![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие общения. Виды и функции общения.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Общение – это сложный и многоплановый процесс установленных контактов между людьми порождает потребности в совместной деятельности и включает в себя обмен информацией, восприятие и понимание человеком человека и взаимодействие людей друг с другом. Функции общения: 1.коммуникативная, которая заключается в обмене информации. 2.перцептивная - восприятие и понимание 3.интерактивная - это взаимодействие людей в процессе общения. Общение всегда направленно на другого человека или других людей, в процессе происходит воздействие одного человека на другого. Виды: 1. зависимость от способов контакта: неопосредственное и апосредственное (с помощью определенных средств). 2. В зависимости от общения: формальные (деловые), межличностные. 3. В зависимости от определенных средств: вербальное (осуществляется с помощью речи), не вербальное (все, что осуществляется не речью: визуальные средства, мимика, пантомимика, оформление внешнего обмена. Межличностная дистанция: интимная зона до 0,5м., личностное общение от 0,5-1м, от 1,5-3м - деловая зона, более 3м – публичная зона. 7. Понятие индивида. Индивидные свойства человека. Человек как представитель вида Homo sapiens – индивид. Человек как индивид обладает индивидными свойствами, которые определяются генетическими и физиологическими законами, что очень ограничивает возможности их изменения. Индивидные свойства – биологические предпосылки для развития личностных качеств, но сами по себе они не являются психическими. Группы индивидных свойств: 1) нейропсихологические, 2) конституциональные, 3) возрастные, 4) половые, 5) сенсомоторные, 6) нейродинамические. Нейропсихологические свойства связаны с деятельностью головного мозга. В коре головного мозга существуют участки, отвечающие за психические функции. Головной мозг имеет симметрию по полушариям, левое полушарие отвечает за рациональное логическое мышление, правое – за эмоции, интуицию, образы. Конституциональные свойства связаны с телосложением, внешним обликом. Существуют теории, в которых прослеживается взаимосвязь между телосложением и характером. Например, психиатры Кречмир и Шелдон выделили типы телосложения и установили связь между ними и типами характера. Классификация Кречмира:
1) астенический тип – высокие, худощавые, с длинными конечностями, слабый тип нервной системы, пониженный фон настроения, склонность к рациональному мышлению; 2) пикнический тип – средний рост, округлые формы, веселый нрав, склонность к маниакально-депрессивному психозу; 3) атлетический тип – пропорциональное сложение, спокойный, уравновешенный, склонность к физическому труду. Возрастные свойства определяются естественным созреванием организма, это влияет на возрастные сроки развития психических функций. Сензитивные периоды – периоды, наиболее благоприятные для развития психических функций. Биологический пол определяет гормональные и конституциональные особенности человека. Сенсомоторные свойства – система органов чувств и органов движения. На основе деятельности органов чувств происходят ощущения. Органы движения связаны с органами чувств. Нейродинамические свойства определяют протекание нервных процессов в головном мозге и нервной системе. Основные нервные процессы: возбуждение и торможение. Павлов выделил 3 основные характеристики нервных процессов: 1) сила – интенсивность протекания процессов, 2) подвижность – скорость протекания процессов, 3) уравновешенность – преобладание одного из процессов. На основе нейродинамических свойств формируется темперамент. 8. Темперамент, типы темперамента. Темперамент – индивидуальные своеобразные свойства психики, которые определяют динамику протекания психической деятельности и которые не сводятся и не зависят от мотивов, целей деятельности. Учение о темпераменте возникло в Древней Греции и было основано врачом Галеном. Типы темперамента: 1) сангвинический(сильный, уравновешенный, подвижный) обладает быстрой скоростью реакции, его поступки обдуманы, жизнерадостен. Подвижность его нервной системы обуславливает изменчивость чувств, привязанностей, интересов, взглядов. Это общительный и отзывчивый человек. Легко сходится с новыми людьми. Он продуктивный деятель, но лишь тогда когда много интересных дел, в противном случае он становится скучным, вялым. Психические св-ва: скорость психических реакций высокая; экстраверт; пластичный; умеренная возбудимость; средняя сила эмоций; эмоционально устойчив.
