Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Комнатные растения — средообразующий экологический фактор в жизни людейСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Наличие комнатных растений в помещении детского сада имеет разнообразное значение для детей и взрослых, пребывающих в нем достаточно длительное время. Растения являются предметной средой людей, а поэтому оказывают влияние на их состояние и самочувствие. С помощью растений можно улучшить психологический климат и гигиеническую среду в группе. В этом случае имеют значение правильный подбор, расстановка и распределение их в пространстве помещения. Важнейшим положительным психологическим фактором является красота растений: насыщенная окраска листьев, яркий рисунок на них, сочность и упругость стеблей и других частей растения, хорошая кустистость, облиственность, отсутствие голых участков, сухих листьев. Это одновременно является показателями хорошего состояния растений. Их самочувствие и красота находятся в прямой зависимости от условий, в которых они произрастают. В каждой возрастной группе могут находиться любые безопасные для детей растения, но обязательно в ухоженном состоянии. В этом случае обеспечиваются не только красота, но и наибольшая вероятность их зацветания, что в свою очередь делает их более привлекательными, повышает эстетику жизненного пространства. Красота помещения создается не только внешним обликом, но и расположением растений, их рассредоточенностью в пространстве или объединением в композиции. Размещая растения в интерьере, следует иметь в виду несколько простых правил фитодизайна. Красивы все растения, поэтому их целесообразно ставить на некотором расстоянии друг от друга — в этом случае им легко дышать и расти, а детям — легко наблюдать и ухаживать за нами. Есть растения, которые особенно чувствительны к жизненному пространству — они хорошо себя чувствуют и красиво выглядят лишь в том случае, когда их ничто не стесняет, например такие как бальзамин-недотрога. Поэтому важно, чтобы растения на подоконнике располагались на значительном расстоянии друг от друга. Занавески не должны свисать — это препятствует обмену воздуха и общению детей с растениями. Красота интерьера создается тем, что растения рассредоточиваются в вертикальном и горизонтальном пространстве. По горизонтали растения легко распределить при двустороннем естественном освещении помещения, учитывая при этом, что многие из них нуждаются в притенении, являются теневыносливыми. Их можно расположить в глубине помещения на расстоянии 1 — 1,5 метра от окна. Вертикальное распределение предусматривает устройство растений на однотонно окрашенных стенах, перпендикулярных окну, на подоконнике и на полу. Это красивые ампельные растения (сциндапсус, ройциссус, плющ и др.), расположенные на уровне глаз взрослого человека (или несколько выше); напольные растения (китайский розан, фикус и др.), расположенные в спокойных и достаточно освещенных местах. В таком «зеленом садике» дети могут отдыхать: сидеть в мягкой мебели, рисовать, рассматривать книги, играть в настольные игры. Ребята привыкают к растениям, осторожно с ними обращаются, глаза их часто отдыхают на зелени, они чувствуют себя комфортно. Распределение растений в пространстве улучшает микроклимат в группе, сохраняет психическое здоровье детей и взрослых. Достижением фитодизайна является создание композиций из растений, которые не боятся соседства друг с другом и нуждаются в сходных условиях. Композиции могут быть созданы в торшерах, напольных или настольных ящиках, на декоративных столиках и подставках, настенных полочках. Их может объединять специально подготовленное небольшое бревно, группа пней или крупная красивая коряга. Привлекательность композиции создает сочетание растений, разных по форме и окраске: с прямостоячими и ползучими стеблями, с крупными и мелкими листьями, поднимающиеся вверх и свешивающиеся. Композиции из растений благотворно действуют на здоровье и эмоции человека: снимают стресс, вызывают радость, дают отдых глазам. Рядом с напольной композицией неплохо поставить небольшое кресло, декоративную скамейку, на которые может присесть взрослый, куда можно посадить для успокоения (вместо наказания) разбаловавшегося