Описание работы по формированию экологической культуры младших школьников во внеклассной работе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Описание работы по формированию экологической культуры младших школьников во внеклассной работе



По результатам полученных данных констатирующего эксперимента было сделано предположение о том, что целенаправленная систематическая работа по формированию экологической культуры младших школьников во внеклассной работе может повысить эффективность процесса развития у них бережного отношения к природе. Для повышения уровня формирования экологических компонентов была разработана программа внеурочной деятельности по развитию экологической культуры младших школьников (приложение 7).

Методической основой программы являются подходы, формы и методы работы с детьми, традиционно применяемые в сфере дополнительного (внешкольного) образования; существующие разработки в области регионального экологического образования, «натуралистический» подход и методы «полевой экологии», опыт по взаимодействию с окружающей средой в процессе формирования экологической культуры младшего школьника.

Главной особенностью программы является проведение со школьниками краткосрочных экологических экскурсионных занятий, в процессе которых дети знакомятся с реальными, живыми объектами природы, учатся самостоятельно познавать явления и процессы, происходящие в природе, изучают взаимосвязи живых и неживых компонентов природы, а так-же влияние человеческой деятельности на естественные экосистемы.

Идеальным при проведении полевых экологических занятий является временное проживание детей как можно ближе к природе – в условиях сезонного загородного туристского палаточного лагеря. Благодаря этому происходит недостижимое в других условиях «погру-жение» учащихся в предмет, в детях проявляются иные, ранее нераскрытые возможности.

Таким образом, программа представляет собой не только программу экологического образования, но также и программу развития экологической культуры детей.

Программа состоит из трех блоков: установочный, развивающий, закрепляющий.

Главной целью данной программы является развитие экологической культуры младших школьников.

В задачи данной программы входит:

- разработка содержания, способствующего развитию когнитивного, мотивационно-ценностного и деятельностного компонентов экологической культуры младших школьников, на примере объектов, существующих в естественных условиях;

- разработка непосредственных приемов, способов активизации механизмов развития экологической культуры младших школьников посредством их вовлечения в практическую учебную и исследовательскую деятельность.

Гипотеза исследования: предположим, что целенаправленная систематическая работа по формированию экологической культуры младших школьников во внеклассной работе может повысить эффективность процесса развития у них бережного отношения к природе, при соблюдении следующих условий:

- проведение экскурсий в природу способствует развитию когнитивного компонента;

- беседы развивают нравственно-эстетический компонент;

- исследовательская работа способствует развитию операционно-деятельностного компонента.

 

 

Вывод по второй главе

Анализ данных, полученных в ходе констатирующего эксперимента, позволил сделать вывод о том, что уровень экологической культуры младших школьников, особенно такого его компонента, как экологические знания, очень низок и в контрольной, и в экспериментальной группе. Дети выступали чаще всего в роли статичных наблюдателей и не могли дать адекватной оценки явлениям и событиям, происходящим в окружающей среде.

По результатам полученных данных констатирующего эксперимента было сделано предположение о том, что целенаправленная систематическая работа по формированию экологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности может повысить эффективность процесса развития у них бережного отношения к природе.

В ходе опытно-экспериментальной работы на формирующем этапеэксперимента мы реализовывали разработанную экспериментальная программу, направленную на формирование экологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности, которая включала внедрение модели формирования этого интегративного качества личности и реализацию педагогических условий, способствующих его эффективному формированию. На протяжении эксперемента велся мониторинг уровней развития компонентов экологической культуры, который осуществлялся с учетом критериев экологической культуры, выявленных нами.

На каждом этапе нами проводилось тестирование по определению уровня знаний, их глубины и системности, а также способности переноса школьниками экологических знаний и умений в ситуацию экологической деятельности. Наблюдение велось за формированием осознанности отношения к природе, проявлением интереса в данном направлении.

Итоговый срез уровней сформированности экологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности был проведен на заключительном этапе эксперимента.

Констатирующий эксперимент показал, что учащиеся обладают недостаточным уровнем экологической культуры, как в контрольной так и в экспериментальной группе. Результаты анкетирования свидетельствуют о необходимости улучшения работы по формированию экологической культуры младших школьников, посредством дидактических игр.

