Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Целенаправленные действия в связи со значимыми экологическими проблемами.↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине
Современные проблемы экологии и природопользования
Направление подготовки: 05.04.06
Экология и природопользование Магистерская программа «Природопользование и охрана окружающей среды»
Тамбов 2016
Автор программы: ФГБОУ ВО ТГУ им. Г.Р. Державина, доцент, к.п.н. Дворецкая Татьяна Сергеевна
Эксперт:
Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС ВО и утверждена на заседании кафедры химии и экологической безопасности «___»_____________20_____ года Протокол № ________. Зав. кафедрой____________________________Цыганкова Л.Е.
Согласования междисциплинарных связей с обеспечиваемыми дисциплинами
Цели освоения учебной дисциплины: формирование систематизированных знаний о важнейших экологических проблемах современности и путях их решения, воспитание экоцентристского мировоззрения, нравственного отношения к природе. 2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата Дисциплина «Современные проблемы экологии и природопользования» входит в раздел дисциплина относится к блоку Б1.В1.ОД.2. «Вариативная часть. Обязательные дисциплины» ФГОС ВО по направлению подготовки Экология и природопользование Магистерская программа «Природопользование и охрана окружающей среды» – 05.04.06. Дисциплина изучается в 1семестре. Для успешного освоения дисциплины «Современные проблемы экологии и природопользования» магистранты должны владеть компетенциями, полученными при изучении дисциплин естественнонаучного цикла бакалавриата: «Основы природопользования», «Геоэкология», «Общая экология», «Экология человека и ее социальные аспекты», «Техногенные системы и экологический риск», «Прикладная экология», «Учение о гидросфере», «Учение об атмосфере». Процесс изучения дисциплины «Современные проблемы экологии и природопользования» направлен на формирование следующих профессиональных (ПК-6)компетенций:
3.Объём дисциплины и виды учебной работы 3.1.График изучения дисциплины
3.2. Содержание лекций:
4. Содержание дисциплины: Экологическая история человечества. История взаимоотношения человека и природы: периодизация, экологические кризисы и экологические революции, демографический «взрыв» и научно- технический прогресс. Биосфера как единая многокомпонентная система. Структура и границы, функциональная целостность биосферы. Биосферные ритмы. Временные вариации природных, антропогенных и социальных процессов. Человек в биосфере. Антропогенное преобразование биосферы. Глобальные изменения в геосферных оболочках Земли и их последствия для человека. Основные биохимические функции живого вещества. Основные свойства биосферы. Развитие и эволюция экосистемы. Характерные признаки сукцессии. Виды и типы сукцессий экологических систем. Закономерности сукцессионного процесса. Биогеохимические циклы углерода, азота, серы, фосфора. Распределение азота, серы, фосфора и углерода по различным компонентам биосферы. Антропогенное влияние на них и последствия Экологические проблемы современности. Глобальные проблемы человечества. Критерии глобальности. Различные подходы к классификации глобальных проблем. Связь экологических проблем с главными целями деятельности общества. Проблема ограниченности фонда сельскохозяйственных земель и обеспечения продуктами питания. Эрозия почв и рекультивация нарушенных почв. Опустынивание, закисление, заболачивание и засоление почв. Проблема ограниченности доступных ресурсов пресной воды. Пути поступления загрязняющих веществ в различные водоемы (поверхностные, подземные, Мирового океана) и основные негативные эффекты. Парниковый эффект и изменение климата, разрушение стратосферного озона, смог, закисление осадков. Проблема стабильности климатической системы Земли. Степени проявления экологического кризиса. Анализ экологических последствий антропогенных воздействий позволяет разделить все их виды на положительные и негативные. Наиболее часто характеризуют три степени проявления экологического кризиса: загрязнение, нарушение равновесия и деструкция. Загрязнение может быть локальным, региональным и глобальным. Нарушение равновесия означает существенное уменьшение способности экосистем и биосферы к саморегуляции. Для установления равновесия между природными условиями и антропогенным влиянием необходимо вмешательство человека. Деструкция означает такую стадию разрушения экосистемы, при которой возобновление ее функций становится почти невозможным или требует значительных усилий людей на протяжении длительного периода времени. Фонд оценочных средств Оценочные средства составляются преподавателем при ежегодном обновлении банка средств. Количество вариантов зависит от числа обучающихся. Для организации контроля знаний студентов используется фонд оценочных средств, включающий в себя:
Перечень вопросов к зачету по курсу:
6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Дисциплина обеспечена учебно-методической документацией и материалами. Ее содержание представлено в сети Интернет или локальной сети вуза. Для обучающихся обеспечена возможность оперативного обмена информацией, обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам. Основная литература
Дополнительная литература
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине
Современные проблемы экологии и природопользования
Направление подготовки: 05.04.06
Экология и природопользование Магистерская программа «Природопользование и охрана окружающей среды»
Тамбов 2016
Автор программы: ФГБОУ ВО ТГУ им. Г.Р. Державина, доцент, к.п.н. Дворецкая Татьяна Сергеевна
Эксперт:
Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС ВО и утверждена на заседании кафедры химии и экологической безопасности «___»_____________20_____ года Протокол № ________. Зав. кафедрой____________________________Цыганкова Л.Е.
