ТОП 10:

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ И КОМПЛЕКСНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ



2.5.1. Экологическое воспитание детей в повседневной

жизни

В детском саду дети находятся длительное время — в среднем 8 — 10 часов ежедневно, пять дней в неделю. Дошкольная педаго- ика отчетливо выделяет принципиально разные по форме и со-чержанию периоды воспитательно-образовательной работы с деть­ми — в повседневной жизни и на занятиях. В повседневной жизни можно выделить различные организационные моменты: утренние часы (до завтрака), прогулку после занятий, вечерние часы (по сле полдника), а также гигиенические процедуры, питание, сон детей. Все режимные моменты можно использовать для экологи­ческого воспитания.

В экологическом воспитании повседневная жизнь имеет решаю­щее значение как в образовательном, так и воспитательном процессе. Во время наблюдений за объектами природы, которые находятся рядом с детьми, создания для растений и животных необходимых условий, разговоров с воспитателем дошкольники получают и на­капливают сумму конкретных знаний. Это очень важный образо­вательный момент — именно постепенно накопленные, разнооб­разные и четкие, конкретные представления о природе ближайше­го окружения являются той содержательной основой, на которую опирается воспитатель при проведении с детьми экологических за­нятий разного типа. Правильно организованная повседневная жизнь обогащает ребенка — расширяет его кругозор, развивает познава­тельный интерес к природе, формирует самостоятельный поиск нового в окружающей жизни, является условием включения в прак­тическую деятельность усвоенного материала.

Еще большее значение имеет повседневная жизнь в воспита­тельном процессе — дети приобретают первоначальные навыки ухода (создания необходимых условий) за растениями и живот­ными, понимания их состояния, сочувствия и сопереживания им. Особая роль в этом процессе принадлежит воспитателю — он оли­цетворяет в своем поведении (внимании к объектам природы, словах, интонациях) образец гуманного отношения к природе и детям, вступающим с ней в контакт. В повседневной жизни все играет роль: регулярность спланированных мероприятий, исполь­зование неожиданных, случайно возникших ситуаций, оценоч­ные слова воспитателя — осуждение отрицательных явлений, по­падающих в поле зрения детей, поддержка любых положительных усилий дошкольников. Повседневная жизнь — это чаще всего та или иная совместная деятельность воспитателя с детьми, нефор­мальное экологическое воспитание, которое создает атмосферу доброго в своей основе и формирует правильное по своей сущно­сти отношение к природе у детей.

Работа с дошкольниками в повседневной жизни проводится в индивидуальном режиме или с небольшими группами детей, чаще на добровольной основе. Эти особенности накладывают на воспи­тателя особую ответственность, так как требуют от него, в одних случаях, повторного проведения мероприятий, в других — изыс­кания специальных приемов для добровольного включения в них детей. В повседневной жизни осуществляется ряд важных и обяза­тельных мероприятий. Рассмотрим их.

Уход за обитателями уголка природы.Это мероприятие осуще­ствляется, как правило, в форме поручений (в младших и средних группах) или дежурств (со старшими дошкольниками), проводящихся ежедневно в утренние часы. Методика этих мероприятий подробно представлена в разделе «Создание и поддержание необ­ходимых условий жизни для живых существ — главный метод эко-иогического воспитания детей» данного пособия. Воспитатель дол­жен четко соблюдать предложенную организацию проведения ме­роприятий по уходу за питомцами живого уголка — только в этом

чае работа с детьми в уголке природы становится методом их воспитания и дает ощутимые положительные результаты.

Сложность этих мероприятий для воспитателя заключается в том, ч го он должен распределить свое внимание между детьми, которые в нем участвуют, и остальными ребятами. Работа с родителями де-т ей, которых он намечает включить в дежурства, может существен­но облегчить задачу — воспитатель просит родителей привести их пораньше, предлагает и самим родителям посмотреть, как дети т рудятся в уголке природы. Другой прием — это включение всех желающих в данный процесс в качестве наблюдателей: трое дежур­ных вместе с воспитателем осуществляют уход за аквариумом, пти-цей в клетке, комнатными растениями, а другие ребята наблюдают и ними. При этом они подсказывают, поправляют, замечают ошиб-ки. Наблюдение одних дошкольников за деятельностью других — это го замечательный прием, который помогает развиваться всем од­новременно, но при условии, что воспитатель хвалит и тех, и дру-т их за все правильные указания и действия.

