ТОП 10:

Целенаправленные действия в связи со значимыми экологическими проблемами.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине

 

Современные проблемы экологии и природопользования

 

Направление подготовки: 05.04.06

 

Экология и природопользование

Магистерская программа «Природопользование и охрана окружающей среды»

 

 

Тамбов 2016

 

Автор программы: ФГБОУ ВО ТГУ им. Г.Р. Державина, доцент, к.п.н. Дворецкая Татьяна Сергеевна

 

 

Эксперт:

Пантелеев Александр Николаевич - главный эксперт Тамбовского областного государственного бюджетного учреждения "Дирекция особо охраняемых территорий регионального значения"  
     

 

Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС ВО и утверждена на заседании кафедры химии и экологической безопасности «___»_____________20_____ года Протокол № ________.

Зав. кафедрой____________________________Цыганкова Л.Е.

 

Согласования междисциплинарных связей с обеспечиваемыми дисциплинами

№ п/п Наименование дисциплин, определяющих междисциплинарные связи Ф.И.О. ведущих преподавателей Место работы Семестр
1. Рациональное природопользование и охрана окружающей среды Завершинский А.Н. кафедра химии и экологической безопасности ТГУ им.Г.Р.Державина х          
2. Промышленная экология Рязанов А.В. кафедра химии и экологической безопасности ТГУ им.Г.Р.Державина     х      
                           

Цели освоения учебной дисциплины:формирование систематизированных знаний о важнейших экологических проблемах современности и путях их решения, воспитание экоцентристского мировоззрения, нравственного отношения к природе.

2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина «Современные проблемы экологии и природопользования» входит в раздел дисциплина относится к блоку Б1.В1.ОД.2. «Вариативная часть. Обязательные дисциплины» ФГОС ВО по направлению подготовки Экология и природопользование Магистерская программа «Природопользование и охрана окружающей среды» – 05.04.06.

Дисциплина изучается в 1семестре. Для успешного освоения дисциплины «Современные проблемы экологии и природопользования» магистранты должны владеть компетенциями, полученными при изучении дисциплин естественнонаучного цикла бакалавриата: «Основы природопользования», «Геоэкология», «Общая экология», «Экология человека и ее социальные аспекты», «Техногенные системы и экологический риск», «Прикладная экология», «Учение о гидросфере», «Учение об атмосфере».

Процесс изучения дисциплины «Современные проблемы экологии и природопользования» направлен на формирование следующих профессиональных (ПК-6)компетенций:

Формируемые компетенции Способностью диагностировать проблемы охраны природы, разрабатывать практические рекомендации по ее охране и обеспечению устойчивого развития
Структура компетенции: ПК -6
Знать: историю взаимоотношений человечества с окружающей средой; основные виды антропогенного воздействия на экосистемы; причины экологического кризиса современности; характеристику глобальных экологических проблем; возможные направления выхода их экологического кризиса; основные современные региональные проблемы на территории России и в мире. Высокий (превосходный) уровень возможные направления выхода их экологического кризиса; пути решения глобальных и региональных экологических проблем.
Повышенный (продвинутый) уровень получил представление об основах устойчивого развития человечества на глобальном и региональном уровнях; основных современных региональных проблемах на территории России и в мире.
Пороговый (базовый) уровень знает теоретико-понятийный аппарат дисциплины; причины экологического кризиса современности; характеристику глобальных экологических проблем.
Уметь: применять полученные знания в области практической экологии, научно-исследовательской и других видах деятельности; грамотно оценивать последствия хозяйственной деятельности для биосферы Земли, здоровья и благосостояния людей. Высокий (превосходный) уровень применять полученные знания в области практической экологии, научно-исследовательской и других видах деятельности.
Повышенный (продвинутый) уровень грамотно оценивать последствия хозяйственной деятельности для биосферы Земли, здоровья и благосостояния людей.
Пороговый (базовый) уровень владеет навыками сбора и анализа теоретической и эмпирической информации о процессах и явлениях, последствиях хозяйственной деятельности для биосферы
Владеть: основными методами и приемами исследовательской и практической работы в сфере природопользования и охраны природы, знать подходы и пути решения глобальных и региональных экологических проблем.   Высокий (превосходный) уровень навыки применения знаний в научной деятельности и решении практических задач в сфере природопользования и охраны природы
Повышенный (продвинутый) уровень навыки применения знаний при решении практических задач в области общей экологии, экологии организмов, человека
Пороговый (базовый) уровень опыт наблюдения и первичного исследования глобальных и региональных экологических проблем

