![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вербальная ассоциативная методика диагностики экологических установок личности «ЭЗОП»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Вам будут предложены слова, и к каждому из них еще по пять слов. Выберите из этих пяти то, которое для вас лучше всего связывается с предложенным. Например, дается слово «МЯЧ», и к нему следующие слова: «красный», «футбольный», «большой», «резиновый», «детский», В качестве ответа вы записываете только выбранное слово, например, «резиновый». Отвечать нужно быстро, так как первая реакция наиболее точно отражает ваш выбор. Текст методики 1. ЛЕС: поляна (К): муравейник (И); заповедник (О); дрова (П); 2. ЛОСЬ: следы (И); лесник (О); трофей (П); рога (К). 3. ТРАВА: поливать (О); силос (П); роса (К); стебель (И). 4. ОЗЕРО: улов (П); шерсть; острова (К); моллюск (И); очищать (О). 5. МЕДВЕДЬ:; хозяин (К); малина.(И); редкий (О); шкура (П). 6. ДЕРЕВО: осень (К); кольца (И); вырастить (О); мебель (П);. 7. БОЛОТО: головастик (И); заказник (О); торф (П); туман (К). 8. УТКА: запрет (О); жаркое (П); рассвет (К); яйцо (И). 9. РЫБА; жабры (И); серебристая (К); нерестилище (О); жарить (П); 10. САД: цветущий (К); опыление (И); ухаживать (О); урожай (П). 11. БОБР: ловкий (К); резцы (И); расселение (О); шуба (П); 12.ПРИРОДА: красота (К); изучение (И); охрана (О); польза (П).
Выявление экологической установки личности В скобках после стимульного слова указывается, к какому типу установки относится данный ответ испытуемого; этот ключ, естественно, не зачитывается: К – природа воспринимается как объект красоты – «эстетическая» установка: И – природа воспринимается как объект изучения – «когнитивная» установка; О – природа воспринимается как объект охраны – «этическая» установка; II – природа воспринимается как объект пользы – «прагматическая» установка.
Приложение 3 Методика «Мое отношение к природе»
Цель - выявить у детей мотивы поступков по отношению к природе и ее объектам и предметам. Оценка проводится в баллах. 1. Нравится ли тебе бывать на природе? Да – 3. Нет – 1. Не очень – 2. 2.Любишь ли ты ухаживать за домашними животными? Да – 3. Нет – 1. Не очень – 2. 3.Нравится ли тебе ухаживать за комнатными растениями? Да – 3. Не очень – 2. Нет – 1. 4.Убираешь ли ты за собой мусор? Да – 3. Нет – 1. Не всегда – 2. 5.Собираешь ли ты большие букеты цветов? Да – 1. Нет – 3. Иногда – 2. 6.Как ты смотришь на то, что твой друг разоряет птичьи гнезда?
Мне весело смотреть – 1. Плохо – 3. Мне все равно – 2. 7.Подкармливаешь ли ты зимой птиц? Да – 3. Нет – 1. Иногда – 2. 8.Хочешь ли ты помочь попавшему в беду животному? Нет – 1. Да – 3. Иногда – 2. 9.Хотелось бы тебе посадить много деревьев, цветов? Да – 3. Нет – 1. Мне все равно – 2. Ключ 24-26 баллов средний уровень - ответы говорят о безразличном отношении ребенка к объектам и предметам природного мира. Мотивы экологической деятельности у таких школьников носят меньшую социальную направленность по сравнению со школьниками, которым свойствен высокий уровень развития экологической культуры. Ниже 26 низкий уровень - ответы указывают на негативное отношении ребенка к природному миру, отмечается потребительское отношение к природе.
Приложение 4 Методика Ю. А. Полещук МЕТОДИКА 1. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА.
Цель: выявление представлений учащихся о компонентах экологической культуры человека, их соотношении. Задание: расставьте ранговые места от 1 до 7 по степени важности для себя следующих компонентов экологической культуры человека: · система экологических знаний; · практические экологические умения; · владение правилами поведения в природе; · интерес к экологическим проблемам; · потребность в общении с природой; понимание многосторонней (универсальной) ценности природы; · убежденность в необходимости ответственно относиться к природе.
