Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Экологические занятия и комплексные мероприятияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
2.5.1. Экологическое воспитание детей в повседневной жизни В детском саду дети находятся длительное время — в среднем 8 — 10 часов ежедневно, пять дней в неделю. Дошкольная педаго- ика отчетливо выделяет принципиально разные по форме и со-чержанию периоды воспитательно-образовательной работы с детьми — в повседневной жизни и на занятиях. В повседневной жизни можно выделить различные организационные моменты: утренние часы (до завтрака), прогулку после занятий, вечерние часы (по сле полдника), а также гигиенические процедуры, питание, сон детей. Все режимные моменты можно использовать для экологического воспитания. В экологическом воспитании повседневная жизнь имеет решающее значение как в образовательном, так и воспитательном процессе. Во время наблюдений за объектами природы, которые находятся рядом с детьми, создания для растений и животных необходимых условий, разговоров с воспитателем дошкольники получают и накапливают сумму конкретных знаний. Это очень важный образовательный момент — именно постепенно накопленные, разнообразные и четкие, конкретные представления о природе ближайшего окружения являются той содержательной основой, на которую опирается воспитатель при проведении с детьми экологических занятий разного типа. Правильно организованная повседневная жизнь обогащает ребенка — расширяет его кругозор, развивает познавательный интерес к природе, формирует самостоятельный поиск нового в окружающей жизни, является условием включения в практическую деятельность усвоенного материала. Еще большее значение имеет повседневная жизнь в воспитательном процессе — дети приобретают первоначальные навыки ухода (создания необходимых условий) за растениями и животными, понимания их состояния, сочувствия и сопереживания им. Особая роль в этом процессе принадлежит воспитателю — он олицетворяет в своем поведении (внимании к объектам природы, словах, интонациях) образец гуманного отношения к природе и детям, вступающим с ней в контакт. В повседневной жизни все играет роль: регулярность спланированных мероприятий, использование неожиданных, случайно возникших ситуаций, оценочные слова воспитателя — осуждение отрицательных явлений, попадающих в поле зрения детей, поддержка любых положительных усилий дошкольников. Повседневная жизнь — это чаще всего та или иная совместная деятельность воспитателя с детьми, неформальное экологическое воспитание, которое создает атмосферу доброго в своей основе и формирует правильное по своей сущности отношение к природе у детей. Работа с дошкольниками в повседневной жизни проводится в индивидуальном режиме или с небольшими группами детей, чаще на добровольной основе. Эти особенности накладывают на воспитателя особую ответственность, так как требуют от него, в одних случаях, повторного проведения мероприятий, в других — изыскания специальных приемов для добровольного включения в них детей. В повседневной жизни осуществляется ряд важных и обязательных мероприятий. Рассмотрим их. Уход за обитателями уголка природы. Это мероприятие осуществляется, как правило, в форме поручений (в младших и средних группах) или дежурств (со старшими дошкольниками), проводящихся ежедневно в утренние часы. Методика этих мероприятий подробно представлена в разделе «Создание и поддержание необходимых условий жизни для живых существ — главный метод эко-иогического воспитания детей» данного пособия. Воспитатель должен четко соблюдать предложенную организацию проведения мероприятий по уходу за питомцами живого уголка — только в этом чае работа с детьми в уголке природы становится методом их воспитания и дает ощутимые положительные результаты. Сложность этих мероприятий для воспитателя заключается в том, ч го он должен распределить свое внимание между детьми, которые в нем участвуют, и остальными ребятами. Работа с родителями де-т ей, которых он намечает включить в дежурства, может существенно облегчить задачу — воспитатель просит родителей привести их пораньше, предлагает и самим родителям посмотреть, как дети т рудятся в уголке природы. Другой прием — это включение