3.Объём дисциплины и виды учебной работы

3.1.График изучения дисциплины

Вид учебной работы Часы
Всего Семестр
Общая трудоёмкость дисциплины х              
Аудиторные занятия                  
Лекции (Л) х              
Практические (семинарские) занятия (ПЗ) х              
Лабораторные занятия (ЛЗ)                  
Самостоятельная работа х              
зачет   х              

3.2. Содержание лекций:

Наименование темы Вид занятий  
лек. прак лаб. инд. сам. Всего Формы текущего контроля успеваемости
1. Тема 1. Биосфера как единая многокомпонентная система.         Экспресс-контроль
2. Тема 2. Проблема нестабильности биосферы.       Сообщения Решение ситуационных задач
3. Тема 3. Энергетический и сырьевой кризис.       Сообщения Решение ситуационных задач
4. Тема 4. Продовольственная проблема.       Сообщения Решение ситуационных задач
5. Тема 5. Экопатологии человека.Охрана здоровья и повышение уровня жизни населения.       Доклады Экспресс-контроль
6. Тема 6. Проблема сохранения биоразнообразия и биологической продуктивности биосферы.       Доклады Экспресс-контроль
7. Тема 7. Экологическая оптимизация форм природопользования.     Доклады Экспресс-контроль
Всего:      

 

4. Содержание дисциплины:

Экологическая история человечества. История взаимоотношения человека и природы: периодизация, экологические кризисы и экологические революции, демографический «взрыв» и научно- технический прогресс.

Биосфера как единая многокомпонентная система. Структура и границы, функциональная целостность биосферы. Биосферные ритмы. Временные вариации природных, антропогенных и социальных процессов. Человек в биосфере. Антропогенное преобразование биосферы. Глобальные изменения в геосферных оболочках Земли и их последствия для человека. Основные биохимические функции живого вещества. Основные свойства биосферы. Развитие и эволюция экосистемы. Характерные признаки сукцессии. Виды и типы сукцессий экологических систем. Закономерности сукцессионного процесса. Биогеохимические циклы углерода, азота, серы, фосфора. Распределение азота, серы, фосфора и углерода по различным компонентам биосферы. Антропогенное влияние на них и последствия

Экологические проблемы современности. Глобальные проблемы человечества. Критерии глобальности. Различные подходы к классификации глобальных проблем.

Связь экологических проблем с главными целями деятельности общества. Проблема ограниченности фонда сельскохозяйственных земель и обеспечения продуктами питания. Эрозия почв и рекультивация нарушенных почв. Опустынивание, закисление, заболачивание и засоление почв. Проблема ограниченности доступных ресурсов пресной воды. Пути поступления загрязняющих веществ в различные водоемы (поверхностные, подземные, Мирового океана) и основные негативные эффекты. Парниковый эффект и изменение климата, разрушение стратосферного озона, смог, закисление осадков. Проблема стабильности климатической системы Земли.

Степени проявления экологического кризиса. Анализ экологических последствий антропогенных воздействий позволяет разделить все их виды на положительные и негативные. Наиболее часто характеризуют три степени проявления экологического кризиса: загрязнение, нарушение равновесия и деструкция. Загрязнение может быть локальным, региональным и глобальным. Нарушение равновесия означает существенное уменьшение способности экосистем и биосферы к саморегуляции. Для установления равновесия между природными условиями и антропогенным влиянием необходимо вмешательство человека. Деструкция означает такую стадию разрушения экосистемы, при которой возобновление ее функций становится почти невозможным или требует значительных усилий людей на протяжении длительного периода времени.

