Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формирование гражданственности младшихСодержание книги
Поиск на нашем сайте
ШКОЛЬНИКОВ
Серафинович О.К., студентка 5 курса (г. Гродно, УО «ГрГУ им. Я. Купалы») Научный руководитель - Тарантей Л.М., кандидат педагогических наук, доцент
В статье рассматриваются сущность и особенности гражданского воспитания младших школьников. Описывается исследовательская работа на констатирующем и формирующем этапе. Определяется эффективность использования разнообразных форм и методов формирования гражданственности младших школьников. Одной из наиболее актуальных проблем развития нашего государства является воспитание человека – гражданина, патриота, готового отдать свои знания, силы и умения во имя процветания нашего Отечества Республики Беларусь. На современном этапе развития общества будущее нашей республики во многом определяется не только интеллектуальным потенциалом ее граждан, но и их гражданской позицией. Воспитание гражданина является залогом развития государства, поэтому гражданское воспитание становится неотъемлимой частью образовательного процесса. Одной из задач образования в Республике Беларусь является воспитание гражданственности и патриотизма подрастающего поколения. В настоящее время школа является наиболее устойчивым институтом социализации личности, в котором учащиеся приобретают необходимую для полноценной гражданской жизни систему знаний, способов деятельности, ценностных ориентации, образцов поведения. В связи с этим воспитание гражданственности является одной из задач современной системы образования, которая нашла отражение в Кодексе Республики Беларусь "Об образовании" (от 1 сентября 2011года); в Программе непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2011-2015 годы и других нормативных документах. Изучение психолого-педагогической литературы показало, что проблема формирования у младших школьников гражданственности недостаточно подвергалось специальному исследованию. В основном занимались исследованием формирования гражданственности у подростков и молодежи. Вопросы формирования гражданственности подрастающего поколения нашли отражение в трудах отечественных педагогов К.В. Гавриловец, В.Т. Кабуша, В.В. Мартыновой, Б.В. Пальчевского, И.Ф. Харламова, И.Д. Чернышенко, В.Т. Чепикова, В.В. Буткевич и других [2]. Гражданственность интегративное качество личности, основными элементами которой являются нравственная, правовая и политическая культура, позволяющая человеку выполнять свои обязанности по отношению к своему государству, и уважительно относится к другим гражданам [1]. В структуре гражданственности выделяют следующие психологические компоненты: 1) потребностно-мотивационный – представляет собой систему доминирующих потребностей и мотивов деятельности и поведения; 2) интеллектуально-чувственный – определяет уровень развития сознания (знания, взгляды, убеждения, идеалы, эмоции и чувства); 3) поведенческо-волевой – выражает степень сформированности и устойчивости умений, навыков и привычек поведения, а также волевых свойств личности [1]. Однако все структурные компоненты тесно связаны между собой, взаимно обусловлены и функционируют как единое целое. Поэтому такое расчленение гражданственности на составляющие элементы является условным. Для формирования гражданственности первостепенное значение имеет учет возрастных особенностей и возможностей гражданского становления прав и обязанностей, норм поведения и деятельности школьника, а также дифференцированный подход к оценке знаний учащихся. В младшем школьном возрасте открываются широкие возможности для систематического и последовательного гражданского воспитания учеников. Младший школьный возраст является сенситивным периодом для воспитания положительных черт личности, в том числе и гражданственности [3]. Податливость, известная внушаемость детей, их доверчивость, склонность к подражанию и огромный авторитет, которым пользуется учитель, создают благоприятные предпосылки для успешного решения данной проблемы. Многие психологи (Л.С.Выготский, Л.И.Божович, Д.Б.Фельдштейн) считают, что именно в младшем школьном возрасте происходит активный процесс накопления знаний о положительном и отрицательном в жизни общества, о взаимоотношениях между людьми, о свободе выбора того, или иного способа поведения. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для развития чувства патриотизма, любви и преданности своей Родине [3]. В Программе непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь выделяются следующие условия воспитания гражданственности и патриотизма личности: – осознание учащимися сущности гражданственности, патриотизма, привитие уважения к историко-культурному наследию белорусского народа; – воспитание уважительного отношения к государственным символом (гербу, флагу, гимну Республики Беларусь); органам государственной власти страны; – повышение воспитательного потенциала учебных дисциплин; – развитие социально значимой деятельности обучающихся, педагогическая поддержка детских и молодежных общественных объединений, ученического самоуправления [4]. Процесс формирования гражданственности носит поэтапный характер и включает в себя: 1) стимулирование потребности учащихся в выработке гражданско-патриотических чувств и качеств; 2) углубленное разъяснение школьникам сущности и нравственной значимости для каждого человека таких качеств, как гражданственность и патриотизм; 3) активизацию соответствующих эмоционально-чувственных переживаний и выработку взглядов и убеждений, составляющих основу гражданско-патриотического сознания; 4) формирование у учащихся опыта патриотического поведения, активной