всех желающих в данный процесс в качестве наблюдателей: трое дежурных вместе с воспитателем осуществляют уход за аквариумом, пти-цей в клетке, комнатными растениями, а другие ребята наблюдают и ними. При этом они подсказывают, поправляют, замечают ошиб-ки. Наблюдение одних дошкольников за деятельностью других — это го замечательный прием, который помогает развиваться всем одновременно, но при условии, что воспитатель хвалит и тех, и дру-т их за все правильные указания и действия. Циклы наблюдений за растениями и животными уголка природы и участка. Это еще одно систематическое мероприятие повседневной жизни, которое осуществляется на протяжении всего учебно-го о года. Во всех возрастных группах воспитатель проводит циклы наблюдений за аквариумными рыбами, птицей в клетке и птицами на улице во время их зимней подкормки, за осенними цветущими растениями участка и весенними первоцветами (мать-и-мачехой и одуванчиком), насекомыми в теплое врем года, зимой — елкой, растущей на территории детского сада или вблизи псе. Циклы наблюдений — это чувственное познание объектов природы, которые находятся в пространстве жизнедеятельности де-тей, это начало правильного взаимодействия с ними, важный образовательный компонент в экологическом воспитании. Наблюдения позволяют развивать сенсорные ощущения дошкольников, потому что дети внимательно рассматривают объек-ты природы (их строение, форму, окраску, размер), трогают, ню-чают их, слушают издаваемые ими звуки. Наблюдая за животными, дети познают конкретные формы их поведения — что и как едят, как и по какому субстрату передвигаются, из чего и как строят гнезда, когда и как спят и пр. Дети наблюдают функции органов — узнают, как «работают» у растений листья, корни, у жинотных — глаза, уши, хвост, ноги и др. Именно во время на-блюдений по внешним сенсорным признакам дети учатся разли чать хорошее и плохое состояние растений и животных, а это значит — осознанно им сочувствовать, помогать, улучшать условия их жизни. Таким образом, конкретные, небольшого объема знания, осваиваемые детьми во время наблюдений, становятся основой правильного взаимодействия с живыми объектами, основой развития гуманного отношения к ним. Иначе говоря, — выполняют воспитательную функцию. Циклы наблюдений — это способ постепенного накопления конкретных сведений об объектах природы ближайшего окружения, они способствуют развитию в детях устойчивого интереса к природе. Конкретные представления об одних и тех же объектах, накопленные детьми за 2 — 3 года, позволяют воспитателю в старшей и подготовительной группах проводить интересные занятия — систематизировать и обобщать сведения, устанавливать причинно-следственные связи между конкретными явлениями природы. Методика проведения циклов наблюдений представлена в разделе пособия «Наблюдение — метод чувственного познания природы». В повседневной жизни их можно проводить в разное время — утром, после завтрака или полдника. Воспитателю важно помнить, что отдельно взятое наблюдение непродолжительно по времени, проводится с небольшой группой ребят и повторяется 2 — 3 раза, для того чтобы охватить всю (или почти всю) группу. Наблюдения за сезонными явлениями природы. Это мероприятие проводится систематически на прогулке (или из окна помещения, если дети не гуляют) во вторую или третью недели каждого месяца. Ежедневные наблюдения за погодой со всей группой одновременно в течение пяти дней, рассматривание растительности участка, покрова земли, поиск насекомых и птиц позволяют дошкольникам заметить изменения в состоянии природы. Решающую роль в этом процессе играет разрыв между циклами в 3 — 3,5 недели — именно он делает изменения в природе яркими, значительными, которые легко определяются детьми. Помимо спланированных наблюдений за сезонными явлениями природы в любое время на прогулках или из окна можно наблюдать с детьми неожиданные интересные явления — обильный снегопад, ливень, молнию, радугу, вечернюю зарю, звездное небо, месяц или полную Луну. Можно слушать раскаты грома, стук дождя по крыше или подоконнику, шум ветра, пение или тревожные крики птиц. В разные режимные моменты — на прогулках, во время гигиенических процедур, в вечернее время — с детьми можно