ребенка. В книгах по комнатному цветоводству дается много примеров различных композиций, этими рекомендациями может воспользоваться любой воспитатель. Комнатные растения улучшают жизненную среду человека тем, что положительно влияют на состав воздуха в помещении: смягчают его сухость — листья испаряют влагу, что особенно важно в отопительный сезон, создают свежесть и приятную прохладу; очищают воздух от пыли (в помещении ее почти в 20 раз больше, чем под открытым небом). Это особенно значимо для детского сада. Но самое большое оздоравливающее значение комнатных растений состоит в том, что они обогащают воздух кислородом — именно днем (на свету), когда присутствуют дети, они поглощают углекислый газ и выделяют кислород. В последнее время специалисты обращают все больше внимания на медицинские параметры комнатных растений — лечебное значение соков, отваров, примочек и др., приготовленных из них. Всем известны, например, прекрасные лечебные свойства столетника (алоэ древовидного). Для группы детского сада имеют значение растения, выделяющие фитонциды, — легкие органические вещества, обладающие бактерицидными свойствами. Фитонциды повышают бактерицидную энергию воздуха, что способствует разрушению патогенных организмов, находящихся в нем. Известно, что дети очень чувствительны к различным инфекциям, часто являются носителями и распространителями бактерий (если кашляют или чихают). Растения, обладающие фитонцидными свойствами, позволяют улучшить воздушную среду помещения. К таким растениям относятся разные виды пеларгоний (герани), многие суккуленты (алоэ, толстянки), ауку-ба японская, антуриум величественный, колеус Блюме, пеперо-мии, туя восточная. Особая роль принадлежит растениям, поглощающим из воздуха вредные вещества и газы, которых в настоящее время достаточно в каждом помещении, их выделяют разнообразные синтетические материалы, из которых сделаны предметы быта: пластмассовые изделия, ковровые покрытия, мебель из ДСП, линолеум и пр. Известно, что все эти вещества вредны для здоровья, могут вызывать аллергию и другие заболевания. Наиболее подходящим для очищения воздуха комнатным растением является хло-рофитум хохлатый — неприхотливое растение, имеющееся в каж- 59 дом детском саду. Для очистки воздуха помещения группы (достаточно большого) нужно не менее двух растений. Таким образом, комнатные растения выполняют важную сре-дообразующую функцию в экологии человека — улучшают гигиенические и эстетические параметры его предметной среды. Контрольные вопросы 1. Нужно ли заводить в помещении группы детского сада комнатные 2. Как влияют растения на здоровье людей? Как они улучшают воздух 3. Каким образом с помощью растений можно создать красивый ин 2.1.4. Организация зеленой зоны в помещении и на участке детского сада Растения и животных, находящихся в детском саду, можно по-разному расположить и сгруппировать, создавая интересные «экологические пространства» для проведения разнообразной педагогической работы. «Экологическое пространство» — это небольшая территория или отдельное помещение, занятое объектами природы и имеющее определенное функциональное назначение. Наиболее традиционными «экологическими пространствами» как формами организации зеленой зоны в детском саду являются групповые уголки природы. Уголок природы в группе детского сада. Главная особенность и преимущество уголка природы — непосредственная близость его обитателей к детям. Это позволяет воспитателю на протяжении всего учебного года использовать его для проведения различных эколого-педагогических мероприятий и организации разной деятельности с дошкольниками. При наличии даже небольшого пространства уголок природы целесообразно иметь в каждой возрастной группе. Расположить его можно в групповой комнате, раздевальном помещении. Последний вариант особенно хорош — в раздевалке родители вместе с детьми могут наблюдать за животными и растениями, обсуждать разные моменты, связанные с их жизнью. Родители смогут увидеть, как дети трудятся в уголке природы, что немаловажно для единства воспитания дошкольников в семье и детском саду. Минимальный состав уголка природы — комнатные растения и аквариум с водными обитателями. Таким может быть уголок природы в ясельной и