ТОП 10:

РАЗРАБОТКА И ПРИНЯТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЗНАЧИМЫХ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ



Структура курса.

№ п/п Раздел дисциплины семестр неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость в часах Формы текущего контроля по неделям семестра
Лекции Практические занятия семинары Самостоя-тельная работа
1. Методологические основы разработки управленческого решения. Природа процесса принятия решений. 1 - 3 - коллоквиум.
2. Условия и факторы, влияющие на процесс принятия экологически значимых управленческих решений. Целевая ориентация решений. 4 - 7 контрольная работа, коллоквиум.
3. Технологии, модели и организация процесса разработки управленческих решений. Методы анализа альтернатив. 8 - 11   индивидуальные задания, коллоквиум.
4. Планирование и топологические методы в технологии разработки управленческих решений. 12 - 14 индивидуальные задания.
Методология «мягких» систем. Принятие решений в процессе управления изменениями. Системная технология вмешательства.   15-17   контрольная работа, коллоквиум.
  ИТОГО:      
  Промежуточный контроль. Защита индивидуального задания – 2 часа.
  Итоговый контроль. Экзамен в 1 семестре.

 

Примечание: Контрольные работы – в рамках времени отведенного для практических занятий;

защита индивидуального задания – в рамках времени отведенного для семинаров.

 


Содержание курса

РАЗДЕЛ 1

Тема 1 Введение в теорию принятия решений (лекция - 2 часа, семинар – 2 часа)

Предмет дисциплины «Разработка и принятие экологически значимых управленческих решений». Роль и значение дисциплины в подготовке экологов-управленцев. Цели и задачи преподавания дисциплины. Место дисциплины в структуре ООП магистратуры. Методология изучения дисциплины. Системный подход к изучению дисциплины.

Пример задачи принятия решения. Голосование - один из методов экспертных оценок. Основные понятия теории принятия решений. Современный этап развития теории принятия решений. Первая, вторая и новая («третья») парадигма мышления и управления. Операционально замкнутые системы. Самоорганизующиеся системы. Два принципа самоорганизации. Собственное поведение системы. Экологичность процессов управления и принятия решений. Основные понятия теории принятия решений: задача принятия решений, решение, цель, ограничение, критерий, варианты, альтернативы; лицо, принимающее решение.

Тема 2 Последствия принятия решений для научно-технического и эколого-экономического развития (семинар - 2 часа)

Ретроспективный анализ развития фундаментальных и прикладных исследований по ядерной физике. О развитии науки и техники во второй половине ХХ века. О некоторых направлениях фундаментальной и прикладной науки Развитие математических методов исследования и информационных технологий

РАЗДЕЛ 2

Тема 3 Методы разработки решений в экологическом менеджменте (лекция - 2 часа, практическая работа - 4 часа)

Методы разработки и принятия решений (эвристические, коллективные, количественные). Принцип SMART. Метод «реструктурирование проблемы». Метод «побочное мышление». Метод «плюс-минус-интерес». Матрица оценок альтернатив в соответствии с критериями. Мозговой штурм. SWOT – анализ и метод экспертных оценок. Метод «Дельфи». Метод сценариев. Метод моделирования. Роль творческого и аналитического в процессе планирования.

Функции решения в методологии и организации процесса управления. Типология управленческих решений. Условия и факторы качества управленческих решений. Роль аналитика в процессе принятия решения. Технологическое обеспечение. Системы поддержки принятия решений.

Тема 4 Принятие решений при управлении инновационными проектами (семинар - 2 часа)

Подготовка и проведение нововведений - часть работы менеджера. Инструменты инновационного менеджмента. Инвестиционный менеджмент Дисконт-функция Оценки погрешностей характеристик финансовых потоков инвестиционных проектов и проблема горизонта планирования Практические вопросы реализации экологической оценки инновационных и инвестиционных проектов.

РАЗДЕЛ 3

Тема 5 Принятие решений на основе информационных систем и контроллинга (семинар - 2 часа, практическая работа – 2 часа)

Роль информации при принятии решений в стратегическом менеджменте Информационно-аналитическое обеспечение. Сущность контроллинга. Информационные системы управления предприятием/территорией (ИСУП, ИСУТ) Задачи ИСУ Место ИСУ в системе контроллинга. Перспективы совместного развития ИСУ и контроллинга.

