Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экологические факторы и ресурсы среды

Поиск

Представления о физико-химической среде обитания организмов. Особенности водной, почвенной и воздушной сред. Абиотические и биотические факторы. Закон толерантности. Экологическое значение основных абиотических факторов: тепла, освещенности, влажности, солености, концентрации биогенных элементов. Лимитирующие факторы. Правило Либиха. Взаимодействие экологических факторов. Организмы – индикаторы качества среды. Коэволюция видов.

 

Глобальные экологические проблемы

Сущность экологической проблемы, ее основные составляющие и проявления. Глобальные и локальные экологические проблемы, проблемы экологии России.

Естественное и антропогенное загрязнение окружающей среды. Основные виды загрязнений, источники антропогенного загрязнения биосферы.

Рост народонаселения Земли и усиление антропогенных воздействий. Критерии экологического потенциала выживания и развития человечества. Проблемы урбанизации, бедных и богатых стран, мегаполисов и малых городов. Экологическая обстановка в России и Уральском федеральном округе.

Промышленный город как эколого-экономическая система. Антропогенные изменения в природе. Этапы изменения биосферы человеком.

Экологические кризисы и катастрофы. Соотношение понятий «экологический кризис» и «экологическая катастрофа». Взаимосвязь экологического и техногенного кризиса. Экологические кризисы в истории человечества. Современный экологический кризис. Нарушение экологической емкости территорий. Экологические природные и техногенные катастрофы. Зоны экологического бедствия. Локальная экологическая катастрофа.

Природоохранная политика

Правовые основы природоохранного законодательства. Система государственного управления качеством окружающей среды. Правовая охрана окружающей среды на стадиях хозяйственной деятельности человека. Экологические принципы рационального использования природных ресурсов. Основы экономики природопользования. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Стандарты ISO - 14000. Концепция устойчивого развития человеческого сообщества. Критерии устойчивого развития.

Человек в биосфере

Человек как биологический вид. Его экологическая ниша. Экология и здоровье человека. Экологический кризис. Ограниченность ресурсов и загрязнение среды как фактор, лимитирующий развитие человека. Переход от антропоцентризма к биоцентризму.

 

 

5.2 Разделы дисциплины и виды занятий

Перечень разделов дисциплины с указанием трудоемкости их освоения, в академических часах, видов учебной работы с учетом существующих форм освоения приведен в таблице 5.2.

Таблица 5.2 – Перечень разделов дисциплины с указанием трудоемкости их освоения

(форма обучения очная)

 

Разделы дисциплины Трудоемкость освоения раздела дисциплины, час.
Номер раздела Наименование раздела Семестр изучения Общая трудоемкость раздела, час Аудиторные занятия по данному разделу, час Лекции Практические занятия Лабораторные работы Самостоятельная работа студентов Контрольная работа (КР) Домашняя работа (ДР) Реферат Коллоквиум Подготовка к ауд. занятиям
5.1.1 Введение         -     - - - -  
5.1.2 Строение и функции биосферы                 - - -  
5.1.3 Экосистемы: закономерности существования и развития               -   - -  
5.1.4 Экология сообществ               - - - -  
5.1.5 Популяционная экология               - - - -  
5.1.6 Экологические факторы и ресурсы среды                 - - -  
5.1.7 Глобальные экологические проблемы               -   - -  
5.1.8 Природоохранная политика         -     - - - -  
5.1.9 Человек в биосфере         -     - - - -  
  Итого по дисциплине                        

 

 


 

6. Практические занятия и самостоятельная работа

Практические занятия

Наименования практических занятий с указанием разделов дисциплины, к которым они относятся, приведены в таблице 6.1.

Таблица 6.1 – Распределение практических занятий по разделам дисциплины

(форма обучения очная)

№ работы № раздела дисциплины   Наименование практических занятий Время на выполнение работы, час
  5.1.2 Строение и функции биосферы  
  5.1.3 Экосистемы: закономерности существования и развития  
  5.1.4 Экология сообществ  
  5.1.5 Популяционная экология  
  5.1.6 Экологические факторы и ресурсы среды  
  5.1.7 Глобальные экологические проблемы  
Итого  

 

Перечень тем домашних работ.

