Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие общения. Виды и функции общения.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Общение – это сложный и многоплановый процесс установленных контактов между людьми порождает потребности в совместной деятельности и включает в себя обмен информацией, восприятие и понимание человеком человека и взаимодействие людей друг с другом. Функции общения: 1.коммуникативная, которая заключается в обмене информации. 2.перцептивная - восприятие и понимание 3.интерактивная - это взаимодействие людей в процессе общения. Общение всегда направленно на другого человека или других людей, в процессе происходит воздействие одного человека на другого. Виды: 1. зависимость от способов контакта: неопосредственное и апосредственное (с помощью определенных средств). 2. В зависимости от общения: формальные (деловые), межличностные. 3. В зависимости от определенных средств: вербальное (осуществляется с помощью речи), не вербальное (все, что осуществляется не речью: визуальные средства, мимика, пантомимика, оформление внешнего обмена. Межличностная дистанция: интимная зона до 0,5м., личностное общение от 0,5-1м, от 1,5-3м - деловая зона, более 3м – публичная зона. 7. Понятие индивида. Индивидные свойства человека. Человек как представитель вида Homo sapiens – индивид. Человек как индивид обладает индивидными свойствами, которые определяются генетическими и физиологическими законами, что очень ограничивает возможности их изменения. Индивидные свойства – биологические предпосылки для развития личностных качеств, но сами по себе они не являются психическими. Группы индивидных свойств: 1) нейропсихологические, 2) конституциональные, 3) возрастные, 4) половые, 5) сенсомоторные, 6) нейродинамические. Нейропсихологические свойства связаны с деятельностью головного мозга. В коре головного мозга существуют участки, отвечающие за психические функции. Головной мозг имеет симметрию по полушариям, левое полушарие отвечает за рациональное логическое мышление, правое – за эмоции, интуицию, образы. Конституциональные свойства связаны с телосложением, внешним обликом. Существуют теории, в которых прослеживается взаимосвязь между телосложением и характером. Например, психиатры Кречмир и Шелдон выделили типы телосложения и установили связь между ними и типами характера. Классификация Кречмира: 1) астенический тип – высокие, худощавые, с длинными конечностями, слабый тип нервной системы, пониженный фон настроения, склонность к рациональному мышлению; 2) пикнический тип – средний рост, округлые формы, веселый нрав, склонность к маниакально-депрессивному психозу; 3) атлетический тип – пропорциональное сложение, спокойный, уравновешенный, склонность к физическому труду. Возрастные свойства определяются естественным созреванием организма, это влияет на возрастные сроки развития психических функций. Сензитивные периоды – периоды, наиболее благоприятные для развития психических функций. Биологический пол определяет гормональные и конституциональные особенности человека. Сенсомоторные свойства – система органов чувств и органов движения. На основе деятельности органов чувств происходят ощущения. Органы движения связаны с органами чувств. Нейродинамические свойства определяют протекание нервных процессов в головном мозге и нервной системе. Основные нервные процессы: возбуждение и торможение. Павлов выделил 3 основные характеристики нервных процессов: 1) сила – интенсивность протекания процессов, 2) подвижность – скорость протекания процессов, 3) уравновешенность – преобладание одного из процессов. На основе нейродинамических свойств формируется темперамент. 8. Темперамент, типы темперамента. Темперамент – индивидуальные своеобразные свойства психики, которые определяют динамику протекания психической деятельности и которые не сводятся и не зависят от мотивов, целей деятельности. Учение о темпераменте возникло в Древней Греции и было основано врачом Галеном. Типы темперамента: 1) сангвинический(сильный, уравновешенный, подвижный) обладает быстрой скоростью реакции, его поступки обдуманы, жизнерадостен. Подвижность его нервной системы обуславливает изменчивость чувств, привязанностей, интересов, взглядов. Это общительный и отзывчивый человек. Легко сходится с новыми людьми. Он продуктивный деятель, но лишь тогда когда много интересных дел, в противном случае он становится скучным, вялым. Психические св-ва: скорость психических реакций высокая; экстраверт; пластичный; умеренная возбудимость; средняя сила эмоций; эмоционально устойчив. 