Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Принципы формирования культуры здоровьяСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ
Башкова Л.Н., магистр (г. Витебск, УО «ВГУ им. П.М. Машерова») Научный руководитель – Кунцевич З.С., доктор педагогических наук
Основой организации любого учебно-воспитательного процесса являются его принципы. Принципы формирования основ культуры здоровья школьников в начальной и средней школе выступают в органическом единстве, образуя систему, в которую входят общедидактические и специфические принципы. Общедидактические принципы выступают как основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы формирования культуры здоровья учащихся в учебно-воспитательном процессе начальной и средней школе. К ним относятся следующие принципы. Принцип научности и связи теории с практикой, которыйпредписывает, чтобы все изучаемые знания по сохранению и укреплению здоровья давались в современной, доступной трактовке, а также предметом изучения были бы не только история здравоохранения и современные теории, но и прогнозы о возможных путях и условиях достижения баланса между человеком и его здоровьем. При этом, чтобы теория сохранения здоровья не осталась абстрактной, необходимо опираться на уже накопленный учащимися опыт собственной деятельности в данном направлении. Изучив некоторые теоретические положения, необходимо дать им выход в практику, вырабатывая у школьников умения и навыки применения полученных здоровьесохранных знаний в жизнедеятельности. Формами связи теории с практикой в начальной школе являются ссылки на факты, события, упражнения, экскурсии, обсуждения проблем, связанных со здоровьем. В средней школе, расширяя вышеназванные формы, также целесообразно применять практические и творческие работы, обсуждать возможные варианты решения проблем сохранения и укрепления здоровья. Принцип сознательности и активности нацеливает на формирование у учащихся глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к вопросам сохранения и укрепления здоровья и предполагает высокую степень самостоятельности, инициативы и творчества учащихся в вопросах сохранения и укрепления собственного здоровья и здоровья окружающих. В начальной школе повышению сознательности и активности способствует применение учителем специальных методических приемов, направленных на формирование культуры здоровья младших школьников: возбуждение интереса через выявление дефицита информации, эмоциональная окрашенность, игровая имитация, сопереживание и т.д. В средней школе, постепенно осознавая воздействие собственной здоровьесохранной деятельности на организм, младшие подростки через разрешение проблемных ситуаций учатся самостоятельно и творчески решать задачи сохранения и укрепления своего здоровья и здоровья окружающих. Принцип наглядности обязывает строить процесс формирования культуры здоровья школьников с максимальным использованием форм привлечения органов чувств учащихся. Он способствует направленному воздействию на функции сенсорных систем, участвующих в познавательном процессе. В начальной школе важно использование в процессе формирования культуры здоровья младших школьников таких видов наглядности, как естественная наглядность (натуральные предметы и объекты), изобразительная наглядность (рисунки, фотографии и др.), реальные модели. В средней школе, когда происходит переход к абстрактным понятиям, необходимой является абстрактно-символическая наглядность: схемы, таблицы, графики, символы. Такая наглядность помогает младшим подросткам постигнуть сущность здоровья и динамику его развития. Принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи знаний, умений и навыков, направленных на сохранение и укрепление здоровья, на основе которых формируется целостная научная картина мира. Современный учебно-воспитательный процесс построен таким образом, что ученик должен, во-первых, овладеть изучаемой теорией как системой, а во-вторых, из отдельных теорий и других элементов знания, опыта традиций он должен составить сначала частичную, а затем и полную картину мира. Формируя культуру здоровья учащихся, решение этих задач возможно только используя интеграцию знаний учебной дисциплины и знаний по сохранению и укреплению здоровья. Приемами, позволяющими повысить системность и последовательность знаний учащихся по сохранению и укреплению здоровья, являются следующие: в начальной школе - выделение главного, основной идеи, ведущих положений, существенных связей в процессе сохранения и укрепления здоровья; в средней