Вербальная ассоциативная методика диагностики экологических установок личности «ЭЗОП» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вербальная ассоциативная методика диагностики экологических установок личности «ЭЗОП»



Вам будут предложены слова, и к каждому из них еще по пять слов. Выберите из этих пяти то, которое для вас лучше всего связывается с предложенным. Например, дается слово «МЯЧ», и к нему следующие слова: «красный», «футбольный», «большой», «резиновый», «детский», В качестве ответа вы записываете только выбранное слово, например, «резиновый». Отвечать нужно быстро, так как первая реакция наиболее точно отражает ваш выбор.

Текст методики

1. ЛЕС: поляна (К): муравейник (И); заповедник (О); дрова (П);

2. ЛОСЬ: следы (И); лесник (О); трофей (П); рога (К).

3. ТРАВА: поливать (О); силос (П); роса (К); стебель (И).

4. ОЗЕРО: улов (П); шерсть; острова (К); моллюск (И); очищать (О).

5. МЕДВЕДЬ:; хозяин (К); малина.(И); редкий (О); шкура (П).

6. ДЕРЕВО: осень (К); кольца (И); вырастить (О); мебель (П);.

7. БОЛОТО: головастик (И); заказник (О); торф (П); туман (К).

8. УТКА: запрет (О); жаркое (П); рассвет (К); яйцо (И).

9. РЫБА; жабры (И); серебристая (К); нерестилище (О); жарить (П);

10. САД: цветущий (К); опыление (И); ухаживать (О); урожай (П).

11. БОБР: ловкий (К); резцы (И); расселение (О); шуба (П); 12.ПРИРОДА: красота (К); изучение (И); охрана (О); польза (П).

 

Выявление экологической установки личности

В скобках после стимульного слова указывается, к какому типу установки

относится данный ответ испытуемого; этот ключ, естественно, не зачитывается:

К – природа воспринимается как объект красоты – «эстетическая» установка:

И – природа воспринимается как объект изучения – «когнитивная» установка;

О – природа воспринимается как объект охраны – «этическая» установка;

II – природа воспринимается как объект пользы – «прагматическая» установка.

 

 


Приложение 3

Методика «Мое отношение к природе»

 

Цель - выявить у детей мотивы поступков по отношению к природе и ее

объектам и предметам.

Оценка проводится в баллах.

1. Нравится ли тебе бывать на природе?

Да – 3.

Нет – 1.

Не очень – 2.

2.Любишь ли ты ухаживать за домашними животными?

Да – 3.

Нет – 1.

Не очень – 2.

3.Нравится ли тебе ухаживать за комнатными растениями?

Да – 3.

Не очень – 2.

Нет – 1.

4.Убираешь ли ты за собой мусор?

Да – 3.

Нет – 1.

Не всегда – 2.

5.Собираешь ли ты большие букеты цветов?

Да – 1.

Нет – 3.

Иногда – 2.

6.Как ты смотришь на то, что твой друг разоряет птичьи гнезда?

Мне весело смотреть – 1.

Плохо – 3.

Мне все равно – 2.

7.Подкармливаешь ли ты зимой птиц?

Да – 3.

Нет – 1.

Иногда – 2.

8.Хочешь ли ты помочь попавшему в беду животному?

Нет – 1.

Да – 3.

Иногда – 2.

9.Хотелось бы тебе посадить много деревьев, цветов?

Да – 3.

Нет – 1.

Мне все равно – 2.

Ключ

24-26 баллов средний уровень - ответы говорят о безразличном отношении ребенка к объектам и предметам природного мира. Мотивы экологической деятельности у таких школьников носят меньшую социальную направленность по сравнению со школьниками, которым свойствен высокий уровень развития экологической культуры.

Ниже 26 низкий уровень - ответы указывают на негативное отношении ребенка к природному миру, отмечается потребительское отношение к природе.

 

 


Приложение 4

Методика Ю. А. Полещук

МЕТОДИКА 1. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА.