Фонд оценочных средств

Оценочные средства составляются преподавателем при ежегодном обновлении банка средств. Количество вариантов зависит от числа обучающихся. Для организации контроля знаний студентов используется фонд оценочных средств, включающий в себя:

        • типовые задания
        • контрольные работы
        • тематику докладов, сообщений, рефератов, эссе

Перечень вопросов к зачету по курсу:

  1. Общие закономерности организации биосферы Земли.
  2. Проблема взаимоотношений человека, общества с окружающим миром в мировых религиях.
  3. Проблема взаимоотношений человека, общества с окружающим миром в художественных произведениях русских писателей.
  4. Экологические знания в формировании экологической культуры личности.
  5. Место и роль экологического сознания в формировании личности.
  6. Оптимизация и гармонизация взаимодействия человека и природы.
  7. Становление экологической этики, как важное условие гуманизации взаимоотношений природы и общества.
  8. Экодемографическая безопасность.
  9. Эстетическое восприятие природы и ее роль в натуралистическом мировоззрении.
  10. Основные философские концепции природы в русской философии.
  11. Своеобразие мифологического отношение к миру и природе.
  12. Технократический стиль мышления и его влияние на окружающую среду.
  13. Проблема выживания в современном мире.
  14. Социальные болезни как следствие социальных явлений.
  15. Фактор среды в развитии личности.
  16. Здоровье среды и устойчивое развитие.
  17. Социально-экологические аспекты взаимоотношений семьи и окружающей среды.
  18. Роль общечеловеческих ценностей во взаимодействии человека и природы.
  19. Проблема улучшения социальной среды человека.
  20. Методология экологических исследований.
  21. Эмпирические обобщения В.И. Вернадского.
  22. Диалектика противоречий между человеком и природой.
  23. Категория гармонии в решении экологических проблем.
  24. Вклад В.И. Вернадского в концепцию ноосферы.
  25. Природа как ценность.
  26. Условия формирования экологической культуры личности.
  27. Этико-экологические доктрины взаимоотношений человека и природы.
  28. Своеобразие поведения человека в естественной и социальной среде.
  29. Эволюция общества в его отношении к природе.
  30. Ноосферный гуманизм и экологические проблемы. Экологическое будущее России.
  31. Базовые принципы охраны природы
  32. История взаимоотношения человека и природы. Современные экологические проблемы.
  33. Концепция всестороннего анализа и контроля качества среды.
  34. Цель и задачи создания гидрометеорологической службы, ее роль в оценке качества среды
  35. Классификация и виды мониторинга.
  36. Антропогенное влияние на атмосферу.
  37. Трансграничный перенос загрязняющих веществ и кислотные осадки.
  38. Парниковый эффект и изменение климата: причины и последствия, современная дискуссия.
  39. Стратосферный озон и «озоновые дыры»: причины и последствия, современная дискуссия
  40. Вода – как ресурс и объект водопользования.
  41. Проблема дефицита пресной воды в мире
  42. Особенности загрязнения поверхностных вод и негативные эффекты
  43. Особенности загрязнения подземных вод и негативные эффекты
  44. Особенности загрязнения вод мирового океана и негативные эффекты.
  45. Механизмы самоочищения водоемов.
  46. Эвтрофикация водоемов
  47. Закисление водоемов.
  48. Влияние гидросооружений на природу.
  49. Эрозия почв (ветровая и водная)
  50. Опустынивание, вторичное засоление и заболачивание земель.
  51. Рекультивация нарушенных земель
  52. Особенности антропогенные влияния на живую природу.
  53. Красная книга (международная, национальные и региональные).
  54. Категории особо охраняемых видов.
  55. Подходы к определению редкости вида.
  56. Особо охраняемые природные территории.
  57. Сформулируйте и прокомментируйте основные принципы экоразвития.
  58. Укажите необходимые условия для реализации концепции экоразвития.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Дисциплина обеспечена учебно-методической документацией и материалами. Ее содержание представлено в сети Интернет или локальной сети вуза. Для обучающихся обеспечена возможность оперативного обмена информацией, обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.

Основная литература

 

