Предмет и задачи педагогики. Роль Я.А. Каменского в становлении педагогической науки. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет и задачи педагогики. Роль Я.А. Каменского в становлении педагогической науки.



ПЕДАГОГИКА

Предмет и задачи педагогики. Роль Я.А. Каменского в становлении педагогической науки.

Педагогика – это наука о воспитании, образовании и обучении людей.

Предмет педагогики – воспитание.

Источники развития педагогики:

1.многовековой практический опыт воспитания, закрепленный в образе жизни, традициях, обрядах, обычаях (народная педагогика);

2. философские, педагогические и психологические труды;

3. текущая, мировая, отечественная практика воспитания;

4. данные педагогических исследований;

5. опыт педагогов – новаторов.

Задачи педагогики - это описание, объяснение, прогнозирование явлений и процессов, происходящих в сфере образования, а именно:

1. Установление закономерностей в воспитании, общении, образовании и управление этими процессами.

2. Изучение и обобщение опыта педагогической деятельности.

3. Разработка новых методов, форм, средств обучения и воспитания.

4. Прогнозирование развития образовательных систем.

5. Внедрение результатов педагогических исследований в практику.

Выделение педагогики из философии и оформление ее в научную систему связано с именем великого чешского педагога Яна Амоса Каменского (1592-1670). Его главный труд «Великая дидактика», вышедший в Амстердаме в 1654 году одна из первых педагогичких книг. Многие из высказанных в ней идей не утратили ни актуальности, ни своего научного значения и сегодня. Предложенные Я.А. Каменским принципы, методы, формы обучения, как, например классно- урочная система, стали основой педагогической теории.

Еще он писал такие книги, как:

Книга для родителей «Материнская школа»- книга о воспитании детей в семье; учебник «Открытая дверь языков»; 1650 г. «Мир чувственных вещей в картинках»; книга о воспитании «всеобщий совет об исправлении дел человеческих». Он создал педагогическую теорию на основе новых концепций воспитания, пытался организовать школу нового типа, составил ряд новых учебников.

В 17 веке под влиянием Каменского педагогика выделилась в самостоятельную науку. Безгранично верил в силу воспитания и формулировал его цели:

1. Познание себя и окружающего мира (умственное воспитание);

2. Управление собой (нравственное воспитание);

3. Стремление к богу (религиозное воспитание).

Настаивал на строгом учете в учебно-воспитательной работе возрастных особенностей детей.

Принципы обучения.

Принципы обучения -это основные положения определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии его общими целями и закономерностями.

1. Сознательность и активность означает, что эффективность обучения возрастает тогда, когда ученики проявляют познавательную активность, являются субъектами деятельности.

2. Наглядность в обучении обеспечивается применением разнообразных иллюстраций, демонстраций, лабораторно-практических работ, использованием ярких примеров и жизненных фактов. Особое место в осуществлении принципа наглядности имеет применение наглядных пособий, слайдов, карт, схем и т.п. Наглядность может применяться на всех этапах процесса обучения.

3. Системность требует, чтобы знания, умения и навыки формировались в системе, в определенном порядке, когда каждый новый элемент учебного материала логически связывается с другими, последующее опирается на предыдущее, готовит к усвоению нового;

4. Прочность: связана с созданием условий для надежного сохранения в памяти необходимых для будущей деятельности обучаемых знаний, овладения способами выполнения действий.

5. Научность предполагает соответствие содержания образования уровню развития современной науки и техники, опыту, накопленному мировой цивилизацией. Принцип научности требует, чтобы содержание образования, реализуемое как в учебное, так и во внеучебное время, было направлено на ознакомление обучаемых с объективными научными фактами, явлениями, законами, основными теориями и концепциями той или иной отрасли, приближаясь к раскрытию ее современных достижений и перспектив развития;

6. Доступность и посильность требует, чтобы обучение строилось на уровне реальных учебных возможностей, чтобы обучаемые не испытывали интеллектуальных, физических, моральных перегрузок, отрицательно сказывающихся на их физическом и психическом здоровье.

