Подбор комнатных растений для уголка природы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Подбор комнатных растений для уголка природы



Значение уголка природы

Живой уголок обязательно необходим в дошкольных учреждениях. С его помощью дети могут научиться воспринимать красоту природы, ее естественность. Также здесь можно получить элементарные навыки по уходу за растениями и животными, научиться состраданию и милосердию по отношению к растениям и животным, бережному отношению к природе. Формирование экологической культуры ребенка закладывается именно в этом возрасте, поэтому уголок природы должен содержать не только живые экспонаты, но и познавательную литературу с яркими, занимательными картинками, место, где дети смогут вести собственные природные наблюдения, записывать температуру, облачность, осадки, для того, чтобы у них появилось понятие времен года, цикличности природных явлений.

Всех обитателей уголка природы в детском саду можно подразделить на постоянных и временных. Первые живут в уголке круглый год (комнатные растения, рыбки, млекопитающие: хомяк, морская свинка, птицы: попугай, канарейка и т. д.), вторые вносятся на короткое время. Временные обитатели — это растения и животные местного края, жизнедеятельность которых особенно интересно и ярко проявляется в те или другие сезоны (первоцветы весной, яркие растения цветника, цветущие осенью, насекомые и др.).

Требования к отбору обитателей уголка природы:

1. Растение или животное должно быть типичным для той или иной систематической или экологической группы. При этом становится возможным познакомить детей с основными, типичными чертами, условиями или образом жизни, характерными для большой группы растений и животных.

2. Уход за обитателями уголка по качеству, характеру труда, по затрачиваемым силам и времени должен быть доступен детям дошкольного возраста (при участии и руководстве со стороны воспитателя). Поэтому отбирают растения и животных, неприхотливых к пище и уходу за ними.

3. Растения и животные в уголке природы должны быть внешне привлекательными, способными вызвать и удержать еще не очень устойчивое внимание дошкольника.

4. Необходимо иметь несколько экземпляров одного вида растений и животных; дети увидят в объектах наблюдения не только общие, но и индивидуальные признаки, это подведет их к пониманию разнообразия и неповторимости живых организмов.

5. Растения и животные должны быть абсолютно безопасны, не приносить ни малейшего вреда здоровью детей.

6. Необходимо учитывать возможность нормальной жизнедеятельности, роста и развития животных и растений в условиях помещения детского учреждения.

7. Размещая обитателей в уголке природы, следует в первую очередь позаботиться о том, чтобы были учтены их биологические особенности и потребности.

8. Уголок природы должен радовать глаз, украшать интерьер.

9. следует размещать объекты таким образом, чтобы дети могли свободно подходить к ним, наблюдать и трудиться в уголке природы.

 

 

Подбор комнатных растений для уголка природы

    «Малыши» (3—4 комнатных растения) «Почемучки» (5—6 комнатных растения) «Фантазеры»
Комнатные растения Фикус, пеларгония (герань), бальзамин Герань обыкновенная, герань зональная, бегония Рекс, бегония вечноцветущая, аспарагус, фиалка, колеус Цисус, кактус, китайский розан, традесканция, хлорофитум, фиалка, фикус, бальзамин
Обоснование подбора Растения с большими кожистыми листьями (для ухода)   Растения с четко выраженными частями   Несколько экземпляров и разновидностей одного вида Растения с разнообразными листьями   Растения с разнообразными стеблями Растения, по разному размножающиеся Растения, требующие разнообразного ухода  

 

 

Уход за комнатными растениями

Удаление пыли   Влажной тряпочкой Большие кожистые листья Фикус
амараллис
душ Мелкие кожистые листья цисус
плющ
опрыскивание Мелкие нежные листья бальзамин
традесканция
рыхление Палочкой―рыхлителем Если на почве корка
полив Водой комнатной температуры (утром или вечером) По краю горшка, в поддон (для клубневых)

Аквариумэто модель водоема, где происходят почти все биологические процессы, свойственные для естественных прудов и озер. Наблюдения за жизнью рыб и растений не только помогают понимать и любить природу, воспитывать художественный вкус, но и способствуют развитию у ребят навыков наблюдения, ухода за живыми организмами.

