ТОП 10:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИА ПРИ ОБУЧЕНИИ МУЗЫКЕ



 

Позднякова Л.В.,студентка 6 курса

(г. Витебск, УО «ВГУ им. П.М. Машерова»)

Научный руководитель – Карташев С.А., кандидат педагогических наук, доцент

 

Информационные технологии открывают в сфере образования принципиально новые дидактические возможности. Использование современных технологий позволяет сделать обучение нацеленным на каждого ученика, разнообразным и насыщенным по формам деятельности, значимым по результатам. В настоящее время широкое распространение в обучении музыке получили мультимедиа технологии, которые являются одним из перспективных направлений процесса обучения. Мультимедиа технологии открывают широкие возможности по развитию таких психических процессов как восприятие, мышление, память, речь и воображение, а также способствуют развитию творческих способностей. Эффективность использования мультимедиа в обучении изучалась рядом авторов, таких как Бент Б., Рапуто А.Г., Шауцукова Л.З., Шлыкова. О.В. и др.

Существуют различные подходы к определению понятия мультимедиа. Мультимедиа (от англ. multimedia – многокомпонентная среда) – это собирательное понятие для различных компьютерных технологий, при которых используется несколько информационных сред, таких как графика, текст, видео, фотография, движущиеся образы (анимация), звуковые эффекты, высококачественное звуковое сопровождение. [1, с. 63] Мультимедиа – особый вид компьютерной технологии, объединяющей как статическую (текст, графику), так и динамическую информацию (речь, музыку, видеофрагменты, анимацию). [2, с. 368]

Мультимедиа является эффективной образовательной технологией благодаря присущим ей качествам интерактивности, гибкости и интеграции различных типов учебной информации, а также благодаря возможности учитывать индивидуальные особенности учащихся. Мультимедиа способствует стимулированию когнитивных аспектов обучения, таких как восприятие и осознание информации; повышению мотивации школьников к учебной деятельности; развитию навыков совместной работы и коллективного познания у обучаемых; развитию у учеников более глубокого подхода к обучению, и, следовательно, формированию более глубокого понимания изучаемого материала.

Основными видами электронных информационных средств образовательного назначения, которые могут быть основаны на использовании мультимедиа-технологий, являются: информационно-поисковые и справочные мультимедиа-системы; прикладные мультимедиа-энциклопедии; мультимедиа-средства для контроля и измерения уровня знаний, умений и навыков обучаемых; электронные тренажеры; мультимедиа-средства для математического и имитационного моделирования; мультимедиа-средства лабораторий удаленного доступа и виртуальных лабораторий; автоматизированные обучающие системы; электронные мультимедиа-учебники; экспертные обучающие системы; интеллектуальные обучающие системы. [3, c.74]

Музыкальные мультимедиа-средства предоставляют широкие возможности для обучения музыке, а их применение позволяет сделать изучение учебного материала увлекательным и наглядным. Анализируя различные подходы к использованию компьютеров в области музыкального образования, можно выделить следующие направления:

ü прослушивание и анализ музыкальных произведений;

ü создание музыки;

ü изучение истории и теории музыкального материала, который одновременно подается в виде текста, аудиозвучания, видеоизображения;

ü создание собственных музыкальных программ;

ü получение музыкальной информации посредством сети Интернет. [4, c.33]

Важным качеством обучающих мультимедиа-средств является органическая связь и сочетаемость с традиционными методами и приёмами обучения. Обучающие мультимедиа-средства рассчитаны на использование их в комплексе с другими имеющимися в распоряжении учителя методическими средствами.

Существующие мультимедийные программы, используемые при обучении музыке, можно классифицировать следующим образом: музыкальные редакторы; мультимедиа-энциклопедии; игровые программы; программы-тесты и викторины; комбинированные программы. [5, c. 97] Любая из представленных мультимедийных программ позволяет в комплексе решать основные задачи музыкального обучения и может использоваться на разных этапах обучения. Рассмотрим некоторые из них. Музыкальные редакторы, к примеру, предоставляют учащимся широкие возможности для экспериментирования с электронными звуками. Ученик может создать композицию, используя программу музыкального редактора «Note Worthy Composer». Работая в данном редакторе, учащиеся учатся не только записывать знакомые мелодии, но и создавать свои, подбирая необходимые средства музыкальной выразительности (ритм, темп, динамику, лад и др.).