Циклы наблюдений за растениями и животными уголка природы и участка.Это еще одно систематическое мероприятие повседнев­ной жизни, которое осуществляется на протяжении всего учебно-гоогода. Во всех возрастных группах воспитатель проводит циклы наблюдений за аквариумными рыбами, птицей в клетке и птица­ми на улице во время их зимней подкормки, за осенними цвету­щими растениями участка и весенними первоцветами (мать-и-мачехой и одуванчиком), насекомыми в теплое врем года, зи­мой — елкой, растущей на территории детского сада или вблизи псе. Циклы наблюдений — это чувственное познание объектов при­роды, которые находятся в пространстве жизнедеятельности де-тей, это начало правильного взаимодействия с ними, важный об­разовательный компонент в экологическом воспитании.

Наблюдения позволяют развивать сенсорные ощущения до­школьников, потому что дети внимательно рассматривают объек-ты природы (их строение, форму, окраску, размер), трогают, ню-чают их, слушают издаваемые ими звуки. Наблюдая за животны­ми, дети познают конкретные формы их поведения — что и как едят, как и по какому субстрату передвигаются, из чего и как строят гнезда, когда и как спят и пр. Дети наблюдают функции органов — узнают, как «работают» у растений листья, корни, у

жинотных — глаза, уши, хвост, ноги и др. Именно во время на-блюдений по внешним сенсорным признакам дети учатся разли чать хорошее и плохое состояние растений и животных, а это значит — осознанно им сочувствовать, помогать, улучшать усло­вия их жизни. Таким образом, конкретные, небольшого объема знания, осваиваемые детьми во время наблюдений, становятся основой правильного взаимодействия с живыми объектами, ос­новой развития гуманного отношения к ним. Иначе говоря, — выполняют воспитательную функцию.

Циклы наблюдений — это способ постепенного накопления конкретных сведений об объектах природы ближайшего окруже­ния, они способствуют развитию в детях устойчивого интереса к природе. Конкретные представления об одних и тех же объектах, накопленные детьми за 2 — 3 года, позволяют воспитателю в стар­шей и подготовительной группах проводить интересные занятия — систематизировать и обобщать сведения, устанавливать причин­но-следственные связи между конкретными явлениями природы. Методика проведения циклов наблюдений представлена в разде­ле пособия «Наблюдение — метод чувственного познания приро­ды». В повседневной жизни их можно проводить в разное время — утром, после завтрака или полдника. Воспитателю важно помнить, что отдельно взятое наблюдение непродолжительно по времени, проводится с небольшой группой ребят и повторяется 2 — 3 раза, для того чтобы охватить всю (или почти всю) группу.

Наблюдения за сезонными явлениями природы. Это мероприя­тие проводится систематически на прогулке (или из окна поме­щения, если дети не гуляют) во вторую или третью недели каж­дого месяца. Ежедневные наблюдения за погодой со всей группой одновременно в течение пяти дней, рассматривание растительно­сти участка, покрова земли, поиск насекомых и птиц позволяют дошкольникам заметить изменения в состоянии природы. Решаю­щую роль в этом процессе играет разрыв между циклами в 3 — 3,5 недели — именно он делает изменения в природе яркими, значительными, которые легко определяются детьми.

Помимо спланированных наблюдений за сезонными явления­ми природы в любое время на прогулках или из окна можно на­блюдать с детьми неожиданные интересные явления — обильный снегопад, ливень, молнию, радугу, вечернюю зарю, звездное небо, месяц или полную Луну. Можно слушать раскаты грома, стук дождя по крыше или подоконнику, шум ветра, пение или тревожные крики птиц.

