Комнатные растения — средообразующий экологический фактор в жизни людей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Комнатные растения — средообразующий экологический фактор в жизни людей



Наличие комнатных растений в помещении детского сада име­ет разнообразное значение для детей и взрослых, пребывающих в нем достаточно длительное время. Растения являются предметной средой людей, а поэтому оказывают влияние на их состояние и самочувствие. С помощью растений можно улучшить психологи­ческий климат и гигиеническую среду в группе. В этом случае име­ют значение правильный подбор, расстановка и распределение их в пространстве помещения.

Важнейшим положительным психологическим фактором яв­ляется красота растений: насыщенная окраска листьев, яркий рисунок на них, сочность и упругость стеблей и других частей растения, хорошая кустистость, облиственность, отсутствие го­лых участков, сухих листьев. Это одновременно является показа­телями хорошего состояния растений. Их самочувствие и красота находятся в прямой зависимости от условий, в которых они про­израстают. В каждой возрастной группе могут находиться любые

безопасные для детей растения, но обязательно в ухоженном со­стоянии. В этом случае обеспечиваются не только красота, но и наибольшая вероятность их зацветания, что в свою очередь делает их более привлекательными, повышает эстетику жизненного про­странства.

Красота помещения создается не только внешним обликом, но и расположением растений, их рассредоточенностью в про­странстве или объединением в композиции. Размещая растения в интерьере, следует иметь в виду несколько простых правил фито­дизайна. Красивы все растения, поэтому их целесообразно ставить на некотором расстоянии друг от друга — в этом случае им легко дышать и расти, а детям — легко наблюдать и ухаживать за нами. Есть растения, которые особенно чувствительны к жизненному пространству — они хорошо себя чувствуют и красиво выглядят лишь в том случае, когда их ничто не стесняет, например такие как бальзамин-недотрога. Поэтому важно, чтобы растения на по­доконнике располагались на значительном расстоянии друг от друга. Занавески не должны свисать — это препятствует обмену воздуха и общению детей с растениями.

Красота интерьера создается тем, что растения рассредоточи­ваются в вертикальном и горизонтальном пространстве. По го­ризонтали растения легко распределить при двустороннем есте­ственном освещении помещения, учитывая при этом, что многие из них нуждаются в притенении, являются теневыносливыми. Их можно расположить в глубине помещения на расстоянии 1 — 1,5 метра от окна. Вертикальное распределение предусматривает устройство растений на однотонно окрашенных стенах, перпен­дикулярных окну, на подоконнике и на полу. Это красивые ам­пельные растения (сциндапсус, ройциссус, плющ и др.), распо­ложенные на уровне глаз взрослого человека (или несколько выше); напольные растения (китайский розан, фикус и др.), располо­женные в спокойных и достаточно освещенных местах. В таком «зеленом садике» дети могут отдыхать: сидеть в мягкой мебели, рисовать, рассматривать книги, играть в настольные игры. Ребята привыкают к растениям, осторожно с ними обращаются, глаза их часто отдыхают на зелени, они чувствуют себя комфортно. Рас­пределение растений в пространстве улучшает микроклимат в груп­пе, сохраняет психическое здоровье детей и взрослых.

Достижением фитодизайна является создание композиций из растений, которые не боятся соседства друг с другом и нуждают­ся в сходных условиях. Композиции могут быть созданы в торше­рах, напольных или настольных ящиках, на декоративных сто­ликах и подставках, настенных полочках. Их может объединять специально подготовленное небольшое бревно, группа пней или крупная красивая коряга. Привлекательность композиции создает сочетание растений, разных по форме и окраске: с прямостоячими и ползучими стеблями, с крупными и мелкими листьями, под­нимающиеся вверх и свешивающиеся. Композиции из растений благотворно действуют на здоровье и эмоции человека: снимают стресс, вызывают радость, дают отдых глазам. Рядом с напольной композицией неплохо поставить небольшое кресло, декоратив­ную скамейку, на которые может присесть взрослый, куда можно посадить для успокоения (вместо наказания) разбаловавшегося ребенка. В книгах по комнатному цветоводству дается много при­меров различных композиций, этими рекомендациями может вос­пользоваться любой воспитатель.

