ТОП 10:

Методика организации экологической тропинки на участке д/с



Экологическая тропа – это специальный образовательный маршрут в природных условиях, где есть экологически значимые природные объекты. На этих маршрутах происходит знакомство детей с естественными биоценозами, многообразием растений и животных, связями, которые имеются между ними, представить на практике природоохранную деятельность. Экологическая тропа играет важную роль в системе накопления каждым ребенком личного опыта экологически правильного взаимодействия с природой ближайшего окружения.

Последовательность действий по созданию тропинки может быть следующей.

- Детальное обследование территории и выделение наиболее интересных объектов.

- Составление карты-схемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов в виде кружочков с цифрами или рисунков-символов. Могут быть составлены карты-схемы разного назначения: в помощь воспитателям, и для детей, которые должны содержать небольшое количество информации в виде понятных им изображений объектов и стрелок, указывающих маршрут. Для малышей можно сделать крупные рисунки наиболее привлекательных для них объектов, например, нарисовать в кружках бабочку, цветок, дерево и соединить все эти рисунки линией - дорожкой, по которой они идут от одного объекта к другому.

- Выбор вместе с детьми "хозяина тропинки" - сказочного персонажа, который будет давать задания и приглашать в гости.

- Фотографирование объектов и описание всех точек по схеме, оформленное в виде альбома (паспорта).

- Изготовление табличек с рисунками, подписями для точек маршрута.

- Составление рекомендаций по использованию объектов тропинки для работы с детьми.

Создавая экологическую тропинку на территории детского сада нужно помнить о том, что в состав ее видовых точек можно включить те объекты, которые уже имеются на территории, а в дальнейшем, когда появится возможность, можно дополнить тропинку новыми точками, посадить группы деревьев, создать водоем и т. п.

В качестве видовых точек выбрать деревья и кустарники разных пород, разного возраста и разной формы. Это создает условия для проведения различных наблюдений. Если участок прилегающий к зданию ДОУ достаточно большой можно воссоздать фрагменты разных естественных растительных сообществ характерных прежде всего для данной местности (лес, луг, это поможет познакомить детей с представителями местной флоры и фауны и системами, луговыми экосистемы. Чем больше разнообразие растений на тропинке, тем больше и разнообразие животных (в основном беспозвоночных) так как многие животные связаны с определенными растениями, условиями питания и проживания. При размещение растений на территории ДОУ необходимо учитывать затененные и открытые, влажные и сухие участки. По возможности, можно создать небольшой водоем с растениями и животными - это даст положительный эффект и с познавательной, и с эстетической точек зрения. Также целесообразно сделать небольшие возвышения, что разнообразит условие произрастания растений, позволит организовать различные наблюдения. Однако лежащие камни не только украсит тропинки, но и послужат убежищем для различных, насекомых, улиток, мокриц и т. д.

Традиционно в ДОУ выделяют участки для лекарственных растений, необходимо создать условие и для выращивания растений подлежащих охране. Тем самым вы оформите своеобразную «живую красную книгу». В состав растений тропинки могут также войти растения часы и растения барометры им соответствуют аналогичные по названию клумбы. На территории, возможно, создать сад или клумбу «непрерывного цветения». Интересной для наблюдения может стать точка «муравейник», а также метеоплощадка с размещенным на ней соответствующим оборудованием.

Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для ознакомления детей на свежем воздухе в зависимости от возраста детей. В разное время можно посещать различные точки. Даже одну точку за прогулку одни и те же объекты желательно посещать в разные сезоны года.

В каждой возрастной группе работа на экологической тропе предусматривает определенное содержание и методические приемы.

В младшей группе проводятся занятия с целью ознакомления с окружающей природой, трудом взрослых и старших дошкольников в природе. Это могут быть наблюдения, экскурсии, дидактические игры, рассматривание репродукций картин и рисунков о природе старших детей, чтение художественной литературы, заучивание стихов. Кроме того, дети приобретают практические навыки по выращиванию некоторых растений: лука, гороха, бобов, настурции.

В средней группе содержание работы по экологическому воспитанию становится более целенаправленным.

Ставятся задачи — показать взаимосвязь явлений в природе, учить оказывать посильную помощь растениям и животным, упражнять в правилах поведения в природе. Все полученные знания закрепляются на занятиях в группе.