7. Учет возрастных и индивидуальных особенностей предполагает реализацию возрастного и индивидуального подходов. Возрастной подход предусматривает знание уровней актуального психического и личностного развития, воспитанности и социальной зрелости обучаемых. Эффективность учебной деятельности снижается, если предъявляемые требования и организационные структуры обучения отстают от возрастных возможностей учащихся или не соответствуют им.

8. Связь с теорией и практикой.

Методы обучения

Методы обучения – это совокупность способов организации познавательной деятельности учащихся. В структуре методов обучения выделяются приемы или составные части. Например, «метод упражнений» состоит из показа учителя, воспроизведения учениками, самостоятельное выполнение учениками.

Классификация методов обучения:

1) по источникам знаний: наглядные, словесные и практические методы;

- Словесные методы-методы, в которых главный источник знаний слово, устное или письменное (рассказ, объяснение учителя, лекция, дискуссия семинар, беседа, чтение учителем вслух, работа с учебником);

- Наглядные методы - основаны на непосредственном восприятии учащимися, изучение предметов явлений в натуре или на опыте (демонстрация, иллюстрация, видеометод, экологические наблюдения);

- Практические методы – методы в основе которых лежит практическая деятельность (практические работы, самостоятельные работы, работа в тетради).

1. по назначению;

2. по характеру познавательной деятельности;

- объяснительно-иллюстративный,

- репродуктивный,

- проблемное изложение,

- частично поисковый,

- исследовательский.

3. по степени активности учеников;

4. по дидактической цели.

11. Классификация форм обучения:

1) по количеству учеников:

- коллективные;

- групповые;

- индивидуальные.

2) по месту учебы:

- школьные;

- внешкольные.

3) по продолжительности:

- урок;

- сдвоенный урок;

- пара.

Основная форма обучения это урок, другие формы обучения факультатив, консультация, дополнительные задания, домашняя учебная работа, внеклассные и внешкольные занятия.

Урок – это оконченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок (элемент) учебного процесса.

Основные типы уроков:

1) Комбинированный;

2) Урок объяснение новых знаний;

3) Урок формирования умений и навыков;

4) Урок обобщения и систематизации;

5) Урок повторения и закрепления знаний;

6) Контрольно проверочные уроки.

Структура урока – это совокупность его элементов, обеспечивающих его целостность и достижение дидактической цели. Структура зависит от целей, содержания, методов, средств обучения и уровня подготовки учеников.

Основные элементы структуры урока:

1. Организация начала урока.

2. Проверка усвоения изученного материала (домашнее задание) проверка, контроль домашнего задания, подготовка к изучению нового материала. Учитель отмечает трудности выполнения.

3. Подготовительная работа к изучению нового материала.

4. Постановка целей и задач урока – обеспечивает определенность, системность и последовательность действий учащихся на уроке, имеет большое воспитательное значение.

5. Объяснение нового материала – доступная логика научных доказательств, опирающихся на имеющихся у школьников знаний.

6. Закрепление – система упражнений, самостоятельных работ, специальных заданий, проводится как часть урока или как самостоятельный урок.

7. Повторение – систематизация, обобщение, воспроизведение учебного материала по темам и разделам.

8. Подведение итогов урока - напоминание главных идее изученного, связь теоретических положений с упражнениями.

9. Задание на дом – сообщение, разъяснение способов его выполнения.

Структура комбинированного урока:

1) организационная и содержательная установка, организационный момент.

2) проверка знаний учащихся, усвоенных на предыдущих уроках (проверка домашнего задания);

3) взаимодействие учителя и учащихся на основе передачи – усвоения нового материала (объяснение нового материала);

4) закрепление изученного материала и упражнения;

5) диагностика усвоенных знаний с выставлением оценок;

6) итог урока, инструктаж по домашнему заданию.