Наполнение аквариума

• Вновь приобретенный аквариум необходимо залить водой на двое суток, чтобы токсические вещества, присутствующие в замазке или клее, успели раствориться.

• Промытый аквариум располагают на заранее подготовленной подставке или стеллаже, подальше от отопительных приборов и прямых солнечных лучей.

• В качестве грунта можно использовать крупный речной песок мелкий гравий, темную морскую гальку.

• На основной грунт можно класть крупные камни. Камни желательно брать темные, с отчетливо видными гранями.

• После укладки грунта за заднюю стенку аквариума желательно помещать лист темной (лучше зеленой) бархатистой бумаги.

• Когда грунт уложен и аквариум установлен на постоянное место, можно приступить к заливке его водой.

• Для уменьшения испарения и попадания пыли на поверхность воды применяют стекла разнообразной толщины и формы, которыми накрывают аквариум.

Аквариумные растения — это растения, приспособленные для жизни в искусственном водоеме. Благодаря им происходит усвоение углекислого газа и выделение кислорода, необходимого для жизни рыб.

Верхнюю позицию образуют плавающие растения, такие, как водный гиацинт, пистия. Они располагаются на поверхности воды и имеют хорошо развитую корневую систему, которая украшает аквариум.

Переднеплановая позиция создается из относительно небольших, но красивых экземпляров растений, укореняющихся в грунте, например некоторых видов криптокорин и эхинодорусов.

Боковая позиция создается длиннолистными, длинно-стебельчатыми растениями, которые при посадке по бокам аквариума разрастаются и образуют красивые стенки или гроты.(кабомба, бакопа и др.)

Заднеплановую позицию создает большинство видов растений, например валлиснерия, стрелолист.

Рыбки должны быть большими, с ярко выраженными частями тела (за такими удобно наблюдать) неприхотливы в уходе (петушки, золотая рыбка, улика- ампулярий).

 

В уголке природы дети учатся вести наблюдения:

Кратковременные: просто рассматривать растения или животных, отмечать их строение, отличительные признаки.

Длительные ― за ростом и развитием растений и животных.

 

Проделывают несложные опыты: влияние света и воды на рост и развитие растений (одно растение остается в обычном месте, другое прячут в темное место, или одно растение поливают, второе ― нет и т.д.).

Совершенствуют трудовые навыки (см. табл.2). Младшая группа ― индивидуальные поручения, где воспитатель учит каждого ребенка навыкам по уходу за животными и растениями. На первое место выходит дробность показа (воспитатель показывает и проговаривает каждую операцию ― ребенок повторяет). Средняя группа ― индивидуальные поручения, самостоятельное выполнение некоторых операций (воспитатель готовит воду для полива ― дети поливают, готовит определенное количество корма ― дети кормят), вместе чистят клетки (если есть животные), дети должны определять способ ухода за растением в зависимости от его состояния (надо ли поливать, опрыскивать, рыхлить и т.д.). Коллективный и совместный труд. Старшая группа ― индивидуальные поручения, коллективный и совместный труд, дежурства.

Учатся фиксировать результаты наблюдений (календарь природы и погоды см. вопрос 5 «Моделирование»).

 

2. Участок детского сада как база ознакомления детей с природой, требования к планировке, озеленению, значение

Участок детского сада― это место для игр, прогулок, занятий, совершенствования трудовых навыков. На участке дети знакомятся с сезонными явлениями в природе, организуют наблюдения. Все это значительно расширяет кругозор детей, обогащает знаниями об окружающем мире, воспитывает бережное отношение к природе и умение видеть в ней красивое.

Участок детского сада ― это территория, на которой расположены непосредственно здание д/с, хоз. постройки, прогулочные площадки, физкультурная площадка.