Комнатные растения улучшают жизненную среду человека тем, что положительно влияют на состав воздуха в помещении: смяг­чают его сухость — листья испаряют влагу, что особенно важно в отопительный сезон, создают свежесть и приятную прохладу; очи­щают воздух от пыли (в помещении ее почти в 20 раз больше, чем под открытым небом). Это особенно значимо для детского сада. Но самое большое оздоравливающее значение комнатных расте­ний состоит в том, что они обогащают воздух кислородом — имен­но днем (на свету), когда присутствуют дети, они поглощают уг­лекислый газ и выделяют кислород.

В последнее время специалисты обращают все больше внима­ния на медицинские параметры комнатных растений — лечеб­ное значение соков, отваров, примочек и др., приготовленных из них. Всем известны, например, прекрасные лечебные свой­ства столетника (алоэ древовидного). Для группы детского сада имеют значение растения, выделяющие фитонциды, — легкие органические вещества, обладающие бактерицидными свойствами. Фитонциды повышают бактерицидную энергию воздуха, что спо­собствует разрушению патогенных организмов, находящихся в нем. Известно, что дети очень чувствительны к различным ин­фекциям, часто являются носителями и распространителями бактерий (если кашляют или чихают). Растения, обладающие фитонцидными свойствами, позволяют улучшить воздушную среду помещения. К таким растениям относятся разные виды пеларгоний (герани), многие суккуленты (алоэ, толстянки), ауку-ба японская, антуриум величественный, колеус Блюме, пеперо-мии, туя восточная.

Особая роль принадлежит растениям, поглощающим из возду­ха вредные вещества и газы, которых в настоящее время доста­точно в каждом помещении, их выделяют разнообразные синте­тические материалы, из которых сделаны предметы быта: пласт­массовые изделия, ковровые покрытия, мебель из ДСП, линоле­ум и пр. Известно, что все эти вещества вредны для здоровья, могут вызывать аллергию и другие заболевания. Наиболее подхо­дящим для очищения воздуха комнатным растением является хло-рофитум хохлатый — неприхотливое растение, имеющееся в каж-

59 дом детском саду. Для очистки воздуха помещения группы (достаточно большого) нужно не менее двух растений.

Таким образом, комнатные растения выполняют важную сре-дообразующую функцию в экологии человека — улучшают гигие­нические и эстетические параметры его предметной среды.

Контрольные вопросы

1. Нужно ли заводить в помещении группы детского сада комнатные
растения? Почему?

2. Как влияют растения на здоровье людей? Как они улучшают воздух
помещения?

3. Каким образом с помощью растений можно создать красивый ин­
терьер? Зачем нужна красота в детском саду?

2.1.4. Организация зеленой зоны в помещении и на участке детского сада

Растения и животных, находящихся в детском саду, можно по-разному расположить и сгруппировать, создавая интересные «экологические пространства» для проведения разнообразной пе­дагогической работы. «Экологическое пространство» — это неболь­шая территория или отдельное помещение, занятое объектами природы и имеющее определенное функциональное назначение. Наиболее традиционными «экологическими пространствами» как формами организации зеленой зоны в детском саду являются груп­повые уголки природы.

Уголок природы в группе детского сада. Главная особенность и преимущество уголка природы — непосредственная близость его обитателей к детям. Это позволяет воспитателю на протяжении всего учебного года использовать его для проведения различных эколого-педагогических мероприятий и организации разной дея­тельности с дошкольниками. При наличии даже небольшого про­странства уголок природы целесообразно иметь в каждой возраст­ной группе. Расположить его можно в групповой комнате, разде­вальном помещении. Последний вариант особенно хорош — в раз­девалке родители вместе с детьми могут наблюдать за животными и растениями, обсуждать разные моменты, связанные с их жиз­нью. Родители смогут увидеть, как дети трудятся в уголке приро­ды, что немаловажно для единства воспитания дошкольников в семье и детском саду.

Минимальный состав уголка природы — комнатные растения и аквариум с водными обитателями. Таким может быть уголок природы в ясельной и младшей группах. В последнюю на непро­должительное время можно принести птицу в клетке или мор-

скую свинку. Рыбки, помещенные в аквариумы младших групп, должны быть яркими, заметными, достаточно крупны­ми, чтобы маленькие дети с еще плохо развитым восприятием могли их хорошо разглядеть, сосредоточить на них свое неустой­чивое внимание. Это могут быть любые разновидности золотых рыбок, крупные меченосцы, барбусы, скалярии, тетрагонопте-русы. Только в этом случае получатся содержательные наблюде­ния.

