ТОП 10:

Экосистемы: закономерности существования и развития



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

 

 

Общая экология

 

Рекомендована Методическим Советом ФГАОУ ВПО УрФУ

для специальностей и направлений подготовки:

 

Специальность/Направление Специализация/профиль/программа Квалификация
Код Наименование Код Наименование Код Наименование
Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов   Промышленная экология Инженер-эколог

 

 

 

Екатеринбург 2012

 

 

Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (регистрационный номер 165 тех/дс от 17.03.2000 г.) для направления 656600 – Защита окружающей среды, и учебным планом специальности 280201 – Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов.

 

Рабочая программа составлена авторами:

:

№ п/п ФИО Ученая степень, ученое звание Должность Кафедра Подпись
Струкова Лариса Викторовна к.т.н. доцент химической технологии топлива и промышленной экологии  

 

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры:

  Наименование кафедры Номер протокола Дата ФИО заведующего кафедрой Подпись
Химической технологии топлива и промышленной экологии     С.Г.Стахеев  

 

 

Рабочая программа одобрена на заседании методического совета химико-технологического института

 

“____”_________2012 г., протокол №____.

 

 

Председатель методической комиссии _________В.Р. Миролюбов

 

 

Начальник отдела ресурсного обеспечения

образовательных программ ЦОТ _________Н.Н.Торопова

 

 

Аннотация содержания дисциплины

В дисциплине «Общая экология» рассматриваются основные понятия и законы экологии, учение о биосфере, закономерности существования и развития экологических систем, отношений организмов с окружающей средой. Освещаются глобальные экологические проблемы и прогнозы развития человечества. Даются основы природоохранной политики, экономики природопользования, экологические принципы рационального использования природных ресурсов. Показана необходимость формирования нового мировоззрения, экологической этики как обязательного условия устойчивого развития.

 

1. Цели и задачи дисциплины

Естественнонаучная дисциплина «Общая экология» преподается с целью формирования у студентов современного экологического мировоззрения, воспитания чувства личной ответственности и причастности к решению проблем охраны и защиты природы и устойчивого развития человечества.

Задачи курса:

ознакомить студентов с основами общей и социальной экологии, экологии человека, природопользования, экологической педагогики;

обеспечить непрерывность и преемственность экологического образования на стадиях общеобразовательной и профессиональной подготовки;

повысить уровень профессиональной компетентности студентов посредством установления системы межпредметных связей содержания курса с содержанием профилирующих дисциплин.

 

2. Место дисциплины в структуре ООП

2.1. Междисциплинарные связи с обеспечивающими (предыдущими) дисциплинами

Изучение дисциплины базируется на изучении и освоении курсов «Физика», а также на знании предмета фундаментальных химических дисциплин – органической, неорганической, физической химии.

 

2.2. Междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

1. Изучение дисциплины «Общая экология» создает базу для изучения профессиональных дисциплин экологического и эколого-экономического профиля.

 

3. Требования к результатам освоения содержания дисциплины

Процесс изучения дисциплины профессионального цикла «Общая экология» направлен на формирование и приращение следующих общекультурных и профессиональных компетенций:

· знание и понимание законов развития природы, общества и мышления и умение оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности;

· знание и понимание экологических проблем современности;

· способность применять экологические знания в процессе решения практических задач охраны окружающей среды и рационального природопользования.

В результате освоения дисциплины студент должен:

 

Знать:

· характеристику глобальных экологических проблем на современном этапе развития человеческого общества;

· механизм функционирования экологических систем разного иерархического уровня;

· принципы рационального природопользования;

· основные инженерные методы защиты окружающей среды;

Уметь:

· находить и грамотно интерпретировать экологическую информацию;

· классифицировать экологические факторы в конкретных экологических ситуациях;

· оценивать влияние естественных и антропогенных факторов на живые организмы, популяции, экологические системы;

· оценить характер влияния разных видов загрязнения окружающей среды на отдельные организмы, экологические системы и биосферу в целом;

· оценить влияние предприятия или территориально-промышленного комплекса на состояние окружающей среды;

 

Владеть:

· экологическими знаниями для решения вопросов охраны окружающей среды

 

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Виды учебной работы по дисциплине и формы итогового контроля знаний, с разбивкой объема работы по часам и семестрам для существующих форм обучения для данной профессиональной образовательной программы приведены в таблице 4.1.