младшей группах. В последнюю на непродолжительное время можно принести птицу в клетке или мор- скую свинку. Рыбки, помещенные в аквариумы младших групп, должны быть яркими, заметными, достаточно крупными, чтобы маленькие дети с еще плохо развитым восприятием могли их хорошо разглядеть, сосредоточить на них свое неустойчивое внимание. Это могут быть любые разновидности золотых рыбок, крупные меченосцы, барбусы, скалярии, тетрагонопте-русы. Только в этом случае получатся содержательные наблюдения. В состав уголка природы средней группы кроме аквариума и растений можно включить декоративную птицу и морскую свинку, что позволит детям увидеть разнообразие животного мира и познакомиться со способами ухода за живыми существами. Рыбки в аквариуме могут быть иными, чем в младшей группе, но тоже заметными. Из птиц больше всего подходят канарейки или амадины — типичные представители пернатых. Морская свинка в средней группе имеет особое значение: на ее примере дети учатся вступать в контакт с животными, общаться с ними, активно заботиться о них. Уголки природы старших групп включают аквариум с рыбами, птицу в клетке, кого-нибудь их наземных животных (хомяка или черепаху) и растения. Целесообразно разместить в уголке природы таких животных, которые имеют интересные приспособительные особенности и могут продемонстрировать закономерные взаимосвязи в природе. Для аквариума старшей группы подойдут золотые рыбки в сочетании с карасем — их диким предком. Это даст возможность показать хорошую приспособленность дикого животного и ее отсутствие у декоративной разновидности. Для аквариума подготовительной к школе г р у п -п ы подойдут рыбы разных слоев воды, на которых можно показать не только приспособленность к разному образу жизни, но и экологические ниши в одной экосистеме. Это могут быть: гуппи или меченосцы (рыбы верхних слоев воды), сомики (донные рыбы), барбусы (обитатели средних слоев воды). Сухопутная черепаха и золотистый хомячок, устроенные в просторных помещениях с «естественным» оформлением, обеспечивают богатое экологическое содержание познавательной деятельности детей 5 — 7 лет. Из птиц предпочтительнее волнистые попугаи — на них можно показать маскировочную окраску, хорошую приспособленность к лазанию (что доступно и интересно и старшим дошкольникам). Видовой состав растений в уголке природы любой группы не имеет принципиального значения — педагогическую работу можно проводить с теми представителями флоры, которые давно находятся в помещении и хорошо себя чувствуют. Важно, как мы уже говорили, не количество, а ухоженность растений, их благополучное состояние, правильное размещение, красивое оформление. Комнатные растения — это не учебные пособия, а живые существа, которых надо любить и о которых следует заботиться, их сосуществование с человеком взаимовыгодно. И поэтому их не следует подменять искусственными растениями. Кроме постоянных растений и животных в уголке природы могут находиться временные объекты природы. Например, на окне можно устроить мини-огород, в котором в холодное время в ящиках можно выращивать лук, чеснок, овес и другие культуры. Особенно важны лук и чеснок — витаминная добавка в питание детей. Кроме того, эти растения выделяют фитонциды и тем самым оздоравли-вают воздух помещения. Весной воспитатель с детьми выращивают цветочную рассаду однолетников для участка, в конце зимы делают выгонку веток. Уголок природы должен быть правильно оборудован — без этого он становится витриной, которая мало используется в педагогическом процессе. В каждой возрастной группе должно быть два функциональных места — для выполнения трудовых операций и для хранения кормов и предметов ухода за обитателями уголка природы. Место для труда — это небольшой столик, на котором можно разместить клетку с птицей или поддон из нее, емкости с кормами, доску для резания овощей и прочие предметы. Столик может быть обычным, откидным (по типу секретера) или выдвижным (рис. 8). Последние два варианта удобны для небольшого помещения. Оборудование по уходу за водными обитателями включает следующие предметы: сифон для очищения дна аквариума, резиновую трубку диаметром 0,5 — 1 см и длиной 80—120 см для переливания воды и очищения дна, губку для мытья