Собственно экологическое просвещение родителей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Собственно экологическое просвещение родителей



Экологическая информация. Наиболее значимыми для взрослых сведениями являются следующие:

- данные об экологической ситуации в их городе, микрорайоне детского са­да, жилого массива, парка, где они отдыхают, дачного участка;

- информация о зависимости состояния здоровья ребенка от качества окру­жающей среды;

- правила поведения в экстремальных условиях (неблагоприятные экологи­ческие ситуации, катастрофы);

- экология жилища;

- выращивание экологически безопасного урожая;

- комнатные, лекарственные, пищевые растения;

- выбор экологически безопасных мест для прогулок с детьми, отдыха на природе;

- домашние животные, их содержание в доме и значение для ребенка;

- развитие ребенка как личности в процессе экологического образования;

- информация самого ребенка о занятиях в детском саду.

Экологическую информацию взрослые получают на родительских собрани­ях, в совместных походах с детьми, в процессе посещения экологической комна­ты, живого уголка, территории детского сада. Многие родители выбирают для прогулок с детьми участки с загрязненным воздухом, водой, почвой. В городских условиях детские площадки часто находятся вблизи оживленных автотрасс, где воздух и почвы неблагоприятны для здоровья ребенка. В то же время взрослые редко предостав­ляют возможность ребенку пообщаться с природой в ближайшем парке, сквере.

Как уже отмечалось, многие современные родители акцентируют внимание не на развитии личности ребенка, а на подготовке его к школе (умение писать, считать и т.д.). Однако опыт работы показал, что объяснение направленно­сти экологического образования ребенка на общее развитие ребенка (развитие речи, памяти, наблюдательности, мышления, эмоциональной сферы и т.п.) и свя­зи его с состоянием здоровья меняют отношение родителей к этому направле­нию.

2. Совместная деятельность с детьми:

- участие в походах, экскурсиях, в том числе на экологических тропинках. Во время совместных походов, экскурсий сама обстановка заставляет родителей интересоваться различными вопросами естествознания и экологии, тем более, что дети постоянно задают вопросы. Очень часто большинство родите­лей практически не знают растений, животных, а главное - не могут использо­вать объекты природы для развития ребенка.

- участие в экологических праздниках (не только в качестве зрителей), и в подготовке к ним. Родители могут помочь оформить интерьер комнаты, создать разнообразные костюмы к праздникам.

- выполнение домашних заданий. Можно предложить провести дома ряд опытов с водой, воздухом, провести исследования: где можно найти воду дома? для чего нужна вода дома и бережем ли мы ее? как ведут себя кошка, со­бака? как растут комнатные растения? и т.д. Более длительные на­блюдения родители проводят с детьми во время отпуска: на даче, на море. Кроме того, родителям можно предложить понаблюдать вместе с детьми за явлениями природы по дороге в детский сад, во время прогулок.

- совместный уход за животными, растениями. Активное привлечение де­тей к уходу за домашними животными создаст условие для воспитания ответственности за их жизнь и здоровье.

- сбор коллекций природных материалов, марок, открыток, календарей, значков для экологической комнаты, экспонатов для музея природы.

- выставки работ, выполненных детьми совместно с родителями, рисун­ков, фотографий. Так, большой популярностью и у детей, и у родителей пользу­ются тематические выставки фотографий: «Моя семья в лесу», «Моя семья на даче», «Я и природа», «Наши домашние питомцы» и т. д. Регулярно проводятся выставки поделок из вторичных материалов, например, из упаковочных, под ло­зунгом «отходы - в доходы!».

- помощь в оборудовании экологического класса, живого уголка, лабора­тории.

- помощь в создании библиотеки. Можно привлечь родителей и детей к отбору книг, оформлению библиотеки.

- природоохранные акции - уборка территории детского сада, парка, дома, посадка деревьев, оформление кормушек и их размещение на территории.

Таким образом, взаимодействие родителей и ДОУ - важное, наибо­лее сложное направление работы, которое во многом определяет воспитание ребенка, требует систематической и целенаправленной работы дошкольного учреждения с учетом всех компонентов содержания эколо­гического образования: познавательного, нормативного, ценностного, деятельностного.