1. Домашняя работа № 1 «Экосистемы: закономерности существования и развития».

2. Домашняя работа № 2 «Глобальные экологические проблемы».

 

Перечень тем контрольных работ.

1. Контрольная работа № 1 «Строение и функции биосферы».

2. Контрольная работа № 2 «Экологические факторы и ресурсы среды».

 

Тематика курсового проектирования

Не предусмотрено

 

8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

8.1 Рекомендуемая литература

8.1.1 Основная литература

1. Экология, урбанизация, жизнь: Учебное пособие/В.Н.Новиков; Моск.гос.техн.ун-т им. Н.Э.Баумана. – М.:МГТУ им.Баумана, 2008. – 328 с.

2. Природопользование: Курс лекций для студентов вузов/И.М.Авраменко. – СПб.;М.;Краснодар:Лань. 2003.-128 с.

3. Большаков В.Н. Экология: Учебник. Изд. 2-е, перераб. и доп./ В.Н. Большаков, В.В. Качак, В.Г. Коберниченко [и др.]; Под. ред. Г.В. Тягунова, Ю.Г. Ярошенко. М.: Университетская книга, Логос, 2006. 504 с.

4. Природопользование: Курс лекций для студентов вузов/И.М.Авраменко. – СПб.;М.;Краснодар:Лань. 2003.-128 с.

5. Общая экология: Учебник для студентов вузов/А.К. Бродский.- Москва: Академия, 2006.-256 с.

6. Большаков В.Н. Экология: (Адаптированный курс для бакалавров)/ В.Н. Большаков, В.В. Качак, В.Г. Коберниченко [и др.]; Под. ред. Г.В. Тягунова, Ю.Г. Ярошенко. М.: КНОРУС, 2011. 377 с.

 

8.1.2 Дополнительная литература

1. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7 – Ф3 // Собрание законодательства Российской Федерации. № 36. Опубл. 9.09.2002 (офиц. изд.).

2. Пашков Е.В. Международные стандарты ISO 14000. Основы экологического управления / Е.В. Пашков, Г.С. Фомин, Д.В. Красный. М.: ИПК Изд-во стандартов, 1997. 464 с.

3. Реймерс Н.Ф. Охрана природы и окружающей человека среды: словарь-справочник / Н.Ф. Реймерс. М.: Просвещение, 1992. 320 с.

4. Об утверждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 17.12.1997 г. № 1300 // Собрание законодательства Российской Федерации. – 29.12.97. - № 52; Собрание законодательства Российской Федерации. – 10.01.2000. - № 2.

5. Дубовик О.Л. Экологическое право: учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. / О.Л. Дубовик. М.: «Проспект», 2007. 688 с.

6. Советкин В.Л. Природоохранные мероприятия в металлургии: учебное пособие / В.Л. Советкин, С.В. Карелов, С.В. Мамяченков [и др.]. Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2004. 241 с.

7. Советкин В.Л. Экологический мониторинг: учебное пособие / В.Л. Советкин, В.Г. Коберниченко, Ю.Г. Ярошенко [и др.]. Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2004. 241 с.

8. Экономические основы экологии: Методические указания к практическим занятиям / Е.Р. Магарил. Екатеринбург: УГТУ, 2003, 31с.

9. Магарил Е.Р. Экологические аспекты эксплуатации автомобильного транспорта: методические указания по курсу «Экология»/ Е.Р.Магарил //Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2005. 31 с.

 

Методические разработки кафедры

1. Основы общей экологи, текст лекций. Струкова Л.В., УГТУ-УПИ, 2000 г.

2. Методические указания к выполнению домашнего задания по курсу «Общая экология», Струкова Л.В., УрФУ, 2011 г.