 

 

Таблица 4.1 – Трудоемкость дисциплины в академических часах

(форма обучения очная)

 

Виды учебной работы, формы контроля Всего часов Учебные семестры
 
Общая трудоемкость по учебному плану -
Аудиторные занятия -
Лекции (Л) -
Практические занятия (ПЗ) -
Лабораторные работы (ЛР) - - -
Самостоятельная работа студентов (СРС) -
кол-во контр. меропр -
объем в часах -
Курсовой проект - - -
Курсовая работа - - -
Домашняя работа (ДР) -
Контрольная работа -
Подготовка к ауд. занятиям -
Вид итогового контроля (зачет, экзамен)   экзамен -
Трудоемкость в зачетных единицах 4,5 4,5 -

 

5. Содержание дисциплины

 

5.1 Содержание разделов дисциплины

Введение

Предмет экологии, структура экологических дисциплин, их историческое развитие. Антропоцентрический и биоцентрический подход к проблеме взаимоотношений «человек-природа». Экология как комплексная, междисциплинарная, мировоззренческая наука. Место экологии в системе естественных наук. Цели и задачи экологии как самостоятельной научной дисциплины.

 

Строение и функции биосферы

Понятие, состав и структура биосферы. Возникновение жизни на Земле и этапы эволюции биосферы. Учение В.И.Вернадского о биосфере, основные выводы. Суть концепции ноосферы, её достоинства и недостатки. Понятие антропосферы, техносферы, социосферы. Живое вещество, его свойства и функции в биосфере. Основные свойства биосферы. Гомеостаз биосферы. Формирование и развитие круговоротов элементов в природе. Трансформация энергии биологическими системами. Жизнь, как термодинамический процесс, первое и второе начала термодинамики, их значение для понимания процессов в биосфере.

Экосистемы: закономерности существования и развития

Понятие, структура экологической системы, связи организмов в экосистемах. Блоковая модель экосистемы. Основные типы экосистем. Продуктивность экосистем. Трофические уровни. Потери энергии при переходе с одного уровня на другой. Пирамиды продукции биомасс, энергии. Правило пирамид энергии. Взаимосвязи организмов в экосистемах. Типы взаимоотношений организмов. Динамика экосистем. Сукцессии.

Экологическая ниша. Правило конкурентного исключения. История развития экологической ниши человека. Влияние среды обитания на здоровье человека. Экологическая регуляция.

Экология сообществ

Биоценозы (сообщества), их таксономический состав и функциональная структура. Типы взаимоотношений между организмами: симбиоз, мутуализм, комменсализм, конкуренция, хищничество. Межвидовая конкуренция. Условия существования конкурирующих видов. Конкуренция и распространения видов в природе. Отношения «хищник-жертва». Сопряженные колебания численности хищника и жертвы. Видовое разнообразие как специфическая характеристика сообщества, динамика сообщества во времени. Сукцессия.

Популяционная экология

Популяция как элемент экосистемы. Закономерности существования и развития популяций. Динамика популяций, типы роста. Сопротивление среды. Значение видового разнообразия для повышения стабильности экосистем.

Природоохранная политика

Правовые основы природоохранного законодательства. Система государственного управления качеством окружающей среды. Правовая охрана окружающей среды на стадиях хозяйственной деятельности человека. Экологические принципы рационального использования природных ресурсов. Основы экономики природопользования. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Стандарты ISO - 14000. Концепция устойчивого развития человеческого сообщества. Критерии устойчивого развития.

Человек в биосфере

Человек как биологический вид. Его экологическая ниша. Экология и здоровье человека. Экологический кризис. Ограниченность ресурсов и загрязнение среды как фактор, лимитирующий развитие человека. Переход от антропоцентризма к биоцентризму.