Тема 6 Вероятностно-статистические методы описания неопределенностей в теории принятия решений (семинар - 2 часа, практическая работа – 2 часа)

Шкалы измерения и инвариантные алгоритмы Основные шкалы измерения Инвариантные алгоритмы и средние величины. Средние величины в порядковой шкале Средние по Колмогорову. Теория вероятностей и математическая статистика в принятии решений. Основы теории вероятностей Суть вероятностно-статистических методов принятия решений Случайные величины и их распределения Описание данных, оценивание и проверка гипотез Современное состояние прикладной статистики (типовые практические задачи и методы их решения).

РАЗДЕЛ 4

Тема 7. Процесс планирования в технологии разработки управленческих решений (семинар - 2 часа)

Пирамида планирования в стратегическом менеджменте: миссия, стратегические цели, задачи и конкретные задания. Проблема горизонта планирования и перспективная экологическая оценка в стратегическом менеджменте. Процесс планирования. Определение планирования. Компоненты плана. Схема процесса планирования. Карта ключевых событий и план-график. Диаграмма Ганта. Оценка времени, необходимого для осуществления действий.

Тема 8. Топологические методы в технологии разработки управленческих решений (лекция – 2 часа, практическая работа – 4 часа)

Методы сетевого планирования и управления. Основные понятия сетевого планирования и управления. Комплекс работ. Сетевая модель. Сетевой график. Работа, зависимость, событие. Правила построения сетевых моделей, графов, графиков. Упорядочивание сетевой модели. Нумерация событий и кодирование работ сетевого графика. Временные, стоимостные и ресурсные параметры сетевого графика. Расчет временных параметров сетевого графика. Оптимизация сетевого графика. Этапы переговоров по согласованию заданий.

РАЗДЕЛ 5

Тема 9 Методология «мягких» систем (семинар - 2 часа)

Методология «мягких» систем. Принцип «фундаментальной дополнительности». Классификация проблемных ситуаций. Системы «человеческой деятельности». Толковательный круг. Принятие решений в методологии «мягких» систем и собственное поведение системы.

Тема 10 Принятие решений в процессе управлении изменениями (семинар - 2 часа)

Управление изменением. Факторы и виды изменения. Диагностика потребности изменений. Модель Надлера-Ташмена. Уровни изменения. Диаграмма «анализ поля сил». Сопротивление изменениям. Способы преодоления сопротивления. Этапы осуществления изменений. Оценка изменения. Модель изменения. Принятие решений в процессе управлении изменениями. «Жесткие» и «мягкие» ситуации, их характеристики. Понятие сложности. Ограниченные и неограниченные изменения. Пространство для выбора метода изменений.

Тема 11 Системная технология вмешательства (практическая работа – 2 часа)

Системная технология вмешательства: идея, используемые техники, участники и организаторы процесса. Область эффективности системной технологии вмешательства. Местоположение в пространстве для выбора метода изменения проблемной ситуации, для которой эффективна системная технология вмешательства. Фазы системной технологии вмешательства. Общая модель системной технологии вмешательства. Примеры применения системной технологии вмешательства в практике государственного управления и принятия решений.

 

Образовательные технологии

 

Наряду с классическими технологиями обучения (лекции, семинары, и самостоятельная подготовка студентов) применяются и другие методы обучения, включающие:

  • лекции с применением мультимедийных средств, облегчающих понимание темы или вопроса. При чтении лекции используется презентации и интерактивная доска;
  • деловые игры, диспуты, мозговой штурм;
  • часть лекционного материала и материалов семинарских занятий доступны через сеть Интернет, режим доступа к которым сообщается обучающимся студентам, подобное самостоятельное обучение развивает способности к поиску и отбору студентами информации в сети Интернет;
  • режим собеседования с преподавателем, реализуемый через коллоквиумы позволяет кроме функции контроля, развивать у обучаемых навыки профессиональной речи;
  • самоконтроль, реализуемый посредством компьютерного тестирования и выполнения индивидуальных практических заданий, позволяет обучающимся самостоятельно оценивать собственный уровень знаний, наличие пробелов и вовремя их устранять, не дожидаясь контрольных процедур, осуществляемых по расписанию.