Структура урока изучения нового материала:

1. Организация начала урока.

2. Постановка целей и задач урока.

3. организация познавательной деятельности, воспроизведение ранее изученного.

4. Объяснение нового материала.

5. итоги урока и задание на дом.

Нетрадиционный урок.

Нетрадиционным называется урок с неустановленной структурой. К ним относятся:

1. уроки усвоения новых знаний;

а) урок-лекция;

б) урок – путешествие;

в) интегрированный урок;

г) уроки исследования;

д) урок – конференция;

е) урок – пресс-конференция.

2. уроки формирования умений и навыков:

а) урок практикум;

б) урок семинар;

в) уроки ролевые игры.

3. уроки повторения обобщения, закрепления:

а) урок семинар;

б) урок диспут;

в) игровые уроки;

г) интегрированные уроки;

д) театрализованные (урок суд);

е) урок консультация;

урок соревнование.

  1. уроки повторения:

а) урок зачет,

б) урок викторина,

в) смотр знаний,

г) защита творческих работ,

д) творческие отчеты.

Содержание, пути и формы нравственного воспитания в современных условиях.

Мораль – сумма правил, требований, норм, регулирующих взаимные отношения м/у людьми.

Нравственность конкретного человека – освоенная внутренне принятая общественная мораль, регулирующая его поведения, опирающаяся на убеждения и чувства совести.

Нравственное воспитание – целенаправленные и систематическое воздействие на сознание, волю, чувства и поведения воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.

Задачи:

1. Формирование нравственного сознания (нравственный идеал, этические ценности, нормы, моральные мотивации, этическая оценка)

3. Развитие нравственных чувств (милосердие, сострадание, совесть, ответственность, чувства долга, честь, достоинства, ненависть, зависть)

3. Формирование опыта поведения соответствующим принятым нормам, выработка нравственных привычек.

Последовательность нравственного поведения:

1.Ситуация

2.Нравственного переживания

3.Решение

4.Поступок

Пути осуществления нравственного воспитания:

1.В учебном процессе.

2.Нравственное просвещение во внеклассной работе с использованием возможностей учреждений культуры здравоохранение и правоохранительных органов

3.Формирование нравственного опыта в процессе коллективного общения и совместной деятельности

4.Семейное воспитание и взаимодействие семьи и школы

Методы и формы нравственного воспитания:

1.Нравственное просвещение

2.Различные виды деятельности учащихся

2.Создание воспитывающих ситуаций

4.Ролевые игры

5.Специальные уроки (этические)

6.Этические беседы

7.Дискуссии

8.Тематические вечера

9.Встречи, конференции

Критерии нравственной воспитанности

1.Знание нравственных норм.

2.Наличие в сознании нравственных правил, потребность и умение их выполнять.

3.Способность переживать нравственные чувства.

4.Поведение в соответствии с нравственными нормами.

Кколлектив и личность.

Антон Семенович Макаренко «О формировании коллектива» коллектив – это социальная общность людей объединенных на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентаций и общения.

Функции коллектива.

Перезиптивная

Коммуникативная

Интерактивная – передача опыта, отношений.

Коллектив может рассматриваться как модель общества и база для накопления опыта общения личности, освоения социальных ролей.

Типы коллективов

По внешне заданной функции

- производственные

- воспитательные

Воспитательные функции

В семье формируются многие качества, нигде больше сформированные не могут.

Влияние семьи на ребенка сильнее других влияний и с его возрастом оно ослабевает.

Семья осуществляет социализацию личности.

Семья обеспечивает преемственность традиций.

Важнейшая социальная функция.

Типы семей

Семьи уважающие детей (наиболее благоприятные).