1. Под насаждения на участке отводится не более 50% всей площади (если рядом с участком расположен лес, парк, сад, то эту площадь можно сократить до 30%).

2. Зеленые насаждения не должны мешать доступу солнечных лучей в здание, поэтому кустарники сажают не ближе 5, а деревья — не ближе 10 м от стен здания, имеющего окна на солнечную сторону.

3. По периметру земельного участка следует предусмотреть однорядную защитную полосу деревьев или кустарников, которые защищают от ветра, пыли, копоти и грязи.

4. Для озеленения нельзя использовать деревья и кустарники с ядовитыми плодами, колючками и т. п.

5. При подборе растений нужно учитывать высоту и характер здания детского сада. В некоторых случаях целесообразно деревья не высаживать, а ограничиться высокими кустарниками.

6. Необходимо обеспечить воду для поливки зеленых насаждений и участка.

7.Все зоны д/с отделены друг от друга невысокими кустарниками и иметь пешеходные дорожки не менее 60 см.

Деревья на участке:

клен (остролистный, ясенелистный, приречный, татарский), липа мелколистная, береза (пушистая и бородавчатая), тополь душистый, лиственница европейская, ель обыкновенная, рябина, дуб, ясень.

Кустарники на участке:

сирень обыкновенная и венгерская, садовый жасмин, или чубушник, разные виды спиреи (калинолистная, иволистная и рябинолистная), лох серебристый, акация желтая, бересклет бородавчатый, калина обыкновенная, облепиха.

Для вертикального озеленения хорошо применять вьющиеся растения: виноград дикий, бобы садовые, настурцию, горошек душистый.

Для формирования эстетических чувств дошкольников, а также для проведения наблюдений и совершенствования трудовых навыков на участке должны быть клумбы, плодово―ягодный сад и огород.

Клумба - небольшие цветники различной геометрической формы. Они могут быть разных геометрических форм (круглые, овальные, квадратные, овальные, треугольные и т.д.) Могут иметь прямую и выпуклую основу, но они должны быть такого размера, чтобы ребенок мог достать рукой до их середины (диаметр около 70 см.)

Рабатка – прямоугольной формы цветник-грядка, вытянутый вдоль дорожки по одной или двум ее сторонам. Ширина – 0,5 – 0,8 м, длина - 3 и более метров.

Для цветника необходимо подбирать такие растения, которые не требуют сложного ухода, дают разнообразные по окраске и форме цветы, яркую зелень. Хорошо иметь такой ассортимент растений, чтобы с ранней весны до поздней осени была непрерывность в цветении.

Растения на клумбе или рабатке высаживвают: в центре ― высокие, по краям ― низкие, чтобы можно было хорошо видеть и ухаживать за ними.

Однолетники ― растения, которые вырастают, зацветают, дают семена и отмирают за 1 год (астры, бархатцы, настурция, львиный зев).

Двулетники ― растения, которые при посеве весной или летом зимуют в грунте и зацветают весной будущего года (анютин глазки, ирис, нарцисс, маргаритка, тюльпан, гладиолусы).

При высадке растений необходимо учитывать и то, что некоторые из них являются солнцелюбивыми, а некоторые теневыносливыми.

Во время работ на цветнике у детей формируется эстетическое восприятие окружающего и совершенствуются трудовые навыки. Дети учатся ухаживать за высаженными растениями: рыхлят, поливают, пропалывают, удобряют (см. работа в уголке природы). Как и в уголке природы, дети знакомятся с размножением растений (старшая гр.) ― черенкование, деление коней, луковицы, а также помогают собирать семена (с самых ярких, крупных и красивых цветов).

На участке детского сада разбивают огород. В зависимости от величины земельного участка он может быть общим для всех групп или отдельным для каждой. Для младших групп целесообразнее организовать его непосредственно на прогулочной площадке. Место ― открыто, солнечное, защищенное живой изгородью. Площадь под огород для младших групп отводится из расчета 1 кв.м на каждого ребенка (включая дорожки). Для детей средней группы норма увеличивается до 1,5 кв. м, а для старших дошкольников — от 1,5 до 2 кв. м. Размеры огорода могут быть и другие, что зависит от местных условий.