стекол аквариума, плавающую кормушку для рыб, водный термометр, компрессор, сачок из мягкой ткани. Для ухода за птицами нужны небольшое сито для просеивания песка, совок для его сбора, ведерко с песком, кормушки и поилки (лучше навесные, закрытые), маленькие коробочки для выращивания зелени. Для содержания млекопитающих и сухопутной черепахи необходимы ведерко с опилками, небольшого размера совок и щетка для их смены, разделочная доска, безопасный нож, терка для приготовления овощного корма, коробочки для проращивания овса. Банки с любыми сухими кормами имеют плотные крышки и этикетки с изображением тех животных, для которых они предназначены. Необходимы также лейки небольшого размера и с длинными носиками для полива растений (3 — 4 штуки), фартучки для детей. Все это оборудование не должно нарушать эстетику помещения, поэтому его следует хранить в шкафу, тумбе или на закрытой полке, фартучки могут висеть в туалетной комнате. Рис. 8. Варианты рабочего места для детей—дежурных в зеленой зоне: А — отдельно стоящий рабочий столик; Б — столик на колесах выдвигается и 1-под аквариума; В — выдвижные доски шкафа, на котором стоит аквариум; Г, Д — навесной секретер «Экологические пространства» в помещении ДОУ. Помимо уголков природы в помещении детского сада могут быть созданы другие «экологические пространства»: комната или кабинет природы, зимний сад. Это возможно, если имеется отдельное помещение, в котором красиво и с учетом условий, необходимых для жизни растений и животных, можно расставить вольеры с птицами, большие аквариумы с различными водными обитателями или черепахами, большие клетки с курами или кроликами. В разных местах — на полу и стенах, отдельно и в композициях — устраиваются растения. Если это кабинет, то должно быть также место для столов, за которыми дети смогут заниматься. Преимуществом «экологических пространств» являются хорошие условия для растений и животных, а недостатком — трудность их содержания и то, что они большую часть времени проводят в одиночестве. Необходимо продумать организацию обслуживания и методику использования в педагогическом процессе и жизнедеятельности ДОУ комнаты природы, зимнего сада. В равной степени эти «экологические пространства» могут использоваться для отдыха, для углубленной познавательно-ознакомительной деятельности детей и взрослых (персонала, гостей сада, родителей), для нравственно-трудового (гуманистического) воспитания дошкольников. Комната природы включает крупные объекты: вольеры с птицами, большие клетки с наземными животными, емкие аквариумы, напольные и давно растущие растения. Часть пространства может быть отведена под «огород на окне»: при специально устроенном дополнительном освещении лампой дневного света (рис. 9) на нем можно круглый год выращивать экологически чистые зеленные культуры (укроп, петрушку, лук, чеснок, салат), а также проращивать овес и другую зелень для животных. Можно осуществить выгонку цветущих луковичных растений (крокусов, нарциссов, тюльпанов и др.), чтобы получить, например к 8 Марта, букетики своих цветов. Эти объекты требуют к себе особого внимания. Уход за ними должны осуществлять взрослые, но при обязательном участии старших дошкольников. В зимнем саду преобладают растения, поэтому он должен иметь хорошее освещение: естественное — через большие окна, стеклянную крышу, или искусственное. В этом случае можно выращивать самые различные растения. Возле южных солнечных окон хорошо устроить уголок пустыни, создав композицию из суккулентов. На противоположной стороне, особенно если есть небольшой бассейн с фонтаном, можно посадить влаголюбивые растения и создать тропическую композицию. Зимний сад позволяет создать настоящую коллекцию плодовых растений, состоящую из комнатного лимона, мандарина, декоративного граната, фейхоа, ин-64 Рис. 9. Стол с ящиками для посадки и выращивания растений (овощных культур, рассады). Над столом лампа дневного света для дополнительного освещения посадок. Конструкция, накрытая целлофаном, превращается в парник. Стол может быть передвижным, если стоит на колесиках жира, банановой пальмы, кофейного дерева, чайного куста, лавра и др. При правильном уходе все эти растения будут плодоносить, что, естественно, порадует и