  1. Брюхань Ф.Ф. Промышленная экология: учебник для студентов вузов / Ф. Ф. Брюхань, М. В. Графкина, Е. Е. Сдобнякова. - М. : ФОРУМ, 2012. - 208 с.
  2. Голицын А.Н. Промышленная экология и мониторинг загрязнения природной среды / А. Н. Голицын. - 2-е изд. испр. - М. : Оникс, 2011. - 336 с.
  3. Горелов А. А. Экология / А.А. Горелов. – М .: Академия, 2009. - 400 с.
  4. Дмитриев В. В., Жиров А. И., Ласточкин А. Н. Прикладная экология / В. В. Дмитриев, А. И., Жиров, А. Н. Ласточкин .- М. : Академия, 2008. - 608 с.
  5. Константинов В. М. Рациональное использование природных ресурсов и охрана природы/ В.М. Константинов, В.М. Галушин, И.А. Жигарев, Ю. Б Челидзе. - М.: Академия, 2009. - 272 с.
  6. Коробкин В.И. Экология : учебник для студентов вузов / В. И. Коробкин, Л. В. Передельский. - 15-е, изд., доп. и перераб. - Ростов н/Д : Феникс, 2009. - 602,[1] с
  7. Почекаева Е. И. Окружающая среда и человек /Е.И. Почекаева. - М.: Феникс, 2012. - 576 с.
  8. Промышленная экология: Учебное пособие / Б.С. Ксенофонтов, Г.П. Павлихин, Е.Н. Симакова. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ Инфра-М, 2013. - 208 с. [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://znanium.com
  9. Промышленная экология: Учеб. пособие для вузов / Пер. с англ. под ред. проф. Э. В. Гирусова. - М.: ЮНИТИДАНА, 2012. - 527 с. [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://znanium.com
  10. Пушкарь В.С. Экология: человек и биосфера: учеб. пособие для студ. вузов / В.С. Пушкарь, Л.В. Якименко. - Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2011. – 228 с.
  11. Хван Т.А., Шинкина М.В. Экология. Основы рационального природопользования : учебное пособие. - 5-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2011. - 319 с.
  12. Химия окружающей среды : учебное пособие /Под ред. Т. И. Хаханиной. - М. : Юрайт Высшее образование, 2010. - 129 с.
  13. Валова В.Д. Экология [Текст] : учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Дашков и К, 2012. - 359 с. 4. Маврищев В.В. Общая экология [Текст] : курс лекций. - 3-e изд. - Минск : Новое знание ; М. : ИНФРА-М, 2012. - 298 с
  14. Экологические основы природопользования [Текст]: учебное пособие / Л. С. Хорошилова, А. В. Аникин, А. В. Хорошилов ; Кемеровский гос. ун-т. - Кемерово : [б. и.], 2012. - 195 с.
  15. Дворецкая Т.С. Экология. Социальный аспект. Часть 2. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р.Державина, 2005.
  16. Коробкин В.И., Предельский П.В. Экология. Ростов-на-Дону. Изд-во «Феникс», 2001.
  17. Лосев А.В., Провадкин Г.Г. Социальная экология. М., 1998.
  18. Маркович Данило. Социальная экология. М., 1997.
  19. Ситаров В.А., Пустовойтов В.В. Социальная экология. М.: Изд. Центр "Академия", 2000.

 

Дополнительная литература

  1. Хандогина Е.К., Герасимова Н.А. и др. Экологические основы природопользования : учебное пособие. - М. : ФОРУМИНФРА-М, 2011. - 159с.
  2. Калыгин В.Г. Промышленная экология : учебное пособие для вузов. - 2-е изд. - М. : Academia, 2006. - 431 с.
  3. Марков Ю.Г. Социальная экология. Взаимодействие общества и природы : учебное пособие для вузов. - 2-е изд., испр. и доп. - Новосибирск : Сибирское университетское издательство, 2004. - 544 с.
  4. Братков В.В., Овдиенко Н.И. Геоэкология : учебное пособие для вузов. - М. : Высшая школа, 2006. - 271 с.
  5. Протасов В. Ф. Экологические основы природопользования : учебное пособие. - М. : Альфа-МИНФРА-М, 2012. - 302 с. 6. Брюхань Ф.Ф., Графкина М.В. и др.
  6. Промышленная экология : учебник. - М. : ФОРУМ, 2011. - 207 с
  7. Реймерс Н.Ф. Экология (теории, законы, правила, принципы и гипотезы). М., 1994.
  8. Социально-экологические проблемы регионов России/ Под общ. Ред. А.Т.Никитина, С.А.Степанова. М.: Изд-во МНЭПУ, 2001.
  9. Сперанская Л.В., Третьякова К.В. Международное право окружающей среды (Международное экологическое право). Учебное пособие. М.: Изд-во МНЭПУ, 1995.
  10. Экология, охрана природы, экологическая безопасность/Под ред. А.Т.Никитина, С.А.Степанова. М.: Изд-во МНЭПУ, 2000. 648 с.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине

 

