Тема 3. Элементарная поисковая деятельность 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3. Элементарная поисковая деятельность



Понятие «поисковая деятельность». Под элементарной поисковой деятельностью понимается совместная работа воспита­теля и детей, направленная на решение познавательных задач, возникающих в учебной деятельности, в повседневной жизни, в игре и труде, в процессе познания мира. Поисковая деятельность предполагает высокую активность и самостоятельность детей, открытие новых знаний и способов познания.

Поисковая деятельность начинается с постановки воспитате­лем и принятия детьми познавательной задачи (возможна также постановка познавательной задачи детьми). Затем осуществля­ется ее первичный анализ и выдвигаются предположения о возможном течении явления природы и его причинах, отбира­ются способы проверки предположений, выдвинутых детьми, осуществляется их проверка. Завершается поисковая деятель­ность анализом полученных в ходе проверки результатов и формулированием выводов.

Доказано, что процесс обучения, сочетающий усвоение готовых знаний с относительно самостоятельным их добыванием, имеет большое значение для умственного развития детей до­школьного возраста.

Методика организации поисковой деятельности. Элементарная поисковая деятельность как форма организации используется и старшем дошкольном возрасте. В соответствии с программой воспитатель разрабатывает систему познавательных задач, которые постепенно ставит перед детьми. Важным условием постановки познавательных задач является создание проблемных ситуа­ций на природоведческих занятиях или в разнообразной деятель­ности, связанной с природой (труд, наблюдения, игры).

Проблемная ситуация возникает, когда задача поставлена, но сразу решить ее дети не могут, необходимо усилие мысли, чтобы сопоставить известные факты, сделать предварительные выводы. Самостоятельная работа детей в такой ситуации носит поисковый характер. При постановке перед детьми познаватель­ных задач следует учитывать их жизненную значимость, интерес к ним. Познавательная задача всегда содержит вопрос «А что будет если…?». Она включает некоторые данные, известные детям, которые можно использовать в решении. Часть данных дети должны отыскать в процессе комбинирования, преобразования уже известных зна­ний и способов действий. Незнание должно быть частичным, Тогда познавательную задачу можно решить с помощью опыта, сравнительного наблюдения или в процессе эвристического рас­суждения. Если задача непосильна детям или слишком легка, не требует умственных усилий, то проблемной ситуации не возникает.

Познавательные задачи должны предъявляться детям в определенной последовательности: вначале - простые, содержа­щие однозвенные связи, затем - более сложные, содержащие цепочки связей Примерами познавательных задач могут быть следующие. Неживая природа: почему качаются ветви деревьев? Почему на земле лужи? Почему замерзла вода на улице? Почему снег тает в помещении? Почему снег бывает липким? Почему летом и весной идет дождь, а зимой - снег? Почему весной почва оттаивает к полудню, а к вечеру замерзает? И т.д.

Живая природа: могут ли растения расти без света (влаги, тепла)? Почему растения весной быстро растут? Почему осенью растения увядают, желтеют, теряют листья? Почему кактус поливают редко, а бальзамин - часто? Почему рыба плавает? Почему заяц прыгает? Почему осенью у зайца меня­ется цвет шерсти? Почему у синицы клюв тонкий, а у снегиря - толстый? Зачем черепахе панцирь? Почему гусеницу не видно на листьях капусты? Почему сначала прилетают грачи, а потом - ласточки? Почему изменяется жизнь зверей зимой?И т.д.

После принятия детьми познавательной задачи под руковод­ством воспитателя осуществляется ее анализ: выявление известного и неизвестного. В результате анализа дети выдвигают предположения о возможном течении явления природы и его причинах. Их предположения бывают правильными и ошибочными, часто противоречивыми. Воспитатель должен выслушать все предположения детей, обратить внимание на их противоречивость. Необходимо учитывать каждое предположение детей; если они не выдвигают идей, их должен выдвинуть сам воспитатель.

Возникший у детей в ходе анализа ситуаций и выдвиже­ния предположений интерес к решению задачи следует исполь­зовать для отбора способов проверки предположений.