Тема 5. Оценка окружающей среды дошкольного учреждения. Экологический паспорт дошкольного учреждения

Большое значение для организации в дошкольном учреждении работы по экологическому образованию имеет оценка состояния окружающей его среды, В настоящее время во многих регионах дошкольные учреждения находятся в крайне неблагоприятных экологических условиях, их территории слабо озелене­ны. Все это неблагоприятно сказывается на состоянии здоровья детей. Поэтому крайне важно получить информацию о реальной экологической ситуации рай­она, микрорайона, в котором расположено дошкольное учреждение, с целью дальнейшего определения мер по возможному улучшению состояния окружаю­щей среды. Для такой оценки разработана форма «Экологического паспорта до­школьного учреждения», которая апробирована во многих дошкольных учреж­дениях страны. Оформление такого документа позволяет решить следующие задачи:

1. дать оценку экологического состояния района, микрорайона, в котором расположено дошкольное учреждение;

2. определить состояние его территории и прилегающих участков;

3. оценить с эколого-эстетических позиций здание и внутренние помеще­ния;

4. выяснить влияние дошкольного учреждения на окружающую среду и на­метить пути уменьшения этого влияния;

5. проанализировать профессиональные и материальные ресурсы учрежде­ния с точки зрения возможностей экологического образования;

6. наметить первоочередные задачи и перспективы развития экологического образования в данном конкретном учреждении;

7. координировать работу по экологическому образованию с другими орга­низациями;

8. создать более благоприятные для здоровья детей условия;

9. привлечь внимание родителей к экологическим проблемам;

10. оценить готовность учреждения к работе по данной проблеме (что важно, в частности, для работников органов управления разного уровня).

Примерная структура

«Экологического паспорта дошко­льного учреждения»

1. Экологическая ситуация.

Общая характеристика района. Дается оценка района города, где распо­ложено учреждение (для крупных городов). Информация представляется в виде данных, взятых из справочной литературы местных природоохранных органов (уровень загрязнения в целом, наличие промышленных предприятий, состояние подземных и поверхностных вод, растительного, животного мира; уровень е­диационного и шумового фона; состояние здоровья населения и другие сведе­ния, которые помогут оценить экологическую обстановку). При возможности ситуация характеризуется серией экологических карт, на которых обозначается местоположение детского сада. Такие данные ежегодно публикуются местными комитетами по экологии, органами санэпидемнадзора. Эта информация пред­ставляет большой интерес и для родителей, может послужить отправной точкой для обоснования необходимости экологического образования детей.

Характеристика непосредственного окружения учреждения. В этой графе отмечаются источники экологической опасности: близлежащие промышленные предприятия, свалки, оживленные транспортные магистрали, источники шумо­вого, электромагнитного и радиационного загрязнения, указывается роза ветров. Опыт работы показал, что в городах дошкольные учреждения часто размещены невдалеке от оживленных автомагистралей, предприятий, окружены гаражами и стихийными стоянками автомобилей. В то же время дошкольные коллективы не владеют информацией о возможных путях уменьшения такого влияния (подбор зеленых насаждений, выделение наиболее безопасных мест для прогулок и т.п.).

Отмечаются также близлежащие парки и водоемы, их состояние, назначе­ние. Информация данного подраздела помогает выбрать наиболее безопасные участки для прогулок с детьми, составить соответствующие рекомендации для родителей, определить видовой состав и расположение зеленых насаждений в зависимости от специфики окружающих предприятий и розы ветров. Анализ расположения парков, скверов, лесопарков, водоемов позволяет наметить места для организации экологических тропинок, проведения экскурсий и оздорови­тельных прогулок с детьми, дать обоснованные рекомендации родителям.

2. Характеристика территории учреждения

Общие данные. Указывается история возникновения и время постройки уч­реждения, размеры площади участка. Составляется план участка, отмечаются основные объекты (игровые площадки, газоны и т. п.).

