Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные методы и формы работы с детьми

Поиск

Основным методом является «натуралистический» подход – т.е. обучение и воспитание детей в природной обстановке, на примере живых, «реальных» объектов, существующих в естественных условиях.

Двумя основными формами обучения, при этом, являются полевые экскурсии и самостоятельная исследовательская работа.

Экскурсионная форма обучения предполагает ознакомление учащихся с реальными объектами и явлениями природы: экосистемами, водными объектами, растениями и животными, а также существующими между ними взаимосвязями.

Самостоятельная исследовательская деятельность предполагает проведение детьми определенного набора простейших биологических и комплексных экологических исследований. Функция педагога на этом этапе ограничивается консультациями и общим «курированием» процесса работы.


Тематический план

Темы занятия Кол-во часов
Установочный блок
1. Вводное занятие  
Развивающий блок
2. Экосистема «Бор»  
3. Экосистема «Смешанный лес»  
  Экосистема «Проточный водоем»  
  Экосистема «Закрытый водоем»  
  Экосистема «Болото»  
  Экосистема «Луг»  
  Экосистема «Степь»  
  Агросистема  
  Нарушенная экосистема  
Закрепляющий блок
  Заключительное занятие  
Итого  

Содержание программы

Занятие 1

Тема: Вводное занятие

Цель: развитие экологической культуры младших школьников

Вводная часть: Приветствие и ознакомление с предстоящей работой, постановка целей.

Основная часть:

1. Развитие когнитивного компонента: Форма проведения – экскурсия в природу. Раскрытие понятий «живые организмы», «среда обитания», «экосистема». Основные виды экосистем Прибайкалья. Факторы окружающей среды и их роль в жизни организмов. Многообразие живых организмов и их приспособления к условиям жизни.

2. Развитие нравственно-эстетического компонента: Беседа «Роль человека в изменениях живой природы», «Правила поведения при посещении различных экосистем».

3. Развитие операционно-деятельностного компонента: Значение организмов в природе и жизни человека. Назначение и основные направления природоохранной деятельности.

Заключительная часть: подведение итогов занятия

Занятие 2

Тема: Экосистема «Бор»

Цель: развитие экологической культуры младших школьников на примере экосистемы «Бор».

Вводная часть: Приветствие и ознакомление с предстоящей работой, постановка целей.

Основная часть:

1. Развитие когнитивного компонента: Форма проведения – экскурсия в природу. Многообразие растений бора. Экологические группы растений бора: деревья, кустарники, травы. Приспособления растений к жизни в экосистеме.

Многообразие животных бора: насекомые, пресмыкающиеся, млекопитающие. Приспособленность животных к жизни в сосновом лесу.

Сезонные изменения в неживой природе и их влияние на обитателей соснового леса.

2. Развитие нравственно-эстетического компонента: Беседа «Редкие и исчезающие виды экосистемы «Бор». Полезные растения леса. Правила сбора лесных ягод и грибов. Правила поведения в лесу».

3. Развитие операционно-деятельностного компонента. Исследовательская работа:

1. Определение биологического разнообразия экосистемы «Бор».

2. Выявление изменений экосистемы «Бор» под влиянием человека.

Заключительная часть: подведение итогов занятия

Занятие 3

Тема: Экосистема «Смешанный лес»

Цель: развитие экологической культуры младших школьников на примере экосистемы «Смешанный лес».

Вводная часть: Приветствие и ознакомление с предстоящей работой, постановка целей.

Основная часть:

1. Развитие когнитивного компонента: Форма проведения – экскурсия в природу. Многообразие растений смешанного леса. Экологические группы растений смешанного леса: деревья, кустарники, травы. Приспособления растений к жизни в экосистеме «Смешанный лес».

Многообразие животных смешанного леса: насекомые, пресмыкающиеся, млекопитающие. Приспособленность животных к жизни в смешанном лесу.

Сезонные изменения в неживой природе и их влияние на обитателей смешанного леса.

2. Развитие нравственно-эстетического компонента: Беседа «Редкие и исчезающие виды экосистемы «Смешанный лес». Полезные растения леса. Правила сбора лесных ягод и грибов».

3. Развитие операционно-деятельностного компонента. Исследовательская работа: 1. Определение биологического разнообразия экосистемы «Смешанный лес».

