Современная структура школьного курса экологии. Связь его со школьными курсами географии и биологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современная структура школьного курса экологии. Связь его со школьными курсами географии и биологии



Стандарт экологического образования содержит – описание содержания экологического образования; - требования к подготовке учащихся по экологии.

Говоря о структуре курса, мы имеем в виду 2 стороны: преемственность всех звеньев от начала и до конца изучения предмета в школе и последовательность расположения учебного материала между классами. Кроме того, программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности.

Программы по экологии бывают: - основная; - для углубленного изучения; - профильная.

Структура программы:

1. Пояснительная записка содержит цели, задачи обучения экологии в конкретном курсе;

2. Содержание курса включает разделы, темы, практические работы;

3. Планируемые результаты обучения: учитель должен называть и определять (измерять), описывать (охарактеризовывать), объяснять, оценивать и прогнозировать их.

В процессе обучения экологии в школе закладываются основы пространственного мышления, развивается личностная установка каждого человека на бережное отношение к окружающей среде, формируется социальная позиция, развивается комплексный стиль мышления.

Курс школьной экологии преподается в старших классах (10-11 классы). Основой курса является учебник, по которому строится программа обучения экологии в школе. На сегодняшний день основной учебник по экологии - это учебник Черновой Н. М. «Основы экологии».

В 10-ом классе изучается 1-ая часть «Общая экология», содержащая главы «Организм и среда», «Сообщества и популяции», «Экосистемы». Т. о. в 10-ом классе изучаются основы общей экологии.

В 11-ом классе формируются знания в области социальной экологии на базе полученных в 10-м классе знаний по общей экологии. Курс экологии в 11-ом классе сводится к изучению 2-ой части учебника «Социальная экология», которая подразделяется на следующие главы: «Экологические связи человека», «Экологическая демография», «Экологические проблемы и их решения».

Материал расположен с учетом возрастных возможностей учащихся (основные понятия и законы выделены другим шрифтом; текст учебника содержит много интересных примеров и иллюстраций, план параграфа; значительное место отводится повторению, т. к. после каждого параграфа размещен раздел «Примеры и дополнительная информация»; существуют большие возможности для самостоятельной практической работы, т. к. после каждого параграфа представлены блоки: «Вопросы», «Задания», «Темы для дискуссий»; существует опора на уже полученные ранее знания по различным дисциплинам, особенно по биологии и географии, что отражается в сноске в самом начале каждого параграфа «Вспомните»).

Безусловно, существует тесная связь школьных курсов биологии и географии с курсом экологии в школе. Обучение экологии опирается на знания, полученные на уроках биологии (ботаники, зоологии, анатомии, общей биологии) с 6-ого по 11-ый классы. Так, например, невозможно полностью освоить материал 1-ой части учебника, не зная основ общей биологии (10-ый класс), ботаники (6-7-ые классы), зоологии (7-8-ые классы). Для полного понимания материала 2-ой части учебника просто необходимо вспомнить основы анатомии 9-ого класса (глава 4-ая «Экологические связи человека»), социально-экономической географии России и мира 9-ого и 10-ого классов (глава 5-ая «Экологическая демография» и глава 6-ая «Экологические проблемы и их решение») и физической географии мира и России 7-ого и 8-ого классов (глава 6-ая «Экологические проблемы и их решения»).

Содержание школьного курса экологии, его компоненты. Альтернативные программы

На сегодняшний день существует множество подходов к пониманию содержания образования, в том числе и содержания курса экологии.

Содержание образования – система научных знаний, умений и навыков, нравственно-эстетических и мировоззренческих идей, элементы познавательного, трудового, социального и творческого опыта.

Компоненты содержания школьной экологии:

1. Знания:

1.1 Методологические;

1.2 Теоретические:

1.2.1 Понятия:

1.2.1.1 Общие;

1.2.1.2 Единичные;

1.2.2 Закономерности;

1.2.3 Причинно-следственные связи;

1.3 Эмпирические:

1.3.1 Представления;

1.3.2 Факты;

2. Умения:

2.1 Общеучебные;

2.2 Специфические;

3. Опыт творческой деятельности;

4. Опыт эмоционально-ценностного отношения

к миру и действительности.

 

1. Знания - отражение человеком объективной действительности в форме фактов, понятий, представлений, законов и т. д.

1.1 Методологические знания – знания о способах и методах изучения экологии в школе. Составляют аппарат мышления школьников. По средствам их ученики выражают свое отношение к миру, т. е. формирую мировоззренческие идеи. Мировоззренческие идеи выполняют функции инструмента познания при изучении не только экологии, но и др. предметов.

1.2 Теоретические знания – это понятия, связи, законы, закономерности, теории, концепции, причинно-следственные связи:

1.2.1 Понятия – форма мышления, которая отражает предметы, процессы и явления в виде их общих черт или признаков. Понятия закрепляются терминами. Понятия имеют строгое логическое определение и выделены в программе как единицы, заданные для усвоения. Овладеть ими значит не только усвоить его содержание, но и уметь использовать его в ходе учебного познания:

1.2.1.1 Общие понятия – понятия о целых классах однородных явлений, процессов и объектов, которые имеют общие названия. Содержание понятий раскрывается в определении.

1.2.1.2 Единичные понятия – понятия о конкретных явлениях, процессах и объектах, имеющих собственное название. Содержание понятий раскрывается в описании или характеристике.

Критерии усвоения понятия:

1 – ученик знает его определение и содержание;

2 – приводит примеры;

3 – демонстрирует знания элементов понятия;

4 – видит место понятия в общей системе знаний по конкретной теме;

5 – способен применять усвоенное понятие в известной ситуации, а также переводить его в новые условия.