 

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной успеваемости, по итогам освоения дисциплины

Самостоятельная работа студентов строится на базе имеющихся в библиотеке ТГУ учебных пособиях и возможности почерпнуть информацию в сети Интернет. Контроль за усвоением материала осуществляется путем анализа контрольных работ, докладов на семинарах и индивидуальных заданий (проектов), устных контрольных вопросов, тестового контроля знаний.

 

Примерная тематика контрольных работ и докладов на семинарах

 

  • Классификация решений, принимаемых менеджером.

· Организационно-экономические и социально-психологические механизмы самоторможения экологических исследований.

· Оценка воздействия на окружающую природную среду и Государственная экологическая экспертиза, как инструменты принятия экологически значимых решений.

· Методы принятия решений, позволяющие повысить эколого-экономическую эффективность управления научно-техническим прогрессом.

· Оптимизационные постановки в вероятностно-статистических задачах принятия экологически значимых решений.

· Способы выбора весовых коэффициентов в задачах стратегического менеджмента.

· Проблема устойчивости выводов (по отношению к малым отклонениям исходных данных и субъективным «оцифровкам» качественных оценок) при решении проблем стратегического менеджмента.

· Методы построения суммарной оценки проекта по оценкам отдельных факторов.

· Проблема агрегирования значений единичных показателей при принятии решений.

· Классификация оптимизационных задач принятия решений.

· Оптимальность по Парето и методы решения многокритериальных задач. Решения, оптимальные по Парето.

· Многокритериальные задачи принятия решений: различные методы свертки критериев.

· Моделирование и экспертные оценки при принятии решений.

· Методы учета неопределенностей принятия решений: вероятностные модели, теория нечеткости, интервальная математика.

· Задачи оптимизации и нечеткие (социально-экологические) переменные.

· Имитационное моделировании и метод статистических испытаний (Монте-Карло) при принятии решений.

· Декомпозиция задач принятия решений.

· Методы теории игр (теория конфликтов), роль информации и равновесие по Нэшу в теории принятия решений.

· Информационные технологии поддержки принятия решений.

· Использование в теории риска интервального описания неопределенности.

· Использование в теории риска нечеткого описания неопределенности.

· Сочетание аддитивных и мультипликативных моделей при оценке риска.

· Роль экспертных оценок в менеджменте.

· Организация различных видов экспертных исследований.

· Сравнение очных и заочных (метод Дельфи) вариантов работы экспертов.

· Методы средних баллов при суммировании экспертных оценок.

· Согласование кластеризованных ранжировок в экспертных оценках.

· Методы теории люсианов в экспертных оценках.

· Классификация мнений экспертов и проверка согласованности.

· Использование люсианов в теории и практике экспертных оценок.

· Формирование итогового мнения комиссии экспертов.

· Расстояние по Кемени и медиана Кемени в экспертных оценках.

· Законы больших чисел в пространствах нечисловой природы.

  • Организация выборочного контроля исполнения решений.

· Сравните такие характеристики финансовых потоков инвестиционных проектов, как чистая текущая стоимость и предотвращенный экологический ущерб.

· Проблемы взаимодействия экологических органов и промышленных предприятий при принятии экологически значимых решений.

· Для инновации (по заданию преподавателя) проведите анализ поля сил, рассмотрите методы преодоления сопротивления инновации и оцените результат осуществления нововведения.

 

Примерная тематика индивидуальных заданий

 

· Спроектируйте систему разработки и применения экологически значимых управленческих решений в органах власти.

· Проведите исследование областей эффективного применения различных подходов, методов и технологий в процессах управления и принятия решений.

  • Проведите системный анализ конкретной ситуации на одном из предприятий и примените изученные Вами методы принятия решений для подготовки организационных или иных мероприятий по улучшению экологической обстановки. Оформите работу в виде доклада вышестоящему руководителю.

· Проведите исследование механизма разработки и принятия экологически значимых управленческих решений в органах власти (Например, в Департаменте природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области).

· На примере конкретной ситуации разработайте систему организации контроля за реализацией управленческих решений.

· Применение «мягких» методов в процессе принятия экологически значимых управленческих решений.

· Организационное обеспечение разработки и принятия экологически значимых управленческих решений.

· Принятие экологически значимых управленческих решений в системе «бизнес – власть».