Согласования междисциплинарных связей с обеспечиваемыми дисциплинами
Цели освоения учебной дисциплины: формирование систематизированных знаний о важнейших экологических проблемах современности и путях их решения, воспитание экоцентристского мировоззрения, нравственного отношения к природе. 2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата Дисциплина «Современные проблемы экологии и природопользования» входит в раздел дисциплина относится к блоку Б1.В1.ОД.2. «Вариативная часть. Обязательные дисциплины» ФГОС ВО по направлению подготовки Экология и природопользование Магистерская программа «Природопользование и охрана окружающей среды» – 05.04.06. Дисциплина изучается в 1семестре. Для успешного освоения дисциплины «Современные проблемы экологии и природопользования» магистранты должны владеть компетенциями, полученными при изучении дисциплин естественнонаучного цикла бакалавриата: «Основы природопользования», «Геоэкология», «Общая экология», «Экология человека и ее социальные аспекты», «Техногенные системы и экологический риск», «Прикладная экология», «Учение о гидросфере», «Учение об атмосфере». Процесс изучения дисциплины «Современные проблемы экологии и природопользования» направлен на формирование следующих профессиональных (ПК-6)компетенций:
3.Объём дисциплины и виды учебной работы 3.1.График изучения дисциплины
3.2. Содержание лекций:
4. Содержание дисциплины: Экологическая история человечества. История взаимоотношения человека и природы: периодизация, экологические кризисы и экологические революции, демографический «взрыв» и научно- технический прогресс. Биосфера как единая многокомпонентная система. Структура и границы, функциональная целостность биосферы. Биосферные ритмы. Временные вариации природных, антропогенных и социальных процессов. Человек в биосфере. Антропогенное преобразование биосферы. Глобальные изменения в геосферных оболочках Земли и их последствия для человека. Основные биохимические функции живого вещества. Основные свойства биосферы. Развитие и эволюция экосистемы. Характерные признаки сукцессии. Виды и типы сукцессий экологических систем. Закономерности сукцессионного процесса. Биогеохимические циклы углерода, азота, серы, фосфора. Распределение азота, серы, фосфора и углерода по различным компонентам биосферы. Антропогенное влияние на них и последствия Экологические проблемы современности. Глобальные проблемы человечества. Критерии глобальности. Различные подходы к классификации глобальных проблем. Связь экологических проблем с главными целями деятельности общества. Проблема ограниченности фонда сельскохозяйственных земель и обеспечения продуктами питания. Эрозия почв и рекультивация нарушенных почв. Опустынивание, закисление, заболачивание и засоление почв. Проблема ограниченности доступных ресурсов пресной воды. Пути поступления загрязняющих веществ в различные водоемы (поверхностные, подземные, Мирового океана) и основные негативные эффекты. Парниковый эффект и изменение климата, разрушение стратосферного озона, смог, закисление осадков. Проблема стабильности климатической системы Земли. Степени проявления экологического кризиса. Анализ экологических последствий антропогенных воздействий позволяет разделить все их виды на положительные и негативные. Наиболее часто характеризуют три степени проявления экологического кризиса: загрязнение, нарушение равновесия и деструкция. Загрязнение может быть локальным, региональным и глобальным. Нарушение равновесия означает существенное уменьшение способности экосистем и биосферы к саморегуляции. Для установления равновесия между природными условиями и антропогенным влиянием необходимо вмешательство человека. Деструкция означает такую стадию разрушения экосистемы, при которой возобновление ее функций становится почти невозможным или требует значительных усилий людей на протяжении длительного периода времени. Целенаправленные действия в связи со значимыми экологическими проблемами. Понятие и классификация природных ресурсов. Понятие и сущность природопользования. Земельный, лесной, водный кадастр. Законы природопользования. Ресурсоистощающее природопользование. Ресурсные циклы. Накопление отходов в процессе переработки и потребления природных ресурсов. Принципы рационального природопользования и малоотходных технологий Коэффициенты полноты использования материальных ресурсов. Оценка возможности сокращения потребления ресурсов, определение экологических последствий использования природных ресурсов. Принципы создания малоотходного производства. Переработка и утилизация отходов. Механизмы сохранения биоразнообразия. Принципиально важным научным положением, накладывающим ограничения на человеческую деятельность, является сформулированный