Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Диагностика уровня экологической культуры младших школьниковСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Экспериментальной базой исследования явились 2-ые классы МБОУ СОШ № 27 с. Баргузин. Количество учащихся, охваченных опытно-экспериментальной работой: в контрольных классах – 20; в экспериментальных классах – 20. Сущность экспериментальной работы, проведенной в процессе исследования рассматриваемой проблемы, заключалась в проверке эффективности педагогических условий при их реализации и функционирования модели процесса формирования экологической культуры учащихся младших классов общеобразовательной средней школы во внеурочной деятельности. Среди испытуемых, уровень формирования экологической культуры были выделены следующие группы: - экспериментальная группа (ЭГ), члены которой, помимо освоения основной образовательной программы по предмету «Окружающий мир» в начальной школе, работали по программе экологического воспитания «Эколог», являясь активными участниками эколого-туристического кружка «Green»; - контрольная группа (КГ) – содержание экологического воспитания включенных в нее младших школьников не выходило за рамки обязательной школьной программы и не предусматривало использования во внеурочной деятельности специальных форм и методов экологической направленности. Комплекс диагностических мероприятий позволял проследить уровень сформированности у младших школьников мотивационной сферы, самоконтроля, выявить глубину экологических знаний и наличие готовности к применению на практике правил и норм поведения в природной и социальной среде, умения сотрудничать и т.д. Эти параметры являются составляющими экологической культуры, под которой мы понимаем не только природоохранные действия, но и взаимоотношения в социуме, коллективе. Методы исследования: теоретический анализ научной, педагогической и методической литературы по проблеме исследования; наблюдение, анкетирование, педагогический эксперимент, анализ и обработка данных экспериментальной работы. Для выявления уровня экологической культуры нами использовался метод наблюдения, индивидуальные беседы с учащимися, анкетирование. Эксперимент состоял из двух этапов: констатирующего и формирующего. Использование этих методов в нашем исследовании было нацелено на выявление знаний воспитанников об окружающей природе и природоохранных действиях, ценностях личности и ее готовности к участию в воспитательной деятельности. Констатирующий этап эксперимента был направлен на определение исходного уровня сформированности экологической культуры младших школьников. Данная работа проводилась в соответствии с разработанными уровнями и критериями и с привлечением методик, позволяющих диагностировать сформированность каждого элемента экологической культуры школьников в отдельности. В процессе эксперимента для развития экологической культуры младших школьников мы исходили из того, что главным показателем сформированности экологической культуры младших школьников является готовность ребенка к мобилизации знаний, умений, навыков, внешних ресурсов для эффективной деятельности по охране и защите окружающей среды в конкретных жизненных ситуациях. Взаимопроникающими структурными уровнями развития экологической культуры младшего школьника, по нашему мнению, являются: информационная компетенция, которая включает в себя готовность школьника к работе с информацией; коммуникативная компетенция, предполагающая способность конструктивно взаимодействовать с другими субъектами воспитательной системы; социальная компетенция, базирующаяся на готовности к сотрудничеству с другими людьми для совместного решения экологических проблем; самообразование как готовность человека к получению и присвоению новых знаний и опыта практической природоохранной деятельности. Данная характеристика помогает подвергнуть всестороннему анализу свойства личности, глубже вникнуть в сущность рассматриваемой проблемы и перейти от общего к частному. На начальном этапе при организации констатирующего эксперимента мы провели диагностику уровня развития экологической культуры учащихся вторых классов с целью выявления уровня знаний второклассников о природоохранной деятельности, степени готовности учащихся к работе по формированию экологической культуры, к самостоятельному поиску информации, определения наиболее интересных для детей направлений работы. Была поставлена также задача – установить степень готовности родителей к взаимодействию с педагогами. При опросе учащихся, в ходе наблюдения за их деятельностью, бесед с родителями школьников, организации обсуждений экологических ситуаций на примере художественной литературы мы исходили из того, что базовым в развитии экологической культуры младшего школьника выступает уровень, приобретенный им в дошкольном возрасте и первом классе. Новая ступень развития ребенка связывается с приобретением им экологически ориентированного личного опыта за счет наблюдения различных состояний окружающей среды, сопровождающихся разъяснениями учителя; первоначальных оценок деятельности людей (на уровне хорошо – плохо); выполнения предложенных учителем правил поведения; общения с представителями животного и растительного мира и эмоциональных переживаний; эстетического наслаждения красотой природы и творческого воплощения своих впечатлений в устных рассказах, рисунках; ощущения потребности в знаниях экологического содержания; бережного отношения к используемым предметам, продуктам питания и т.д.; наблюдения за деятельностью взрослых по улучшению окружающей среды и собственного посильного участия в ней. Для диагностики уровня глубины и системности экологических знаний применялись вопросы, разработанные на основе содержания учебной программы «Окружающий мир» А.А. Плешакова. В опросник входило 10 вопросов таких, как «Что такое природа? Что относится к живой и неживой природе? Какие бывают группы животных?» (см. Приложение 1). На эти вопросы мы получили элементарные ответы детей, единичные и необоснованные, как в контрольной так и в экспериментальной группах. Данный опросник нам позволил определить глубину экологических знаний. Согласно полученным данным, учащиеся, набравшие 8-10 баллов, имели достаточный запас знаний для данного возраста, но таких детей оказалось очень мало, в основном ответы детей были ориентированы на средний уровень знаний. Учитывая тесную взаимосвязь когнитивного и мотивационно-ценностного компонентов, мы использовали вербальную ассоциативную методику «ЭЗОП», предложенную С.Д. Дерябо и В.А. Ясвиным (см. Приложение 2), в основе, которой лежит анализ мотивов экологического поведения, определение экологической установки личности. Детям предлагалось за небольшой промежуток времени выбрать из предложенных четырех слов то, которое, по их мнению, лучше всего связывается с ключевым. Например, дается слово «мяч» и к нему следующие слова: «красный», «футбольный», «большой», «резиновый». В качестве ответа следовало подчеркнуть только выбранное слово, например, «резиновый». Выделяя мотивационный компонент в экологической культуре, мы для проверки уровня эмоциональной сферы личности ребенка предложили методику «Секретный разговор», которая предполагала написать письмо — разговор с объектом природы (дерево, цветок, птица). Она позволила нам определить, какую роль в природе отводит ребенок себе, чем может помочь он в трудной ситуации объектам окружающей природной среды. Уровень сформированности осознанного отношения к природе определялся по содержанию текста «письма». Высокий уровень означал, что рассказ ребенка имел законченную мысль и был направлен на бережное, заботливое отношение, сострадание и помощь животным и растениям, а также дружескую установку между человеком и объектами и предметами природного мира. Средний уровень предполагал, что рассказ ребенка имеет законченную мысль, но человек представлен в роли хозяина над природным миром. Показателем низкого уровня выступало изложение ребенком отдельных мыслей, носящих общий характер и не имеющих последовательности, отсутствие умения представить данную ситуацию. Для выявления уровня деятельностного компонента в работе использовалась методика «Мое отношение к природе» (см. Приложение 3). В данной методике были вопросы такого типа: «Собираешь ли ты букеты цветов? Убираешь ли ты мусор?». Для выявления уровня практических знаний нами использовался тест, критерием оценки выступал уровень сформированности способности переноса школьниками экологических знаний и умений в ситуации экологической деяте&
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 1204; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.33.130 (0.012 с.) |