В состав уголка природы средней группы кроме аквариума и растений можно включить декоративную птицу и морскую свин­ку, что позволит детям увидеть разнообразие животного мира и по­знакомиться со способами ухода за живыми существами. Рыбки в аквариуме могут быть иными, чем в младшей группе, но тоже за­метными. Из птиц больше всего подходят канарейки или амадины — типичные представители пернатых. Морская свинка в средней груп­пе имеет особое значение: на ее примере дети учатся вступать в кон­такт с животными, общаться с ними, активно заботиться о них.

Уголки природы старших групп включают аквариум с рыбами, птицу в клетке, кого-нибудь их наземных животных (хомяка или черепаху) и растения. Целесообразно разместить в уголке природы таких животных, которые имеют интересные приспособительные особенности и могут продемонстрировать закономерные взаимосвязи в природе. Для аквариума старшей группы подойдут золотые рыбки в сочетании с карасем — их диким предком. Это даст возможность показать хорошую при­способленность дикого животного и ее отсутствие у декоратив­ной разновидности.

Для аквариума подготовительной к школе г р у п -п ы подойдут рыбы разных слоев воды, на которых можно пока­зать не только приспособленность к разному образу жизни, но и экологические ниши в одной экосистеме. Это могут быть: гуппи или меченосцы (рыбы верхних слоев воды), сомики (донные рыбы), барбусы (обитатели средних слоев воды). Сухопутная че­репаха и золотистый хомячок, устроенные в просторных поме­щениях с «естественным» оформлением, обеспечивают богатое экологическое содержание познавательной деятельности детей 5 — 7 лет. Из птиц предпочтительнее волнистые попугаи — на них можно показать маскировочную окраску, хорошую приспо­собленность к лазанию (что доступно и интересно и старшим дошкольникам).

Видовой состав растений в уголке природы любой группы не имеет принципиального значения — педагогическую работу мож­но проводить с теми представителями флоры, которые давно на­ходятся в помещении и хорошо себя чувствуют. Важно, как мы уже говорили, не количество, а ухоженность растений, их благо­получное состояние, правильное размещение, красивое оформ­ление. Комнатные растения — это не учебные пособия, а живые существа, которых надо любить и о которых следует заботиться, их сосуществование с человеком взаимовыгодно. И поэтому их не следует подменять искусственными растениями.

Кроме постоянных растений и животных в уголке природы могут находиться временные объекты природы. Например, на окне можно устроить мини-огород, в котором в холодное время в ящиках можно выращивать лук, чеснок, овес и другие культуры. Особенно важ­ны лук и чеснок — витаминная добавка в питание детей. Кроме того, эти растения выделяют фитонциды и тем самым оздоравли-вают воздух помещения. Весной воспитатель с детьми выращива­ют цветочную рассаду однолетников для участка, в конце зимы делают выгонку веток.

Уголок природы должен быть правильно оборудован — без этого он становится витриной, которая мало используется в педагогическом процессе. В каждой возрастной группе должно быть два функциональных места — для выполнения трудовых операций и для хранения кормов и предметов ухода за обита­телями уголка природы. Место для труда — это небольшой сто­лик, на котором можно разместить клетку с птицей или под­дон из нее, емкости с кормами, доску для резания овощей и прочие предметы. Столик может быть обычным, откидным (по типу секретера) или выдвижным (рис. 8). Последние два вари­анта удобны для небольшого помещения. Оборудование по уходу за водными обитателями включает следующие предметы: си­фон для очищения дна аквариума, резиновую трубку диамет­ром 0,5 — 1 см и длиной 80—120 см для переливания воды и