 

 

5.2 Разделы дисциплины и виды занятий

Перечень разделов дисциплины с указанием трудоемкости их освоения, в академических часах, видов учебной работы с учетом существующих форм освоения приведен в таблице 5.2.

Таблица 5.2 – Перечень разделов дисциплины с указанием трудоемкости их освоения

(форма обучения очная)

 

Разделы дисциплины Трудоемкость освоения раздела дисциплины, час.
Номер раздела Наименование раздела Семестр изучения Общая трудоемкость раздела, час Аудиторные занятия по данному разделу, час Лекции Практические занятия Лабораторные работы Самостоятельная работа студентов Контрольная работа (КР) Домашняя работа (ДР) Реферат Коллоквиум Подготовка к ауд. занятиям
5.1.1 Введение -   - - - -
5.1.2 Строение и функции биосферы   - - -
5.1.3 Экосистемы: закономерности существования и развития   - - -
5.1.4 Экология сообществ   - - - -
5.1.5 Популяционная экология   - - - -
5.1.6 Экологические факторы и ресурсы среды   - - -
5.1.7 Глобальные экологические проблемы   - - -
5.1.8 Природоохранная политика -   - - - -
5.1.9 Человек в биосфере -   - - - -
  Итого по дисциплине  

 

 


 

6. Практические занятия и самостоятельная работа

Практические занятия

Наименования практических занятий с указанием разделов дисциплины, к которым они относятся, приведены в таблице 6.1.

Таблица 6.1 – Распределение практических занятий по разделам дисциплины

(форма обучения очная)

№ работы № раздела дисциплины   Наименование практических занятий Время на выполнение работы, час
5.1.2 Строение и функции биосферы
5.1.3 Экосистемы: закономерности существования и развития
5.1.4 Экология сообществ
5.1.5 Популяционная экология
5.1.6 Экологические факторы и ресурсы среды
5.1.7 Глобальные экологические проблемы
Итого

 

Рекомендации для преподавателя

- глубокое освоение теоретических аспектов тематики курса,

- ознакомление с новыми литературными источниками по тематике курса,

- постоянная корректировка структуры, содержания курса;

10.2 Рекомендации для студента

- обязательное посещение лекций ведущего преподавателя, поскольку лекции охватывают программный материал дисциплины и составляют основное методическое руководство при изучении дисциплины, оптимальным образом структурированное и скорректированное на современный материал;

- активная работа на лекционных и практических занятиях, а так же самостоятельная систематическая работа в период изучения дисциплины, как основа успешного её освоения.

 

10.3 Перечень контрольных вопросов для подготовки к итоговой аттестации по дисциплине

1.Каковы основные признаки живого?

2.Какие основные компоненты биосферы выделял В.И. Вернадский?

3.В чем состоит роль живых организмов в развитии биосферы?

4.Каковы основные функции биосферы?

5.Что такое большой и малый круговорот веществ?

6.Как распределяется солнечная энергия в биосфере?

7.Как происходит передача энергии и веществ в биосфере?

8.Какова структура экосистемы и ее характеристики?

9.Какие вам известны типы взаимосвязей и взаимоотношений организмов в экосистемах?

10.В чем заключается правило пирамид энергии?

11.Что такое биом? В чем отличие экосистем различных регионов России?

12.Что такое сукцессии? Какие у них характеристики?

13.В чем заключаются принципы функционирования экосистем?

14.Что такое популяция? Какова структура и динамика развития популяции?

15.Как определить экологическую нишу?

16.Что такое экологический фактор? Какие классификации экологических факторов известны?

17.Какие абиотические факторы являются важнейшими?

18.В чем особенность биотических факторов?

19.Какова роль антропогенного фактора?

20.Что такое адаптация и какова ее роль в биосфере?

21.В чем заключается толерантность организмов и от чего она зависит?

22.В чем сущность закона толерантности?

23.В чем состоит принцип коэволюции и каково значение коэволюции для развития видов?

24.Каковы основные задачи экологии человека?

25.В чем состоят основные отличия человека от высших животных?

26.В чем суть генетического и культурного наследия человека?

27.Чем отличается экосистема человека от других экосистем?

28.Какие факторы среды обитания особенно значимы для здоровья человека?