проводить опыты с природными материалами (водой, песком, глиной, камнями, воздухом), наблюдения за проявлением их свойств. Например, дети перед едой моют руки, а воспитатель обращает их внимание то на одно, то на другое свойство воды: прозрачная — сквозь нее видны руки, мыло; холодная или теплая; льется вниз, а не вверх; размыливает мыло в пену; смывает грязь; легко впитывается в ткань (полотенце). Опыты с песком, глиной, камнями целесообразно проводить во время прогулок в теплое время года, используя игру детей в песочнице. Зимой же можно проводить опыты и наблюдения за снегом, льдом, инеем. Для детей опыт — это интересные действия с предметами и материалами. Для воспитателя — это специальная организация познавательной деятельности дошкольников, поэтому педагог заранее продумывает, что и как показать, как построить цепочку вопросов, как сформулировать проблемный вопрос в конце наблюдения, чтобы пробудить в детях активность, самостоятельный поиск решения. Заполнение календарей природы (графическое моделирование). Это мероприятие также проводится в повседневной жизни. На протяжении учебного года оно распределяется следующим образом: ежемесячно во вторую или третью неделю заполняется «Календарь сезонных наблюдений», в январе две недели воспитатель вместе с детьми ведет «Календарь наблюдений за зимующими птицами», весной делаются зарисовки в «Календаре наблюдений за ростом и развитием растения» (на примере лука, распускающихся веток). В летнее время работа на огороде (там, где он есть) также может сопровождаться заполнением календаря, в котором отражается рост и развитие какой-либо огородной культуры. Создание календарей природы, как это представлено в соответствующем разделе пособия, является методом экологического воспитания, который дает большой эффект в развитии ребенка. Важно, чтобы воспитатель правильно организовал его в повседневной жизни. К заполнению календарей после прогулки (а можно и на самой прогулке) или в вечернее время привлекаются все желающие дети. На первых порах воспитатель обучает ребят: напоминает, что надо изобразить в календаре, уточняет, что означают клеточки, какими значками их следует заполнить. Сам выполняет первые действия — например, закрашивает клетку понедельника, рисует значки погоды этого дня, или делает по трафарету рисунок банки и луковицы, которую поставили для наблюдений. Действие происходит за большим столом, дошкольники стоят вокруг него и наблюдают за взрослым. Тут же педагог предлагает отдельным (более продвинутым) ребятам продолжить заполнение календаря, подсказывает им, что, как и где надо изобразить. В следующий раз дети уже сами заполняют календарь, но педагог продолжает их обучать — уточняет, напоминает, помогает. Остальные дети стоят рядом в качестве наблюдателей. Воспитатель хвалит тех, кто заполнял календарь (независимо от качества выполненных рисунков), поэтому желающих участвовать в графическом моделировании явлений природы много — они добровольно остаются наблюдателями. Постепенно дети осваивают, как надо заполнять тот или другой календарь, могут самостоятельно выполнять нужные рисунки. Воспитатель поручает им все делать самим, но контроль и помощь остаются — они могут исходить от взрослого или детей, которые уже усвоили, что и как надо делать. Практика показывает, что хорошо организованное заполнение календарей в повседневной жизни не только развивает представление, наглядно-схематическое мышление дошкольников, но и дает большой воспитывающий эффект — дети получают удовольствие от самостоятельно и правильно выполненных учебных действий. Прогулки на воздухе. Это обязательное оздоровительное мероприятие в детском саду, оно проводится дважды в день (при хорошей погоде). В летнее время почти все педагогические мероприятия проводятся на воздухе, поэтому прогулка должна быть содержательной и способствовать экологическому воспитанию детей. Прежде всего воспитатель продумывает условия, организацию свободной самостоятельной деятельности детей — выносной материал для игр с песком, водой, снегом, атрибуты для сюжетных или подвижных игр, бросовый материал (дощечки, картонные коробки, пластиковые бутылки и пр.), который может хорошо дополнять игрушки. Воспитатель наблюдает