С детьми этого возраста можно составлять загадки о деревьях, растениях, животных и временах года заучивать пословицы и народные приметы знакомить с лекарственными растениями, привлекать к их сбору. На занятиях по труду дети учатся делать сувениры из природного материала.

В старшей группе экологическое воспитание включается в систему всех занятий, проводимых в детском саду. Экскурсии по экологической тропе становятся более продолжительными, летом можно использовать время, отведенное для прогулки. Предусматривается организация познавательной, природоохранной, трудовой и художественной деятельности дошкольников.

Таким образом, на тропинке в зависимости от возраста детей можно проводить наблюдения, игры, различного вида занятия и экскурсии необходимо помнить при этом об интегрированном подходе. На тропинке с детьми занимается педагог эколог или воспитатель, но свои впечатления об увиденном они затем выражают в разных видах деятельности.

Для организации работы необходимо разработать специальный паспорт экологической тропинки, который содержит карту-схему с указанием изучаемых объектов, одна более сложная схема - для педагогов; вторая проще для детей. Здесь же дается описание точек тропы по заданным схемам.

Занятия, проводимые на тропе, позволяют решить ряд задач:

- использовать прогулки для общения детей с природой и оздоровления на свежем воздухе;

- развивать сенсорные качества каждого ребенка;

- познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром;

- формировать чувство близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе;

- проводить на тропинке наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии, исследования и другие виды деятельности;

- формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах;

 

 

Методики организации наблюдений в природе как основной метод ознакомления детей с природой

Наблюдение ― специально организованное воспитателем, целенаправленное, планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы.

Виды наблюдений

По этапам усвоения знаний По продолжительности По форме организации детей По степени активности детей По характеру познавательных задач
― первичные (во всех возрастных группах) ― повторные (во всех возрастных группах) ―сравнительные (средняя, старшая) ― обобщающие (старшая) ― кратковременные (во всех возрастных группах) ― длительные (средняя, старшая) ―индивидуальные ― групповые ―фронтальные ― по инициативе воспитателя ― по инициативе детей ―Распознающие ―воссоздающие

Краткая характеристика

Первичные ―проводится с целью ознакомления с новым объектом или явлением природы, формированием знаний о названии, отдельных особенностях внешнего вида или поведения.

Повторные ― используются для уточнения, дополнения, расширения представлений.

Обобщающие ― для обобщения и систематизации знаний.

Сравнительные ― с целью сравнения двух объектов или знакомого с новым с целью выявления сходства и различия.

Кратковременные― в течении нескольких минут (радуга, снег, гроза, перелет птиц).

Длительные ― за ростом и развитием.

Распознающие― для формирования представлений о разнообразии животных и растений, знаний о свойствах и качествах предметов.

Воссоздающие― восстановление картины целого по отдельным признакам.

Циклические ― ряд взаимосвязанных наблюдений за определенным объектом или явлением в течении недели, месяца (за погодой).

 

Подготовка воспитателя к наблюдению

1.Подбор объекта, определение цели, выбор форм (занятие, экскурсия), выбор методов и приемов (рассказ, беседа, опыт, сравнение).

2.при выборе объекта: растения и животные должны соответствовать возрасту и программному материалу; должны быть типичными для данной местности и безвредными.

3.Объкты: предметы и явления неживой природы, растения луга, поля, леса, цветника, домашние и дикие животные и птицы, труд взрослых в природе.

4.пишет конспект: вводная часть (сосредоточить внимание, вызвать интерес с помощью загадок, стихотворений, чтения худ. Литературы. В старшей группе – сообщение темы и цели), основная часть (формирование точного представления с помощью логически составленных вопросов), заключительная часть (подведение итога с помощью беседы, игры, в старшей группе - рассказ).

5. продумывает словарную работу и воспитательные задачи.

Последовательность наблюдения за растением:

1. Рассматривание начинается с яркого признака

2. Знакомим с внешним видом каждой части:

Стебель (Величина, форма, окраска, характер поверхности, назначение.)

Лист

Цветок

Плод

Корень

3. Изменения в разные поры года.

4. Охрана (уход).

 

Последовательность наблюдения за животным:

1. В основу положить познавательный процесс

2. Внешний вид: величина, чем покрыто тело, строение основных частей

( голова, туловище, конечности).

3. Повадки: как передвигается, чем питается, какие звуки издает.

4. Где обитает, как приспособлен к среде обитания, защита от врагов.

5. Изменение в разные поры года.

6. Охрана (уход).

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.29.190 (0.009 с.)