 

Цель: выявление представлений учащихся о компонентах экологической культуры человека, их соотношении.

Задание: расставьте ранговые места от 1 до 7 по степени важности для себя следующих компонентов экологической культуры человека:

· система экологических знаний;

· практические экологические умения;

· владение правилами поведения в природе;

· интерес к экологическим проблемам;

· потребность в общении с природой; понимание многосторонней (универсальной) ценности природы;

· убежденность в необходимости ответственно относиться к природе.

 

МЕТОДИКА 2. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Цель: выявление направленности личности в экологической деятельности.

Задание: расположите в порядке убывания (в зависимости от их значимости для себя) следующие дела:

· участие в экологических митингах;

· работа на даче;

· туристические походы;

· забота о домашних животных;

· выпуск экологической газеты;

· оформление стенда о природе, ее охране;

· изготовление скворечника;

· участие в конкурсе

· экскурсии в природу, по экологической тропе;

· чтение книг о природе.

 

МЕТОДИКА 3. ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ.

Цель: выявление факторов развития интереса, других мотивов отношения учащихся к природе.

Задание: перечислите в порядке убывания по степени значимости для себя, что влияет на Ваше отношение к природе:

 

· непосредственное общение с природой;

· чтение книг о природе;

· уроки биологии, географии, физики и т.д.

· посещение музеев (краеведческих, художественных);

· участие в практических делах по охране природы;

· телевизионные передачи;

· кинофильмы о природе;

· беседы и лекции о природе, ее охране.

 

МЕТОДИКА 4. ИНТЕРЕС К ПРИРОДЕ.

Цель: выявление спектра интересов детей к природе.

Задание: ранжируйте (расставьте по степени значимости для себя) характеристики, отражающие Ваш интерес к природе:

· сбор ягод, грибов, цветов и т.п.;

 

· получение вдохновения, наслаждения, положительных эмоций;

· безграничные возможности открытия чего-то нового, получение новых знаний;

· купание, загорание;

· рисование природы;

· помощь природе в ее охране;

· пение на природе;

· игры на природе;

· нахождение на природе способствует лучшему пониманию себя, самосознанию;

· исследовательская деятельность в природе.

МЕТОДИКА 5. ЦЕННОСТЬ ПРИРОДЫ.

 

Цель: выявление осознания учащимися многосторонней (универсальной) ценности природы, ее компонентов.

Задание: расположите по степени значимости для себя, за что Вы цените природу:

 

· природа – источник знаний;

· природа дает представление о прекрасном в жизни;

· природа дает человеку грибы, ягоды, орехи, другие продукты питания;

· природа дает человеку древесину;

· природа – источник вдохновения, творчества для человека;

· природа (солнце, воздух, вода) способствуют закаливанию, укреплению здоровья человека;

· природа – это главное богатство народа, страны.

МЕТОДИКА 6. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ.

Цель: выявление уровня сформированности у детей экологических знаний, приоритетности определенных групп знаний.

Задание: расположите по степени важности для себя следующие группы знаний о природе:

 

· знания о животном мире;

· знания о растениях;

· знания о человеке;

· знания о экологических проблемах;

· знания о взаимодействии человека и природы;

· знания о явлениях природы;

· знания о цветах;

· знания о лекарственных травах;

· знания о эволюции природы;

· знания о возможных видах деятельности человека в природе.


Приложение 5

 

Протоколы

Таблица 1

Уровень сформированности экологической культуры на констатирующем этапе в контрольной группе

  Когнитивный Мотивационно-ценностный Деятельностный
  высокий средний низкий высокий средний низкий высокий средний низкий
  +       +     +  
    +   +     +    
    +     +     +  
      + +       +  
      +   +   +    
    +   +       +  
      +   +     +  
  +         +   +  
    +     +   +    
      +     +   +  
      +   +       +
    +       +     +
    +     +   +   +
    +       +     +
  +       +       +
      +     +     +
      +   +       +
    +       +     +
    +     +       +
    +       +     +

Таблица 2

Уровень сформированности экологической культуры на констатирующем этапе в экспериментальной группе

