Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды речевой деятельности. Культура речевого общения.

Пояснительная записка.

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, примерной программы начального общего образования, авторской программы: Климановой Л.Ф., Виноградской Л.А., Горецкого В.Г. «Литературное чтение».

Литературное чтение способствует развитию интеллектуально-познавательных, художественно-эстетических способностей младших школьников, а также формированию жизненно важных нравственно-этических представлений.

Цели обучения литературному чтению:

ü развитие навыков сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения, а также коммуникативно-речевых умений при работе с текстами литературных произведений; формирование навыка чтения про себя; приобретение умения работать с разными видами информации;

ü приобщение младших школьников к чтению художественной литературы и восприятию её как искусства слова; развитие эмоциональной отзывчивости на слушание и чтение произведений;

ü обогащение личного опыта учащихся духовными ценностями, которые определяют нравственно-эстетическое отношение человека к людям и окружающему миру;

ü введение учащихся в мир детской литературы; формирование у начинающего читателя интереса к книге, истории её создания и потребности в систематическом чтении литературных произведений, навыков работы с книгой и текстом, читательской самостоятельности и познавательной активности при выборе книг; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами.

Учебно-методический комплект для реализации данной программы включает:

1. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. / Под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова. – М.: Просвещение, 2011.

2. Комплект «Перспектива» программы. – М.: Просвещение.

3. «Перспектива» сборник рабочих программ. Система учебников «Перспектива» 1 – 4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение.

4. Климанова Л.Ф, Виноградской Л.А., Горецкого В.Г. «Литературное чтение». Учебник для 3 класса в 2-х. частях. – М.: Просвещение.

5. Коти Т.Ю. Литературное чтение. Творческая тетрадь для 3 класса. – М.: Просвещение.

6. «Технологические карты»

Общая характеристика курса.

Основной составляющей содержания курса являются художественные произведения отечественных и зарубежных писателей, которые изучаются в сопоставлении с научно-популярными произведениями. Сравнение произведений разного вида (художественных и научно-познавательных) создаёт условия для более глубокого понимания словесного искусства.

Отличительной особенностью курса является включение в содержание интегрирующего понятия «культура», которое нацеливает учащихся на изучение литературы в тесной взаимосвязи с музыкальным и изобразительным искусством, на понимание книги как культурно-исторической ценности, развивает чувство сопричастности с великой духовно-нравственной культурой России.

Содержание литературного чтения представлено в программе следующими разделами:

ü Виды речевой деятельности. Культура речевого общения.

ü Виды работы с текстом. Коммуникативно-познавательная деятельность.

ü Работа с художественным произведением. Эстетическая и духовно-нравственная деятельность.

ü Круг детского чтения. Культура читательской деятельности.

«Виды речевой деятельности. Культура речевого общения.

Формированиеумения слушать речь (высказывание), основой которого являются внимание к речи собеседника, способность её анализировать, выделять главное, задавать уточняющие вопросы.

Развитие умения говорить. Учащиеся учатся ставить перед собой цель, корректировать и контролировать своё высказывание, оценивать его, терпеливо выслушивать других, проявляя уважение к мнению собеседника.

На уроках литературного чтения учащиеся будут учиться создавать собственные тексты, писать изложения и небольшие сочинения (описание, рассуждение, повествование) на основе прочитанных текстов.

Развитие выразительности устной и письменной речи, совершенствование умений слушать и говорить, читать и писать.

«Виды работы с текстом. Коммуникативно-познавательная деятельность».

Освоение учащимися разнообразных речевых умений при работе с текстами произведений (деление текста на части, подбор к ним заглавий, составление плана, умения кратко и полно пересказать прочитанный текст, выделение главного и формулирование его своими словами), а также решение различных коммуникативно-речевых задач. Освоение различных видов текстов (текст-описание, текст-рассуждение, текст-повествование), формирование умения соотносить заглавие и содержание текста, различать учебные, научно-познавательные и художественные тексты, определять их роль в процессе общения.

«Работа с художественным произведением. Эстетическая и духовно-нравственная деятельность»

Развитие художественно-эстетической деятельности, формирование нравственно-этических представлений и активизацию творческой деятельности учащихся средствами художественной литературы.

Учащиеся научатся понимать и ценить художественное произведение, отличать его от произведений научно-познавательного содержания.