за детьми и помогает им реализовать их собственные замыслы. С экологической точки зрения ценно, если дети играют в ролевую игру с природоведческим сюжетом (зоопарк, сельскохозяйственная ферма, путешествие в далекие страны и др.). Воспитатель, прислушиваясь к ребятам, помогает продолжить и развить сюжет, подсказывает им, как и какую можно использовать атрибутику, поддерживает воображаемую ситуацию. Такую же помощь педагог оказывает тем, кто занимается строительством из песка или снега, — показывает, как можно укрепить постройки, как включить в них дополнительный материал (дощечки, палочки, картон), подает идеи, как лучше использовать постройки в игре. Очень ценными являются самостоятельные наблюдения детей — кто-то заметил дождевого червя или муравья, кто-то заинтересовался отражением облаков в луже, кто-то увидел следы на снегу и т.д. Таких детей воспитателю легко обойти вниманием, потому что они тихо себя ведут (наблюдают). Между тем в самостоятельном наблюдении ребенка — его познавательная активность, интерес к природе. Это очень ценные качества, которые надо поддержать. Заметив таких ребят, воспитатель может поинтересоваться, что они рассматривают, высказать свои соображения, предложить показать находку или явление другим детям и обязательно похвалить их за внимательность. Воспитатель поддерживает самостоятельные подвижные игры детей или организует их специально. Среди них немало игр с природоведческим сюжетом (например, «Воробышки и автомобиль», «У медведя во бору» и др.), они исподволь уточняют и закрепляют имеющиеся у детей представления о природе. Дети охотно играют в подвижно-дидактические игры с правилами — на внимание, на сообразительность («Кто летает», «Кто ползает» и др.), которые позволяют дошкольникам применять на практике имеющиеся у них знания. Важной экологической деятельностью на прогулке является труд детей на своем участке: полив травянистых растений, расчистка дорожек от снега, листьев, сбор песка в песочницу. Для этой деятельности необходим соответствующий инвентарь. Чтобы труд ребят был экологически значим, воспитатель делает пояснения: снег надо набрасывать к деревьям и кустарникам — тогда их корням будет теплее; полив цветов дает дополнительную влагу, когда дождя долго нет, растения будут лучше и дольше цвести, всех радовать и т.д. В тех учреждениях, где имеется огород, воспитатель и дети ухаживают за своими грядками — вместе пропалывают, поливают, рыхлят овощные культуры, наблюдают за их ростом и развитием. Воспитатель поясняет: «Овощи — это культурные растения, они привыкли к хорошему уходу, определенным условиям жизни, поэтому мы должны часто приходить на огород. Когда мы рыхлим — воздух проникает в землю, корням легче дышать; делаем прополку, удаляем сорняки — овощам становится просторно, им достается много света, влаги, питательных веществ. Растения становятся красивыми, быстро растут и радуют нас своими плодами». Во время прогулок осуществляется и природоохранная деятельность — сбережение кустарников в зимнее время, когда их ветки очень хрупкие; зимняя подкормка птиц и устройство летнего водопоя для них; огораживание муравейников и др. Это очень ценные мероприятия, имеющие значение для природы местного края. О наблюдениях на прогулках — спланированных и ситуативных — уже говорилось. Можно добавить такую форму работы, как целевые посещения каких-либо природных объектов на территории детского сада или в ближайшем его окружении. Во время таких непродолжительных экскурсий воспитатель рассматривает с детьми деревья, кустарники, цветущие травянистые растения, сравнивает их. Дети узнают названия, рассматривают форму листьев и цветков, знакомятся с семенами, плодами, наблюдают за насекомыми — т. е. познают многообразие растительного и животного мира в ближайшем окружении. Как правило, воспитатель продумывает содержание и время проведения таких мероприятий. Их не следует осуществлять лишь в ту неделю, когда проходят ежедневные наблюдения за сезонными явлениями природы, — эта неделя заполнена ежедневными наблюдениями за погодой, рассматриванием растений, поиском животных и заполнением календаря сезонных явлений. Таким образом, можно сказать, что повседневная жизнь со всеми ее