В разные режимные моменты — на прогулках, во время гигие­нических процедур, в вечернее время — с детьми можно прово­дить опыты с природными материалами (водой, песком, глиной, камнями, воздухом), наблюдения за проявлением их свойств. На­пример, дети перед едой моют руки, а воспитатель обращает их внимание то на одно, то на другое свойство воды: прозрачная — сквозь нее видны руки, мыло; холодная или теплая; льется вниз, а не вверх; размыливает мыло в пену; смывает грязь; легко впиты­вается в ткань (полотенце). Опыты с песком, глиной, камнями целесообразно проводить во время прогулок в теплое время года, используя игру детей в песочнице. Зимой же можно проводить опыты и наблюдения за снегом, льдом, инеем.

Для детей опыт — это интересные действия с предметами и материалами. Для воспитателя — это специальная организация познавательной деятельности дошкольников, поэтому педагог заранее продумывает, что и как показать, как построить цепочку вопросов, как сформулировать проблемный вопрос в конце на­блюдения, чтобы пробудить в детях активность, самостоятельный поиск решения.

Заполнение календарей природы (графическое моделирование).Это мероприятие также проводится в повседневной жизни. На протяжении учебного года оно распределяется следующим обра­зом: ежемесячно во вторую или третью неделю заполняется «Ка­лендарь сезонных наблюдений», в январе две недели воспитатель вместе с детьми ведет «Календарь наблюдений за зимующими птицами», весной делаются зарисовки в «Календаре наблюдений за ростом и развитием растения» (на примере лука, распускаю­щихся веток). В летнее время работа на огороде (там, где он есть) также может сопровождаться заполнением календаря, в котором отражается рост и развитие какой-либо огородной культуры.

Создание календарей природы, как это представлено в соот­ветствующем разделе пособия, является методом экологического воспитания, который дает большой эффект в развитии ребенка. Важно, чтобы воспитатель правильно организовал его в повсе­дневной жизни. К заполнению календарей после прогулки (а можно и на самой прогулке) или в вечернее время привлекаются все желающие дети. На первых порах воспитатель обучает ребят: напо­минает, что надо изобразить в календаре, уточняет, что означают клеточки, какими значками их следует заполнить. Сам выполняет первые действия — например, закрашивает клетку понедельни­ка, рисует значки погоды этого дня, или делает по трафарету рисунок банки и луковицы, которую поставили для наблюдений. Действие происходит за большим столом, дошкольники стоят вокруг него и наблюдают за взрослым. Тут же педагог предлагает отдельным (более продвинутым) ребятам продолжить заполне­ние календаря, подсказывает им, что, как и где надо изобразить. В следующий раз дети уже сами заполняют календарь, но педагог продолжает их обучать — уточняет, напоминает, помогает. Ос­тальные дети стоят рядом в качестве наблюдателей. Воспитатель хвалит тех, кто заполнял календарь (независимо от качества вы­полненных рисунков), поэтому желающих участвовать в графи­ческом моделировании явлений природы много — они добровольно остаются наблюдателями. Постепенно дети осваивают, как надо заполнять тот или дру­гой календарь, могут самостоятельно выполнять нужные рисунки. Воспитатель поручает им все делать самим, но контроль и помощь остаются — они могут исходить от взрослого или детей, которые уже усвоили, что и как надо делать. Практика показывает, что хорошо организованное заполнение календарей в повседневной жизни не только развивает представление, наглядно-схематичес­кое мышление дошкольников, но и дает большой воспитываю­щий эффект — дети получают удовольствие от самостоятельно и правильно выполненных учебных действий.

Прогулки на воздухе.Это обязательное оздоровительное меро­приятие в детском саду, оно проводится дважды в день (при хоро­шей погоде). В летнее время почти все педагогические мероприя­тия проводятся на воздухе, поэтому прогулка должна быть содер­жательной и способствовать экологическому воспитанию детей.