очищения дна, губку для мытья стекол аквариума, плаваю­щую кормушку для рыб, водный термометр, компрессор, са­чок из мягкой ткани. Для ухода за птицами нужны небольшое сито для просеивания песка, совок для его сбора, ведерко с песком, кормушки и поилки (лучше навесные, закрытые), ма­ленькие коробочки для выращивания зелени. Для содержания млекопитающих и сухопутной черепахи необходимы ведерко с опилками, небольшого размера совок и щетка для их сме­ны, разделочная доска, безопасный нож, терка для приготов­ления овощного корма, коробочки для проращивания овса. Банки с любыми сухими кормами имеют плотные крышки и этикетки с изображением тех животных, для которых они пред­назначены. Необходимы также лейки небольшого размера и с длинными носиками для полива растений (3 — 4 штуки), фар­тучки для детей. Все это оборудование не должно нарушать эстетику помещения, поэтому его следует хранить в шкафу, тумбе или на закрытой полке, фартучки могут висеть в туалет­ной комнате.

Рис. 8. Варианты рабочего места для детей—дежурных в зеленой зоне: А — отдельно стоящий рабочий столик; Б — столик на колесах выдвигается и 1-под аквариума; В — выдвижные доски шкафа, на котором стоит аква­риум; Г, Д — навесной секретер

«Экологические пространства» в помещении ДОУ. Помимо угол­ков природы в помещении детского сада могут быть созданы дру­гие «экологические пространства»: комната или кабинет приро­ды, зимний сад. Это возможно, если имеется отдельное помеще­ние, в котором красиво и с учетом условий, необходимых для жизни растений и животных, можно расставить вольеры с пти­цами, большие аквариумы с различными водными обитателями или черепахами, большие клетки с курами или кроликами. В раз­ных местах — на полу и стенах, отдельно и в композициях — устраиваются растения. Если это кабинет, то должно быть также место для столов, за которыми дети смогут заниматься. Преиму­ществом «экологических пространств» являются хорошие усло­вия для растений и животных, а недостатком — трудность их содержания и то, что они большую часть времени проводят в одиночестве. Необходимо продумать организацию обслуживания и методику использования в педагогическом процессе и жизне­деятельности ДОУ комнаты природы, зимнего сада. В равной сте­пени эти «экологические пространства» могут использоваться для отдыха, для углубленной познавательно-ознакомительной дея­тельности детей и взрослых (персонала, гостей сада, родителей), для нравственно-трудового (гуманистического) воспитания до­школьников.

Комната природы включает крупные объекты: вольеры с пти­цами, большие клетки с наземными животными, емкие аквариу­мы, напольные и давно растущие растения. Часть пространства может быть отведена под «огород на окне»: при специально уст­роенном дополнительном освещении лампой дневного света (рис. 9) на нем можно круглый год выращивать экологически чи­стые зеленные культуры (укроп, петрушку, лук, чеснок, салат), а также проращивать овес и другую зелень для животных. Можно осуществить выгонку цветущих луковичных растений (крокусов, нарциссов, тюльпанов и др.), чтобы получить, например к 8 Марта, букетики своих цветов.

Эти объекты требуют к себе особого внимания. Уход за ними должны осуществлять взрослые, но при обязательном участии стар­ших дошкольников.

В зимнем саду преобладают растения, поэтому он должен иметь хорошее освещение: естественное — через большие окна, стек­лянную крышу, или искусственное. В этом случае можно выращи­вать самые различные растения. Возле южных солнечных окон хо­рошо устроить уголок пустыни, создав композицию из суккулен­тов. На противоположной стороне, особенно если есть небольшой бассейн с фонтаном, можно посадить влаголюбивые растения и создать тропическую композицию. Зимний сад позволяет создать настоящую коллекцию плодовых растений, состоящую из ком­натного лимона, мандарина, декоративного граната, фейхоа, ин-64

Рис. 9. Стол с ящиками для посадки и выращивания растений (овощных культур, рассады). Над столом лампа дневного света для дополнительно­го освещения посадок. Конструкция, накрытая целлофаном, превраща­ется в парник. Стол может быть передвижным, если стоит на колесиках

жира, банановой пальмы, кофейного дерева, чайного куста, лав­ра и др. При правильном уходе все эти растения будут плодоно­сить, что, естественно, порадует и взрослых, и детей. В таком по­мещении в полусвободном режиме обычно живут декоративные птицы, находятся 1 —2 аквариума. Зимний сад, так же как и ком­ната природы, используется в разных целях — для ознакомитель­ных занятий, труда, отдыха и общения с природой. Для отдыха детей и взрослых должны быть предусмотрены сиденья, которые позволяют расслабиться в наблюдении за рыбами, птицами, рас­тениями. Это могут быть декоративные деревянные скамеечки, пеньки или специальные легкие табуреты.

