Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Современная структура школьного курса экологии. Связь его со школьными курсами географии и биологииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Стандарт экологического образования содержит – описание содержания экологического образования; - требования к подготовке учащихся по экологии. Говоря о структуре курса, мы имеем в виду 2 стороны: преемственность всех звеньев от начала и до конца изучения предмета в школе и последовательность расположения учебного материала между классами. Кроме того, программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности. Программы по экологии бывают: - основная; - для углубленного изучения; - профильная. Структура программы: 1. Пояснительная записка содержит цели, задачи обучения экологии в конкретном курсе; 2. Содержание курса включает разделы, темы, практические работы; 3. Планируемые результаты обучения: учитель должен называть и определять (измерять), описывать (охарактеризовывать), объяснять, оценивать и прогнозировать их. В процессе обучения экологии в школе закладываются основы пространственного мышления, развивается личностная установка каждого человека на бережное отношение к окружающей среде, формируется социальная позиция, развивается комплексный стиль мышления. Курс школьной экологии преподается в старших классах (10-11 классы). Основой курса является учебник, по которому строится программа обучения экологии в школе. На сегодняшний день основной учебник по экологии - это учебник Черновой Н. М. «Основы экологии». В 10-ом классе изучается 1-ая часть «Общая экология», содержащая главы «Организм и среда», «Сообщества и популяции», «Экосистемы». Т. о. в 10-ом классе изучаются основы общей экологии. В 11-ом классе формируются знания в области социальной экологии на базе полученных в 10-м классе знаний по общей экологии. Курс экологии в 11-ом классе сводится к изучению 2-ой части учебника «Социальная экология», которая подразделяется на следующие главы: «Экологические связи человека», «Экологическая демография», «Экологические проблемы и их решения». Материал расположен с учетом возрастных возможностей учащихся (основные понятия и законы выделены другим шрифтом; текст учебника содержит много интересных примеров и иллюстраций, план параграфа; значительное место отводится повторению, т. к. после каждого параграфа размещен раздел «Примеры и дополнительная информация»; существуют большие возможности для самостоятельной практической работы, т. к. после каждого параграфа представлены блоки: «Вопросы», «Задания», «Темы для дискуссий»; существует опора на уже полученные ранее знания по различным дисциплинам, особенно по биологии и географии, что отражается в сноске в самом начале каждого параграфа «Вспомните»). Безусловно, существует тесная связь школьных курсов биологии и географии с курсом экологии в школе. Обучение экологии опирается на знания, полученные на уроках биологии (ботаники, зоологии, анатомии, общей биологии) с 6-ого по 11-ый классы. Так, например, невозможно полностью освоить материал 1-ой части учебника, не зная основ общей биологии (10-ый класс), ботаники (6-7-ые классы), зоологии (7-8-ые классы). Для полного понимания материала 2-ой части учебника просто необходимо вспомнить основы анатомии 9-ого класса (глава 4-ая «Экологические связи человека»), социально-экономической географии России и мира 9-ого и 10-ого классов (глава 5-ая «Экологическая демография» и глава 6-ая «Экологические проблемы и их решение») и физической географии мира и России 7-ого и 8-ого классов (глава 6-ая «Экологические проблемы и их решения»). Содержание школьного курса экологии, его компоненты. Альтернативные программы На сегодняшний день существует множество подходов к пониманию содержания образования, в том числе и содержания курса экологии. Содержание образования – система научных знаний, умений и навыков, нравственно-эстетических и мировоззренческих идей, элементы познавательного, трудового, социального и творческого опыта. Компоненты содержания школьной экологии: 1. Знания: 1.1 Методологические; 1.2 Теоретические: 1.2.1 Понятия: 1.2.1.1 Общие; 1.2.1.2 Единичные; 1.2.2 Закономерности; 1.2.3 Причинно-следственные связи; 1.3 Эмпирические: 1.3.1 Представления; 1.3.2 Факты; 2. Умения: 2.1 Общеучебные; 2.2 Специфические; 3. Опыт творческой деятельности; 4. Опыт эмоционально-ценностного отношения к миру и действительности.