взрослых, и детей. В таком помещении в полусвободном режиме обычно живут декоративные птицы, находятся 1 —2 аквариума. Зимний сад, так же как и комната природы, используется в разных целях — для ознакомительных занятий, труда, отдыха и общения с природой. Для отдыха детей и взрослых должны быть предусмотрены сиденья, которые позволяют расслабиться в наблюдении за рыбами, птицами, растениями. Это могут быть декоративные деревянные скамеечки, пеньки или специальные легкие табуреты. Рядом с комнатой природы и зимним садом должно быть подсобное помещение, в котором имеется кран с водой, ножная ванна, шкафы или полки для взрослого и детского инвентаря. «Экологические пространства» на участке ДОУ. На участке детского сада также создается развивающая экологическая среда. Благоприятный микроклимат получается, если вся территория хорошо озеленена: по периметру вдоль забора посажены высокие деревья и кустарники, являющиеся преградой для пыли, выхлопных газов, сильного ветра, уменьшающие шум улицы и создающие тень в жаркие летние дни. При этом следует сажать различные породы деревьев, обладающих разными качествами: клен имеет крупную и красивую листовую пластинку, дает густую тень; ясень интересен гроздьями семян, которые остаются на всю зиму; липа прекрасна своим ароматом в разгар лета; рябина красиво цветет и расцвечивает листья, дает гроздья ягод, которые при- 3 Николаева 65 влекают птиц; у осины необычно дрожит листва; тополь быстро растет и является хорошим пылесборником; черемуха замечательно цветет, пахнет и выделяет фитонциды. На групповых участках могут расти березы — одиночные или группами, очень красивы свешивающиеся ветви раскидистой ивы, листья и цветы-свечи каштана. Высокие кустарники создают нижний защитный ярус, их сажают также по периметру между деревьями. Древесную растительность дополняет сплошной травяной покров всей территории детского сада, кроме подъездных путей и дорожек. Он создает хороший микроклимат в слоях воздуха, прилегающих к земле, — именно там, где находятся дети. Трава защищает воздух от пыли, хорошо его увлажняет; кроме того, зелень успокаивает нервную систему детей. На территории дошкольного учреждения, особенно если она большая, могут быть созданы самые различные «экологические пространства», которые используются для оздоровления и экологического воспитания детей. «Хвойный бор» получится, если небольшое свободное и светлое пространство засадить хвойными деревьями — елью и сосной. Со временем под ними образуется кислая земля, пригодная для некоторых видов комнатных растений. В бору можно наблюдать за елками, проводить зимние праздники. В нем сложится { своя экосистема, определяемая хвойными деревьями: шишки привлекут клестов, дятлов, появятся насекомые, почву покроют мхи; и лишайники, приживутся кислица, перелеска, плаун, а также черника, копытень (если их специально посадить). Копытень зи- i мует под снегом с живыми листьями — это интересное явление можно показывать детям. Рядом с елью и сосной целесообразно С посадить лиственницу — красивое и необычное в познаватель-I ном отношении дерево. Но наибольшая ценность «хвойного бора» заключается в его оздоровительных свойствах — хвойные дере-1 вья выделяют фитонциды и очищают воздух от болезнетворных • бактерий. Прогулки в бору и вблизи него оказывают благотвор-I ные влияние на здоровье детей. Фруктовый сад и огород традиционны для дошкольного учреждения, но они способны выполнять иную, чем ранее, функцию в ■ экологическом воспитании детей. Урожай, который можно собрать На огороде следует отдать предпочтение кормовым корнепло- ■ дам, кукурузе, быстро растущему салату, хотя для того, чтобы I Целесообразно устроить мини-поле со злаковыми культурами, I прежде всего ове'ом, который в больших количествах необходим в зимнее время для кормления животных. Фруктовый сад — это все- I гда красивое зрелище; кроме того, его плоды привлекают птиц, [ поэтому с детьми круглый год можно проводить познавательные и трудовые мероприятия. На большом участке детсада в одном из тихих уголков можно! устроить площадку природы, на которой будут сосредоточены раз-I ные сооружения и объекты природы: птичий столб, небольшой | домик-сарай с выгулом для летнего содержания каких-либо