2)холерический-(сильный, неуравновешенный, подвижный). Реагирует очень быстро, часто необдуманно, не успевает затормозить, вспыльчив. Неуравновешенность его нервной системы предопределяет цикличность в смене его активности и бодрости. Чередование «+» циклов подъёма настроения и энергичности с «-«циклами спада, депрессии обуславливает неровность поведения и самочувствия, его повышенную подверженность к появлению невротических срывов и конфликтов с людьми. Психические св-ва: скорость психических реакций оч высокая; экстраверт; пластичный; высокая возбудимость; оч большая сила эмоций; эмоционально не устойчив. 3) флегматический - сильный, уравновешенный, инертный. Реагирует медленно, неразговорчив, трудно развеселить, разозлить; обладает высокой работоспособностью, хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям, трудностям, но не способен быстро реагировать в неожиданных новых ситуациях. Прочно запоминает всё усвоенное, не способен отказаться от выработанных навыков и стереотипов, трудно и замедленно приспосабливается к новым условиям. Настроение стабильное, ровное. Психические св-ва: интроверт, ригидный; слабая возбудимость; эмоцианально оч устойчив 4) меланхолический – слабый, неуравновешенный, нервные процессы малоподвижны. Обладает повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям. Повышенная чувствительность приводит к быстрому утомлению и падению работоспособности. Настроение оч изменчиво, но обычно меланхолик старается скрыть, не проявлять внешне своих чувств. Но, обладая высокой чувствительностью н/с часто имеют выраженные художественные и интеллектуальные способности. Психические св-ва: скорость психических реакций средняя, интроверт высокая возбудимость; эмоционально оч не устойчив. С развитием учения о высшей нервной деятельности Павлова было установлено, что в основе темперамента лежат свойства нервной системы. В чистом виде типы темпераментов встречаются нечасто. Чаще встречается смешанный тип темперамента. 9. Понятие личности в психологии. Уровни личностной зрелости. Человек – часть живой природы, но в то же время он – член общества, поэтому его поведение отличается от поведения животных: 1) человек подчиняется социальным нормам и законам, а животные подчиняются инстинктам; 2) человек становится личностью в той мере, в какой он овладел социальными нормами; 3) человеческое общество вырабатывает законы и правила, которые регулируют поведение людей; 4) нарушение этих правил наказывается определенным образом. В процессе усвоения социальных норм человек учится подчинять свое индивидное поведение социальным правилам. Процесс формирования личности длительный и противоречивый. В процессе формирования личности выделяется несколько уровней личностной зрелости: · нулевой уровень – человек не знает социальных норм; · первый уровень – человек усвоил нормы, но у него не вырабатывалась потребность жить в соответствии с этими нормами; · высший уровень – у человека сформировались внутренние потребности жить в соответствии с социальными нормами, у человека формируются механизмы совести. В критической ситуации для испытания личностной зрелости используется ситуация искушения, в которой сталкивается индивидная и личностная сущность. В процессе формирования человека как личности происходят изменения в психической организации человека: 1) из неосознаваемых психические процессы становятся осознаваемыми; 2) из непроизвольных процессов формируется произвольное поведение. Процесс формирования личности – социализация. 10. Психологическая структура личности. Личность – сложная система, состоящая из множества взаимосвязанных элементов или подструктур. Существует множество теоретических концепций, рассматривающих структуру личности: 1) психоаналитический подход: Фрейд рассматривал личность как систему Оно – Я – Сверх-Я. Оно – бессознательное (желания, влечения, инстинкты), Я – сфера сознания, Сверх-Я – социальные нормы, законы. 