школе – структуризация и синхронизация вопросов здоровья, выражаемые в виде схем и таблиц, а также компактная целостная подача темы или крупного «блока» учебного материала со здоровьесохранным содержанием. Принцип доступности требует меры трудности в вопросах сохранения и укрепления здоровья, преодолеваемой с помощью педагога в процессе рационально организованной деятельности в «зоне ближайшего развития» ученика. Принцип прочности требует не бессмысленного заучивания правил и норм сохранения здоровья, а запоминания учащимися исходных положений, ведущих идей, логику действий, направленных на сохранение и укрепление здоровья. Эффективность реализации преемственности в формировании культуры здоровья учащихся в учебно-воспитательном процессе начальной и средней школы возрастает не только при наполнении общедидактических принципов здоровьесохранным содержанием, но и при использовании ряда специфических принципов, выражающих специфические закономерности реализации преемственности в формировании культуры здоровья в начальной и средней школе. К ним относятся следующие принципы: - принцип комплексности, которыйобеспечивает целостность организации учебно-воспитательного процесса в начальной и средней школе и проявляется в содержательном и процессуальном аспектах реализации преемственности в формировании основ культуры здоровья учащихся в начальной и средней школе; - принцип интегративности, обеспечивающий активное использование знаний по сохранению и укреплению здоровья в курсах естественно-научных, гуманитарных и искусствоведческих дисциплин начальной и средней школы, и предполагающий синтез и развитие знаний младших школьников и младших подростков по учебной дисциплине одновременно с расширением знаний о сохранении и укреплении здоровья; - принцип единства здоровьесохранных знаний, умений, навыков и здоровьетворческого поведения учащихся, предполагающий одновременно с убеждением школьников в истинности и жизненной силе получаемых знаний, приобретение ими умений и навыков сохранения и укрепления своего здоровья и здоровья окружающих. Таким образом, организация учебно-воспитательного на основе вышеназванных принципов позволит без ущерба для здоровья осуществлять переход учащихся из начальной школы в среднюю, и будет способствовать формированию у них потребности в сохранении и укреплении своего здоровья и здоровья окружающих.
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Безмен Я.С., студентка 4 курса (г. Могилев, УО «МГУ им. А.А. Кулешова») Научный руководитель – Башаркина Е.А., доцент
В настоящее время исследование экологического образования школьников становится приоритетным направлением в педагогической теории и практике. Это связано с глобальными проблемами на нашей планете: быстрый рост народонаселения, а следовательно, проблема его обеспечения пищевыми продуктами, обеспечение промышленности минеральным сырьем, проблема энергетики и, конечно, загрязнение природной среды – все это создает угрозу существования самой жизни на земле. Одной из важнейших причин такого положения дел является экологическая неграмотность населения, неумение предвидеть последствия своего вмешательства в природу. Поэтому международные организации ЮНЕСКО и ЮНЕП поднимают вопрос о необходимости пересмотра содержания, сроков экологического образования в процессе подготовки специалистов на разных уровнях основного образования, а также посредством дополнительного образования. Сложившаяся экологическая обстановка в мире ставит перед человеком важную задачу – сохранение экологических условий жизни в биосфере. В связи с этим остро встает вопрос об экологической грамотности и экологической культуре нынешнего и будущего поколений. Поэтому экологическое воспитание подрастающего поколения должны осуществлять высококвалифицированные педагоги, вооруженные помимо специальных знаний, рядом эффективных методик, позволяющих комплексно воздействуя на личность ребенка, развивать все компоненты экологической культуры как качества личности в части общей культуры человека. «Экологическая культура» есть одно из проявлений общей культуры (от латинского cultura, что означает возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) [1]. Экологическая культура рассматривается учеными как культура единения человека с природой, гармоничного слияния социальных нужд и потребностей людей с нормальным существованием и развитием самой природы. Человек, овладевший экологической культурой, подчиняет все виды своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботится об улучшении окружающей среды, не допускает ее разрушения и загрязнения. Поэтому ему необходимо овладеть научными знаниями, усвоить моральные ценностные ориентации по отношению к природе, а также выработать практические умения и навыки по сохранению благоприятных условий среды. Следовательно, понятие «экологическая культура» сложное и многогранное. В начальной школе закладываются основы экологической культуры. Эта проблема, на наш взгляд, наиболее полно раскрывается в работах Л. П. Салеевой – Симоновой. По определению Л. П. Салеевой – Симоновой, экологическая культура – это качество личности, компонентами которой являются: - интерес к природе и проблемам ее охраны; - знания о природе и способах ее защиты и устойчивого развития; - нравственные и эстетические чувства по отношению к природе; - экологически грамотная деятельность по отношению к природной среде; - мотивы, определяющие деятельность и поведение личности в природном окружении. [4] - Экологическая культура проявляется в ответственном отношении к природе как к всеобщему условию и предпосылки материального производства, к объекту и предмету труда, естественной среде жизнедеятельности человека. Ученые Л.Д. Бобылева, А.Н. Захлебный, А.В. Миронов, Л.П. Печко выделяют разные компоненты этого качества. Экологическая культура, по мнению А.Н. Захлебного - это утверждение в сознании и деятельности человека принципов природопользования, обладание навыками и умениями решать социально-экономические задачи без ущерба для окружающей среды и здоровья людей.[2] Л.П. Печко считает, что экологическая культура включает: - культуру познавательной деятельности учащихся по освоению опыта человечества в отношении к природе как к источнику материальных ценностей, основе экологических условий жизни, объекту эмоциональных, в том числе и эстетических, переживаний. Успешность этой деятельности обусловлена развитием нравственных черт личности по отношению к природной среде на основе формирования умений принимать альтернативные решения;[3] - культуру труда, формирующуюся в процессе трудовой деятельности. При этом учитываются экологические, эстетические и социальные критерии при выполнении конкретных дел в различных областях природопользования; - культуру духовного общения с природой. Здесь важно развивать эстетические эмоции, умение оценивать эстетические достоинства как естественной, так и преобразованной природной сферы. Значимым периодом в формировании экологической культуры является младший школьный возраст. Младший школьный возраст – ответственный период жизни человека, так как именно здесь закладываются основы правильного отношения к окружающему миру. Младшие школьники получившие определенные экологические представления, будут бережней относится к природе. Последовательное экологическое воспитание в будущем отразится на оздоровлении экологической обстановки в нашей стране. Младший школьник по своей природе пытливый исследователь и открыватель мира. Перед ним откроется чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, если правильно вести работу по воспитанию экологической культуры. А такую возможность представляют буквально все учебные предметы. Уроки гуманитарного цикла дают интересный материал для формирования ответственного отношения учащихся к природе. Элементы экологической направленности можно использовать на любом этапе урока русского языка, например, при организации словарной работы. Большими возможностями для осуществления экологической культуры обладают уроки чтения и произведения писателей – натуралистов, включенные в учебники. Эти произведения позволяют формировать знания об объектах природы, о мотивах охраны природы. Можно рассказать детям об увлечениях природой В. Бианки, о роли природы в творчестве А. С. Пушкина, С. Есенина, М. Пришвина. Анализ лирических стихотворений развивает у детей умение сравнивать состояние природы в различное время года, видеть многообразие форм и настроений природы, эмоционально отзываться на ее красоту, формировать свое видение окружающего мира, видеть отношение человека к окружающему миру. Тесная связь на уроках музыки, произведений изобразительного искусства создает эмоциональный настрой, помогающий полнее и ярче воспринимать окружающий мир. Большой эмоциональный всплеск дают уроки изобразительного искусства и трудового обучения. На этих уроках дети не только учатся видеть красоту природы, но и изображать ее. При этом не просто изображать лес или речку, а показывать их своеобразие, характер. На уроках трудового обучения и дома дети