Отзывчивые семьи

Материально-ориентированные семьи

Враждебные семьи

Антисоциальные семьи

Стили взаимоотношений

- сотворчество

- сотрудничество

- парететическая (равная)

- независимая

- конкурентные

- конфликтные

- авторитарные (стремление показать превосходство)

Семья всегда связано с обществом, с государством и общественными ситуациями.

22. Классный руководитель. Содержание, планирование и анализ его воспитательной деятельности.

В общеобразовательной школе РФ классный руководитель – это учитель, осуществляющий наряду с преподаванием общественную работу по организации и воспитанию учебного коллектива определенного класса. Классный руководитель отвечает за содержание воспитательного процесса, проводит диагностику успеваемости, посещаемости и дисциплины в классе, осуществляет работу с родителями и координирующую деятельность следующих коллективов:

- ученики класса (способствует организации самоуправления, установлению взаимности, формированию коллектива, отношение ответственной зависимости и предупреждение конфликтных ситуаций и их разрешение.)

- родители (обмен информацией, выработка единства требований, участие родителей в отдельных формах педагогической работы)

- коллектив учителей (обмен информацией, выработка единых требований, совместные формы работы- интегрированные уроки.)

- администрация, общественность (обмен информацией и выработка единых требований)

Функции классного руководителя:

- организаторская

- воспитательная

- координационно-информационная

- психологическая

- стимулирующая - тормозящая

- импровизационно-творческая

Содержание работы классного руководителя:

- всестороннее изучение учащихся

- создание актива класса

- разъяснение устава школа или правил для учащихся

- наблюдение за успеваемостью, дисциплиной, общественной работой и досугом учащихся.

- организация внеклассных и внешкольных мероприятий

- взаимодействие с родителями учащихся

- организация работы родительского комитета класса

- принятие мер по предупреждению отсева учащихся из школы

- составление плана работы

- заполнение журнала класса

- представление отчетов администрации

- работа в методическом объединении классных руководителей

- стимулирование позитивного поведения учащихся

- коррекция межличностных отношений

- оказание помощи учащимся в затруднительных ситуациях

Классный руководитель выполняет ежедневно:

- отмечает отсутствующих

- осуществляет помощь органам учебного самоуправления

- осуществляет контроль за внешним видом учащихся (вторая обувь)

- контроль за питанием и культурой поведения в столовой

- дежурство по классу

Классный руководитель еженедельно:

- проверка дневников

- ведение классного журнала

- контроль за санитарным состоянием участков

- сбор денег

Ежемесячно классный руководитель:

- организует класс на участие в делах школы

- помогает активу класса подводить итоги деятельности коллектива

- организует санитарную уборку класса и территории

Каждую четверть классный руководитель:

- родительское собрание

- организует дежурство по школе

- изучает условия семейного воспитания

- составляет или уточняет социальный паспорт класса

- уточняет план воспитательной работы

- следит за выставлением оценок по четвертям и объявляет ученикам

- подсчитывает количество пропусков и объявляет родителям

Формы работы классного руководителя – классный час (час знаний, анализ успеваемости, час труда, час коллектива – чаепитие, час творчества, обсуждение итогов, час семьи.)

Важной задачей классного руководителя является изучение личности ученика, изучение деятельности коллектива класса, формирование детского коллектива. Аналитическая деятельность классного руководителя состоит в следующем:

- изучение личности ученика и составление характеристик, изучение предметно-пространственного окружения школьника.

- социально психологический климат класса

- вовлеченность учеников в жизнь класса или школы

- продолжение отношения к отдельным ученикам и ко всему классу педагогов

- составляет документацию, которая фиксирует прослеживание личностью развития детей.