29.Что понимается под загрязнением биосферы?

30.Каковы основные загрязнители атмосферы, литосферы, гидросферы, Космоса?

31.Какие основные тенденции и прогнозы изменений биосферы под воздействием антропогенных факторов?

32.Какие техногенные процессы оказывают наибольшее негативное влияние на биосферу?

33.Какие основные особенности ухудшения экологической обстановки в России и в ее промышленно развитых регионах?

34.Каковы основные принципы обеспечения стабильности биосферы?

35.Что понимается под экологическими кризисами и катастрофами?

36.Каковы этапы экологических кризисов в развитии человечества?

37.Каковы признаки и различия природных и техногенных процессов в биосфере?

38.В чем особенности современного экологического кризиса?

39.В чем состоит сущность рационального природопользования?

40.Приведите формулировку экологических законов Коммонера.

41.Как классифицируют ресурсы биосферы?

42.Какие виды альтернативной энергетики вам известны?

43.Какие виды природоохранных норм и нормативов вам известны?

44.Чем отличаются санитарно-гигиенические нормативы от производственно-хозяйственных нормативов?

45.Что такое экологические лицензии и сертификаты?

46.В каких случаях производится ОВОС?

47.Что является предметом государственной экологической экспертизы?

48.Что такое экологический аудит?

49.В чем состоят предмет и задачи экологического мониторинга?

50.Каковы задачи экологического контроля?

51.В чем отличие экологического контроля от экологического аудита?

52.Какие методы и механизмы экономического регулирования природопользования вам известны?

53.Какие факторы следует учитывать при планировании природопользования с целью снижения антропогенной нагрузки на окружающую среду?

54.Что такое экологическое право и каковы его источники?

55.Что такое экологические правонарушения и какие виды ответственности за них применяются к виновным?

56.Какова последовательность построения системы управления качеством окружающей среды?

57.Каковы особенности государственной экологической политики в России?

58.В чем заключаются принципы международного сотрудничества в области охраны окружающей среды?

59.Каково значение принятых международных соглашений в области охраны окружающей среды?

60.Каковы критерии устойчивого развития?

61.Как формируется путь к устойчивому развитию?

62.Какие цели преследует концепция устойчивого развития?

63.Какие права и обязанности людей определены в принципах «Декларации Рио»?

64.Какие идеи отражены в документе «Повестка дня на ХХШ век?

65.Какие социальные аспекты необходимо учитывать в условиях устойчивого развития?

66.В чем состоят принципы реализации концепции устойчивого развития?

67.Перечислите основные принципы разработки и внедрения малоотходных и безотходных производств.

 

10.4 Перечень ключевых слов дисциплины

Таблица 10.1 – Ключевые слова разделов дисциплины

№ раздела Наименование раздела, темы Ключевые слова
5.1.1 Введение Термин экология, облиг биосферы, антропогенное воздействие
5.1.2 Строение и функции биосферы Биота, биоресурсы, биоразнообразие, живое вещество, гомеостаз, круговорот элементов, термодинамический процесс, ноосфера
5.1.3 Экосистемы: закономерности существования и развития Экосистемы биосферы, сукцессия, трофические уровни, первичная продукция, фотосинтез, автотрофы, гетеротрофы, пирамида продукции, пирамида биомасс, консументы, устойчивость
5.1.4 Экология сообществ Биоценоз, дикая природа, таксонометрия, симбиоз, мутуализм, конкуренция, комменсализм, сопряженная эволюция, видовая структура, динамика
5.1.5. Популяционная экология Биологический вид, межпопуляционные связи; численность, плотность, возрастной, половой состав, пространственное размещение; динамика популяций
5.1.6 Экологические факторы и ресурсы среды Среда обитания, абиотические и биотические факторы, толерантность, заменимые и незаменимые ресурсы, лимитирующие факторы, взаимодействие, экологическая ниша, качество среды
5.1.7 Глобальные экологические проблемы Виды энергии, выбросы, глобальная экология, глобальные экологические проблемы, экологический кризис, загрязняющие вещества, экологическая емкость
5.1.8. Природоохранная политика Аудирование, государственная экологическая экспертиза, законодательство, природопользование, международные стандарты, критерии устойчивого развития
5.1.9 Человек в биосфере Геоэкология, ограниченность ресурсов, антропоцентризм, биоцентризм, экологическая этика