изготавливают кормушки, накапливают корм. Наиболее богатые возможности по воспитанию экологической культуры нам предоставляют уроки природоведения и ознакомления с окружающим миром. Большой и разнообразный материал дают экскурсии. Уже в 1 классе на первой учебной неделе дети знакомятся с тем, что находится около школы, учатся наблюдать за природой. Учащиеся младшего школьного возраста проявляют высокий познавательный интерес к миру природы, и он может стать отправной точкой в воспитании экологической культуры на уроках окружающего мира. Необходимо, чтобы дети учились сопереживать, чтобы в них утвердилась мысль, что вся планета – наш дом и о нем надо заботиться. Важную роль в формировании экологической культуры играют беседы, которые учат взаимоотношениям с окружающей природной средой, культуре поведения в ней. На экскурсиях в природу, в наблюдениях за растениями и животными перед детьми раскрывается красота родной природы, ее неповторимость. Игра является одним из важнейших источников речевого и умственного развития. Она способствует закреплению знаний, облегчает восприятие излагаемых проблем и знаний, пробуждает интерес к познанию нового. Таким образом, формирование экологической культуры у младших школьников представляет собой важное направление в системе воспитательной работы школы. Формирование экологической культуры у младших школьников требует научно-теоретического знания и организационно-методического обеспечения данного процесса со стороны педагогического коллектива, активной экологически значимой позиции педагога, осуществляющего экологическое воспитание младших школьников.
Список цитированных источников: 1. Голубев, И.Р., Новиков, Ю.В. Окружающая среда и ее охрана / И.Р. Голубев, Ю.В. Новиков // Книга для учащихся – М.: Просвещение, 1995. – 192с. 2. Захлебный, А.Н. Состав понятий межпредметных связей в школьном природоохранительном просвещении / А.Н. Захлебный // Межпредметные связи в школьном природоохранительном просвещении – М., 1986. С.20-28. 3. Печко, Л.П. Воспитание у школьников эстетического отношения к природе / Л.П. Печко // Советская педагогика. – 1987. - №3. – С.29-32. 4. Салеева, Л.П. Формирование бережного отношения младших школьников к природе / Л.П. Салеева – М., 1978. – 49с.
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ И КОРРЕКЦИИ ДЕТСКО - РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Белобородова Е.И., студентка 4 курса (г. Гродно, УО «ГрГУ им. Я. Купалы») Научный руководитель – Чекина Е.В., кандидат педагогических наук
Детско-родительские отношения имеют большую социальную значимость, так как они определяют развитие и благополучие института семьи и общества в целом. Тенденции, характерные для современной семьи и, в частности, для родительства (феномен «социального сиротства», малодетность семьи, феминизация, ослабление воспитательной роли отцов, значительное снижение стабильности семьи и др.), заставляют обращать более пристальное внимание на данную сферу, разрабатывать новые научно обоснованные способы работы с родителями и их детьми. Очевидно, что психическое развитие детей возможно только в условиях взаимодействия с взрослым и во многом определяется характером его отношений с социальным окружением. Роль взрослого состоит в том, что он должен так участвовать в совместной деятельности, чтобы организация и регуляция, которую он вначале осуществляет, превратилась бы в саморегуляцию и самоорганизацию ребенка. Основываясь на теоретических положениях современной психолого-педагогической науки, мы разработали Программу развития и коррекции детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста. Цель данной программы – устранение возникающих в семьях, воспитывающих старших дошкольников, нарушений в системе детско-родительских отношений. Задачи программы: 1) развитие и коррекция эмоциональной сферы ребенка: формирование наиболее адекватной самооценки, приобретение уверенности в себе, обучение приемам саморегуляции психического состояния; 2) ориентация родителей на изменение стиля взаимоотношений в семье: выработка навыков адекватного и равноправного сотрудничества, способности к предотвращению и разрешению межличностных конфликтов; 3) устранение дезадаптивных форм поведения и обучение адекватным способам реагирования в проблемных ситуациях; 4) установление и развитие отношений партнерства и сотрудничества родителей с ребенком: формирование способности к эмпатии, к пониманию интересов и переживаний друг друга. Новизна представленной Программы определяется комплексным подходом