Роль внеклассной работы в формировании экологической культуры младших школьников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль внеклассной работы в формировании экологической культуры младших школьников



Формирование экологической культуры младших школьников осуществляется как в учебном процессе, так и во внеучебной деятельности, во внеклассной работе по предмету.

Внеурочная деятельность - проявляемая вне уроков активность детей, обусловленная их интересами и потребностями, направленная на познание и преобразование себя и окружающей действительности, играющая важную роль в развитии обучающихся и формировании ученического коллектива. Специфику внеурочной деятельности определяет направленность на достижение личностных, предметных, метапредметных результатов образовательной программы начального общего образования. Внеурочная деятельность выступает в качестве одного из основных компонентов социализации младшего школьника.

Внеурочная деятельность выступает как естественное продолжение урочной системы, которой свойственна атмосфера сотрудничества и сотворчества, создавая среду непринужденного общения. В такой среде учащиеся совершенствуют свои знания, умения и навыки в организации общения, приобретают дополнительную информацию.

Внеурочная деятельность выступает составной частью воспитательной работы в общеобразовательном учреждении, направлена на достижение общей цели - усвоения ребенком необходимого для жизни в современном обществе социального опыта, культуры и формирования принимаемой обществом системы ценностей.

Разнообразная внеурочная деятельность способствует развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желания активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, что особенно актуально для формирования экологической культуры школьников. При этом необходимо учитывать тот факт, что эмоциональный аспект превалирует над информативным, когда педагогу необходимо влиять на проявление чувств, эмоций, переживаний школьников, а также актуализацию практического аспекта, предполагающего применение знаний на практике, формирование и совершенствование разнообразных умений и навыков экологической направленности.

Во многих педагогических исследованиях выделены основные признаки внеклассной работы как специально-организованного, целенаправленного процесса, имеющего воспитательно-организационный характер и проводимого во внеурочное время.

1. Повышение качества знаний, эффективности обучения и воспитания в процессе взаимосвязи учебно-воспитательного процесса.

2. Внеклассная работа как средства повышения эффективности учения и преодоление неуспеваемости.

Внеклассная воспитательная работа обеспечивает необходимые условия для социализации личности ребенка, в том числе для повышения уровня его экологической культуры. В настоящее время ведется активная работа по созданию благоприятных условий по формированию экологической культуры у детей. Многие педагоги вносят большой вклад в развитие внеклассной работы по данному направлению.

Внеклассная воспитательная работа по формированию экологической культуры младших школьников ориентирована на выполнение пяти основных функций, которые были предложены Захлебным А.Н.:

- просветительская функция заключается в осознании ребенком природы как среды своего обитания, как эстетического феномена, а также в усвоении мысли о том, что необходимо использовать знания о природе с целью ее сохранения, предотвращения необратимого нарушения ее целостности;

- развивающая функция основана на формировании у детей умения понимать изменения в природе, выстраивать причинно-следственные связи, делать обобщения и заключения;

- воспитательная функция опирается на формирование у младших школьников нравственного и эстетического отношения к природе: возникает чувство восхищения величием природы, ее красотой, при этом развивается чувство долга и ответственности за сохранение прекрасного в природе, что побуждает учащихся к осуществлению природоохранной деятельности;

- организующая функция предполагает стимулирование активной деятельности учащихся по охране природы, выстраивание системы реализации побудительных мотивов личности к природоохранной деятельности;

- прогностическая функция базируется на развитии у младших школьников умения предсказать возможные последствия тех или иных действий человека в природе, предусмотреть, к чему ведет нарушение биологических связей в природе, какие действия являются биологически нейтральными, какие экологические мероприятия будут полезными природе [8, с. 20].

Соответственно, в воспитании экологической культуры школьников ставятся следующие общие для учебно-воспитательного процесса задачи:

- формирование знаний об основных законах природы, понимания необходимости считаться с этими законами и руководствоваться ими во всех видах своей деятельности;

- принятие на личностном уровне требований охранять и развивать природную среду;

- развитие стремления соотносить свою деятельность с состоянием и потребностями окружающей среды, невосприимчивости к аморальному поведению в различных видах деятельности;

- формирование понимания разносторонней ценности природы как источника удовлетворения разнообразных потребностей общества в целом и каждого человека в отдельности (материальных, практических, познавательных и эстетических потребностей);

- готовность к участию в общественно полезной деятельности по охране природы, преодолению негативного влияния на природу, то есть выработка умений и навыков этой деятельности.

Важнейшей задачей экологической культуры является теоретическое освоение школьниками знаний о природе, о ее ценностях, деятельности в ней человека, об экологических проблемах и путях их решения на производстве, в быту, в процессе отдыха (включая экологические нормы и правила поведения) в учебном процессе. Эти задачи также решаются в процессе самообразования, на занятиях кружка или школьного клуба по охране природы. Здесь имеются все необходимые условия для эффективного педагогического управления процессом теоретического усвоения экологических знаний.