На основании педагогической диагностики нами был сделан вывод о позитивной динамике сформированности компонентов экологической культуры у учащихся экспериментальной группы на фоне незначительных изменений аналогичных показателей в контрольной группе. Это свидетельствует о положительном влиянии используемой нами модели и педагогических условий формирования экологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности.

Ход и результаты экспериментальной работы подтвердили: все компоненты экологической культуры младших школьников более эффективно развивались у учащихся экспериментальной группы. На основании чего можно констатировать, что гипотеза исследования подтвердилась, его цель достигнута, все исследовательские задачи реализованы.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Экологическое воспитание - это средство образования в сознании младших школьников реалистических знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте. Эти знания необходимы для формирования материалистического миропонимания. Отсутствие у детей знаний, верно отражающих действительность, приводит нередко к образованию у них различных предрассудков и суеверий. Неправильное представление часто служит причиной недоброжелательного отношения детей к животным. Это не только наносит вред природе, но и отрицательно действует на психику детей, ожесточает их. Исправить имеющиеся неправильные представления значительно труднее, чем образовать правильные.

Начальная школа – важнейший этап в становлении научно-познавательных, эмоционально-нравственных, практически-деятельностных отношений детей к окружающей среде и к своему здоровью на основе единства чувственного и рационального познания природного и социального окружения человека.

Экологическая культура младших школьников - интегративное качество личности, включающее: владение представлениями о необходимости выполнять установленные нормы и правила природопользования; мотивированность на ценностные ориентации в социоприродной сфере; опыт экологически оправданного поведения на основе обеспечения устойчивого улучшения экологического качества окружающей среды; ответственность за сохранение естественного природного окружения. Его структура представлена когнитивным, мотивационно-ценностным и деятельностным компонентами.

Когнитивный компонент включает знания: о природе и явлениях, происходящих в ней; объектах природной среды; взаимоотношении человека и природы; об использовании природных богатств, в первую очередь, родного региона, а также наличие экологических представлений и первоначальных понятий согласно возрастным особенностям младших школьников.

Мотивационно-ценностный критерий включает потребности к взаимодействию с природой, интерес к ее изучению, развитость экологических чувств и интереса к людям, к природной среде, в которой живут дети, к экологической деятельности в этой среде.

Деятельностный критерий представляет собой проявление экологической культуры в практической деятельности, сформированность привычек бережного отношения к природе, стремление к охране окружающей среды.

Во второй главе курсовой работы было проведено экспериментальное исследование формирования экологических компонентов младших школьников во внеклассной работе.

Анализ данных, полученных в ходе констатирующего эксперимента, позволил сделать вывод о том, что уровень экологической культуры младших школьников, особенно такого его компонента, как экологические знания, очень низок и в контрольной, и в экспериментальной группе. Дети выступали чаще всего в роли статичных наблюдателей и не могли дать адекватной оценки явлениям и событиям, происходящим в окружающей среде.

По результатам полученных данных констатирующего эксперимента было сделано предположение о том, что целенаправленная систематическая работа по формированию экологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности может повысить эффективность процесса развития у них бережного отношения к природе.

В ходе опытно-экспериментальной работы на формирующем этапеэксперимента мы реализовывали разработанную экспериментальная программу, направленную на формирование экологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности, которая включала внедрение модели формирования этого интегративного качества личности и реализацию педагогических условий, способствующих его эффективному формированию. На протяжении эксперемента велся мониторинг уровней развития компонентов экологической культуры, который осуществлялся с учетом критериев экологической культуры, выявленных нами.

На каждом этапе нами проводилось тестирование по определению уровня знаний, их глубины и системности, а также способности переноса школьниками экологических знаний и умений в ситуацию экологической деятельности. Наблюдение велось за формированием осознанности отношения к природе, проявлением интереса в данном направлении.

Итоговый срез уровней сформированности экологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности был проведен на заключительном этапе эксперимента.

На основании педагогической диагностики нами был сделан вывод о позитивной динамике сформированности компонентов экологической культуры у учащихся экспериментальной группы на фоне незначительных изменений аналогичных показателей в контрольной группе



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 737; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.106.241 (0.025 с.)