- анализирует психическое здоровье школьников

- анализирует поведение детей на фоне общественных норм поведения в школе

- анализирует систему ценностных предпосылок ученика и коллектива

Программа создания личности школьников должна включать семейное окружение, состав семьи, отношения в семье, изучение материальной обеспеченности, условий для учебы. Классный руководитель может использовать в работе тесты, анкеты, опросы, беседы и др. Классный руководитель составляет план работы который является основным документом, способствующим организации целостного воспитательного процесса. Структура класса определяется основными видами деятельности и может включать в себя общешкольные мероприятия, работу с учителями, родителями, учениками, общественностью. Составляется на четверть, утверждается завучем по воспитательной работе. В конце каждой четверти классный руководитель составляет отчет, в котором отражает успеваемость, посещаемость, дисциплину и проведение мероприятий, а также участие в общественных мероприятиях. Классный руководитель составляет тематику родительских собраний на год (не меньше пяти). Обычно они проходят раз в четверть и плюс в конце года. На каждом собрании должно быть выступление по предложенным темам.

Критерий оценки работы классного руководителя:

- культура самого педагога

- критерий воспитательной цели

- мера изменения детей в процессе работы с ними

Также необходимо учитывать личность классного руководителя, интерес к жизни педагога, интерес к человеку, уважительное отношение к тайнам, интерес к культуре.

Планирование работы школы. Устав школы.

Планирование – подготовительный этап каждого управленческого цикла. Оно может быть текстовым, графическим, смешанным.

Виды планирования:

- перспективный план работы школы

- годовой план учебно-воспитательной работы

- графический план работы

- план-график внутришкольного контроля над четвертью

- план общественных организаций

Один из вариантов планов учебно-воспитательной работы:

- ведение (анализ, задачи)

- закон об образовании

- работа с кадрами

- руководство учебно-воспитательным процессом:

- учебная

- внеурочная

- педагогический контроль

- работа с родителями и общественностью

- материально-техническая база

- приложение:

- план работы методических

- план работы библиотеки

- план работы родительского комитета

- план работы молодежных объединений

- устав – собрание правил определяющих устройство и деятельность каких-либо организаций. В уставе должны быть следующие разделы.

- краткое описание школы, язык обучения, цели обучения, воспитание.

Управление школой:

- директор (права, обязанности)

- права и обязанности завуча

- совет школы

- педагогический совет

- комплектование школы

- охрана здоровья и жизни детей

Организация учебно-воспитательного процесса:

- стандарт образования

- учебная программа

- факультатив

- классы коррекции

- начальное профессиональное образование

- платные дополнительные услуги

- режим дня

Учителя:

- права и обязанности

- нагрузка

- классное руководство

- повышенная квалификация

Ученики:

- права и обязанности

Технические служащие:

- права и обязанности

Родители:

- связь с общественностью

Трудовое воспитание.

Материально-финансовое обслуживание.

Оздоровительные мероприятия.

Усилением общественного характера управления является разгосударствление системы образования.

Содержание школьного курса экологии, его компоненты. Альтернативные программы

На сегодняшний день существует множество подходов к пониманию содержания образования, в том числе и содержания курса экологии.

Содержание образования – система научных знаний, умений и навыков, нравственно-эстетических и мировоззренческих идей, элементы познавательного, трудового, социального и творческого опыта.

Компоненты содержания школьной экологии:

1. Знания:

1.1 Методологические;

1.2 Теоретические:

1.2.1 Понятия:

1.2.1.1 Общие;

1.2.1.2 Единичные;

1.2.2 Закономерности;

1.2.3 Причинно-следственные связи;

1.3 Эмпирические:

1.3.1 Представления;

1.3.2 Факты;

2. Умения:

2.1 Общеучебные;

2.2 Специфические;

3. Опыт творческой деятельности;

4. Опыт эмоционально-ценностного отношения

к миру и действительности.

 

1. Знания - отражение человеком объективной действительности в форме фактов, понятий, представлений, законов и т. д.

1.1 Методологические знания – знания о способах и методах изучения экологии в школе. Составляют аппарат мышления школьников. По средствам их ученики выражают свое отношение к миру, т. е. формирую мировоззренческие идеи. Мировоззренческие идеи выполняют функции инструмента познания при изучении не только экологии, но и др. предметов.

