Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие общения. Виды и функции общения.

Поиск

Общение – это сложный и многоплановый процесс установленных контактов между людьми порождает потребности в совместной деятельности и включает в себя обмен информацией, восприятие и понимание человеком человека и взаимодействие людей друг с другом.

Функции общения:

1.коммуникативная, которая заключается в обмене информации.

2.перцептивная - восприятие и понимание

3.интерактивная - это взаимодействие людей в процессе общения.

Общение всегда направленно на другого человека или других людей, в процессе происходит воздействие одного человека на другого. Виды: 1. зависимость от способов контакта: неопосредственное и апосредственное (с помощью определенных средств). 2. В зависимости от общения: формальные (деловые), межличностные. 3. В зависимости от определенных средств: вербальное (осуществляется с помощью речи), не вербальное (все, что осуществляется не речью: визуальные средства, мимика, пантомимика, оформление внешнего обмена.

Межличностная дистанция: интимная зона до 0,5м., личностное общение от 0,5-1м, от 1,5-3м - деловая зона, более 3м – публичная зона.

7. Понятие индивида. Индивидные свойства че­ловека.

Человек как представитель вида Homo sapiens – индивид. Человек как индивид обладает индивидными свойствами, которые определяются генетическими и фи­зиологическими законами, что очень ограничивает воз­можности их изменения.

Индивидные свойства – биологи­ческие предпосылки для развития личностных качеств, но сами по себе они не являются психическими.

Группы ин­дивидных свойств: 1) нейропсихологические, 2) конститу­циональные, 3) возрастные, 4) половые, 5) сенсомоторные, 6) нейродинамические.

Нейропсихологические свойства связаны с деятельностью головного мозга. В коре голов­ного мозга существуют участки, отвечающие за психиче­ские функции. Головной мозг имеет симметрию по полу­шариям, левое полушарие отвечает за рациональное логи­ческое мышление, правое – за эмоции, интуицию, образы.

Конституциональные свойства связаны с телосложением, внешним обликом. Существуют теории, в которых про­слеживается взаимосвязь между телосложением и харак­тером. Например, психиатры Кречмир и Шелдон выделили типы телосложения и установили связь между ними и типами характера. Классификация Кречмира:

1) астенический тип – высокие, худощавые, с длинными конечностями, слабый тип нервной системы, пониженный фон настроения, склонность к рациональному мышлению;

2) пикнический тип – средний рост, округлые формы, веселый нрав, склонность к маниакально-депрессивному психозу;

3) атлетический тип – пропорциональное сложение, спокойный, уравновешенный, склонность к физическому труду.

Возрастные свойства определяются естественным созреванием организма, это влияет на возрастные сроки развития психических функций. Сензитивные периоды – периоды, наиболее благоприятные для развития психических функций. Биологический пол определяет гормональные и конституциональные особенности человека.

Сенсомоторные свойства – система органов чувств и органов движения. На основе деятельности органов чувств происходят ощущения. Органы движения связаны с органами чувств.

Нейродинамические свойства определяют протекание нервных процессов в головном мозге и нервной системе. Основные нервные процессы: возбуждение и торможение.

Павлов выделил 3 основные характеристики нервных процессов:

1) сила – интенсивность протекания процессов,

2) подвижность – скорость протекания процессов,

3) уравновешенность – преобладание одного из процессов. На основе нейродинамических свойств формируется темперамент.

8. Темперамент, типы темперамента.

Темперамент – индивидуальные своеобразные свойства психики, которые определяют динамику протекания психической деятельности и которые не сводятся и не зависят от мотивов, целей деятельности. Учение о темпераменте возникло в Древней Греции и было основано врачом Галеном.

Типы темперамента: 1) сангвинический(сильный, уравновешенный, подвижный) обладает быстрой скоростью реакции, его поступки обдуманы, жизнерадостен. Подвижность его нервной системы обуславливает изменчивость чувств, привязанностей, интересов, взглядов. Это общительный и отзывчивый человек. Легко сходится с новыми людьми. Он продуктивный деятель, но лишь тогда когда много интересных дел, в противном случае он становится скучным, вялым. Психические св-ва: скорость психических реакций высокая; экстраверт; пластичный; умеренная возбудимость; средняя сила эмоций; эмоционально устойчив.