режимными моментами — это уникальная возможность для экологического воспитания дошкольников, возможность осуществления разнообразного воспитательно-образовательного процесса, в котором действительно закладываются начала экологической культуры. Контрольные вопросы 1. Что такое «повседневная жизнь» в детском саду? Какие режимные 2. Какие экологические мероприятия можно проводить с детьми в 3. Как происходит организация экологических мероприятий в повсе 4. Каких воспитательных и образовательных эффектов в развитии де 5. Как должен вести себя воспитатель, общаясь с детьми в повседнев Задание для студентов Определите, какие экологические цели можно ставить и достигать в такие режимные моменты, как сон, питание дошкольников? Опишите подробно, как они будут проходить. Р'азные типы занятий и их роль в экологическом воспитании детей Общая характеристика занятий. Экологические занятия как одна из форм организации обучения детей имеют свою совершенно определенную и очень важную функцию. Разнообразная работа с дошкольниками в повседневной жизни (систематические наблюдения в уголке природы и на участке, создание и поддержание необходимых условий жизни для растений и животных, живущих по соседству с детьми) позволяет им накопить конкретные чувственные представления о природе ближайшего окружения. Занятия как особая форма обучения способствуют тому, что чувственные представления дошкольников могут быть качественно преобразованы — расширены, углублены, объединены, систематизированы. Занятия имеют определенную дидактическую цель и четкую структуру, представленную в конспекте. Название отражает тему и область природоведческих знаний, выбранную для обсуждения. Программное содержание — это конкретно сформулированные воспитательно-образовательные и развивающие задачи, которые воспитатель решает с детьми в процессе обучения. Материал занятия и форма его организации позволяют продумать заранее, в каком помещении следует его проводить, как преобразовать пространство, мебель и др., чтобы сложились оптимальные условия для учебной деятельности; как подготовить необходимую наглядность, атрибутику, оборудование, их пространственное расположение. Ход занятия — последовательное описание всех его частей, разных видов деятельности, диалогов с игрушками, вопросов к детям и заданий для них, физкультминутки и пр. Важной особенностью экологических занятий является то обстоятельство, что на них дошкольники знакомятся с материалом, который недоступен наблюдению, но представлен наглядно в пособиях или каким-либо другим способом. Можно выделить несколько типов занятий, которые принципиально отличаются друг от друга дидактическими задачами, логикой построения, ходом организации и проведения. Первично-ознакомительный тип занятий. На протяжении всего дошкольного периода значительная доля первоначальных экологических сведений о разных сторонах жизни природы и деятельности человека-в ней передается детям на занятиях первично-ознакомительного типа. Чаще всего эти занятия посвящаются ознакомлению детей с видами животных, растений, условиями их жизни и обитания, которые не представлены в ближайшем природном окружении и не могут быть познаны через наблюдения. Их главным компонентом являются различные демонстрационные и учебные пособия, т. е. наглядность, позволяющая формировать у детей отчетливые и правильные представления. Темами занятий могут стать домашние и дикие животные, обитатели леса и Севера, тундры и жарких стран, пруда и моря, а также деятельность людей на сельскохозяйственной ферме, в лесничестве, в области природопользования и охраны природы. На занятиях такого типа дети знакомятся с внешним видом животных и растений, учатся их распознавать, узнают о среде их обитания, о приспособленности к ней, о сезонной жизни, о различных особенностях их поведения. Обучение детей на занятиях первично-ознакомительного типа осуществляется через рассматривание картин и беседу. Нередко их компонентом становятся чтение детской литературы, рассматривание иллюстраций, просмотр диафильма или слайдов, рассказ воспитателя. Во всех вариантах этих занятий первостепенное значение приобретает словесный метод экологического воспитания — от слова воспитателя (его вопросов, пояснений, их