ТОП 10:

В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ



Брандина К.А., студентка 2 курса

(г. Витебск, УО «ВГУ им. П.М. Машерова»)

Научный руководитель – Амасович Н.В., кандидат педагогических наук, доцент

Начальная школа – самоценный принципиально новый этап в жизни ребенка: начинается систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении.

Экологическое воспитание младших школьников призвано способствовать изменению самого человека, его мировоззрения, стиля жизни, становлению нового типа культуры: не потребительской, а созидательной, главным отличительным признаком которой будет отношение к природе не только как к объекту воздействия, а как к субъекту взаимодействия. Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:

1) привитие детям эмоционально-чувственного восприятия природы;

2) воспитание личностной ответственности за происходящие процессы и принимаемые решения в области экологии;

3) становление деятельностной позиции личности.

Однако экологическое воспитание учащихся начальных классов всецело зависит не только от экологической культуры учителя, но и от его профессионально-педагогических умений. В частности, от владения педагогом новыми технологиями организации учебно-воспитательной деятельности детей. Одним из новых для педагогики является понятие технологии, часто встречающееся в педагогической литературе (научной, публицистической, учебной). Разнородность содержания, вкладываемого в это понятие различными авторами, говорит о том, что оно еще не достигло необходимой для правомерного использования степени сформированности. [1, с. 245]

Изучение феномена инновационных технологий позволило выделить ряд их безусловных преимуществ. Они реализуются как систематическая, целенаправленная, сознательно проектируемая деятельность, отличающаяся от неструктурированного элементарного исполнения, по-этому служат достижению цели с наименьшими затратами. Инновационная технология направлена на совершенствование мастерства педагога, его компетентности в области образовательных задач.

Творческий потенциал личности педагога формируется на основе накопленного им социального опыта, психолого-педагогических и предметных знаний, новых идей, умений и навыков, позволяющих находить и применять оригинальные решения, новаторские формы и методы и тем самым совершенствовать исполнение своих профессиональных функций. Только эрудированный и имеющий специальную подготовку учитель на основе глубокого анализа возникающих ситуаций и осознания сущности проблемы путем творческого воображения и мысленного эксперимента способен найти новые, оригинальные пути и способы ее решения. Но опыт убеждает, что творчество приходит только тогда и только к тем, кто добросовестно относится к труду, постоянно стремится к повышению профессиональной квалификации, пополнению знаний и изучению опыта лучших школ и учителей. [3, c. 25]

Костяком интерактивных подходов являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Основное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что они направлены не только и не столько на закрепление уже изученного материала, сколько на изучение нового. Современная педагогика богата целым арсеналом интерактивных подходов, среди которых можно выделить следующие:

ü творческие задания;

ü работа в малых группах;

ü обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры и образовательные игры);

ü социальные проекты и другие внеаудиторные методы обучения (социальные проекты, соревнования, радио и газеты, фильмы, спектакли, выставки, представления, песни и сказки);

ü разминки;

ü изучение и закрепление нового материала (интерактивная лекция, работа с наглядными пособиями, видео- и аудиоматериалами, «ученик в роли учителя», «каждый учит каждого», мозаика (ажурная пила), использование вопросов, Сократический диалог);

ü обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем («Займи позицию (шкала мнений)», ПОПС-формула, проективные техники, «Один — вдвоем — все вместе», «Смени позицию», «Карусель», «Дискуссия в стиле телевизионного ток-шоу», дебаты, симпозиум);

ü разрешение проблем («Дерево решений», «Мозговой штурм», «Анализ казусов», «Переговоры и медиация», «Лестницы и змейки») [4, c.1]

Младший школьный возраст имеет специфические возрастные особенности: неустойчивое внимание, преобладание наглядно-образного мышления, повышенную двигательную активность, стремление к игровой деятельности, разнообразие познавательных интересов.