1.2 Теоретические знания – это понятия, связи, законы, закономерности, теории, концепции, причинно-следственные связи:

1.2.1 Понятия – форма мышления, которая отражает предметы, процессы и явления в виде их общих черт или признаков. Понятия закрепляются терминами. Понятия имеют строгое логическое определение и выделены в программе как единицы, заданные для усвоения. Овладеть ими значит не только усвоить его содержание, но и уметь использовать его в ходе учебного познания:

1.2.1.1 Общие понятия – понятия о целых классах однородных явлений, процессов и объектов, которые имеют общие названия. Содержание понятий раскрывается в определении.

1.2.1.2 Единичные понятия – понятия о конкретных явлениях, процессах и объектах, имеющих собственное название. Содержание понятий раскрывается в описании или характеристике.

Критерии усвоения понятия:

1 – ученик знает его определение и содержание;

2 – приводит примеры;

3 – демонстрирует знания элементов понятия;

4 – видит место понятия в общей системе знаний по конкретной теме;

5 – способен применять усвоенное понятие в известной ситуации, а также переводить его в новые условия.

1.2.2 Закономерности выражают наиболее устоявшиеся связи между явлениями, процессами и объектами, которые регулярно повторяются, чем они и отличаются от причинно-следственных связей.

Усвоение знаний об экологических закономерностях:

1 – наблюдение за объектами, процессами и явлениями; выявление их специфических свойств, особенностей возникновения и развития;

2 – выявление в материале различных связей, имеющих закономерный характер;

3 – применение и конкретизация закономерностей.

1.2.3 Причинно-следственные связи характеризуют глубинные связи объектов, процессов, явлений и т. д.

Усвоение причинно-следственных связей:

1 – научиться самостоятельно отыскивать причины изучаемых явлений и процессов;

2 – обучение умению различать причины и следствия;

3 – тренировочные упражнения в нахождении связей;

4 – самостоятельное связывание причин и следствий, рисование схем;

5 – перенос приемов в новые условия.

1.3 Эмпирические знания – это факты и представления, которые служат базой для формирования теоретических знаний.

1.3.1 Представления – чувственно-наглядные образы экологических объектов, явлений и процессов, которые в данный момент не наблюдаются учениками. Создаются за счет различных средств обучения.

Виды представлений: - память (увиденное ранее); - воображение (при чтении или слушанье).

Источники информации: - окружающая местность; - средства обучения; - живое слово обучения.

Благодаря представлениям создается благоприятный фон для восприятия сложного теоретического материала.

1.3.2 Факты – непосредственно воспринимаемые события или явления окружающей действительности. Облегчает понимание материала.

Значение экологических фактов:

1 – база для выводов теоретического содержания;

2 – конкретизация выводов;

3 – полнота сведений об изучаемом объекте.

Методика изучения экологических фактов:

1 – группировка фактов вокруг определенных понятий;

2 – обучение самостоятельному поиску фактов;

3 – осмысление фактов;

4 – обобщение фактических данных.

 

2. Умения – готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические действия на основе усвоенных знаний и жизненного опыта или знания о способах деятельности и сами действия, освоенные в процессе выполнения упражнений. Умения – это знания в действии. Умение– операционная часть знания. Умения могут быть: общеучебными (умение читать, осознавать смысл прочитанного, работать с различной литературой); интеллектуальными (выделять главное, сравнивать, анализировать, делать выводы, обобщать, наблюдать и т. д.); коммуникативными (слушать и слышать, отстаивать и аргументировать свою позицию, выстраивать систему доказательств); исследовательскими (поставить проблему, выдвинуть гипотезу, предложить эксперимент и т. д.).

2.1 Общеучебные умения – это умения работать с источниками информации, обобщать, делать выводы и т. п.