1.2.2 Закономерности выражают наиболее устоявшиеся связи между явлениями, процессами и объектами, которые регулярно повторяются, чем они и отличаются от причинно-следственных связей.

Усвоение знаний об экологических закономерностях:

1 – наблюдение за объектами, процессами и явлениями; выявление их специфических свойств, особенностей возникновения и развития;

2 – выявление в материале различных связей, имеющих закономерный характер;

3 – применение и конкретизация закономерностей.

1.2.3 Причинно-следственные связи характеризуют глубинные связи объектов, процессов, явлений и т. д.

Усвоение причинно-следственных связей:

1 – научиться самостоятельно отыскивать причины изучаемых явлений и процессов;

2 – обучение умению различать причины и следствия;

3 – тренировочные упражнения в нахождении связей;

4 – самостоятельное связывание причин и следствий, рисование схем;

5 – перенос приемов в новые условия.

1.3 Эмпирические знания – это факты и представления, которые служат базой для формирования теоретических знаний.

1.3.1 Представления – чувственно-наглядные образы экологических объектов, явлений и процессов, которые в данный момент не наблюдаются учениками. Создаются за счет различных средств обучения.

Виды представлений: - память (увиденное ранее); - воображение (при чтении или слушанье).

Источники информации: - окружающая местность; - средства обучения; - живое слово обучения.

Благодаря представлениям создается благоприятный фон для восприятия сложного теоретического материала.

1.3.2 Факты – непосредственно воспринимаемые события или явления окружающей действительности. Облегчает понимание материала.

Значение экологических фактов:

1 – база для выводов теоретического содержания;

2 – конкретизация выводов;

3 – полнота сведений об изучаемом объекте.

Методика изучения экологических фактов:

1 – группировка фактов вокруг определенных понятий;

2 – обучение самостоятельному поиску фактов;

3 – осмысление фактов;

4 – обобщение фактических данных.

 

2. Умения – готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические действия на основе усвоенных знаний и жизненного опыта или знания о способах деятельности и сами действия, освоенные в процессе выполнения упражнений. Умения – это знания в действии. Умение– операционная часть знания. Умения могут быть: общеучебными (умение читать, осознавать смысл прочитанного, работать с различной литературой); интеллектуальными (выделять главное, сравнивать, анализировать, делать выводы, обобщать, наблюдать и т. д.); коммуникативными (слушать и слышать, отстаивать и аргументировать свою позицию, выстраивать систему доказательств); исследовательскими (поставить проблему, выдвинуть гипотезу, предложить эксперимент и т. д.).

2.1 Общеучебные умения – это умения работать с источниками информации, обобщать, делать выводы и т. п.

2.2 Специфические экологические умения – умения давать экологическую характеристику, употреблять экологические понятия при изучении конкретных явлений, процессов и объектов и т. д.

 

3. Опыт творческой деятельности – надпредметное содержание, умственные действия различного характера. Достигается путем применения проблемного обучения.

Критерии творческой деятельности:

1 – самостоятельный перенос знаний в новую ситуацию;

2 – самостоятельное предложение вариантов при решении проблемы;

3 – умение составить прогноз;

4 – видение новой проблемы в стандартной ситуации.

 

4. Опыт эмоционально-ценностного отношения к миру и к действительности включает взгляды, убеждения, ценностные ориентации, которые формируются в процессе учебной и практической деятельности.

Объекты, к которым формируются эмоционально-ценностное отношение:

1 – школьник («я»);

2 – естественная природа;

3 – другие люди или общественные группы;

4 – природа, преобразованная человеком;

5 – производственные объекты.

Условия накопления у учащихся опыта эмоционально-ценностного отношения к миру:

1 – отбор эмоционально воздействующего на ученика материала;

2 – высокая речевая культура педагога;

3 – творческая самоотдача учителя на уроке;

4 – включение в учебно-воспитательный процесс проблемных заданий;

5 – учет интересов учащихся;

6 – использование различных средств и методов обучения;

7 – разнообразие видов познавательной деятельности на уроке.

 

Альтернативные программы.

Кроме программы обучения экологии в школе по учебнику Черновой Н. М. «Основы экологии» в России существуют и другие программы:

- Жидкин В. И. Программа по экологии за 10 (11) класс;

- Криксунов Е. А., Пасечник В. В. «Экология» 10 (11) класс;

- Грачева Л. М., Чурюпкина В. П. Программа курса эологического состояния России за 9 класс (Пензенская область, 2006 г.);

- Кудрицкая Л. В.Программа элективного курса «Будущее моего района в зеркале глобальных проблем человечества» за 9 класс (Хабаровский край, 2005 г.);

- Винокурова Н. Ф., Смирнова О. В. Программа геоэкологического предпрофильного курса «Природное и культурное наследие России и родного края» за 8 (9) класс (г. Н. Новгород, 2005 г.).

Направления совершенствования программ по экологии:

1. Интеграция: объединение курсов физической и экономической географии, физики и химии, истории и других предметов, где экологические знания тесно взаимосвязаны;

2. Гуманизация: усиление внимания к человеческому личностному фактору и социальным аспектам жизни общества;

3. Экономизация: усиление внимания к понятиям экономики, изучение трудовой деятельности людей;

4. Политизация: усиление внимания к процессам и явлениям, происходящим на политической арене мира;

5. Практическое направление: особое внимание к формированию специфических для экологии умений и навыков, раскрытие прикладного, конструктивного характера школьной экологии.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 891; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.183.14 (0.035 с.)