Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Описание работы по формированию экологической культуры младших школьников во внеклассной работеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
По результатам полученных данных констатирующего эксперимента было сделано предположение о том, что целенаправленная систематическая работа по формированию экологической культуры младших школьников во внеклассной работе может повысить эффективность процесса развития у них бережного отношения к природе. Для повышения уровня формирования экологических компонентов была разработана программа внеурочной деятельности по развитию экологической культуры младших школьников (приложение 7). Методической основой программы являются подходы, формы и методы работы с детьми, традиционно применяемые в сфере дополнительного (внешкольного) образования; существующие разработки в области регионального экологического образования, «натуралистический» подход и методы «полевой экологии», опыт по взаимодействию с окружающей средой в процессе формирования экологической культуры младшего школьника. Главной особенностью программы является проведение со школьниками краткосрочных экологических экскурсионных занятий, в процессе которых дети знакомятся с реальными, живыми объектами природы, учатся самостоятельно познавать явления и процессы, происходящие в природе, изучают взаимосвязи живых и неживых компонентов природы, а так-же влияние человеческой деятельности на естественные экосистемы. Идеальным при проведении полевых экологических занятий является временное проживание детей как можно ближе к природе – в условиях сезонного загородного туристского палаточного лагеря. Благодаря этому происходит недостижимое в других условиях «погру-жение» учащихся в предмет, в детях проявляются иные, ранее нераскрытые возможности. Таким образом, программа представляет собой не только программу экологического образования, но также и программу развития экологической культуры детей. Программа состоит из трех блоков: установочный, развивающий, закрепляющий. Главной целью данной программы является развитие экологической культуры младших школьников. В задачи данной программы входит: - разработка содержания, способствующего развитию когнитивного, мотивационно-ценностного и деятельностного компонентов экологической культуры младших школьников, на примере объектов, существующих в естественных условиях; - разработка непосредственных приемов, способов активизации механизмов развития экологической культуры младших школьников посредством их вовлечения в практическую учебную и исследовательскую деятельность. Гипотеза исследования: предположим, что целенаправленная систематическая работа по формированию экологической культуры младших школьников во внеклассной работе может повысить эффективность процесса развития у них бережного отношения к природе, при соблюдении следующих условий: - проведение экскурсий в природу способствует развитию когнитивного компонента; - беседы развивают нравственно-эстетический компонент; - исследовательская работа способствует развитию операционно-деятельностного компонента.
Вывод по второй главе Анализ данных, полученных в ходе констатирующего эксперимента, позволил сделать вывод о том, что уровень экологической культуры младших школьников, особенно такого его компонента, как экологические знания, очень низок и в контрольной, и в экспериментальной группе. Дети выступали чаще всего в роли статичных наблюдателей и не могли дать адекватной оценки явлениям и событиям, происходящим в окружающей среде. По результатам полученных данных констатирующего эксперимента было сделано предположение о том, что целенаправленная систематическая работа по формированию экологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности может повысить эффективность процесса развития у них бережного отношения к природе. В ходе опытно-экспериментальной работы на формирующем этапеэксперимента мы реализовывали разработанную экспериментальная программу, направленную на формирование экологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности, которая включала внедрение модели формирования этого интегративного качества личности и реализацию педагогических условий, способствующих его эффективному формированию. На протяжении эксперемента велся мониторинг уровней развития компонентов экологической культуры, который осуществлялся с учетом критериев экологической культуры, выявленных нами. На каждом этапе нами проводилось тестирование по определению уровня знаний, их глубины и системности, а также способности переноса школьниками экологических знаний и умений в ситуацию экологической деятельности. Наблюдение велось за формированием осознанности отношения к природе, проявлением интереса в данном направлении. Итоговый срез уровней сформированности экологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности был проведен на заключительном этапе эксперимента. Констатирующий эксперимент показал, что учащиеся обладают недостаточным уровнем экологической культуры, как в контрольной так и в экспериментальной группе. Результаты анкетирования свидетельствуют о необходимости улучшения работы по формированию экологической культуры младших школьников, посредством дидактических игр. На основании педагогической диагностики нами был сделан вывод о позитивной