2)холерический-(сильный, неуравновешенный, подвижный). Реагирует очень быстро, часто необдуманно, не успевает затормозить, вспыльчив. Неуравновешенность его нервной системы предопределяет цикличность в смене его активности и бодрости. Чередование «+» циклов подъёма настроения и энергичности с «-«циклами спада, депрессии обуславливает неровность поведения и самочувствия, его повышенную подверженность к появлению невротических срывов и конфликтов с людьми. Психические св-ва: скорость психических реакций оч высокая; экстраверт; пластичный; высокая возбудимость; оч большая сила эмоций; эмоционально не устойчив. 3) флегматический - сильный, уравновешенный, инертный. Реагирует медленно, неразговорчив, трудно развеселить, разозлить; обладает высокой работоспособностью, хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям, трудностям, но не способен быстро реагировать в неожиданных новых ситуациях. Прочно запоминает всё усвоенное, не способен отказаться от выработанных навыков и стереотипов, трудно и замедленно приспосабливается к новым условиям. Настроение стабильное, ровное. Психические св-ва: интроверт, ригидный; слабая возбудимость; эмоцианально оч устойчив 4) меланхолический – слабый, неуравновешенный, нервные процессы малоподвижны. Обладает повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям. Повышенная чувствительность приводит к быстрому утомлению и падению работоспособности. Настроение оч изменчиво, но обычно меланхолик старается скрыть, не проявлять внешне своих чувств. Но, обладая высокой чувствительностью н/с часто имеют выраженные художественные и интеллектуальные способности. Психические св-ва: скорость психических реакций средняя, интроверт высокая возбудимость; эмоционально оч не устойчив. С развитием учения о высшей нервной деятельности Павлова было установлено, что в основе темперамента лежат свойства нервной системы. В чистом виде типы темпераментов встречаются нечасто. Чаще встречается смешанный тип темперамента. 9. Понятие личности в психологии. Уровни личностной зрелости. Человек – часть живой природы, но в то же время он – член общества, поэтому его поведение отличается от поведения животных: 1) человек подчиняется социальным нормам и законам, а животные подчиняются инстинктам; 2) человек становится личностью в той мере, в какой он овладел социальными нормами; 3) человеческое общество вырабатывает законы и правила, которые регулируют поведение людей; 4) нарушение этих правил наказывается определенным образом. В процессе усвоения социальных норм человек учится подчинять свое индивидное поведение социальным правилам. Процесс формирования личности длительный и противоречивый. В процессе формирования личности выделяется несколько уровней личностной зрелости: · нулевой уровень – человек не знает социальных норм; · первый уровень – человек усвоил нормы, но у него не вырабатывалась потребность жить в соответствии с этими нормами; · высший уровень – у человека сформировались внутренние потребности жить в соответствии с социальными нормами, у человека формируются механизмы совести. В критической ситуации для испытания личностной зрелости используется ситуация искушения, в которой сталкивается индивидная и личностная сущность. В процессе формирования человека как личности происходят изменения в психической организации человека:
1) из неосознаваемых психические процессы становятся осознаваемыми; 2) из непроизвольных процессов формируется произвольное поведение. Процесс формирования личности – социализация. 10. Психологическая структура личности. Личность – сложная система, состоящая из множества взаимосвязанных элементов или подструктур. Существует множество теоретических концепций, рассматривающих структуру личности: 1) психоаналитический подход: Фрейд рассматривал личность как систему Оно – Я – Сверх-Я. Оно – бессознательное (желания, влечения, инстинкты), Я – сфера сознания, Сверх-Я – социальные нормы, законы. 2) гуманистическая психология (К.Роджерс, Э.Фромм, А.Маслоу): в основе формирования личности лежит стремление человека к самоактуализации. 