Рядом с комнатой природы и зимним садом должно быть под­собное помещение, в котором имеется кран с водой, ножная ван­на, шкафы или полки для взрослого и детского инвентаря.

«Экологические пространства» на участке ДОУ. На участке дет­ского сада также создается развивающая экологическая среда. Бла­гоприятный микроклимат получается, если вся территория хо­рошо озеленена: по периметру вдоль забора посажены высокие деревья и кустарники, являющиеся преградой для пыли, вых­лопных газов, сильного ветра, уменьшающие шум улицы и со­здающие тень в жаркие летние дни. При этом следует сажать раз­личные породы деревьев, обладающих разными качествами: клен имеет крупную и красивую листовую пластинку, дает густую тень; ясень интересен гроздьями семян, которые остаются на всю зиму; липа прекрасна своим ароматом в разгар лета; рябина красиво цветет и расцвечивает листья, дает гроздья ягод, которые при-

3 Николаева 65

влекают птиц; у осины необычно дрожит листва; тополь быстро растет и является хорошим пылесборником; черемуха замеча­тельно цветет, пахнет и выделяет фитонциды. На групповых уча­стках могут расти березы — одиночные или группами, очень кра­сивы свешивающиеся ветви раскидистой ивы, листья и цветы-свечи каштана.

Высокие кустарники создают нижний защитный ярус, их са­жают также по периметру между деревьями. Древесную раститель­ность дополняет сплошной травяной покров всей территории дет­ского сада, кроме подъездных путей и дорожек. Он создает хоро­ший микроклимат в слоях воздуха, прилегающих к земле, — имен­но там, где находятся дети. Трава защищает воздух от пыли, хоро­шо его увлажняет; кроме того, зелень успокаивает нервную систе­му детей.

На территории дошкольного учреждения, особенно если она большая, могут быть созданы самые различные «экологические пространства», которые используются для оздоровления и эколо­гического воспитания детей.

«Хвойный бор» получится, если небольшое свободное и свет­лое пространство засадить хвойными деревьями — елью и со­сной. Со временем под ними образуется кислая земля, пригод­ная для некоторых видов комнатных растений. В бору можно на­блюдать за елками, проводить зимние праздники. В нем сложится


{ своя экосистема, определяемая хвойными деревьями: шишки при­влекут клестов, дятлов, появятся насекомые, почву покроют мхи; и лишайники, приживутся кислица, перелеска, плаун, а также черника, копытень (если их специально посадить). Копытень зи- i мует под снегом с живыми листьями — это интересное явление можно показывать детям. Рядом с елью и сосной целесообразно С посадить лиственницу — красивое и необычное в познаватель-I ном отношении дерево. Но наибольшая ценность «хвойного бора» заключается в его оздоровительных свойствах — хвойные дере-1 вья выделяют фитонциды и очищают воздух от болезнетворных бактерий. Прогулки в бору и вблизи него оказывают благотвор-I ные влияние на здоровье детей.

Фруктовый сад и огород традиционны для дошкольного учреж­дения, но они способны выполнять иную, чем ранее, функцию в

■ экологическом воспитании детей. Урожай, который можно собрать
I в огороде и саду в городе, не пригоден для питания детей из-за
I почвенного загрязнения, но его вполне можно использовать для
' кормления животных, которые содержатся в дошкольном учреж-
[ дении.

На огороде следует отдать предпочтение кормовым корнепло-

■ дам, кукурузе, быстро растущему салату, хотя для того, чтобы
обучить детей выращиванию растений, подходят любые из них.

I Целесообразно устроить мини-поле со злаковыми культурами,

I прежде всего ове'ом, который в больших количествах необходим в

зимнее время для кормления животных. Фруктовый сад — это все-

I гда красивое зрелище; кроме того, его плоды привлекают птиц,

[ поэтому с детьми круглый год можно проводить познавательные

и трудовые мероприятия.