МЕТОДИКА 2. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Цель: выявление направленности личности в экологической деятельности. Задание: расположите в порядке убывания (в зависимости от их значимости для себя) следующие дела: · участие в экологических митингах; · работа на даче; · туристические походы; · забота о домашних животных; · выпуск экологической газеты; · оформление стенда о природе, ее охране; · изготовление скворечника; · участие в конкурсе · экскурсии в природу, по экологической тропе; · чтение книг о природе.
МЕТОДИКА 3. ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ. Цель: выявление факторов развития интереса, других мотивов отношения учащихся к природе. Задание: перечислите в порядке убывания по степени значимости для себя, что влияет на Ваше отношение к природе:
· непосредственное общение с природой; · чтение книг о природе; · уроки биологии, географии, физики и т.д. · посещение музеев (краеведческих, художественных); · участие в практических делах по охране природы; · телевизионные передачи; · кинофильмы о природе; · беседы и лекции о природе, ее охране.
МЕТОДИКА 4. ИНТЕРЕС К ПРИРОДЕ. Цель: выявление спектра интересов детей к природе. Задание: ранжируйте (расставьте по степени значимости для себя) характеристики, отражающие Ваш интерес к природе: · сбор ягод, грибов, цветов и т.п.;
· получение вдохновения, наслаждения, положительных эмоций; · безграничные возможности открытия чего-то нового, получение новых знаний; · купание, загорание; · рисование природы; · помощь природе в ее охране; · пение на природе; · игры на природе; · нахождение на природе способствует лучшему пониманию себя, самосознанию; · исследовательская деятельность в природе. МЕТОДИКА 5. ЦЕННОСТЬ ПРИРОДЫ.
Цель: выявление осознания учащимися многосторонней (универсальной) ценности природы, ее компонентов. Задание: расположите по степени значимости для себя, за что Вы цените природу:
· природа – источник знаний; · природа дает представление о прекрасном в жизни; · природа дает человеку грибы, ягоды, орехи, другие продукты питания; · природа дает человеку древесину; · природа – источник вдохновения, творчества для человека; · природа (солнце, воздух, вода) способствуют закаливанию, укреплению здоровья человека; · природа – это главное богатство народа, страны. МЕТОДИКА 6. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ. Цель: выявление уровня сформированности у детей экологических знаний, приоритетности определенных групп знаний. Задание: расположите по степени важности для себя следующие группы знаний о природе:
· знания о животном мире; · знания о растениях; · знания о человеке; · знания о экологических проблемах; · знания о взаимодействии человека и природы; · знания о явлениях природы; · знания о цветах; · знания о лекарственных травах; · знания о эволюции природы; · знания о возможных видах деятельности человека в природе. Приложение 5
Протоколы Таблица 1 Уровень сформированности экологической культуры на констатирующем этапе в контрольной группе
Таблица 2 Уровень сформированности экологической культуры на констатирующем этапе в экспериментальной группе
Таблица 3 Уровень сформированности экологической культуры на кформирующем этапе в контрольной группе
Таблица 4 Уровень сформированности экологической культуры на формирующем этапе в экспериментальной группе
Таблица 5 Оценка уровня сформированности экологической культуры младших школьников экспериментальной группы
Таблица 6 Оценка уровня сформированности экологической культуры младших школьников контрольной группы
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 Анкета Нравится ли тебе отдыхать на природе?
1) Да; 2) Нет; 3) Не знаю.
Нельзя ловить диких животных и приносить их домой.
1) Да; 2) Нет; 3) Не знаю.
Может ли человек существовать, что бы, не вредить живому вокруг?
1) Да; 2) Нет; 3) Не знаю.
Похолодание и снег повлияли на жизнь растений и животных:
1) Да; 2) Нет; 3) Не знаю.
Зимой в лесу можно часто увидеть насекомых:
1) Да; 2) Нет; 3) Не знаю.