системы и последова тельности) зависят успешность и качество восприятия детьми новых образов, представленных наглядно, а также понимание связи событий, связи объектов. Продуманное и спланированное слово воспитателя организует содержание занятия, обеспечивает успешный результат обучения. Занятия первично-ознакомительного типа имеют место во всех возрастных группах. Младших дошкольников воспитатель с помощью картин знакомит с домашними животными, при этом используются картины «портретного» типа, с несложным сюжетом. Он задает детям вопросы типа «кто» и «что», с помощью которых обозначает крупные объекты, создает их образ, просит показать на картине. Затем он обращает внимание детей на события, на действия животных (с помощью вопросов «что делают», «что происходит»). В этой возрастной группе речь воспитателя — пояснение, короткий эмоциональный рассказ — преобладает над речью детей. Педагог дает четкие определения, названия предметов, действий — эти слова и словосочетания он вводит в активный словарь малышей, поэтому постоянно предлагает им повторять то, что произносит сам. В младших группах слово воспитателя хорошо дополнять разными движениями, игровыми действиями («угостить петуха зерном», «дать корове сена» и др.), звукоподражанием, подвижными играми, в которых дети изображают животных. В средней группе воспитатель активизирует речь детей: просит подробнее отвечать на разные вопросы, в беседу включает вопросы типа «какой», «сколько», «как», предлагает говорить простыми фразами, учит замечать соотношение предметов, их связи. Так же, как и в младшей группе, он разнообразит занятия игровыми приемами, включает в них стихи, загадки. На занятиях этого типа большую помощь оказывают знакомые игровые персонажи — на фоне игры они побуждают детей к разговору. Со старшими дошкольниками занятия первично-ознакомительного типа, как правило, значительно сложнее. С ними можно рассматривать картины природы, далекие от их опыта, «выходить» за пределы изображенного сюжета, рассматривать одновременно несколько картин — этому способствуют и некоторый, уже имеющийся у детей опыт, и круг представлений. Картины помогают ознакомить детей с экосистемой леса, ее обитателями, с приспособленностью лесных животных к жизни в этой экосистеме. Например, дошкольникам можно показать, как белка передвигается в лесу по деревьям (т. е. как приспособлено строение ее ног к передвижению в этой среде), чем она питается в теплое и холодное время года, как поедает корм (т.е. как она приспособлена к питанию в данной среде), как и где устраивает свое гнездо, когда и как выводит потомство, как защищается от врагов, как у нее происходит смена шерсти во время линьки и какую приспособительную функцию в ее жизни выполняет этот процесс. Рассматривая одновременно картины жизни зверька в осенне-зимний и весенне-летний периоды, детям можно пока- зать панораму событий в разные сезоны, приспособленность к сезонно меняющимся условиям жизни. С помощью этих же кар- тин можно также продемонстрировать рост и развитие бельчат, Картины, слайды, видеофильмы могут оказать неоценимую пользу в ознакомлении детей с экосистемами, недоступными для непосредственного их восприятия: морем, пустыней, Арктикой. Наглядность в сочетании с эмоциональными пояснениями вос- питателя расширяют кругозор детей, формируют новые представ- ления о природе. На занятиях первично-ознакомительного типа можно рассмат- ривать живые объекты природы, но только в том случае, если они оказались в детском саду случайно, поселились ненадолго. Напри- мер, кто-то из родителей весной принес ежа, педагог решил от- нести животное в ближайший лес (откуда, видимо, он и был взят), но сначала показать его детям. В этом случае во всех группах проводится занятие, на котором ребята наблюдают за ежом, кор- мят его, делают несложные опыты, чтобы увидеть, как он пере- двигается, как^ сворачивается, как шипит и подпрыгивает, как демонстрирует маскировочную окраску и пр. Потом старшие дети делают доброе дело — относят ежа в лес. Если же он долго живет в ДОУ, то для знакомства с ним планируются циклы наблюде- ний, которые помогут детям постепенно накопить интересные знания. В середине занятия воспитатель планирует