2. Выявление изменений экосистемы «Смешанный лес» под влиянием человека.

Заключительная часть: подведение итогов занятия

Занятие 4

Тема: Экосистема «Проточный водоем»

Цель: развитие экологической культуры младших школьников на примере экосистемы «Проточный водоем».

Вводная часть: Приветствие и ознакомление с предстоящей работой, постановка целей.

Основная часть:

1. Развитие когнитивного компонента: Форма проведения – экскурсия в природу. Строение реки и специфика водной среды обитания.

Растения водоемов, их многообразие, особенности строения, приспособления и взаимодействия с окружающей проточной водной средой. Экологические группы речных растений: планктонные водоросли, прибрежные кустарники и травы, водные растения.

Многообразие животных: насекомые, рыбы, земноводные, млекопитающие, птицы. Приспособленность животных к жизни в воде.

Сезонные изменения в неживой природе и их влияние на обитателей проточного водоема.

2. Развитие нравственно-эстетического компонента: Беседа «Редкие и исчезающие виды экосистемы «Проточный водоем». Полезные водные организмы. Правила рыбной ловли. Основные источники загрязнения рек».

3. Развитие операционно-деятельностного компонента. Исследовательская работа:

1. Определение биологического разнообразия экосистемы «Проточный водоем».

2. Выявление изменений экосистемы «Проточный водоем» под влиянием человека.

Заключительная часть: подведение итогов занятия

Занятие 5

Тема: Экосистема «Закрытый водоем»

Цель: развитие экологической культуры младших школьников на примере экосистемы «Закрытый водоем».

Вводная часть: Приветствие и ознакомление с предстоящей работой, постановка целей.

Основная часть:

1. Развитие когнитивного компонента: Форма проведения – экскурсия в природу. Строение закрытого водоема и его специфика как среды обитания живых организмов.

Растения водоема, их многообразие, особенности строения, приспособления и взаимодействия с окружающей средой. Экологические группы растений пруда: планктонные водоросли, прибрежные кустарники и травы, водные растения.

Многообразие животных: насекомые, рыбы, земноводные, млекопитающие, птицы. Приспособленность животных к жизни в воде.

Сезонные изменения в неживой природе и их влияние на обитателей закрытого водоема.

2. Развитие нравственно-эстетического компонента: Беседа «Редкие и исчезающие виды экосистемы «Закрытый водоем». Полезные водные организмы. Правила рыбной ловли. Основные источники загрязнения водоемов».

3. Развитие операционно-деятельностного компонента. Исследовательская работа:

1. Определение биологического разнообразия экосистемы «Закрытый водоем».

2. Выявление изменений экосистемы «Закрытый водоем» под влиянием человека.

Заключительная часть: подведение итогов занятия

Занятие 6

Тема: Экосистема «Болото»

Цель: развитие экологической культуры младших школьников на примере экосистемы «Болото».

Вводная часть: Приветствие и ознакомление с предстоящей работой, постановка целей.

Основная часть:

1. Развитие когнитивного компонента: Форма проведения – экскурсия в природу. Особенности болот как среды обитания живых организмов.

Растения болот, их многообразие, особенности строения, приспособления и взаимодействия с окружающей средой. Экологические группы растений болота: планктонные водоросли, прибрежные кустарники и травы, водные растения.

Многообразие животных: насекомые, земноводные, млекопитающие, птицы. Приспособленность животных к жизни на болоте.

Сезонные изменения в неживой природе и их влияние на обитателей болот.

2. Развитие нравственно-эстетического компонента: Беседа «Редкие и исчезающие виды экосистемы «Болото». Полезные водные организмы. Последствия осушения заболоченных земель».

3. Развитие операционно-деятельностного компонента. Исследовательская работа:

1. Определение биологического разнообразия экосистемы «Болото».

2. Выявление изменений экосистемы «Болото» под влиянием человека.

Заключительная часть: подведение итогов занятия

Занятие 7

Тема: Экосистема «Луг»

Цель: развитие экологической культуры младших школьников на примере экосистемы «Луг».

Вводная часть: Приветствие и ознакомление с предстоящей работой, постановка целей.

Основная часть:

1. Развитие когнитивного компонента: Форма проведения – экскурсия в природу. Особенности лугов как среды обитания. Многообразие растений луга, их приспособления к жизни в экосистеме «Луг».

