![]()
Заглавная страница
Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Описание работы по формированию экологической культуры младших школьников во внеклассной работеПо результатам полученных данных констатирующего эксперимента было сделано предположение о том, что целенаправленная систематическая работа по формированию экологической культуры младших школьников во внеклассной работе может повысить эффективность процесса развития у них бережного отношения к природе. Для повышения уровня формирования экологических компонентов была разработана программа внеурочной деятельности по развитию экологической культуры младших школьников (приложение 7). Методической основой программы являются подходы, формы и методы работы с детьми, традиционно применяемые в сфере дополнительного (внешкольного) образования; существующие разработки в области регионального экологического образования, «натуралистический» подход и методы «полевой экологии», опыт по взаимодействию с окружающей средой в процессе формирования экологической культуры младшего школьника. Главной особенностью программы является проведение со школьниками краткосрочных экологических экскурсионных занятий, в процессе которых дети знакомятся с реальными, живыми объектами природы, учатся самостоятельно познавать явления и процессы, происходящие в природе, изучают взаимосвязи живых и неживых компонентов природы, а так-же влияние человеческой деятельности на естественные экосистемы. Идеальным при проведении полевых экологических занятий является временное проживание детей как можно ближе к природе – в условиях сезонного загородного туристского палаточного лагеря. Благодаря этому происходит недостижимое в других условиях «погру-жение» учащихся в предмет, в детях проявляются иные, ранее нераскрытые возможности. Таким образом, программа представляет собой не только программу экологического образования, но также и программу развития экологической культуры детей. Программа состоит из трех блоков: установочный, развивающий, закрепляющий. Главной целью данной программы является развитие экологической культуры младших школьников. В задачи данной программы входит: - разработка содержания, способствующего развитию когнитивного, мотивационно-ценностного и деятельностного компонентов экологической культуры младших школьников, на примере объектов, существующих в естественных условиях; - разработка непосредственных приемов, способов активизации механизмов развития экологической культуры младших школьников посредством их вовлечения в практическую учебную и исследовательскую деятельность. Гипотеза исследования: предположим, что целенаправленная систематическая работа по формированию экологической культуры младших школьников во внеклассной работе может повысить эффективность процесса развития у них бережного отношения к природе, при соблюдении следующих условий: - проведение экскурсий в природу способствует развитию когнитивного компонента; - беседы развивают нравственно-эстетический компонент; - исследовательская работа способствует развитию операционно-деятельностного компонента.
Вывод по второй главе Анализ данных, полученных в ходе констатирующего эксперимента, позволил сделать вывод о том, что уровень экологической культуры младших школьников, особенно такого его компонента, как экологические знания, очень низок и в контрольной, и в экспериментальной группе. Дети выступали чаще всего в роли статичных наблюдателей и не могли дать адекватной оценки явлениям и событиям, происходящим в окружающей среде. По результатам полученных данных констатирующего эксперимента было сделано предположение о том, что целенаправленная систематическая работа по формированию экологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности может повысить эффективность процесса развития у них бережного отношения к природе. В ходе опытно-экспериментальной работы на формирующем этапеэксперимента мы реализовывали разработанную экспериментальная программу, направленную на формирование экологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности, которая включала внедрение модели формирования этого интегративного качества личности и реализацию педагогических условий, способствующих его эффективному формированию. На протяжении эксперемента велся мониторинг уровней развития компонентов экологической культуры, который осуществлялся с учетом критериев экологической культуры, выявленных нами. На каждом этапе нами проводилось тестирование по определению уровня знаний, их глубины и системности, а также способности переноса школьниками экологических знаний и умений в ситуацию экологической деятельности. Наблюдение велось за формированием осознанности отношения к природе, проявлением интереса в данном направлении. Итоговый срез уровней сформированности экологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности был проведен на заключительном этапе эксперимента. Констатирующий эксперимент показал, что учащиеся обладают недостаточным уровнем экологической культуры, как в контрольной так и в экспериментальной группе. Результаты анкетирования свидетельствуют о необходимости улучшения работы по формированию экологической культуры младших школьников, посредством дидактических игр. На основании педагогической диагностики нами был сделан вывод о позитивной динамике сформированности