2.2 Специфические экологические умения – умения давать экологическую характеристику, употреблять экологические понятия при изучении конкретных явлений, процессов и объектов и т. д.

 

3. Опыт творческой деятельности – надпредметное содержание, умственные действия различного характера. Достигается путем применения проблемного обучения.

Критерии творческой деятельности:

1 – самостоятельный перенос знаний в новую ситуацию;

2 – самостоятельное предложение вариантов при решении проблемы;

3 – умение составить прогноз;

4 – видение новой проблемы в стандартной ситуации.

 

4. Опыт эмоционально-ценностного отношения к миру и к действительности включает взгляды, убеждения, ценностные ориентации, которые формируются в процессе учебной и практической деятельности.

Объекты, к которым формируются эмоционально-ценностное отношение:

1 – школьник («я»);

2 – естественная природа;

3 – другие люди или общественные группы;

4 – природа, преобразованная человеком;

5 – производственные объекты.

Условия накопления у учащихся опыта эмоционально-ценностного отношения к миру:

1 – отбор эмоционально воздействующего на ученика материала;

2 – высокая речевая культура педагога;

3 – творческая самоотдача учителя на уроке;

4 – включение в учебно-воспитательный процесс проблемных заданий;

5 – учет интересов учащихся;

6 – использование различных средств и методов обучения;

7 – разнообразие видов познавательной деятельности на уроке.

 

Альтернативные программы.

Кроме программы обучения экологии в школе по учебнику Черновой Н. М. «Основы экологии» в России существуют и другие программы:

- Жидкин В. И. Программа по экологии за 10 (11) класс;

- Криксунов Е. А., Пасечник В. В. «Экология» 10 (11) класс;

- Грачева Л. М., Чурюпкина В. П. Программа курса эологического состояния России за 9 класс (Пензенская область, 2006 г.);

- Кудрицкая Л. В.Программа элективного курса «Будущее моего района в зеркале глобальных проблем человечества» за 9 класс (Хабаровский край, 2005 г.);

- Винокурова Н. Ф., Смирнова О. В. Программа геоэкологического предпрофильного курса «Природное и культурное наследие России и родного края» за 8 (9) класс (г. Н. Новгород, 2005 г.).

Направления совершенствования программ по экологии:

1. Интеграция: объединение курсов физической и экономической географии, физики и химии, истории и других предметов, где экологические знания тесно взаимосвязаны;

2. Гуманизация: усиление внимания к человеческому личностному фактору и социальным аспектам жизни общества;

3. Экономизация: усиление внимания к понятиям экономики, изучение трудовой деятельности людей;

4. Политизация: усиление внимания к процессам и явлениям, происходящим на политической арене мира;

5. Практическое направление: особое внимание к формированию специфических для экологии умений и навыков, раскрытие прикладного, конструктивного характера школьной экологии.

 

Проблемное обучение на уроках экологии. Самостоятельная работа и развитие творческих способностей учащихся в процессе преподавания экологии в школе

Проблемное обучение – дидактический подход, учитывающий психологические закономерности самостоятельной мыслительной деятельности ученика. Проблемное обучение основано на использовании эвристических методов.

Цель проблемного обучения – развитие эвристических умений в процессе разрешения проблемных ситуаций как теоретического, так и практического характера.

Понятия проблемного обучения:

1. Проблемная ситуация – состояние интеллектуального затруднения ученика. Проблемная ситуация переходит в учебную проблему.

2. Учебная проблема – это тот элемент проблемной ситуации, который вызвал затруднение. Учебная проблема переходит в проблемный вопрос или задачу.

3. Проблемный вопрос (проблемная задача) – это форма выражения проблемы.