2)холерический-(сильный, неуравновешенный, подвижный). Реагирует очень быстро, часто необдуманно, не успевает затормозить, вспыльчив. Неуравновешенность его нервной системы предопределяет цикличность в смене его активности и бодрости. Чередование «+» циклов подъёма настроения и энергичности с «-«циклами спада, депрессии обуславливает неровность поведения и самочувствия, его повышенную подверженность к появлению невротических срывов и конфликтов с людьми. Психические св-ва: скорость психических реакций оч высокая; экстраверт; пластичный; высокая возбудимость; оч большая сила эмоций; эмоционально не устойчив.

3) флегматический - сильный, уравновешенный, инертный. Реагирует медленно, неразговорчив, трудно развеселить, разозлить; обладает высокой работоспособностью, хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям, трудностям, но не способен быстро реагировать в неожиданных новых ситуациях. Прочно запоминает всё усвоенное, не способен отказаться от выработанных навыков и стереотипов, трудно и замедленно приспосабливается к новым условиям. Настроение стабильное, ровное. Психические св-ва: интроверт, ригидный; слабая возбудимость; эмоцианально оч устойчив

4) меланхолический – слабый, неуравновешенный, нервные процессы малоподвижны. Обладает повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям. Повышенная чувствительность приводит к быстрому утомлению и падению работоспособности. Настроение оч изменчиво, но обычно меланхолик старается скрыть, не проявлять внешне своих чувств. Но, обладая высокой чувствительностью н/с часто имеют выраженные художественные и интеллектуальные способности. Психические св-ва: скорость психических реакций средняя, интроверт высокая возбудимость; эмоционально оч не устойчив. С развитием учения о высшей нервной деятельности Павлова было установлено, что в основе темперамента лежат свойства нервной системы.

В чистом виде типы темпераментов встречаются нечасто. Чаще встречается смешанный тип темперамента.

9. Понятие личности в психологии. Уровни личностной зрелости.

Человек – часть живой природы, но в то же время он – член общества, поэтому его поведение отличается от поведения животных: 1) человек подчиняется социальным нормам и законам, а животные подчиняются инстинктам; 2) человек становится личностью в той мере, в какой он овладел социальными нормами; 3) человеческое общество вырабатывает законы и правила, которые регулируют поведение людей; 4) нарушение этих правил наказывается определенным образом.

В процессе усвоения социальных норм человек учится подчинять свое индивидное поведение социальным правилам. Процесс формирования личности длительный и противоречивый. В процессе формирования личности выделяется несколько уровней личностной зрелости:

· нулевой уровень – человек не знает социальных норм;

· первый уровень – человек усвоил нормы, но у него не вырабатывалась потребность жить в соответствии с этими нормами;

· высший уровень – у человека сформировались внутренние потребности жить в соответствии с социальными нормами, у человека формируются механизмы совести.

В критической ситуации для испытания личностной зрелости используется ситуация искушения, в которой сталкивается индивидная и личностная сущность. В процессе формирования человека как личности происходят изменения в психической организации человека:

1) из неосознаваемых психические процессы становятся осознаваемыми;

2) из непроизвольных процессов формируется произвольное поведение.

Процесс формирования личности – социализация.

10. Психологическая структура личности.

Личность – сложная система, состоящая из множества взаимосвязанных элементов или подструктур. Существует множество теоретических концепций, рассматривающих структуру личности:

1) психоаналитический подход: Фрейд рассматривал личность как систему Оно – Я – Сверх-Я. Оно – бессознательное (желания, влечения, инстинкты), Я – сфера сознания, Сверх-Я – социальные нормы, законы.

2) гуманистическая психология (К.Роджерс, Э.Фромм, А.Маслоу): в основе формирования личности лежит стремление человека к самоактуализации.