Прежде всего воспитатель продумывает условия, организацию свободнойсамостоятельной деятельности детей — выносной ма­териал для игр с песком, водой, снегом, атрибуты для сюжетных или подвижных игр, бросовый материал (дощечки, картонные коробки, пластиковые бутылки и пр.), который может хорошо дополнять игрушки. Воспитатель наблюдает за детьми и помогает им реализовать их собственные замыслы. С экологической точки зрения ценно, если дети играют в ролевую игру с природоведчес­ким сюжетом (зоопарк, сельскохозяйственная ферма, путешествие в далекие страны и др.). Воспитатель, прислушиваясь к ребятам, помогает продолжить и развить сюжет, подсказывает им, как и какую можно использовать атрибутику, поддерживает воображае­мую ситуацию. Такую же помощь педагог оказывает тем, кто за­нимается строительством из песка или снега, — показывает, как можно укрепить постройки, как включить в них дополнительный материал (дощечки, палочки, картон), подает идеи, как лучше использовать постройки в игре.

Очень ценными являются самостоятельные наблюдения детей — кто-то заметил дождевого червя или муравья, кто-то заинтересо­вался отражением облаков в луже, кто-то увидел следы на снегу и т.д. Таких детей воспитателю легко обойти вниманием, потому что они тихо себя ведут (наблюдают). Между тем в самостоятель­ном наблюдении ребенка — его познавательная активность, ин­терес к природе. Это очень ценные качества, которые надо под­держать. Заметив таких ребят, воспитатель может поинтересовать­ся, что они рассматривают, высказать свои соображения, предло­жить показать находку или явление другим детям и обязательно похвалить их за внимательность.

Воспитатель поддерживает самостоятельные подвижные игры детей или организует их специально. Среди них немало игр с при­родоведческим сюжетом (например, «Воробышки и автомобиль», «У медведя во бору» и др.), они исподволь уточняют и закрепляют имеющиеся у детей представления о природе. Дети охотно играют в подвижно-дидактические игры с правилами — на внимание, на сообразительность («Кто летает», «Кто ползает» и др.), которые позволяют дошкольникам применять на практике имеющиеся у них знания.

Важной экологической деятельностью на прогулке является труд детей на своем участке: полив травянистых растений, расчистка дорожек от снега, листьев, сбор песка в песочницу. Для этой деятельности необходим соответствующий инвентарь. Чтобы труд ребят был экологически значим, воспитатель делает пояснения: снег надо набрасывать к деревьям и кустарникам — тогда их корням будет теплее; полив цветов дает дополнительную влагу, когда дождя долго нет, растения будут лучше и дольше цвести, всех радовать и т.д. В тех учреждениях, где имеется огород, воспитатель и дети ухаживают за своими грядками — вместе пропалывают, поливают, рыхлят овощные культуры, наблюдают за их ростом и развитием. Воспитатель поясняет: «Овощи — это культурные растения, они привыкли к хорошему уходу, определенным условиям жизни, поэтому мы должны часто приходить на огород. Когда мы рыхлим — воздух проникает в землю, корням легче дышать; делаем прополку, удаляем сорняки — овощам становится просторно, им достается много света, влаги, питательных веществ. Растения становятся красивыми, быстро растут и радуют нас своими плодами».

Во время прогулок осуществляется и природоохранная деятельность — сбережение кустарников в зимнее время, когда их ветки очень хрупкие; зимняя подкормка птиц и устройство летнего водопоя для них; огораживание муравейников и др. Это очень ценные мероприятия, имеющие значение для природы местного края.

О наблюдениях на прогулках — спланированных и ситуативных — уже говорилось. Можно добавить такую форму работы, как целевые посещения каких-либо природных объектов на территории детского сада или в ближайшем его окружении. Во время таких непродолжительных экскурсий воспитатель рассматривает с детьми деревья, кустарники, цветущие травянистые растения, сравнивает их. Дети узнают названия, рассматривают форму листьев и цветков, знакомятся с семенами, плодами, наблюдают за насекомыми — т. е. познают многообразие растительного и животного мира в ближайшем окружении. Как правило, воспитатель продумывает содержание и время проведения таких мероприятий. Их не следует осуществлять лишь в ту неделю, когда проходят ежедневные наблюдения за сезонными явлениями природы, — эта неделя заполнена ежедневными наблюдениями за погодой, рассматриванием растений, поиском животных и заполнением календаря сезонных явлений. Таким образом, можно сказать, что повседневная жизнь со всеми ее режимными моментами — это уникальная возможность для экологического воспитания дошкольников, возможность осу­ществления разнообразного воспитательно-образовательного про­цесса, в котором действительно закладываются начала экологи­ческой культуры.