гражданской позиции и готовности к деятельному участию в жизни общества; 5) развитие и укрепление способностей к проявлению волевых усилий, связанных с гражданско-патриотическим поведением и деятельностью школьников [2]. Для более точного выявления гражданственности в младшем школьном возрасте, нами была проведена исследовательская работа, которая заключалась в проведении анкетирования на констатирующем этапе, с целью изучения уровня сформированности гражданственности каждого младшего школьника. Исследование проводилось в 2010-2011 году на базе СШ №11 г. Гродно. Оно проводилось с учащимися 3-их классов. В исследовании приняло участие 44 человека (21 человек из 3 «А» класса и 23 из 3 «Б» класса). Экспериментальный класс – 3 «А», контрольный класс – 3 «Б». С детьми была проведена анкета на тему «Выявление гражданского кругозора». Нами были выделены следующие уровни, которые характеризуют гражданскую сферу младших школьников. Дети с высоким уровнем сформированности гражданственности имеют глубокие и устойчивые представления о Родине как о стране, где они родились и растут. Учащиеся осознают сущность гражданственности, патриотизма, с уважением относятся к историко-культурному наследию белорусского народа; к государственным символом (гербу, флагу, гимну Республики Беларусь); органам государственной власти страны; хорошо знают историю своей Родины и памятные места Беларуси. Проявляют интерес к национальным традициям и культуре своего народа. Стремятся узнавать что-то новое о своей стране, активно участвуют в общественной жизни. Респонденты со средним уровнем сформированности гражданственности имеют достаточно полные представления о своей стране, знают государственные символы и уважительно относятся к ним, имеют недостаточные знания о памятных местах и известных людях Беларуси. Проявляют интерес к событиям, происходящим в стране, к народной культуре. Дети с низким уровнем сформированности гражданственности имеют слабое представление о своей стране, знают государственные символы. Мало интересуются историей Родины, не проявляют интереса к национальным традициям и культуре своего народа. Результаты анкетирования показали, что 38% учеников из экспериментального класса имеют высокий уровень, средний уровень– 42%, низкий уровень –20%. В контрольном классе были получены следующие результаты: высокий уровень – 32%, средний уровень – 43%, низкий уровень – 25%учащихся. Данные диагностики уровня гражданской воспитанности свидетельствуют о необходимости целенаправленной работы по гражданскому воспитанию младших школьников в данных классах, направленной на повышение уровня сформированности гражданственности как интегративного качества. В связи с этим исходя из процесса формирования гражданственности нами была составлена и реализована программа по гражданскому воспитанию младших школьников, которая заключалась в усилении гражданской направленности учебных дисциплин в начальных классах, в организации внеклассной воспитательной работы с использованием разнообразных форм, методов и средств гражданского воспитания младших школьников. Программа «Маленький гражданин» проводилась в течение учебного года с учащимися 3 класса.Цель программы заключалась в том, чтобы способствовать формированию гражданственности младших школьников и развитию у учащихся активной гражданской позиции и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей. В соответствии с целью нами были поставлены следующие задачи проведения программы: - расширить знания учащихся о своей Родине, формировать ценностное отношение к своей стране, уважительное отношение к культуре; - создать эмоционально-положительную основу патриотических чувств: любви и преданности Родине; - расширить кругозор учащихся, обогащать их словарный запас; - углубить и расширить знания о символике белорусского государства: флаге, гербе, гимне; - научить применять усвоенные знания на практике, и осознавать себя гражданином своей страны. Мы использовали такие традиционные формы: урок, информационный час, классный час и следующие методы: беседа, устный журнал, конкурсы, игры-викторины. Гражданско-патриотическое воспитание осуществлялась нами в ходе учебной деятельности на уроках литературы, белорусского и русского языках. В структуре урока заложены огромные воспитательные возможности, так как отдельно взятая дисциплина оказывает влияние на формирование мировоззрения учащегося, его идейно-нравственные и гражданско-патриотические качества. Информационный и классный час проводились с нами с целью изучения государственной символики Республики Беларусь, расширения знаний учащихся о своей Родине, формирование ценностного отношения к своей стране. Проводимые нами беседы, устный журнал, игры-викторины были направлены на формирование у младших школьников патриотизма, ознакомление учащихся с подвигом участников Великой Отечественной войны 1941 –1945 г., с героическими судьбами близких родственников, а также на повышение интереса младших школьников к истории семьи, города, страны. Таким образом, как в учебной, так и внеучебной деятельности содержится большое количество форм и методов, которые используются для формирования гражданственности младших школьников. После реализации программы нами был проведен контрольный этап эксперимента с целью подтверждения эффективности авторской программы «Маленький гражданин». На данном этапе нами был изучен уровень сформированности гражданственности младших школьников после проведения программы. Исследование проводилось в конце марта 2011 года. Полученные данные отражены таблице 1. Таблица 1. – Динамика уровня сформированности гражданственности младших школьников ЭГ и КГ.