На участке, отведенном под огород, делают грядки шириной 60 см и междурядья шириной 60 см. Кроме того, прокладывается центральная дорожка шириной до 1,5 м. На нее выносится стойка с инструментами для работы.

Овощные культуры ― неприхотливы к почве и просты в уходе, быстро всходят, растут и созревают, а также безопасны (картофель нельзя).

Для мл. групп ― 1―3культуры (лук, горох, редис, салат), для ср. ― 4―6 (+ морковь, свекла, кабачки, тыква), старшей ― 6―8(+ капуста, огурцы, помидоры, т.е. овощи, которые выращивают из рассады).

Во время работы на огороде малыши только смотрят и при желании помогают, ср. и ст. ― коллективный, совместный труд + индивидуальные поручения.

Узнают: обработка почвы и подготовка семян к посеву, выращивание рассады (ст. гр),условия необходимы для произрастания овощей (свет, тепло, вода, воздух, минеральные соли).

Ухаживают за овощными культурами: полив, рыхление, прополка, прореживание, пикирование, окучивание, пасынкование (ст. гр.)

 

Плодово―ягодный сад. Если под сад отводят участок, то высокие деревья (яблоня, груша) сажают прямыми рядами на расстоянии 5 м друг от друга, низкие (вишня, слива) ― 4м, кустарники (смородина черная, красная, белая) ― 1,5м, полукустарник (земляника садовая или клубника) ― 30см. Если такового участка нет, то плодовые деревья можно сажать по периметру д/с, а клубнику на огороде.

Участок является местом для привлечения птиц. Весной вешают скворечники, зимой кормушки.

 

Виды наблюдений

По этапам усвоения знаний По продолжительности По форме организации детей По степени активности детей По характеру познавательных задач
― первичные (во всех возрастных группах) ― повторные (во всех возрастных группах) ―сравнительные (средняя, старшая) ― обобщающие (старшая) ― кратковременные (во всех возрастных группах) ― длительные (средняя, старшая) ―индивидуальные ― групповые ―фронтальные ― по инициативе воспитателя ― по инициативе детей ―Распознающие ―воссоздающие

Краткая характеристика

Первичные ― проводится с целью ознакомления с новым объектом или явлением природы, формированием знаний о названии, отдельных особенностях внешнего вида или поведения.

Повторные ― используются для уточнения, дополнения, расширения представлений.

Обобщающие ― для обобщения и систематизации знаний.

Сравнительные ― с целью сравнения двух объектов или знакомого с новым с целью выявления сходства и различия.

Кратковременные ― в течении нескольких минут (радуга, снег, гроза, перелет птиц).

Длительные ― за ростом и развитием.

Распознающие ― для формирования представлений о разнообразии животных и растений, знаний о свойствах и качествах предметов.

Воссоздающие ― восстановление картины целого по отдельным признакам.

Циклические ― ряд взаимосвязанных наблюдений за определенным объектом или явлением в течении недели, месяца (за погодой).

 

Подготовка воспитателя к наблюдению

1.Подбор объекта, определение цели, выбор форм (занятие, экскурсия), выбор методов и приемов (рассказ, беседа, опыт, сравнение).

2.при выборе объекта: растения и животные должны соответствовать возрасту и программному материалу; должны быть типичными для данной местности и безвредными.

3.Объкты: предметы и явления неживой природы, растения луга, поля, леса, цветника, домашние и дикие животные и птицы, труд взрослых в природе.

4.пишет конспект: вводная часть (сосредоточить внимание, вызвать интерес с помощью загадок, стихотворений, чтения худ. Литературы. В старшей группе – сообщение темы и цели), основная часть (формирование точного представления с помощью логически составленных вопросов), заключительная часть (подведение итога с помощью беседы, игры, в старшей группе - рассказ).

5. продумывает словарную работу и воспитательные задачи.