динамике сформированности компонентов экологической культуры у учащихся экспериментальной группы на фоне незначительных изменений аналогичных показателей в контрольной группе. Это свидетельствует о положительном влиянии используемой нами модели и педагогических условий формирования экологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности. Ход и результаты экспериментальной работы подтвердили: все компоненты экологической культуры младших школьников более эффективно развивались у учащихся экспериментальной группы. На основании чего можно констатировать, что гипотеза исследования подтвердилась, его цель достигнута, все исследовательские задачи реализованы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Экологическое воспитание - это средство образования в сознании младших школьников реалистических знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте. Эти знания необходимы для формирования материалистического миропонимания. Отсутствие у детей знаний, верно отражающих действительность, приводит нередко к образованию у них различных предрассудков и суеверий. Неправильное представление часто служит причиной недоброжелательного отношения детей к животным. Это не только наносит вред природе, но и отрицательно действует на психику детей, ожесточает их. Исправить имеющиеся неправильные представления значительно труднее, чем образовать правильные. Начальная школа – важнейший этап в становлении научно-познавательных, эмоционально-нравственных, практически-деятельностных отношений детей к окружающей среде и к своему здоровью на основе единства чувственного и рационального познания природного и социального окружения человека. Экологическая культура младших школьников - интегративное качество личности, включающее: владение представлениями о необходимости выполнять установленные нормы и правила природопользования; мотивированность на ценностные ориентации в социоприродной сфере; опыт экологически оправданного поведения на основе обеспечения устойчивого улучшения экологического качества окружающей среды; ответственность за сохранение естественного природного окружения. Его структура представлена когнитивным, мотивационно-ценностным и деятельностным компонентами. Когнитивный компонент включает знания: о природе и явлениях, происходящих в ней; объектах природной среды; взаимоотношении человека и природы; об использовании природных богатств, в первую очередь, родного региона, а также наличие экологических представлений и первоначальных понятий согласно возрастным особенностям младших школьников. Мотивационно-ценностный критерий включает потребности к взаимодействию с природой, интерес к ее изучению, развитость экологических чувств и интереса к людям, к природной среде, в которой живут дети, к экологической деятельности в этой среде. Деятельностный критерий представляет собой проявление экологической культуры в практической деятельности, сформированность привычек бережного отношения к природе, стремление к охране окружающей среды. Во второй главе курсовой работы было проведено экспериментальное исследование формирования экологических компонентов младших школьников во внеклассной работе. Анализ данных, полученных в ходе констатирующего эксперимента, позволил сделать вывод о том, что уровень экологической культуры младших школьников, особенно такого его компонента, как экологические знания, очень низок и в контрольной, и в экспериментальной группе. Дети выступали чаще всего в роли статичных наблюдателей и не могли дать адекватной оценки явлениям и событиям, происходящим в окружающей среде. По результатам полученных данных констатирующего эксперимента было сделано предположение о том, что целенаправленная систематическая работа по формированию экологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности может повысить эффективность процесса развития у них бережного отношения к природе. В ходе опытно-экспериментальной работы на формирующем этапеэксперимента мы реализовывали разработанную экспериментальная программу, направленную на формирование экологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности, которая включала внедрение модели формирования этого интегративного качества личности и реализацию педагогических условий, способствующих его эффективному формированию. На протяжении эксперемента велся мониторинг уровней развития компонентов экологической культуры, который осуществлялся с учетом критериев экологической культуры, выявленных нами. На каждом этапе нами проводилось тестирование по определению уровня знаний, их глубины и системности, а также способности переноса школьниками экологических знаний и умений в ситуацию экологической деятельности. Наблюдение велось за формированием осознанности отношения к природе, проявлением интереса в данном направлении. Итоговый срез уровней сформированности экологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности был проведен на заключительном этапе эксперимента. На основании педагогической диагностики нами был сделан вывод о позитивной динамике сформированности компонентов экологической культуры у учащихся экспериментальной группы на фоне незначительных изменений аналогичных показателей в контрольной группе
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 770; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.54.190 (0.013 с.) |