На большом участке детсада в одном из тихих уголков можно! устроить площадку природы, на которой будут сосредоточены раз-I ные сооружения и объекты природы: птичий столб, небольшой | домик-сарай с выгулом для летнего содержания каких-либо жи- \ вотных, бассейн или ручеек для игр и опытов, композиции из цветущих растений. Птичий столб высотой 3 — 4,5 метра устанав-[ ливается в центре площадки, на нем крепятся две стационарные! кормушки для подкормки птиц, вверху — домик для гнездова­ния, на земле вокруг столба — желоб для воды (это летний пти­чий водопой) (рис. 10). Такой столб функционирует круглый год — зимой птицы будут кормиться, летом прилетать на водопой, вес­ной устраивать гнезда в домике и выводить птенцов, а в холодное время от непогоды в нем будут прятаться воробьи. Птичий столб поможет в организации наблюдений интересных явлений нежи­вой природы: если на его вершине установить флюгер, то можно определять направление ветра; если вокруг столба и желоба име­ется утрамбованная площадка, в солнечный день на ней можно фиксировать по перемещению тени столба движение солнца. Дош-

Рис. 10. Птичий столб может бытi.

установлен в любом спокойном ме

сте территории ДОУ

кольники небольшими группа­ми могут приходить на площад­ку для наблюдений, спокойных игр с водой, выгула и пастьбы животных.

На территории детского сада можно создать мини-ферму, фи-тополяну, «уголок нетронутой природы», экологическую тропу или зеленый маршрут. Эти «эко-

логические пространства» позволят проводить с дошкольниками разнообразную эколого-педагогическую работу в летний период.

В каждом дошкольном учреждении в зависимости от возможно­стей помещения и территории зеленую зону можно организовать по-своему. Но обязательными для любого детского сада являются цветники — учреждение для маленьких детей должно быть дей­ствительно цветущим садом.

Цветников должно быть много: при входе на территорию (бор­дюры, клумбы, газоны), чтобы у всех приходящих сразу подни­малось настроение; на каждом групповом участке, чтобы дети ви­дели, как растут цветы, ухаживали за ними, собирали семена и украшали ими свое помещение; на свободных местах газона, осо­бенно тех, которые видны из окон, чтобы дети имели возмож­ность наблюдать цветущий пейзаж. В цветниках можно представить различные неприхотливые однолетние и многолетние растения (последних должно быть больше). Из многолетников подходят не­забудки, золотые шары, топинамбур (земляная груша, плоды ко­торой можно давать животным), простые сорта лилий, ирисов, пионов; из однолетних — ноготки, космея, бархатцы, эшольция. петуния, настурция. Если пространство небольшое, предпочти­тельно вертикальное озеленение: для оформления беседок на груп повых участках подходят, например, декоративная фасоль и цвет­ной горошек.

68Цветущих растений должно быть много, особенно весной и в начале лета, когда дети еще посещают детский сад, и в сентябре, когда формируются группы, приходят новые дети и все возвра­щаются после летнего отдыха.

Контрольные вопросы

1. Что такое «экологические пространства» в ДОУ? Какие «экологи­
ческие пространства» можно организовать в помещении детского сада и
па его участке?

2. Что такое групповой уголок природы, какие объекты он включает?
Чем различаются уголки природы разных возрастных групп?

3. Из чего состоит оборудование уголка природы, зачем оно нужно и
| какие к нему предъявляются требования?

4. Что такое комната природы и зимний сад? Чем они отличаются от
молка природы? Как в них организуются уход и содержание объектов?

5. Как можно создать на участке «хвойный бор», площадку природы?
1лчсм нужен огород, какие культуры на нем лучше выращивать?

6. Какую роль играют зеленные растения в экологии человека? Нужны
ли они в предметной среде человека? Какие растения улучшают воздух в
помещении? Как и зачем создается красота интерьера через фитодизайн?

Задание

Сделайте рисунок или чертеж площадки природы с обозначением Всех объектов; изучите рисунок птичьего столба со всеми его деталями. 1 >пъясните, какую роль в экологическом воспитании дошкольников мо-i v I играть эти сооружения.

2.1.5. Создание и поддержание необходимых условий

жизни для живых существ — главный метод

экологического воспитания детей

Совместная деятельность взрослых и детей в зеленой зоне ДОУ. Создание стационарной развивающей экологической сре­ды в дошкольном учреждении — это непрерывный педагоги­ческий процесс, который включает организацию «экологичес-i их пространств», их совершенствование и коррекцию, еже­дневное поддержание условий, необходимых для жизни всех i ивых существ.