Дети могут предложить разные способы проверки. Предла­гает их и воспитатель. Ими могут быть кратковременные рас­познающие наблюдения, длительные сравнительные наблюде­ния, элементарные опыты, демонстрация моделей, эвристи­ческие беседы. Распознающие наблюдения используются, как правило, когда необходимо установить свойства, признаки объ­ектов. Например, при сборе ягод перед детьми ставится зада­ча: определить, чем отличаются спелые ягоды от неспелых. Задача решается в ходе распознающих наблюдений. Сравни­тельные наблюдения могут быть использованы при сопостав­лении 2-3 объектов для установления их своеобразия. Например, установить, какие животные передвигаются прыжками и почему.

Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями используются опыты. Приве­дем пример организации поисковой деятельности, когда познавательная задача решается с помощью опыта. В ходе усвоения системы знаний о растениях детей необходимо подвести к пониманию того, что для роста растений нужна влага. Перед ними ставится познавательная задача: прорастут ли семена без воды? Обсудив с детьми высказанные ими предположения, воспитатель спрашивает: «А как проверить, кто из вас прав?» Дни проверки предположений организуется опыт: на два блюдца дети кладут вату, а на нее - одинаковое количество семян. И в одном блюдце вату смачивают водой. Ход опыта дети фиксируют в дневнике наблюдений в виде рисунков-схем. В первом рисунке показывают, что семена помещены в разные условия, в последующих отмечают появление изменений. В каждом рисунке обязательно выделяется, при каких условиях произо­шли те или иные изменения. В заключение, когда изменения хорошо видны, воспитатель предлагает детям сравнить семена и сделать соответствующие выводы. Если ребята сомневаются, опыт следует повторить, а затем продолжить обсуждение его результатов.

При наличии у детей богатых и точных представлений о тех явлениях, причины которых нужно отыскать, можно использовать эвристическую беседу. Приведем пример: на одной из про­гулок дети обратили внимание на то, что сосульки с разных сторон крыши неодинаковы по величине. Причина этого явления их заинтересовала. «Как ты думаешь, почему так?» - спросил один из детей. «Здесь капает с сосулек, а там - нет. Поэтому они здесь меньше становятся», - ответил другой. «А почему же там не капает, с другой стороны? - И тут же сам догадался: - А, здесь солнышко греет, а на той стороне нет солнышка! Там только к вечеру будет солнышко и недолго. Поэтому со­сульки медленно тают».

Заключительным этапом поисковой деятельности является формулирование выводов. К самостоятельному формулированию выводов детей необходимо побуждать. Случается, что они делают неправильные выводы. В этом случае можно организовать до­полнительные опыты или наблюдения, чтобы каждый пришел к правильным выводам. В процессе организации поисковой деятельности у детей появляется способность самостоятельно ставить познавательные задачи, отражающие более глубокое проникновение в сущность явлений природы, установление аналогий, понимание все общих закономерностей.

Осуществляя руководство поисковой деятельностью важно создавать условия для решения каждой задачи, возникающей по их инициативе.

В процессе обучения поисковая деятельность детей совершенствуется. Динамика ее проявляется в переходе от принятия познавательных задач, поставленных воспитателем, и решения их с помощью взрослого к самостоятельной постановке и решению.

Вопросы для самоконтроля:

1. Раскройте понятие «элементарная поисковая деятельность».

2. Какова структура элементарной поисковой деятельности?

3. Раскройте методику организации поисковой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.

4. Какое содержание знаний из программы целесо­образно формировать с помощью поисковой деятельности?

Тема 4. Экологическое образование дошкольников

В повседневной жизни

Прогулки, их значение. Прогулки широко используются для экологичес­кого образования детей дошкольного возраста. Они дают возможность накопить у детей представления о таких явлениях природы, которые протекают длительное время. Педагог знакомит воспитанников с повседнев­ными изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей), организует разнообразные игры с природным материа­лом - песком, глиной, водой, льдом, листьями и т. д. У детей накапливается чувственный опыт, воспитывается любознатель­ность, наблюдательность. Прогулки доставляют ребятам радость и удовольствие от общения с природой, помогают почувствовать ее красоту.

Методика проведения прогулок. Прогулка состоит из нескольких частей: наблюдения, труда в природе, игровой деятельности и индивидуальной работы с детьми. Эти части могут варьироваться исходя из задач, поставленных воспитателем, погодой, предыдущей деятельности (например, если перед прогулкой проводилось занятие по развитию речи, требующей усидчивости и умственной нагрузки, то в начале прогулки можно дать возможность детям поиграть и наоборот).