Элементарный анализ художественного произведения, который строится по принципу «синтез—анализ—синтез»: учащиеся сначала воспринимают текст целиком, потом его читают и анализируют, а затем вновь обращаются к тексту в целом, сравнивая его начало и конец, главную мысль с заглавием и содержанием текста, давая ему художественно-эстетическую оценку.

Анализ произведения на разных уровнях: уровень сюжета (разбор событий и знакомство с героями); уровень героя (мотивы поступка героя, отношение к нему читателя); уровень автора (отношение автора к своим героям, его замысел и общий смысл прочитанного).

Развитие умений, связанных с наблюдением за миром природы и поведением животных.

Вводятся приём ы театральной драматизации произведени й. Они обеспечивают более глубокое понимание сюжетных линий произведения, поступков героев (их мотивы), смысла прочитанного, развивают чувств сопереживания и отзывчивости.

«Круг детского чтения. Культура читательской деятельности»

В круг детского чтения входят произведения отечественных и зарубежных классиков (художественные и научно-познавательные), произведения детской литературы современных писателей России и других стран, а также произведения устного народного творчества из золотого фонда детской литературы.

Привлекает внимание учащихся к различным сторонам жизни: взаимоотношениям детей со сверстниками и взрослыми, приключениям, природе, истории и культуре разных национальностей нашей Родины, а также даёт возможность сравнивать произведения на одну и ту же тему разных авторов. Разнообразие тематики обогащает социально-нравственный опыт, расширяет познавательные интересы ребёнка, развивает читательскую самостоятельность, формирует культуру чтения.

Нравственно-эстетическое воспитание и духовно-нравственного развитие младших школьников.

У учащихся формируется готовность эффективно использовать знания, читательские умения и навыки для реализации учебных целей и решения конкретных жизненных ситуаций, расширяются границы коммуникативно-речевого общения, совершенствуется читательская культура. Культура чтения сказывается на нравственно-духовном и эстетическом развитии личности младшего школьника.

Результаты изучения курса.

Личностные результаты.

1.Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

2.Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

3.Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.

4.Развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.

5.Формирование эстетических чувств

6.Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

7.Развитие навыков сотрудничества; формирование стремления овладеть положительной, гуманистической моделью доброжелательного общения; развитие умения находить выходы из спорных ситуаций.

8.Наличие мотивации к творческому труду, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты.

1.Овладение навыками смыслового чтения текстов различных видов и жанров, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.

Активное использование речевых средств для решения познавательных и коммуникативных задач.

2.Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

3.Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.

4.Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи между объектами и процессами (общение, культура, творчество; книга, автор, содержание; художественный текст и др.); осознание связи между предметами гуманитарно-эстетического цикла.

5.Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства их осуществления.

6.Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Предметные результаты.

1.Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.

2.Формирование отношения к книге как важнейшей культурной ценности.

3. Формирование отношения к художественным произведениям как искусству слова.

4.Осознание духовно-нравственных ценностей великой русской литературы и литературы народов многонациональной России.

5.Осознание значимости систематического чтения для личностного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении.

6.Понимание роли чтения; использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных видов текстов, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.

7.Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий.

8.Умение выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

 

Место курса в учебном плане.

На изучение литературного чтения в начальной школе отводится 4 ч в неделю. Курс рассчитан на 448 ч: 40 ч - в 1 классе (10 учебных недель), по 136 ч - во 2, 3 и 4 классах (34 учебные недели в каждом классе).

Учебно-тематический план.

№ п/п Наименование разделов и тем Всего часов В том числе на: Контрольные, проверочные работы Примерное кол-во часов на сам.работы учащихся
уроки уроки р/р
1. Вводный урок          
2. Книги – мои друзья          
3. Жизнь дана на добрые дела.          
4. Волшебная сказка.          
5. Люби все живое          
6. Картины русской природы.          
7. Великие русские писатели.          
8. Литературная сказка.          
9. Картины родной природы.          
 
Итого:          

 

Содержание программы.

Содержание данной рабочей программы полностью соответствует авторской программе литературного чтения для 3 класса.

Интернет-ресурсы.

1. Википедия – свободная энциклопедия. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki

2. Педсовет.org. Живое пространство образования. – Режим доступа: http://pedsovet.org

3. Клуб учителей начальной школы. – Режим доступа: http://www.4stupeni.ru

4. Фестиваль педагогических идей. – Режим доступа: http://festival.1september.ru

5. Педагогическое сообщество. – Режим доступа: http://www.pedsovet.su

Пояснительная записка.

