Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Работа над скороговоркой как средствоСодержание книги
Поиск на нашем сайте
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДИКЦИОННЫХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Ковалевская Т.А., старший преподаватель Эсман А.Л., студентка 5 курса (г. Витебск, УО «ВГУ им. П.М. Машерова»)
Дикция характеризует произносительные качества звучащей речи. Работа над дикцией является неотъемлемой частью воспитания звуковой культуры речи младших школьников. Произносительная сторона речи усваивается ребенком постепенно. К началу дошкольного возраста речевой аппарат ребенка сформирован, функционирует и фонематический слух. Однако многие дети уже в школьном возрасте имеют различные нарушения дикции, то есть их речь невнятная, некоторые школьники не могут выговаривать все звуки. Есть много способов для того, чтобы усовершенствовать дикцию ребёнка. Цель данной статьи – показать некоторые приёмы работы над скороговоркой как средством совершенствования дикционных навыков младших школьников. Скороговорки, как известно, являются чрезвычайно благодатным материалом произносительных упражнений, так как они богаты звуковыми повторами, в них хорошо выражен ритм речи. Содержание скороговорок доступно для понимания младших школьников, дети легко их запоминают и, как правило, с интересом воспроизводят. Рассмотрим некоторые определения скороговорки. Интересна эволюция понятия «скороговорка» в разных изданиях «Словаря русского языка» С.Ожегова. Если в издании 1978 года даётся следующее определение: «Искусственно, ради забавы придуманная фраза с труднопроизносимым подбором звуков, которую нужно произнести быстро, не запинаясь», то уже в словарь 1990 года внесена важная поправка: «Скороговорка – специально придуманная фраза с труднопроизносимым подбором звуков, быстро проговариваемая шуточная прибаутка» [1]. Во втором определении исчезает утверждение «ради забавы придуманная». Это связано, в частности, с тем, что скороговорки взяли на вооружение учителя и логопеды, поэтому новые тексты разрабатываются не для забавы, а для коррекции и совершенствования речевого аппарата детей. Укажем наиболее важные требования при подборе скороговорок для совершенствования дикционных навыков. Разумеется, что скороговорка, выбранная для работы над дикцией, должна содержать звуки, которые следует «ставить» на каком-либо этапе. Однако, если рассматривать скороговорку только как тренировочный «министих», содержащий трудные звуки, значит обеднять развивающий и воспитательный потенциал скороговорки как речевого жанра. Обязательно следует обращать внимание на содержание скороговорок, прогнозировать воспитательное воздействие на учеников и значимость для формирования речевой культуры в целом. Важно также учитывать другие особенности скороговорок. Например, что скороговорки бывают короткие и длинные, рифмованные и нерифмованные, сюжетные и бессюжетные, логичные и абсурдные, с повторами и без повторов, «построенные» на одном звуке и на сочетаниях звуков, доступные детскому восприятию и не рассчитанные на него. Не многие жанры литературы могут состязаться со скороговорками в подобном разнообразии. Бондаренко А.А. утверждает, что работа над скороговоркой начинается с осмысления их содержательной стороны [2]. Так, лишь уяснив мысль, заложенную в стихотворной строке Э. Таккера «В школу пошёл – учись хорошо!», ученики смогут действенно выразить ее в звучащем слове, тренируясь, с одной стороны, в отчётливом произнесении согласного звука [ш] и дифференциации его со звуком [с’] (или [с]), близким по артикуляционно – акустическим признакам, а с другой – в литературном произношении глагола на – сь в форме повелительного наклонения ( учись). После этого идёт уже достаточно закрепившаяся последовательность проведения упражнений со скороговорками: 1-й этап: замедленное, преувеличенно четкое произнесение скороговорки, что представляет собой как бы ответ на вопрос: из каких слов состоит скороговорка? 2-й этап: произнесение скороговорки в обычном, нормальном темпе. 3-й этап: произнесение скороговорки в быстром темпе. М.Р.Львов предлагает наиболее широкую последовательность работы над скороговорками [3]: 1) медленное, размеренное произнесение скороговорки учителем; 2) осмысление содержательной стороны, сопровождаемое при необходимости наглядным материалом; 3) повторное, с усиленной (яркой, выпуклой) артикуляцией, произнесение скороговорки учителем; 4) обнаружение учащимися повторяющегося звука и хоровое размеренное произнесение; 5) индивидуальное произнесение в соответствии с действительной задачей, предложенными обстоятельствами; 6) анализ выполнения упражнения с точки зрения успешности решения дикционных и интонационных задач. Несмотря на некоторые отличия в последовательности работы, Бондаренко А.А. и Львов М.Р. считают, что при работе с младшими школьниками на уроке важно заботиться не о наращивании скорости проговаривания записанного текста, а о том, что В.И. Даль называл «чисторечием», т.е. о внятности, ясности и правильности произношения. Однако при самостоятельной тренировке во внеурочное время детям рекомендуется убыстрять темп проговаривания. Чтение скороговорки в разных темпах речи связывается с произнесением, различным по силе голоса: шёпотом, вполголоса, громко; при этом соблюдается общее правило проговаривания текста на выходе. Произносительные разминки не должны превращаться в чисто технический тренинг. На основе последовательности, предложенной Львовым М.Р., мы работали со скороговорками для улучшения дикции учащихся 3 класса. Приведём фрагменты уроков. Фрагмент урока 1: - Ребята, а теперь посмотрите на доску, здесь написана скороговорка. Сейчас мы попробуем выучить её и научиться быстро произносить, а главное произносить чётко, внятно, разборчиво, так, чтобы всё всем было понятно. - Сначала я прочитаю скороговорку медленно, чтобы вам всем было понятно, о чём в ней говорится.
