Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Собственно экологическое просвещение родителейСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Экологическая информация. Наиболее значимыми для взрослых сведениями являются следующие: - данные об экологической ситуации в их городе, микрорайоне детского сада, жилого массива, парка, где они отдыхают, дачного участка; - информация о зависимости состояния здоровья ребенка от качества окружающей среды; - правила поведения в экстремальных условиях (неблагоприятные экологические ситуации, катастрофы); - экология жилища; - выращивание экологически безопасного урожая; - комнатные, лекарственные, пищевые растения; - выбор экологически безопасных мест для прогулок с детьми, отдыха на природе; - домашние животные, их содержание в доме и значение для ребенка; - развитие ребенка как личности в процессе экологического образования; - информация самого ребенка о занятиях в детском саду. Экологическую информацию взрослые получают на родительских собраниях, в совместных походах с детьми, в процессе посещения экологической комнаты, живого уголка, территории детского сада. Многие родители выбирают для прогулок с детьми участки с загрязненным воздухом, водой, почвой. В городских условиях детские площадки часто находятся вблизи оживленных автотрасс, где воздух и почвы неблагоприятны для здоровья ребенка. В то же время взрослые редко предоставляют возможность ребенку пообщаться с природой в ближайшем парке, сквере. Как уже отмечалось, многие современные родители акцентируют внимание не на развитии личности ребенка, а на подготовке его к школе (умение писать, считать и т.д.). Однако опыт работы показал, что объяснение направленности экологического образования ребенка на общее развитие ребенка (развитие речи, памяти, наблюдательности, мышления, эмоциональной сферы и т.п.) и связи его с состоянием здоровья меняют отношение родителей к этому направлению. 2. Совместная деятельность с детьми: - участие в походах, экскурсиях, в том числе на экологических тропинках. Во время совместных походов, экскурсий сама обстановка заставляет родителей интересоваться различными вопросами естествознания и экологии, тем более, что дети постоянно задают вопросы. Очень часто большинство родителей практически не знают растений, животных, а главное - не могут использовать объекты природы для развития ребенка. - участие в экологических праздниках (не только в качестве зрителей), и в подготовке к ним. Родители могут помочь оформить интерьер комнаты, создать разнообразные костюмы к праздникам. - выполнение домашних заданий. Можно предложить провести дома ряд опытов с водой, воздухом, провести исследования: где можно найти воду дома? для чего нужна вода дома и бережем ли мы ее? как ведут себя кошка, собака? как растут комнатные растения? и т.д. Более длительные наблюдения родители проводят с детьми во время отпуска: на даче, на море. Кроме того, родителям можно предложить понаблюдать вместе с детьми за явлениями природы по дороге в детский сад, во время прогулок. - совместный уход за животными, растениями. Активное привлечение детей к уходу за домашними животными создаст условие для воспитания ответственности за их жизнь и здоровье. - сбор коллекций природных материалов, марок, открыток, календарей, значков для экологической комнаты, экспонатов для музея природы. - выставки работ, выполненных детьми совместно с родителями, рисунков, фотографий. Так, большой популярностью и у детей, и у родителей пользуются тематические выставки фотографий: «Моя семья в лесу», «Моя семья на даче», «Я и природа», «Наши домашние питомцы» и т. д. Регулярно проводятся выставки поделок из вторичных материалов, например, из упаковочных, под лозунгом «отходы - в доходы!». - помощь в оборудовании экологического класса, живого уголка, лаборатории. - помощь в создании библиотеки. Можно привлечь родителей и детей к отбору книг, оформлению библиотеки. - природоохранные акции - уборка территории детского сада, парка, дома, посадка деревьев, оформление кормушек и их размещение на территории. Таким образом, взаимодействие родителей и ДОУ - важное, наиболее сложное направление работы, которое во многом определяет воспитание ребенка, требует систематической и целенаправленной работы дошкольного учреждения с учетом всех компонентов содержания экологического образования: познавательного, нормативного, ценностного, деятельностного. Тема 5. Оценка окружающей среды дошкольного учреждения. Экологический паспорт дошкольного учреждения Большое значение для организации в дошкольном учреждении работы по экологическому образованию имеет оценка состояния окружающей его среды, В настоящее время во многих регионах дошкольные учреждения находятся в крайне неблагоприятных экологических условиях, их территории слабо озеленены. Все это неблагоприятно сказывается на состоянии здоровья детей. Поэтому крайне важно получить информацию о реальной экологической ситуации района, микрорайона, в котором расположено дошкольное учреждение, с целью дальнейшего определения мер по возможному улучшению состояния окружающей среды. Для такой оценки разработана форма «Экологического паспорта дошкольного учреждения», которая апробирована во многих дошкольных учреждениях страны. Оформление такого документа