Содержание

 

1. Цели и задачи дисциплины.. 3

2. Место дисциплины в структуре ООП.. 3

3. Требования к результатам освоения содержания дисциплины.. 4

4. Объем дисциплины и виды учебной работы.. 4

5. Содержание дисциплины.. 5

6. Практические занятия и самостоятельная работа. 9

7. Тематика курсового проектирования. 9

8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.. 9

9. Материально-техническое обеспечение дисциплины.. 11

10. Методические рекомендации по изучению дисциплины.. 11

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

 

 

Общая экология

 

Рекомендована Методическим Советом ФГАОУ ВПО УрФУ

для специальностей и направлений подготовки:

 

Специальность/Направление Специализация/профиль/программа Квалификация
Код Наименование Код Наименование Код Наименование
Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов   Промышленная экология Инженер-эколог

 

 

 

Екатеринбург 2012

 

 

Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (регистрационный номер 165 тех/дс от 17.03.2000 г.) для направления 656600 – Защита окружающей среды, и учебным планом специальности 280201 – Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов.

 

Рабочая программа составлена авторами:

:

№ п/п ФИО Ученая степень, ученое звание Должность Кафедра Подпись
Струкова Лариса Викторовна к.т.н. доцент химической технологии топлива и промышленной экологии  

 

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры:

  Наименование кафедры Номер протокола Дата ФИО заведующего кафедрой Подпись
Химической технологии топлива и промышленной экологии     С.Г.Стахеев  

 

 

Рабочая программа одобрена на заседании методического совета химико-технологического института

 

“____”_________2012 г., протокол №____.

 

 

Председатель методической комиссии _________В.Р. Миролюбов

 

 

Начальник отдела ресурсного обеспечения

образовательных программ ЦОТ _________Н.Н.Торопова

 

 

Аннотация содержания дисциплины

В дисциплине «Общая экология» рассматриваются основные понятия и законы экологии, учение о биосфере, закономерности существования и развития экологических систем, отношений организмов с окружающей средой. Освещаются глобальные экологические проблемы и прогнозы развития человечества. Даются основы природоохранной политики, экономики природопользования, экологические принципы рационального использования природных ресурсов. Показана необходимость формирования нового мировоззрения, экологической этики как обязательного условия устойчивого развития.

 

1. Цели и задачи дисциплины

Естественнонаучная дисциплина «Общая экология» преподается с целью формирования у студентов современного экологического мировоззрения, воспитания чувства личной ответственности и причастности к решению проблем охраны и защиты природы и устойчивого развития человечества.

Задачи курса:

ознакомить студентов с основами общей и социальной экологии, экологии человека, природопользования, экологической педагогики;

обеспечить непрерывность и преемственность экологического образования на стадиях общеобразовательной и профессиональной подготовки;

повысить уровень профессиональной компетентности студентов посредством установления системы межпредметных связей содержания курса с содержанием профилирующих дисциплин.

 

2. Место дисциплины в структуре ООП

2.1. Междисциплинарные связи с обеспечивающими (предыдущими) дисциплинами

Изучение дисциплины базируется на изучении и освоении курсов «Физика», а также на знании предмета фундаментальных химических дисциплин – органической, неорганической, физической химии.

 

2.2. Междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

1. Изучение дисциплины «Общая экология» создает базу для изучения профессиональных дисциплин экологического и эколого-экономического профиля.

 

3. Требования к результатам освоения содержания дисциплины

Процесс изучения дисциплины профессионального цикла «Общая экология» направлен на формирование и приращение следующих общекультурных и профессиональных компетенций:

· знание и понимание законов развития природы, общества и мышления и умение оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности;

· знание и понимание экологических проблем современности;

· способность применять экологические знания в процессе решения практических задач охраны окружающей среды и рационального природопользования.

