Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 5. Использование художественной природоведческой литературы

Поиск

Значение детской природоведческой книги. Чтение художе­ственного произведения детям дошкольного возраста помогает воспитателю обогащать их знаниями, учить глубже всматривать­ся в окружающий мир, искать ответы на многие вопросы.

Многие книги о природе для детей написаны учеными-биологами. Содержание их научно достоверно, помогает детям познать природу во всем ее многообразии, закладывает основы материа­листического миропонимания. Так, Н. М. Павлова - ученый-рас­тениевод - в течение 20 лет вела фенологические наблюдения, в результате которых появилась одна из детских книг - «Желтый, белый и лиловый». В. Бианки - ученый-биолог - во всех своих книгах для детей («Лесная газета», «Как муравьишка домой смешил», «Чей нос лучше», «Хвосты» и т.д.) показывает слож­нейшие явления в природе с высокой биологической точностью и вместе с тем в занимательной, высокохудожественной форме. Множество увлекательных книг создал для детей Н. Сладков - топограф по специальности. Каждый из писателей пишет только о своей области наблюдений, но в каждой книге о природе зало­жены идея ответственности человека за ее сохранение, призыв к маленькому читателю (слушателю) беречь и защищать, изучать природу.

Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Книги, как правило, содержат оценку происходящего. Знакомясь с их содержанием, дети переживают ход событий, мысленно действуют в воображаемой ситуации, испы­тывают волнение, радость, страх. Это помогает воспитывать этические представления - любовь и бережное и грамотное отношение к природе.

Книга о природе учит и эстетическому восприятию окружа­ющего, этому помогают образный язык произведений и иллю­страции художников.

Методика использования природоведческой книги. К выбо­ру книги для чтения детям следует относиться очень серьезно, ответственно. Прежде всего нужно использовать литературу, рекомендованную программой детского сада. Это произведения А.Пушкина, Ф.Тютчева, А.Фета, А.Майкова, Н.Некрасова, К.Ушинского, Л.Толстого, М.Пришвина, И.Соколова-Микитова, а также С.Есенина, А.Толстого, К.Паустовского, В.Бианки, Н.Сладкова, Н. Павловой, Е. Серовой и др. Вместе с тем за пределами программы остается еще много замечательных книг о природе, с которыми воспитатель должен познакомить детей. Это книги Ю.Дмитриева, Г.Снегирева и др. Важно отбирать высокохудожественную литературу.

Детскую природоведческую литературу полезно использовать во всех возрастных группах. Общее для всех возрастных групп требование к методике использования книг - сочетание чтения с непосредственным наблюдением в природе.

В каждой возрастной группе методика использования книги о природе имеет свою специфику.

Младшие группы. Для слушания книги детей первоймладшей группы лучше разбить на подгруппы, а во второй младшей группе читать можно всем детям сразу. Перед нача­лом чтения рекомендуется приготовить необходимый иллюстра­тивно-наглядный материал: иллюстрации - диапозитивы или игрушки, картину и т. д. Малышам лучше не читать произ­ведение, а рассказывать его наизусть, сопровождая рассказ демонстрацией иллюстративно-наглядного материала. Воспи­татель выбирает небольшое произведение с таким расчетом, чтобы его можно было прочитать в течение занятия. Рекомен­дуется неоднократное повторение чтения художественного про­изведения.

Во время чтения воспитатель следит за восприятием детей. В случае ослабления внимания следует сразу же привлечь ма­лыша вопросом по содержанию книги, показом иллюстрации, мимикой, изменением интонации и т. д. Прерывать чтение не рекомендуется.

В средней и старших группах природоведческая книга используется для расширения, уточнения представлений детей о природе, углубления их. Часто перед чтением воспита­тель обращается к опыту детей, настраивая их на восприятие произведения. «Вспомните, дети, куда мы с вами вчера ходили и что видели, - обращается воспитатель к ребятам после на­блюдения за одуванчиками. - Послушайте, что однажды увидел писатель М.Пришвин». И далее читает рассказ «Золотой луг», который помогает детям вновь пережить полученные ранее впе­чатления, дополнить увиденное, лучше его понять.

Чтение художественного произведения может предшество­ватьнаблюдению. В этом случае задача воспитателя - вызвать ожидание встречи с природой, интерес к предстоящей экскурсии и лес, в поле, на луг или водоем. Часто в тексте рассказа уже содержатся план предстоящего наблюдения или те существенные стороны явления, на которые необходимо обратить внимание детей. Таких произведений много у Н.Павловой, В.Бианки, Н. Сладкова.

Чтение художественной литературы может сопровождать на­блюдения в природе. Это помогает детям полнее ощутить красоту природы, а также выразительность, точность языка, осмыслить увиденное.

Чтение природоведческой книги используется и как самосто­ятельный способ ознакомления с природой. Небольшое художе­ственное произведение воспитатель читает несколько раз подряд (3-4 раза), большое - вначале целиком, а затем - лишь узловые места, чтобы дети лучше поняли смысл произведения.