Почвы, растительный и животный мир. Составляется список растений территории, с указанием культурных, дикорастущих и сорных видов, жизненных форм растений (деревья, кустарники, лианы, травы, мхи), упавших сухих ство­лов, пней. Отмечается тип и характер почв (естественные, искусственные или насыпные; с остатками строительного мусора, сухие или увлажненные), степень использования удобрений или других добавок для выращивания растений. На плане выделяются наиболее затененные и влажные участки, что помогает правильно подобрать для озеленения растения с разными экологическими требова­ниями. Отмечается площадь зеленых насаждений в пересчете на каждого ребенка в сравнении с нормой (30-40 кв. м зелени на ребенка). В большинстве дошко­льных учреждений эта норма не выдерживается. Анализируется состав зеленых насаждений с точки зрения их защитной роли (уменьшение шумового, химиче­ского загрязнения среды) с целью усиления его защитных функций.

Составляется список птиц, насекомых и других животных участка, кото­рый в дальнейшем помогает выбрать объекты для исследований дошкольников и определяет направление работы по привлечению на территорию других живот­ных.

Важным показателем состояния территории является степень ее вытоптанности (обычно это игровые площадки, дорожки). В данной графе указывается процентное соотношение территории под растительностью, асфальтом и оголен­ных участков. В крупных городах специалисты рекомендуют иметь на террито­рии как можно меньше лишенных растительности участков, поскольку подни­мающаяся с них пыль содержит загрязняющие вещества и создает угрозу здоро­вью ребенка.

Зонирование территории. На карту территории наносятся игровые, спор­тивные, хозяйственные зоны, наиболее влажные (сухие), затененные (освещен­ные) зоны, наиболее вытоптанные участки (тропинки, игровые площадки), от-дельно лежащие камни. Анализ этой информации позволяет выбрать наиболее интересные объекты и составить схему экологической тропинки. К данной рабо­те активно подключаются специалисты: биологи, географы вузов, станций юн­натов, экологических центров. Возможно и желательно привлечение к такой ра­боте учеников старших классов близлежащей школы или студентов.

Загрязнение территории. Графа заполняется, если есть сведения о шумо­вом, радиационном и других видах загрязнения. Необходимые измерения можно провести с помощью простых приборов или с помощью органов санэпидемнадзора. Обращается внимание на особенности ветрового режима: закрыта ли тер­ритория со всех сторон деревьями, кустарниками, зданиями, или открыта для ветровых потоков. Отмечается возможность посещения участка посторонними лицами, их влияние на состояние территории, частота заезда автомобилей и вре­мя их пребывания, использование территории жителями близлежащих домов (например, для выгула собак). Указывается наличие мусора, свалок (причина их возникновения) и мусоросборников.

3. Характеристика здания (помещений)

Характеристика самого здания. В графу заносят сведения об общей пло­щади, этажности, современном состоянии здания, характере материала (различ­ные материалы по-разному влияют на создание микросреды), о помещениях для занятий: экологическом классе, физкультурном зале, живом уголке, бассейне и прочих.

Оформление помещений. Отмечаются материалы, использованные для оформления коридоров, других помещений Увлечение синтетическими материа­лами, особенно в групповых комнатах негативно влияют на здоровье ребенка.

Живой уголок и экологический класс. Составляются списки комнатных рас­тений и домашних животных учреждения, как приложение к «Паспорту» оформляются альбомы «Наши растения», «Наши животные» с рисунками, фото­графиями и описанием особенностей живых организмов. Такая информация по­могает выбрать тематику и методику занятий, исходя из конкретных условий учреждения.

Кратко перечисляется оборудование и материалы помещений, зонирование их площади.

4. Влияние учреждения на окружающую среду

Крайне важной для формирования экологического мировоззрения и эколо­гически грамотного поведения в быту воспитателей является оценка влияния их учреждения на окружающую среду. В данной графе отмечается ряд сведений.