позволяет решить следующие задачи: 1. дать оценку экологического состояния района, микрорайона, в котором расположено дошкольное учреждение; 2. определить состояние его территории и прилегающих участков; 3. оценить с эколого-эстетических позиций здание и внутренние помещения; 4. выяснить влияние дошкольного учреждения на окружающую среду и наметить пути уменьшения этого влияния; 5. проанализировать профессиональные и материальные ресурсы учреждения с точки зрения возможностей экологического образования; 6. наметить первоочередные задачи и перспективы развития экологического образования в данном конкретном учреждении; 7. координировать работу по экологическому образованию с другими организациями; 8. создать более благоприятные для здоровья детей условия; 9. привлечь внимание родителей к экологическим проблемам; 10. оценить готовность учреждения к работе по данной проблеме (что важно, в частности, для работников органов управления разного уровня). Примерная структура «Экологического паспорта дошкольного учреждения» 1. Экологическая ситуация. Общая характеристика района. Дается оценка района города, где расположено учреждение (для крупных городов). Информация представляется в виде данных, взятых из справочной литературы местных природоохранных органов (уровень загрязнения в целом, наличие промышленных предприятий, состояние подземных и поверхностных вод, растительного, животного мира; уровень едиационного и шумового фона; состояние здоровья населения и другие сведения, которые помогут оценить экологическую обстановку). При возможности ситуация характеризуется серией экологических карт, на которых обозначается местоположение детского сада. Такие данные ежегодно публикуются местными комитетами по экологии, органами санэпидемнадзора. Эта информация представляет большой интерес и для родителей, может послужить отправной точкой для обоснования необходимости экологического образования детей. Характеристика непосредственного окружения учреждения. В этой графе отмечаются источники экологической опасности: близлежащие промышленные предприятия, свалки, оживленные транспортные магистрали, источники шумового, электромагнитного и радиационного загрязнения, указывается роза ветров. Опыт работы показал, что в городах дошкольные учреждения часто размещены невдалеке от оживленных автомагистралей, предприятий, окружены гаражами и стихийными стоянками автомобилей. В то же время дошкольные коллективы не владеют информацией о возможных путях уменьшения такого влияния (подбор зеленых насаждений, выделение наиболее безопасных мест для прогулок и т.п.). Отмечаются также близлежащие парки и водоемы, их состояние, назначение. Информация данного подраздела помогает выбрать наиболее безопасные участки для прогулок с детьми, составить соответствующие рекомендации для родителей, определить видовой состав и расположение зеленых насаждений в зависимости от специфики окружающих предприятий и розы ветров. Анализ расположения парков, скверов, лесопарков, водоемов позволяет наметить места для организации экологических тропинок, проведения экскурсий и оздоровительных прогулок с детьми, дать обоснованные рекомендации родителям. 2. Характеристика территории учреждения Общие данные. Указывается история возникновения и время постройки учреждения, размеры площади участка. Составляется план участка, отмечаются основные объекты (игровые площадки, газоны и т. п.). Почвы, растительный и животный мир. Составляется список растений территории, с указанием культурных, дикорастущих и сорных видов, жизненных форм растений (деревья, кустарники, лианы, травы, мхи), упавших сухих стволов, пней. Отмечается тип и характер почв (естественные, искусственные или насыпные; с остатками строительного мусора, сухие или увлажненные), степень использования удобрений или других добавок для выращивания растений. На плане выделяются наиболее затененные и влажные участки, что помогает правильно подобрать для озеленения растения с разными экологическими требованиями. Отмечается площадь зеленых насаждений в пересчете на каждого ребенка в сравнении с нормой (30-40 кв. м зелени на ребенка). В большинстве дошкольных учреждений эта норма не выдерживается. Анализируется состав зеленых насаждений с точки зрения их защитной роли (уменьшение шумового, химического загрязнения среды) с целью усиления его защитных функций. Составляется список птиц, насекомых и других животных участка, который в дальнейшем помогает выбрать объекты для исследований дошкольников и определяет направление работы по привлечению на территорию других животных. Важным показателем состояния территории является степень ее вытоптанности (обычно это игровые площадки, дорожки). В данной графе указывается процентное соотношение территории под растительностью, асфальтом и оголенных участков. В крупных городах специалисты рекомендуют иметь на территории как можно меньше лишенных растительности участков, поскольку поднимающаяся с них пыль содержит загрязняющие вещества и создает угрозу здоровью ребенка. Зонирование территории. На карту территории наносятся игровые, спортивные, хозяйственные зоны, наиболее влажные (сухие), затененные (освещенные) зоны, наиболее вытоптанные участки (тропинки, игровые площадки), от-дельно лежащие камни. Анализ этой информации