компонентов экологической культуры у учащихся экспериментальной группы на фоне незначительных изменений аналогичных показателей в контрольной группе. Это свидетельствует о положительном влиянии используемой нами модели и педагогических условий формирования экологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности. Ход и результаты экспериментальной работы подтвердили: все компоненты экологической культуры младших школьников более эффективно развивались у учащихся экспериментальной группы. На основании чего можно констатировать, что гипотеза исследования подтвердилась, его цель достигнута, все исследовательские задачи реализованы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Экологическое воспитание - это средство образования в сознании младших школьников реалистических знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте. Эти знания необходимы для формирования материалистического миропонимания. Отсутствие у детей знаний, верно отражающих действительность, приводит нередко к образованию у них различных предрассудков и суеверий. Неправильное представление часто служит причиной недоброжелательного отношения детей к животным. Это не только наносит вред природе, но и отрицательно действует на психику детей, ожесточает их. Исправить имеющиеся неправильные представления значительно труднее, чем образовать правильные. Начальная школа – важнейший этап в становлении научно-познавательных, эмоционально-нравственных, практически-деятельностных отношений детей к окружающей среде и к своему здоровью на основе единства чувственного и рационального познания природного и социального окружения человека. Экологическая культура младших школьников - интегративное качество личности, включающее: владение представлениями о необходимости выполнять установленные нормы и правила природопользования; мотивированность на ценностные ориентации в социоприродной сфере; опыт экологически оправданного поведения на основе обеспечения устойчивого улучшения экологического качества окружающей среды; ответственность за сохранение естественного природного окружения. Его структура представлена когнитивным, мотивационно-ценностным и деятельностным компонентами. Когнитивный компонент включает знания: о природе и явлениях, происходящих в ней; объектах природной среды; взаимоотношении человека и природы; об использовании природных богатств, в первую очередь, родного региона, а также наличие экологических представлений и первоначальных понятий согласно возрастным особенностям младших школьников. Мотивационно-ценностный критерий включает потребности к взаимодействию с природой, интерес к ее изучению, развитость экологических чувств и интереса к людям, к природной среде, в которой живут дети, к экологической деятельности в этой среде. Деятельностный критерий представляет собой проявление экологической культуры в практической деятельности, сформированность привычек бережного отношения к природе, стремление к охране окружающей среды. Во второй главе курсовой работы было проведено экспериментальное исследование формирования экологических компонентов младших школьников во внеклассной работе. Анализ данных, полученных в ходе констатирующего эксперимента, позволил сделать вывод о том, что уровень экологической культуры младших школьников, особенно такого его компонента, как экологические знания, очень низок и в контрольной, и в экспериментальной группе. Дети выступали чаще всего в роли статичных наблюдателей и не могли дать адекватной оценки явлениям и событиям, происходящим в окружающей среде. По результатам полученных данных констатирующего эксперимента было сделано предположение о том, что целенаправленная систематическая работа по формированию экологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности может повысить эффективность процесса развития у них бережного отношения к природе. В ходе опытно-экспериментальной работы на формирующем этапеэксперимента мы реализовывали разработанную экспериментальная программу, направленную на формирование экологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности, которая включала внедрение модели формирования этого интегративного качества личности и реализацию педагогических условий, способствующих его эффективному формированию. На протяжении эксперемента велся мониторинг уровней развития компонентов экологической культуры, который осуществлялся с учетом критериев экологической культуры, выявленных нами. На каждом этапе нами проводилось тестирование по определению уровня знаний, их глубины и системности, а также способности переноса школьниками экологических знаний и умений в ситуацию экологической деятельности. Наблюдение велось за формированием осознанности отношения к природе, проявлением интереса в данном направлении. Итоговый срез уровней сформированности экологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности был проведен на заключительном этапе эксперимента. На основании педагогической диагностики нами был сделан вывод о позитивной динамике сформированности компонентов экологической культуры у учащихся экспериментальной группы на фоне незначительных изменений аналогичных показателей в контрольной группе |
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 694; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.212.99.248 (0.006 с.) |