Современные проблемы экологии и природопользования

 

Направление подготовки: 05.04.06

 

Экология и природопользование

Магистерская программа «Природопользование и охрана окружающей среды»

 

 

Тамбов 2016

 

Автор программы: ФГБОУ ВО ТГУ им. Г.Р. Державина, доцент, к.п.н. Дворецкая Татьяна Сергеевна

 

 

Эксперт:

Пантелеев Александр Николаевич - главный эксперт Тамбовского областного государственного бюджетного учреждения "Дирекция особо охраняемых территорий регионального значения"  
     

 

Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС ВО и утверждена на заседании кафедры химии и экологической безопасности «___»_____________20_____ года Протокол № ________.

Зав. кафедрой____________________________Цыганкова Л.Е.

 

Согласования междисциплинарных связей с обеспечиваемыми дисциплинами

№ п/п Наименование дисциплин, определяющих междисциплинарные связи Ф.И.О. ведущих преподавателей Место работы Семестр
1. Рациональное природопользование и охрана окружающей среды Завершинский А.Н. кафедра химии и экологической безопасности ТГУ им.Г.Р.Державина х          
2. Промышленная экология Рязанов А.В. кафедра химии и экологической безопасности ТГУ им.Г.Р.Державина     х      
                           

Цели освоения учебной дисциплины:формирование систематизированных знаний о важнейших экологических проблемах современности и путях их решения, воспитание экоцентристского мировоззрения, нравственного отношения к природе.

2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина «Современные проблемы экологии и природопользования» входит в раздел дисциплина относится к блоку Б1.В1.ОД.2. «Вариативная часть. Обязательные дисциплины» ФГОС ВО по направлению подготовки Экология и природопользование Магистерская программа «Природопользование и охрана окружающей среды» – 05.04.06.

Дисциплина изучается в 1семестре. Для успешного освоения дисциплины «Современные проблемы экологии и природопользования» магистранты должны владеть компетенциями, полученными при изучении дисциплин естественнонаучного цикла бакалавриата: «Основы природопользования», «Геоэкология», «Общая экология», «Экология человека и ее социальные аспекты», «Техногенные системы и экологический риск», «Прикладная экология», «Учение о гидросфере», «Учение об атмосфере».

Процесс изучения дисциплины «Современные проблемы экологии и природопользования» направлен на формирование следующих профессиональных (ПК-6)компетенций:

Формируемые компетенции Способностью диагностировать проблемы охраны природы, разрабатывать практические рекомендации по ее охране и обеспечению устойчивого развития
Структура компетенции: ПК -6
Знать: историю взаимоотношений человечества с окружающей средой; основные виды антропогенного воздействия на экосистемы; причины экологического кризиса современности; характеристику глобальных экологических проблем; возможные направления выхода их экологического кризиса; основные современные региональные проблемы на территории России и в мире. Высокий (превосходный) уровень возможные направления выхода их экологического кризиса; пути решения глобальных и региональных экологических проблем.
Повышенный (продвинутый) уровень получил представление об основах устойчивого развития человечества на глобальном и региональном уровнях; основных современных региональных проблемах на территории России и в мире.
Пороговый (базовый) уровень знает теоретико-понятийный аппарат дисциплины; причины экологического кризиса современности; характеристику глобальных экологических проблем.
Уметь: применять полученные знания в области практической экологии, научно-исследовательской и других видах деятельности; грамотно оценивать последствия хозяйственной деятельности для биосферы Земли, здоровья и благосостояния людей. Высокий (превосходный) уровень применять полученные знания в области практической экологии, научно-исследовательской и других видах деятельности.
Повышенный (продвинутый) уровень грамотно оценивать последствия хозяйственной деятельности для биосферы Земли, здоровья и благосостояния людей.
Пороговый (базовый) уровень владеет навыками сбора и анализа теоретической и эмпирической информации о процессах и явлениях, последствиях хозяйственной деятельности для биосферы
Владеть: основными методами и приемами исследовательской и практической работы в сфере природопользования и охраны природы, знать подходы и пути решения глобальных и региональных экологических проблем.   Высокий (превосходный) уровень навыки применения знаний в научной деятельности и решении практических задач в сфере природопользования и охраны природы
Повышенный (продвинутый) уровень навыки применения знаний при решении практических задач в области общей экологии, экологии организмов, человека
Пороговый (базовый) уровень опыт наблюдения и первичного исследования глобальных и региональных экологических проблем