Последовательность наблюдения за растением:

1. Рассматривание начинается с яркого признака

2. Знакомим с внешним видом каждой части:

Стебель (Величина, форма, окраска, характер поверхности, назначение.)

Лист

Цветок

Плод

Корень

3. Изменения в разные поры года.

4. Охрана (уход).

 

Последовательность наблюдения за животным:

1. В основу положить познавательный процесс

2. Внешний вид: величина, чем покрыто тело, строение основных частей

(голова, туловище, конечности).

3. Повадки: как передвигается, чем питается, какие звуки издает.

4. Где обитает, как приспособлен к среде обитания, защита от врагов.

5. Изменение в разные поры года.

6. Охрана (уход).

 

Экскурсии в природу

Экскурсии — один из основных видов занятий и особая форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из очень трудоемких и сложных форм обучения. Проводятся экс­курсии вне дошкольного учреждения. Это своего рода занятия под открытым небом.

Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естест­венной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы.

На экскурсиях дети знакомятся с растениями, животными и одновременно с условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в при­роде. Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, воз­никновению интереса к природе.

Велика роль экскурсий в эстетическом воспитании детей. Красота природы, окружающая их, вызывает глубокие пережи­вания, способствует развитию эстетических чувств. Экскурсии в природу связаны с пребыванием детей на воздухе, с движени­ем, что содействует укреплению здоровья. Находясь в лесу, на берегу реки, дети собирают разнообразный природный материал для последующих наблюдений и работ в группе, в уголке при­роды (растения, ветки деревьев и кустарников, ракушки и т. д.).

Организация и методика проведения экскурсий. Экскурсии как форма занятий проводятся в средней, старшей и подготови­тельной к школе группах.

По содержанию экскурсии делятся на два вида: природовед­ческие (познавательные) экскурсии — в парк, лес, на реку, луг — и экскурсии в поле, на птицеферму, в сад, на огород и т. д. (ознакомление с трудом взрослых).

Природоведческие экскурсии целесообразно проводить в одни и те же места в разные времена года, с тем, чтобы показать детям сезонные изменения, которые происходят в природе.

Экскурсии на сельскохозяйственные объекты проводятся эпи­зодически для ознакомления с отдельными видами труда взрослых.

Экскурсию провести значительно труднее, чем занятие в группе, поэтому успех ее зависит от тщательной подготовки воспитателя и детей.

Подготовка воспитателя заключается прежде всего в определении цели экскурсии и отборе программного содержа­ния. Намечает воспитатель экскурсию, исходя из требований программы и особенностей окружающей местности.

Определяя место экскурсии, воспитатель выбирает наилуч­ший путь к нему — не утомительный, не отвлекающий детей от намеченной цели. При определении расстояния до места экскурсии следует исходить из физических возможностей детей. Продолжительность пути до выбранного места (в одну сторону) не должна превышать в средней группе 30 мин, в старшей и подготовительной к школе группах — 40—50 мин. При этом следует учитывать особенности дороги, состояние погоды.

Как бы ни было знакомо воспитателю место экскурсии, не­обходимо за день, за два до нее осмотреть его. Побывав на месте будущей экскурсии, воспитатель уточняет маршрут, находит нужные объекты, намечает содержание и объем тех знаний, которые должны получить дети о данном круге явлений, после­довательность проведения отдельных частей экскурсии, устанав­ливает места для коллективных и самостоятельных наблюдений, для отдыха детей.

Предварительное ознакомление с местом будущей экскурсии дает возможность не только уточнить и конкретизировать план, но и продумать приемы ее ведения. Для того чтобы экскурсия была интересной, воспитателю надо подготовить стихи, загадки, пословицы, игровые приемы.

Подготовка детей начинается с сообщения воспитате­лем цели экскурсии. Ребята должны знать, куда пойдут, зачем, что узнают, что нужно собрать.