В результате освоения дисциплины студент должен:

 

Знать:

· характеристику глобальных экологических проблем на современном этапе развития человеческого общества;

· механизм функционирования экологических систем разного иерархического уровня;

· принципы рационального природопользования;

· основные инженерные методы защиты окружающей среды;

Уметь:

· находить и грамотно интерпретировать экологическую информацию;

· классифицировать экологические факторы в конкретных экологических ситуациях;

· оценивать влияние естественных и антропогенных факторов на живые организмы, популяции, экологические системы;

· оценить характер влияния разных видов загрязнения окружающей среды на отдельные организмы, экологические системы и биосферу в целом;

· оценить влияние предприятия или территориально-промышленного комплекса на состояние окружающей среды;

 

Владеть:

· экологическими знаниями для решения вопросов охраны окружающей среды

 

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Виды учебной работы по дисциплине и формы итогового контроля знаний, с разбивкой объема работы по часам и семестрам для существующих форм обучения для данной профессиональной образовательной программы приведены в таблице 4.1.

 

 

Таблица 4.1 – Трудоемкость дисциплины в академических часах

(форма обучения очная)

 

Виды учебной работы, формы контроля Всего часов Учебные семестры
 
Общая трудоемкость по учебному плану -
Аудиторные занятия -
Лекции (Л) -
Практические занятия (ПЗ) -
Лабораторные работы (ЛР) - - -
Самостоятельная работа студентов (СРС) -
кол-во контр. меропр -
объем в часах -
Курсовой проект - - -
Курсовая работа - - -
Домашняя работа (ДР) -
Контрольная работа -
Подготовка к ауд. занятиям -
Вид итогового контроля (зачет, экзамен)   экзамен -
Трудоемкость в зачетных единицах 4,5 4,5 -

 

5. Содержание дисциплины

 

5.1 Содержание разделов дисциплины

Введение

Предмет экологии, структура экологических дисциплин, их историческое развитие. Антропоцентрический и биоцентрический подход к проблеме взаимоотношений «человек-природа». Экология как комплексная, междисциплинарная, мировоззренческая наука. Место экологии в системе естественных наук. Цели и задачи экологии как самостоятельной научной дисциплины.

 

Строение и функции биосферы

Понятие, состав и структура биосферы. Возникновение жизни на Земле и этапы эволюции биосферы. Учение В.И.Вернадского о биосфере, основные выводы. Суть концепции ноосферы, её достоинства и недостатки. Понятие антропосферы, техносферы, социосферы. Живое вещество, его свойства и функции в биосфере. Основные свойства биосферы. Гомеостаз биосферы. Формирование и развитие круговоротов элементов в природе. Трансформация энергии биологическими системами. Жизнь, как термодинамический процесс, первое и второе начала термодинамики, их значение для понимания процессов в биосфере.

Экосистемы: закономерности существования и развития

Понятие, структура экологической системы, связи организмов в экосистемах. Блоковая модель экосистемы. Основные типы экосистем. Продуктивность экосистем. Трофические уровни. Потери энергии при переходе с одного уровня на другой. Пирамиды продукции биомасс, энергии. Правило пирамид энергии. Взаимосвязи организмов в экосистемах. Типы взаимоотношений организмов. Динамика экосистем. Сукцессии.

Экологическая ниша. Правило конкурентного исключения. История развития экологической ниши человека. Влияние среды обитания на здоровье человека. Экологическая регуляция.

Экология сообществ

Биоценозы (сообщества), их таксономический состав и функциональная структура. Типы взаимоотношений между организмами: симбиоз, мутуализм, комменсализм, конкуренция, хищничество. Межвидовая конкуренция. Условия существования конкурирующих видов. Конкуренция и распространения видов в природе. Отношения «хищник-жертва». Сопряженные колебания численности хищника и жертвы. Видовое разнообразие как специфическая характеристика сообщества, динамика сообщества во времени. Сукцессия.

Популяционная экология

Популяция как элемент экосистемы. Закономерности существования и развития популяций. Динамика популяций, типы роста. Сопротивление среды. Значение видового разнообразия для повышения стабильности экосистем.







Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.233.215.196 (0.033 с.)