· Государственный менеджмент: принятие экологически значимых управленческих решений и контроль за их исполнением.

· Обеспечение эколого-экономической эффективности управленческих решений.

· Проектирование эколого-экономической безопасности разрабатываемых управленческих решений.

· Разработайте процедуру применения экспертных оценок при сравнении эколого-экономической эффективности инвестиционных проектов.

· Разработайте бизнес-план проекта относящегося к деятельности по улучшению экологической обстановки городского объекта (очистка р. Ушайки, р. Киргизки, снижение выбросов в атмосферу одним из предприятий города, решение проблемы несанкционированной свалки в одном из районов города и т.д.).

· Исследуйте проблемы комбинированного применения различных методов принятия решений в конкретных прикладных работах.

· Спланируйте проведение инновации, связанной с уменьшением загрязнения атмосферного воздуха автотранспортом на перекрестке ул. Пушкина,
ул. Яковлева, используя инструменты инновационного менеджмента.

 

Постановка задачи.

Администрация Алтайского Края обратилась с просьбой захоронить на полигоне токсичных отходов 1500 тонн пестицидов вышедших из употребления, срок годности которых закончился. Алтай выделил на всю операцию 75 млн. руб.

Тонн 75 млн. руб.

В прошлом уже имелся опыт – принято в 2000 году 30 тон из Алтайского Края

и в 2002 242,5 тонны из Кемеровской области

Модель В. «Ящик Эджворта».

 

Два игрока могут обмениваться одним из двух видов ресурса. Начальное количество ресурсов у первого игрока x10 = 1, x20 = 0, у второго – y10 = 0, y20 = 1

Полезность первого игрока от обладания ресурсами – f1(x1, x2 ) = x1(x2 + 0.1),
второго – f2 (y1, y2 ) = ( y1 + 0.1) * y2 .

Задача В.1.Найти переговорное множество и контрактную кривую (множество оптимальных по Парето исходов обмена).

Задача В.2.Найти равновесие Вальраса данной игры (точка, в которой прямая цен касается одновременно линий уровня функций полезностей обоих игроков).

Задача В.3.Найти множество равновесий Нэша игры, в которой оба игрока одновременно называют объемы товаров для обмена, после чего сделка совершается при условии, что заявки совпали.

Задача В.4.Найти равновесия Штакельберга для игры, в которой сначала первый игрок предлагает объемы товаров для обмена, а второй игрок может или согласиться, или не согласиться на это предложение (в случае отказа обмен не происходит).

Задача В.5.Найти совершенные равновесия по подыграм для игры, в которой:

Этап 1. Первый игрок предлагает объемы товаров для обмена, а второй игрок может или согласиться, или не согласиться на это предложение. В случае приема предложения происходит обмен, в случае отказа:

Этап 2. Второй игрок предлагает свой вариант обмена, и первый игрок может или согласиться, или нет. Если первый игрок соглашается на обмен, то обмен происходит, но оба игрока теряют 0.1 единицу полезности. В противном случае обмен не происходит и оба игрока теряют 0.1 единицу полезности.

Задача В.6.Найти равновесия Штакельберга для игры, в которой сначала первый игрок заявляет цену, а второй игрок – объем первого товара для обмена по этой цене.

Задача В.7*.Придумать для данной постановки задачи игру, равновесие Нэша которой было бы единственно и совпадало бы с равновесием Вальраса.

 

РАЗРАБОТКА И ПРИНЯТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЗНАЧИМЫХ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

(Рабочая программа дисциплины)

 

Направление подготовки 022000.86 – Экология и природопользование

 

Квалификация выпускника

Магистр

Форма обучения очная

 

 

Томск 2011


Одобрено кафедрой экологического менеджмента БИ ТГУ

Протокол № _____ от «______» ________________2011 г.

Зав. кафедрой________________ ______проф._А.М. Адам._______

подпись расшифровка подписи

 

 

Рекомендовано методической комиссией Биологического института

 

Председатель методической комиссии ________________проф. М.В.Олонова._

«______» ________________2011 г.