Такая постоянная деятельность является методом экологичес­кого воспитания: она приучает детей систематически думать и I» лльно заботиться о «братьях меньших» — растениях и живот­ных, находящихся в одном жизненном пространстве с ними. Но

юдом она становится лишь в том случае, если выполняется шместно взрослыми и детьми.

Педагоги, которые все делают сами и не дают возможности дошкольникам наблюдать за животными и растениями и участво вать в мероприятиях по созданию нормальных условий для обита телей живых уголков, комнаты природы, участка, развивают i> детях равнодушие, черствость и невнимание к жизни как уни­кальной ценности.

Совместная организационно-хозяйственная, трудовая деятель­ность в зеленой зоне детского сада, выращивание растений, забо та о взрослых животных и их потомстве могут принимать различ ные формы и проходить с разной степенью включенности и уча­стия как взрослых, так и детей. Дошкольники могут стать участ никами этой деятельности через рассказ воспитателя о разных делал и событиях в ДОУ; через наблюдение деятельности взрослых и посредством своего практического участия. Например, в детском саду создается зимний сад. Крупномасштабные работы по его бла гоустройству, заполнение объектами природы производятся од­ними взрослыми без участия детей. Тем не менее старшие дош­кольники могут стать участниками этого процесса, если воспита­тель рассказывает о том, что строится в детском саду, каким за­мечательным будет зимний сад, кто в нем поселится и что в нем будет расти; время от времени показывает, как продвигаются дела. поясняет, зачем сделаны большие окна, зачем электрики повеси ли много ламп, почему поставлены высокие вольеры, а не ма ленькие клетки, и т.д. Дети напрямую не участвуют в устройстве зимнего сада, но уже являются участниками процесса: они в кур се событий и переживают за результат. На последнем этапе обору дования зимнего сада взрослые найдут дела, посильные для детей 5 — 7 лет, и они станут действительными участниками серьезного мероприятия.

Во всех формах совместной деятельности наибольшее значение имеет отношение воспитателя к объекту деятельности, которое проявляется в его заинтересованном рассказе, переживаниях, оценках, объяснениях и правильных действиях. Взрослый своим поведением создает образец взаимодействия с природой, неравнодуш ного отношения к ней, демонстрирует необходимость и значимость всего того, что совершается на глазах у детей. Совместная деятель ность взрослых и дошкольников может осуществляться в любом «экологическом пространстве» в помещении и на участке детско го сада. Самая распространенная форма совместной деятельно сти — создание и поддержание условий, необходимых для обита телей группового уголка природы.

В младшем дошкольном возрасте дети в совместной деятельно сти являются больше наблюдателями, чем исполнителями, и тем не менее именно в этом возрасте образец взаимодействия с при родой имеет решающее значение: ребята слышат и впитывают лас ковый разговор взрослого с животными и растениями, спокойные и ясные пояснения о том, что и как надо делать, видят дей­ствия воспитателя и охотно принимают в них участие. Например, пригласив двух —трех ребят участвовать в поливе комнатных рас­тений, воспитатель говорит следующее: «Пойдемте со мной к окну, посмотрим на наши растения, поговорим с ними и польем их. (Подходят к окну.) Здравствуйте, цветочки! Как вы себя чувству- ете? Не замерзли, не засохли? Нет, все в порядке — вы зеленые, красивые. Посмотрите, какие хорошие у нас растения, как при­ятно на них глядеть! {Трогает землю в горшке.) Сухая земля, а ' ведь им нужна вода — они живые, без воды засохнут! Польем их». Воспитатель дает каждому ребенку в руки леечку, в которой на­лито немного воды, поливает их сам, приговаривая: «Огонек, мы нальем в твой горшок воды, пей, сколько хочешь, и расти даль-ше — мы будем тобой любоваться!» Участие детей в этой совмес-' тной деятельности заключается в том, что они слушают речь вос­питателя, наблюдают его действия, держат лейки, подают и при­нимают их, вместе наполняют их водой и ставят на место. Воспи- татель на глазах у детей и вместе с ними заботится о растениях — это и есть образец взаимодействия с природой. Обучение малы­шей как дидактическая задача не стоит на первом плане, оно про-[ исходит само собой, естественно, в процессе совместной практи­ческой деятельности.