Другой важной задачей экологической культуры является приобретение учащимися опыта и оценочных суждений. Наиболее успешно эта задача решается в процессе овладения школьниками практическими умениями по изучению состояния природной среды, целей и характера деятельности в ней человека, выявлению и оценке ее результатов. Здесь крайне важна взаимосвязь деятельности учащихся в природе и условиях школы.

Успех формирований экологической культуры во многом определяется заинтересованным участием всего или большей части педагогического коллектива школы в организации экологически направленной деятельности учащихся.

Формирование у детей ответственного отношения к природе - длительный и сложный результат. Его результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду.

«Природа - великая воспитательница, - говорил К.Д.Ушинский, - она помогает воспитанию высоких моральных качеств, в том числе доброты и гуманности» [4, с.14].

Среди средств познания природы ведущее место принадлежит непосредственному целенаправленному общению учащихся с природой. Ведь экологическое направление есть при непосредственном наблюдении природы, а значит нужно использовать каждую прогулку, экскурсию, работу по уходу за комнатными растениями и т.д. То есть, восхищение красотой природы должно быть действенным, т.е. сочетаться с активным познанием ее законов и обязательным участием в ее преобразовании.

Захлебный А.М., Суравегина И.Т. говорят, что, важность экологической вкультуры детей в современном технологическом мире переоценить невозможно. Главной задачей его они считают формирование человека, который в шкале ценностей ставит охрану жизни и среды обитания на первое место. Только в этом случае можно надеяться на то, что принимаемые законы по охране природы будут выполняться, а экологически проекты решительно отвергаться, какую бы прибыль их внедрение не сулило. Проблема охраны природы становиться, таким образом, проблемой этики [7, с. 33].

Карташова Е. С. подчеркивает: «Острота современных экологических проблем в нашей стране не уменьшается. Как следствие этого возрастает значимость и необходимость экологического воспитания каждого члена общества, в том числе учащихся начальной школы» [11, с.139].

Наличие такой готовности предусматривает три ее основных параметра:

- ориентировку человека в разнообразных, объективно существующих взаимозависимостях природных предметах и явлений, зависимости человека и природы;

- умение оценивать состояние взаимодействующих компонентов с точки зрения их экологического благополучия;

- умение и стремление действовать в природе так, чтобы не принести ей ущерба.

Именно поэтому так важен при формировании экологической культуры начальный этап школьного обучения, когда стихийные знания о культуре взаимоотношения с природной средой систематизируются и обобщаются. Экологически грамотное, бережное отношение младшего школьника к природе складывается постепенно, под влиянием окружающей действительности, в частности обучения. Важно чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства.

Экологические задачи не только стимулируют детскую любознательность, но и способствуют проявлению заботы и беспокойства о состоянии природы, дают детям основы знаний и навыков, позволяющих понять сложность развития окружающего мира.

Кириллова С. Н считает, что в работе с младшими школьниками целесообразно использовать следующие формы экологического воспитания: экскурсии, олимпиады, конкурсы, викторины, игры, праздники, секции юннатов, экологические проекты, дискуссии и т.д.[12, с. 125].

Учащимся можно поручить какую-либо полезную работу, направленную на выявление нарушений в природе. Это выявление загрязнений территории, состояние растительного покрова, следу человеческой деятельности и т. д.

Предварительная беседа перед экскурсией поможет заинтересовать учащихся, раскроет необходимость личного участия в деле охраны природы. Перед началом экскурсии необходимо познакомить с элементарными правилами поведения в природе. Можно дать задание выявить состояние зелёных насаждений, степень вытоптанности участков парка, загрязнённости водоёма. Такая работа вызовет у детей большой интерес, желание сделать что – то полезное, помогает воспитывать бережное отношение к природе. На экскурсии дети учатся ориентироваться на местности, наблюдать мир природы, делать сопоставления.

После экскурсии школьники обрабатывают собранный материал: составляют коллекции опавших листьев, семян, плодов, рисуют картины, оформляют альбомы, книжки – малышки в форме бабочек, медведей, куда записывают свои сочинения.

При формированиии экологической культуры  школьников велика роль массовых экологических кампаний, знаменательных дней (например, «День окружающей среды»), игр на экологические темы, экологические праздники.

Экологический праздник – это форма экологического образования, представляющая собой совокупность экологических мероприятий, приуроченных к определённой дате (например, «День птиц» – Всемирный день охраны среды). Традиционно в марте во время весенних каникул отмечается День птиц. Время проведения праздника приурочено к началу прилёта птиц в средней полосе России. Этот праздник, как правило, является мероприятием, подводящим итог работе, которая ведётся школьниками в течение года. Проведение Дня птиц позволяет вести широкую пропаганду экологических знаний, даёт импульс экологической активности детей.

Экологические игры – это форма экологического образования, основанная на развёртывании особой, (игровой) деятельности участников, стимулирующая высокий уровень мотивации, интереса и эмоциональной включённости.