1. Знания - отражение человеком объективной действительности в форме фактов, понятий, представлений, законов и т. д. 1.1 Методологические знания – знания о способах и методах изучения экологии в школе. Составляют аппарат мышления школьников. По средствам их ученики выражают свое отношение к миру, т. е. формирую мировоззренческие идеи. Мировоззренческие идеи выполняют функции инструмента познания при изучении не только экологии, но и др. предметов. 1.2 Теоретические знания – это понятия, связи, законы, закономерности, теории, концепции, причинно-следственные связи: 1.2.1 Понятия – форма мышления, которая отражает предметы, процессы и явления в виде их общих черт или признаков. Понятия закрепляются терминами. Понятия имеют строгое логическое определение и выделены в программе как единицы, заданные для усвоения. Овладеть ими значит не только усвоить его содержание, но и уметь использовать его в ходе учебного познания: 1.2.1.1 Общие понятия – понятия о целых классах однородных явлений, процессов и объектов, которые имеют общие названия. Содержание понятий раскрывается в определении. 1.2.1.2 Единичные понятия – понятия о конкретных явлениях, процессах и объектах, имеющих собственное название. Содержание понятий раскрывается в описании или характеристике. Критерии усвоения понятия: 1 – ученик знает его определение и содержание; 2 – приводит примеры; 3 – демонстрирует знания элементов понятия; 4 – видит место понятия в общей системе знаний по конкретной теме; 5 – способен применять усвоенное понятие в известной ситуации, а также переводить его в новые условия. 1.2.2 Закономерности выражают наиболее устоявшиеся связи между явлениями, процессами и объектами, которые регулярно повторяются, чем они и отличаются от причинно-следственных связей. Усвоение знаний об экологических закономерностях: 1 – наблюдение за объектами, процессами и явлениями; выявление их специфических свойств, особенностей возникновения и развития; 2 – выявление в материале различных связей, имеющих закономерный характер; 3 – применение и конкретизация закономерностей. 1.2.3 Причинно-следственные связи характеризуют глубинные связи объектов, процессов, явлений и т. д. Усвоение причинно-следственных связей: 1 – научиться самостоятельно отыскивать причины изучаемых явлений и процессов; 2 – обучение умению различать причины и следствия; 3 – тренировочные упражнения в нахождении связей; 4 – самостоятельное связывание причин и следствий, рисование схем; 5 – перенос приемов в новые условия. 1.3 Эмпирические знания – это факты и представления, которые служат базой для формирования теоретических знаний. 1.3.1 Представления – чувственно-наглядные образы экологических объектов, явлений и процессов, которые в данный момент не наблюдаются учениками. Создаются за счет различных средств обучения. Виды представлений: - память (увиденное ранее); - воображение (при чтении или слушанье). Источники информации: - окружающая местность; - средства обучения; - живое слово обучения. Благодаря представлениям создается благоприятный фон для восприятия сложного теоретического материала. 1.3.2 Факты – непосредственно воспринимаемые события или явления окружающей действительности. Облегчает понимание материала. Значение экологических фактов: 1 – база для выводов теоретического содержания; 2 – конкретизация выводов; 3 – полнота сведений об изучаемом объекте. Методика изучения экологических фактов: 1 – группировка фактов вокруг определенных понятий; 2 – обучение самостоятельному поиску фактов; 3 – осмысление фактов; 4 – обобщение фактических данных.
2. Умения – готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические действия на основе усвоенных знаний и жизненного опыта или знания о способах деятельности и сами действия, освоенные в процессе выполнения упражнений. Умения – это знания в действии. Умение– операционная часть знания. Умения могут быть: общеучебными (умение читать, осознавать смысл прочитанного, работать с различной литературой); интеллектуальными (выделять главное, сравнивать, анализировать, делать выводы, обобщать, наблюдать и т. д.); коммуникативными (слушать и слышать, отстаивать и аргументировать свою позицию, выстраивать систему доказательств); исследовательскими (поставить проблему, выдвинуть гипотезу, предложить эксперимент и т. д.). 2.1 Общеучебные умения – это умения работать с источниками информации, обобщать, делать выводы и т. п. 2.2 Специфические экологические умения – умения давать экологическую характеристику, употреблять экологические понятия при изучении конкретных явлений, процессов и объектов и т. д.
3. Опыт творческой деятельности – надпредметное содержание, умственные действия различного характера. Достигается путем применения проблемного обучения. Критерии творческой деятельности: 1 – самостоятельный перенос знаний в новую ситуацию; 2 – самостоятельное предложение вариантов при решении проблемы; 3 – умение составить прогноз; 4 – видение новой проблемы в стандартной ситуации.
4. Опыт эмоционально-ценностного отношения к миру и к действительности включает взгляды, убеждения, ценностные ориентации, которые формируются в процессе учебной и практической деятельности. Объекты, к которым формируются эмоционально-ценностное отношение: 1 – школьник («я»); 2 – естественная природа; 3 – другие люди или общественные группы; 4 – природа, преобразованная человеком; 5 – производственные объекты. Условия накопления у учащихся опыта эмоционально-ценностного отношения к миру: 1 – отбор эмоционально воздействующего на ученика материала; 2 – высокая речевая культура педагога; 3 – творческая самоотдача учителя на уроке; 4 – включение в учебно-воспитательный процесс проблемных заданий; 5 – учет интересов учащихся; 6 – использование различных средств и методов обучения; 7 – разнообразие видов познавательной деятельности на уроке.
Альтернативные программы. Кроме программы обучения экологии в школе по учебнику Черновой Н. М. «Основы экологии» в России существуют и другие программы: - Жидкин В. И. Программа по экологии за 10 (11) класс; - Криксунов Е. А., Пасечник В. В. «Экология» 10 (11) класс; - Грачева Л. М., Чурюпкина В. П. Программа курса эологического состояния России за 9 класс (Пензенская область, 2006 г.); - Кудрицкая Л. В.Программа элективного курса «Будущее моего района в зеркале глобальных проблем человечества» за 9 класс (Хабаровский край, 2005 г.); - Винокурова Н. Ф., Смирнова О. В. Программа геоэкологического предпрофильного курса «Природное и культурное наследие России и родного края» за 8 (9) класс (г. Н. Новгород, 2005 г.). Направления совершенствования программ по экологии: 1. Интеграция: объединение курсов физической и экономической географии, физики и химии, истории и других предметов, где экологические знания тесно взаимосвязаны; 2. Гуманизация: усиление внимания к человеческому личностному фактору и социальным аспектам жизни общества; 3. Экономизация: усиление внимания к понятиям экономики, изучение трудовой деятельности людей; 4. Политизация: усиление внимания к процессам и явлениям, происходящим на политической арене мира; 5. Практическое направление: особое внимание к формированию специфических для экологии умений и навыков, раскрытие прикладного, конструктивного характера школьной экологии.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 927; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.209.207 (0.01 с.) |