2) гуманистическая психология (К.Роджерс, Э.Фромм, А.Маслоу): в основе формирования личности лежит стремление человека к самоактуализации. 3) системный подход: личность включает в себя компоненты: познавательная сфера, потребностно-мотивационная сфера, эмоциональная сфера, волевая сфера, способности, характер, самосознание. Познавательная сфера выполняет функцию ориентировки человека в окружающем мире и в самом себе. Она включает в себя познавательные процессы – ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, воображение. Потребностно-мотивационная сфера выполняет функцию побуждения человека к действию, является источником активности. Эмоциональная сфера выполняет функцию субъективной оценки значимости различных жизненных ситуаций. Она представлена различными по силе, знаку, окраске эмоциями. Волевая сфера, воля – система психических механизмов сознательной саморегуляции человеком своего поведения, выражающаяся в преодолении внутренних и внешних препятствий, стоящих на пути к поставленной цели. Воля всегда связана с личностным поведением. Способности – индивидуальные психологические особенности личности, являющиеся условием успешного освоения и выполнения какой-либо деятельности. В структуре способностей всегда есть врожденный компонент – задаток, и специальное обучение. Выделяются общие (интеллектуальные) и специальные способности. Характер – совокупность устойчивых личностных черт, определяющих отношение человека к чему-либо, и способы поведения в различных жизненных ситуациях; характер – ядро личности. Самосознание – особая личностная подструктура, которая выражается в осознании личностью самой себя, способности отделять себя от остального мира. В самосознании выделяются самопознание, отношение к самому себе, саморегуляция. Самооценка – оценка в сравнении с другими. Она бывает адекватная (правильная оценка себя) и неадекватная (завышенная и заниженная). 11. Факторы и закономерности развития личности. Для развития человека как личности необходимо, чтобы выполнялся ряд условий: 1) нормальная индивидная природа (исходное условие); 2) организовать процесс усвоения социальных норм - воспитание; 3) наличие соответствующей социальной среды; выделяется ближняя социальная среда (родители, семья), социальные институты, отдаленная социальная среда; 4) личность в процессе овладения социальными нормами проявляет свою активность, человек в конкретной деятельности проявляет те или иные правила поведения. Развитие личности – не случайный, а закономерный процесс, который подчиняется определенным правилам – законам психического развития: I. источник и движущая сила развития личности – потребность; II. развитие личности имеет скачкообразный характер, то есть происходит через кризисы – противоречия между растущими потребностями и имеющимися возможностями. III. развитие личности происходит поэтапно. Кризисы: 1) кризис раннего детства, 1 – 2 года 2) кризис дошкольного возраста, 3 года 3) кризис младшего школьного возраста, 6 – 7 лет 4) кризис подросткового возраста, 11 – 13 лет. Этапы развития личности: 1) младенческий – рождение – 1 год 2) раннее детство – 1 – 3 года 3) дошкольный возраст – 3 – 6-7 лет 4) младшешкольный возраст – 6-7 – 11 лет 5) подростковый возраст – 11 – 14 лет 6) ранняя юность – 14 – 17 лет 7) юность – 17 – 23 года 8) молодость – 23 – 28-30 лет 9) зрелость – 30 – 55 лет 10) пожилой возраст – 55 – 70 лет 12. Возрастная периодизация психического развития личности. Этапы развития личности: 1) младенческий – рождение – 1 год, ведущая деятельность – эмоциональное общение 2) раннее детство – 1 – 3 года, предметно-манипулятивная деятельность 3) дошкольный возраст – 3 – 6-7 лет, сюжетно-ролевая игра 4) младшешкольный возраст – 6-7 – 11 лет, учебная деятельность 5) подростковый возраст – 11 – 14 лет, интимно-личностное общение 6) ранняя юность – 14 – 17 лет, профессионально-ориентирующая учебная деятельность 7) юность – 17 – 23 года 8) молодость – 23 – 28-30 лет 9) зрелость – 30 – 55 лет 10) пожилой возраст – 55 – 70 лет
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 299; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.78.242 (0.012 с.) |