Воспитанники должны знать, что экскурсия — это занятие, которое проводится не в группе, а в природе и на сельскохозяй­ственном объекте, поэтому на экскурсии необходимо быть дис­циплинированным и внимательным. Воспитатель напоминает детям правила поведения на улице.

При подготовке к экскурсии нужно обратить внимание на одежду детей. Дети должны быть одеты удобно, в соответствии с погодой и сезоном.

К экскурсии воспитателю следует подготовить экскурсионное снаряжение и оборудование для размещения собранного мате­риала в уголке природы. Хорошо привлечь к его подготовке детей. Это способствует возбуждению у них интереса к предсто­ящей экскурсии.

Значение уголка природы

Живой уголок обязательно необходим в дошкольных учреждениях. С его помощью дети могут научиться воспринимать красоту природы, ее естественность. Также здесь можно получить элементарные навыки по уходу за растениями и животными, научиться состраданию и милосердию по отношению к растениям и животным, бережному отношению к природе. Формирование экологической культуры ребенка закладывается именно в этом возрасте, поэтому уголок природы должен содержать не только живые экспонаты, но и познавательную литературу с яркими, занимательными картинками, место, где дети смогут вести собственные природные наблюдения, записывать температуру, облачность, осадки, для того, чтобы у них появилось понятие времен года, цикличности природных явлений.

Всех обитателей уголка природы в детском саду можно подразделить на постоянных и временных. Первые живут в уголке круглый год (комнатные растения, рыбки, млекопитающие: хомяк, морская свинка, птицы: попугай, канарейка и т. д.), вторые вносятся на короткое время. Временные обитатели — это растения и животные местного края, жизнедеятельность которых особенно интересно и ярко проявляется в те или другие сезоны (первоцветы весной, яркие растения цветника, цветущие осенью, насекомые и др.).

Требования к отбору обитателей уголка природы:

1. Растение или животное должно быть типичным для той или иной систематической или экологической группы. При этом становится возможным познакомить детей с основными, типичными чертами, условиями или образом жизни, характерными для большой группы растений и животных.

2. Уход за обитателями уголка по качеству, характеру труда, по затрачиваемым силам и времени должен быть доступен детям дошкольного возраста (при участии и руководстве со стороны воспитателя). Поэтому отбирают растения и животных, неприхотливых к пище и уходу за ними.

3. Растения и животные в уголке природы должны быть внешне привлекательными, способными вызвать и удержать еще не очень устойчивое внимание дошкольника.

4. Необходимо иметь несколько экземпляров одного вида растений и животных; дети увидят в объектах наблюдения не только общие, но и индивидуальные признаки, это подведет их к пониманию разнообразия и неповторимости живых организмов.

5. Растения и животные должны быть абсолютно безопасны, не приносить ни малейшего вреда здоровью детей.

6. Необходимо учитывать возможность нормальной жизнедеятельности, роста и развития животных и растений в условиях помещения детского учреждения.

7. Размещая обитателей в уголке природы, следует в первую очередь позаботиться о том, чтобы были учтены их биологические особенности и потребности.

8. Уголок природы должен радовать глаз, украшать интерьер.

9. следует размещать объекты таким образом, чтобы дети могли свободно подходить к ним, наблюдать и трудиться в уголке природы.

 

 

Подбор комнатных растений для уголка природы

    «Малыши» (3—4 комнатных растения) «Почемучки» (5—6 комнатных растения) «Фантазеры»
Комнатные растения Фикус, пеларгония (герань), бальзамин Герань обыкновенная, герань зональная, бегония Рекс, бегония вечноцветущая, аспарагус, фиалка, колеус Цисус, кактус, китайский розан, традесканция, хлорофитум, фиалка, фикус, бальзамин
Обоснование подбора Растения с большими кожистыми листьями (для ухода)   Растения с четко выраженными частями   Несколько экземпляров и разновидностей одного вида Растения с разнообразными листьями   Растения с разнообразными стеблями Растения, по разному размножающиеся Растения, требующие разнообразного ухода  

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 1739; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.9.7 (0.059 с.)