На закрытых местах покров снега больше:
1) Да; 2) Нет; 3) Не знаю.
Утром и вечером солнце стоит низко над землей и дает мало тепла.
1) Да; 2) Нет; 3) Не знаю.
Летом солнце стоит над землей высоко, а зимой – низко.
1) Да; 2) Нет; 3) Не знаю.
Ветер – это движение воздуха.
1) Да; 2) Нет; 3) Не знаю.
Ромашка, зверобой, подорожник, мята, шиповник – лекарственные растения.
1) Да; 2) Нет; 3) Не знаю.
Весной в лесу нельзя шуметь, трогать гнезда и пугать птиц.
1) Да; 2) Нет; 3) Не знаю.
Ласточки, журавли, грачи, утки, стрижи – перелетные птицы.
1) Да; 2) Нет; 3) Не знаю.
Шпаки прилетают к нам с юга первыми.
1) Да; 2) Нет; 3) Не знаю.
Утки и гуси не тонут потому, что их перья смазаны жиром и не промокают.
1) Да; 2) Нет; 3) Не знаю.
Звери всякие важны – звери всякие нужны. Каждый из них делает в природе свое полезное дело.
1) Да; 2) Нет; 3) Не знаю.
Весной в лесу нельзя шуметь, трогать гнезда и пугать птиц.
1) Да; 2) Нет; 3) Не знаю.
Приходилось ли тебе оказывать помощь животным, растениям?
1) Да; 2) Нет; 3) Не знаю.
В рыхлую почву легче проникает вода и воздух.
1) Да; 2) Нет; 3) Не знаю.
В красную книгу заносят животных, растения, насекомых численность, которых уменьшается.
1) Да; 2) Нет; 3) Не знаю.
Леса называют «легкими» планеты.
1) Да; 2) Нет; 3) Не знаю.
Мировой океан состоит из 5 океанов.
1) Да; 2) Нет; 3) Не знаю.
На планете насчитывается 6 материков.
1) Да; 2) Нет; 3) Не знаю.
На земле существует 3 расы.
1) Да; 2) Нет; 3) Не знаю.
Дети тоже могут участвовать в охране природы.
1) Да; 2) Нет; 3) Не знаю.
За каждый правильный ответ анкеты – 1 балл. ПРИЛОЖЕНИЕ 7 Программа развития экологической культуры младших школьников Программа рассчитана, в первую очередь на педагогов дополнительного образования и учителей-предметников (биологов, экологов), имеющих возможность и желающих осуществить преподавание своих дисциплин изучением реальных объектов в естественных условиях существования. Методической основой программы являются подходы, формы и методы работы с детьми, традиционно применяемые в сфере дополнительного (внешкольного) образования; существующие разработки в области регионального экологического образования, «натуралистический» подход и методы «полевой экологии», опыт по взаимодействию с окружающей средой в процессе формирования экологической культуры младшего школьника. Главной особенностью программы является проведение со школьниками краткосрочных экологических экскурсионных занятий, в процессе которых дети знакомятся с реальными, живыми объектами природы, учатся самостоятельно познавать явления и процессы, происходящие в природе, изучают взаимосвязи живых и неживых компонентов природы, а также влияние человеческой деятельности на естественные экосистемы. Идеальным при проведении полевых экологических занятий является временное проживание детей как можно ближе к природе – в условиях сезонного загородного туристского палаточного лагеря. Благодаря этому происходит недостижимое в других условиях «погружение» учащихся в предмет, в детях проявляются иные, ранее нераскрытые возможности. Программа состоит из трех блоков: установочный, развивающий, закрепляющий. Цель и задачи программы Главной целью данной программы является развитие экологической культуры младших школьников. В задачи данной программы входит: - разработка содержания, способствующего развитию когнитивного, мотивационно-ценностного и деятельностного компонентов экологической культуры младших школьников, на примере объектов, существующих в естественных условиях; - разработка непосредственных приемов, способов активизации механизмов развития экологической культуры младших школьников посредством их вовлечения в практическую учебную и исследовательскую деятельность.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 2610; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.171.188 (0.013 с.) |