3. Методические указания к выполнению контрольных работ по курсу «Общая экология», Струкова Л.В., УрФУ, 2011 г.

4. Методические указания по подготовки к практическим занятиям по курсу «Общая экология», Струкова Л.В., УрФУ, 2011 г.

 

9. Материально-техническое обеспечение дисциплины

9.1. Общие сведения

Лекционный материал изучается в аудитории с подключенным проектором на настенный экран.

9.2 Сведения об оснащенности дисциплины специализированным и лабораторным оборудованием

Лабораторные работы по дисциплине «Общая экология» не предусмотрены.

 

10. Методические рекомендации по изучению дисциплины

 

Рекомендации для преподавателя

- глубокое освоение теоретических аспектов тематики курса,

- ознакомление с новыми литературными источниками по тематике курса,

- постоянная корректировка структуры, содержания курса;

10.2 Рекомендации для студента

- обязательное посещение лекций ведущего преподавателя, поскольку лекции охватывают программный материал дисциплины и составляют основное методическое руководство при изучении дисциплины, оптимальным образом структурированное и скорректированное на современный материал;

- активная работа на лекционных и практических занятиях, а так же самостоятельная систематическая работа в период изучения дисциплины, как основа успешного её освоения.

 

10.3 Перечень контрольных вопросов для подготовки к итоговой аттестации по дисциплине

1. Каковы основные признаки живого?

2. Какие основные компоненты биосферы выделял В.И. Вернадский?

3. В чем состоит роль живых организмов в развитии биосферы?

4. Каковы основные функции биосферы?

5. Что такое большой и малый круговорот веществ?

6. Как распределяется солнечная энергия в биосфере?

7. Как происходит передача энергии и веществ в биосфере?

8. Какова структура экосистемы и ее характеристики?

9. Какие вам известны типы взаимосвязей и взаимоотношений организмов в экосистемах?

10. В чем заключается правило пирамид энергии?

11. Что такое биом? В чем отличие экосистем различных регионов России?

12. Что такое сукцессии? Какие у них характеристики?

13. В чем заключаются принципы функционирования экосистем?

14. Что такое популяция? Какова структура и динамика развития популяции?

15. Как определить экологическую нишу?

16. Что такое экологический фактор? Какие классификации экологических факторов известны?

17. Какие абиотические факторы являются важнейшими?

18. В чем особенность биотических факторов?

19. Какова роль антропогенного фактора?

20. Что такое адаптация и какова ее роль в биосфере?

21. В чем заключается толерантность организмов и от чего она зависит?

22. В чем сущность закона толерантности?

23. В чем состоит принцип коэволюции и каково значение коэволюции для развития видов?

24. Каковы основные задачи экологии человека?

25. В чем состоят основные отличия человека от высших животных?

26. В чем суть генетического и культурного наследия человека?

27. Чем отличается экосистема человека от других экосистем?

28. Какие факторы среды обитания особенно значимы для здоровья человека?

29. Что понимается под загрязнением биосферы?

30. Каковы основные загрязнители атмосферы, литосферы, гидросферы, Космоса?

31. Какие основные тенденции и прогнозы изменений биосферы под воздействием антропогенных факторов?

32. Какие техногенные процессы оказывают наибольшее негативное влияние на биосферу?

33. Какие основные особенности ухудшения экологической обстановки в России и в ее промышленно развитых регионах?

34. Каковы основные принципы обеспечения стабильности биосферы?

35. Что понимается под экологическими кризисами и катастрофами?

36. Каковы этапы экологических кризисов в развитии человечества?

37. Каковы признаки и различия природных и техногенных процессов в биосфере?

38. В чем особенности современного экологического кризиса?

39. В чем состоит сущность рационального природопользования?

40. Приведите формулировку экологических законов Коммонера.

41. Как классифицируют ресурсы биосферы?

42. Какие виды альтернативной энергетики вам известны?

43. Какие виды природоохранных норм и нормативов вам известны?

