения, полевого дневника. По уровню самостоятельности: Работа в классе под руководством учителя, работа в классе с использованием инструктивных карточек или планов и самостоятельная работа. П/р выполняется под наблюдением учителя. Учитель показывает выполнение действий, даёт задание и следит за выполнением работы. Тренировочные работы имеют полусамостоятельный характер. Их необходимо давать на дом. Некоторые работы имеют творческий характер. Методика проведения практических работ. П/р могут выполняться как в течение всего урока, так и на одном из его этапов. Тогда затраты времени на них – 10-20 минут. Их нужно проводить в непосредственной связи с изучаемым теоретическим материалом. Любая п/р должна быть посильна, но достаточно трудна. Важно, чтобы ученик тратил минимум времени для их выполнения. Организация П/Р 1. Подготовка учащихся к работе путём обучения или повторения действиям, необходимым для её выполнения. 2. Чёткое определение цели и доведение её до учащихся. 3. Выбор наиболее рационального способа выполнения работы в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся. 4. Проверка результатов работы, её оценка и комментирование ошибок. Практические методы обучения применяются в сочетании с наглядными и словесными Вывод: П/р развивают общие учебные умения – анализировать, сравнивать сопоставлять, делать умозаключения, высказывать собственное мнение, обосновывать его и представлять результаты работы в различной форме, а также развивают специфичные для экологии умения и навыки. Урок как основная форма обучения экологии. Типы уроков. Планирование учебной деятельности. 1. Понятие об уроке как организационной форме обучения. Классификация уроков. Урок как форма обучения относится к классно-урочной системе - обучения. Он является коллективной формой организации обучения, которой, как отмечено в предыдущей главе, присущи постоянный состав учащихся, определенные временные рамки занятий (45 мин), твердо установленное расписание и организация учебной работы над одним и тем же материалом. Анализ проводимых в школе уроков показывает, что их структура и методика во многом зависят от тех дидактических целей и задач, которые решаются,в процессе изучения той или иной темы. Все это позволяет говорить о методическом разнообразии уроков и выделять те из них, которые характеризуются рядом общих особенностей. Основными типами уроков, которые проводятся в советской школе, являются следующие: а) уроки смешанные, или комбинированные; б) уроки сообщения новых знаний учителем; в) уроки закрепления изученного материала; г) уроки повторения, систематизации и обобщения изученного материала; д) уроки проверки и оценки знаний. Вопрос о том, к какому типу относится тот или иной урок, имеет большое практическое значение. Ведь с чего начинается подготовка учителя к занятиям? Она начинается с продумывания вопроса: какие дидактические цели предстоит осуществлять учителю на предстоящем уроке и, следовательно, каким он должен быть по своей структуре и методике? В зависимости от этого подбирается необходимый дидактический материал и определяется методика занятий. Однако, раскрывая дидактические основы урочных занятий, как и других организационных форм учебной работы, не следует забывать, что им в полной мере присущи те структурные компоненты, которые характеризуют процесс обучения в целом, а именно: целевой, по требностно-мотивационный, содержательный, операционно-деятельностный, эмоционально - волевой, контрольно - регулировочный и оценочно - результативный. Какими же особенностями с этой точки зрения характеризуются дидактические основы уроков различных типов? 2. Смешанные, или комбинированные, уроки. Свое название они получили от того, что при их проведении сочетаются и как бы смешиваются (комбинируются) различные цели и виды учебной работы, включая сюда работу над пройденным материалом, осмысление и усвоение новой темы, выработку практических умений и навыков и т. д. В смешанном уроке обычно имеют место следующие структурные компоненты (этапы): а) организация учащихся к занятиям; б) повторительно-обучающая работа по пройденному материалу; в), работа по осмыслению и усвоению нового материала; г) работа по выработке умений и навыков применения знаний на практике; д) задавание урока на дом. Важное значение имеет четкое определение обучающих, развивающих и воспитательных целей урока и каждого его этапа. Учителю необходимо обстоятельно продумать, чему он должен научить школьников, как использовать занятия для развития их мышления, памяти, познавательных способностей и интересов, какие воспитательные задачи он будет решать. Без детального определения целевых установок урока учебные занятия будут носить аморфный характер. 