физкультминутку или проводит смену деятельности: разговор с детьми, беседа, являю- щиеся ведущим компонентом занятия, утомляют их — необходи- ма разрядка в движении. Большое значение занятия первично-ознакомительного типа имеют в ознакомлении старших дошкольников с природой род- ного края. Велика Россия, ее природа чрезвычайно многообразна — от тундры на Севере до степей на юге. Множество морей омывает страну, велика территория покрывающих ее лесов — смешанных, тайги, березовых рощ, дубрав. Урал и заснеженные Кавказские горы, Алтай и Камчатские сопки, могучие сибирские реки, озера и повсеместные малые речки и пруды — все это составляет природное богатство нашей страны, в котором проходит детство де-тей. В каждом регионе есть своя природная доминанта, свои заповедные места. Для жителей Иркутска — это озеро Байкал, река Ангара, горы Забайкалья; для проживающих в Пермском крае это Уральские горы и леса, их покрывающие, река Кама и Кун-гурская пещера; для жителей Черноморского побережья — это, конечно, Черное море, ярко цветущие тропические растения, заснеженные хребты Кавказа и Большой кавказский заповедник; для москвичей — это лесопарковая зона Измайлово, Лосиный остров, зубропитомник в Приокско-Террасном заповеднике и т.д. Задача коллектива каждого детского сада — собрать иллюстративный (вырезки из журналов, открытки, фотографии, картины природы, написанные мастными художниками), а также литературный и фольклорный материалы и разработать циклы занятий для старшей и подготовительной групп. В цикл могут входить 3 — 4 занятия, их тематика может быть примерно следующей. 1. «Мой край родной — я здесь живу». На карте страны воспита 2. «Заповедные места нашего края». Воспитатель знакомит детей с 3. «Ремесла нашего края». Воспитатель знакомит детей с пред 4. «Люблю тебя, мой край родной». На этом занятии воспита Обобщающий тип занятий. Систематическая работа в повседневной жизни по ознакомлению детей с различными явлениями и объектами природы ближайшего окружения позволяет им накопить большое количество конкретных знаний, основанных на чувственном обследовании и восприятии. На протяжении ряда лет дети младшего и среднего возраста обстоятельно знакомятся с овощами, фруктами, деревьями, комнатными и травянистыми растениями, домашними животными, зимующими птицами, сезонными явлениями природы. Это позволяет в старшем дошкольном возрасте сформировать обобщенные представления об однородных объектах и явлениях природы, что и происходит на занятии обобщающего типа, когда ставится цель — выделить ряд значимых признаков (существенных и харак терных) для группы знакомых объектов и на их основе сформировать обобщенное представление. В отличие от понятий из области ботаники, зоологии, которыми оперируют в школе и которые строятся только на существен- ных признаках растений и животных, обобщенные представления опираются на любые значимые, но обязательно наглядные при- знаки объектов природы. Это связано с преобладающим в до- школьном возрасте наглядно-образным мышлением детей и не- достаточным развитием у них понятийной формы мышления. Сформированные обобщенные представления имеют большое значе- ние для умственного развития: они позволяют самостоятельно опе- рировать новыми фактами о природе. Формирование обобщенных представлений осуществляется в процессе специальной беседы, стержнем которой является систе- ма вопросов. Их специфика состоит в следующем: формулировки носят общий характер, так как они охватывают не одно, а ряд конкретных явлений; содержание вопросов направлено на выяв- ление тех существенных и характерных признаков, на основе которых строится обобщенное представление; каждому признаку соответствует специальный вопрос. Важное место в беседе занимает также формулировка выводов (заключений), т.е. собственно по- строение обобщений: частных по каждому значимому признаку и загем общего, которое соответствует обобщенному представлению. Рассмотрим этот процесс на примере формирования у детей обобщенного представления о домашних животных. Такое занятие может быть проведено в конце учебного года в старшей группе. За предыдущий период дошкольники накопили достаточное количество конкретных знаний о корове, свинье, лошади, собаке и других животных, что является важным исходным условием. Формирование обобщенного представления осуществляется на основе следующих признаков: 1) живут вместе с человеком (в одном доме или дворе); 2) не боятся человека, подпускают его к себе и позволяют 3) приносят человеку пользу (дают молоко, шерсть и пр.);