44. Чем отличаются санитарно-гигиенические нормативы от производственно-хозяйственных нормативов?

45. Что такое экологические лицензии и сертификаты?

46. В каких случаях производится ОВОС?

47. Что является предметом государственной экологической экспертизы?

48. Что такое экологический аудит?

49. В чем состоят предмет и задачи экологического мониторинга?

50. Каковы задачи экологического контроля?

51. В чем отличие экологического контроля от экологического аудита?

52. Какие методы и механизмы экономического регулирования природопользования вам известны?

53. Какие факторы следует учитывать при планировании природопользования с целью снижения антропогенной нагрузки на окружающую среду?

54. Что такое экологическое право и каковы его источники?

55. Что такое экологические правонарушения и какие виды ответственности за них применяются к виновным?

56. Какова последовательность построения системы управления качеством окружающей среды?

57. Каковы особенности государственной экологической политики в России?

58. В чем заключаются принципы международного сотрудничества в области охраны окружающей среды?

59. Каково значение принятых международных соглашений в области охраны окружающей среды?

60. Каковы критерии устойчивого развития?

61. Как формируется путь к устойчивому развитию?

62. Какие цели преследует концепция устойчивого развития?

63. Какие права и обязанности людей определены в принципах «Декларации Рио»?

64. Какие идеи отражены в документе «Повестка дня на ХХШ век?

65. Какие социальные аспекты необходимо учитывать в условиях устойчивого развития?

66. В чем состоят принципы реализации концепции устойчивого развития?

67. Перечислите основные принципы разработки и внедрения малоотходных и безотходных производств.

 

10.4 Перечень ключевых слов дисциплины

Таблица 10.1 – Ключевые слова разделов дисциплины

№ раздела Наименование раздела, темы Ключевые слова
5.1.1 Введение Термин экология, облиг биосферы, антропогенное воздействие
5.1.2 Строение и функции биосферы Биота, биоресурсы, биоразнообразие, живое вещество, гомеостаз, круговорот элементов, термодинамический процесс, ноосфера
5.1.3 Экосистемы: закономерности существования и развития Экосистемы биосферы, сукцессия, трофические уровни, первичная продукция, фотосинтез, автотрофы, гетеротрофы, пирамида продукции, пирамида биомасс, консументы, устойчивость
5.1.4 Экология сообществ Биоценоз, дикая природа, таксонометрия, симбиоз, мутуализм, конкуренция, комменсализм, сопряженная эволюция, видовая структура, динамика
5.1.5. Популяционная экология Биологический вид, межпопуляционные связи; численность, плотность, возрастной, половой состав, пространственное размещение; динамика популяций
5.1.6 Экологические факторы и ресурсы среды Среда обитания, абиотические и биотические факторы, толерантность, заменимые и незаменимые ресурсы, лимитирующие факторы, взаимодействие, экологическая ниша, качество среды
5.1.7 Глобальные экологические проблемы Виды энергии, выбросы, глобальная экология, глобальные экологические проблемы, экологический кризис, загрязняющие вещества, экологическая емкость
5.1.8. Природоохранная политика Аудирование, государственная экологическая экспертиза, законодательство, природопользование, международные стандарты, критерии устойчивого развития
5.1.9 Человек в биосфере Геоэкология, ограниченность ресурсов, антропоцентризм, биоцентризм, экологическая этика

Содержание

 

1. Цели и задачи дисциплины.. 3

2. Место дисциплины в структуре ООП.. 3

3. Требования к результатам освоения содержания дисциплины.. 4

4. Объем дисциплины и виды учебной работы.. 4

5. Содержание дисциплины.. 5

6. Практические занятия и самостоятельная работа. 9

7. Тематика курсового проектирования. 9

8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.. 9

9. Материально-техническое обеспечение дисциплины.. 11

10. Методические рекомендации по изучению дисциплины.. 11

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 282; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.242.39 (0.011 с.)