Носит Сеня в сени сено, Спать на сене Будет Сеня. - Какие слова в скороговорке вам не понятны? (Сени, в сени. В деревенских избах и в старину в городских домах: помещение между жилой частью дома и крыльцом. Говорят: «Холодные сени») - Подумайте, о ком говорится в скороговорке. (О Сене.) - Что делает мальчик Сеня? (Носит сено в сени.) - А зачем он это делает? (Так как он будет спать.) - А сейчас послушайте внимательно ещё раз эту скороговорку. - Какие слова в скороговорке сходны по звучанию? (Сеня, сени, сено.) - Какие согласные звуки повторяются в скороговорке много раз? (Звуки [с] - [с’],[н]-[н’].) - Посчитаем, сколько раз произносится согласный звук [н’] (4 раза), согласный звук [н] (з раза), согласный звук [с’] (6 раз), согласный звук [с] (1 раз). - Попытаемся проговорить скороговорку медленно, все вместе хором 2 раза. - Теперь шёпотом про себя несколько раз – вначале медленно, потом всё быстрее и быстрее. - Кто может произнести вслух скороговорку в быстром темпе, а также чётко, ясно, так чтобы всем было понятно? - Молодцы, все смогли произнести скороговорку отчётливо и разборчиво. Поупражняйтесь дома в произношении скороговорки… Фрагмент урока 2: - А теперь посмотрите на доску, здесь написана скороговорка. - Сейчас мы попробуем выучить её и научиться быстро произносить, не забывая о правильном, отчётливом, разборчивом произнесении. Сначала я прочитаю вам скороговорку медленно, чтобы всем было понятно, о чём в ней говорится. Вдоль по улице одной Лодки плавали весной. Да пропали, прохудились - Под волной крутою скрылись… Разве это лодки?- Из газет пилотки. - Какие слова в скороговорке вам не понятны? (Пилотка – шапка, сделанная из газеты.) - Ребята, о чём говорится в скороговорке? (О лодках – пилотках) - Посмотрите на картинки, которые висят на доске. Какая из них больше всего подходит к нашей скороговорке? - А сейчас послушайте внимательно ещё раз скороговорку. - Какие согласные звуки повторяются в скороговорке много раз? (Звуки [л] - [л’].) - Посчитаем, сколько раз произносится согласный звук [л’]? (6 раз) - А сколько раз произносится согласный звук [л]? (5 раз) - Скажем скороговорку медленно, все вместе. - Теперь шёпотом про себя несколько раз – вначале медленно, потом всё быстрее и быстрее. Не забывайте о правильном произнесении каждого звука. - А теперь поиграем и посмотрим, как вы научились говорить скороговорку. - Играем по цепочке. Первый игрок произносит первую строчку скороговорки: Вдоль по улице одной… - Второй – первую и вторую: Вдоль по улице одной Лодки плавали весной. - Третий- первую, вторую и третью и т.д. - Каждый ученик должен принять участие в игре. Подобным образом нами была проведена работа над скороговорками на уроках литературного чтения в течении второй четверти, которая показала, что систематическая работа над скороговорками в указанной последовательности влияет на совершенствование дикционных навыков младших школьников, развивает их речевую культуру.
Список цитированных источников: 1. Ожегов, С.И., Шведова, Н.Ю. «Толковый словарь русского языка»; 2001. 2. Бондаренко, А.А. Работа над дикцией в начальных классах / А.А. Бондаренко // Начальная школа. - 1987. - № 1. - С. 30-35. 3. Львов, М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. – М., 2000.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-17; просмотров: 1224; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.37.219 (0.009 с.) |