Интересным и ценным приемом в методике чтения художе­ственных произведений для старших дошкольников является подбор нескольких произведений разных авторов, в которых рассказывается об одних и тех же событиях (о зиме, о птицах, об охране природы и т. д.).

Описание весны имеется в книгах Н. Сладкова «Воробьишкина весна», Г.Скребицкого «Юные поселенцы» и «Смелый фотохудожник». Авторы нашли яркие и точные образы для своего ощущения прихода весны. Дополнив наблюдения детей, хорошо показать, как по-разному можно рассказывать о весне. После чтения художественных произведений организуется беседа об одной или нескольких прочитанных книгах. Цель беседы - помочь детям глубже осознать явления природы, обобщить и систематизировать знания о прочитанном.

Вопросы для самоконтроля:

1. В чем значение чтения природо­ведческой книги для дошкольников?

2. Как организовать чтение книг о природе в разных возрастных группах?

Тема 6. Беседа о природе

В процессе экологического образованиябеседа используется воспитателями с разными дидактичес­кими целями:

- для возбуждения интереса к предстоящей деятельнос­ти (перед наблюдением, экскурсией, проведением опыта и т.д.);

- для уточнения, углубления, обобщения и систематизации знаний детей о природе, формирования отношения к природе.

В зависимости от дидактических целей, беседы о природе принято делить на следующие виды:

- вводные (или пред­варительные);

- эвристические;

- итоговые.

Вводная беседа помогает воспитателю собрать внимание детей, вызвать интерес к предстоящей деятельности, актуализировать имеющийся опыт, для того чтобы установить связь между знаниями, полученными ранее.

Эвристическая беседа предполагает установление при­чин разнообразных явлений природы с помощью рассуждений. Такая беседа строится на имеющихся у детей знаниях, полученныхв процессе наблюдений. Она направлена на углубление знаний о взаимосвязях, существующих в природе, самостоя­тельное решение детьми познавательных задач, развитие речи-доказательства.

Эвристическая беседа используется в старшем дошкольном возрасте. Ее содержание разнообразно. Наблюдая за явлениями природы, воспитатель находит такие, в которых содержатся некоторые противоречия, и предлагает детям принять участие и их разрешении. Задачей воспитателя в руководстве эвристической беседой является обеспечение самостоятельности детей в формулировании выводов и точности выска­зываний.

Итоговая беседа используется для обобщения и систематизации знаний детей о природе, полученных в процессе наблюдений, игр, чтения художественных произведений, труда, проведения опытов и т. д.

Итоговая беседа организуется воспитателем начиная со средней группы. Она требует большой предварительной работы по накоплению конкретных представлений, их расширению, уг­лублению. В беседе обобщаются и систематизируются знания детей на основе выделения существенных признаков, связей и отношений, существующих между объектами и явлениями природы. При этом обобщение и систематизация знаний в зависимости от возрастных возможностей детей, от запаса имеющихся у них представлений могут осуществляться как на основе частных связей (например, в средней группе на основе объединения растений по месту обитания можно провести беседу«Что где растет»), так и на основе общих закономерностей, показывающих детям связь живых организмов с окружающей средой (например, беседы со старшими дошкольниками о жи­вотных, растениях, сезонных изменениях в жизни растений и животных).

Итоговая беседа проводится по мере накопления у детей представлений о природе и только при условии, если эти представления усвоены всеми детьми. Воспитатель продумывает, какие существенные признаки или связи будут лежать в основе обобщений знаний.

Важно продумать иллюстративные средства к итоговой бе­седе. Иллюстративно-наглядного материала не следует подби­рать много. Цель его использования - оживить впечатления детей, помочь им припомнить известные факты, вокруг которых и будет разворачиваться беседа. Выделение существенных признаков, связей между явлениями затрудняется обилием наглядного материала. Для осознания связей требуется осо­бый вид наглядного материала - различные модели, в которых существенное в явлениях представлено в обобщенном виде: это календари погоды, схематические изображения явлений природы.

Беседа начинается с анализа имеющихся у детей знаний о природе. Воспитатель с помощью вопросов направляет внимание детей на сопоставление фактов, явлений, выделение их особен­ностей, общих признаков, связей и отношений.

Тема разговора с детьми подчинена определенной логике, которой необходимо придерживаться, не отвлекаться на несу­щественные для данной беседы моменты. Для этого воспитатель тщательно продумывает ее план. Он выделяет основные части беседы, обдумывает, какие задачи можно решить и какие при­емы помогут это сделать наиболее успешно.

В ходе такой итоговой беседы задаются различные вопросы - репро­дуктивные, поисковые, обобщающие. Используется сравнение по признакам различия и сходства, опора на опыт детей.

Наглядным материалом служат не только картины, но и модели. Педагогические приемы должны обеспечивать активное участие в беседе всех детей, побуждать их к размышлению, решению познавательных задач, к самостоятельности в форми­ровании выводов, к доказательству своих суждений, к переживанию событий.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какова роль беседы в экологичес­ком образовании детей?

2. Назовите виды бесед с детьми о природе?

3. Расскажите о методике проведения итоговой беседы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 803; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.24.110 (0.007 с.)