позволяет выбрать наиболее интересные объекты и составить схему экологической тропинки. К данной работе активно подключаются специалисты: биологи, географы вузов, станций юннатов, экологических центров. Возможно и желательно привлечение к такой работе учеников старших классов близлежащей школы или студентов. Загрязнение территории. Графа заполняется, если есть сведения о шумовом, радиационном и других видах загрязнения. Необходимые измерения можно провести с помощью простых приборов или с помощью органов санэпидемнадзора. Обращается внимание на особенности ветрового режима: закрыта ли территория со всех сторон деревьями, кустарниками, зданиями, или открыта для ветровых потоков. Отмечается возможность посещения участка посторонними лицами, их влияние на состояние территории, частота заезда автомобилей и время их пребывания, использование территории жителями близлежащих домов (например, для выгула собак). Указывается наличие мусора, свалок (причина их возникновения) и мусоросборников. 3. Характеристика здания (помещений) Характеристика самого здания. В графу заносят сведения об общей площади, этажности, современном состоянии здания, характере материала (различные материалы по-разному влияют на создание микросреды), о помещениях для занятий: экологическом классе, физкультурном зале, живом уголке, бассейне и прочих. Оформление помещений. Отмечаются материалы, использованные для оформления коридоров, других помещений Увлечение синтетическими материалами, особенно в групповых комнатах негативно влияют на здоровье ребенка. Живой уголок и экологический класс. Составляются списки комнатных растений и домашних животных учреждения, как приложение к «Паспорту» оформляются альбомы «Наши растения», «Наши животные» с рисунками, фотографиями и описанием особенностей живых организмов. Такая информация помогает выбрать тематику и методику занятий, исходя из конкретных условий учреждения. Кратко перечисляется оборудование и материалы помещений, зонирование их площади. 4. Влияние учреждения на окружающую среду Крайне важной для формирования экологического мировоззрения и экологически грамотного поведения в быту воспитателей является оценка влияния их учреждения на окружающую среду. В данной графе отмечается ряд сведений. Использование воды: - сколько воды потребляет дошкольное учреждение (хотя бы приблизительно); - для каких целей она используется; - есть ли различия в потреблении воды по сезонам года; - откуда, из каких источников (поверхностных, подземных) поступает питьевая вода; - куда уходят загрязненные стоки; - какова плата за использованную воду; - зависит ли эта плата от количества использованной воды; - кто платит: дошкольное учреждение или муниципалитет; - есть ли в помещениях неисправные трубы, краны, постоянно действующие фонтанчики для питья? Использование энергии: - сколько энергии в месяц потребляет учреждение; кто и сколько за нее платит; - тип светильников (лампы накаливания, дневного света); - откуда поступает энергия (ТЭЦ, ГЭС, АЭС); - экономится ли энергия. Отопление: - тип отопления; - хорошо ли помещение утепляется на холодный период; - регулируется ли температура в помещениях. Отходы. - какое количество отходов выбрасывается за день (приблизительно: сколько ведер, бачков и т. п.). В какое время года их бывает больше всего? - какие отходы преобладают? - куда вывозятся эти отходы? - платит ли учреждение за отходы? - используются ли отходы (в первую очередь упаковочные) для поделок, оформления помещений и т. п.)? Химические вещества: - список химических веществ, используемых в учреждении для разных целей; - где они хранятся, кто за этим следит? - что происходит с химическими веществами, имеющими просроченный срок годности? - обрабатываются ли помещения в отсутствие детей? Строго ли соблюдаются правила их применения? Какие из них наиболее опасны? Указывается общее количество взрослых и детей учреждении (чем численность больше, тем интенсивнее влияние на окружающую среду). 5. Профессиональная и методическая подготовка Программы, методики. Приводится краткий результат анализа используемых коллективом программ и методик с точки зрения экологического образования; акцент делается на направлениях, связанных с ознакомлением детей с окружающим миром, природой и т. п. Кадры. Дается информация о кадровом составе учреждения (психолог, эколог, лаборант живого уголка, педагог по изобразительному искусству и т. п.), сведения о повышении квалификации педагогов на курсах, семинарах в области экологического образования, указывается специализация (приоритет) учреждения. Литература. Многие детские сады и школы имеют свою библиотечку, однако, книги часто не систематизированы, и работать с ними сложно. В качестве приложения к «Паспорту» составляются списки (каталоги) литературы, которую можно использовать для целей экологического образования (литература для детей, методическая литература, литература для родителей). Дидактические материалы. Таким же образом анализируются и классифицируются имеющиеся дидактические материалы. Основные направления работы. Почти все учреждения знакомят детей и родителей с вопросами охраны окружающей среды, но часто это происходит эпизодически. В данной графе предлагается четко сформулировать основные направления работы и проанализировать их. Связь с другими организациями. Дается список организаций, занимающихся вопросами экологического образования, их адреса, направления работы (органы образования, охраны природы (экологии), другие детские сады, школы, работающие в этом же направлении, библиотеки, музеи, экологические центры, вузы, станции юннатов). 