Контрольные вопросы

1. Что такое «повседневная жизнь» в детском саду? Какие режимные
моменты она включает?

2. Какие экологические мероприятия можно проводить с детьми в
повседневной жизни — в утреннее время, на прогулках, вечером, во
время гигиенических процедур?

3. Как происходит организация экологических мероприятий в повсе­
дневной жизни?

4. Каких воспитательных и образовательных эффектов в развитии де­
тей достигает воспитатель, осуществляя с ними экологические меро­
приятия в повседневной жизни?

5. Как должен вести себя воспитатель, общаясь с детьми в повседнев­
ной жизни? Какова роль его поведения в экологическом воспитании
дошкольников?

Заданиедля студентов

Определите, какие экологические цели можно ставить и достигать в такие режимные моменты, как сон, питание дошкольников? Опишите подробно, как они будут проходить.

Р'азные типы занятий и их роль в экологическом воспитании детей

Общая характеристика занятий.Экологические занятия как одна из форм организации обучения детей имеют свою совершенно оп­ределенную и очень важную функцию. Разнообразная работа с до­школьниками вповседневной жизни (систематические наблюде­ния в уголке природы и на участке, создание и поддержание необ­ходимых условий жизни для растений и животных, живущих по соседству с детьми) позволяет им накопить конкретные чувствен­ные представления о природе ближайшего окружения. Занятия как особая форма обучения способствуют тому, что чувственные пред­ставления дошкольников могут быть качественно преобразованы — расширены, углублены, объединены, систематизированы.

Занятия имеют определенную дидактическую цель и четкую структуру, представленную в конспекте.

Название отражает тему и область природоведческих знаний, выбранную для обсуждения. Программное содержание — это конкретно сформулированные воспитательно-образовательные и развивающие задачи, которые воспитатель решает с детьми в процессе обучения.

Материал занятия и форма его организации позволяют проду­мать заранее, в каком помещении следует его проводить, как пре­образовать пространство, мебель и др., чтобы сложились опти­мальные условия для учебной деятельности; как подготовить не­обходимую наглядность, атрибутику, оборудование, их простран­ственное расположение.

Ход занятия — последовательное описание всех его частей, раз­ных видов деятельности, диалогов с игрушками, вопросов к де­тям и заданий для них, физкультминутки и пр.

Важной особенностью экологических занятий является то об­стоятельство, что на них дошкольники знакомятся с материалом, который недоступен наблюдению, но представлен наглядно в пособиях или каким-либо другим способом.

Можно выделить несколько типов занятий, которые принци­пиально отличаются друг от друга дидактическими задачами, ло­гикой построения, ходом организации и проведения.

Первично-ознакомительный тип занятий.На протяжении всего дошкольного периода значительная доля первоначальных эколо­гических сведений о разных сторонах жизни природы и деятель­ности человека-в ней передается детям на занятиях первично-оз­накомительного типа. Чаще всего эти занятия посвящаются озна­комлению детей с видами животных, растений, условиями их жизни и обитания, которые не представлены в ближайшем при­родном окружении и не могут быть познаны через наблюдения. Их главным компонентом являются различные демонстрацион­ные и учебные пособия, т. е. наглядность, позволяющая формиро­вать у детей отчетливые и правильные представления.

Темами занятий могут стать домашние и дикие животные, оби­татели леса и Севера, тундры и жарких стран, пруда и моря, а также деятельность людей на сельскохозяйственной ферме, в лес­ничестве, в области природопользования и охраны природы. На занятиях такого типа дети знакомятся с внешним видом живот­ных и растений, учатся их распознавать, узнают о среде их обита­ния, о приспособленности к ней, о сезонной жизни, о различных особенностях их поведения.