жи- \ вотных, бассейн или ручеек для игр и опытов, композиции из цветущих растений. Птичий столб высотой 3 — 4,5 метра устанав-[ ливается в центре площадки, на нем крепятся две стационарные! кормушки для подкормки птиц, вверху — домик для гнездования, на земле вокруг столба — желоб для воды (это летний птичий водопой) (рис. 10). Такой столб функционирует круглый год — зимой птицы будут кормиться, летом прилетать на водопой, весной устраивать гнезда в домике и выводить птенцов, а в холодное время от непогоды в нем будут прятаться воробьи. Птичий столб поможет в организации наблюдений интересных явлений неживой природы: если на его вершине установить флюгер, то можно определять направление ветра; если вокруг столба и желоба имеется утрамбованная площадка, в солнечный день на ней можно фиксировать по перемещению тени столба движение солнца. Дош- Рис. 10. Птичий столб может бытi. установлен в любом спокойном ме сте территории ДОУ кольники небольшими группами могут приходить на площадку для наблюдений, спокойных игр с водой, выгула и пастьбы животных. На территории детского сада можно создать мини-ферму, фи-тополяну, «уголок нетронутой природы», экологическую тропу или зеленый маршрут. Эти «эко- логические пространства» позволят проводить с дошкольниками разнообразную эколого-педагогическую работу в летний период. В каждом дошкольном учреждении в зависимости от возможностей помещения и территории зеленую зону можно организовать по-своему. Но обязательными для любого детского сада являются цветники — учреждение для маленьких детей должно быть действительно цветущим садом. Цветников должно быть много: при входе на территорию (бордюры, клумбы, газоны), чтобы у всех приходящих сразу поднималось настроение; на каждом групповом участке, чтобы дети видели, как растут цветы, ухаживали за ними, собирали семена и украшали ими свое помещение; на свободных местах газона, особенно тех, которые видны из окон, чтобы дети имели возможность наблюдать цветущий пейзаж. В цветниках можно представить различные неприхотливые однолетние и многолетние растения (последних должно быть больше). Из многолетников подходят незабудки, золотые шары, топинамбур (земляная груша, плоды которой можно давать животным), простые сорта лилий, ирисов, пионов; из однолетних — ноготки, космея, бархатцы, эшольция. петуния, настурция. Если пространство небольшое, предпочтительно вертикальное озеленение: для оформления беседок на груп повых участках подходят, например, декоративная фасоль и цветной горошек. 68Цветущих растений должно быть много, особенно весной и в начале лета, когда дети еще посещают детский сад, и в сентябре, когда формируются группы, приходят новые дети и все возвращаются после летнего отдыха. Контрольные вопросы 1. Что такое «экологические пространства» в ДОУ? Какие «экологи 2. Что такое групповой уголок природы, какие объекты он включает? 3. Из чего состоит оборудование уголка природы, зачем оно нужно и 4. Что такое комната природы и зимний сад? Чем они отличаются от 5. Как можно создать на участке «хвойный бор», площадку природы? 6. Какую роль играют зеленные растения в экологии человека? Нужны Задание Сделайте рисунок или чертеж площадки природы с обозначением Всех объектов; изучите рисунок птичьего столба со всеми его деталями. 1 >пъясните, какую роль в экологическом воспитании дошкольников мо-i v I играть эти сооружения. 2.1.5. Создание и поддержание необходимых условий жизни для живых существ — главный метод экологического воспитания детей Совместная деятельность взрослых и детей в зеленой зоне ДОУ. Создание стационарной развивающей экологической среды в дошкольном учреждении — это непрерывный педагогический процесс, который включает организацию «экологичес-i их пространств», их совершенствование и коррекцию, ежедневное поддержание условий, необходимых для жизни всех i ивых существ. Такая постоянная деятельность является методом экологического воспитания: она приучает детей систематически думать и I» лльно заботиться о «братьях меньших» — растениях и животных, находящихся в одном жизненном пространстве с ними. Но юдом она становится лишь в том случае, если выполняется шместно взрослыми и детьми. Педагоги, которые все делают сами и не дают возможности