6. Дополнительные сведения Графа заполняется в зависимости от специфики учреждения (вносится любая значимая информация для данного детского сада, которая не нашла отражения в предыдущих разделах). 7. Выводы и рекомендации. Данная графа может считаться основной. На основе анализа информации «Экологического паспорта» формулируются основные выводы и формулируются главные направления в работе с детьми, экологизации среды, в улучшении состояния территории, оформлении помещений детского сада, необходимости повышения квалификации, координации с другими учреждениями и т.п. В последнее время в литературе по экологическому образованию дошкольников все чаще можно встретить термин «мониторинг окружающей среды» детского сада. При этом зачастую дается его неточная трактовка, любое (как правило, разовое) определение состояния растительности, воздуха называют мониторингом. Однако мониторинг - это именно система слежения за состоянием окружающей среды, подразумевающая многократные наблюдения, их сравнение. Кроме того, вряд ли можно согласиться с утверждением, что детский сад своими силами должен проводить мониторинг среды, а его эколог - овладевать всем» методами мониторинга. Это просто невозможно, так как определить уровни загрязнения почв, воздуха могут только специалисты при помощи определенных приборов и методик. Эколог дошкольного учреждения может только грамотно воспользоваться этими данными, установить контакты со специалистами, провести доступные исследования окружающей среды, например, выяснить степень озеленения территории, вытоптанности участков, запыленности листьев. А вот пригодность почвы для выращивания культурных растений с точки зрения химического загрязнения на территории участка эколог самостоятельно определить никак не сможет, хотя и такие рекомендации встречаются (но не объясняется, как именно это можно сделать). Даже если гипотетически представить, что кто-то из экологов, все-таки, овладеет методикой и определит содержание разных элементов в почве, воздухе, растениях и т.п., все равно сам факт наличия соединений свинца или нитратов в почве ни о чем ему не скажет. Чтобы оценить степень их опасности нужно еще знать существующие нормы содержания раз личных веществ в той или иной среде (прежде всего так называемые ПДК - предельно допустимые концентрации), определить, во сколько раз превышены нормы, как это может повлиять на здоровье человека. Без специалистов это сделать трудно, а непрофессиональный подход часто приводит как к недооценке опасности, так и ее переоценке, что также нежелательно. Таким образом, коллектив детского сада, его эколог, могут проводить лишь некоторые, наиболее простые наблюдения за состоянием окружающей среды (в том числе и в рамках «Экологического паспорта»), которые можно рассматривать как элементы мониторинга. В целом же эта проблема обязательно должна решаться с привлечением специалистов. Вопросы для самоконтроля: 1. Каковы значение и задачи оценки состояния окружающей среды дошкольного учреждения как условия для организации работы по экологическому образованию. 2. Примерная структура «Экологического паспорта дошкольного учреждения».
Список литературы 1. Арсентьева В.П. Педагогическая диагностика состояния экологического воспитания в ДОУ.// Управление ДОУ. - №5, 2002. 2. Баландина Л.А. Диагностика в детском саду. Содержание и организация диагностической работы в дошкольном образовательном учреждении: метод. пособие / Баландина Л.А., Гаврилова В.Г., Горбачева И.А. – Ростов н/Дону: Феникс, - 2003. 3. История дошкольной педагогики в России: Хрестоматия / Сост. С.В. Лыков, Л.М. Волобцева /Под ред. С.Ф. Егорова. – М.: Изд. центр «Академия», 1999. - 520 с. 4. Кондратьева Н. Н. «Мы»: Программа экологического образования детей/ Кондратьева Н. Н. - СПб., - 2001. 5. Куликова Т.А. Экскурсии в природу с детьми дошкольного возраста/ Куликова Т.А. – М., Просвещение. -1985. -48 с. 6. Марковская М. М. Уголок природы в детском саду / Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 2004.-160с. 7. Мир природы и ребенок. (Методика экологического воспитания дошкольников): Учеб. пособие для педагогических училищ по специальности «Дошкольное образование»/ Л.А. Каменева, Н.Н. Кондратьева, и др.- СПб., Детство-пресс, 2000. -319 с. 8. Моисеева Л.В., Ворошилова В.М., Лазарева О.Н. Экологическое образование в период детства: монография / Отв. Редактор Л.В.Моисеева. – Екатеринбург: Урал. Гос. Пед. Ун-т. - 2004. -179с. 9. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей/ Николаева С.Н. – М.: Академия, 2002. – 336 с. 10. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду.- М.: Карапуз, 2001.- 432 с. 11. Смирнова В.В. Тропинка в природу. Экологическое образование в детском саду/ Смирнова В.В., Балуева Н.И., Парфенова Г.М. – СПб.: Изд-во РГПУ имени А.М. Герцена. – 2001.-134с. Приложение 1
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 534; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.236.101 (0.012 с.) |