3) системный подход: личность включает в себя компо­ненты: познавательная сфера, потребностно-мотивацион­ная сфера, эмоциональная сфера, волевая сфера, способ­ности, характер, самосознание.

Познавательная сфера выполняет функцию ориентировки человека в окружающем мире и в самом себе. Она включает в себя познавательные процессы – ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, воображение.

Потребностно-мотивационная сфера выполняет функцию побуждения человека к действию, является источником активности.

Эмоциональная сфера выполняет функцию субъективной оценки значимости различных жизненных ситуаций. Она представлена различными по силе, знаку, окраске эмоциями.

Волевая сфера, воля – система психических механизмов сознательной саморегуляции человеком своего поведения, выражающаяся в преодолении внутренних и внешних препятствий, стоящих на пути к поставленной цели. Воля всегда связана с личностным поведением.

Способности – индивидуальные психологические особенности личности, являющиеся условием успешного освоения и выполнения какой-либо деятельности. В структуре способностей всегда есть врожденный компонент – задаток, и специальное обучение. Выделяются общие (интеллектуальные) и специальные способности.

Характер – совокупность устойчивых личностных черт, определяющих отношение человека к чему-либо, и способы поведения в различных жизненных ситуациях; характер – ядро личности.

Самосознание – особая личностная подструктура, которая выражается в осознании личностью самой себя, способности отделять себя от остального мира. В самосознании выделяются самопознание, отношение к самому себе, саморегуляция.

Самооценка – оценка в сравнении с другими. Она бывает адекватная (правильная оценка себя) и неадекватная (завышенная и заниженная).

11. Факторы и закономерности развития личности.

Для развития человека как личности необходимо, чтобы выполнялся ряд условий:

1) нормальная индивидная природа (исходное условие);

2) организовать процесс усвоения социальных норм - воспитание;

3) наличие соответствующей социальной среды; выделяется ближняя социальная среда (родители, семья), социальные институты, отдаленная социальная среда;

4) личность в процессе овладения социальными нормами проявляет свою активность, человек в конкретной деятельности проявляет те или иные правила поведения.

Развитие личности – не случайный, а закономерный процесс, который подчиняется определенным правилам – законам психического развития:

I. источник и движущая сила развития личности – потребность;

II. развитие личности имеет скачкообразный характер, то есть происходит через кризисы – противоречия между растущими потребностями и имеющимися возможностями.

III. развитие личности происходит поэтапно.

Кризисы:

1) кризис раннего детства, 1 – 2 года

2) кризис дошкольного возраста, 3 года

3) кризис младшего школьного возраста, 6 – 7 лет

4) кризис подросткового возраста, 11 – 13 лет.

Этапы развития личности:

1) младенческий – рождение – 1 год

2) раннее детство – 1 – 3 года

3) дошкольный возраст – 3 – 6-7 лет

4) младшешкольный возраст – 6-7 – 11 лет

5) подростковый возраст – 11 – 14 лет

6) ранняя юность – 14 – 17 лет

7) юность – 17 – 23 года

8) молодость – 23 – 28-30 лет

9) зрелость – 30 – 55 лет

10) пожилой возраст – 55 – 70 лет

12. Возрастная периодизация психического развития личности.

Этапы развития личности:

1) младенческий – рождение – 1 год, ведущая деятельность – эмоциональное общение

2) раннее детство – 1 – 3 года, предметно-манипуля­тивная деятельность

3) дошкольный возраст – 3 – 6-7 лет, сюжетно-роле­вая игра

4) младшешкольный возраст – 6-7 – 11 лет, учебная деятельность

5) подростковый возраст – 11 – 14 лет, интимно-лично­стное общение

6) ранняя юность – 14 – 17 лет, профессионально-ори­ентирующая учебная деятельность

7) юность – 17 – 23 года

8) молодость – 23 – 28-30 лет

9) зрелость – 30 – 55 лет

10) пожилой возраст – 55 – 70 лет



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 299; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.78.242 (0.012 с.)