 

 

Рабочая программа по курсу «Разработка и принятие экологически значимых управленческих решений» составлена на основе требований Федерального образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки 022000.86 – «Экология и природопользование», квалификация «магистр». Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 29.03.2010 № 243

 

 

Общий объем курса 108 часов. Из них лекционные 6 часов, семинарские занятия 16 часов, практические занятия и деловые игры 14 часов, самостоятельная работа студентов 72 часа. Экзамен в 1 семестре. Общая трудоемкость курса 3 зачетных единицы.

 

 

Автор Коняшкин Валерий Афанасьевич, ст. преподаватель.

Рецензент: д.т.н., к.б.н., проф. А.М. Адам,

 


1 Цели освоения дисциплины

Дисциплина «Разработка и принятие экологически значимых управленческих решений» наряду с другими дисциплинами междисциплинарного характера ориентирована на повышение гуманистической составляющей при подготовке специалистов и базируется на знаниях, полученных при изучении социально-эколого-экономических, естественнонаучных и общепрофессиональных дисциплин.

Целями освоения дисциплины «Разработка и принятие экологически значимых управленческих решений» являются: изучение основ теории и практики разработки управленческих решений при реализации которых, могут оказываться как положительные, так и отрицательные воздействия на экосистемы различных уровней, организации эффективной реализации этих решений и контроля за их исполнением в объеме, необходимом будущим специалистам для успешного решения задач управления в государственном и муниципальном управлении; овладение студентами техниками и технологиями принятия управленческих решений с учетом их экологической значимости; ознакомление с существующими системами и методами поддержки принятия управленческих решений, областями эффективности их применения.

Основной задачей изучения дисциплины является подготовка высококвалифицированных специалистов-экологов, умеющих разрабатывать управленческие решения на основе профессионального применения как формальных моделей управления и принятия решений в рамках концепции регулярного управления, так и неформальных моделей в рамках концепции управления изменениями таких, как методология «мягких» систем, системная технология вмешательства, организационное развитие, мета-модель и модель «точности».

Задачи дисциплины «Разработка и принятие экологически значимых управленческих решений» - вооружить будущих специалистов в области экологического менеджмента основами теории принятия управленческих решений, методами диагностики и анализа проблемных ситуаций, базирующихся на теории и практике оптимального управления и теории систем; показать, как проблемы и задачи принятия решений могут быть решены с позиций экологической значимости; подготовить их к активному участию в управлении с широким использованием арсенала современных методов, концепций, подходов и технологий управления и принятия решений.

 

2 Место дисциплины в структуре ООП магистратуры

Дисциплина «Разработка и принятие экологически значимых управленческих решений» является компонентом вариативной части профессионального цикла учебного плана подготовки магистра по направлению 022000.86 – «Экология и природопользование». Для успешного освоения дисциплины необходимы компетенции, сформированные у обучающихся в результате освоения дисциплин ООП подготовки бакалавра профессионального цикла. Студенты должны обладать знаниями в рамках таких дисциплин, как высшая математика, прикладная математика, информатика, статистика, экономика, общая, региональная и социальная экология, теория управления, экологический менеджмент, экологическое проектирование, экологическое право, информационные технологии управления, и др. Предполагается знакомство с методами моделирования и оптимизации, теории вероятностей и математической статистики, современными информационными системами.

При изучении дисциплины особое внимание уделяется вопросам повышения эффективности управления и принятия экологически значимых управленческих решений на основе использования новых технологий управления, базирующихся как на современных математических методах, так и на результатах и подходах к управлению поведенческих наук с учетом условий рыночной экономики и реформирования российской государственности.

 

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Разработка и принятие экологически значимых управленческих решений»:

В результате освоении дисциплины у обучающихся должна быть сформирована универсальная компетенция: использовать базовые знания экологии и природопользования в жизненных ситуациях, понимать причины возникновения неблагоприятных экологических последствий принятия решений в хозяйственной деятельности, уметь прогнозировать эти последствия и находить пути их предотвращения, нести ответственность за свои решения.