3. Уроки сообщения новых знании. Уроки-лекции. Само их название говорит о том, что они посвящаются главным образом работе над новым материалом. Такие уроки проводятся преимущественно в средних и старших классах, когда изучается довольно объемистый материал. В средних классах они обычно проводятся методом рассказа-объяснения, сочетающегося с беседой и демонстрацией учебно-наглядных пособий. В старших классах по такому материалу проводятся уроки-лекции, включающие в себя элементы, беседы. По сравнению с комбинированными структура этих уроков выглядит проще. Для них характерны следующие этапы: а) организация учащихся к занятиям; б) краткий опрос учащихся (фронтальная беседа) по важнейшим вопросам пройденной темы с целью установления связи нового материала с ранее изученным; в) постановка темы и определение основных целей занятий, а также сообщение плана нового материала; г) изложение новой темы; д) краткий опрос учащихся по новому материалу с целью более глубокого уяснения его узловых вопросов; е) задавание урока на дом. Как видим, при проведении этих уроков основное время затрачивается на работу над новым материалом, работа же по его закреплению (запоминанию) ограничивается лишь постановкой двух-трех контрольных вопросов учащимся. 4. Уроки закрепления изучаемого материала. Проводятся они во всех классах после изучения отдельных тем или разделов учебной программы и направлены на организацию рассредоточенного повторения пройденного материала учащимися с целью его более глубокого осмысления и усвоения. Чтобы эти занятия давали необходимый эффект, их нужно хорошо готовить. Надо, чтобы учащиеся заранее знали о времени их проведения и их основных задачах. Кроме того, учителю следует выделить основные вопросы, по которым учащиеся должны готовиться к закреплению пройденного материала. Не менее важной является и методика проведения этих уроков. Главное состоит в том, чтобы в ней правильно сочетались фронтальный и индивидуальный опрос учащихся, с письменными, устными и практическими упражнениями, а также с организацией самостоятельной учебной работы. Подобная методика работы находит свое отражение в структуре этих уроков. Как правило, начинаются они с индивидуального опроса или фронтальной беседы по пройденному материалу, затем опрос сочетается с проведением тренировочных упражнений с акцентом на закрепление более сложных вопросов темы. В конце занятий проводится небольшая самостоятельная работа. На уроках математики, физики, химии она связана с решением задач и примеров, а на занятиях по языкам учащиеся могут писать различные виды диктантов, краткие изложения, сочинения, которые затем проверяются и оцениваются учителем. 5. Уроки повторения, систематизации и обобщения изученного материала. Проводятся они в конце учебного года, когда пройден весь программный материал. Их специфической особенностью является то, что учитель для повторения, систематизации и обобщения знаний учащихся выделяет узловые вопросы программы, усвое-ние которых имеет решающее значение для овладения предметом. Важно, однако, не только определить вопросы для повторения пройденного материала, но и указать учащимся те параграфы и места в учебнике, которые им следует использовать при подготовке к занятиям. В качестве методов на этих уроках могут использоваться обзорные лекции учителя, беседы и устный опрос, организация упражнений по углублению практических умений и навыков. 6. Уроки-семинары. Уроки-конференции. В последние годы в школах широко стали применяться уроки-семинары и уроки-конференции. Их цель — активизировать самостоятельную учебную работу учащихся, стимулировать к более глубокому усвоению изучаемого материала. Учитель заранее дает вопросы для обсуждения на семинаре и указывает литературу для самостоятельной работы. Таким образом, учащиеся не только штудируют учебник, но и значительно расширяют свои знания, изучая дополнительную литературу и одновременно приобретая умение самостоятельно добывать знания. В этом состоит ценность семинарских занятий. Уроки-конференции проводятся после изучения того или иного раздела учебной программы, для углубления знаний по которому необходимо обсудить его узловые вопросы. Готовясь к конференции, учащиеся изучают рекомендованную учителем литературу, ища ответы на поставленные вопросы и вырабатывая по ним собственную точку зрения. Вот это различие суждений учащихся по изучаемой теме служит основой дискуссии и побуждает их к активному участию в конференции. 7.Уроки проверки и оценки знаний. Они проводятся после изучения крупных тем или разделов учебной программы. Эти уроки проводятся с помощью таких методов, как различные виды устного опроса, а также проведения небольших проверочных работ. Планирование учебной работы составляет разработку тематических и планово-урочных планов. Схема тематического плана
На основе тематических планов разрабатываются поурочные планы, в которых более подробно раскрыты структура, содержание, методы и приёмы обучения. Система конспекта урока: 1.тема урока 2. цель урока 3. оборудование 4.тип урока
|
|||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 599; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.205.110 (0.008 с.) |