  Когнитивный Мотивационно-ценностный Деятельностный
  высокий средний низкий высокий средний низкий высокий средний низкий
    +     +   +    
    +   +       +  
  +       +       +
    +     +     +  
    +   +     +    
    +     +       +
  +     +       +  
    +       +     +
    +   +         +
    +   +       +  
    +     +   +    
  +     +         +
    +     +       +
      + +       +  
      + +         +
      + +       +  
      +     + +    
      +     +     +
      +   +       +
      + +         +

 


Таблица 3

Уровень сформированности экологической культуры на кформирующем этапе в контрольной группе

  Когнитивный Мотивационно-ценностный Деятельностный
  высокий средний низкий высокий средний низкий высокий средний низкий
  +     +     +    
    +     +     +  
    +   +     +    
  +       +     +  
    +     +   +    
    +   +       +  
    +   +     +    
  +       +     +  
    +   +       +  
    +   +     +    
    +     +     +  
  +     +         +
    +     +       +
      + +         +
      +   +       +
      +     +   +  
      +     +     +
      +     +     +
      +     +     +
      +     +     +

 


Таблица 4

Уровень сформированности экологической культуры на формирующем этапе в экспериментальной группе

  Когнитивный Мотивационно-ценностный Деятельностный
  высокий средний низкий высокий средний низкий высокий средний низкий
  +     +     +    
  +     +       +  
  +     +     +    
  +     +     +    
  +       +     +  
    +   +     +    
  +     +          
  +     +     +    
  +     +     +    
    +   +     +    
  +     +     +    
  +       +   +    
  +       +   +    
  +       +   +    
  +       +   +    
  +     +     +    
  +     +     +    
  +     +     +    
  +     +     +    
  +     +         +

 


Таблица 5

Оценка уровня сформированности экологической культуры младших школьников экспериментальной группы

Констатирующий этап Формирующий этап
Учащийся, № Уровень знаний Учащийся, № Уровень знаний
  высокий   высокий
  средний   средний
  средний   средний
  высокий   высокий
  средний   средний
  низкий   низкий
  средний   средний
  высокий   высокий
  средний   средний
  средний   средний
  высокий   высокий
  низкий   низкий
  средний   средний
  низкий   высокий
  низкий   средний
  низкий   высокий
  низкий   средний
  низкий   низкий
  низкий   низкий
  низкий   низкий

Таблица 6

Оценка уровня сформированности экологической культуры младших школьников контрольной группы

Констатирующий этап Формирующий этап
Учащийся, № Уровень знаний Учащийся, № Уровень знаний
  высокий   высокий
  средний   средний
  средний   средний
  высокий   высокий
  высокий   высокий
  средний   средний
  средний   средний
  высокий   высокий
  низкий   низкий
  низкий   низкий
  низкий   низкий
  средний   средний
  средний   средний
  низкий   низкий
  низкий   низкий
  низкий   низкий
  средний   средний
  низкий   низкий
  низкий   низкий

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Анкета

Нравится ли тебе отдыхать на природе?

 

1) Да; 2) Нет; 3) Не знаю.

 

Нельзя ловить диких животных и приносить их домой.

 

1) Да; 2) Нет; 3) Не знаю.

 

Может ли человек существовать, что бы, не вредить живому вокруг?

 

1) Да; 2) Нет; 3) Не знаю.

 

Похолодание и снег повлияли на жизнь растений и животных:

 

1) Да; 2) Нет; 3) Не знаю.

 

Зимой в лесу можно часто увидеть насекомых:

 

1) Да; 2) Нет; 3) Не знаю.

 

На закрытых местах покров снега больше:

 

1) Да; 2) Нет; 3) Не знаю.

 

Утром и вечером солнце стоит низко над землей и дает мало тепла.

 

1) Да; 2) Нет; 3) Не знаю.

 

Летом солнце стоит над землей высоко, а зимой – низко.

 

1) Да; 2) Нет; 3) Не знаю.