Обучение детей на занятиях первично-ознакомительного типа осуществляется через рассматривание картин и беседу. Нередко их компонентом становятся чтение детской литературы, рассматри­вание иллюстраций, просмотр диафильма или слайдов, рассказ воспитателя.

Во всех вариантах этих занятий первостепенное значение при­обретает словесный метод экологического воспитания — от слова воспитателя (его вопросов, пояснений, их системы и последова тельности) зависят успешность и качество восприятия детьми новых образов, представленных наглядно, а также понимание связи событий, связи объектов. Продуманное и спланированное слово воспитателя организует содержание занятия, обеспечивает успеш­ный результат обучения.

Занятия первично-ознакомительного типа имеют место во всех возрастных группах. Младших дошкольников воспитатель с помощью картин знакомит с домашними животными, при этом используются картины «портретного» типа, с несложным сюже­том. Он задает детям вопросы типа «кто» и «что», с помощью которых обозначает крупные объекты, создает их образ, просит показать на картине. Затем он обращает внимание детей на собы­тия, на действия животных (с помощью вопросов «что делают», «что происходит»). В этой возрастной группе речь воспитателя — пояснение, короткий эмоциональный рассказ — преобладает над речью детей. Педагог дает четкие определения, названия предме­тов, действий — эти слова и словосочетания он вводит в актив­ный словарь малышей, поэтому постоянно предлагает им повто­рять то, что произносит сам. В младших группах слово воспитателя хорошо дополнять разными движениями, игровыми действиями («угостить петуха зерном», «дать корове сена» и др.), звукоподра­жанием, подвижными играми, в которых дети изображают жи­вотных.

В средней группе воспитатель активизирует речь детей: просит подробнее отвечать на разные вопросы, в беседу включает вопросы типа «какой», «сколько», «как», предлагает говорить про­стыми фразами, учит замечать соотношение предметов, их связи. Так же, как и в младшей группе, он разнообразит занятия игро­выми приемами, включает в них стихи, загадки. На занятиях это­го типа большую помощь оказывают знакомые игровые персона­жи — на фоне игры они побуждают детей к разговору.

Со старшими дошкольниками занятия первично-ознакомительного типа, как правило, значительно сложнее. С ними можно рассматривать картины природы, далекие от их опыта, «выходить» за пределы изображенного сюжета, рассматривать од­новременно несколько картин — этому способствуют и некото­рый, уже имеющийся у детей опыт, и круг представлений.

Картины помогают ознакомить детей с экосистемой леса, ее обитателями, с приспособленностью лесных животных к жизни в этой экосистеме. Например, дошкольникам можно показать, как белка передвигается в лесу по деревьям (т. е. как приспособлено строение ее ног к передвижению в этой среде), чем она питается в теплое и холодное время года, как поедает корм (т.е. как она приспособлена к питанию в данной среде), как и где устраивает свое гнездо, когда и как выводит потомство, как защищается от врагов, как у нее происходит смена шерсти во время линьки и какую приспособительную функцию в ее жизни выполняет этот процесс. Рассматривая одновременно картины жизни зверька в осенне-зимний и весенне-летний периоды, детям можно пока-

зать панораму событий в разные сезоны, приспособленность к сезонно меняющимся условиям жизни. С помощью этих же кар-

тин можно также продемонстрировать рост и развитие бельчат,
заботу матери о них, их постепенное взросление, подготовку к
самостоятельной жизни.

Картины, слайды, видеофильмы могут оказать неоценимую пользу в ознакомлении детей с экосистемами, недоступными для непосредственного их восприятия: морем, пустыней, Арктикой. Наглядность в сочетании с эмоциональными пояснениями вос- питателя расширяют кругозор детей, формируют новые представ- ления о природе.