3.Объём дисциплины и виды учебной работы

3.1.График изучения дисциплины

Вид учебной работы Часы
Всего Семестр
Общая трудоёмкость дисциплины х              
Аудиторные занятия                  
Лекции (Л) х              
Практические (семинарские) занятия (ПЗ) х              
Лабораторные занятия (ЛЗ)                  
Самостоятельная работа х              
зачет   х              

3.2. Содержание лекций:

Наименование темы Вид занятий  
лек. прак лаб. инд. сам. Всего Формы текущего контроля успеваемости
1. Тема 1. Биосфера как единая многокомпонентная система.         Экспресс-контроль
2. Тема 2. Проблема нестабильности биосферы.       Сообщения Решение ситуационных задач
3. Тема 3. Энергетический и сырьевой кризис.       Сообщения Решение ситуационных задач
4. Тема 4. Продовольственная проблема.       Сообщения Решение ситуационных задач
5. Тема 5. Экопатологии человека.Охрана здоровья и повышение уровня жизни населения.       Доклады Экспресс-контроль
6. Тема 6. Проблема сохранения биоразнообразия и биологической продуктивности биосферы.       Доклады Экспресс-контроль
7. Тема 7. Экологическая оптимизация форм природопользования.     Доклады Экспресс-контроль
Всего:      

 

4. Содержание дисциплины:

Экологическая история человечества. История взаимоотношения человека и природы: периодизация, экологические кризисы и экологические революции, демографический «взрыв» и научно- технический прогресс.

Биосфера как единая многокомпонентная система. Структура и границы, функциональная целостность биосферы. Биосферные ритмы. Временные вариации природных, антропогенных и социальных процессов. Человек в биосфере. Антропогенное преобразование биосферы. Глобальные изменения в геосферных оболочках Земли и их последствия для человека. Основные биохимические функции живого вещества. Основные свойства биосферы. Развитие и эволюция экосистемы. Характерные признаки сукцессии. Виды и типы сукцессий экологических систем. Закономерности сукцессионного процесса. Биогеохимические циклы углерода, азота, серы, фосфора. Распределение азота, серы, фосфора и углерода по различным компонентам биосферы. Антропогенное влияние на них и последствия

Экологические проблемы современности. Глобальные проблемы человечества. Критерии глобальности. Различные подходы к классификации глобальных проблем.

Связь экологических проблем с главными целями деятельности общества. Проблема ограниченности фонда сельскохозяйственных земель и обеспечения продуктами питания. Эрозия почв и рекультивация нарушенных почв. Опустынивание, закисление, заболачивание и засоление почв. Проблема ограниченности доступных ресурсов пресной воды. Пути поступления загрязняющих веществ в различные водоемы (поверхностные, подземные, Мирового океана) и основные негативные эффекты. Парниковый эффект и изменение климата, разрушение стратосферного озона, смог, закисление осадков. Проблема стабильности климатической системы Земли.

Степени проявления экологического кризиса. Анализ экологических последствий антропогенных воздействий позволяет разделить все их виды на положительные и негативные. Наиболее часто характеризуют три степени проявления экологического кризиса: загрязнение, нарушение равновесия и деструкция. Загрязнение может быть локальным, региональным и глобальным. Нарушение равновесия означает существенное уменьшение способности экосистем и биосферы к саморегуляции. Для установления равновесия между природными условиями и антропогенным влиянием необходимо вмешательство человека. Деструкция означает такую стадию разрушения экосистемы, при которой возобновление ее функций становится почти невозможным или требует значительных усилий людей на протяжении длительного периода времени.

Целенаправленные действия в связи со значимыми экологическими проблемами.

Понятие и классификация природных ресурсов. Понятие и сущность природопользования. Земельный, лесной, водный кадастр. Законы природопользования. Ресурсоистощающее природопользование. Ресурсные циклы. Накопление отходов в процессе переработки и потребления природных ресурсов. Принципы рационального природопользования и малоотходных технологий Коэффициенты полноты использования материальных ресурсов. Оценка возможности сокращения потребления ресурсов, определение экологических последствий использования природных ресурсов. Принципы создания малоотходного производства. Переработка и утилизация отходов.