к проблемам детско-родительских отношений, что позволяет освободить ребенка от негативных эмоциональных переживаний, совершенствовать его эмоциональный мир, обогащать поведенческий репертуар участников. Достаточно времени отводится на развитие свободного, творческого потенциала, выявление эмоциональности участников, их открытости и непосредственности, эмпатии, способности радоваться. Концептуальной основой Программы взаимодействия родителей с детьми является идея сотрудничества взрослого с ребенком. Новизна и оригинальность Программы заключается также в расширении спектра методов работы: «телесных» упражнений, направленных на эмоционально-физическое сближение ребенка с родителем, арткоррекции, психокоррекционных сказок. Программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста, в т.ч. имеющими нарушения поведения (эмоциональная нестабильность, повышенная впечатлительность, агрессивность, страхи и т.д.), и их родителями, в т. ч. испытывающими трудности в воспитании детей. Цикл включает 11 занятий. Каждое групповое занятие имеет определенную структуру и включает в себя разнообразные упражнения и приемы, направленные на решение задач программы. Остановимся подробнее на каждом элементе, включенном в общую структуру занятия. Приветствие в нашей программе – это важный момент работы с группой, позволяющий сплачивать участников, создавать атмосферу группового доверия и принятия. Разминка используется как средство воздействия на эмоциональное состояние участников, уровень их активности. Для этой цели используются специальные вводные психогимнастические упражнения, упражнения на развитие внимания, снятие напряжения, сокращения эмоциональной дистанции. В основной части занятия приоритет отдается многофункциональным техникам, направленным на развитие познавательных процессов, формирование социальных навыков, развитие эмоций, установление взаимоотношений между родителями и ребенком, динамическое развитие группы. Домашнее задание преследует целью создание мотивации умения работать самостоятельно, поддерживать себя в активной форме. В нем участвуют родители и ребенок. Задание помогает осмыслить то, что происходило на занятиях, и так как последние проходят мобильно, эмоционально, то при выполнении задания дома участники имеют возможность более осознано его прочувствовать. Последовательность упражнений предполагает чередование видов деятельности, смену психофизического состояния членов группы. Данная программа была апробирована нами на базе детских садов г. Гродно. Экспериментальную и контрольную группы представляли по 6 семей, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста и имеющих ряд проблем в системе детско-родительских отношений. Экспериментальная работа по внедрению программы развития и коррекции детско-родительских отношений велась в течение 2,5 месяцев. По ее окончании мы провели диагностический срез по определению состояния детско-родительских отношений в семьях дошкольников в контрольной и экспериментальной группах. В диагностической работе с детьми мы использовали рисуночный тест “Кинетический рисунок семьи” (Р.Бернс и С. Коуфман), в работе с родителями – тест “Родительское отношение к детям” (А.Я. Варга, В.В. Столин). Анализ рисунков показал, что в экспериментальной группе из 6 семей к высокому уровню детско-родительских отношений можно отнести 5 семей (83,34 %), на среднем уровне находится лишь 1 семья, низкий же уровень в данной группе не зафиксирован. В то время как в контрольной группе картина практически не изменилась: высокий уровень отношений не проявлен вообще, низкий уровень зафиксирован в 2 случаях (33,33%) из 6, средний уровень – в 4 (66,67%). По результатам тестирования родителей дошкольников в экспериментальной группе оптимальный уровень родительского отношения выявлен в 83,34% семей, нейтральный – в 16,66%, негативный уровень не выявлен вовсе. В контрольной группе оптимальный уровень родительского отношения не выявлен, нейтральный уровень отмечен в 33,33% семей, негативный уровень – в 66,67 % случаев. Таким образом, проведенное исследование подтвердило эффективность разработанной нами программы развития и коррекции детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста. Данная программа может быть с успехом использована в работе с воспитанниками дошкольных учреждений и их родителями в развивающих, профилактических и коррекционных целях.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-17; просмотров: 1069; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.102.165 (0.019 с.) |