На занятиях первично-ознакомительного типа можно рассмат- ривать живые объекты природы, но только в том случае, если они оказались в детском саду случайно, поселились ненадолго. Напри- мер, кто-то из родителей весной принес ежа, педагог решил от- нести животное в ближайший лес (откуда, видимо, он и был взят), но сначала показать его детям. В этом случае во всех группах проводится занятие, на котором ребята наблюдают за ежом, кор- мят его, делают несложные опыты, чтобы увидеть, как он пере- двигается, как^ сворачивается, как шипит и подпрыгивает, как демонстрирует маскировочную окраску и пр. Потом старшие дети делают доброе дело — относят ежа в лес. Если же он долго живет в ДОУ, то для знакомства с ним планируются циклы наблюде- ний, которые помогут детям постепенно накопить интересные знания.

В середине занятия воспитатель планирует физкультминутку или проводит смену деятельности: разговор с детьми, беседа, являю- щиеся ведущим компонентом занятия, утомляют их — необходи- ма разрядка в движении.

Большое значение занятия первично-ознакомительного типа имеют в ознакомлении старших дошкольников с природой род- ного края.

Велика Россия, ее природа чрезвычайно многообразна — от тундры на Севере до степей на юге. Множество морей омывает страну, велика территория покрывающих ее лесов — смешанных, тайги, березовых рощ, дубрав. Урал и заснеженные Кавказские горы, Алтай и Камчатские сопки, могучие сибирские реки, озера и повсеместные малые речки и пруды — все это составляет при­родное богатство нашей страны, в котором проходит детство де-тей.

В каждом регионе есть своя природная доминанта, свои запо­ведные места. Для жителей Иркутска — это озеро Байкал, река Ангара, горы Забайкалья; для проживающих в Пермском крае это Уральские горы и леса, их покрывающие, река Кама и Кун-гурская пещера; для жителей Черноморского побережья — это, конечно, Черное море, ярко цветущие тропические растения, заснеженные хребты Кавказа и Большой кавказский заповедник; для москвичей — это лесопарковая зона Измайлово, Лосиный остров, зубропитомник в Приокско-Террасном заповеднике и т.д. Задача коллектива каждого детского сада — собрать ил­люстративный (вырезки из журналов, открытки, фотогра­фии, картины природы, написанные мастными художниками), а также литературный и фольклорный материалы и разработать циклы занятий для старшей и подгото­вительной групп. В цикл могут входить 3 — 4 занятия, их тематика может быть примерно следующей.

1. «Мой край родной — я здесь живу». На карте страны воспита­
тель показывает город (поселок, деревню) — место нахождения
детского сада, его отдаленность от столицы России. На карте ре­
гиона педагог демонстрирует все важнейшие природные объекты
(реки, горы, территории, покрытые лесом, и др.), показывая ил­
люстрации, он эмоционально рассказывает о природе края.

2. «Заповедные места нашего края». Воспитатель знакомит детей с
заповедниками региона и его обитателями; показывает изображения
растений и животных, которые занесены в Красную книгу региона.

3. «Ремесла нашего края». Воспитатель знакомит детей с пред­
метами и изделиями народных промыслов, исторически возник­
ших и существующих на этой территории, а также процессом их
изготовления. Рассказывает о том, что в основе каждого ремесла
лежит любовь людей к природе.

4. «Люблю тебя, мой край родной». На этом занятии воспита­
тель и дети рассказывают о местах региона, в которых они побы­
вали: что видели, что понравилось и запомнилось, куда еще хо­
чется съездить. На этом занятии воспитатель рассказывает, где он
был и куда ему хотелось бы поехать, показывает иллюстрации тех
мест, растений и животных, которые его привлекли.

Обобщающий тип занятий.Систематическая работа в повсе­дневной жизни по ознакомлению детей с различными явлениями и объектами природы ближайшего окружения позволяет им нако­пить большое количество конкретных знаний, основанных на чув­ственном обследовании и восприятии.

На протяжении ряда лет дети младшего и среднего возраста обстоятельно знакомятся с овощами, фруктами, деревьями, ком­натными и травянистыми растениями, домашними животными, зимующими птицами, сезонными явлениями природы. Это по­зволяет в старшем дошкольном возрасте сформировать обобщен­ные представления об однородных объектах и явлениях природы, что и происходит на занятии обобщающего типа, когда ставится цель — выделить ряд значимых признаков (существенных и харак терных) для группы знакомых объектов и на их основе сформи­ровать обобщенное представление.