Механизмы сохранения биоразнообразия. Принципиально важным научным положением, накладывающим ограничения на человеческую деятельность, является сформулированный в кибернетике закон необходимого разнообразия. Биологическое разнообразие – это совокупность и гармоническое сочетание генофонда, его носителей, их эволюционно сложившихся комплексов. Биологическое разнообразие делится на три иерархические категории: разнообразие среди представителей тех же самых видов (генетическое разнообразие), между различными видами и между экосистемами.

Исчезновение видов – это невосполнимая потеря генетических ресурсов. Основные формы проявления действия лимитирующих факторов. Территориальная охрана редких видов. Государственные заповедники. Государственные природные заказники. Национальные парки. К системе международных особо охраняемых природных объектов в границах Российской Федерации относятся: водно-болотные угодья, объекты всемирного природного наследия, выделенные и утвержденные в рамках реализации международной Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия, международные особо охраняемые природные территории, примыкающие к государственной границе Российской Федерации; участки, особо важные для охраны птиц. Естественная система «миграционных коридоров». Вольерное разведение редких видов. Репатриация в природу редких видов. Криоконсервация генома редких видов.

Оптимизация взаимоотношений человека и животных. Наиболее актуальные пути сохранения редких видов.

Международное сотрудничество в природоохранной сфере. Роль ООН. Особенности формирования природоохранной политики и национального природоохранного законодательства. Основные конвенции ООН в сфере охраны природы.

Сохранение экосистем и природно-территориальных комплексов.Охраняемые территории. Приоритеты для охраны. Международные соглашения. Формирование систем ООПТ – важнейшее условие реализации концепции устойчивого развития. Мотивы создания сетей ООПТ. Основные функции объектов природно-заповедного фонда: синтетические, ресурсные, социально-экономические. Проектирование охраняемых территорий. Размер заповедника. Минимизация краевого эффекта и фрагментации. Коридоры в среде обитания. Управление охраняемыми территориями. Управление средой обитания. Прилегающие неохраняемые территории. Экология восстановления.

 

  1. Экопатология человека. Охрана здоровья и повышение уровня жизни населения

Здоровье человека является нормой реакции человека на действие факторов окружающей среды. Здоровье – это капитал, данный не только природой от рождения, но и теми условиями, в которых существуют организмы. Влияние природно-экологических факторов. Природные экологически зависимые аспекты патологий человека в зависимости от причин распадаются на категории. Влияние социально-экологических факторов на здоровье человека. Экологически зависимые причины заболеваемости и смертности. Оценка риска здоровья населения в связи с загрязнением окружающей среды.

Воздействие антропогенных факторов окружающей среды на человека. Преобразование природы и здоровье человека. Изменение ландшафтов в результате антропогенной деятельности и эволюция природных очагов инфекционных болезней. Эпидемиологические последствия различных форм преобразования природы (земледелие, эксплуатация лесов и лесоустроительные работы, сооружение искусственных водохранилищ, орошение засушливых территорий, осушение переувлажненных и заболоченных регионов, интенсификация животноводства, строительные работы). Пути предупреждения негативных эпидемиологических последствий преобразования природы. Загрязнение окружающей среды и здоровье человека. Антропогенные факторы и механизмы их токсического действия на организм человека. Влияние физических факторов и химических факторов. Последствия воздействия мутагенных и канцерогенных веществ. Влияние биологических и других факторов. Комплексное воздействие антропогенных факторов (промышленности, транспорта, сельского хозяйства, прочих отраслей и сфер деятельности). Состояние и оптимизация среды обитания. Заболевания, вызванные антропогенным загрязнением окружающей среды. Проблемы качества жизни и экологической безопасности. Методы оценки экологического риска.

 

  1. Экономические и правовые аспекты рационального природопользования

Международные конвенции и соглашения в области охраны окружающей среды. Экологическое законодательство Российской Федерации. Нормативная база в области проектирования хозяйственных и производственных объектов. Вопросы охраны окружающей среды как составная часть инвестиционного проекта. Принятие решения о размещении и сооружении промышленных и иных объектов на территории России. Обоснование экологических ограничений в предпроектной и проектной документации. Разрешения на пользование природными ресурсами. Нормирование в области охраны окружающей среды. Экологический паспорт природопользователя. Государственная и общественная







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.74.184 (0.017 с.)