 

Ветер – это движение воздуха.

 

1) Да; 2) Нет; 3) Не знаю.

 

Ромашка, зверобой, подорожник, мята, шиповник – лекарственные растения.

 

1) Да; 2) Нет; 3) Не знаю.

 

Весной в лесу нельзя шуметь, трогать гнезда и пугать птиц.

 

1) Да; 2) Нет; 3) Не знаю.

 

Ласточки, журавли, грачи, утки, стрижи – перелетные птицы.

 

1) Да; 2) Нет; 3) Не знаю.

 

Шпаки прилетают к нам с юга первыми.

 

1) Да; 2) Нет; 3) Не знаю.

 

Утки и гуси не тонут потому, что их перья смазаны жиром и не промокают.

 

1) Да; 2) Нет; 3) Не знаю.

 

Звери всякие важны – звери всякие нужны. Каждый из них делает в природе свое полезное дело.

 

1) Да; 2) Нет; 3) Не знаю.

 

Весной в лесу нельзя шуметь, трогать гнезда и пугать птиц.

 

1) Да; 2) Нет; 3) Не знаю.

 

Приходилось ли тебе оказывать помощь животным, растениям?

 

1) Да; 2) Нет; 3) Не знаю.

 

В рыхлую почву легче проникает вода и воздух.

 

1) Да; 2) Нет; 3) Не знаю.

 

В красную книгу заносят животных, растения, насекомых численность, которых уменьшается.

 

1) Да; 2) Нет; 3) Не знаю.

 

Леса называют «легкими» планеты.

 

1) Да; 2) Нет; 3) Не знаю.

 

Мировой океан состоит из 5 океанов.

 

1) Да; 2) Нет; 3) Не знаю.

 

На планете насчитывается 6 материков.

 

1) Да; 2) Нет; 3) Не знаю.

 

На земле существует 3 расы.

 

1) Да; 2) Нет; 3) Не знаю.

 

Дети тоже могут участвовать в охране природы.

 

1) Да; 2) Нет; 3) Не знаю.

 

За каждый правильный ответ анкеты – 1 балл.

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

Программа развития экологической культуры младших школьников

Программа рассчитана, в первую очередь на педагогов дополнительного образования и учителей-предметников (биологов, экологов), имеющих возможность и желающих осуществить преподавание своих дисциплин изучением реальных объектов в естественных условиях существования.

Методической основой программы являются подходы, формы и методы работы с детьми, традиционно применяемые в сфере дополнительного (внешкольного) образования; существующие разработки в области регионального экологического образования, «натуралистический» подход и методы «полевой экологии», опыт по взаимодействию с окружающей средой в процессе формирования экологической культуры младшего школьника.

Главной особенностью программы является проведение со школьниками краткосрочных экологических экскурсионных занятий, в процессе которых дети знакомятся с реальными, живыми объектами природы, учатся самостоятельно познавать явления и процессы, происходящие в природе, изучают взаимосвязи живых и неживых компонентов природы, а также влияние человеческой деятельности на естественные экосистемы.

Идеальным при проведении полевых экологических занятий является временное проживание детей как можно ближе к природе – в условиях сезонного загородного туристского палаточного лагеря. Благодаря этому происходит недостижимое в других условиях «погружение» учащихся в предмет, в детях проявляются иные, ранее нераскрытые возможности.
Таким образом, программа представляет собой не только программу экологического образования, но также и программу развития экологической культуры детей.

Программа состоит из трех блоков: установочный, развивающий, закрепляющий.

Цель и задачи программы

Главной целью данной программы является развитие экологической культуры младших школьников.

В задачи данной программы входит:

- разработка содержания, способствующего развитию когнитивного, мотивационно-ценностного и деятельностного компонентов экологической культуры младших школьников, на примере объектов, существующих в естественных условиях;

- разработка непосредственных приемов, способов активизации механизмов развития экологической культуры младших школьников посредством их вовлечения в практическую учебную и исследовательскую деятельность.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 2528; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.196.206 (0.149 с.)