Использование воды:

- сколько воды потребляет дошкольное учреждение (хотя бы приблизи­тельно);

- для каких целей она используется;

- есть ли различия в потреблении воды по сезонам года;

- откуда, из каких источников (поверхностных, подземных) поступает питьевая вода;

- куда уходят загрязненные стоки;

- какова плата за использованную воду;

- зависит ли эта плата от количества использованной воды;

- кто платит: дошкольное учреждение или муниципалитет;

- есть ли в помещениях неисправные трубы, краны, постоянно действую­щие фонтанчики для питья?

Использование энергии:

- сколько энергии в месяц потребляет учреждение; кто и сколько за нее платит;

- тип светильников (лампы накаливания, дневного света);

- откуда поступает энергия (ТЭЦ, ГЭС, АЭС);

- экономится ли энергия.

Отопление:

- тип отопления;

- хорошо ли помещение утепляется на холодный период;

- регулируется ли температура в помещениях.

Отходы.

- какое количество отходов выбрасывается за день (приблизительно: сколько ведер, бачков и т. п.). В какое время года их бывает больше всего?

- какие отходы преобладают?

- куда вывозятся эти отходы?

- платит ли учреждение за отходы?

- используются ли отходы (в первую очередь упаковочные) для поделок, оформления помещений и т. п.)?

Химические вещества:

- список химических веществ, используемых в учреждении для разных целей;

- где они хранятся, кто за этим следит?

- что происходит с химическими веществами, имеющими просроченный срок годности?

- обрабатываются ли помещения в отсутствие детей? Строго ли соблюда­ются правила их применения? Какие из них наиболее опасны?

Указывается общее количество взрослых и детей учреждении (чем числен­ность больше, тем интенсивнее влияние на окружающую среду).

5. Профессиональная и методическая подготовка

Программы, методики. Приводится краткий результат анализа используе­мых коллективом программ и методик с точки зрения экологического образова­ния; акцент делается на направлениях, связанных с ознакомлением детей с ок­ружающим миром, природой и т. п.

Кадры. Дается информация о кадровом составе учреждения (психолог, эко­лог, лаборант живого уголка, педагог по изобразительному искусству и т. п.), сведения о повышении квалификации педагогов на курсах, семинарах в области экологического образования, указывается специализация (приоритет) учрежде­ния.

Литература. Многие детские сады и школы имеют свою библиотечку, од­нако, книги часто не систематизированы, и работать с ними сложно. В качестве приложения к «Паспорту» составляются списки (каталоги) литературы, которую можно использовать для целей экологического образования (литература для де­тей, методическая литература, литература для родителей).

Дидактические материалы. Таким же образом анализируются и классифи­цируются имеющиеся дидактические материалы.

Основные направления работы. Почти все учреждения знакомят детей и родителей с вопросами охраны окружающей среды, но часто это происходит эпизодически. В данной графе предлагается четко сформулировать основные направления работы и проанализировать их.

Связь с другими организациями. Дается список организаций, занимающихся вопросами экологического образования, их адреса, направления работы (органы образования, охраны природы (экологии), другие детские сады, школы, рабо­тающие в этом же направлении, библиотеки, музеи, экологические центры, вузы, станции юннатов).

6. Дополнительные сведения

Графа заполняется в зависимости от специфики учреждения (вносится любая значимая информация для данного детского сада, которая не нашла отражения в предыдущих разделах).

7. Выводы и рекомендации.

Данная графа может считаться основной. На основе анализа информации «Экологического паспорта» формулируются основные выводы и формулируют­ся главные направления в работе с детьми, экологизации среды, в улучшении со­стояния территории, оформлении помещений детского сада, необходимости по­вышения квалификации, координации с другими учреждениями и т.п.