Для того, чтобы поддержать в течение урока внимание детей, необходима организация активной и интересной мыслительной деятельности. В ходе наших наблюдений мы пришли к выводу, что деятельность при применении любых форм и методов без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. Оттого, как чувствует себя ученик в определенной ситуации, зависит объем усилий, которые он прилагает в своей учебе. Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду. Из своей практики мы установили, что развитие школьника происходит более интенсивно и результативно, если он включен в деятельность, соответствующую зоне его ближайшего развития, если учение вызывает положительные эмоции, а педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса доверительное, усиливающее роль эмоций и эмпатии.

Для развития устойчивой учебной мотивации и познавательной активности я применяю разнообразные методы деятельности учащихся: мультимедийные презентации, структурированные виртуальные игры, мультимедийные физкультминутки, заочные путешествия в мир экологии в форме мною разработанных фильмов и рекламных пауз.

Приведем один из фрагментов воспитательного мероприятия «Экологическое ассорти»:

«Сегодня у нас необычное занятие. Знаете ли вы, что такое “ассорти”? Это конфеты. Я принесла вам целую коробку конфет. Но эти конфеты необычные. Они разного цвета, но какого вы узнаете только тогда, когда развернёте их. Если вам достанется конфета зелёного цвета, вы отвечаете на вопрос по теме “Растения”, жёлтая - “Насекомые”, красная - “Звери”, остальные конфеты с сюрпризом.

В соревнованиях участвуют две команды: “Гав”, “Мяу”.

“Рыбы”

Заморочки из бочки

Если команда отвечает сразу, то получает 6 баллов, после первой подсказки – 3 балла, с помощью зала – 1 балл.

1 команда

- У этой рыбы фантастическая жадность. В её желудке находят не только других рыб, но и мышей, крыс, мелких птиц, часы, монеты. Что это за рыба?

Вопрос для зала

Ухвачу – ка! Проглочу – ка!

Щёлкает зубами … ( щука )

2 команда

- Это самая большая из пресноводных рыб, обитающая в России. У неё нет чешуи. Предпочитает жить на дне водоёма. Её не отличишь от бревна. У этой рыбы есть усы.

Вопрос для зала

Говорят один рыбак

В речке выловил башмак,

Но зато ему потом

На крючок попался … ( сом )

Конкурс художников “Где у рыбки глазки? Где у рыбки хвост?” ( с завязанными глазами )

Нарисуй глаз рыбки, сделай поворот кругом. Нарисуй плавник, чешуйки, присядь 2 раза. Развяжи шарф.»

Все это позволяет мне превратить приобретение знаний во внутреннемотивированный и радостный процесс и приводит в конечном итоге к качественным преобразованиям в педагогическом процессе.

Следовательно, залог успешности обучения младших школьников – это наличие устойчивой учебной мотивации и познавательной активности.

Каждый учитель продолжает дело своих предшественников, но учитель-творец видит шире и значительно дальше. Каждый учитель, так или иначе преобразует педагогическую действительность, но только учитель-творец активно борется за кардинальные преобразования и сам в этом деле является наглядным примером.

Нами определены факторы, обеспечивающие успех в применении инновационных технологий: подробное описание технологий- всех мероприятий с указанием их целей и задач, способов организации, сценарием варианта возможного проведения. Мы считаем, что технологии должны учитывать психолого-педагогическую специфику и режим жизни младших школьников только тогда она становится авторским видением воплощения учебной программы в повседневную реальность и позволяет получить желаемый эффект экологического воспитания младших школьников.

 

Список цитированных источников:

1. Смирнов, А.А. Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии. М., 2003. – 508 с.

2. Бордовская., Н.В. Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов – СПб: Издательство “ Питер”, 2000. - 304 с. -– (Серия «Учебник нового века»)

3. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.

4. http://ru.wikipedia.org/wiki/Интерактивные_подходы.

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-09-17; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.206.13.39 (0.013 с.)