в кибернетике закон необходимого разнообразия. Биологическое разнообразие – это совокупность и гармоническое сочетание генофонда, его носителей, их эволюционно сложившихся комплексов. Биологическое разнообразие делится на три иерархические категории: разнообразие среди представителей тех же самых видов (генетическое разнообразие), между различными видами и между экосистемами. Исчезновение видов – это невосполнимая потеря генетических ресурсов. Основные формы проявления действия лимитирующих факторов. Территориальная охрана редких видов. Государственные заповедники. Государственные природные заказники. Национальные парки. К системе международных особо охраняемых природных объектов в границах Российской Федерации относятся: водно-болотные угодья, объекты всемирного природного наследия, выделенные и утвержденные в рамках реализации международной Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия, международные особо охраняемые природные территории, примыкающие к государственной границе Российской Федерации; участки, особо важные для охраны птиц. Естественная система «миграционных коридоров». Вольерное разведение редких видов. Репатриация в природу редких видов. Криоконсервация генома редких видов. Оптимизация взаимоотношений человека и животных. Наиболее актуальные пути сохранения редких видов. Международное сотрудничество в природоохранной сфере. Роль ООН. Особенности формирования природоохранной политики и национального природоохранного законодательства. Основные конвенции ООН в сфере охраны природы. Сохранение экосистем и природно-территориальных комплексов. Охраняемые территории. Приоритеты для охраны. Международные соглашения. Формирование систем ООПТ – важнейшее условие реализации концепции устойчивого развития. Мотивы создания сетей ООПТ. Основные функции объектов природно-заповедного фонда: синтетические, ресурсные, социально-экономические. Проектирование охраняемых территорий. Размер заповедника. Минимизация краевого эффекта и фрагментации. Коридоры в среде обитания. Управление охраняемыми территориями. Управление средой обитания. Прилегающие неохраняемые территории. Экология восстановления.
Здоровье человека является нормой реакции человека на действие факторов окружающей среды. Здоровье – это капитал, данный не только природой от рождения, но и теми условиями, в которых существуют организмы. Влияние природно-экологических факторов. Природные экологически зависимые аспекты патологий человека в зависимости от причин распадаются на категории. Влияние социально-экологических факторов на здоровье человека. Экологически зависимые причины заболеваемости и смертности. Оценка риска здоровья населения в связи с загрязнением окружающей среды. Воздействие антропогенных факторов окружающей среды на человека. Преобразование природы и здоровье человека. Изменение ландшафтов в результате антропогенной деятельности и эволюция природных очагов инфекционных болезней. Эпидемиологические последствия различных форм преобразования природы (земледелие, эксплуатация лесов и лесоустроительные работы, сооружение искусственных водохранилищ, орошение засушливых территорий, осушение переувлажненных и заболоченных регионов, интенсификация животноводства, строительные работы). Пути предупреждения негативных эпидемиологических последствий преобразования природы. Загрязнение окружающей среды и здоровье человека. Антропогенные факторы и механизмы их токсического действия на организм человека. Влияние физических факторов и химических факторов. Последствия воздействия мутагенных и канцерогенных веществ. Влияние биологических и других факторов. Комплексное воздействие антропогенных факторов (промышленности, транспорта, сельского хозяйства, прочих отраслей и сфер деятельности). Состояние и оптимизация среды обитания. Заболевания, вызванные антропогенным загрязнением окружающей среды. Проблемы качества жизни и экологической безопасности. Методы оценки экологического риска.
Международные конвенции и соглашения в области охраны окружающей среды. Экологическое законодательство Российской Федерации. Нормативная база в области проектирования хозяйственных и производственных объектов. Вопросы охраны окружающей среды как составная часть инвестиционного проекта. Принятие решения о размещении и сооружении промышленных и иных объектов на территории России. Обоснование экологических ограничений в предпроектной и проектной документации. Разрешения на пользование природными ресурсами. Нормирование в области охраны окружающей среды. Экологический паспорт природопользователя. Государственная и общественная
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 194; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.195.136 (0.014 с.) |