3) системный подход: личность включает в себя компоненты: познавательная сфера, потребностно-мотивационная сфера, эмоциональная сфера, волевая сфера, способности, характер, самосознание. Познавательная сфера выполняет функцию ориентировки человека в окружающем мире и в самом себе. Она включает в себя познавательные процессы – ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, воображение. Потребностно-мотивационная сфера выполняет функцию побуждения человека к действию, является источником активности. Эмоциональная сфера выполняет функцию субъективной оценки значимости различных жизненных ситуаций. Она представлена различными по силе, знаку, окраске эмоциями. Волевая сфера, воля – система психических механизмов сознательной саморегуляции человеком своего поведения, выражающаяся в преодолении внутренних и внешних препятствий, стоящих на пути к поставленной цели. Воля всегда связана с личностным поведением. Способности – индивидуальные психологические особенности личности, являющиеся условием успешного освоения и выполнения какой-либо деятельности. В структуре способностей всегда есть врожденный компонент – задаток, и специальное обучение. Выделяются общие (интеллектуальные) и специальные способности. Характер – совокупность устойчивых личностных черт, определяющих отношение человека к чему-либо, и способы поведения в различных жизненных ситуациях; характер – ядро личности. Самосознание – особая личностная подструктура, которая выражается в осознании личностью самой себя, способности отделять себя от остального мира. В самосознании выделяются самопознание, отношение к самому себе, саморегуляция.
Самооценка – оценка в сравнении с другими. Она бывает адекватная (правильная оценка себя) и неадекватная (завышенная и заниженная). 11. Факторы и закономерности развития личности. Для развития человека как личности необходимо, чтобы выполнялся ряд условий: 1) нормальная индивидная природа (исходное условие); 2) организовать процесс усвоения социальных норм - воспитание; 3) наличие соответствующей социальной среды; выделяется ближняя социальная среда (родители, семья), социальные институты, отдаленная социальная среда; 4) личность в процессе овладения социальными нормами проявляет свою активность, человек в конкретной деятельности проявляет те или иные правила поведения. Развитие личности – не случайный, а закономерный процесс, который подчиняется определенным правилам – законам психического развития: I. источник и движущая сила развития личности – потребность; II. развитие личности имеет скачкообразный характер, то есть происходит через кризисы – противоречия между растущими потребностями и имеющимися возможностями. III. развитие личности происходит поэтапно. Кризисы: 1) кризис раннего детства, 1 – 2 года 2) кризис дошкольного возраста, 3 года 3) кризис младшего школьного возраста, 6 – 7 лет 4) кризис подросткового возраста, 11 – 13 лет. Этапы развития личности: 1) младенческий – рождение – 1 год 2) раннее детство – 1 – 3 года 3) дошкольный возраст – 3 – 6-7 лет 4) младшешкольный возраст – 6-7 – 11 лет 5) подростковый возраст – 11 – 14 лет 6) ранняя юность – 14 – 17 лет 7) юность – 17 – 23 года 8) молодость – 23 – 28-30 лет 9) зрелость – 30 – 55 лет 10) пожилой возраст – 55 – 70 лет 12. Возрастная периодизация психического развития личности. Этапы развития личности: 1) младенческий – рождение – 1 год, ведущая деятельность – эмоциональное общение 2) раннее детство – 1 – 3 года, предметно-манипулятивная деятельность 3) дошкольный возраст – 3 – 6-7 лет, сюжетно-ролевая игра 4) младшешкольный возраст – 6-7 – 11 лет, учебная деятельность 5) подростковый возраст – 11 – 14 лет, интимно-личностное общение 6) ранняя юность – 14 – 17 лет, профессионально-ориентирующая учебная деятельность 7) юность – 17 – 23 года 8) молодость – 23 – 28-30 лет 9) зрелость – 30 – 55 лет 10) пожилой возраст – 55 – 70 лет
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 313; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.155.20 (0.009 с.) |