Многообразие животных луга: насекомые, земноводные, пресмыкающиеся, млекопитающие, птицы. Приспособленность животных к жизни в условиях луга.

Сезонные изменения в неживой природе и их влияние на обитателей лугов.

2. Развитие нравственно-эстетического компонента: Беседа «Редкие и исчезающие виды экосистемы «Луг». Полезные луговые растения. Хозяйственная деятельность человека».

3. Развитие операционно-деятельностного компонента. Исследовательская работа:

1. Определение биологического разнообразия экосистемы «Луг».

2. Выявление изменений экосистемы «Луг» под влиянием человека.

Заключительная часть: подведение итогов занятия

Занятие 8

Тема: Экосистема «Степь»

Цель: развитие экологической культуры младших школьников на примере экосистемы «Степь».

Вводная часть: Приветствие и ознакомление с предстоящей работой, постановка целей.

Основная часть:

1. Развитие когнитивного компонента: Форма проведения – экскурсия в природу. Особенности степей как среды обитания. Многообразие степных растений, их приспособления к жизни в засушливых условиях.

Многообразие животных луга: насекомые, пресмыкающиеся, млекопитающие, птицы. Приспособленность животных к жизни в условиях степи.

Сезонные изменения в неживой природе и их влияние на обитателей степей.

2. Развитие нравственно-эстетического компонента: «Редкие и исчезающие виды экосистемы «Степь».

3. Развитие операционно-деятельностного компонента. Исследовательская работа:

1. Определение биологического разнообразия экосистемы «Степь».

2. Выявление изменений экосистемы «Степь» под влиянием человека.

Заключительная часть: подведение итогов занятия

Занятие 9

Тема: Агросистема

Цель: развитие экологической культуры младших школьников на примере искусственной экосистемы.

Вводная часть: Приветствие и ознакомление с предстоящей работой, постановка целей.

Основная часть:

1. Развитие когнитивного компонента: Форма проведения – экскурсия в природу. Понятие агросистема. Различие диких и культурных растений. Значение культурных растений в жизни человека. Основные виды культурных растений выращиваемых в Прибайкалье. Правила выращивания растений. Сорные растения и методы борьбы с ними. Животные-вредители и методы борьбы с ними.

2. Развитие нравственно-эстетического компонента: Беседа «Последствия для природы хозяйственной деятельности человека по выращиванию растений. Охрана почв от эрозии».

3. Развитие операционно-деятельностного компонента. Исследовательская работа:

1. Определение биологического разнообразия агросистемы.

2. Выявление изменений агросистемы под влиянием человека.

Заключительная часть: подведение итогов занятия

Занятие 10

Тема: Нарушенная экосистема

Цель: развитие экологической культуры младших школьников на примере нарушенной экосистемы.

Вводная часть: Приветствие и ознакомление с предстоящей работой, постановка целей.

Основная часть:

1. Развитие когнитивного компонента: Форма проведения – экскурсия в природу. Основные виды деятельности человека и связанные с ними экологические проблемы. Виды загрязнения окружающей среды и ее последствия. Истребление биологического разнообразия как угроза стабильности экосистем.

2. Развитие нравственно-эстетического компонента: Беседа «Редкие и исчезающие виды Прибайкалья. Красная книга Республики Бурятия.

3. Развитие операционно-деятельностного компонента. Исследовательская работа:

1. Выявление основных причин нарушений экосистемы под влиянием человека.

Заключительная часть: подведение итогов занятия

Занятие 11

Тема: Заключительное занятие

Цель: развитие экологической культуры младших школьников.

Вводная часть: Приветствие и ознакомление с предстоящей работой, постановка целей.

Основная часть:

1. Развитие когнитивного и нравственно-эстетического компонентов: «Экологическая викторина».

2. Развитие операционно-деятельностного компонента. Отчетная конференция по итогам исследовательской работы:

Сообщение: «Коллекция увиденных животных и растений» – по результатам исследования биоразнообразия изученных экосистем.

Сообщение: «Жалобная книга природы» – по результатам исследования нарушений изученных экосистем.

Итоговый контроль.

Заключительная часть: подведение итогов занятия

 

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 687; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.76.193 (0.007 с.)