Данная дисциплина способствует формированию у обучающихся компетенций, предусмотренных ФГОС ВПО по направлению подготовки 022000 «Экология и природопользование», утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 29.03.2010 № 243:

1) общекультурных компетенций:

знание современных компьютерных технологий, применяемых при сборе, хранении обработке, анализе и передаче информации; способность самостоятельно использовать современные компьютерные технологии для решения научно-исследовательских и профессионально-технологических задач профессиональной деятельности (ОК-2);

способность и готовность к активному общению в научной, производственной и социально-общественной сферах деятельности; способность свободно пользоваться русским языком как средством делового общения; способностью к активной социальной мобильности (ОК-3);

владение методами оценки репрезентативности материала, объема выборок при проведении количественных исследований, статистическими методами сравнения полученных данных и определения закономерностей (ОК-4);

способность использовать углубленные знания правовых и этических норм при оценке последствий своей профессиональной деятельности, при разработке и осуществлении социально значимых проектов; использованием на практике навыков и умений в организации научно-исследовательских и научно-производственных работ, в управлении научным коллективом (ОК-5);

навыки самостоятельной работы и работы в коллективе, способность порождать новые идеи (ОК-6);

способность к использованию организационно-управленческих навыков в профессиональной и социальной деятельности (ОК-8);

2) профессиональных компетенций:

в научно-исследовательской деятельности:

способность формулировать проблемы, задачи и методы научного исследования; получать новые достоверные факты на основе наблюдений, опытов, научного анализа эмпирических данных; составлять аналитические обзоры накопленных сведений в мировой науке и производственной деятельности; обобщать полученные результаты в контексте ранее накопленных в науке знаний; формулировать выводы и практические рекомендации на основе репрезентативных и оригинальных результатов исследований (ПК-1);

глубокое понимание и творческое использование в научной и производственно-технологической деятельности знания фундаментальных и прикладных разделов специальных дисциплин ООП магистратуры (ПК-2);

владение основами проектирования, экспертно-аналитической деятельности и выполнения исследований с использованием современных подходов и методов, аппаратуры и вычислительных комплексов (ПК-3);

использование современных методов обработки и интерпретации экологической информации при проведении научных и производственных исследований (ПК-4);

в проектно-производственной деятельности:

умение разработать типовые природоохранные мероприятия (ПК-5);

способность проводить оценку воздействия планируемых сооружений или иных форм хозяйственной деятельности на окружающую среду (ПК-6);

умение диагностировать проблемы охраны природы, разрабатывать практические рекомендации по охране природы и обеспечению устойчивого развития (ПК-7);

знание нормативных документов, регламентирующих организацию производственно-технологических экологических работ (ПК-8);

способность методически грамотно разрабатывать план мероприятий по экологическому аудиту, контролю за соблюдением экологических требований, экологическому управлению производственными процессами (ПК-9);

в экспертно-аналитической и контрольно-ревизионной деятельности:

умение провести экологическую экспертизу различных видов проектного задания, осуществить экологический аудит любого объекта и разрабатывать рекомендации по сохранению природной среды (ПК-10);

в административной деятельности:

готовность осуществлять организацию и управление научно-исследовательскими и научно-производственными и экспертно-аналитическими работами с использованием углубленных знаний в области управления природопользованием (ПК-11);

 

В результате изучения дисциплины обучающийся должен:

· знать: теоретические основы принятия управленческих решений, моделирование; применение систем поддержки принятия управленческих решений и технологий управления;

· уметь: квалифицированно выполнять постановку управленческой задачи; осуществлять диагностику и анализ проблемных ситуаций; анализировать, определять цели, выбирать критерии, оценивать и выбирать альтернативный вариант решения; применять системы поддержки принятия решений с учетом их области эффективности разрабатывать и/или организовывать разработку вариантов управленческих решений в реальных условиях; творчески принимать управленческие решения и осуществлять контроль за их реализацией;

· владеть: практическими навыками разработки и принятия управленческих решений, применения технологий управления и принятия управленческих решений в конкретных условиях.

 


4 Структура и содержание дисциплины «Разработка и принятие экологически значимых управленческих решений»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часов

Структура курса.

№ п/п Раздел дисциплины семестр неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость в часах Формы текущего контроля по неделям семестра
Лекции Практические занятия семинары Самостоя-тельная работа
1. Методологические основы разработки управленческого решения. Природа процесса принятия решений. 1 - 3 - коллоквиум.
2. Условия и факторы, влияющие на процесс принятия экологически значимых управленческих решений. Целевая ориентация решений. 4 - 7 контрольная работа, коллоквиум.
3. Технологии, модели и организация процесса разработки управленческих решений. Методы анализа альтернатив. 8 - 11   индивидуальные задания, коллоквиум.
4. Планирование и топологические методы в технологии разработки управленческих решений. 12 - 14 индивидуальные задания.
Методология «мягких» систем. Принятие решений в процессе управления изменениями. Системная технология вмешательства.   15-17   контрольная работа, коллоквиум.
  ИТОГО:      
  Промежуточный контроль. Защита индивидуального задания – 2 часа.
  Итоговый контроль. Экзамен в 1 семестре.