С возрастом детей меняются функция воспитателя и степень самостоятельности дошкольников, но деятельность по-прежне- му остается совместной. В средней группе воспитатель и дети вы-с|упают в паре, но приоритет остается за взрослым, что выра-ется в формуле: «Я делаю — вы мне помогаете, вы мои по­мощники. Мы вместе заботимся о наших питомцах!» В старшем ' дошкольном возрасте самостоятельность детей интенсивно на­растает, и уже можно организовать дежурство ребят в уголке природы. Воспитатель и дети теперь меняются ролями: ребята I делают все необходимое сами, а воспитатель им помогает (при этомневажно, что помощь на первых порах может быть очень (большой).

Обучение дошкольников этого возраста в совместной деятель­ности по созданию необходимых условий для растений и живот­ных происходит косвенно — как помощь взрослого ребенку. Его можно обозначить формулой: «Вы делаете сами, а я вам помо-гаю. Я ваш помощник, я помогу сделать то, что пока у вас не получается». Воспитатель обязательно отмечает все достижения и самостоятельность детей, хвалит их уверенность и инициативу-

Организация и методика проведения дежурств в уголке природы С детьми старшего дошкольного возраста. Методика проведения де­журств в уголке природы с детьми старшей группы заключается в следующем.

1. Осмотр обитателей уголка природы и выявление: а) их само­
чувствия и состояния; б) недостающих компонентов жизненно
важных условий (корм, вода, чистая подстилка и пр.).

2. Практическое выполнение всех операций по созданию нуж­
ных условий (например, просеивание песка, лежащего на дне
птичьей клетки, смена воды в поилке, приготовление корма и
его раскладывание в чистые кормушки и пр.).

3. Заключительное кратковременное наблюдение за животны­
ми — их поведением во вновь созданных благоприятных условиях
внешней среды.

Предварительный осмотр аквариума с рыбами, птиц в клетке и растений — очень важный момент методики. Во-первых, он по­зволяет воспитывать в детях истинно гуманное отношение ко все­му живому: во время осмотра можно выявить, как выглядят и как себя чувствуют питомцы уголка природы, не случилось ли с ними чего, не заболели ли они. Во-вторых, именно осмотр условий, в которых находятся живые объекты в данный момент, позволяет определить набор трудовых операций, которые необходимо вы­полнить во время дежурства. Начальный осмотр заключает в себе экологическую сущность труда в природе, он делает его осмыс­ленным и осознанным как для взрослого, так и для ребенка. «Эко­логическая формула» взаимосвязи живого объекта со средой оби­тания заключается в следующем: «Какие условия сейчас имеются — чего не хватает — что надо добавить и изменить».

На первом этапе организации дежурств воспитатель сам показывает детям, как надо делать этот осмотр. Например: «Сна­чала давайте посмотрим на нашу канарейку — не заболела ли она, не произошло ли чего-нибудь плохого с ней за выходные дни. Все может случиться — фрамуга откроется от сильного ветра зимой, и в помещении станет холодно. Что будет тогда? Правильно, птица может заболеть простудой или воспалением легких и умереть. (Осматривает и приговаривает.) Канарейка хорошо себя чувству­ет: не нахохлилась, скачет по жердочке — все в порядке. Теперь мы с вами посмотрим, что у нее в клетке: что надо сменить, что вымыть, чего ей не хватает. Мы ее любим и сделаем все, чтобы было ей хорошо». Воспитатель осматривает клетку и поясняет: «Песок на дне весь в мусоре — просеем его, чтобы было чисто. Вода в поилке грязная и ее мало — нальем свежей. Зерна в кор­мушке совсем не осталось — насыплем нового, еще потрем ей морковки: она давно не ела витаминов». И только после этого воспитатель вместе с детьми начинает выполнять трудовые опера­ции.

Второй этап методики проведения дежурств традиционен — это реальные трудовые операции по улучшению условий жизни животных и растений. Они должны заключать в себе жизненную и педагогическую целесообразность: их выполнение должно прохо-



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 3088; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.174.168 (0.067 с.)