В отличие от понятий из области ботаники, зоологии, которы­ми оперируют в школе и которые строятся только на существен- ных признаках растений и животных, обобщенные представления опираются на любые значимые, но обязательно наглядные при- знаки объектов природы. Это связано с преобладающим в до- школьном возрасте наглядно-образным мышлением детей и не- достаточным развитием у них понятийной формы мышления. Сфор­мированные обобщенные представления имеют большое значе- ние для умственного развития: они позволяют самостоятельно опе- рировать новыми фактами о природе.

Формирование обобщенных представлений осуществляется в процессе специальной беседы, стержнем которой является систе- ма вопросов. Их специфика состоит в следующем: формулировки носят общий характер, так как они охватывают не одно, а ряд конкретных явлений; содержание вопросов направлено на выяв- ление тех существенных и характерных признаков, на основе ко­торых строится обобщенное представление; каждому признаку со­ответствует специальный вопрос. Важное место в беседе занимает также формулировка выводов (заключений), т.е. собственно по- строение обобщений: частных по каждому значимому признаку и загем общего, которое соответствует обобщенному представле­нию.

Рассмотрим этот процесс на примере формирования у детей обобщенного представления о домашних животных. Такое заня­тие может быть проведено в конце учебного года в старшей груп­пе. За предыдущий период дошкольники накопили достаточное количество конкретных знаний о корове, свинье, лошади, собаке и других животных, что является важным исходным условием. Формирование обобщенного представления осуществляется на основе следующих признаков:

1) живут вместе с человеком (в одном доме или дворе);

2) не боятся человека, подпускают его к себе и позволяют
производить разные операции (доить, стричь, мыть, чесать и пр.);

3) приносят человеку пользу (дают молоко, шерсть и пр.);

 

4) человек заботится о домашних животных и создает для их
жизни все необходимые условия: строит теплое жилище (коров­
ник, сарай и др.), кормит, поит, запасает корм впрок, охраняет,
выхаживает молодняк;

5) выпущенные на волю в естественные природные условия,
домашние животные могут погибнуть, так как они утратили
многие приспособительные особенности и привыкли к заботе
человека.

Последний признак (достаточно сложный) воспитатель исполь­зует, если у него «сильная» группа: дети усвоили много конкрет ных знаний не только о домашних, но и о диких животных, знают, что такое приспособленность к среде обитания. Во всех остальных случаях воспитатель опирается на первые четыре признака.

Формирование обобщенного представления происходит на примере 2—3 хорошо знакомых животных. Воспитатель вывешивает картины с изображением, например, коровы и собаки, затем строит беседу следующим образом: просит детей назвать животных, спрашивает, к каким — домашним или диким — их можно отнести. Сообщает: «Мы сегодня с вами узнаем, какие животные называются домашними. Потом вы сами сумеете разобраться в разных примерах». Задает вопрос, который соответствует первому признаку обобщенного представления: «С кем живут корова и собака? (Ответы.) Они живут вместе с человеком: корова — в коровнике, собака — в будке во дворе усадьбы хозяина (в городе — в квартире). Корова и собака — домашние животные, потому что они живут вместе с человеком».

Хотя на картинах изображены конкретные животные, воспитатель ведет беседу в обобщенном виде: говорит «вообще» о собаках и коровах, включая и тех, которые перед глазами детей. Следующий вопрос соответствует второму признаку обобщенного представления: «Может ли хозяин подойти к своей корове, к своей собаке? (Ответы.) Что он может делать с коровой? (Ответы.) Что он может делать с собакой? (Ответы.) Почему еще корову и собаку можно назвать домашними животными? (Ответы.) Корова и собака — домашние животные, потому что они не боятся человека, подпускают его к себе, позволяют что-то с собой делать. Собаки в городе особенно любят своего хозяина, дают себя мыть, стричь, надевать поводок и намордник, любят, когда он их гладит, чешет за ухом, гуляет. И конечно, корова не бодает, а собака не кусает своего хозяина».







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.226.243.36 (0.017 с.)