 

Примечание: Контрольные работы – в рамках времени отведенного для практических занятий;

защита индивидуального задания – в рамках времени отведенного для семинаров.

 


Содержание курса

РАЗДЕЛ 1

Тема 1 Введение в теорию принятия решений (лекция - 2 часа, семинар – 2 часа)

Предмет дисциплины «Разработка и принятие экологически значимых управленческих решений». Роль и значение дисциплины в подготовке экологов-управленцев. Цели и задачи преподавания дисциплины. Место дисциплины в структуре ООП магистратуры. Методология изучения дисциплины. Системный подход к изучению дисциплины.

Пример задачи принятия решения. Голосование - один из методов экспертных оценок. Основные понятия теории принятия решений. Современный этап развития теории принятия решений. Первая, вторая и новая («третья») парадигма мышления и управления. Операционально замкнутые системы. Самоорганизующиеся системы. Два принципа самоорганизации. Собственное поведение системы. Экологичность процессов управления и принятия решений. Основные понятия теории принятия решений: задача принятия решений, решение, цель, ограничение, критерий, варианты, альтернативы; лицо, принимающее решение.

Тема 2 Последствия принятия решений для научно-технического и эколого-экономического развития (семинар - 2 часа)

Ретроспективный анализ развития фундаментальных и прикладных исследований по ядерной физике. О развитии науки и техники во второй половине ХХ века. О некоторых направлениях фундаментальной и прикладной науки Развитие математических методов исследования и информационных технологий

РАЗДЕЛ 2

Тема 3 Методы разработки решений в экологическом менеджменте (лекция - 2 часа, практическая работа - 4 часа)

Методы разработки и принятия решений (эвристические, коллективные, количественные). Принцип SMART. Метод «реструктурирование проблемы». Метод «побочное мышление». Метод «плюс-минус-интерес». Матрица оценок альтернатив в соответствии с критериями. Мозговой штурм. SWOT – анализ и метод экспертных оценок. Метод «Дельфи». Метод сценариев. Метод моделирования. Роль творческого и аналитического в процессе планирования.

Функции решения в методологии и организации процесса управления. Типология управленческих решений. Условия и факторы качества управленческих решений. Роль аналитика в процессе принятия решения. Технологическое обеспечение. Системы поддержки принятия решений.

Тема 4 Принятие решений при управлении инновационными проектами (семинар - 2 часа)

Подготовка и проведение нововведений - часть работы менеджера. Инструменты инновационного менеджмента. Инвестиционный менеджмент Дисконт-функция Оценки погрешностей характеристик финансовых потоков инвестиционных проектов и проблема горизонта планирования Практические вопросы реализации экологической оценки инновационных и инвестиционных проектов.

РАЗДЕЛ 3

Тема 5 Принятие решений на основе информационных систем и контроллинга (семинар - 2 часа, практическая работа – 2 часа)

Роль информации при принятии решений в стратегическом менеджменте Информационно-аналитическое обеспечение. Сущность контроллинга. Информационные системы управления предприятием/территорией (ИСУП, ИСУТ) Задачи ИСУ Место ИСУ в системе контроллинга. Перспективы совместного развития ИСУ и контроллинга.

Тема 6 Вероятностно-статистические методы описания неопределенностей в теории принятия решений (семинар - 2 часа, практическая работа – 2 часа)

Шкалы измерения и инвариантные алгоритмы Основные шкалы измерения Инвариантные алгоритмы и средние величины. Средние величины в порядковой шкале Средние по Колмогорову. Теория вероятностей и математическая статистика в принятии решений. Основы теории вероятностей Суть вероятностно-статистических методов принятия решений Случайные величины и их распределения Описание данных, оценивание и проверка гипотез Современное состояние прикладной статистики (типовые практические задачи и методы их решения).

РАЗДЕЛ 4







Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.75.196 (0.037 с.)