 

Этапы решения проблемы:

 

Этапы Суть этапа Прием учебной работы
I: Осознание проблемы, вскрытие противоречия Обнаружение скрытого противоречия в проблемном вопросе Установление причинно-следственных связей, нахождение разрывов в связях
II: Формулировка гипотезы Обозначение с помощью гипотезы основного направления поиска ответа Выдвижение гипотезы
III: Доказательство гипотезы Доказательство или опровержение предположения Обоснование гипотезы
IV: Общий вывод Обогащение ранее сформулированных причинно-следственных связей новым содержанием Установление причинно-следственных связей

 

Преимущества:

1. самостоятельное добывание знаний путем собственной творческой деятельности;

2. высокий интерес к учебному труду;

3. развитие продуктивного мышления;

4. прочные и действенные результаты обучения.

Недостатки:

1. слабая управляемость познавательной деятельности учащихся;

2. большие затраты времени и энергии на достижение запланированных целей.

Деятельность учителя:

1. определение проблем и формулирование проблемных заданий;

2. определение способа включения задания в учебный процесс;

3. определение вариантов решения проблемы учащимися;

4. руководство деятельностью школьников во время рассмотрения ими проблемы;

5. помощь учащимся в выборе планов решения и анализе условий;

6. консультирование и помощь в самоконтроле;

7. организация общего рассуждения решения проблемы, разбор ошибок.

Виды проблемных заданий в экологии:

1. Задания на установление многозначных причинно-следственных связей;

2. Задания, в основе которых лежит научно обоснованная гипотеза;

3. Задания-парадоксы.

Необходимое условие проблемного обучения заключается в том, что проблемы должны быть доступными и интересными для учащихся.

Урок как основная форма обучения экологии. Типы уроков. Планирование учебной деятельности.

1. Понятие об уроке как организационной форме обучения. Классификация уроков. Урок как форма обучения относится к классно-урочной системе - обучения. Он является коллективной формой организации обучения, которой, как отмечено в предыдущей главе, присущи постоянный состав учащихся, определенные временные рамки занятий (45 мин), твердо установленное расписание и организация учебной работы над одним и тем же материалом.

Анализ проводимых в школе уроков показывает, что их структура и методика во многом зависят от тех дидактических целей и задач, которые решаются,в процессе изучения той или иной темы. Все это позволяет говорить о методическом разнообразии уроков и выделять те из них, которые характеризуются рядом общих особенностей. Основными типами уроков, которые проводятся в советской школе, являются следующие:

а) уроки смешанные, или комбинированные;

б) уроки сообщения новых знаний учителем;

в) уроки закрепления изученного материала;

г) уроки повторения, систематизации и обобщения изученного материала;

д) уроки проверки и оценки знаний.

Вопрос о том, к какому типу относится тот или иной урок, имеет большое практическое значение. Ведь с чего начинается подготовка учителя к занятиям? Она начинается с продумывания вопроса: какие дидактические цели предстоит осуществлять учителю на предстоящем уроке и, следовательно, каким он должен быть по своей структуре и методике? В зависимости от этого подбирается необходимый дидактический материал и определяется методика занятий.

Однако, раскрывая дидактические основы урочных занятий, как и других организационных форм учебной работы, не следует забывать, что им в полной мере присущи те структурные компоненты, которые характеризуют процесс обучения в целом, а именно: целевой, по требностно-мотивационный, содержательный, операционно-деятельностный, эмоционально - волевой, контрольно - регулировочный и оценочно - результативный. Какими же особенностями с этой точки зрения характеризуются дидактические основы уроков различных типов?

2. Смешанные, или комбинированные, уроки. Свое название они получили от того, что при их проведении сочетаются и как бы смешиваются (комбинируются) различные цели и виды учебной работы, включая сюда работу над пройденным материалом, осмысление и усвоение новой темы, выработку практических умений и навыков и т. д. В смешанном уроке обычно имеют место следующие структурные компоненты (этапы):

а) организация учащихся к занятиям;

б) повторительно-обучающая работа по пройденному материалу;

в), работа по осмыслению и усвоению нового материала;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 620; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.187.121 (0.231 с.)