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, примерной программы начального общего образования, авторской программы: Климановой Л.Ф., Виноградской Л.А., Горецкого В.Г. «Литературное чтение».

Литературное чтение способствует развитию интеллектуально-познавательных, художественно-эстетических способностей младших школьников, а также формированию жизненно важных нравственно-этических представлений.

Цели обучения литературному чтению:

ü развитие навыков сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения, а также коммуникативно-речевых умений при работе с текстами литературных произведений; формирование навыка чтения про себя; приобретение умения работать с разными видами информации;

ü приобщение младших школьников к чтению художественной литературы и восприятию её как искусства слова; развитие эмоциональной отзывчивости на слушание и чтение произведений;

ü обогащение личного опыта учащихся духовными ценностями, которые определяют нравственно-эстетическое отношение человека к людям и окружающему миру;

ü введение учащихся в мир детской литературы; формирование у начинающего читателя интереса к книге, истории её создания и потребности в систематическом чтении литературных произведений, навыков работы с книгой и текстом, читательской самостоятельности и познавательной активности при выборе книг; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами.

Учебно-методический комплект для реализации данной программы включает:

1. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. / Под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова. – М.: Просвещение, 2011.

2. Комплект «Перспектива» программы. – М.: Просвещение.

3. «Перспектива» сборник рабочих программ. Система учебников «Перспектива» 1 – 4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение.

4. Климанова Л.Ф, Виноградской Л.А., Горецкого В.Г. «Литературное чтение». Учебник для 3 класса в 2-х. частях. – М.: Просвещение.

5. Коти Т.Ю. Литературное чтение. Творческая тетрадь для 3 класса. – М.: Просвещение.

6. «Технологические карты»

Общая характеристика курса.

Основной составляющей содержания курса являются художественные произведения отечественных и зарубежных писателей, которые изучаются в сопоставлении с научно-популярными произведениями. Сравнение произведений разного вида (художественных и научно-познавательных) создаёт условия для более глубокого понимания словесного искусства.

Отличительной особенностью курса является включение в содержание интегрирующего понятия «культура», которое нацеливает учащихся на изучение литературы в тесной взаимосвязи с музыкальным и изобразительным искусством, на понимание книги как культурно-исторической ценности, развивает чувство сопричастности с великой духовно-нравственной культурой России.

Содержание литературного чтения представлено в программе следующими разделами:

ü Виды речевой деятельности. Культура речевого общения.

ü Виды работы с текстом. Коммуникативно-познавательная деятельность.

ü Работа с художественным произведением. Эстетическая и духовно-нравственная деятельность.

ü Круг детского чтения. Культура читательской деятельности.

«Виды речевой деятельности. Культура речевого общения.

Формированиеумения слушать речь (высказывание), основой которого являются внимание к речи собеседника, способность её анализировать, выделять главное, задавать уточняющие вопросы.

Развитие умения говорить. Учащиеся учатся ставить перед собой цель, корректировать и контролировать своё высказывание, оценивать его, терпеливо выслушивать других, проявляя уважение к мнению собеседника.

На уроках литературного чтения учащиеся будут учиться создавать собственные тексты, писать изложения и небольшие сочинения (описание, рассуждение, повествование) на основе прочитанных текстов.

Развитие выразительности устной и письменной речи, совершенствование умений слушать и говорить, читать и писать.

«Виды работы с текстом. Коммуникативно-познавательная деятельность».

Освоение учащимися разнообразных речевых умений при работе с текстами произведений (деление текста на части, подбор к ним заглавий, составление плана, умения кратко и полно пересказать прочитанный текст, выделение главного и формулирование его своими словами), а также решение различных коммуникативно-речевых задач. Освоение различных видов текстов (текст-описание, текст-рассуждение, текст-повествование), формирование умения соотносить заглавие и содержание текста, различать учебные, научно-познавательные и художественные тексты, определять их роль в процессе общения.

«Работа с художественным произведением. Эстетическая и духовно-нравственная деятельность»

Развитие художественно-эстетической деятельности, формирование нравственно-этических представлений и активизацию творческой деятельности учащихся средствами художественной литературы.

Учащиеся научатся понимать и ценить художественное произведение, отличать его от произведений научно-познавательного содержания.

Элементарный анализ художественного произведения, который строится по принципу «синтез—анализ—синтез»: учащиеся сначала воспринимают текст целиком, потом его читают и анализируют, а затем вновь обращаются к тексту в целом, сравнивая его начало и конец, главную мысль с заглавием и содержанием текста, давая ему художественно-эстетическую оценку.

