Диагностика уровня экологической культуры младших школьников 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Диагностика уровня экологической культуры младших школьников



Экспериментальной базой исследования явились 2-ые классы МБОУ СОШ № 27 с. Баргузин. Количество учащихся, охваченных опытно-экспериментальной работой: в контрольных классах – 20; в экспериментальных классах – 20.

Сущность экспериментальной работы, проведенной в процессе исследования рассматриваемой проблемы, заключалась в проверке эффективности педагогических условий при их реализации и функционирования модели процесса формирования экологической культуры учащихся младших классов общеобразовательной средней школы во внеурочной деятельности.

Среди испытуемых, уровень формирования экологической культуры были выделены следующие группы:

- экспериментальная группа (ЭГ), члены которой, помимо освоения основной образовательной программы по предмету «Окружающий мир» в начальной школе, работали по программе экологического воспитания «Эколог», являясь активными участниками эколого-туристического кружка «Green»;

- контрольная группа (КГ) – содержание экологического воспитания включенных в нее младших школьников не выходило за рамки обязательной школьной программы и не предусматривало использования во внеурочной деятельности специальных форм и методов экологической направленности.

Комплекс диагностических мероприятий позволял проследить уровень сформированности у младших школьников мотивационной сферы, самоконтроля, выявить глубину экологических знаний и наличие готовности к применению на практике правил и норм поведения в природной и социальной среде, умения сотрудничать и т.д. Эти параметры являются составляющими экологической культуры, под которой мы понимаем не только природоохранные действия, но и взаимоотношения в социуме, коллективе.

Методы исследования: теоретический анализ научной, педагогической и методической литературы по проблеме исследования; наблюдение, анкетирование, педагогический эксперимент, анализ и обработка данных экспериментальной работы.

Для выявления уровня экологической культуры нами использовался метод наблюдения, индивидуальные беседы с учащимися, анкетирование.

Эксперимент состоял из двух этапов: констатирующего и формирующего.

Использование этих методов в нашем исследовании было нацелено на выявление знаний воспитанников об окружающей природе и природоохранных действиях, ценностях личности и ее готовности к участию в воспитательной деятельности.

Констатирующий этап эксперимента был направлен на определение исходного уровня сформированности экологической культуры младших школьников. Данная работа проводилась в соответствии с разработанными уровнями и критериями и с привлечением методик, позволяющих диагностировать сформированность каждого элемента экологической культуры школьников в отдельности.

В процессе эксперимента для развития экологической культуры младших школьников мы исходили из того, что главным показателем сформированности экологической культуры младших школьников является готовность ребенка к мобилизации знаний, умений, навыков, внешних ресурсов для эффективной деятельности по охране и защите окружающей среды в конкретных жизненных ситуациях. Взаимопроникающими структурными уровнями развития экологической культуры младшего школьника, по нашему мнению, являются: информационная компетенция, которая включает в себя готовность школьника к работе с информацией; коммуникативная компетенция, предполагающая способность конструктивно взаимодействовать с другими субъектами воспитательной системы; социальная компетенция, базирующаяся на готовности к сотрудничеству с другими людьми для совместного решения экологических проблем; самообразование как готовность человека к получению и присвоению новых знаний и опыта практической природоохранной деятельности. Данная характеристика помогает подвергнуть всестороннему анализу свойства личности, глубже вникнуть в сущность рассматриваемой проблемы и перейти от общего к частному.

На начальном этапе при организации констатирующего эксперимента мы провели диагностику уровня развития экологической культуры учащихся вторых классов с целью выявления уровня знаний второклассников о природоохранной деятельности, степени готовности учащихся к работе по формированию экологической культуры, к самостоятельному поиску информации, определения наиболее интересных для детей направлений работы. Была поставлена также задача – установить степень готовности родителей к взаимодействию с педагогами.

При опросе учащихся, в ходе наблюдения за их деятельностью, бесед с родителями школьников, организации обсуждений экологических ситуаций на примере художественной литературы мы исходили из того, что базовым в развитии экологической культуры младшего школьника выступает уровень, приобретенный им в дошкольном возрасте и первом классе.

Новая ступень развития ребенка связывается с приобретением им экологически ориентированного личного опыта за счет наблюдения различных состояний окружающей среды, сопровождающихся разъяснениями учителя; первоначальных оценок деятельности людей (на уровне хорошо – плохо); выполнения предложенных учителем правил поведения; общения с представителями животного и растительного мира и эмоциональных переживаний; эстетического наслаждения красотой природы и творческого воплощения своих впечатлений в устных рассказах, рисунках; ощущения потребности в знаниях экологического содержания; бережного отношения к используемым предметам, продуктам питания и т.д.; наблюдения за деятельностью взрослых по улучшению окружающей среды и собственного посильного участия в ней.

Для диагностики уровня глубины и системности экологических знаний применялись вопросы, разработанные на основе содержания учебной программы «Окружающий мир» А.А. Плешакова.

В опросник входило 10 вопросов таких, как «Что такое природа? Что относится к живой и неживой природе? Какие бывают группы животных?» (см. Приложение 1). На эти вопросы мы получили элементарные ответы детей, единичные и необоснованные, как в контрольной так и в экспериментальной группах. Данный опросник нам позволил определить глубину экологических знаний. Согласно полученным данным, учащиеся, набравшие 8-10 баллов, имели достаточный запас знаний для данного возраста, но таких детей оказалось очень мало, в основном ответы детей были ориентированы на средний уровень знаний.

Учитывая тесную взаимосвязь когнитивного и мотивационно-ценностного компонентов, мы использовали вербальную ассоциативную методику «ЭЗОП», предложенную С.Д. Дерябо и В.А. Ясвиным (см. Приложение 2), в основе, которой лежит анализ мотивов экологического поведения, определение экологической установки личности. Детям предлагалось за небольшой промежуток времени выбрать из предложенных четырех слов то, которое, по их мнению, лучше всего связывается с ключевым. Например, дается слово «мяч» и к нему следующие слова: «красный», «футбольный», «большой», «резиновый». В качестве ответа следовало подчеркнуть только выбранное слово, например, «резиновый».

Выделяя мотивационный компонент в экологической культуре, мы для проверки уровня эмоциональной сферы личности ребенка предложили методику «Секретный разговор», которая предполагала написать письмо — разговор с объектом природы (дерево, цветок, птица). Она позволила нам определить, какую роль в природе отводит ребенок себе, чем может помочь он в трудной ситуации объектам окружающей природной среды.

Уровень сформированности осознанного отношения к природе определялся по содержанию текста «письма». Высокий уровень означал, что рассказ ребенка имел законченную мысль и был направлен на бережное, заботливое отношение, сострадание и помощь животным и растениям, а также дружескую установку между человеком и объектами и предметами природного мира. Средний уровень предполагал, что рассказ ребенка имеет законченную мысль, но человек представлен в роли хозяина над природным миром. Показателем низкого уровня выступало изложение ребенком отдельных мыслей, носящих общий характер и не имеющих последовательности, отсутствие умения представить данную ситуацию.

Для выявления уровня деятельностного компонента в работе использовалась методика «Мое отношение к природе» (см. Приложение 3). В данной методике были вопросы такого типа: «Собираешь ли ты букеты цветов? Убираешь ли ты мусор?». Для выявления уровня практических знаний нами использовался тест, критерием оценки выступал уровень сформированности способности переноса школьниками экологических знаний и умений в ситуации экологической деяте&



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 1148; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.130.31 (0.005 с.)