Сущность понятия «Экологическая культура» 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность понятия «Экологическая культура»



Экологическое образование и экологическое воспитание необходимо рассматривать как два тесно взаимосвязанных звена в целостном процессе развития экологической культуры личности.

Специфика процесса воспитания связана с воздействием на духовную сферу личности и оперированием системой понятий «ценности - отношение - деятельность», специфика процесса экологического образования связана с воздействием на интеллект, формирующиеся сознание и оперирование системой «сознание мышления - знание деятельность».

По мнению Бабановой Т.А., экологическое образование обладает такими особенностями, как

- актуализация идеи о неразрывной связи физической и духовной жизни человека с природой;

- рассмотрение экологических проблем в системе глобальных проблем современности;

- направленность на цели охраны природы: сбережение генофонда биосферы, сохранение гигиенических и эстетических достоинств окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов [1, с. 16].

С точки зрения Бодровой Л. А., экологическое воспитание - составная часть нравственного воспитания, поэтому под экологическим воспитанием надо понимать единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения. Экологические представления формируются на уроках природоведения, а так же в процессе внеклассной работы по экологическому образованию и воспитанию. Воспитание, основанное на раскрытии конкретных экологических связей, поможет ученикам усваивать правила и нормы поведения в природе, которые будут осознанными и осмысленными убеждениями каждого ученика [3, с. 24].

Цель экологического воспитания - это формирование бережного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Всё это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению, охране и защите природы своей местности. Эта цель достигается по мере решения в единстве следующих задач:

- образовательных - формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;

- воспитательных - формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;

- развивающих - развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремление к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального, эмоционального, нравственного.

Таким образом, экологическая культура – сложное понятие, включающее в себя знание основных законов природы, понимание необходимости считаться с этими законами и руководствоваться ими во всех видах деятельности, стремление соотносить свою деятельность с состоянием и потребностями окружающей среды, чувство ответственности за окружающую человека среду и за состояние здоровья людей. Поэтому экологическая культура личности должна формироваться на основе понимания главных закономерностей развития экологических систем и уважения к самой жизни во всех ее проявлениях. Ведущим показателем наличия такой культуры может считаться социальная и индивидуальная экологическая ответственность за события в природе и жизни людей. Экологическая культура охватывает как интеллектуальные, эстетические и этические, деятельностно-волевые аспекты человеческой жизни, так и практику бытовой и профессиональной деятельности человека.

На наш взгляд, можно выделить следующие компоненты экологической культуры и представить их в виде рис. 1.

Экологическая культура

Когнитивный Мотивационно- Деятельностный

компонет ценностный компонент компонент

Рисунок 1 – Компоненты экологической культуры

 

Зверева И.Д. считает, что когнитивный компонент выполняет объяснительно-информационную функцию формирования мировоззрения, соответствующего современному уровню науки, исторической практике и интеллектуальным требованиям человека [9, с.51].

По мнению Гирусова Э.В., функции деятельностного компонента состоят в интеграции мировоззрения и сознания на практике, то есть в процессе взаимодействия с природой; формировании у личности активной природоохранительной и природосозидательной позиции; практической экологической деятельности людей [5, с.76].

Современные проблемы взаимодействия общества и природы поставили ряд новых задач перед школой и педагогикой. Восприятие, оценка, переживание эстетически значимых ландшафтов, объектов живой и неживой природы оказывается не только важным мотивом общения современного человека с природой, ее созерцания, но и активным фактором формирования его действенно-гуманистической позиции и культуры поведения. Эстетико-эмоциональная окрашенность мотивов отношений к природе повышает ценность окружающей среды для личности, тем самым, создавая прочные основы экологической культуры, развивая личностный аспект экологической культуры, формируя экологическую направленность личности. В связи с этим в структуру экологической культуры введен перцептивно-эмоциональный компонент, функции которого заключаются в развитии чувственного восприятия природы и формировании духовно-эмоциональной сферы.

Таким образом, структура «экологической культуры» определяется взаимосвязанными и взаимообусловленными компонентами: когнитивным, аксиологическим, мотивацонно-ценностным, деятельностным.

Отечественные психологи и педагоги уделяют большое внимание проблеме формирования мотивационной сферы личности как объективно действующего фактора детерминации человеческого поведения. Карташова Е. С. отмечает значимость мотивов, регулирующих практические действия и необходимость их учёта в эколого-воспитательной работе [11, с.137].

Определяя сущность экологической культуры можно выделить:

1. Особенности этого процесса:

а) ступенчатый характер:

- формирование экологических представлений;

- развитие экологического сознания и чувств;

- формирование убеждений в необходимости экологической деятельности;

- выработка навыков и привычек поведения в природе;

- преодоление в характере учащихся потребительского отношения к природе;

б) длительность;

в) сложность;

г) скачкообразность;

д) активность;

2. Значение психологического аспекта, который включает в себя:

а) развитие экологического сознания;

б) формирование соответствующих потребностей, мотивов и установок личности;

в) выработку нравственных, эстетических чувств, навыков и привычек;

г) воспитание устойчивой воли;

д) формирование значимых целей экологической деятельности.

Содержание экологической культуры включает в себя систему норм, которые вытекают из ценностных ориентаций. Система ценностей исходит из понимания уникальности и самоценности природы. При этом человек рассматривается как часть природы, а при характеристике природы подчеркивается ее многосторонняя ценность для человека.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 2982; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.203.242.200 (0.056 с.)