4) человек заботится о домашних животных и создает для их 5) выпущенные на волю в естественные природные условия, Последний признак (достаточно сложный) воспитатель использует, если у него «сильная» группа: дети усвоили много конкрет ных знаний не только о домашних, но и о диких животных, знают, что такое приспособленность к среде обитания. Во всех остальных случаях воспитатель опирается на первые четыре признака. Формирование обобщенного представления происходит на примере 2—3 хорошо знакомых животных. Воспитатель вывешивает картины с изображением, например, коровы и собаки, затем строит беседу следующим образом: просит детей назвать животных, спрашивает, к каким — домашним или диким — их можно отнести. Сообщает: «Мы сегодня с вами узнаем, какие животные называются домашними. Потом вы сами сумеете разобраться в разных примерах». Задает вопрос, который соответствует первому признаку обобщенного представления: «С кем живут корова и собака? (Ответы.) Они живут вместе с человеком: корова — в коровнике, собака — в будке во дворе усадьбы хозяина (в городе — в квартире). Корова и собака — домашние животные, потому что они живут вместе с человеком». Хотя на картинах изображены конкретные животные, воспитатель ведет беседу в обобщенном виде: говорит «вообще» о собаках и коровах, включая и тех, которые перед глазами детей. Следующий вопрос соответствует второму признаку обобщенного представления: «Может ли хозяин подойти к своей корове, к своей собаке? (Ответы.) Что он может делать с коровой? (Ответы.) Что он может делать с собакой? (Ответы.) Почему еще корову и собаку можно назвать домашними животными? (Ответы.) Корова и собака — домашние животные, потому что они не боятся человека, подпускают его к себе, позволяют что-то с собой делать. Собаки в городе особенно любят своего хозяина, дают себя мыть, стричь, надевать поводок и намордник, любят, когда он их гладит, чешет за ухом, гуляет. И конечно, корова не бодает, а собака не кусает своего хозяина». Следующий вопрос — обсуждение третьего признака обобщенного представления: «Зачем человек заводит корову и собаку? Зачем они ему нужны? (Ответы.) Они приносят пользу: корова дает молоко, собака охраняет дом, хозяина, она верный друг, очень предана ему. Корова и собака являются домашними животными, потому что они приносят пользу человеку». Далее обсуждается четвертый признак: «Заботится ли человек о корове и собаке? (Ответы.) Как он заботится? Что он делает? (Ответы.) Хозяин создает все условия для жизни коровы и собаки: строит коровник, будку в сельской местности, кормит их — собаке дает суп, мясо, корове — сено зимой, летом выпускает ее на пастбище, косит траву, запасает сено впрок, поит их чистой водой. Хозяин убирает коровник, моет корове вымя, следит за чистотой животных. Корова и собака — домашние животные, потому что человек заботится о них, создает все необходимые условия для их жизни». Обсуждение пятого признака может проходить таким образом: «Как вы думаете, смогут ли жить без человека корова и собака? (Ответы.) Смогут ли они сами найти пропитание, защититься от врагов, выдержать зимний холод? (Ответы.) Им очень трудно выжить без помощи человека, они уже привыкли к его заботе, к условиям, которые создает хозяин, и утратили многие приспособительные особенности. Корова большая, грузная, не может быстро бегать, не имеет маскировочной окраски, густой шерсти. Зимой она замерзнет в лесу, умрет с голода, потому что никто не даст ей сена, а зеленой травы нет, ее быстро обнаружит стая вол- ков и задерет — убежать или спрятаться она от них не сможет. Ее никто не будет доить, и это для коровы тоже плохо. Также и не всякая собака сможет выжить без хозяина — ведь ей надо научить- ся добывать пищу, спасаться от холода, крупных хищников.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 3796; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.103.28 (0.019 с.) |