В последнее время в литературе по экологическому образованию дошколь­ников все чаще можно встретить термин «мониторинг окружающей среды» дет­ского сада. При этом зачастую дается его неточная трактовка, любое (как прави­ло, разовое) определение состояния растительности, воздуха называют монито­рингом. Однако мониторинг - это именно система слежения за состоянием ок­ружающей среды, подразумевающая многократные наблюдения, их сравнение. Кроме того, вряд ли можно согласиться с утверждением, что детский сад своими силами должен проводить мониторинг среды, а его эколог - овладевать всем» методами мониторинга. Это просто невозможно, так как определить уровни загрязнения почв, воздуха могут только специалисты при помощи определенных приборов и методик. Эколог дошкольного учреждения может только грамотно воспользоваться этими данными, установить контакты со специалистами, провести доступные исследования окружающей среды, например, выяснить степень озеленения территории, вытоптанности участков, запыленности листьев. А вот пригодность почвы для выращивания культурных растений с точки зрения химического загрязнения на территории участка эколог самостоятельно определить никак не сможет, хотя и такие рекомендации встречаются (но не объясняется, как именно это можно сделать). Даже если гипотетически представить, что кто-то из экологов, все-таки, овладеет методикой и определит содержание разных элементов в почве, воздухе, растениях и т.п., все равно сам факт наличия соединений свинца или нитратов в почве ни о чем ему не скажет. Чтобы оценить степень их опасности нужно еще знать существующие нормы содержания раз личных веществ в той или иной среде (прежде всего так называемые ПДК - предельно допустимые концентрации), определить, во сколько раз превышены нормы, как это может повлиять на здоровье человека. Без специалистов это сделать трудно, а непрофессиональный подход часто приводит как к недооценке опасности, так и ее переоценке, что также нежелательно.

Таким образом, коллектив детского сада, его эколог, могут проводить лишь некоторые, наиболее простые наблюдения за состоянием окружающей среды (в том числе и в рамках «Экологического паспорта»), которые можно рассматри­вать как элементы мониторинга. В целом же эта проблема обязательно должна решаться с привлечением специалистов.

Вопросы для самоконтроля:

1. Каковы значение и задачи оценки состояния окружающей среды дошкольного учреждения как условия для организации работы по экологическому образованию.

2. Примерная структура «Экологического паспорта дошко­льного учреждения».

 

 

Список литературы

1. Арсентьева В.П. Педагогическая диагностика состояния экологического воспитания в ДОУ.// Управление ДОУ. - №5, 2002.

2. Баландина Л.А. Диагностика в детском саду. Содержание и организация диагностической работы в дошкольном образовательном учреждении: метод. пособие / Баландина Л.А., Гаврилова В.Г., Горбачева И.А. – Ростов н/Дону: Феникс, - 2003.

3. История дошкольной педагогики в России: Хрестоматия / Сост. С.В. Лыков, Л.М. Волобцева /Под ред. С.Ф. Егорова. – М.: Изд. центр «Академия», 1999. - 520 с.

4. Кондратьева Н. Н. «Мы»: Программа экологического образования детей/ Кондратьева Н. Н. - СПб., - 2001.

5. Куликова Т.А. Экскурсии в природу с детьми дошкольного возраста/ Куликова Т.А. – М., Просвещение. -1985. -48 с.

6. Марковская М. М. Уголок природы в детском саду / Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 2004.-160с.

7. Мир природы и ребенок. (Методика экологического воспитания дошкольников): Учеб. пособие для педагогических училищ по специальности «Дошкольное образование»/ Л.А. Каменева, Н.Н. Кондратьева, и др.- СПб., Детство-пресс, 2000. -319 с.

8. Моисеева Л.В., Ворошилова В.М., Лазарева О.Н. Экологическое образование в период детства: монография / Отв. Редактор Л.В.Моисеева. – Екатеринбург: Урал. Гос. Пед. Ун-т. - 2004. -179с.

9. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей/ Николаева С.Н. – М.: Академия, 2002. – 336 с.

10. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду.- М.: Карапуз, 2001.- 432 с.

11. Смирнова В.В. Тропинка в природу. Экологическое образование в детском саду/ Смирнова В.В., Балуева Н.И., Парфенова Г.М. – СПб.: Изд-во РГПУ имени А.М. Герцена. – 2001.-134с.

Приложение 1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 489; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.18.66 (0.049 с.)