Анализ произведения на разных уровнях: уровень сюжета (разбор событий и знакомство с героями); уровень героя (мотивы поступка героя, отношение к нему читателя); уровень автора (отношение автора к своим героям, его замысел и общий смысл прочитанного).

Развитие умений, связанных с наблюдением за миром природы и поведением животных.

Вводятся приём ы театральной драматизации произведени й. Они обеспечивают более глубокое понимание сюжетных линий произведения, поступков героев (их мотивы), смысла прочитанного, развивают чувств сопереживания и отзывчивости.

«Круг детского чтения. Культура читательской деятельности»

В круг детского чтения входят произведения отечественных и зарубежных классиков (художественные и научно-познавательные), произведения детской литературы современных писателей России и других стран, а также произведения устного народного творчества из золотого фонда детской литературы.

Привлекает внимание учащихся к различным сторонам жизни: взаимоотношениям детей со сверстниками и взрослыми, приключениям, природе, истории и культуре разных национальностей нашей Родины, а также даёт возможность сравнивать произведения на одну и ту же тему разных авторов. Разнообразие тематики обогащает социально-нравственный опыт, расширяет познавательные интересы ребёнка, развивает читательскую самостоятельность, формирует культуру чтения.

Нравственно-эстетическое воспитание и духовно-нравственного развитие младших школьников.

У учащихся формируется готовность эффективно использовать знания, читательские умения и навыки для реализации учебных целей и решения конкретных жизненных ситуаций, расширяются границы коммуникативно-речевого общения, совершенствуется читательская культура. Культура чтения сказывается на нравственно-духовном и эстетическом развитии личности младшего школьника.

Результаты изучения курса.

Личностные результаты.

1.Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

2.Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

3.Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.

4.Развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.

5.Формирование эстетических чувств

6.Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

7.Развитие навыков сотрудничества; формирование стремления овладеть положительной, гуманистической моделью доброжелательного общения; развитие умения находить выходы из спорных ситуаций.

8.Наличие мотивации к творческому труду, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты.

1.Овладение навыками смыслового чтения текстов различных видов и жанров, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.

Активное использование речевых средств для решения познавательных и коммуникативных задач.

2.Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

3.Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.

4.Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи между объектами и процессами (общение, культура, творчество; книга, автор, содержание; художественный текст и др.); осознание связи между предметами гуманитарно-эстетического цикла.

5.Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства их осуществления.

6.Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Предметные результаты.

1.Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.

2.Формирование отношения к книге как важнейшей культурной ценности.

3. Формирование отношения к художественным произведениям как искусству слова.

4.Осознание духовно-нравственных ценностей великой русской литературы и литературы народов многонациональной России.

5.Осознание значимости систематического чтения для личностного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении.

6.Понимание роли чтения; использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных видов текстов, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.

7.Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий.

8.Умение выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

 

Место курса в учебном плане.

На изучение литературного чтения в начальной школе отводится 4 ч в неделю. Курс рассчитан на 448 ч: 40 ч - в 1 классе (10 учебных недель), по 136 ч - во 2, 3 и 4 классах (34 учебные недели в каждом классе).

Учебно-тематический план.

№ п/п Наименование разделов и тем Всего часов В том числе на: Контрольные, проверочные работы Примерное кол-во часов на сам.работы учащихся
уроки уроки р/р
1. Вводный урок          
2. Книги – мои друзья          
3. Жизнь дана на добрые дела.          
4. Волшебная сказка.          
5. Люби все живое          
6. Картины русской природы.          
7. Великие русские писатели.          
8. Литературная сказка.          
9. Картины родной природы.          
 
Итого:          

 

Содержание программы.

Содержание данной рабочей программы полностью соответствует авторской программе литературного чтения для 3 класса.

Виды речевой деятельности. Культура речевого общения.

ü Поэтапное формирование навыка чтения (чтение вслух и про себя);

ü Умение слушать речь (высказывание)(внимание к речи собеседника, способность ее анализировать, выделять главное, задавать уточняющие вопросы.;

ü Умение говорить (высказывать свое мнение, задавать вопросы и отвечать на них, вести диалог и строить монолог);

ü Развитие умения писать (создавать собственные тексты, писать изложения и небольшие сочинения); развитие устной и письменной речи; совершенствование умений слушать и говорить, читать и писать.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 266; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.100.101 (0.013 с.)