Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сущность понятия «Экологическая культура»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Экологическое образование и экологическое воспитание необходимо рассматривать как два тесно взаимосвязанных звена в целостном процессе развития экологической культуры личности. Специфика процесса воспитания связана с воздействием на духовную сферу личности и оперированием системой понятий «ценности - отношение - деятельность», специфика процесса экологического образования связана с воздействием на интеллект, формирующиеся сознание и оперирование системой «сознание мышления - знание деятельность». По мнению Бабановой Т.А., экологическое образование обладает такими особенностями, как - актуализация идеи о неразрывной связи физической и духовной жизни человека с природой; - рассмотрение экологических проблем в системе глобальных проблем современности; - направленность на цели охраны природы: сбережение генофонда биосферы, сохранение гигиенических и эстетических достоинств окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов [1, с. 16]. С точки зрения Бодровой Л. А., экологическое воспитание - составная часть нравственного воспитания, поэтому под экологическим воспитанием надо понимать единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения. Экологические представления формируются на уроках природоведения, а так же в процессе внеклассной работы по экологическому образованию и воспитанию. Воспитание, основанное на раскрытии конкретных экологических связей, поможет ученикам усваивать правила и нормы поведения в природе, которые будут осознанными и осмысленными убеждениями каждого ученика [3, с. 24]. Цель экологического воспитания - это формирование бережного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Всё это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению, охране и защите природы своей местности. Эта цель достигается по мере решения в единстве следующих задач: - образовательных - формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения; - воспитательных - формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни; - развивающих - развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремление к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального, эмоционального, нравственного. Таким образом, экологическая культура – сложное понятие, включающее в себя знание основных законов природы, понимание необходимости считаться с этими законами и руководствоваться ими во всех видах деятельности, стремление соотносить свою деятельность с состоянием и потребностями окружающей среды, чувство ответственности за окружающую человека среду и за состояние здоровья людей. Поэтому экологическая культура личности должна формироваться на основе понимания главных закономерностей развития экологических систем и уважения к самой жизни во всех ее проявлениях. Ведущим показателем наличия такой культуры может считаться социальная и индивидуальная экологическая ответственность за события в природе и жизни людей. Экологическая культура охватывает как интеллектуальные, эстетические и этические, деятельностно-волевые аспекты человеческой жизни, так и практику бытовой и профессиональной деятельности человека. На наш взгляд, можно выделить следующие компоненты экологической культуры и представить их в виде рис. 1. Экологическая культура Когнитивный Мотивационно- Деятельностный компонет ценностный компонент компонент Рисунок 1 – Компоненты экологической культуры
Зверева И.Д. считает, что когнитивный компонент выполняет объяснительно-информационную функцию формирования мировоззрения, соответствующего современному уровню науки, исторической практике и интеллектуальным требованиям человека [9, с.51]. По мнению Гирусова Э.В., функции деятельностного компонента состоят в интеграции мировоззрения и сознания на практике, то есть в процессе взаимодействия с природой; формировании у личности активной природоохранительной и природосозидательной позиции; практической экологической деятельности людей [5, с.76]. Современные проблемы взаимодействия общества и природы поставили ряд новых задач перед школой и педагогикой. Восприятие, оценка, переживание эстетически значимых ландшафтов, объектов живой и неживой природы оказывается не только важным мотивом общения современного человека с природой, ее созерцания, но и активным фактором формирования его действенно-гуманистической позиции и культуры поведения. Эстетико-эмоциональная окрашенность мотивов отношений к природе повышает ценность окружающей среды для личности, тем самым, создавая прочные основы экологической культуры, развивая личностный аспект экологической культуры, формируя экологическую направленность личности. В связи с этим в структуру экологической культуры введен перцептивно-эмоциональный компонент, функции которого заключаются в развитии чувственного восприятия природы и формировании духовно-эмоциональной сферы. Таким образом, структура «экологической культуры» определяется взаимосвязанными и взаимообусловленными компонентами: когнитивным, аксиологическим, мотивацонно-ценностным, деятельностным. Отечественные психологи и педагоги уделяют большое внимание проблеме формирования мотивационной сферы личности как объективно действующего фактора детерминации человеческого поведения. Карташова Е. С. отмечает значимость мотивов, регулирующих практические действия и необходимость их учёта в эколого-воспитательной работе [11, с.137]. Определяя сущность экологической культуры можно выделить: 1. Особенности этого процесса: а) ступенчатый характер: - формирование экологических представлений; - развитие экологического сознания и чувств; - формирование убеждений в необходимости экологической деятельности; - выработка навыков и привычек поведения в природе; - преодоление в характере учащихся потребительского отношения к природе; б) длительность; в) сложность; г) скачкообразность; д) активность; 2. Значение психологического аспекта, который включает в себя: а) развитие экологического сознания; б) формирование соответствующих потребностей, мотивов и установок личности; в) выработку нравственных, эстетических чувств, навыков и привычек; г) воспитание устойчивой воли; д) формирование значимых целей экологической деятельности. Содержание экологической культуры включает в себя систему норм, которые вытекают из ценностных ориентаций. Система ценностей исходит из понимания уникальности и самоценности природы. При этом человек рассматривается как часть природы, а при характеристике природы подчеркивается ее многосторонняя ценность для человека.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 3029; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.187.210 (0.01 с.) |