дошкольникам наблюдать за животными и растениями и участво вать в мероприятиях по созданию нормальных условий для обита телей живых уголков, комнаты природы, участка, развивают i> детях равнодушие, черствость и невнимание к жизни как уникальной ценности. Совместная организационно-хозяйственная, трудовая деятельность в зеленой зоне детского сада, выращивание растений, забо та о взрослых животных и их потомстве могут принимать различ ные формы и проходить с разной степенью включенности и участия как взрослых, так и детей. Дошкольники могут стать участ никами этой деятельности через рассказ воспитателя о разных делал и событиях в ДОУ; через наблюдение деятельности взрослых и посредством своего практического участия. Например, в детском саду создается зимний сад. Крупномасштабные работы по его бла гоустройству, заполнение объектами природы производятся одними взрослыми без участия детей. Тем не менее старшие дошкольники могут стать участниками этого процесса, если воспитатель рассказывает о том, что строится в детском саду, каким замечательным будет зимний сад, кто в нем поселится и что в нем будет расти; время от времени показывает, как продвигаются дела. поясняет, зачем сделаны большие окна, зачем электрики повеси ли много ламп, почему поставлены высокие вольеры, а не ма ленькие клетки, и т.д. Дети напрямую не участвуют в устройстве зимнего сада, но уже являются участниками процесса: они в кур се событий и переживают за результат. На последнем этапе обору дования зимнего сада взрослые найдут дела, посильные для детей 5 — 7 лет, и они станут действительными участниками серьезного мероприятия. Во всех формах совместной деятельности наибольшее значение имеет отношение воспитателя к объекту деятельности, которое проявляется в его заинтересованном рассказе, переживаниях, оценках, объяснениях и правильных действиях. Взрослый своим поведением создает образец взаимодействия с природой, неравнодуш ного отношения к ней, демонстрирует необходимость и значимость всего того, что совершается на глазах у детей. Совместная деятель ность взрослых и дошкольников может осуществляться в любом «экологическом пространстве» в помещении и на участке детско го сада. Самая распространенная форма совместной деятельно сти — создание и поддержание условий, необходимых для обита телей группового уголка природы. В младшем дошкольном возрасте дети в совместной деятельно сти являются больше наблюдателями, чем исполнителями, и тем не менее именно в этом возрасте образец взаимодействия с при родой имеет решающее значение: ребята слышат и впитывают лас ковый разговор взрослого с животными и растениями, спокойные и ясные пояснения о том, что и как надо делать, видят действия воспитателя и охотно принимают в них участие. Например, пригласив двух —трех ребят участвовать в поливе комнатных растений, воспитатель говорит следующее: «Пойдемте со мной к окну, посмотрим на наши растения, поговорим с ними и польем их. (Подходят к окну.) Здравствуйте, цветочки! Как вы себя чувству- ете? Не замерзли, не засохли? Нет, все в порядке — вы зеленые, красивые. Посмотрите, какие хорошие у нас растения, как приятно на них глядеть! {Трогает землю в горшке.) Сухая земля, а ' ведь им нужна вода — они живые, без воды засохнут! Польем их». Воспитатель дает каждому ребенку в руки леечку, в которой налито немного воды, поливает их сам, приговаривая: «Огонек, мы нальем в твой горшок воды, пей, сколько хочешь, и расти даль-ше — мы будем тобой любоваться!» Участие детей в этой совмес-' тной деятельности заключается в том, что они слушают речь воспитателя, наблюдают его действия, держат лейки, подают и принимают их, вместе наполняют их водой и ставят на место. Воспи- татель на глазах у детей и вместе с ними заботится о растениях — это и есть образец взаимодействия с природой. Обучение малышей как дидактическая задача не стоит на первом плане, оно про-[ исходит само собой, естественно, в процессе совместной практической деятельности. С возрастом детей меняются функция воспитателя и степень самостоятельности дошкольников, но деятельность по-прежне- му остается совместной. В средней группе воспитатель и дети вы-с|упают в паре, но приоритет остается за взрослым, что выра-ется в формуле: «Я делаю — вы мне помогаете, вы мои помощники. Мы вместе заботимся о наших питомцах!» В старшем ' дошкольном возрасте самостоятельность детей интенсивно нарастает, и уже можно организовать дежурство ребят в уголке природы. Воспитатель и дети теперь меняются ролями: ребята I делают все необходимое сами, а воспитатель им помогает (при этомневажно, что помощь на первых порах может быть очень (большой). Обучение дошкольников этого возраста в совместной деятельности по созданию необходимых условий для растений и животных происходит косвенно — как помощь взрослого ребенку. Его можно обозначить формулой: «Вы делаете сами, а я вам помо-гаю. Я ваш помощник, я помогу сделать то, что пока у вас не получается». Воспитатель обязательно отмечает все достижения и самостоятельность детей, хвалит их уверенность и инициативу- Организация и методика проведения дежурств в уголке природы С детьми старшего дошкольного возраста. Методика проведения дежурств в уголке природы с детьми старшей группы заключается в следующем. 1. Осмотр обитателей уголка природы и выявление: а) их само 2. Практическое выполнение всех операций по созданию нуж 3. Заключительное кратковременное наблюдение за животны Предварительный осмотр аквариума с рыбами, птиц в клетке и растений — очень важный момент методики. Во-первых, он позволяет воспитывать в детях истинно гуманное отношение ко всему живому: во время осмотра можно выявить, как выглядят и как себя чувствуют питомцы уголка природы, не случилось ли с ними чего, не заболели ли они. Во-вторых, именно осмотр условий, в которых находятся живые объекты в данный момент, позволяет определить набор трудовых операций, которые необходимо выполнить во время дежурства. Начальный осмотр заключает в себе экологическую сущность труда в природе, он делает его осмысленным и осознанным как для взрослого, так и для ребенка. «Экологическая формула» взаимосвязи живого объекта со средой обитания заключается в следующем: «Какие условия сейчас имеются — чего не хватает — что надо добавить и изменить». На первом этапе организации дежурств воспитатель сам показывает детям, как надо делать этот осмотр. Например: «Сначала давайте посмотрим на нашу канарейку — не заболела ли она, не произошло ли чего-нибудь плохого с ней за выходные дни. Все может случиться — фрамуга откроется от сильного ветра зимой, и в помещении станет холодно. Что будет тогда? Правильно, птица может заболеть простудой или воспалением легких и умереть. (Осматривает и приговаривает.) Канарейка хорошо себя чувствует: не нахохлилась, скачет по жердочке — все в порядке. Теперь мы с вами посмотрим, что у нее в клетке: что надо сменить, что вымыть, чего ей не хватает. Мы ее любим и сделаем все, чтобы было ей хорошо». Воспитатель осматривает клетку и поясняет: «Песок на дне весь в мусоре — просеем его, чтобы было чисто. Вода в поилке грязная и ее мало — нальем свежей. Зерна в кормушке совсем не осталось — насыплем нового, еще потрем ей морковки: она давно не ела витаминов». И только после этого воспитатель вместе с детьми начинает выполнять трудовые операции. Второй этап методики проведения дежурств традиционен — это реальные трудовые операции по улучшению условий жизни животных и растений. Они должны заключать в себе жизненную и педагогическую целесообразность: их выполнение должно прохо- дить с максимальным вниманием к живому существу, ради которого они делаются, и максимальным удобством для ребенка, их исполняющего. Именно поэтому необходимо подходящее оборудование: столик для приготовления кормов, щетки и совочки небольшого размера, чтобы маленькому ребенку было удобно и 1 легко выполнять работу, небьющиеся миски, банки, ведерки, небольшие безопасные ножи и т.д. Воспитатель учит детей выполнять все действия спокойно, не торопясь, осторожно, чтобы не напугать птиц, рыб, не сломать стебли или листья растений: «Дети, теперь мы достанем из клетки поилку, кормушку. Смотрите, как я делаю это — осторожно, спокойно и медленно, чтобы не напугать птичку, чтобы ей не было страшно от наших резких движений... Теперь выдвинем поддон, поставим его на столик и будем п
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 3178; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.112.169 (0.019 с.) |