При проведении прогулок используются разнообраз­ные формы организации детей: фронтальные, небольшими группами, индивидуально.

Фронтальная организация наблюдений на прогулках исполь­зуется, когда детей знакомят с яркими сезонными изменениями, с трудом взрослых, с новым видом труда на участке, показывают новый способ действия. При проведении коллективных наблю­дений используются те же приемы, что и на занятиях: вопросы, загадки, сравнения, обследовательские действия, художествен­ное слово и т.д., однако, учитывая, что на детей во время прогулок действуют разнообразные раздражители, наблюдения проводятся кратковременно и многократно повторяются.

Во время прогулок ведутся индивидуальные наблюдения. Важно будить самостоятельную мысль детей, приучать замечать новое, привлекать имеющийся опыт. Для этого следует поддер­живать самостоятельные наблюдения, задавать вопросы, давать пояснения, а иногда учить наблюдать.

Для воспитания трудолюбия и формирования трудовых навыков используется труд на участке, который организуется в форме индивидуальных поручений и коллективного труда.

На прогулках воспитатель организует игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на участке следует иметь оборудование (песочные дворики, ящи­ки с песком, бассейн, плескательницы). Формочки, сосуды, совочки, печатки периодически выносятся на прогулки. Кроме того, широко используются разнообразные игровые упражне­ния на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам и следам и т.д.), игры с игрушками, приводимыми в движение ветром.

Начиная со второй младшей группы проводятся целевые прогулки по участку с выходом за его пределы. Учитывая природное окружение детского сада, наиболее яркие сезонные явления природы, возможности детей, проведенную с ними работу, воспитатель решает, куда пойти и что посмотреть.

Целевые прогулки в отличие от экскурсий кратковременны, и на них решается небольшой объем задач. Дети знакомятся с яркими природными явлениями того или иного сезона, например гнездованием грачей, ледоходом. Проводятся целевые прогулки к водоему, на луг, на пастбище и т. д. Кроме того, организуются прогулки, познавательное содержание которых ограничено (сбор ягод, цветов).

На современном этапе практически в каждом дошкольном образовательном учреждении организованы экологические тропы, поэтому на ней можно строить всю работу на прогулке.

Формы организации труда в цветнике и на огороде. Инте­ресная и разнообразная работа проводится в цветнике и на огороде. Дети наблюдают за растениями, упражняются в трудовых навыках и умениях (полив растений, подкормка, рыхление, сбор семян и урожая и т. д.). Эта работа наглядно показывает детям значение ухода за растениями, дает необходимые навыки, знания. Она оказывает большое влияние на воспитание трудолюбия, самостоятельности и взаимопомощи. Труд и наблюдения в цветнике и на огороде проводятся утром и вечером. Их организация зависит от цели. Со всеми детьми можно проводить посадку, посев, сбор урожая. Такой труд, как подготовка земли, полив растений, рыхление, срезка сухих листьев, сбор семян и т. д., лучше проводить с подгруппой детей.

В старшей и подготовительной к школе группах возможна организация дежурств по участку весной и летом или закреп­ление групп детей за грядкой, клумбой.

Формы организации труда в уголке природы. Здесь дети имеют возможность хорошо рассматривать растения и живот­ных, наблюдать за ними длительное время; они овладевают трудовыми навыками, учатся заботиться о своих питомцах.

Труд и наблюдения в уголке природы с детьми воспитатель проводит ежедневно. Форма организации деятельности разная (в зависимости от возраста воспитанников). К отдельным трудо­вым поручениям привлекаются дети, начиная с младшей группы. Постоянные дежурства в составе 2-3 человек вводятся со стар­шей группы.

В первых числах сентября проводится беседа о работе дежур­ных, на которой надо познакомить детей с обязанностями де­журных в уголке природы, уточнить полученные ранее знания о способах ухода за растениями и животными, познакомить с новыми способами.

В дальнейшем дежурные ежедневно осматривают комнатные растения, по мере надобности поливают, обтирают, опрыскивают их, кормят животных, участвуют в чистке клеток, моют кор­мушки, поилки.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие формы организации работы используют в повседневной жизни?

2. Расскажите о значении и методике организации прогулки.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 1128; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.174.168 (0.016 с.)