Мультимедиа-энциклопедии в основном написаны как базы данных и предназначены для индивидуальной работы ученика с компьютером. Например, энциклопедия «Музыкальные инструменты» предоставляет информацию о любом инструменте мира, позволяет познакомиться с семействами музыкальных инструментов, а также с различными видами музыкальных ансамблей. Пользователь данной мультимедиа-энциклопедии получает возможность прочитать либо прослушать историю возникновения интересующего его музыкального инструмента, рассмотреть его строение, углубиться в изучение всей группы инструментов, к которой принадлежит данный инструмент, а также прослушать музыкальные произведения, написанные для этого инструмента разными композиторами.

Энциклопедические мультимедийные программы могут иметь место на следующих этапах урока: объяснение нового материала; формирование и усвоение умений и навыков; обобщение пройденного материала; повторение и закрепление знаний. Структура таких уроков будет зависеть от поставленной учителем цели, полученной информации о результатах усвоения материала, методах и приемах обучения, использованных на уроке, уровня подготовки и развития учеников.

Принципиально новые возможности для познания музыкальной культуры предоставляет телекоммуникационная технология, а именно Интернет. Благодаря сети Интернет, подбирая музыкальные учебные материалы, учащиеся знакомятся с фото, аудио и видео материалами, которые сопровождают текст. Получение и обработка через Интернет музыкальной информации становится новым направлением в развитии познавательного интереса учеников к музыке, а также одной из форм изучения мирового музыкального искусства.

Многие музыкальные музеи и оперные театры имеют свои страницы в сети Интернет, предоставляя уникальную возможность познакомиться с оперным искусством, насладиться музыкальными произведениями в исполнении известных певцов мировой оперной сцены, изучить репертуар театра. Так, на вебсайте театра Ла Скала (http://www.lascala.milano.it) можно найти фотографии оперных певцов, копии фрагментов партитур, аудио- и видеозаписи мастеров оперной сцены; в фойе музея можно познакомиться с уникальными экспонатами (например, пианино, на котором Джузеппе Верди брал первые уроки музыки); рассмотреть сцену за кулисами.

Интернет позволяет сделать мировое культурное наследие открытым для учащихся; получить доступ к современным оригинальным учебным материалам; значительного усилить индивидуализацию обучения; обеспечить информационной деятельностью преподавателя и учеников; развить музыкальный интерес учащихся; расширить дидактический потенциал учебного процесса; повысить эффективность обучения музыке.

Таким образом, среди направлений применения компьютеров в области музыкального образования можно выделить: прослушивание и анализ музыкальных произведений; создание музыки; изучение истории и теории музыки; создание собственных музыкальных программ; получение разной музыкальной информации с использованием сети Интернет.

Существующие мультимедийные программы, используемые при обучении музыке, можно классифицировать следующим образом: музыкальные редакторы; мультимедиа-энциклопедии; игровые программы; программы-тесты и викторины; комбинированные программы. Данные мультимедийные программы предоставляют широкие возможности для музыкального обучения, а их применение позволяет в комплексе решать основные задачи музыкального обучения и делает изучение учебного материала увлекательным и наглядным.

 

Список цитированных источников:

1. Шауцукова, Л.З. Информатика: учебное пособие / Л.З. Шауцукова. – Москва: Просвещение, 2004. – 416 с.

2. Шлыкова, О.В. Культура мультимедиа: учебное пособие / О.В. Шлыкова. – Москва: ФАИР-пресс, 2004. – 415 с.

3. Рапуто, А.Г. Развитие визуально-образного мышления и навыков эффективного применения средств мультимедиа у учителей-предметников / А.Г. Рапуто // Информатика и образование. – 2007. – №7. – С. 74-77.

4. Штепа, В. Компьютерные обучающие программы на уроках музыки /В. Штепа // Компьютер в школе и семье. – 1999. – № 3. – С. 33-37.

5. Бент, Б. Мультимедиа в образовании / Б.Бент.– Москва: Дрофа, 2007.– 221 с.







Последнее изменение этой страницы: 2016-09-17; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.169.76 (0.004 с.)