Захлебный А.М., Суравегина И.Т. выделяют следующие экологические игры:

а) соревновательные экологические игры – тип экологической игры, основанной на стимулировании активности участников в приобретении и демонстрации экологических знаний, умений, навыков. Различные конкурсы экологической направленности пользуются особой популярностью. Виды конкурсов: конкурс – аукцион, конкурс проектов, кроссвордов, конкурс – марафон, экологическая викторина, КВН.

б) ролевые экологические игры – тип экологической игры, основанной на моделировании социального содержания экологической деятельности, соответствующих ролей, системы отношений и т.д. Ролевые (сюжетные) игры инициируют условия воображаемой ситуации, а участники игры выполняют определённые роли.

Нельзя обойтись и без беседы. Она должна быть содержательной, доходчивой, эмоциональной, убедительной и непременно связана с деятельностью, с практичным, конкретным делом самих учащихся.

Формирование экологической культуры младших школьников возможно только при условии взаимосвязи различных типов и видов внеклассной деятельности. Разнообразная деятельность дает возможность школьникам овладеть глубокими знаниями о связях человека с природой, увидеть экологические проблемы в реальной жизни, научиться простейшим умениям по охране природы [7, с. 34].

Разнообразная деятельность учащихся реализуется во всех типах внеклассных занятий:

- индивидуальных;

- групповых;

- массовых.

Индивидуальные занятия предполагают выполнение учащимися наблюдений как отдельных видов растений, животных, грибов и т.д., так и природных сообществ, расположенных в окрестностях школы, о взаимном влиянии человека и живой природы. В индивидуальных занятиях наиболее ценны те наблюдения, которые приводят школьника к выводам о значении живых организмов в жизни человека, оценке их состояния на обследуемой территории и порождают желание своим трудом улучшить окружающую человека среду: озеленить улицу, очистить участок леса от сушняка, подкормить птиц зимой. Индивидуальная работа тесно связана с приобщением младших школьников к чтению и обсуждению книг и статей в журналах об охране природы.

Групповая внеклассная работа наиболее успешно протекает в детских объединениях по интересам (кружках). В них занимаются школьники, проявляющие наибольший интерес к изучению взаимосвязей человека с живой природой. Программа экологического кружка должна отражать все аспекты содержания экологического образования:

- научно-познавательного;

- ценностного;

- нормативного;

- практически - деятельностного.

Разнообразные виды внеклассной работы в экологическом кружке взаимно дополняют друг друга, обогащая процесс обучения и воспитания младших школьников.

В формировании экологической культуры младших школьников огромную роль играют массовые внеклассные занятия: праздники, утренники, ролевые игры на экологические темы.

Таким образом, внеклассная работа создает условия для приобретения опыта принятия экологических решений на основе полученных знаний и в соответствии со сформированными ценностями подходами и ориентациями: как и где проложить тропу, оборудовать стоянку; стоит ли украшать машины дикорастущими растениями; как ходить по лугу, лесу, как относиться к их живым обитателям; как вести себя в природе, если встретится дикое животное.

 

Вывод по первой главе

Таким образом, экологическая культура - это средство образования в сознании младших школьников реалистических знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте. Эти знания необходимы для формирования материалистического миропонимания. Отсутствие у детей знаний, верно отражающих действительность, приводит нередко к образованию у них различных предрассудков и суеверий. Неправильное представление часто служит причиной недоброжелательного отношения детей к животным. Это не только наносит вред природе, но и отрицательно действует на психику детей, ожесточает их. Исправить имеющиеся неправильные представления значительно труднее, чем образовать правильные.

Начальная школа – важнейший этап в становлении научно-познавательных, эмоционально-нравственных, практически-деятельностных отношений детей к окружающей среде и к своему здоровью на основе единства чувственного и рационального познания природного и социального окружения человека.

Экологическая культура младших школьников - интегративное качество личности, включающее: владение представлениями о необходимости выполнять установленные нормы и правила природопользования; мотивированность на ценностные ориентации в социоприродной сфере; опыт экологически оправданного поведения на основе обеспечения устойчивого улучшения экологического качества окружающей среды; ответственность за сохранение естественного природного окружения. Его структура представлена когнитивным, мотивационно-ценностным и деятельностным компонентами.

Когнитивный компонент включает знания: о природе и явлениях, происходящих в ней; объектах природной среды; взаимоотношении человека и природы; об использовании природных богатств, в первую очередь, родного региона, а также наличие экологических представлений и первоначальных понятий согласно возрастным особенностям младших школьников.

Мотивационно-ценностный критерий включает потребности к взаимодействию с природой, интерес к ее изучению, развитость экологических чувств и интереса к людям, к природной среде, в которой живут дети, к экологической деятельности в этой среде.

Деятельностный критерий представляет собой проявление экологической культуры в практической деятельности, сформированность привычек бережного отношения к природе, стремление к охране окружающей среды.

 


ГЛАВА 2. экспериментальное исследование
формирования экологических компонентов младших школьников во внеклассной работе



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 994; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.186.164 (0.032 с.)