Сравнив первоначальные и конечные результаты КГ и ЭГ, можно сделать вывод о том, что в классе, в котором реализовывалась наша программа по формированию гражданственности, конечные результаты гораздо лучше, чем в классе, в котором данная программа не проводилась. Среди учеников ЭГ уже не было ребят с низким уровнем сформированности гражданственности, а среди КГ – 22% младших школьников. У младших школьников ЭГ высокий уровень возрос на 43%, а средний уровень снизился на 23%. В КГ значительных изменений не было: высокий уровень увеличился на 3%, средний уровень остался таким же, а низкий уровень снизился на 3%. В экспериментальном классе, где была реализована программа, у младших школьников сформировались достаточно глубокие для их возраста знания о Родине, государственных символах и бережное отношение к ним, знание знаменитых людей своей страны, уважение к историко-культурному наследию белорусского народа, осознание младшими школьниками сущности патриотизма, любви к своей Родине. Результаты проведенной работы свидетельствуют о том, что авторская программа «Маленький гражданин» является эффективным средством формирования гражданственности у учащихся младших классов. Гражданственность – качество личности, характеризующее её отношение с обществом, государством, выражающееся в осознании и реализации человеком своих прав и обязанностей по отношению к себе как личности, к своей семье, окружающим людям, Отечеству, планете. В младших классах у ребят формируются самые общие представления о Родине как о стране, где они родились и растут, представления школьников о патриотизме и гражданственности. Следует констатировать, что большинство исследований, посвященных проблеме гражданского воспитания, раскрывают особенности формирования гражданственности в подростковом и юношеском возрасте, а возможности младшего школьного возраста в становлении гражданского самосознания подрастающего поколения остаются малоизученными. Таким образом, актуальность темы данного исследования определяется несоответствием между общественно-социальной значимостью проблемы воспитания гражданственности младших школьников и ее освещением на страницах психолого-педагогической и методической литературы. Проведенная нами диагностика уровня гражданской воспитанности у младших школьников выявила необходимость разработки и проведению программы по гражданскому воспитанию младших школьников в данных классах, направленной на повышение уровня сформированности гражданственности как интегративного качества. Программа «Маленький гражданин» по гражданскому воспитанию младших школьников была направлена на усиление гражданской направленности учебных дисциплин в начальных классах, в организации внеклассной воспитательной работы с использованием разнообразных форм, методов и средств гражданского воспитания младших школьников. Разработанная нами программа формирования гражданственности младших школьников способствовало достижению высоких результатов в экспериментальном классе. Так, к концу эксперимента высокий уровень гражданственности стал составлять 81% респондентов (по сравнению с 38% в начале исследования), средний уровень - 19% (по сравнению с 42%), а младших школьников с низким уровнем сформированности гражданственности уже не было. По результатам проведенного исследования можно сделать вывод о том, что гражданственность у младших школьников можно сформировать в процессе учебной и внеучебной деятельности, используя различные формы и методы. Таким образом, программа «Маленький гражданин» является эффективной, поскольку были получены изменения в положительную сторону. Наше исследование показало, что программа «Маленький гражданин» по формирования гражданственности способствует формированию гражданственности как интегративного качества личности. Список цитированных источников: 1. Левко, А.И. Модель воспитания гражданственности и патриотизма в современных условиях / А.И Левко, Л.А. Худенко // Столичное образование. – 2002. – № 10. – С. 4 –9. 2. Лихачев, В.Т. Национальная идея и содержание гражданского воспитания / В.Т. Лихачев // Педагогика. – 1995. – № 4. – С. 10 – 15. 3. Ковалев, А.Г. Психология личности / А.Г. Ковалев. – Минск: Современное слово, 1990. – 196 с. 4. Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Респулике Беларусь на 2011-2015 годы. – Минск, 2011. – 40 с.
|
||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-17; просмотров: 1147; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.224.30 (0.009 с.) |