Вопрос Теоретические основы системо-развивающего обучения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос Теоретические основы системо-развивающего обучения.



Развивающее обучение – направление в теории и практике образования, ориентирующее на развитие физических, познавательных и нравственных способностей учащихся путем использования их потенциальных способностей.

Основы теории развивающего обучения были заложены Л. С. Выгодским в 30-е годы, при рассмотрении им вопроса о соотношении обучения и развития. В то время существовали три основных подхода к решению этого вопроса. В трактовке сторонника первого из них (З. Фрейд, Ж. Пьяже и др.) развитие человека не зависит сколько-нибудь существенно от его обучения. Обучение рассматривается как процесс, который так или иначе должен быть согласован с ходом развития, но если сам по себе в развитии не участвующий. Согласно такой теории развитие должно совершить определенный законченный цикл, определенные функции должны созреть прежде, чем школа может приступить к обучению конкретным знаниям и навыкам ребенка. Циклу развития всегда предшествует цикл обучения.

В рамках второго подхода (У. Джеймс, Э. Торндайк и др.) обучение отождествлялось с развитием, которое истолковывалось как накопление человеком разного рода привычек в процессе обучения. По этой теории любое обучение становится развивающим.

В третьей теории (К. Коффка и др.) сделана попытка преодолеть крайности двух первых подходов. Развитие мыслится как процесс, от обучения не зависимый, а само обучение, в ходе которого ребенок приобретает новые формы поведения, мыслится тождественным с развитием.

Эти три теории с некоторыми модификациями существуют и в современной психологии.

Выгодский не соглашался ни с одной из этих теорий и сформулировал собственную гипотезу об отношении обучения и развития. Согласно Выгодскому, существует единство, но не тождество процессов обучения и внутренних процессов развития. При обосновании своей гипотезы Выгодский изложил содержание основного генетического закона развития психических функций человека. По Выгодскому, всякая высшая психическая функция в развитии ребенка появляется дважды – сперва как деятельность коллектива, во второй раз как деятельность индивидуальности. Эта гипотеза до сих пор по уровню своей перспективной научно-практической значимости стоит выше всех теорий, относящихся к вопросу о связи обучения и развития.

С конца 50-х годов гипотезу Выгодского о развивающем обучении на широкой экспериментальной основе проверяют, обосновывают и конкретизируют два научно-практических коллектива, созданные Л. В. Занковым и Д.Б. Элькониным. Эти коллективы перенесли результаты своей многолетней экспериментальной работы в практику массовой школы и оформили их в виде целостных систем развивающего обучения. Занков поставил задачу построить новую дидактическую систему, основанную на взаимосвязанных принципах:

- обучение на высоком уровне трудности

- ведущая роль теоретических знаний

- высокий темп изучаемого материала

- осознание школьниками процесса учения

- систематическая работа над развитием всех учащихся

Эти принципы были конкретизированы в программах обучения младших школьников грамматике и орфографии, русскому языку, чтению и т. д. Согласно взглядам Занкова, развивающее значение имеет само обучение.

Коллектив, созданный Д. Б. Элькониным, в своей экспериментальной работе стремился точно следовать существенным моментам гипотезы Выгодского и на широком фактическом материале превратить ее в развернутую теорию развивающего обучения. Прежде всего выявлены основные психологические новообразования у младшего школьного возраста – это учебная деятельность и ее субъект, абстрактно-теоретическое мышлении, произвольное управление с поведением. Было также обнаружено, что традиционное начальное образование не обеспечивает полноценного развития у младших школьников этих новообразований, и создает в работе с детьми необходимую зон их ближнего развития, а тренирует и закрепляет те психические функции, которые в своей основе возникают у людей еще в дошкольном возрасте (чувственное наблюдение и эмпирическое мышление).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 276; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.127.141 (0.004 с.)